Список линкоров Италии
Начиная с 1890-х годов итальянская Regia Marina (Королевский флот) начала строительство серии современных линкоров. Ранние образцы отличались небольшими размерами, легким бронированием и высокой скоростью по сравнению с современными зарубежными аналогами. Первый проект линкора до дредноута , Ammiraglio di Saint Bon класс , был ограничен бюджетными ограничениями, установленными законодательным органом. Два корабля были заказаны тезкой класса, адмиралом Симоне де Пакоре Сен-Бон , хотя на дизайн также повлиял Бенедетто Брин , который сменил ди Сен-Бона на посту военно-морского министра после его смерти. Брин спроектировал следующую пару линкоров «Регина Маргарита» класса . Эти корабли были крупнее предыдущего класса и предназначались для того, чтобы бросить вызов Габсбург австро-венгерским линкорам класса строившимся тогда . Сам Брин погиб в процессе строительства. Витторио Куниберти спроектировал следующий класс малых дредноутов, «Регина Елена» класс , которые на момент постройки были самыми быстрыми линкорами в мире. [ 1 ] [ 2 ] Все эти корабли участвовали в итало-турецкой войне 1911–1912 годов, где они в основном использовались для огневой поддержки итальянских сухопутных войск, поскольку османский флот в основном ограничивался портом. [ 3 ]
К моменту « Регины Елены постройки » в начале 1900-х годов был построен британский линкор HMS Dreadnought — революционная конструкция, сделавшая все предыдущие линкоры устаревшими. новый линкор типа «дредноут» Поэтому был необходим . Новым кораблем стал Данте Алигьери , и он был спроектирован контр-адмиралом Эдоардо Масдеа . [ 4 ] Итальянский флот построил еще пять линкоров двух аналогичных проектов: «Конте ди Кавур» и «Андреа Дориа» классов . Эти шесть дредноутов составили ядро итальянского флота во время Первой мировой войны , поскольку еще один класс из четырех кораблей был отменен. [ 5 ] И итальянский, и австро-венгерский военно-морские силы проводили осторожную флотскую политику и ни один из них не решился рисковать своими крупными кораблями в крупном сражении; в результате итальянская боевая линия провела войну в гавани и не участвовала в боях. [ 6 ] Тем не менее дредноут «Леонардо да Винчи» был уничтожен взрывом магазина в августе 1916 года. [ 7 ] До дредноута «Бенедетто Брин» также был уничтожен внутренним взрывом в сентябре 1915 года, а его сестра «Регина Маргарита» была потоплена немецкой миной в декабре 1916 года. [ 8 ] Остальные линкоры классов «Аммираглио ди Сен-Бон» и «Регина Елена» были списаны после окончания войны. [ 1 ]
В межвоенный период итальянский флот — наряду с остальными крупными военно-морскими державами — был ограничен Вашингтонским военно-морским договором , который предоставлял Италии паритет с французским флотом. [ 9 ] У итальянцев было 70 000 длинных тонн (71 000 тонн) тоннажа линкоров, доступных для новых кораблей, прежде чем они достигнут своих договорных пределов, но они избегали нового строительства в 1920-х годах из-за серьезных бюджетных проблем и во избежание гонки военно-морских вооружений с Францией. [ 10 ] [ 11 ] Эти финансовые ограничения также вынудили итальянцев отказаться от Данте Алигьери в 1928 году. [ 12 ] [ 13 ] Тем не менее, к началу 1930-х годов Regia Marina решила использовать свой избыточный тоннаж, что привело к созданию четырех Littorio линкоров класса . Два из них были построены в начале Второй мировой войны и широко использовались для сопровождения конвоев во время Североафриканской кампании . Третий корабль, «Рома» , был построен в 1942 году, но был потоплен в сентябре 1943 года немецкой радиоуправляемой бомбой, когда Италия капитулировала перед союзниками. Четвертый корабль, «Имперо» , так и не был достроен и вместо этого был потоплен американскими бомбардировщиками и отправлен на слом после окончания войны. Два уцелевших корабля, «Литторио» и «Витторио Венето» , были сданы союзникам и позже разобраны на металлолом. [ 14 ] Из выживших членов класса Конте ди Кавур , Конте ди Кавур был списан после окончания войны, а Джулио Чезаре был сдан Советскому Союзу в качестве военных репараций. Только два линкора класса Андреа Дориа просуществовали на итальянской службе в течение значительного периода времени после завершения боевых действий; оба служили учебными кораблями до середины 1950-х годов, когда их тоже разобрали на металлолом. [ 5 ]
