Jump to content

Список линкоров Германии

Вдаль тянется шеренга из девяти больших серых линкоров, из труб которых вырывается темно-черный дым.
Дредноуты Морского флота идут в боевом строю
Линкоры I боевой эскадры и II боевой эскадры перед началом Первой мировой войны.

Немецкие военно-морские силы, в частности Kaiserliche Marine и Kriegsmarine императорской нацистской и Германии соответственно, построили серию линкоров в период с 1890-х по 1940-е годы. Для защиты своего побережья Северного и Балтийского морей в военное время Германия ранее построила ряд меньших по размеру броненосных кораблей , в том числе корабли береговой обороны и броненосные фрегаты . [ а ] [ 1 ] С восшествием на престол кайзера Вильгельма II в 1888 году Kaiserliche Marine начала программу военно-морской экспансии, подобающую великой державе . [ 2 ] Военно-морской флот немедленно настоял на строительстве четырех «Бранденбург» линкоров типа , за которыми вскоре последовали пять «Кайзер Фридрих III» кораблей типа . [ 3 ] Назначение адмирала Альфреда фон Тирпица на пост государственного секретаря военно-морского флота в 1897 году ускорило военно-морское строительство. «Теория риска» Тирпица предусматривала флот, который был бы достаточно мощным, чтобы Великобритания, тогда ведущая военно-морская держава в мире, избегала риска войны с Германией, чтобы сохранить свое превосходство. [ 4 ]

В период с 1900 по 1912 год Тирпиц добился принятия ряда военно-морских законов , которые резко увеличили бюджет военно-морского флота и разрешили строительство множества линкоров; окончательный закон предусматривал флот из 41 линкора, 25 из которых должны были быть переданы в состав Флота открытого моря , а остальные находились в резерве. [ 5 ] Вслед за «Кайзер Фридрих III» классом «Виттельсбах» , «Брауншвейг» и «Дойчланд» следовали классы , последние дредноуты, построенные в Германии. [ 6 ] Спуск на воду «большого орудия» HMS Dreadnought в 1906 году произвел революцию в строительстве линкоров и заставил Тирпица радикально изменить свой план кораблестроения. [ 7 ] Чтобы остаться в гонке линкоров, Тирпиц обеспечил средства на постройку первых четырех немецких дредноутов класса Нассау» « , которые были заложены начиная с июня 1907 года. [ 8 ] последовали четыре Гельголанда За ними в 1908 году, а также пять кайзеров в 1909–1910 годах. [ 9 ] Четыре «Кёниг» линкора типа были заложены в 1911–1912 годах, а четыре «Байерн» линкора типа — в 1913–1915 годах. [ 10 ] хотя только два - Бавария и Баден - были завершены. [ 11 ] Поражение Германии в 1918 году привело к интернированию большей части флота открытого моря в Скапа-Флоу ; В конечном итоге корабли были затоплены 21 июня 1919 года, чтобы предотвратить их захват британским Королевским флотом . [ 12 ] Из десяти интернированных линкоров только один, «Баден» , удалось предотвратить затопление; Позже она была использована Королевским флотом в качестве артиллерийской мишени. [ 11 ]

После войны Германия ограничилась восемью линкорами до дредноутов, два из которых находились в резерве. Новые боевые корабли были сильно ограничены по вооружению и размерам. [ 13 ] Адмирал Эрих Редер был назначен командующим немецким флотом в 1928 году. [ 14 ] Первоначально Редер использовал осторожную стратегию по отношению к правительству Веймарской республики . Однако приход к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в 1933 году дал Редеру возможность расширить флот. Правительство Гитлера заключило англо-германское военно-морское соглашение в 1935 году, которое предусматривало, что немецкий флот может восстановить до 35 процентов численности Королевского флота. [ 15 ] Первыми новыми линкорами, построенными в Германии, были два «Шарнхорст» класса корабля , «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , в 1935 году. Два «Бисмарк» линкора типа последовали за ними в 1936 году; «Бисмарк» был построен в 1940 году, «Тирпиц» — в 1941 году. [ 16 ] План Z был сформулирован в 1939 году для восстановления немецкого военно-морского флота; план предусматривал строительство шести дополнительных линкоров класса H-39 . [ 17 ] Два из них были заложены в середине 1939 года, но были отменены в течение двух месяцев из-за начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Остальные четыре были отменены без каких-либо работ. [ 18 ] «Бисмарк» , «Тирпиц» и «Шарнхорст» были потоплены во время войны, а «Гнейзенау» был затоплен в Готенхафене в 1945 году. [ 19 ] Были проведены дальнейшие проектные исследования, кульминацией которых стал массовый класс H-44, но они не представляли собой серьезных предложений из-за неосуществимости и дороговизны кораблей. [ 20 ]

Ключ
Основные орудия Количество и тип главного калибра орудий
Смещение Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке
Движение Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость.
Услуга Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба.
Заложен Дата киля начала сборки
Введен в эксплуатацию Дата сдачи корабля в эксплуатацию

Линкоры до дредноута

[ редактировать ]

Бранденбург класс

[ редактировать ]
Большой серый линкор с двумя высокими мачтами праздно стоит в спокойных водах. Рядом привязаны три небольшие лодки.
Курфюрст Фридриха Вильгельма

Корабли класса «Бранденбург» были первыми океанскими линкорами, построенными для немецкого флота, и положили начало немецкой военно-морской экспансии. Предыдущие классы включали несколько типов броненосных кораблей, в том числе корабли береговой обороны и броненосные фрегаты. Корабли были уникальными для того времени тем, что были вооружены шестью крупнокалиберными орудиями вместо четырех, как это было стандартно на современных кораблях других флотов. [ 21 ] В состав класса входило четыре корабля: «Бранденбург» , «Курфюрст Фридрих Вильгельм» , «Вайсенбург» и «Вёрт» . Из четырех кораблей «Курфюрст Фридрих Вильгельм» и «Вайсенбург» были более продвинутыми, поскольку их броня состояла из стали более высокого качества. [ 22 ]

