Список линкоров Германии


Немецкие военно-морские силы, в частности Kaiserliche Marine и Kriegsmarine императорской нацистской и Германии соответственно, построили серию линкоров в период с 1890-х по 1940-е годы. Для защиты своего побережья Северного и Балтийского морей в военное время Германия ранее построила ряд меньших по размеру броненосных кораблей , в том числе корабли береговой обороны и броненосные фрегаты . [ а ] [ 1 ] С восшествием на престол кайзера Вильгельма II в 1888 году Kaiserliche Marine начала программу военно-морской экспансии, подобающую великой державе . [ 2 ] Военно-морской флот немедленно настоял на строительстве четырех «Бранденбург» линкоров типа , за которыми вскоре последовали пять «Кайзер Фридрих III» кораблей типа . [ 3 ] Назначение адмирала Альфреда фон Тирпица на пост государственного секретаря военно-морского флота в 1897 году ускорило военно-морское строительство. «Теория риска» Тирпица предусматривала флот, который был бы достаточно мощным, чтобы Великобритания, тогда ведущая военно-морская держава в мире, избегала риска войны с Германией, чтобы сохранить свое превосходство. [ 4 ]
В период с 1900 по 1912 год Тирпиц добился принятия ряда военно-морских законов , которые резко увеличили бюджет военно-морского флота и разрешили строительство множества линкоров; окончательный закон предусматривал флот из 41 линкора, 25 из которых должны были быть переданы в состав Флота открытого моря , а остальные находились в резерве. [ 5 ] Вслед за «Кайзер Фридрих III» классом «Виттельсбах» , «Брауншвейг» и «Дойчланд» следовали классы , последние дредноуты, построенные в Германии. [ 6 ] Спуск на воду «большого орудия» HMS Dreadnought в 1906 году произвел революцию в строительстве линкоров и заставил Тирпица радикально изменить свой план кораблестроения. [ 7 ] Чтобы остаться в гонке линкоров, Тирпиц обеспечил средства на постройку первых четырех немецких дредноутов класса Нассау» « , которые были заложены начиная с июня 1907 года. [ 8 ] последовали четыре Гельголанда За ними в 1908 году, а также пять кайзеров в 1909–1910 годах. [ 9 ] Четыре «Кёниг» линкора типа были заложены в 1911–1912 годах, а четыре «Байерн» линкора типа — в 1913–1915 годах. [ 10 ] хотя только два - Бавария и Баден - были завершены. [ 11 ] Поражение Германии в 1918 году привело к интернированию большей части флота открытого моря в Скапа-Флоу ; В конечном итоге корабли были затоплены 21 июня 1919 года, чтобы предотвратить их захват британским Королевским флотом . [ 12 ] Из десяти интернированных линкоров только один, «Баден» , удалось предотвратить затопление; Позже она была использована Королевским флотом в качестве артиллерийской мишени. [ 11 ]
После войны Германия ограничилась восемью линкорами до дредноутов, два из которых находились в резерве. Новые боевые корабли были сильно ограничены по вооружению и размерам. [ 13 ] Адмирал Эрих Редер был назначен командующим немецким флотом в 1928 году. [ 14 ] Первоначально Редер использовал осторожную стратегию по отношению к правительству Веймарской республики . Однако приход к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в 1933 году дал Редеру возможность расширить флот. Правительство Гитлера заключило англо-германское военно-морское соглашение в 1935 году, которое предусматривало, что немецкий флот может восстановить до 35 процентов численности Королевского флота. [ 15 ] Первыми новыми линкорами, построенными в Германии, были два «Шарнхорст» класса корабля , «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , в 1935 году. Два «Бисмарк» линкора типа последовали за ними в 1936 году; «Бисмарк» был построен в 1940 году, «Тирпиц» — в 1941 году. [ 16 ] План Z был сформулирован в 1939 году для восстановления немецкого военно-морского флота; план предусматривал строительство шести дополнительных линкоров класса H-39 . [ 17 ] Два из них были заложены в середине 1939 года, но были отменены в течение двух месяцев из-за начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Остальные четыре были отменены без каких-либо работ. [ 18 ] «Бисмарк» , «Тирпиц» и «Шарнхорст» были потоплены во время войны, а «Гнейзенау» был затоплен в Готенхафене в 1945 году. [ 19 ] Были проведены дальнейшие проектные исследования, кульминацией которых стал массовый класс H-44, но они не представляли собой серьезных предложений из-за неосуществимости и дороговизны кораблей. [ 20 ]
Основные орудия | Количество и тип главного калибра орудий |
---|---|
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке |
Движение | Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость. |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Введен в эксплуатацию | Дата сдачи корабля в эксплуатацию |
Линкоры до дредноута
[ редактировать ]Бранденбург класс
[ редактировать ]
Корабли класса «Бранденбург» были первыми океанскими линкорами, построенными для немецкого флота, и положили начало немецкой военно-морской экспансии. Предыдущие классы включали несколько типов броненосных кораблей, в том числе корабли береговой обороны и броненосные фрегаты. Корабли были уникальными для того времени тем, что были вооружены шестью крупнокалиберными орудиями вместо четырех, как это было стандартно на современных кораблях других флотов. [ 21 ] В состав класса входило четыре корабля: «Бранденбург» , «Курфюрст Фридрих Вильгельм» , «Вайсенбург» и «Вёрт» . Из четырех кораблей «Курфюрст Фридрих Вильгельм» и «Вайсенбург» были более продвинутыми, поскольку их броня состояла из стали более высокого качества. [ 22 ]
