Jump to content

Фриц Икс

(Перенаправлено с Fritz-X )

Фриц Икс
Управляемая бомба Fritz X
Тип Противокорабельная планирующая бомба
Место происхождения Нацистская Германия
История обслуживания
В эксплуатации 1943–44
Используется Нацистская Германия ( ВВС )
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Макс Крамер
Разработанный 1938–1943
Производитель Рурская сталь
построено 1,400
Технические характеристики
Масса 1570 кг (3460 фунтов)
Длина 3,32 м (10,9 футов)
Ширина 1,4 м (4,6 футов)
Диаметр 85,3 см (33,6 дюйма)
Боеголовка аматол взрывчатый, бронебойный
Вес боеголовки 320 кг (710 фунтов)

Оперативный
диапазон
5 км (3,1 мили)
Максимальная скорость 343 м/с (1130 футов/с) 1235 км/ч (767 миль в час)
Руководство
система
Кель-Страсбург FuG 203/230; МКЛОС

Fritz X — наиболее распространенное название немецкой управляемой противокорабельной планирующей бомбы, использовавшейся во время Второй мировой войны . Fritz X был первым в мире высокоточным оружием, примененным в бою. [1] и первым, кто потопил корабль в бою. [ нужна ссылка ] Фриц X — это прозвище, которое использовали как союзники, так и личный состав Люфтваффе . Альтернативные названия включают Ruhrstahl SD 1400 X , Kramer X-1 , PC 1400X или FX 1400 (последнее, наряду с неуправляемым прозвищем PC 1400 Fritz , является источником названия «Fritz X»).

Американский чертеж бронебойной бомбы PC 1400 , основы Fritz X PGM.

Fritz X представлял собой дальнейшее развитие PC 1400 ( Panzersprengbombe, Cylindrisch 1400 кг). [Примечание 1] бронебойно-фугасная бомба, носившая прозвище Фриц . Это было оружие проникновения, предназначенное для использования против бронированных целей, таких как тяжелые крейсеры и линкоры. Он получил более аэродинамичную носовую часть, четыре коротких крыла и коробчатое хвостовое оперение, состоящее примерно из 12-гранного кольцевого набора неподвижных поверхностей и крестообразное хвостовое оперение с толстыми поверхностями внутри кольцевого пространства, которое содержало Fritz X. аэродинамические характеристики элементы управления.

Люфтваффе Испании осознавало сложность поражения движущихся кораблей во время гражданской войны в . [2] Немецкий инженер Макс Крамер , работавший в Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt ( DVL ), с 1938 года экспериментировал с дистанционно управляемыми свободнопадающими 250-килограммовыми (550 фунтами) бомбами, а в 1939 году установил радиоуправляемые интерцепторы . [3] В 1940 году к разработке была приглашена компания Ruhrstahl AG [ de ] , поскольку она уже имела опыт разработки и производства неуправляемых бомб. [4]

Fritz X управлялся по линии радиоуправления Кель-Страсбург , которая посылала сигналы на подвижные спойлеры в толстых вертикальных и горизонтальных поверхностях хвостового оперения внутри кольцевой конструкции хвостового оперения. Эта система управления также использовалась для небронированных Henschel Hs 293 противокорабельных боеприпасов с ракетным двигателем, впервые развернутых 25 августа 1943 года. Приемные антенные установки Straßburg на Fritz X были аэродинамически интегрированы в заднюю кромку кольцевых поверхностей хвостовой киль, неметаллически заключенный в квартет «выпуклых» секций задней кромки. [5] Эта конструктивная особенность приемной установки FuG 230 Straßburg мало чем отличается от Azon (современной американской управляемой бомбы), у которой были собственные приемные антенны, размещенные в квартете диагональных стоек, удерживающих неподвижные секции хвостового оперения.

Минимальная высота запуска составляла 4000 м (13 000 футов) - хотя предпочтительнее было 5 500 м (18 000 футов) - и необходимая дальность полета 5 км (3,1 мили; 2,7 морских миль). [6] Поскольку это была конструкция боеприпаса с наведением MCLOS , оператор должен был все время держать бомбу в поле зрения (как и в случае с Azon, была предусмотрена хвостовая ракета, чтобы помочь оператору в отслеживании оружия), а самолет управления должен был удерживать Разумеется, что делало невозможным уклонение от огня или боевиков. [6] Было выпущено около 1400 экземпляров, включая пробные модели. [6]