Вооружение | Количество и тип основного вооружения |
---|---|
Броня | Толщина поясной брони |
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке |
Движение | Количество валов , тип силовой установки и максимальная скорость/генерируемая мощность. |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Введен в эксплуатацию | Дата сдачи корабля в эксплуатацию |
Линкоры до дредноута
[ редактировать ]Адмирал класса Сен-Бон
[ редактировать ]Первый из современных линкоров итальянского военно-морского флота, класс Ammiraglio di Saint Bon, был меньше своих современников из-за ограничений, наложенных итальянским правительством, и нерешительности военно-морских конструкторов относительно того, какой тип линкора следует строить. Они были спроектированы под руководством адмирала Симоне ди Пакоре Сен-Бон , тезки головного корабля , и Бенедетто Брина . В конечном итоге небольшой размер кораблей, слабая главная батарея и низкая скорость сделали их неэффективными крупными кораблями, поскольку они были недостаточно сильными, чтобы вступать в бой с иностранными линкорами, и слишком медленными, чтобы догнать крейсеры. [ 15 ] [ 16 ]
Оба корабля в начале своей карьеры служили в действующей эскадре и участвовали в итало-турецкой войне 1911–1912 годов. Они принимали участие в итальянских наступлениях в Северной Африке и на острове Родос , но не участвовали в боях с османским флотом. [ 17 ] С началом Первой мировой войны они были преобразованы в корабли защиты гавани и провели войну в Венеции . Корабли были списаны вскоре после окончания войны, оба потерпели крушение в 1920 году. [ 15 ]
Корабль [ 15 ] | Вооружение [ 15 ] | Броня [ 15 ] | Смещение [ 15 ] | Движение [ 15 ] | Услуга [ 15 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Адмирал Сен-Бона | 4 × 10 дюймов (254 мм) орудия | 9,8 дюйма (249 мм) | 10 531 длинная тонна (10 700 т ) | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения , 14 000 л.с. (10 400 кВт), 18 узлов (33 км/ч ; 21 миль в час ) | 18 июля 1893 г. | 24 мая 1901 г. | Выброшено, 1920 г. |
Эмануэле Филиберто | 9940 длинных тонн (10100 т) | 5 октября 1893 г. | 16 апреля 1902 г. |
королевы Маргариты класс
[ редактировать ]Эксперименты в строительстве итальянских крупных кораблей продолжились с классом Regina Margherita . Негативный опыт с классом Ammiraglio di Saint Bon убедил конструкторов во главе с Бенедетто Брином спроектировать более крупный линкор, который мог бы противостоять своим зарубежным аналогам. Новый класс был разработан специально для противодействия новым «Габсбург линкорам типа флота » австро-венгерского . Для этой цели корабли были вооружены 12-дюймовой (305-мм) пушкой, которая стала стандартной для большинства линкоров того времени до дредноута. Как это было типично для итальянских крупных кораблей того периода, броневая защита была уменьшена для обеспечения высокой скорости. [ 18 ] Брин погиб во время строительства, и ВМС Италии назвали в его честь второе судно. [ 15 ]
Эти два корабля также участвовали в итало-турецкой войне вместе с классом Ammiraglio di Saint Bon в 3-й дивизии флота. Бенедетто Брин принимал участие в нападении на Триполи в октябре 1911 года, и оба корабля участвовали в кампании по захвату Родоса в восточной части Эгейского моря . [ 19 ] Класс «Регина Маргарита» устарел к началу Первой мировой войны и был преобразован в учебные корабли. Оба погибли во время войны: Бенедетто Брин в результате внутреннего взрыва в Бриндизи в сентябре 1915 года и Регина Маргарита в результате подрыва немецкой мины в декабре 1916 года. [ 15 ]
Корабль [ 15 ] | Вооружение [ 15 ] | Броня [ 15 ] | Смещение [ 15 ] | Движение [ 15 ] | Услуга [ 15 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Королева Маргарет | 4 × 12-дюймовые (305-мм) орудия | 6 дюймов (152 мм) | 14 093 длинных тонны (14 319 т) | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 20 000 л.с. (15 000 кВт), 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час) | 20 ноября 1898 г. | 14 апреля 1904 г. | Затонул, 1916 г. |
Бенедетто Брин | 14 737 длинных тонн (14 973 т) | 30 января 1899 г. | 1 сентября 1905 г. | Разрушен, 1915 г. |