Четыре корабля вошли в состав I боевой эскадры. [ 23 ] Они прошли заграничную службу во время Боксерского восстания в Китае в 1900–1901 годах под командованием маршала Альфреда фон Вальдерзее . [ 24 ] После возвращения из Китая « Бранденбурги » были выведены в сухой док для модернизации, которая длилась с 1901 по 1905 год в зависимости от корабля. [ 25 ] В ходе реконструкции надстройку срубили, вторую боевую рубку пристроили паровые котлы на более новые модели. , заменили [ 26 ] Курфюрст Фридриха Вильгельма и Вайсенбург были проданы Османской империи в 1910 году и переименованы в Барбарос Хайреддин и Тургут Рейс соответственно. «Бранденбург» и «Вёрт» были выведены из эксплуатации и переведены в резерв. В начале Первой мировой войны оба корабля были отозваны в действительную службу в качестве кораблей береговой обороны, но из-за возраста были быстро демобилизованы. Оставшуюся часть войны они провели в качестве казарменных кораблей, прежде чем были расформированы в 1920 году. [ 21 ] [ 26 ]
Корабль | Вооружение [ 25 ] | Смещение [ 25 ] | Движение [ 25 ] | Услуга [ 27 ] [ 28 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Бранденбург | 6 × 28 см (11 дюймов) | 10 670 т (10 500 длинных тонн ) | 2 винта, паровые машины тройного расширения , 16,3 узла (30,2 км/ч; 18,8 миль в час) | 1890 | 19 ноября 1893 г. | Списано, 1920 г. |
СМС Курфюрст Фридрих Вильгельм | 2 винта, паровые машины тройного расширения, 16,9 узлов (31,3 км / ч; 19,4 миль в час) | 29 апреля 1894 г. | Передан Османской империи 12 сентября 1910 г., затоплен 8 августа 1915 г. | |||
СМС Вайсенбург | 2 винта, паровые машины тройного расширения, 16,5 узлов (30,6 км / ч; 19,0 миль в час) | 14 октября 1894 г. | Передан Османской империи 12 сентября 1910 г., списан в 1956–1957 гг. | |||
СМС стоит | 2 винта, паровые машины тройного расширения, 16,9 узлов (31,3 км / ч; 19,4 миль в час) | 31 октября 1893 г. | Списано, 1920 г. |
Кайзер Фридрих III степени
[ редактировать ]
Пять кораблей класса «Кайзер Фридрих III» установили стандарт для более поздних немецких линкоров до дредноутов: они несли меньшие по размеру главные орудия, чем их зарубежные современники, но более тяжелую вторичную батарею . Это соответствовало теории «града огня», которая делала упор на меньшие, скорострельные орудия, а не на более крупные и медленные орудия. Корабли этого класса также были первыми немецкими линкорами, использовавшими три винта, которые будут использоваться на многих последующих кораблях, в отличие от двух на « Бранденбурге ». [ 29 ] Класс состоял из пяти кораблей: «Кайзер Фридрих III» , «Кайзер Вильгельм II» , «Кайзер Вильгельм дер Гросс» , «Кайзер Карл дер Гросс » и «Кайзер Барбаросса» . Все корабли были названы в честь немецких императоров. [ 30 ]
После ввода в строй пять кораблей были приписаны к I эскадре Флота метрополии ( Heimatflotte ). [ 31 ] Кайзер Вильгельм II служил флагманом флота до 1906 года. [ 32 ] После десяти лет службы флота их заменили на более новые корабли. Их передали в состав III эскадры флота, преобразованной к тому времени в Флот открытого моря, и вывели в резерв. [ 31 ] В 1907 году все пять кораблей были выведены в сухой док для капитального ремонта. Воронки сделали выше, надстройку урезали, а вспомогательные орудия переставили; работы продолжались до 1910 года. Во время Первой мировой войны пять кораблей не несли боевой службы; все они были разоружены и им были переданы второстепенные обязанности. «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» использовался как учебный торпедный корабль, «Кайзер Вильгельм II» использовался как штабной корабль, а остальные три стали кораблями-тюрьмами. Все они были расформированы в период с 1919 по 1922 год. [ 32 ]
Корабль | Вооружение [ 33 ] | Смещение [ 33 ] | Движение [ 33 ] | Услуга [ 34 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Кайзер Фридрих III | 4 × 24 см (9,4 дюйма) | 11 785 т (11 599 длинных тонн) | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,3 кН (32,0 км/ч; 19,9 миль в час) | 1895 | 7 октября 1898 г. | Списано, 1920 г. |
СМС кайзер Вильгельм II | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,6 узлов (32,6 км / ч; 20,3 миль в час) | 1896 | 13 февраля 1900 г. | Списано, 1922 г. | ||
СМС Кайзер Вильгельм Великий | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,2 кН (31,9 км/ч; 19,8 миль в час) | 1898 | 5 мая 1901 г. | Списано, 1920 г. | ||
СМС Император Карл Великий | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,8 кН (33,0 км/ч; 20,5 миль в час) | 4 февраля 1902 г. | ||||
СМС Кайзер Барбаросса | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,8 кН (33,0 км/ч; 20,5 миль в час) | 10 июня 1901 г. | Списано, 1919–1920 гг. |
Виттельсбаха класс
[ редактировать ]