Настройка управления

[ редактировать ]
Схема Фрица X

Fritz X имел систему управления на основе спойлера на хвостовом оперении, в которой использовались три комплекта систем аэродинамического управления спойлерами, два из которых обеспечивали управление артиллерийским вооружением как по осям тангажа, так и по рысканию, дифференциально работая и постоянно быстро колеблясь под прямым контролем Кель -Страсбург линия радиоуправления . Установка управления по крену, работающая автономно и не управляемая со стороны развертывающего самолета, колебалась аналогично установкам, находящимся в составе комплектов с внешним управлением, и располагалась на внешних участках горизонтальных поверхностей хвостового оперения внутри кольцевого набора внешних поверхностей хвостового оперения. По своему назначению они напоминали собственные «элероны» управления американскими боеприпасами Azon, управляемые внутренним гироскопом в центральном корпусе хвостовой части как у Azon, так и у Fritz X, чтобы поддерживать уровень боеприпасов на траектории. Внутренний набор поверхностей спойлера в горизонтальных поверхностях хвостового оперения, в котором использовался набор плоских поверхностей в виде ограждения крыла для отделения воздушного потока от интерцепторов автономного управления по крену, контролировал угол тангажа после выпуска и управлялся по радиоканалу управления, обеспечивая Бомбардир Фрица X в развертывающем самолете имел возможность контролировать дальность сброса - возможность, которой не было у боеприпасов Azon. Спойлеры управления рысканьем, расположенные на вертикальных поверхностях хвостового оперения, также управлялись по радиосвязи и имели аналогичные поверхности «забора» для направления воздушного потока над ними. Все три комплекта поверхностей спойлеров в развернутом состоянии практически не выступали над поверхностью во время работы, при этом пара систем спойлеров под внешним управлением имела определенную степень «пропорциональности» в своей работе за счет изменения «времени пребывания», проводимого на той или иной стороне. во время их быстрого колебания из стороны в сторону, когда на них подавался управляющий сигнал. [7]

Боевой порядок

[ редактировать ]
Кадр с аннотациями из опубликованного USAAF 1946 года фильма о Fritz X, показывающий расположение спойлеров управления и автономного гироскопа крена.

Fritz X управлялся бомбардиром стартового самолета по радиосвязи между передатчиком Келя оружия самолета и приемником Страсбурга . Бомбардир должен был всегда иметь возможность видеть цель, и, как и боеприпас Azon, бомба Fritz X имела вспышку в хвостовой части, чтобы ее можно было видеть с управляющего самолета для наведения в форме MCLOS для правильного управления ею. Недостаток этого - по сравнению с планирующими бомбами с полностью автономным наведением, такими как действующая ВМС США Bat планирующая бомба с радиолокационным самонаведением , использовавшаяся против Японии в 1944–45 годах, - заключался в том, что самолет нужно было лететь к цели по устойчивому курсу и что по мере приближения ракеты к цели появилась возможность ввести ее в заблуждение, подавив ее радиоканал.

В отличие от Hs 293, который использовался против торговых судов и легких кораблей сопровождения, Fritz X предназначался для использования против броненосных кораблей, таких как тяжелые крейсеры и линкоры. Fritz X должен был быть выпущен на расстоянии не менее 5 километров (3 миль) от цели. Самолету пришлось замедлиться сразу после сброса бомбы, чтобы бомбардир мог видеть бомбу и направлять ее; это замедление было достигнуто за счет крутого подъема и последующего выравнивания. Бомбардир мог внести максимальную поправку на 500 метров (1600 футов) по дальности и 350 метров (1150 футов) по пеленгу. Бомбардировщик был уязвим для атак истребителей, а также для корабельных средств ПВО, сохраняя при этом медленный и устойчивый курс, чтобы бомбардир мог поддерживать визуальный контакт для наведения бомбы. [8] При правильной работе ракета могла пробить 130 мм (5,1 дюйма) [3] доспехов.

Точность является основной причиной разработки системы вооружения такого типа, а не продолжения использования так называемых «тупых бомб» . Опытный бомбардир мог направить 50% бомб в радиусе 15 м (50 футов) от точки прицеливания и около 90% попасть в радиусе 30 м (100 футов) (другие источники говорят, что 60% бомб попадают в радиусе 4,6 м). радиус метра). [9]

Использование в бою

[ редактировать ]
Управляемая бомба Fritz X в Национальном музее ВВС США.