Регина Елена класс
[ редактировать ]Последний класс итальянских дредноутов был спроектирован Витторио Куниберти , военно-морским архитектором, чей проект первого «большого артиллерийского» линкора быстро сделал бы класс «Регина Елена» устаревшим. Эти корабли пожертвовали двумя 12-дюймовыми орудиями, чтобы получить мощную ПМК из двенадцати 8-дюймовых (203-мм) орудий. Их высокая скорость — самая быстрая из всех построенных тогда линкоров, включая революционный турбинный — позволяла HMS Dreadnought им также вступать в бой с крейсерами. [ 20 ] [ 21 ]
Все четыре корабля служили в составе 1-й дивизии итальянского флота во время итало-турецкой войны и были «рабочими лошадками» в операциях у берегов Северной Африки и восточного Средиземноморья. [ 22 ] Во время Первой мировой войны корабли преимущественно базировались в Бриндизи, Таранто и Валоне ; [ 23 ] они не участвовали в боевых действиях во время войны из-за осторожной политики флота, проводимой как итальянскими, так и австро-венгерскими военно-морскими силами. [ 6 ] Корабли оставались в составе итальянского флота в течение нескольких лет после войны, но к 1927 году все они были выброшены и разобраны на металлолом. [ 24 ]
Корабль [ 24 ] | Вооружение [ 24 ] | Броня [ 24 ] | Смещение [ 24 ] | Движение [ 24 ] | Услуга [ 24 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Королева Елена | 2×12 орудий | 9,8 дюйма | 13 914 длинных тонн (14 137 т) | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения, 20 000 л.с. (15 000 кВт), 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) | 27 марта 1901 г. | 11 сентября 1907 г. | Выброшено, 1923 г. |
Виктор Эммануэль | 18 сентября 1901 г. | 1 августа 1908 г. | |||||
Рим | 20 сентября 1903 г. | 17 декабря 1908 г. | Выброшено, 1927 г. | ||||
Неаполь | 21 октября 1903 г. | 1 сентября 1908 г. | Выброшено, 1926 г. |
Дредноуты
[ редактировать ]Данте Алигьери
[ редактировать ]Данте Алигьери был первым линкором-дредноутом, построенным ВМС Италии и спроектированным контр-адмиралом Эдоардо Масдеа . Призыв Куниберти к использованию тяжелой артиллерии, направленной на усиление бортового огня, привел к размещению четырех тройных 12-дюймовых орудийных башен вдоль центральной линии. [ 4 ] Это позволяло вести залп из всех двенадцати орудий, в то время как британские дредноуты первого поколения могли вести залп только из восьми орудий. [ 25 ] «Данте Алигьери» был первым линкором, у которого главная батарея была установлена в тройных башнях, хотя первым был построен австро-венгерский SMS Viribus Unitis . [ 26 ]
Корабль имел весьма ограниченный срок службы. В начале Первой мировой войны он был флагманом 1-й боевой эскадры, базировавшейся в Таранто. Но из-за политики сдержанности, принятой итальянским флотом, Данте Алигьери и другие линкоры итальянского флота не приняли никаких мер. [ 4 ] Финансовые ограничения в послевоенный период вынудили флот сдать корабль на слом, чтобы сократить военно-морской бюджет. [ 13 ] Соответственно, 1 июля 1928 года корабль потерпел аварию и был продан на металлолом. [ 12 ]
Корабль [ 12 ] | Вооружение [ 12 ] | Броня [ 12 ] | Смещение [ 12 ] | Движение [ 12 ] | Услуга [ 12 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Данте Алигьери | 12×12 орудий | 10 дюймов | 21 600 длинных тонн (21 947 т) | 4 вала, 4 паровые турбины , 32 190 л.с. (24 000 кВт), 22,83 кН (42,28 км/ч ; 26,27 миль в час ) | 6 июня 1909 г. | 15 января 1913 г. | Выброшено, 1928 г. |
графа Кавура Класс
[ редактировать ]Первый проект второго поколения итальянских дредноутов класса Conte di Cavour также был разработан Эдоардо Масдеа. Они были заказаны в ответ на французские «Курбе» линкоры типа . Они устранили многие недостатки предыдущей конструкции; Самым значительным улучшением стало значительно более эффективное расположение главного калибра. Десять орудий были расположены в сдвоенных башнях, стрелявших над тройными башнями в носовой и кормовой части, а третья трехорудийная башня располагалась в миделе корабля . [ 27 ] Все тринадцать орудий могли вести огонь бортовым залпом, но дуга обстрела большинства орудий была значительно улучшена. [ 12 ]