Класс Виттельсбаха представлял собой постепенное улучшение по сравнению с предыдущим классом Кайзера Фридриха III . Они были оснащены тем же вооружением из четырех 24-см орудий, но имели дополнительный торпедный аппарат. [ 35 ] Они имели улучшенные оборонительные возможности, так как были защищены более обширным бронепоясом . [ 36 ] От предыдущих кораблей они также отличались главной палубой, которая по всей длине была заподлицо. « Кайзер Фридрих III» имел урезанный квартердек . [ 31 ] Корабли этого класса, включавшие «Виттельсбах» , «Веттин» , «Церинген» , «Швабен» и «Мекленбург» , были первыми линкорами, построенными в соответствии с первым военно-морским законом 1898 года. [ 36 ]
После вхождения в состав флота корабли класса «Виттельсбах» были приписаны к I боевой эскадре, где заменили более старые корабли типа «Бранденбург» . [ 23 ] Как и корабли класса «Кайзер Фридрих III» , «Виттельсбахи » были выведены из боевой службы после появления дредноутов. Пять кораблей были отозваны в действительную службу с началом войны в 1914 году. Они были приписаны к IV боевой эскадре и переброшены на Балтику. Однако из-за возраста и уязвимости к 1916 году они были выведены из действующей службы. Они использовались в качестве учебных кораблей, за исключением «Мекленбурга» , который использовался в качестве корабля-тюрьмы. В 1919 году «Виттельсбах» и «Швабен» были переоборудованы в плавучие базы для тральщиков . К 1922 году все корабли были разобраны на металлолом, за исключением «Церингена» . его переоборудовали в радиоуправляемый корабль-мишень В 1926–1927 годах . Бомбардировщики Королевских ВВС потопили корабль в Готенхафене в 1944 году; затонувший корабль был разрушен в 1949–1950 годах. [ 31 ]
Корабль | Вооружение [ 37 ] | Смещение [ 38 ] | Движение [ 39 ] | Услуга [ 39 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Виттельсбах | 4 × 24 см (9,4 дюйма) | 12 798 т (12 596 длинных тонн) | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,0 кН (31,5 км/ч; 19,6 миль в час) | 1899 | 15 октября 1902 г. | Списан, 1921 г. |
СМС Веттин | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,1 узлов (33,5 км / ч; 20,8 миль в час) | 1 октября 1902 г. | Списано, 1922 г. | |||
СМС Церинген | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,8 кН (33,0 км/ч; 20,5 миль в час) | 25 октября 1902 г. | Потоплен в 1944 году; списан, 1949–1950 гг. | |||
СМС Швабия | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 16,9 узлов (31,3 км / ч; 19,4 миль в час) | 1900 | 13 апреля 1904 г. | Списан, 1921 г. | ||
СМС Мекленбург | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,1 узлов (33,5 км / ч; 20,8 миль в час) | 25 мая 1903 г. |
Брауншвейгский класс
[ редактировать ]
Класс «Брауншвейг» , в который входили «Брауншвейг» , «Эльзас» , «Гессен» , «Пройссен» и «Лотринген» , представлял собой значительное улучшение по сравнению с предыдущими типами линкоров немецкого флота. Их главная батарея была оснащена гораздо более мощными 28-см орудиями, хотя они все же были меньше стандартных 12-дюймовых (30-см) орудий, используемых на британских кораблях. Башни главного калибра устанавливались на палубе бака , а не на одну палубу выше, как на старых кораблях. [ 40 ] Они также были крупнее и быстрее своих предшественников, хотя броневая защита была практически такой же. [ 36 ] Эти корабли были разрешены Морским законом 1900 года. [ 31 ]
В 1907 году была организована II боевая эскадра; ему были переданы пять линкоров типа «Брауншвейг» и пять новых кораблей типа «Дойчланд» . [ 23 ] Когда в 1914 году разразилась война, четыре корабля класса «Брауншвейг» были приписаны к IV эскадре вместе с кораблями класса «Виттельсбах» . [ 31 ] Брауншвейг и Эльзасс приняли участие в битве при Рижском заливе в 1915 году. [ 41 ] Гессен остался в составе 2-й боевой эскадрильи и участвовал в Ютландской битве в 1916 году. [ 42 ] После войны Лотринген и Пройссен были переоборудованы в плавбазы тральщиков. В конечном итоге они были списаны в 1931 году. Участок Пройссена длиной 63 м (207 футов) был сохранен для использования в качестве мишени для взрывчатки; В конце концов он был разбомблен и затоплен в апреле 1945 года. В 1954 году корпус был поднят и разобран. [ 43 ] Остальные три корабля использовались в качестве кораблей береговой обороны, однако в период с 1931 по 1935 год они тоже были выведены из эксплуатации и разобраны, за исключением «Гессена» . [ 31 ] Hessen был переоборудован в радиоуправляемый корабль-мишень в 1935 году и прослужил в этом качестве до конца Второй мировой войны в 1945 году. Затем он был передан Советскому ВМФ и переименован в «Цель» . [ 43 ]
Корабль | Вооружение [ 43 ] | Смещение [ 44 ] | Движение [ 44 ] | Услуга [ 45 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Брауншвейг | 4 × 28 см (11 дюймов) | 14 394 т (14 167 длинных тонн) | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) | 1901 | 15 октября 1904 г. | Списан, 1931 г. |
СМС Эльзас | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) | 29 ноября 1904 г. | Списано, 1936 г. | |||
СМС Гессен | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,2 кН (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) | 1902 | 19 сентября 1905 г. | Передан СССР , 1946 г. | ||
Текст Преуссен | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль в час) | 12 июля 1905 г. | Частично списан в 1931 г., потоплен бомбардировщиками в 1945 г., поднят в 1954 г. и сдан на слом. | |||
СМС Лорейн | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) | 18 мая 1906 г. | Списан, 1931 г. |
Германии класс
[ редактировать ]