Единственным подразделением Люфтваффе, использовавшим Fritz X, была группа III Kampfgeschwader 100 Wiking (Viking), получившая обозначение III./KG 100; само бомбардировочное крыло развилось как более крупный потомок более раннего подразделения Kampfgruppe 100 в середине декабря 1941 года. Это подразделение использовало бомбардировщик средней дальности Dornier Do 217 K-2 почти во всех своих атакованных вылетах, однако в некоторых случаях К концу истории его применения также использовались варианты Dornier Do 217K-3 и M-11. Первоначально Fritz X испытывался с бомбардировщиком Heinkel He 111 , но так и не был принят на этом самолете в бой. Несколько специальных вариантов проблемного Heinkel He 177 A Greif дальнего бомбардировщика были оснащены передатчиком Kehl и соответствующими бомбовыми стойками для перевозки Fritz X, и считается, что эта комбинация могла иметь ограниченную боевую службу, по крайней мере, с комбинациями известно, что он участвовал в испытательных сбросах. Выяснилось, что самолету-носителю приходилось слегка «подбрасывать» бомбу, набирая высоту, а затем опускаясь, чтобы держать ее в поле зрения впереди. [6]

Fritz X впервые был задействован 21 июля 1943 года во время рейда на гавань Огаста на Сицилии. Последовал ряд дополнительных атак вокруг Сицилии и Мессины , хотя подтвержденных попаданий сделано не было, и, похоже, союзники не знали, что сброшенные большие бомбы были оружием с радиоуправлением. [10]

9 сентября Люфтваффе добились наибольшего успеха с этим оружием. После того, как Пьетро Бадольо публично объявил о перемирии Италии с союзниками 8 сентября 1943 года, итальянский флот вышел из Специи и направился в Тунис . Чтобы не допустить попадания кораблей в руки союзников, шесть Do 217K-2 из III. Группа KG 100 (III/KG 100) взлетела, каждая из которых несла по одному Fritz X. Итальянский линкор Roma , флагман итальянского флота, получил два попадания и одно на грани промаха и затонул после того, как его магазины взорвались. Погибли 1393 человека, в том числе адмирал Карло Бергамини . Ее однотипный корабль «Италия» также был серьезно поврежден, но достиг Туниса. [8]

Американский легкий крейсер USS Savannah был сбит «Фритцами X» в 10:00 утра 11 сентября 1943 года во время вторжения в Салерно и был вынужден удалиться в Соединенные Штаты на восьмимесячный ремонт. Одиночный Fritz X прошел через крышу башни «С» и убил экипаж башни и группу аварийно-спасательных работ, взорвавшись в нижнем помещении для хранения боеприпасов. Взрыв проделал большую дыру в днище корабля, открыл шов в его борту и потушил все пожары в котельных. Саванна лежала мертвая в воде, ее бак почти был затоплен, и прошло восемь часов, прежде чем ее котлы снова зажглись, что позволило « Саванне» отправиться на Мальту. [8] Военный корабль США «Саванна» потерял в результате этой атаки 197 членов экипажа. Еще пятнадцать моряков были серьезно ранены, еще четверо находились в водонепроницаемом отсеке на 60 часов. Эти четыре моряка не были спасены до тех пор, пока Саванна не прибыла в Гранд-Харбор , Валлетта, Мальта , 12 сентября.

Вид сзади

-близнец Саванны Корабль , военный корабль США « Филадельфия» , подвергся нападению ранее тем же утром. Хотя часто считается, что корабль был сбит Fritz X, на самом деле бомба просто не попала в корабль, взорвавшись примерно в 15 метрах от него. Повреждения были минимальными. [11]

Королевского флота Легкий крейсер HMS Uganda был сбит Fritz X у Салерно 13 сентября в 14:40. «Фритц X» прошел через семь палуб и прямо через ее киль , взорвавшись под водой прямо под килем. В результате подводного взрыва Fritz X вблизи корпуса Уганды потушились все пожары в ее котлах, в результате чего погибло шестнадцать человек, а Уганда приняла 1300 тонн воды. Уганду отбуксировали на Мальту для ремонта.