Четыре корабля вошли в состав I боевой эскадры. [ 23 ] Они прошли заграничную службу во время Боксерского восстания в Китае в 1900–1901 годах под командованием маршала Альфреда фон Вальдерзее . [ 24 ] После возвращения из Китая « Бранденбурги » были выведены в сухой док для модернизации, которая длилась с 1901 по 1905 год в зависимости от корабля. [ 25 ] В ходе реконструкции надстройку срубили, вторую боевую рубку пристроили паровые котлы на более новые модели. , заменили [ 26 ] Курфюрст Фридриха Вильгельма и Вайсенбург были проданы Османской империи в 1910 году и переименованы в Барбарос Хайреддин и Тургут Рейс соответственно. «Бранденбург» и «Вёрт» были выведены из эксплуатации и переведены в резерв. В начале Первой мировой войны оба корабля были отозваны в действительную службу в качестве кораблей береговой обороны, но из-за возраста были быстро демобилизованы. Оставшуюся часть войны они провели в качестве казарменных кораблей, прежде чем были расформированы в 1920 году. [ 21 ] [ 26 ]

Краткое содержание Бранденбург класса
Корабль Вооружение [ 25 ] Смещение [ 25 ] Движение [ 25 ] Услуга [ 27 ] [ 28 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Бранденбург 6 × 28 см (11 дюймов) 10 670 т (10 500 длинных тонн ) 2 винта, паровые машины тройного расширения , 16,3 узла (30,2 км/ч; 18,8 миль в час) 1890 19 ноября 1893 г. Списано, 1920 г.
СМС Курфюрст Фридрих Вильгельм 2 винта, паровые машины тройного расширения, 16,9 узлов (31,3 км / ч; 19,4 миль в час) 29 апреля 1894 г. Передан Османской империи 12 сентября 1910 г., затоплен 8 августа 1915 г.
СМС Вайсенбург 2 винта, паровые машины тройного расширения, 16,5 узлов (30,6 км / ч; 19,0 миль в час) 14 октября 1894 г. Передан Османской империи 12 сентября 1910 г., списан в 1956–1957 гг.
СМС стоит 2 винта, паровые машины тройного расширения, 16,9 узлов (31,3 км / ч; 19,4 миль в час) 31 октября 1893 г. Списано, 1920 г.

Кайзер Фридрих III степени

[ редактировать ]
Большой светло-серый военный корабль неподвижно стоит в гавани; у него есть две высокие дымовые трубы, обе окрашены тремя темными полосами для идентификации.
Кайзер Барбаросса

Пять кораблей класса «Кайзер Фридрих III» установили стандарт для более поздних немецких линкоров до дредноутов: они несли меньшие по размеру главные орудия, чем их зарубежные современники, но более тяжелую вторичную батарею . Это соответствовало теории «града огня», которая делала упор на меньшие, скорострельные орудия, а не на более крупные и медленные орудия. Корабли этого класса также были первыми немецкими линкорами, использовавшими три винта, которые будут использоваться на многих последующих кораблях, в отличие от двух на « Бранденбурге ». [ 29 ] Класс состоял из пяти кораблей: «Кайзер Фридрих III» , «Кайзер Вильгельм II» , «Кайзер Вильгельм дер Гросс» , «Кайзер Карл дер Гросс » и «Кайзер Барбаросса» . Все корабли были названы в честь немецких императоров. [ 30 ]

После ввода в строй пять кораблей были приписаны к I эскадре Флота метрополии ( Heimatflotte ). [ 31 ] Кайзер Вильгельм II служил флагманом флота до 1906 года. [ 32 ] После десяти лет службы флота их заменили на более новые корабли. Их передали в состав III эскадры флота, преобразованной к тому времени в Флот открытого моря, и вывели в резерв. [ 31 ] В 1907 году все пять кораблей были выведены в сухой док для капитального ремонта. Воронки сделали выше, надстройку урезали, а вспомогательные орудия переставили; работы продолжались до 1910 года. Во время Первой мировой войны пять кораблей не несли боевой службы; все они были разоружены и им были переданы второстепенные обязанности. «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» использовался как учебный торпедный корабль, «Кайзер Вильгельм II» использовался как штабной корабль, а остальные три стали кораблями-тюрьмами. Все они были расформированы в период с 1919 по 1922 год. [ 32 ]

Краткое содержание кайзера Фридриха III класса
Корабль Вооружение [ 33 ] Смещение [ 33 ] Движение [ 33 ] Услуга [ 34 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Кайзер Фридрих III 4 × 24 см (9,4 дюйма) 11 785 т (11 599 длинных тонн) 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,3 кН (32,0 км/ч; 19,9 миль в час) 1895 7 октября 1898 г. Списано, 1920 г.
СМС кайзер Вильгельм II 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,6 узлов (32,6 км / ч; 20,3 миль в час) 1896 13 февраля 1900 г. Списано, 1922 г.
СМС Кайзер Вильгельм Великий 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,2 кН ​​(31,9 км/ч; 19,8 миль в час) 1898 5 мая 1901 г. Списано, 1920 г.
СМС Император Карл Великий 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,8 кН (33,0 км/ч; 20,5 миль в час) 4 февраля 1902 г.
СМС Кайзер Барбаросса 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,8 кН (33,0 км/ч; 20,5 миль в час) 10 июня 1901 г. Списано, 1919–1920 гг.