Пять «Дойчланд» линкоров класса — «Дойчланд» , «Ганновер » , «Поммерн » , «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн» — были последними дредноутами, построенными немецким флотом. Они были похожи на корабли класса «Брауншвейг» , но их броня была толще. Корабли были построены, несмотря на слухи о возможностях революционного HMS Dreadnought . [ 46 ] Адмирал Альфред фон Тирпиц настаивал на их строительстве, поскольку более крупные корабли потребовали бы расширения канала кайзера Вильгельма ; это оказало бы огромную нагрузку на военно-морской бюджет в этом году. [ 31 ]
После ввода в строй в 1906 году они были приписаны к новой II боевой эскадрилье; Deutschland заменила кайзера Вильгельма II в качестве флагмана флота. [ 23 ] Во время Первой мировой войны корабли оставались в составе II боевой эскадры и участвовали в Ютландском сражении в 1916 году. Их низкая скорость мешала более современным дредноутам Флота открытого моря. В начале второго дня боя «Поммерн» был потоплен единственной торпедой, вызвавшей взрыв магазина с боеприпасами. [ 46 ] После боя « Дойчланды » были выведены из состава флота и в конечном итоге полностью выведены из эксплуатации в августе 1917 года. [ 31 ] Deutschland была расформирована в 1920 году. Три оставшихся корабля продолжали службу в составе немецкого флота; Ганновер был поражен в 1935 году и окончательно распался в 1944–1946 годах. Шлезиен и Шлезвиг-Гольштейн были затоплены во время Второй мировой войны, но позже подняты. Шлезиен был расформирован в 1949–1970 годах, а Шлезвиг-Гольштейн был передан ВМФ СССР в 1946 году. [ 47 ]
Корабль | Вооружение [ 43 ] | Смещение [ 48 ] | Движение [ 49 ] | Услуга [ 49 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Германия | 4 × 28 см (11 дюймов) | 14 218 т (13 993 длинных тонны) | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,6 узлов (34,4 км / ч; 21,4 миль в час) | 1903 | 3 августа 1906 г. | Списано, 1920–1922 гг. |
СМС Ганновер | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль в час) | 1904 | 1 октября 1907 г. | Списано, 1944–1946 гг. | ||
СМС Померания | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) | 6 августа 1907 г. | Потоплен в Ютландском бою 1 июня 1916 года. | |||
СМС Силезия | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль в час) | 5 мая 1908 г. | Затоплен 5 мая 1945 г., сдан на слом в период с 1949 по 1970 г. | |||
СМС Шлезвиг-Гольштейн | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 19,1 узлов (35,4 км / ч; 22,0 миль в час) | 1905 | 6 июля 1908 г. | Затоплен 21 марта 1945 г., поднят и передан СССР. |
Линкоры-дредноуты
[ редактировать ]Нассау класс
[ редактировать ]
Класс «Нассау» , в который входили «Нассау» , «Вестфалия» , «Рейнланд» и «Позен» , стал ответом Германии на прибытие в 1906 году HMS Dreadnought , первого «полностью крупнокалиберного» линкора. Корабли были необычными по своей сути. Конфигурация вооружения имела шестиугольную форму. [ б ] [ 50 ] Они сохранили двигатели тройного расширения вместо более мощных газотурбинных двигателей и в результате были медленнее своих британских современников. [ 51 ]
После вступления в состав немецкого флота все четыре корабля служили в составе II дивизии I боевой эскадры. [ 52 ] Два корабля, «Нассау» и «Позен» , приняли участие в безрезультатном сражении в Рижском заливе в 1915 году, в ходе которого они вступили в бой с русским дредноутом «Слава» . [ 53 ] Четыре корабля класса «Нассау» приняли участие в Ютландском сражении 31 мая и 1 июня 1916 года; они пострадали лишь от нескольких попаданий вторичной батареи и имели ограниченные потери. В начале 1918 года Рейнланд и Вестфалия были отправлены в Финляндию для поддержки белофиннов в их гражданской войне , но в апреле Рейнланд сел на мель у Аландских островов и был серьезно поврежден. В конце Первой мировой войны четыре корабля были захвачены победившими союзными державами в качестве военных призов и проданы на слом. [ 50 ]
Корабль | Вооружение [ 54 ] | Смещение [ 54 ] | Движение [ 54 ] | Услуга [ 55 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Нассау | 12 × 28 см (11 дюймов) | 20 535 т (20 211 длинных тонн) | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) | 1907 | 1 октября 1909 г. | Списано, 1920 г. |
СМС Вестфалия | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20,2 узла (37,4 км / ч; 23,2 миль в час) | 16 ноября 1909 г. | Списан, 1924 г. | |||
СМС Рейнланд | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) | 30 апреля 1910 г. | Списан, 1921 г. | |||
СМС Позен | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) | 31 мая 1910 г. | Списано, 1922 г. |
Гельголанд класс
[ редактировать ]
Класс «Гельголанд» — второй тип немецких дредноутов, построенных в 1908–1912 годах. В состав класса входило четыре корабля: «Гельголанд» , «Ольденбург» , «Остфрисланд» и «Тюринген» . Корабли имели значительные улучшения по сравнению с предыдущим типом «Нассау» , в том числе более мощные основные орудия и улучшенную двигательную установку . Гельголанды . легко отличались от предыдущих Нассау по трем близко расположенным воронкам по сравнению с двумя более крупными воронками предыдущего класса Корабли сохранили необычную шестиугольную компоновку главного калибра класса «Нассау» . [ 56 ]