Два торговых судна могли быть поражены бомбами Fritz X в Салерно, хотя доказательства неясны. SS Bushrod Washington был сбит планирующей бомбой Fritz X или Hs 293 14 сентября при разгрузке груза с бензином. [Примечание 2] SS James W. Marshall был подожжен обычной бомбой Hs 293 или Fritz X 15 сентября. Как и в случае с Бушродом Вашингтоном , природа оружия, причинившего вред Джеймсу Маршаллу, неясна. Свидетель Джозеф А. Янначчи, находившийся на борту корабля неподалеку, приписывает атаку пикирующим бомбардировщикам Ju 87 «Штука» , которые были слишком малы, чтобы нести планирующие бомбы. Хотя нельзя исключать атаку с использованием Fritz X, есть, по крайней мере, такой же случай, позволяющий предположить, что, если речь шла о планирующей бомбе, то виновником на самом деле был Hs 293 из II./KG 100; Записи Люфтваффе показывают, что II./KG 100, вооруженная только планирующими бомбами Hs 293, действовала в тот день над Салерно.

Саванна сбита Fritz X во время высадки в Салерно

KG 100 добился еще одного успеха с Fritz X, когда 16 сентября британский линкор HMS Warspit обеспечивал артиллерийскую поддержку в Салерно. Одна бомба пробила шесть палуб и взорвалась в котельной № 4. Этот взрыв потушил все пожары и выдул двойное дно. Второй Fritz X чуть не промахнулся с Warspite , застряв у ватерлинии. Он набрал в общей сложности 5000 тонн воды и потерял пар, а, следовательно, и всю мощность, как самого корабля, так и всех его систем, но, хотя ущерб был значительным, Варспайта потери составили всего девять убитых и четырнадцать раненых. Он был отбуксирован на Мальту буксирами Хопи и Морено , затем вернулся в Великобританию через Гибралтар и выбыл из строя почти на 9 месяцев; он так и не был полностью отремонтирован, но вернулся в строй для бомбардировки немецких позиций в Нормандии во время операции «Оверлорд» . [8]

Последняя атака Fritz X в Салерно 17 сентября слегка повредила легкий крейсер США «Филадельфия» двумя промахами. Иногда сообщается, что это нападение произошло 18 сентября. Однако, согласно данным ВМС США, крейсер «Филадельфия» покинул Салерно в ночь с 17 на 18 сентября. Более того, согласно отчетам Люфтваффе, III./KG 100, подразделение Люфтваффе, вооруженное Fritz X, выполнило свой последний вылет 17 сентября. Среди других кораблей, поврежденных Fritz-X, были голландский шлюп Flores и британский эсминец Loyal .

Фриц X в музее Королевских ВВС в Косфорде

Электронные средства противодействия

[ редактировать ]

Система управления, используемая Fritz X, опиралась на радиосвязь между бомбой и блоком наведения и была восприимчива к средствам электронного противодействия . После первых атак в августе 1943 года союзники приложили значительные усилия для разработки устройств постановки помех . Впервые они были развернуты в конце сентября 1943 года, слишком поздно для Салерно. Система имела определенный успех, хотя она оказалась громоздкой и легко выходила из строя, если одновременно было развернуто большое количество оружия.

В начале 1944 года, когда армия США участвовала в битве при Анцио , Великобритания начала развертывать свой передатчик Тип 650, который использовал другой подход к созданию помех радиосвязи FuG 203/230 на Fritz X, путем подавления радиосвязи. (ПЧ) страсбургского приемника Секция промежуточной частоты . Секция ПЧ приемника FuG 230 работала на частоте 3 МГц, и Type 650, похоже, вполне успешно мешал размещению боеприпасов Fritz X, особенно потому, что оператору не приходилось пытаться определить, какой из восемнадцати выбранных Кель-Страсбург командные частоты использовались , а затем вручную настроить передатчик помех на одну из них. Тип 650 автоматически отключал приемник независимо от того, какая радиочастота была выбрана для ракеты.

К моменту высадки в Нормандии сочетание господства союзников в воздухе (удерживание бомбардировщиков Люфтваффе на расстоянии) и корабельных постановщиков помех означало, что Fritz X не оказал существенного влияния на флот вторжения. Некоторые источники сообщают, что норвежский эсминец «Свеннер» был сбит «Фрицем X» на рассвете в день «Д». Это маловероятно, поскольку III./KG 100, подразделение, которое использовало в бою Fritz X, к тому времени было в значительной степени переоборудовано на Hs 293 для противокорабельных задач, а атака на Свеннера произошла до того, как Первые планирующие бомбардировщики начали налеты на пляжи Нормандии.

Fritz X считается ответственным за гибель госпитального корабля HMHS Newfoundland в Салерно, а также эсминца HMS Janus и легкого крейсера HMS Spartan в Анцио ; однако на самом деле эти корабли были поражены Hs 293, [10] что подтверждается характером причиненного ущерба, [12] а также по показаниям свидетелей [13] (в случае с «Янусом» либо Hs 293, либо обычная торпеда за это отвечала ).

Операторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

  1. ^ Спецификации бомб серии PC времен Второй мировой войны в немецкой Википедии , что по-немецки означает «бронебойная цилиндрическая бомба».
  2. ^ Сегодня остается неясной точная причина гибели Бушрода Вашингтона . Большинство источников приписывают атаку Hs 293, запущенному из II./KG 100, и из отчетов Люфтваффе известно, что II./KG 100 действовал над Салерно примерно в это время, совершив девять вылетов с 9 по 30 сентября, три из них в течение дня. Описания очевидцев указывают на то, что борт корабля был взорван, что больше соответствует атаке Hs 293, чем Fritz X. Ситуация еще больше запутывается, поскольку первоначальные отчеты, возможно, были созданы для того, чтобы избежать упоминания о планирующих бомбах в соответствии с политикой США на тот момент. время, предполагают, что виной тому были две обычные 250-килограммовые бомбы, сброшенные с пикирующих бомбардировщиков.

Цитаты

  1. ^ «Точные бомбы Гитлера: Fritz X & Hs 293» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 21 сентября 2023 г. Проверено 9 октября 2023 г.
  2. ^ Фицсаймонс, Бернард, изд. «Фриц-X», в Иллюстрированной энциклопедии оружия и ведения войны 20-го века (Лондон: Phoebus, 1978), том 10, стр. 1037.
  3. ^ Jump up to: а б Фицсаймонс, «Фриц-X», с. 1037.
  4. ^ Кристофер, Джон. Гонка за гитлеровскими X-самолетами (The Mill, Глостершир: History Press, 2013), стр. 134.
  5. ^ Командование воздушно-технической службы USAAF Wright, разведывательное управление Т-2 (1946). WF 12–105, Захваченный фильм, немецкая радиоуправляемая пикирующая бомба «Фриц X» (YouTube) (YouTube). Цифровой взрыв. Событие происходит в 13:40 . Проверено 24 июля 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Кристофер, стр.134.
  7. ^ Командование воздушно-технической службы USAAF Wright, разведывательное управление Т-2 (1946). WF 12–105, Отснятый фильм, немецкая радиоуправляемая пикирующая бомба «Фриц X» (YouTube). Цифровой взрыв. Мероприятие состоится с 13:45 до 15:00. Архивировано из оригинала (YouTube) 31 января 2014 года . Проверено 24 июля 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Богарт, Чарльз Х. «Немецкие дистанционно пилотируемые бомбы», Труды Военно-морского института США, ноябрь 1976 г., стр. 62–68.
  9. ^ «1.JmA – Специальное немецкое оружие» . 1jma.dk. Архивировано из оригинала 12 января 2008 года . Проверено 30 июня 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б RL 10/493: Отчет о работе периода эксплуатации KG 100 с ФК в период с 12 июля 1943 г. по 30 апреля 1944 г. [Отчет о деятельности полетов КГ 100 с управляемым вооружением в период с 12.07.43 по 30.04.44.]
  11. См. книгу Барбары Томблин «С величайшим духом: Союзные военно-морские операции в Средиземноморье, 1942–45» (Лексингтон: Университетское издательство Кентукки, 2004), 273. Томблин цитирует в качестве источника оригинальные отчеты о действиях, поданные Филадельфией , в которых четко указано, что бомба промахнулась. . Ошибочное мнение о том, что Филадельфия подверглась нападению, возникло из статьи в журнале Proceedings в 1976 году и впоследствии было повторено. Чарльза Богарта
  12. ^ DNC 6/R.322: «Отчет Адмиралтейского управления военно-морского строительства: Комиссия по расследованию, 9 февраля 1944 года в Неаполе». Это официальный отчет о потере «Спартанца» , в котором в качестве использованного оружия указывается Hs 293; характер повреждений, подробно описанный, соответствует Hs 293, а не Fritz X.
  13. ^ См., например, рассказ капитана Джона Эрика Уилсона из первых рук, представленный в «Затоплении корабля-госпиталя SS Ньюфаундленд», Newfoundland Times (опубликовано Ассоциацией HMS Newfoundland), сентябрь 1994 г., стр. 9–15.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1868b9899da92e5c7cea2954d92f7220__1716208620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/20/1868b9899da92e5c7cea2954d92f7220.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fritz X - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)