Виттельсбаха класс

[ редактировать ]
Большой светло-серый линкор плывет по воде на высокой скорости. Густой черный дым валит из двух круглых дымовых труб.
Виттельсбах в 1902 году

Класс Виттельсбаха представлял собой постепенное улучшение по сравнению с предыдущим классом Кайзера Фридриха III . Они были оснащены тем же вооружением из четырех 24-см орудий, но имели дополнительный торпедный аппарат. [ 35 ] Они имели улучшенные оборонительные возможности, так как были защищены более обширным бронепоясом . [ 36 ] От предыдущих кораблей они также отличались главной палубой, которая по всей длине была заподлицо. « Кайзер Фридрих III» имел урезанный квартердек . [ 31 ] Корабли этого класса, включавшие «Виттельсбах» , «Веттин» , «Церинген» , «Швабен» и «Мекленбург» , были первыми линкорами, построенными в соответствии с первым военно-морским законом 1898 года. [ 36 ]

После вхождения в состав флота корабли класса «Виттельсбах» были приписаны к I боевой эскадре, где заменили более старые корабли типа «Бранденбург» . [ 23 ] Как и корабли класса «Кайзер Фридрих III» , «Виттельсбахи » были выведены из боевой службы после появления дредноутов. Пять кораблей были отозваны в действительную службу с началом войны в 1914 году. Они были приписаны к IV боевой эскадре и переброшены на Балтику. Однако из-за возраста и уязвимости к 1916 году они были выведены из действующей службы. Они использовались в качестве учебных кораблей, за исключением «Мекленбурга» , который использовался в качестве корабля-тюрьмы. В 1919 году «Виттельсбах» и «Швабен» были переоборудованы в плавучие базы для тральщиков . К 1922 году все корабли были разобраны на металлолом, за исключением «Церингена» . его переоборудовали в радиоуправляемый корабль-мишень В 1926–1927 годах . Бомбардировщики Королевских ВВС потопили корабль в Готенхафене в 1944 году; затонувший корабль был разрушен в 1949–1950 годах. [ 31 ]

Краткое содержание Виттельсбаха класса
Корабль Вооружение [ 37 ] Смещение [ 38 ] Движение [ 39 ] Услуга [ 39 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Виттельсбах 4 × 24 см (9,4 дюйма) 12 798 т (12 596 длинных тонн) 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,0 кН (31,5 км/ч; 19,6 миль в час) 1899 15 октября 1902 г. Списан, 1921 г.
СМС Веттин 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,1 узлов (33,5 км / ч; 20,8 миль в час) 1 октября 1902 г. Списано, 1922 г.
СМС Церинген 3 винта, паровые машины тройного расширения, 17,8 кН (33,0 км/ч; 20,5 миль в час) 25 октября 1902 г. Потоплен в 1944 году; списан, 1949–1950 гг.
СМС Швабия 3 винта, паровые машины тройного расширения, 16,9 узлов (31,3 км / ч; 19,4 миль в час) 1900 13 апреля 1904 г. Списан, 1921 г.
СМС Мекленбург 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,1 узлов (33,5 км / ч; 20,8 миль в час) 25 мая 1903 г.

Брауншвейгский класс

[ редактировать ]
Большой светло-серый линкор стоит в гавани, из трех высоких труб поднимается дым.
Неопознанный член Брауншвейгского класса в 1904 году.

Класс «Брауншвейг» , в который входили «Брауншвейг» , «Эльзас» , «Гессен» , «Пройссен» и «Лотринген» , представлял собой значительное улучшение по сравнению с предыдущими типами линкоров немецкого флота. Их главная батарея была оснащена гораздо более мощными 28-см орудиями, хотя они все же были меньше стандартных 12-дюймовых (30-см) орудий, используемых на британских кораблях. Башни главного калибра устанавливались на палубе бака , а не на одну палубу выше, как на старых кораблях. [ 40 ] Они также были крупнее и быстрее своих предшественников, хотя броневая защита была практически такой же. [ 36 ] Эти корабли были разрешены Морским законом 1900 года. [ 31 ]

В 1907 году была организована II боевая эскадра; ему были переданы пять линкоров типа «Брауншвейг» и пять новых кораблей типа «Дойчланд» . [ 23 ] Когда в 1914 году разразилась война, четыре корабля класса «Брауншвейг» были приписаны к IV эскадре вместе с кораблями класса «Виттельсбах» . [ 31 ] Брауншвейг и Эльзасс приняли участие в битве при Рижском заливе в 1915 году. [ 41 ] Гессен остался в составе 2-й боевой эскадрильи и участвовал в Ютландской битве в 1916 году. [ 42 ] После войны Лотринген и Пройссен были переоборудованы в плавбазы тральщиков. В конечном итоге они были списаны в 1931 году. Участок Пройссена длиной 63 м (207 футов) был сохранен для использования в качестве мишени для взрывчатки; В конце концов он был разбомблен и затоплен в апреле 1945 года. В 1954 году корпус был поднят и разобран. [ 43 ] Остальные три корабля использовались в качестве кораблей береговой обороны, однако в период с 1931 по 1935 год они тоже были выведены из эксплуатации и разобраны, за исключением «Гессена» . [ 31 ] Hessen был переоборудован в радиоуправляемый корабль-мишень в 1935 году и прослужил в этом качестве до конца Второй мировой войны в 1945 году. Затем он был передан Советскому ВМФ и переименован в «Цель» . [ 43 ]

Краткое содержание Брауншвейгского класса
Корабль Вооружение [ 43 ] Смещение [ 44 ] Движение [ 44 ] Услуга [ 45 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Брауншвейг 4 × 28 см (11 дюймов) 14 394 т (14 167 длинных тонн) 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) 1901 15 октября 1904 г. Списан, 1931 г.
СМС Эльзас 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) 29 ноября 1904 г. Списано, 1936 г.
СМС Гессен 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,2 кН ​​(33,7 км/ч; 20,9 миль в час) 1902 19 сентября 1905 г. Передан СССР , 1946 г.
Текст Преуссен 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль в час) 12 июля 1905 г. Частично списан в 1931 г., потоплен бомбардировщиками в 1945 г., поднят в 1954 г. и сдан на слом.
СМС Лорейн 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) 18 мая 1906 г. Списан, 1931 г.