Корабли входили в состав I дивизии I боевой эскадры вместе с кораблями класса «Нассау» II дивизии I боевой эскадры. Они участвовали в боях во время Первой мировой войны, в том числе в Ютландской битве в Северном море и битве в Рижском заливе на Балтийском море. Все четверо пережили войну, но не были приняты в состав немецкого флота, интернированного в Скапа-Флоу . После того, как немецкий флот в Скапа-Флоу был затоплен, четыре Гельголанда были переданы в качестве военных репараций победившим союзным державам взамен затонувших кораблей. [ 57 ] Остфрисландия была захвачена ВМС США и использована в качестве цели во время Билли Митчелла демонстрации авиации в июле 1921 года. Гельголанд и Ольденбург были переданы Великобритании и Японии соответственно и разделены в 1921 году. Тюрингия была передана Франции в 1920 году, а использовался в качестве корабля-мишени для французского флота. В конечном итоге корабль был разобран между 1923 и 1933 годами. [ 58 ]
Корабль | Вооружение [ 59 ] | Смещение [ 59 ] | Движение [ 59 ] | Услуга [ 60 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Гельголанд | 12 × 30,5 см (12 дюймов) | 24 700 т (24 300 длинных тонн) | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20,8 узлов (38,5 км / ч; 23,9 миль в час) | 1908 | 23 августа 1911 г. | Списан, 1921 г. |
СМС Восточная Фризия | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 21,2 узла (39,3 км / ч; 24,4 миль в час) | 1 августа 1911 г. | Израсходовано как цель, 1921 г. | |||
СМС Тюрингия | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) | 10 сентября 1911 г. | Списано, 1923–1933 гг. | |||
СМС Ольденбург | 3 винта, паровые машины тройного расширения, 21,3 узла (39,4 км / ч; 24,5 миль в час) | 1909 | 1 мая 1912 г. | Списан, 1921 г. |
Кайзер класс
[ редактировать ]
Класс «Кайзер» , в который входили «Кайзер» , «Фридрих дер Гроссе» , «Кайзерин» , «Принцрегент Луитпольд » и «Кениг Альберт» , был третьим классом немецких дредноутов и первым, оснащенным газотурбинными двигателями и сверхмощными башнями . [ 61 ] Как это было обычно для немецких линкоров того периода, на классе «Кайзер» были установлены основные орудия, которые были меньше, чем у их британских конкурентов: 30,5 см (12,0 дюйма) по сравнению с 34,3 см (13,5 дюйма) орудиями британского «Орион» класса . [ 62 ] Десять орудий SK L/50 устанавливались в пяти спаренных башнях; одна башня была установлена в носовой части, две в кормовой части по схеме «суперстрельбы», а две другие - по схеме «крыло» в шахматном порядке на миделе корабля. [ 63 ]
Все пять кораблей участвовали в боевых действиях в Северном море во время войны; вместе они служили в составе VI дивизии III боевой эскадры, а Фридрих дер Гроссе . флагманом флота был [ 64 ] Четверо присутствовали во время Ютландской битвы; Кениг Альберт в это время находился на скамье подсудимых. [ 65 ] Из четырех кораблей, принимавших участие в бою, только «Кайзер» получил повреждения, попав в него двумя крупнокалиберными снарядами. [ 66 ] Корабли также принимали участие в операции «Альбион» на Балтийском море; в ходе операции они были реорганизованы в IV боевую эскадру под командованием вице-адмирала Вильгельма Сушона . [ 67 ] По окончании войны все пять кораблей были интернированы на британской военно-морской базе в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года они были затоплены, чтобы предотвратить их захват Королевским флотом . Впоследствии корабли были подняты и разобраны на металлолом в период с 1929 по 1937 год. [ 68 ]
Корабль | Вооружение [ 68 ] | Смещение [ 68 ] | Движение [ 68 ] | Услуга [ 68 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Кайзер | 10 × 30,5 см (12 дюймов) | 27 000 т (26 570 длинных тонн) | 3 винта, паровые турбины , 23,4 узла (43,3 км/ч; 26,9 миль в час) | 1909 | 1 августа 1912 г. | Затоплен в Скапа-Флоу , 21 июня 1919 года. |
СМС Фридрих Великий | 3 винта, паровые турбины, 22,4 узла (41,5 км/ч; 25,8 миль в час) | 1910 | 15 октября 1912 г. | |||
СМС Императрица | 3 винта, паровые турбины, 22,1 узла (40,9 км/ч; 25,4 миль в час) | 14 мая 1913 г. | ||||
СМС Принцрегент Луитпольд | 2 винта, паровые турбины, 21,7 узлов (40,2 км/ч; 25,0 миль в час) | 19 августа 1913 г. | ||||
СМС король Альберт | 3 винта, паровые турбины, 22,1 узла (40,9 км/ч; 25,4 миль в час) | 31 июля 1913 г. |
Кениг класс
[ редактировать ]
«Кёниг» , «Гроссер Курфюрст» , «Маркграф » и «Кронпринц» , четыре корабля класса «Кёниг» , были самыми мощными военными кораблями Флота открытого моря на момент начала войны в 1914 году. « Кёниг » был улучшением по сравнению с предыдущим «Кайзер» классом ; одна из крыльевых башен была перенесена вперед и помещена в режим суперстрелки, а вторая крыльевая башня была перенесена на центральную линию миделя корабля. Это позволило расширить угол обстрела бортовым залпом , поскольку все 10 орудий могли вести огонь по большей площади по сравнению с более ранними Kaiser . [ 63 ]
На протяжении всей Первой мировой войны этот класс действовал как единое целое — V дивизия III боевой эскадрильи . [ 64 ] Корабли приняли участие в ряде операций флота во время войны, в том числе в Ютландском сражении, где они действовали в качестве авангарда немецкой линии и подвергались интенсивному бою с британским флотом. Корабли также принимали участие в операции «Альбион» против русских в 1917 году, где Кениг потопил линкор «Слава» . Они пережили войну и были интернированы в Скапа-Флоу в ноябре 1918 года. Все четыре корабля были затоплены там 21 июня 1919 года. [ 69 ]