Во время Первой мировой войны эти три корабля имели ограниченную карьеру и не участвовали в боевых действиях. [ 28 ] В ночь со 2 на 3 августа 1916 года Леонардо да Винчи затонул в результате внутреннего взрыва. [ 7 ] Она выросла в 1919 году; флот планировал ее отремонтировать и модернизировать, но не имел достаточных средств, [ 12 ] и она была продана в 1923 году. [ 29 ] Два уцелевших корабля были капитально перестроены в середине 1930-х годов, и оба участвовали в боевых действиях во время Второй мировой войны . В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года оба корабля были атакованы британскими торпедоносцами в бою при Таранто . Конте ди Кавур был сильно поврежден и не был полностью отремонтирован, когда Италия капитулировала в сентябре 1943 года. [ 30 ] Тем временем Джулио Чезаре остался невредимым и участвовал в боях у мыса Спартивенто и Первого Сирта в ноябре 1940 и декабре 1941 года соответственно. [ 31 ] После окончания войны Конте ди Кавур был сдан на слом. [ 32 ] и Джулио Чезаре был сдан Советскому Союзу. Переименованный в Новороссийск , он был потоплен в октябре 1955 года старой немецкой миной, оставшейся со времен Второй мировой войны. Ее обломки позже были спасены в 1957 году и после этого разобраны. [ 33 ]
Корабль [ 12 ] | Вооружение [ 12 ] | Броня [ 12 ] | Смещение [ 12 ] | Движение [ 12 ] | Услуга [ 12 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Граф Кавур | 13×12 орудий | 10 дюймов | 24 250 длинных тонн (24 639 т) | 4 вала, 4 паровые турбины, 31 278 л.с. (23 324 кВт), 22,2 узла (41,1 км/ч; 25,5 миль в час) | 10 августа 1910 г. | 1 апреля 1915 г. | Списано, 1947–1952 гг. |
Юлий Цезарь | 24 801 длинная тонна (25 199 т) | 4 вала, 4 паровые турбины, 30 700 л.с. (22 900 кВт), 21,56 кН (39,93 км/ч; 24,81 миль в час) | 24 июня 1910 г. | 14 мая 1914 г. | Передан СССР , 1948 г. Разрушен в 1955 г. на мине. | ||
Леонардо да Винчи | 24 677 длинных тонн (25 073 т) | 4 вала, 4 паровые турбины, 32 300 л.с. (24 100 кВт), 21,6 узлов (40,0 км/ч; 24,9 миль в час) | 18 июля 1910 г. | 17 мая 1914 г. | Затонул, 1916 г. |
Андреа Дориа Класс
[ редактировать ]Вице-адмирал Джузеппе Вальсекки отвечал за проект следующего линкора класса Андреа Дориа . В состав класса входили два судна — Andrea Doria и Duilio — и их конструкция была основана на предыдущем Conte di Cavour с небольшими изменениями. Эти два корабля были заказаны в ответ на французский Bretagne класс . [ 34 ] Как и « Конте ди Кавур », два линкора типа «Андреа Дориа» были значительно модернизированы в конце 1930-х годов по аналогичной схеме: была удалена центральная башня, полностью заменена двигательная установка на более эффективную технику, а ПМК заменен на новые башенные орудия. [ 35 ] [ 36 ]
Оба корабля вступили в строй в 1916 году и базировались в Таранто вместе с остальной частью основного флота на протяжении Первой мировой войны. Оба корабля участвовали в инциденте на Корфу в 1923 году. Работы по модернизации кораблей были завершены после вступления Италии в мировую войну. Вторая война. Дуилио был поврежден в битве при Таранто, а Андреа Дориа не пострадал. Оба корабля присутствовали в Первой битве при Сирте, хотя только Андреа Дориа вступил в бой с британскими войсками. Эти два корабля пережили войну и были единственными линкорами, которые союзники разрешили Италии сохранить после завершения боевых действий. Они прослужили в ВМС Италии еще десять лет, пока не были списаны в середине 1950-х годов. [ 37 ]
Корабль [ 38 ] | Вооружение [ 38 ] | Броня [ 38 ] | Смещение [ 38 ] | Движение [ 38 ] | Услуга [ 38 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Андреа Дориа | 13×12 орудий | 10 дюймов | 24 729 длинных тонн (25 126 т) | 4 вала, 4 паровые турбины, 30 000 л.с. (22 000 кВт), 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) | 24 марта 1912 г. | 13 марта 1916 г. | Выброшено, 1956 год. |
Дуилио | 24 715 длинных тонн (25 112 т) | 24 февраля 1912 г. | 10 мая 1915 г. |
Франческо Караччиоло Класс