Германии класс

[ редактировать ]
Большой серый линкор стоит в доке, члены экипажа в белой форме толпятся на палубе корабля.
Германия в 1912 году

Пять «Дойчланд» линкоров класса — «Дойчланд» , «Ганновер » , «Поммерн » , «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн» — были последними дредноутами, построенными немецким флотом. Они были похожи на корабли класса «Брауншвейг» , но их броня была толще. Корабли были построены, несмотря на слухи о возможностях революционного HMS Dreadnought . [ 46 ] Адмирал Альфред фон Тирпиц настаивал на их строительстве, поскольку более крупные корабли потребовали бы расширения канала кайзера Вильгельма ; это оказало бы огромную нагрузку на военно-морской бюджет в этом году. [ 31 ]

После ввода в строй в 1906 году они были приписаны к новой II боевой эскадрилье; Deutschland заменила кайзера Вильгельма II в качестве флагмана флота. [ 23 ] Во время Первой мировой войны корабли оставались в составе II боевой эскадры и участвовали в Ютландском сражении в 1916 году. Их низкая скорость мешала более современным дредноутам Флота открытого моря. В начале второго дня боя «Поммерн» был потоплен единственной торпедой, вызвавшей взрыв магазина с боеприпасами. [ 46 ] После боя « Дойчланды » были выведены из состава флота и в конечном итоге полностью выведены из эксплуатации в августе 1917 года. [ 31 ] Deutschland была расформирована в 1920 году. Три оставшихся корабля продолжали службу в составе немецкого флота; Ганновер был поражен в 1935 году и окончательно распался в 1944–1946 годах. Шлезиен и Шлезвиг-Гольштейн были затоплены во время Второй мировой войны, но позже подняты. Шлезиен был расформирован в 1949–1970 годах, а Шлезвиг-Гольштейн был передан ВМФ СССР в 1946 году. [ 47 ]

Краткое содержание Deutschland курса
Корабль Вооружение [ 43 ] Смещение [ 48 ] Движение [ 49 ] Услуга [ 49 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Германия 4 × 28 см (11 дюймов) 14 218 т (13 993 длинных тонны) 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,6 узлов (34,4 км / ч; 21,4 миль в час) 1903 3 августа 1906 г. Списано, 1920–1922 гг.
СМС Ганновер 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль в час) 1904 1 октября 1907 г. Списано, 1944–1946 гг.
СМС Померания 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,7 узлов (34,6 км / ч; 21,5 миль в час) 6 августа 1907 г. Потоплен в Ютландском бою 1 июня 1916 года.
СМС Силезия 3 винта, паровые машины тройного расширения, 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 миль в час) 5 мая 1908 г. Затоплен 5 мая 1945 г., сдан на слом в период с 1949 по 1970 г.
СМС Шлезвиг-Гольштейн 3 винта, паровые машины тройного расширения, 19,1 узлов (35,4 км / ч; 22,0 миль в час) 1905 6 июля 1908 г. Затоплен 21 марта 1945 г., поднят и передан СССР.

Линкоры-дредноуты

[ редактировать ]

Нассау класс

[ редактировать ]
В гавани стоит большой линкор с орудиями и двумя высокими мачтами.
Рейнланд в 1910 году

Класс «Нассау» , в который входили «Нассау» , «Вестфалия» , «Рейнланд» и «Позен» , стал ответом Германии на прибытие в 1906 году HMS Dreadnought , первого «полностью крупнокалиберного» линкора. Корабли были необычными по своей сути. Конфигурация вооружения имела шестиугольную форму. [ б ] [ 50 ] Они сохранили двигатели тройного расширения вместо более мощных газотурбинных двигателей и в результате были медленнее своих британских современников. [ 51 ]

После вступления в состав немецкого флота все четыре корабля служили в составе II дивизии I боевой эскадры. [ 52 ] Два корабля, «Нассау» и «Позен» , приняли участие в безрезультатном сражении в Рижском заливе в 1915 году, в ходе которого они вступили в бой с русским дредноутом «Слава» . [ 53 ] Четыре корабля класса «Нассау» приняли участие в Ютландском сражении 31 мая и 1 июня 1916 года; они пострадали лишь от нескольких попаданий вторичной батареи и имели ограниченные потери. В начале 1918 года Рейнланд и Вестфалия были отправлены в Финляндию для поддержки белофиннов в их гражданской войне , но в апреле Рейнланд сел на мель у Аландских островов и был серьезно поврежден. В конце Первой мировой войны четыре корабля были захвачены победившими союзными державами в качестве военных призов и проданы на слом. [ 50 ]

Краткое содержание Нассау класса
Корабль Вооружение [ 54 ] Смещение [ 54 ] Движение [ 54 ] Услуга [ 55 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Нассау 12 × 28 см (11 дюймов) 20 535 т (20 211 длинных тонн) 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) 1907 1 октября 1909 г. Списано, 1920 г.
СМС Вестфалия 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20,2 узла (37,4 км / ч; 23,2 миль в час) 16 ноября 1909 г. Списан, 1924 г.
СМС Рейнланд 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) 30 апреля 1910 г. Списан, 1921 г.
СМС Позен 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) 31 мая 1910 г. Списано, 1922 г.

Гельголанд класс

[ редактировать ]
Большой серый линкор в море. Из трех близко расположенных воронок возвращается темный дым.
СМС Гельголанд гр. 1911–1917 гг.