Корабль | Вооружение [ 70 ] | Смещение [ 71 ] | Движение [ 10 ] | Услуга [ 10 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС король | 10 × 30,5 см (12 дюймов) | 28 600 т (28 100 длинных тонн) | 3 винта, паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) | 1911 | 9 августа 1913 г. | Затоплен в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 г. |
СМС Гроссер Курфюрст | 3 винта, паровые турбины, 21,2 узла (39,3 км/ч; 24,4 мили в час) | 30 июля 1914 г. | ||||
СМС Маркграф | 3 винта, паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) | 1 октября 1914 г. | ||||
СМС Наследный принц | 3 винта, паровые турбины, 21,3 узла (39,4 км/ч; 24,5 миль в час) | 1912 | 8 ноября 1914 г. |
Бавария класс
[ редактировать ]
Четыре корабля класса «Бавария» были первыми супердредноутами, построенными немецким флотом. В этот класс входили Бавария , Баден , Саксония и Вюртемберг . Строительство кораблей началось незадолго до Первой мировой войны; «Баден» был заложен в 1913 году, «Бавария» и «Саксония» последовали за ним в 1914 году, а «Вюртемберг» , последний корабль, был заложен в 1915 году. Только «Баден» и «Бавария» были заложены, поскольку приоритеты судостроения сместились по мере затягивания войны. Было установлено, что подводные лодки более ценны для военных действий, поэтому работа над новыми линкорами замедлилась и в конечном итоге вообще остановилась. В результате «Бавария» и «Баден» оказались последними немецкими линкорами, построенными Kaiserliche Marine . [ 72 ]
Бавария и Баден были приняты в состав флота в июле 1916 и марте 1917 года соответственно. Для любого корабля было уже слишком поздно участвовать в Ютландском сражении 31 мая и 1 июня 1916 года. Бавария была приписана к военно-морским силам, которые вытеснили Императорский флот России из Рижского залива во время операции «Альбион» в октябре 1917 года. Корабль был сильно поврежден на мине и его пришлось отвести в Киль для ремонта. Баден заменил Фридриха дер Гроссе на посту флагмана Флота открытого моря, но не участвовал в боях. Оба судна были интернированы в Скапа-Флоу после перемирия в ноябре 1918 года. [ 72 ] «Бавария» была успешно затоплена 21 июля 1919 года, но британской гвардии удалось высадить Баден на берег , чтобы не допустить ее затопления. В конечном итоге корабль был использован в качестве артиллерийской мишени в 1921 году. Саксония и Вюртемберг , оба находились на разных стадиях завершения, когда война закончилась, в начале 1920-х годов были разобраны на металлолом. [ 11 ]
Корабль | Вооружение [ 11 ] | Смещение [ 70 ] | Движение [ 10 ] | Услуга [ 73 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Бавария | 8 × 38 см (15 дюймов) | 32 200 т (31 700 длинных тонн) | 3 винта, паровые турбины, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) | 1913 | 15 июля 1916 г. | Затоплен в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 г. |
СМС Баден | 3 винта, паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) | 18 октября 1916 г. | Передан Великобритании, использован в качестве артиллерийской мишени в 1921 году. | |||
СМС Саксония | 32 500 т (32 000 длинных тонн) | 3 винта, паровые турбины и дизельный двигатель, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) | 1914 | — | Незавершенный в конце войны, списан в 1922 году. | |
СМС Вюртемберг | 3 винта, паровые турбины, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) | 1915 | — | Незавершенный в конце войны, списан в 1921 году. |
Л 20е α класс
[ редактировать ]Проект L 20e α представлял собой план строительства неизвестного количества линкоров в 1918 году для немецкого флота. Проект был выбран 2 октября 1917 года, а строительство должно было начаться 11 сентября 1918 года. Корабли должны были быть значительно больше, чем предыдущий класс Bayern , и более чем на 50 м (160 футов) длиннее, чем предыдущие корабли. Эти корабли были бы первым немецким военным кораблем, на котором были установлены орудия размером более 16 дюймов (40,6 см). Однако ухудшение военной ситуации в Германии означало, что корабли так и не были построены. [ 74 ]
Корабль | Вооружение [ 75 ] | Смещение [ 75 ] | Движение [ 75 ] | Услуга [ 75 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
Л 20е а | 8 × 42 см (17 дюймов) | 48 700 т (47 900 длинных тонн) | 4 винта, паровые турбины, 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) | — | — | Только проектное исследование |
Быстрые линкоры
[ редактировать ]Шарнхорст класс
[ редактировать ]
Два линкора типа «Шарнхорст» были первыми крупными кораблями, построенными для Кригсмарине после окончания Первой мировой войны. Они ознаменовали начало перевооружения немецкого военно-морского флота после Версальского договора . [ 76 ] В состав класса входили два судна: «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . Корабли были вооружены девятью 28-см (11-дюймовыми) орудиями SK C/34 в трех тройных башнях, хотя планировалось заменить это вооружение шестью 38-см (15-дюймовыми) орудиями SK C/34 в спаренных башнях. [ 77 ]