[ редактировать ]Проект следующего итальянского линкора представлял собой крупный качественный шаг вперед. Проект был подготовлен контр-адмиралом Эдгардо Феррати и предназначался для соответствия новейшим иностранным линкорам, таким как британских «Куин Элизабет» класс . Новые корабли должны были быть вооружены главной батареей из восьми 15-дюймовых (381-мм) орудий и иметь максимальную скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час), что намного быстрее, чем у любой современной конструкции. Класс Франческо Караччоло был заказан в 1914 году; головной корабль был заложен в том же году, а остальные три судна были заложены в 1915 году. После вступления Италии в Первую мировую войну в мае 1915 года работы резко замедлились, поскольку ресурсы были перенаправлены на более насущные нужды. Работы над кораблями полностью прекратились к марту 1916 года, а три корабля, начатые в 1915 году, были списаны вскоре после окончания войны. [ 38 ] В 1919 году итальянский военно-морской флот рассматривал возможность строительства «Франческо Караччоло» в качестве авианосца, аналогичного британскому HMS Argus, или в качестве гидросамолета , но оба предложения были слишком дорогими для обездоленного военно-морского флота. В конечном итоге в 1926 году ее разобрали на металлолом. [ 39 ]
Корабль [ 38 ] | Вооружение [ 38 ] | Броня [ 38 ] | Смещение [ 38 ] | Движение [ 38 ] | Услуга [ 38 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Франческо Караччоло | 8 × 15 дюймов (381 мм) орудия | 11,875 дюйма (301,6 мм) | 34 000 длинных тонн (34 546 т) | 4 вала, 4 паровые турбины, 105 000 л.с. (78 000 кВт), 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) | 16 октября 1914 г. | — | Списан, 1926 г. |
Христофор Колумб | 14 марта 1915 г. | Выброшено, 1921 г. | |||||
Маркантонио Колонна | 3 марта 1915 г. | ||||||
Франческо Морозини | 27 июня 1915 г. |
Литторио класс
[ редактировать ]Последней группой итальянских линкоров был класс «Литторио» . которых превышало 40 000 длинных тонн (41 000 т) Эти корабли, стандартное водоизмещение , нарушили систему ограничения военно-морских вооружений, созданную Вашингтонским военно-морским договором 1922 года. [ 40 ] [ 41 ] Корабли были вооружены батареей из девяти 15-дюймовых орудий в трех тройных башнях и имели новую систему подводной защиты, разработанную Умберто Пульезе . Литторио и Витторио Венето были заложены в 1934 году и завершены в начале 1940 года; вторая пара, «Рома» и «Имперо» , была заложена в 1938 году. «Рома» была построена в середине 1942 года, а «Имперо» не была достроена. [ 42 ]
Первые два корабля вступили в строй в августе 1940 года, вскоре после вступления Италии во Вторую мировую войну. «Литторио» был сильно поврежден во время рейда на Таранто в ноябре 1940 года, а ремонт продолжался до марта 1941 года. «Витторио Венето» не пострадал, а позже в том же месяце принял участие в битве у мыса Спартивенто. В марте 1941 года он был поврежден британскими торпедоносцами после безрезультатного боя у мыса Матапан . Оба корабля вернулись в строй для участия в Первой и Второй битве при Сирте в январе и марте 1942 года соответственно. К концу года «Рома» была готова к эксплуатации и заменила «Литторио» на посту флагмана флота. После того, как Бенито Муссолини отошел от власти в июле 1943 года, Литторио было переименовано в Италию . Во время капитуляции Италии в сентябре 1943 года в Рому попала пара Fritz-X управляемых планирующих бомб ; ее магазины с боеприпасами взорвались мощным взрывом, и она быстро затонула. Италия была сбита одним Fritz-X и сильно повреждена. Соединенные Штаты и Великобритания получили Италию и Витторио Венето соответственно по мирному договору; оба корабля были списаны в конце 1940-х годов, как и неполный Империя . [ 43 ]
Корабль [ 44 ] | Вооружение [ 44 ] | Броня [ 44 ] | Смещение [ 44 ] | Движение [ 44 ] | Услуга [ 44 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Литторио / Италия | 9×15 в пушках | 11 дюймов (279 мм) | 45 236 длинных тонн (45 962 т) | 4 вала, 4 паровые турбины, 128 200 л.с. (95 600 кВт), 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) | 28 октября 1934 г. | 6 мая 1940 г. | Списано, 1948–1955 гг. |
Витторио Венето | 45 029 длинных тонн (45 752 т) | 28 октября 1934 г. | 28 апреля 1940 г. | Списано, 1948–1951 гг. | |||
Рим | 45 485 длинных тонн (46 215 т) | 18 сентября 1938 г. | 14 июня 1942 г. | Затонул, 1943 г. | |||
Империя | 45 236 длинных тонн (45 962 т) | 14 мая 1938 г. | — | Списано, 1948–1950 гг. |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фраккароли 1979 , стр. 343–344.
- ^ Это , стр. 78–81.
- ^ Билер , стр. 9, 27–29, 66–68, 74–76.
- ^ Jump up to: а б с Престон 1972 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Фраккароли 1985 , стр. 259–260.
- ^ Jump up to: а б Халперн 1995 , стр. 141–142.
- ^ Jump up to: а б Уитли , стр. 157–158.
- ^ Хокинг , стр. 79, 583.
- ^ Уитли , стр. 169–170.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 374.
- ^ Гольдштейн и Маурер , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фраккароли 1985 , с. 259.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн и Маурер , с. 226.
- ^ Уитли , стр. 174–178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фраккароли 1979 , с. 343.
- ^ Это , с. 79.
- ^ Билер , стр. 9, 74–75.
- ^ Это , стр. 79–80.
- ^ Билер , стр. 9, 66–68.
- ^ Это , с. 81.
- ^ Фраккароли 1979 , стр. 336, 344.
- ^ Билер , стр. 27–29, 74–76.
- ^ Халперн 2004 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фраккароли 1979 , с. 344.
- ^ Престон 1985 , стр. 21–23.
- ^ Джорджерини , с. 268.
- ^ Джорджерини , стр. 268–270, 272.
- ^ Джорджерини , с. 277.
- ^ Престон 1972 , с. 176.
- ^ Чернуски и О'Хара , стр. 81–93.
- ^ Уитли , стр. 161–162.
- ^ Брешия , с. 59.
- ^ Маклафлин , стр. 419, 422–423.
- ^ Джорджерини , с. 278.
- ^ Робертс , с. 284.
- ^ Фраккароли 1970 , с. 16.
- ^ Уитли , стр. 165–168.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Фраккароли 1985 , с. 260.
- ^ Чернуски и О'Хара , стр. 63, 67.
- ^ Тихо , с. 23.
- ^ Уитли , с. 169.
- ^ Робертс , стр. 289–290.
- ^ Уитли , стр. 172–178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Робертс , с. 289.
Ссылки
[ редактировать ]- Билер, Уильям Генри (1913). История итало-турецкой войны: 29 сентября 1911 г. — 18 октября 1912 г. Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 1408563 .
- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по Regia Marina 1930–45 . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Чернуски, Эрнесто и О'Хара, Винсент П. (2010). «Таранто: Рейд и последствия». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010г . Лондон: Конвей. стр. 77–95. ISBN 978-1-84486-110-1 .
- Фраккароли, Альдо (1970). Итальянские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0105-3 .
- Фраккароли, Альдо (1979). "Италия". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 334–359. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Фраккароли, Альдо (1985). "Италия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 252–290. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Джорджерини, Джорджио (1980). «Линкоры класса Кавур и Дуилио». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль IV . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 267–279. ISBN 978-0-85177-205-9 .
- Гольдштейн, Эрик и Маурер, Джон Х. (1994). Вашингтонская конференция, 1921–22: военно-морское соперничество, стабильность в Восточной Азии и дорога к Перл-Харбору . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-7146-4559-9 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Халперн, Пол Г. (2004). Битва в проливе Отранто: контроль над воротами в Адриатику в Первой мировой войне . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34379-6 .
- Хокинг, Чарльз (1990). Словарь морских катастроф в эпоху пара . Лондон: Лондонская биржа марок. ISBN 978-0-948130-68-7 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-481-4 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 978-0-88365-300-5 .
- Престон, Энтони (1985). "Великобритания". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Робертс, Джон (1980). "Италия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 280–317. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Стилле, Марк (2011). Итальянские линкоры Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84908-831-2 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- линкоров и линкоров Сайт ВМФ (на итальянском языке)