Класс «Гельголанд» — второй тип немецких дредноутов, построенных в 1908–1912 годах. В состав класса входило четыре корабля: «Гельголанд» , «Ольденбург» , «Остфрисланд» и «Тюринген» . Корабли имели значительные улучшения по сравнению с предыдущим типом «Нассау» , в том числе более мощные основные орудия и улучшенную двигательную установку . Гельголанды . легко отличались от предыдущих Нассау по трем близко расположенным воронкам по сравнению с двумя более крупными воронками предыдущего класса Корабли сохранили необычную шестиугольную компоновку главного калибра класса «Нассау» . [ 56 ]

Корабли входили в состав I дивизии I боевой эскадры вместе с кораблями класса «Нассау» II дивизии I боевой эскадры. Они участвовали в боях во время Первой мировой войны, в том числе в Ютландской битве в Северном море и битве в Рижском заливе на Балтийском море. Все четверо пережили войну, но не были приняты в состав немецкого флота, интернированного в Скапа-Флоу . После того, как немецкий флот в Скапа-Флоу был затоплен, четыре Гельголанда были переданы в качестве военных репараций победившим союзным державам взамен затонувших кораблей. [ 57 ] Остфрисландия была захвачена ВМС США и использована в качестве цели во время Билли Митчелла демонстрации авиации в июле 1921 года. Гельголанд и Ольденбург были переданы Великобритании и Японии соответственно и разделены в 1921 году. Тюрингия была передана Франции в 1920 году, а использовался в качестве корабля-мишени для французского флота. В конечном итоге корабль был разобран между 1923 и 1933 годами. [ 58 ]

Краткое содержание Гельголанд класса
Корабль Вооружение [ 59 ] Смещение [ 59 ] Движение [ 59 ] Услуга [ 60 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Гельголанд 12 × 30,5 см (12 дюймов) 24 700 т (24 300 длинных тонн) 3 винта, паровые машины тройного расширения, 20,8 узлов (38,5 км / ч; 23,9 миль в час) 1908 23 августа 1911 г. Списан, 1921 г.
СМС Восточная Фризия 3 винта, паровые машины тройного расширения, 21,2 узла (39,3 км / ч; 24,4 миль в час) 1 августа 1911 г. Израсходовано как цель, 1921 г.
СМС Тюрингия 3 винта, паровые машины тройного расширения, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) 10 сентября 1911 г. Списано, 1923–1933 гг.
СМС Ольденбург 3 винта, паровые машины тройного расширения, 21,3 узла (39,4 км / ч; 24,5 миль в час) 1909 1 мая 1912 г. Списан, 1921 г.

Кайзер класс

[ редактировать ]
Впереди движется большой серый линкор. Из двух его труб валит темный черный дым.
СМС Кайзер в 1913 году

Класс «Кайзер» , в который входили «Кайзер» , «Фридрих дер Гроссе» , «Кайзерин» , «Принцрегент Луитпольд » и «Кениг Альберт» , был третьим классом немецких дредноутов и первым, оснащенным газотурбинными двигателями и сверхмощными башнями . [ 61 ] Как это было обычно для немецких линкоров того периода, на классе «Кайзер» были установлены основные орудия, которые были меньше, чем у их британских конкурентов: 30,5 см (12,0 дюйма) по сравнению с 34,3 см (13,5 дюйма) орудиями британского «Орион» класса . [ 62 ] Десять орудий SK L/50 устанавливались в пяти спаренных башнях; одна башня была установлена ​​в носовой части, две в кормовой части по схеме «суперстрельбы», а две другие - по схеме «крыло» в шахматном порядке на миделе корабля. [ 63 ]

Все пять кораблей участвовали в боевых действиях в Северном море во время войны; вместе они служили в составе VI дивизии III боевой эскадры, а Фридрих дер Гроссе . флагманом флота был [ 64 ] Четверо присутствовали во время Ютландской битвы; Кениг Альберт в это время находился на скамье подсудимых. [ 65 ] Из четырех кораблей, принимавших участие в бою, только «Кайзер» получил повреждения, попав в него двумя крупнокалиберными снарядами. [ 66 ] Корабли также принимали участие в операции «Альбион» на Балтийском море; в ходе операции они были реорганизованы в IV боевую эскадру под командованием вице-адмирала Вильгельма Сушона . [ 67 ] По окончании войны все пять кораблей были интернированы на британской военно-морской базе в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года они были затоплены, чтобы предотвратить их захват Королевским флотом . Впоследствии корабли были подняты и разобраны на металлолом в период с 1929 по 1937 год. [ 68 ]

Краткое содержание Кайзера класса
Корабль Вооружение [ 68 ] Смещение [ 68 ] Движение [ 68 ] Услуга [ 68 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Кайзер 10 × 30,5 см (12 дюймов) 27 000 т (26 570 длинных тонн) 3 винта, паровые турбины , 23,4 узла (43,3 км/ч; 26,9 миль в час) 1909 1 августа 1912 г. Затоплен в Скапа-Флоу , 21 июня 1919 года.
СМС Фридрих Великий 3 винта, паровые турбины, 22,4 узла (41,5 км/ч; 25,8 миль в час) 1910 15 октября 1912 г.
СМС Императрица 3 винта, паровые турбины, 22,1 узла (40,9 км/ч; 25,4 миль в час) 14 мая 1913 г.
СМС Принцрегент Луитпольд 2 винта, паровые турбины, 21,7 узлов (40,2 км/ч; 25,0 миль в час) 19 августа 1913 г.
СМС король Альберт 3 винта, паровые турбины, 22,1 узла (40,9 км/ч; 25,4 миль в час) 31 июля 1913 г.

Кениг класс

[ редактировать ]
Большой светло-серый военный корабль неподвижно стоит в спокойном море.
Кронпринц в Скапа-Флоу, 1919 год.

«Кёниг» , «Гроссер Курфюрст» , «Маркграф » и «Кронпринц» , четыре корабля класса «Кёниг» , были самыми мощными военными кораблями Флота открытого моря на момент начала войны в 1914 году. « Кёниг » был улучшением по сравнению с предыдущим «Кайзер» классом ; одна из крыльевых башен была перенесена вперед и помещена в режим суперстрелки, а вторая крыльевая башня была перенесена на центральную линию миделя корабля. Это позволило расширить угол обстрела бортовым залпом , поскольку все 10 орудий могли вести огонь по большей площади по сравнению с более ранними Kaiser . [ 63 ]

На протяжении всей Первой мировой войны этот класс действовал как единое целое — V дивизия III боевой эскадрильи . [ 64 ] Корабли приняли участие в ряде операций флота во время войны, в том числе в Ютландском сражении, где они действовали в качестве авангарда немецкой линии и подвергались интенсивному бою с британским флотом. Корабли также принимали участие в операции «Альбион» против русских в 1917 году, где Кениг потопил линкор «Слава» . Они пережили войну и были интернированы в Скапа-Флоу в ноябре 1918 года. Все четыре корабля были затоплены там 21 июня 1919 года. [ 69 ]

Краткое содержание Кенига класса
Корабль Вооружение [ 70 ] Смещение [ 71 ] Движение [ 10 ] Услуга [ 10 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС король 10 × 30,5 см (12 дюймов) 28 600 т (28 100 длинных тонн) 3 винта, паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) 1911 9 августа 1913 г. Затоплен в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 г.
СМС Гроссер Курфюрст 3 винта, паровые турбины, 21,2 узла (39,3 км/ч; 24,4 мили в час) 30 июля 1914 г.
СМС Маркграф 3 винта, паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) 1 октября 1914 г.
СМС Наследный принц 3 винта, паровые турбины, 21,3 узла (39,4 км/ч; 24,5 миль в час) 1912 8 ноября 1914 г.

Бавария класс

[ редактировать ]
Большой серый линкор с высокой мачтой треноги сидит в гавани.
СМС Бавария на испытаниях в 1915 году

Четыре корабля класса «Бавария» были первыми супердредноутами, построенными немецким флотом. В этот класс входили Бавария , Баден , Саксония и Вюртемберг . Строительство кораблей началось незадолго до Первой мировой войны; «Баден» был заложен в 1913 году, «Бавария» и «Саксония» последовали за ним в 1914 году, а «Вюртемберг» , последний корабль, был заложен в 1915 году. Только «Баден» и «Бавария» были заложены, поскольку приоритеты судостроения сместились по мере затягивания войны. Было установлено, что подводные лодки более ценны для военных действий, поэтому работа над новыми линкорами замедлилась и в конечном итоге вообще остановилась. В результате «Бавария» и «Баден» оказались последними немецкими линкорами, построенными Kaiserliche Marine . [ 72 ]

Бавария и Баден были приняты в состав флота в июле 1916 и марте 1917 года соответственно. Для любого корабля было уже слишком поздно участвовать в Ютландском сражении 31 мая и 1 июня 1916 года. Бавария была приписана к военно-морским силам, которые вытеснили Императорский флот России из Рижского залива во время операции «Альбион» в октябре 1917 года. Корабль был сильно поврежден на мине и его пришлось отвести в Киль для ремонта. Баден заменил Фридриха дер Гроссе на посту флагмана Флота открытого моря, но не участвовал в боях. Оба судна были интернированы в Скапа-Флоу после перемирия в ноябре 1918 года. [ 72 ] «Бавария» была успешно затоплена 21 июля 1919 года, но британской гвардии удалось высадить Баден на берег , чтобы не допустить ее затопления. В конечном итоге корабль был использован в качестве артиллерийской мишени в 1921 году. Саксония и Вюртемберг , оба находились на разных стадиях завершения, когда война закончилась, в начале 1920-х годов были разобраны на металлолом. [ 11 ]

Итоги «Бавария» класса
Корабль Вооружение [ 11 ] Смещение [ 70 ] Движение [ 10 ] Услуга [ 73 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
СМС Бавария 8 × 38 см (15 дюймов) 32 200 т (31 700 длинных тонн) 3 винта, паровые турбины, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) 1913 15 июля 1916 г. Затоплен в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 г.
СМС Баден 3 винта, паровые турбины, 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) 18 октября 1916 г. Передан Великобритании, использован в качестве артиллерийской мишени в 1921 году.
СМС Саксония 32 500 т (32 000 длинных тонн) 3 винта, паровые турбины и дизельный двигатель, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) 1914 Незавершенный в конце войны, списан в 1922 году.
СМС Вюртемберг 3 винта, паровые турбины, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) 1915 Незавершенный в конце войны, списан в 1921 году.

Л 20е α класс

[ редактировать ]

Проект L 20e α представлял собой план строительства неизвестного количества линкоров в 1918 году для немецкого флота. Проект был выбран 2 октября 1917 года, а строительство должно было начаться 11 сентября 1918 года. Корабли должны были быть значительно больше, чем предыдущий класс Bayern , и более чем на 50 м (160 футов) длиннее, чем предыдущие корабли. Эти корабли были бы первым немецким военным кораблем, на котором были установлены орудия размером более 16 дюймов (40,6 см). Однако ухудшение военной ситуации в Германии означало, что корабли так и не были построены. [ 74 ]

Краткое описание класса L 20e α
Корабль Вооружение [ 75 ] Смещение [ 75 ] Движение [ 75 ] Услуга [ 75 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Л 20е а 8 × 42 см (17 дюймов) 48 700 т (47 900 длинных тонн) 4 винта, паровые турбины, 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) Только проектное исследование

Быстрые линкоры

[ редактировать ]

Шарнхорст класс

[ редактировать ]
Большой военный корабль неподвижно стоит в гавани; рядом несколько лодок поменьше
Шарнхорст в гавани в 1939 году.

Два линкора типа «Шарнхорст» были первыми крупными кораблями, построенными для Кригсмарине после окончания Первой мировой войны. Они ознаменовали начало перевооружения немецкого военно-морского флота после Версальского договора . [ 76 ] В состав класса входили два судна: «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . Корабли были вооружены девятью 28-см (11-дюймовыми) орудиями SK C/34 в трех тройных башнях, хотя планировалось заменить это вооружение шестью 38-см (15-дюймовыми) орудиями SK C/34 в спаренных башнях. [ 77 ]

Оба корабля были заложены в 1935 году, спущены на воду в конце 1936 года и введены в состав немецкого флота к началу 1939 года. Шарнхорст и Гнейзенау действовали вместе на протяжении большей части начала Второй мировой войны , включая вылазки в Атлантику для совершения набегов на британские торговые суда. . [ 78 ] Два корабля участвовали в операции Weserübung — вторжении Германии в Норвегию. Во время операции у берегов Норвегии два корабля вступили в бой с линейным крейсером HMS Renown. [ 79 ] и потопил авианосец HMS Glorious в бою с Glorious «Шарнхорст» добился одного из самых дальних попаданий морской артиллерии в истории. [ 80 ] В начале 1942 года два корабля совершили дневной переход по Ла-Маншу из оккупированной Франции в Германию. [ 81 ]

В конце 1942 года Гнейзенау был сильно поврежден во время налета авиации союзников на Киль. В начале 1943 года «Шарнхорст» присоединился к «Бисмарк» линкору типа «Тирпиц» в Норвегии, чтобы перехватывать конвои союзников, направлявшиеся в Советский Союз. «Шарнхорст» и несколько эсминцев вышли из Норвегии, чтобы атаковать конвой; Вместо этого немцы были перехвачены британскими военно-морскими патрулями. Во время битвы у Нордкапа линкор Королевского флота HMS Duke of York потопил Шарнхорст . Тем временем на «Гнейзенау» начались ремонтные работы, и корабль находился в процессе перевооружения. Однако, когда «Шарнхорст» был потоплен, работы над его сестрой были прекращены. Вместо этого он был потоплен как блок-корабль в Гдыне в 1945 году; затонувший корабль был разобран на металлолом в 1950-х годах. [ 76 ]

Краткое описание Шарнхорст класса
Корабль Вооружение [ 82 ] Смещение [ 82 ] Движение [ 82 ] Услуга [ 77 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Шарнхорст 9 × 28 см (11 дюймов) 38 100 длинных тонн (38 700 т) 3 винта, паровые турбины, 31,5 узлов (58,3 км/ч; 36,2 миль в час) 1935 7 января 1939 г. Потоплен в бою у Нордкапа, 26 декабря 1943 г.
Гнейзенау 3 винта, паровые турбины, 31,2 узла (57,8 км/ч; 35,9 миль в час) 1935 21 мая 1938 г. Затоплен в Готенхафене в 1945 году, поднят и сдан на слом в 1951 году.

Бисмарка Класс

[ редактировать ]
Большой светло-серый военный корабль, ощетинившийся орудиями, стоит в гавани.
Бисмарк в 1940 году

«Бисмарк» и «Тирпиц» были последними и крупнейшими линкорами, построенными немецким флотом, а также самыми тяжелыми, когда-либо построенными в Европе. [ 83 ] Они были построены в соответствии с условиями англо-германского военно-морского соглашения, подписанного в 1935 году, и предположительно имели водоизмещение не более 35 000 длинных тонн (36 000 т), указанных в соглашении. На самом деле корабли при полной загрузке были примерно на 15 000 длинных тонн (15 000 тонн) тяжелее. [ 84 ] Корабли были построены для противодействия новым строившимся тогда французским линкорам. [ 85 ]

Оба корабля участвовали в боях во время Второй мировой войны. «Бисмарк» был отправлен в мае 1941 года для совершения рейда на британские корабли в Атлантическом океане вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» . [ 86 ] В ходе операции Бисмарк потопил линейный крейсер HMS Hood , серьезно повредил новый линкор HMS Prince of Wales и заставил его отступить. [ 87 ] Все имеющиеся британские военно-морские силы были мобилизованы в масштабной охоте с целью выследить и уничтожить Бисмарка . [ 88 ] Несколько дней спустя «Бисмарк» был выведен из строя попаданием торпеды «Фейри-меч-рыба» , запущенной с HMS Ark Royal и впоследствии уничтоженной линкорами HMS Rodney и HMS King George V 27 мая. [ 86 ]

Тирпица Карьера была менее активной; большую часть войны она провела в составе флота, находясь в оккупированной Норвегии. Королевский флот попытался потопить его с помощью миниатюрных подводных лодок , но эти попытки не увенчались успехом. В ноябре 1944 года бомбардировщики Королевских ВВС Ланкастер трижды поразили корабль бомбами массой 12 000 фунтов (5 400 кг), в результате чего он перевернулся и затонул. В 1948–1957 годах затонувший корабль был разрушен. [ 86 ]

Краткое описание Бисмарк класса
Корабль Вооружение [ 89 ] Смещение [ 90 ] Движение [ 90 ] Услуга [ 91 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Бисмарк 8 × 38 см (15 дюймов) 50 300 т (49 500 длинных тонн) 3 винта, паровые турбины, 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) 1936 28 апреля 1940 г. Потоплен 27 мая 1941 г.
Тирпиц 52 600 т (51 800 длинных тонн) 3 винта, паровые турбины с редуктором, 30,8 кН (57,0 км/ч; 35,4 миль в час) 1936 25 февраля 1941 г. Потоплен 12 ноября 1944 г., сдан на слом в 1948–1957 гг.

Предложения H-класса

[ редактировать ]

H-класс представлял собой серию проектов линкоров , отвечающих требованиям плана Z в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Первый вариант, «H-39», предусматривал постройку шести кораблей, по существу как увеличенные «Бисмарк» линкоры класса с 40,6-см (16,0 дюйма) орудиями. Конструкция «H-41» улучшила корабль «H-39», добавив еще более крупные основные орудия с восемью орудиями диаметром 42 см (17 дюймов). В двух последующих планах, «H-42» и «H-43», основной аккумулятор снова увеличился на части по 48 см (19 дюймов), а чудовищная конструкция «H-44» в конечном итоге привела к увеличению длины 50,8 см (20,0 дюйма). пистолеты. Из-за начала войны в 1939 году ни один из кораблей так и не был построен; было заложено только два корабля H-39, а выполненные работы вскоре были списаны. [ 92 ]

Краткое изложение предложений H-класса
Корабль Вооружение [ 92 ] Смещение [ 20 ] Движение [ 92 ] Услуга [ 93 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Н-39 8 × 40,6 см (16 дюймов) 62 600 длинных тонн (63 600 т) 3 винта, дизельные двигатели, 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) 1939 [ 93 ] Отменено 30 сентября 1939 г.
Н-41 8 × 42 см (17 дюймов) 74 803 длинных тонны (76 003 т)
Н-42 8 × 48 см (19 дюймов) 96 555 длинных тонн (98 104 т) Неизвестный
Н-43 8 × 48 см (19 дюймов) 118 110 длинных тонн (120 010 т)
Н-44 8 × 50,8 см (20 дюймов) 139 272 длинных тонны (141 507 т)

Примечания

[ редактировать ]
  1. В их число входили «Саксония» броненосцы класса , броненосный фрегат «Ольденбург» и «Зигфрид» и «Один» классов корабли береговой обороны . См.: Грёнер , стр. 7–12.
  2. Одна башня располагалась в носовой части, другая в кормовой и четыре на миделе с каждого борта. См.: Хоре, Броненосцы , с. 67.
  1. ^ Хервиг , стр. 13–14.
  2. ^ Хервиг , стр. 17–18.
  3. ^ Хервиг , стр. 24–26.
  4. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 134.
  5. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 134–135.
  6. ^ Грёнер , стр. 16–20.
  7. ^ Хервиг , стр. 54–57.
  8. ^ Хервиг , с. 59.
  9. ^ Грёнер , стр. 24–26.
  10. ^ Jump up to: а б с д Гренер , стр. 27–28.
  11. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 30.
  12. ^ Хервиг , с. 256.
  13. ^ Сиехе , с. 218.
  14. ^ Птица , с. 73.
  15. ^ Болезни , с. 219–220.
  16. ^ Грёнер , стр. 31–33.
  17. ^ Сиехе , с. 220.
  18. ^ Стертон , с. 48.
  19. ^ Болезни , с. 224–225.
  20. ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 37–38.
  21. ^ Jump up to: а б Хор, «Броненосцы» , с. 66.
  22. ^ Хервиг , с. 25.
  23. ^ Jump up to: а б с д Хервиг , с. 45.
  24. ^ Хервиг , с. 106.
  25. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 13.
  26. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 14.
  27. ^ Грёнер , стр. 13–14.
  28. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 390.
  29. ^ Хервиг , с. 26.
  30. ^ Лион , с. 247.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кэмпбелл и Сич , с. 141.
  32. ^ Jump up to: а б Хор, «Броненосцы» , с. 67.
  33. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 15.
  34. ^ Грёнер , стр. 15–16.
  35. ^ Хервиг , с. 43.
  36. ^ Jump up to: а б с Лион , с. 248.
  37. ^ Грёнер , с. 17.
  38. ^ Грёнер , с. 16.
  39. ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 16–17.
  40. ^ Хор, Броненосцы , с. 68.
  41. ^ Халперн , с. 196.
  42. ^ Таррант , с. 195.
  43. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 20.
  44. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 18.
  45. ^ Грёнер , стр. 18–20.
  46. ^ Jump up to: а б Хор, «Броненосцы» , с. 69.
  47. ^ Грёнер , с. 22.
  48. ^ Грёнер , с. 21.
  49. ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 20–21.
  50. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 145.
  51. ^ Хервиг , стр. 59–60.
  52. ^ Это, Линкоры , с. 67.
  53. ^ Халперн , стр. 197–198.
  54. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 23.
  55. ^ Грёнер , стр. 23–24.
  56. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 146.
  57. ^ Это, Линкоры , с. 68.
  58. ^ Грёнер , с. 25.
  59. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 24.
  60. ^ Грёнер , стр. 24–25.
  61. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 147.
  62. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 28, 147.
  63. ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 25–28.
  64. ^ Jump up to: а б Таррант , с. 286.
  65. ^ Таррант , с. 62.
  66. ^ Таррант , с. 296.
  67. ^ Персонал , с. 151.
  68. ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 26.
  69. ^ Это, Линкоры , с. 69.
  70. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 28.
  71. ^ Грёнер , с. 27.
  72. ^ Jump up to: а б То, Линкоры , с. 70.
  73. ^ Грёнер , стр. 28–30.
  74. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 149–150.
  75. ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл и Сич , с. 150.
  76. ^ Jump up to: а б Сиече , с. 225 .
  77. ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 31–32.
  78. ^ Гарцке и Дулин , с. 140.
  79. ^ Гарцке и Дулин , с. 135.
  80. ^ ДиДжулиан (28 см/54,5) .
  81. ^ Гарцке и Дулин , стр. 160–163.
  82. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 31.
  83. ^ Гарцке и Дулин , с. 203.
  84. ^ Стертон , стр. 44–45.
  85. ^ Стертон , с. 44.
  86. ^ Jump up to: а б с Стертон , с. 45.
  87. ^ Стертон , стр. 90, 95.
  88. ^ Беркусон и Хервиг , с. 174.
  89. ^ Грёнер , с. 35.
  90. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 33.
  91. ^ Грёнер , стр. 33–35.
  92. ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 35–38.
  93. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 37.
  • Беркусон, Дэвид Дж. и Хервиг, Хольгер Х. (2001). Уничтожение «Бисмарка» . Вудсток: Оверлук Пресс. ISBN  978-1-58567-397-1 .
  • Берд, Кейт В. (2006). Эрих Редер: адмирал Третьего рейха . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-047-2 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • ДиДжулиан, Тони (13 октября 2006 г.). «Немецкий 28 см/54,5 (11 дюймов) SK C/34» . NavWeaps.com . Проверено 21 марта 2010 г.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN  978-1-84476-377-1 .
  • Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN  978-1-84476-299-6 .
  • Лион, Дэвид (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 240–265. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Персонал, Гэри (1995). Битва за Балтийские острова 1917 года: Триумф императорского германского флота . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84415-787-7 .
  • Стертон, Ян, изд. (1987). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-448-0 .
  • Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55f0bb1dde1427901caca8b5bb1057db__1717397460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/db/55f0bb1dde1427901caca8b5bb1057db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of battleships of Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)