Оба корабля были заложены в 1935 году, спущены на воду в конце 1936 года и введены в состав немецкого флота к началу 1939 года. Шарнхорст и Гнейзенау действовали вместе на протяжении большей части начала Второй мировой войны , включая вылазки в Атлантику для совершения набегов на британские торговые суда. . [ 78 ] Два корабля участвовали в операции Weserübung — вторжении Германии в Норвегию. Во время операции у берегов Норвегии два корабля вступили в бой с линейным крейсером HMS Renown. [ 79 ] и потопил авианосец HMS Glorious в бою с Glorious — «Шарнхорст» добился одного из самых дальних попаданий морской артиллерии в истории. [ 80 ] В начале 1942 года два корабля совершили дневной переход по Ла-Маншу из оккупированной Франции в Германию. [ 81 ]
В конце 1942 года Гнейзенау был сильно поврежден во время налета авиации союзников на Киль. В начале 1943 года «Шарнхорст» присоединился к «Бисмарк» линкору типа «Тирпиц» в Норвегии, чтобы перехватывать конвои союзников, направлявшиеся в Советский Союз. «Шарнхорст» и несколько эсминцев вышли из Норвегии, чтобы атаковать конвой; Вместо этого немцы были перехвачены британскими военно-морскими патрулями. Во время битвы у Нордкапа линкор Королевского флота HMS Duke of York потопил Шарнхорст . Тем временем на «Гнейзенау» начались ремонтные работы, и корабль находился в процессе перевооружения. Однако, когда «Шарнхорст» был потоплен, работы над его сестрой были прекращены. Вместо этого он был потоплен как блок-корабль в Гдыне в 1945 году; затонувший корабль был разобран на металлолом в 1950-х годах. [ 76 ]
Корабль | Вооружение [ 82 ] | Смещение [ 82 ] | Движение [ 82 ] | Услуга [ 77 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
Шарнхорст | 9 × 28 см (11 дюймов) | 38 100 длинных тонн (38 700 т) | 3 винта, паровые турбины, 31,5 узлов (58,3 км/ч; 36,2 миль в час) | 1935 | 7 января 1939 г. | Потоплен в бою у Нордкапа, 26 декабря 1943 г. |
Гнейзенау | 3 винта, паровые турбины, 31,2 узла (57,8 км/ч; 35,9 миль в час) | 1935 | 21 мая 1938 г. | Затоплен в Готенхафене в 1945 году, поднят и сдан на слом в 1951 году. |
Бисмарка Класс
[ редактировать ]
«Бисмарк» и «Тирпиц» были последними и крупнейшими линкорами, построенными немецким флотом, а также самыми тяжелыми, когда-либо построенными в Европе. [ 83 ] Они были построены в соответствии с условиями англо-германского военно-морского соглашения, подписанного в 1935 году, и предположительно имели водоизмещение не более 35 000 длинных тонн (36 000 т), указанных в соглашении. На самом деле корабли при полной загрузке были примерно на 15 000 длинных тонн (15 000 тонн) тяжелее. [ 84 ] Корабли были построены для противодействия новым строившимся тогда французским линкорам. [ 85 ]
Оба корабля участвовали в боях во время Второй мировой войны. «Бисмарк» был отправлен в мае 1941 года для совершения рейда на британские корабли в Атлантическом океане вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» . [ 86 ] В ходе операции Бисмарк потопил линейный крейсер HMS Hood , серьезно повредил новый линкор HMS Prince of Wales и заставил его отступить. [ 87 ] Все имеющиеся британские военно-морские силы были мобилизованы в масштабной охоте с целью выследить и уничтожить Бисмарка . [ 88 ] Несколько дней спустя «Бисмарк» был выведен из строя попаданием торпеды «Фейри-меч-рыба» , запущенной с HMS Ark Royal и впоследствии уничтоженной линкорами HMS Rodney и HMS King George V 27 мая. [ 86 ]
Тирпица Карьера была менее активной; большую часть войны она провела в составе флота, находясь в оккупированной Норвегии. Королевский флот попытался потопить его с помощью миниатюрных подводных лодок , но эти попытки не увенчались успехом. В ноябре 1944 года бомбардировщики Королевских ВВС Ланкастер трижды поразили корабль бомбами массой 12 000 фунтов (5 400 кг), в результате чего он перевернулся и затонул. В 1948–1957 годах затонувший корабль был разрушен. [ 86 ]
Корабль | Вооружение [ 89 ] | Смещение [ 90 ] | Движение [ 90 ] | Услуга [ 91 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
Бисмарк | 8 × 38 см (15 дюймов) | 50 300 т (49 500 длинных тонн) | 3 винта, паровые турбины, 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) | 1936 | 28 апреля 1940 г. | Потоплен 27 мая 1941 г. |
Тирпиц | 52 600 т (51 800 длинных тонн) | 3 винта, паровые турбины с редуктором, 30,8 кН (57,0 км/ч; 35,4 миль в час) | 1936 | 25 февраля 1941 г. | Потоплен 12 ноября 1944 г., сдан на слом в 1948–1957 гг. |
Предложения H-класса
[ редактировать ]H-класс представлял собой серию проектов линкоров , отвечающих требованиям плана Z в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Первый вариант, «H-39», предусматривал постройку шести кораблей, по существу как увеличенные «Бисмарк» линкоры класса с 40,6-см (16,0 дюйма) орудиями. Конструкция «H-41» улучшила корабль «H-39», добавив еще более крупные основные орудия с восемью орудиями диаметром 42 см (17 дюймов). В двух последующих планах, «H-42» и «H-43», основной аккумулятор снова увеличился на части по 48 см (19 дюймов), а чудовищная конструкция «H-44» в конечном итоге привела к увеличению длины 50,8 см (20,0 дюйма). пистолеты. Из-за начала войны в 1939 году ни один из кораблей так и не был построен; было заложено только два корабля H-39, а выполненные работы вскоре были списаны. [ 92 ]
Корабль | Вооружение [ 92 ] | Смещение [ 20 ] | Движение [ 92 ] | Услуга [ 93 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
Н-39 | 8 × 40,6 см (16 дюймов) | 62 600 длинных тонн (63 600 т) | 3 винта, дизельные двигатели, 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) | 1939 [ 93 ] | — | Отменено 30 сентября 1939 г. |
Н-41 | 8 × 42 см (17 дюймов) | 74 803 длинных тонны (76 003 т) | — | — | ||
Н-42 | 8 × 48 см (19 дюймов) | 96 555 длинных тонн (98 104 т) | Неизвестный | |||
Н-43 | 8 × 48 см (19 дюймов) | 118 110 длинных тонн (120 010 т) | ||||
Н-44 | 8 × 50,8 см (20 дюймов) | 139 272 длинных тонны (141 507 т) |
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В их число входили «Саксония» броненосцы класса , броненосный фрегат «Ольденбург» и «Зигфрид» и «Один» классов корабли береговой обороны . См.: Грёнер , стр. 7–12.
- ↑ Одна башня располагалась в носовой части, другая в кормовой и четыре на миделе с каждого борта. См.: Хоре, Броненосцы , с. 67.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хервиг , стр. 13–14.
- ^ Хервиг , стр. 17–18.
- ^ Хервиг , стр. 24–26.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 134.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 134–135.
- ^ Грёнер , стр. 16–20.
- ^ Хервиг , стр. 54–57.
- ^ Хервиг , с. 59.
- ^ Грёнер , стр. 24–26.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 30.
- ^ Хервиг , с. 256.
- ^ Сиехе , с. 218.
- ^ Птица , с. 73.
- ^ Болезни , с. 219–220.
- ^ Грёнер , стр. 31–33.
- ^ Сиехе , с. 220.
- ^ Стертон , с. 48.
- ^ Болезни , с. 224–225.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Хор, «Броненосцы» , с. 66.
- ^ Хервиг , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д Хервиг , с. 45.
- ^ Хервиг , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 14.
- ^ Грёнер , стр. 13–14.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 390.
- ^ Хервиг , с. 26.
- ^ Лион , с. 247.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кэмпбелл и Сич , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Хор, «Броненосцы» , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 15.
- ^ Грёнер , стр. 15–16.
- ^ Хервиг , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Лион , с. 248.
- ^ Грёнер , с. 17.
- ^ Грёнер , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 16–17.
- ^ Хор, Броненосцы , с. 68.
- ^ Халперн , с. 196.
- ^ Таррант , с. 195.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 18.
- ^ Грёнер , стр. 18–20.
- ^ Jump up to: а б Хор, «Броненосцы» , с. 69.
- ^ Грёнер , с. 22.
- ^ Грёнер , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 145.
- ^ Хервиг , стр. 59–60.
- ^ Это, Линкоры , с. 67.
- ^ Халперн , стр. 197–198.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 23.
- ^ Грёнер , стр. 23–24.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 146.
- ^ Это, Линкоры , с. 68.
- ^ Грёнер , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 24.
- ^ Грёнер , стр. 24–25.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 147.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 28, 147.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 25–28.
- ^ Jump up to: а б Таррант , с. 286.
- ^ Таррант , с. 62.
- ^ Таррант , с. 296.
- ^ Персонал , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 26.
- ^ Это, Линкоры , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 28.
- ^ Грёнер , с. 27.
- ^ Jump up to: а б То, Линкоры , с. 70.
- ^ Грёнер , стр. 28–30.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 149–150.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл и Сич , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Сиече , с. 225 .
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 31–32.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 140.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 135.
- ^ ДиДжулиан (28 см/54,5) .
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 160–163.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 31.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 203.
- ^ Стертон , стр. 44–45.
- ^ Стертон , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Стертон , с. 45.
- ^ Стертон , стр. 90, 95.
- ^ Беркусон и Хервиг , с. 174.
- ^ Грёнер , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 33.
- ^ Грёнер , стр. 33–35.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 35–38.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 37.
Ссылки
[ редактировать ]- Беркусон, Дэвид Дж. и Хервиг, Хольгер Х. (2001). Уничтожение «Бисмарка» . Вудсток: Оверлук Пресс. ISBN 978-1-58567-397-1 .
- Берд, Кейт В. (2006). Эрих Редер: адмирал Третьего рейха . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-047-2 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- ДиДжулиан, Тони (13 октября 2006 г.). «Немецкий 28 см/54,5 (11 дюймов) SK C/34» . NavWeaps.com . Проверено 21 марта 2010 г.
- Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Лион, Дэвид (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 240–265. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Персонал, Гэри (1995). Битва за Балтийские острова 1917 года: Триумф императорского германского флота . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84415-787-7 .
- Стертон, Ян, изд. (1987). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-448-0 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .