Йокосука MXY-7 Ока
MXY-7 Ока | |
---|---|
![]() | |
Реплика модели Ока 11 в в храме Ясукуни военном музее Юшукан . | |
Роль | Камикадзе (пилотируемый смертник) противокорабельный самолет/ракета |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Йокосука Военно-морской авиационно-технический арсенал |
Первый полет | 21 марта 1944 г. (без двигателя), ноябрь 1944 г. (с двигателем). |
Введение | 1945 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Произведено | 1944–1945 |
Количество построенных | 852 |
Yokosuka MXY-7 Ohka ( Сакура) [1] , Ока « цветущая вишня »; 桜花 в современной орфографии ) — специально построенный с ракетным двигателем , управляемый человеком. камикадзе штурмовик- [2] развернут Японией против союзников кораблей на театре военных действий в Тихом океане ближе к концу Второй мировой войны . Несмотря на чрезвычайную скорость, « Ока» имел очень короткую дальность действия, поэтому его пришлось использовать в качестве самолета-паразита с помощью гораздо более крупного бомбардировщика, который сам по себе был уязвим для палубных истребителей . В ходе битвы за Окинаву в 1945 году Окасу удалось потопить или повредить несколько кораблей сопровождения и транспортных кораблей, но ни разу не потопил ни одного крупного военного корабля. Японцы разработали улучшенные версии, пытаясь преодолеть недостатки самолета, но они появились слишком поздно для внедрения.
Персонал союзников называл этот самолет «Бомбы Бака» ( бака — японский уничижительный термин, означающий «дурак» или «идиот»). [3]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]MXY-7 Navy Suicide Attacker Ohka представлял собой пилотируемую летающую бомбу , которую обычно размещали под Mitsubishi G4M 2e Model 24J «Betty» бомбардировщиком на расстоянии досягаемости от цели. При выпуске пилот сначала должен был планировать к цели, а когда он был достаточно близко, он запускал «Оки » три твердотопливные ракеты , по одной или в унисон. [4] и направить ракету в сторону корабля, который он намеревался уничтожить.
Дизайн разработал прапорщик Мицуо Ота. [5] из 405-го Кокутая , [6] при содействии студентов Института авиационных исследований Токийского университета . Ота представил свои планы в исследовательский центр Йокосука. Хотя Охта начал работу над проектом в 1943 году, власти не проявили интереса до следующего года. [7] Императорский флот Японии решил, что эта идея заслуживает внимания, и инженеры Йокосука из Военно-морского авиационного технического арсенала Йокосука (Дай-Ичи Кайгун Коку Гидзицусё, или, короче, Кугисё [8] ) создал формальные чертежи того, что должно было стать MXY-7. Единственным вариантом, который поступил на вооружение, была Модель 11, оснащенная тремя ракетами Тип 4 Mark 1 Model 20. 155 самолетов Ohka Model 11 были построены в Йокосуке, а еще 600 - в военно-морском авиационном арсенале Касумигаура . [4]
На последнем заходе защитнику было трудно остановиться, поскольку самолет набрал высокую скорость (650 км/ч (400 миль в час) в горизонтальном полете и 930 км/ч (580 миль в час) или даже 1000 км/ч (620 миль в час) в пикировании. Более поздние версии были разработаны для запуска с береговых авиабаз и пещер и даже с подводных лодок, оснащенных авиационными катапультами , хотя на самом деле ни одна из них не использовалась таким образом. «Аллен М. Самнер» типа Эсминец USS Mannert L. Abele был первым союзником. Корабль будет потоплен Ока самолетом недалеко от Окинавы 12 апреля 1945 года. [9] [10] В ходе войны «Ока » потопила или повредила и не подлежала ремонту три корабля и значительно повредила еще три корабля, при этом в общей сложности «Ока » повредила или потопила семь кораблей США.
Пилоты Ока , члены Дзинрай Бутай (Отряда Богов Грома), почитаются в Японии в парке Ока в городе Касима, памятнике Ока в городе Каноя, памятнике Камакура Ока в Кенчо-дзи храме Дзэн в Камакуре , Канагава, и Храм Ясукуни в Токио.


Единственной работоспособной Ohka была Модель 11. По сути, это бомба массой 1200 кг (2600 фунтов) с деревянными крыльями, оснащенная тремя твердотопливными ракетными двигателями Type 4 Model 1 Mark 20. Модель 11 развивала большую скорость, но с ограниченной дальностью полета. Это было проблематично, поскольку требовалось, чтобы медленный, тяжело нагруженный базовый самолет приблизился на расстояние не более 37 км (20 морских миль; 23 мили) от цели, что делало его очень уязвимым для защищающихся истребителей . Существовал один экспериментальный вариант Модели 11, Модель 21, с тонкими стальными крыльями производства Накадзимы . Он имел двигатель модели 11 и планер модели 22. [11]
Ohka K-1 представлял собой учебно-тренировочную версию без двигателя с водяным балластом вместо боеголовки и двигателей, которая использовалась для предоставления пилотам опыта управления. В отличие от боевого самолета, он также был оснащен закрылками и посадочной полозьем. Водяной балласт был сброшен перед приземлением, но самолет оставался сложным в управлении: его посадочная скорость составляла 130 миль в час (210 км/ч). [12] Сорок пять из них были построены Дай-Ичи Кайгун Коку Гидзицусё. [13]
Модель 22 была разработана для решения проблемы короткой дистанции за счет использования Кампини типа реактивного двигателя Ishikawajima Tsu-11 , обеспечивающего горизонтальную скорость всего 276 миль в час на высоте 13 125 футов, но увеличивающего дальность полета до 81 мили. Этот двигатель был успешно испытан, и в Йокосуке было построено 50 моделей Ohka 22 для установки этого двигателя. Модель 22 должна была запускаться с более маневренного бомбардировщика Yokosuka P1Y3 Ginga «Фрэнсис», что потребовало более короткого размаха крыла и гораздо меньшей боеголовки массой 600 кг (1300 фунтов). Первый полет Model 22 Ohka состоялся в июне 1945 года; ни один из них, судя по всему, не использовался в эксплуатации, и известно, что было произведено только около 20 экспериментальных двигателей Цу-11. [14]
Модель 33 представляла собой увеличенную версию Модели 22, оснащенную Ishikawajima Ne-20 турбореактивным двигателем с боеголовкой массой 800 кг (1800 фунтов). Базовым кораблем должен был стать Nakajima G8N Renzan . Модель 33 была отменена из-за вероятности того, что Renzan не будет доступен. [15]
Другими незавершенными запланированными вариантами были Модель 43А со складными крыльями , предназначенная для запуска с подводных лодок, и Модель 43В, версия с катапультой/ракетным вооружением, также со складными крыльями, чтобы ее можно было спрятать в пещерах. [11] Для этой версии также разрабатывалась учебно -тренировочная версия - двухместный Model 43 K-1 Kai Wakazakura (Young Cherry), оснащенный одним ракетным двигателем. Вместо боевой части было установлено второе кресло для летчика-курсанта. Было построено две таких версии. [16] Наконец, Модель 53 также будет использовать турбореактивный двигатель Не-20, но ее нужно будет буксировать, как планер, и выпускать вблизи цели. [11]
Операционная история
[ редактировать ]Yokosuka MXY-7 Ohka использовался в основном против американских кораблей, вторгшихся на Окинаву, и, если его запускать с базового корабля, он мог быть эффективным из-за его высокой скорости в пикировании. [17] В первых двух попытках переправить « Ока» в залив Лейте с помощью авианосцев авианосцы «Синано» и «Унрю» были потоплены американскими подводными лодками «Арчерфиш» и «Редфиш» . [18]
Атаки усилились в апреле 1945 года. 1 апреля 1945 года шесть G4M атаковали флот США у Окинавы. По крайней мере один совершил успешную атаку; Считалось, что его Ока попал в одну из 406-мм (16 дюймов) башен линкора «Западная Вирджиния» , причинив умеренные повреждения. Послевоенный анализ показал, что попаданий не зафиксировано и что произошел промах. [19] Транспорты «Альпайн» , «Ачернар» и «Тиррелл» также были сбиты самолетами -камикадзе , но неясно, были ли среди них «Оки» с других G4M. Ни один из G4M не вернулся.
Американские военные быстро осознали опасность и сконцентрировались на расширении своих «защитных колец» наружу, чтобы перехватить комбинированный самолет G4M/ Ohka , прежде чем можно будет начать самоубийственную миссию. [19] 12 апреля 1945 года девять G4M атаковали флот США у Окинавы. Эсминец Mannert L. Abele получил подбитие, раскололся на две части и затонул. Джефферс уничтожил « Оку» зенитным огнем в 45 м (50 ярдов) от корабля, но возникший взрыв все еще был достаточно мощным, чтобы нанести значительный ущерб, что вынудило Джефферса отступить. Эсминец «Стэнли» был атакован двумя «Оками ». корабля Один ударил выше ватерлинии сразу за носом , его заряд полностью прошел через корпус и разбрызгнулся в море, где взорвался под водой, причинив кораблю незначительный ущерб. Другой «Ока» едва не промахнулся (его пилот, вероятно, погиб от зенитного огня) и рухнул в море, сбив Стэнли » при этом прапорщик « . Одна Бетти вернулась. 14 апреля 1945 года семь G4M атаковали флот США у Окинавы. Никто не вернулся. Ни одна из « Ок », похоже, не была запущена. Двумя днями позже шесть G4M атаковали флот США у Окинавы. Двое вернулись, но ни один «Ока » не поразил цели. Позже, 28 апреля 1945 года, четыре G4M ночью атаковали флот США у Окинавы. Один вернулся. Никаких попаданий зафиксировано не было. [19]
В мае 1945 года произошла еще одна серия атак. 4 мая 1945 года семь G4M атаковали флот США у Окинавы. Один «Ока» попал в мостик эсминца «Ши» , причинив значительный ущерб и жертвы. Гайети также пострадала в результате Оки попадания . Один G4M вернулся. 11 мая 1945 года четыре G4M атаковали флот США у Окинавы. Эсминец «Хью У. Хэдли» получил удар, получил серьезные повреждения и был затоплен. Судно было признано не подлежащим ремонту. 25 мая 1945 года 11 G4M атаковали флот у Окинавы. Плохая погода заставила большую часть самолетов повернуть назад, и ни один из остальных не поразил цели.
22 июня 1945 года шесть G4M атаковали флот. Двое вернулись, но попаданий зафиксировано не было. Послевоенный анализ пришел к выводу, что воздействие «Оки » было незначительным, поскольку ни один крупный корабль ВМС США не пострадал во время атак из-за использованной эффективной оборонительной тактики. [19] Всего из 300 «Ока» , имеющихся в наличии для Окинавской кампании, 74 фактически провели операции, из которых 56 были либо уничтожены вместе с базовыми самолетами, либо при совершении атак. Прозвище союзников для этого самолета было « Бака », японское слово, означающее «глупый» или «идиотский». [20]
Варианты
[ редактировать ]
- MXY-7
- Террорист-смертник с ракетным двигателем, прототипы планеров без двигателя; десять построено
- Военно-морской флот террорист-смертник Ока, модель 11
- Длинное обозначение оперативного злоумышленника
- Ока Модель 11
- Злоумышленник-смертник оснащен тремя Navy Type 4 Mark 1 Model 20 твердотопливными ракетными двигателями мощностью 2,616 кН (588 фунтов силы), стреляющими в течение 8–10 секунд; 755 построено
- Ока Модель 21
- Террорист-смертник со стальными крыльями, построенными Накадзимой ; один построен
- Ока Модель 22
- Террорист-смертник, оснащенный термореактивным двигателем Ishikawajima Tsu-11 с крыльями уменьшенного размаха и боеголовкой массой 600 кг (1300 фунтов), будет нести Yokosuka P1Y1 Ginga. [21] 50 бомбардировщиков построены Первым военно-морским авиационно-техническим арсеналом ( First Naval Air Tech Arsenal , Dai-Ichi Kaigun Koku Gijitsusho ).

- Ока Модель 33
- Террорист-смертник с турбореактивным двигателем Ishikawajima Ne-20 и боеголовкой массой 800 кг (1800 фунтов), который будет нести Nakajima G8N1 Renzan. бомбардировщик
- Ohka Model 43A Ko
- Террорист-смертник с турбореактивным двигателем Не-20 со складными крыльями будет запускаться катапультой с подводных лодок
- Ohka Model 43B Otsu
- Террорист-смертник, аналогичный модели 43А, для запуска катапульты из пещер.
- Ока Модель 53
- Террорист-смертник совершил запуск буксировщика с турбореактивным двигателем Не-20.
- Ока К-1
- Учебный планер для атак террористов-смертников
- Ohka Model 43 K-1 Вакадзакура ( Кай Молодая вишня)
- Двухместный учебно-тренировочный планер-смертник с закрылками и убирающимся шасси, оснащенный одним ракетным двигателем Type 4 Mark 1 Model 20, для полета с ограниченной мощностью.
- «Сузука-24» (японское обозначение неизвестно)
- Предполагаемый вариант перехватчика с заменой боевой части топливным баком для реактивного двигателя Не-20 и двумя 20-мм автопушками (Неизвестный Хо-5 или Тип 99 с боезапасом 60/150 снарядов на пушку), установленными сверху. Предположительно применялся как минимум дважды против формирований B-29 в апреле 1945 года. [22]
Выживший самолет
[ редактировать ]




Индия
[ редактировать ]- Модель 11 на статической экспозиции в Музее ВВС Индии в Паламе, Нью-Дели . [23] [ не удалось пройти проверку ]
Япония
[ редактировать ]- На дисплее
- Модель 11 на статической выставке на базе ВВС Ирума в Ируме, Сайтама . [24] [ не удалось пройти проверку ]
- расположен Моторный музей Кавагутико в Нарусаве, Яманаси .
Великобритания
[ редактировать ]- На дисплее
- Модель 11 на статической экспозиции в Музее авиации флота в Йовилтоне, Сомерсет . [25]
- Модель 11 на статической экспозиции в Имперском военном музее в Лондоне . [26]
- Модель 11 на статической экспозиции в Музее Королевских ВВС Косфорд в Косфорде, Шропшир . [27] [28]
- Модель 11 на статической экспозиции в Музее науки и промышленности в Манчестере . [29]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- На дисплее
- Модель 11 на статической экспозиции в Национальном музее морской пехоты в Трайангле, штат Вирджиния . [30]
- Модель 11 на статической экспозиции в Музее авиации «Самолеты славы» в Чино, Калифорния . [31]
- Модель 11 на статической экспозиции в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния. [32]
- Модель 22 на статической выставке в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, штат Вирджиния , единственная сохранившаяся Модель 22. [33]
- Модель 43B K-1 Кай Вакадзакура на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . Он предоставлен Национальным музеем авиации и космонавтики . [34] [35] [36]
- К-1 на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [37]
- К-1 на статической экспозиции в Национальном музее ВМС США в Вашингтоне, округ Колумбия. [38]
Реплики на выставке
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]- Модель 11 на статической выставке в Юшукане храма Ясукуни в Токио . [39] [40] [ не удалось пройти проверку ]
- Модель 11 на статической экспозиции в музее Усаси Хейва в США, Оита . [41]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Модель 11 на статической выставке в Национальном музее боевых самолетов в Дженезео, Нью-Йорк . [42] [ не удалось пройти проверку ]
Технические характеристики (Ока 11)
[ редактировать ]Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [43]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 6,066 м (19 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 5,12 м (16 футов 10 дюймов)
- Высота: 1,16 м (3 фута 10 дюймов)
- Площадь крыла: 6 м 2 (65 кв. футов)
- Пустой вес: 440 кг (970 фунтов)
- Полная масса: 2140 кг (4718 фунтов)
- Силовая установка: 3 твердотопливных ракетных двигателя Type 4 Mark 1 Model 20 с тягой 2,62 кН (588 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 648 км/ч (403 миль в час, 350 узлов) на высоте 3500 м (11 500 футов).
- Никогда не превышайте скорость : конечная скорость пикирования 926 км/ч (575 миль в час, 500 узлов).
- Дальность: 37 км (23 мили, 20 миль)
- Нагрузка на крыло: 356,7 кг/м 2 (73,1 фунта/кв. фута)
- Тяга/вес : 0,38
Вооружение
массой 1200 кг (2600 фунтов) Аммональная боеголовка
См. также
[ редактировать ]- Японские специальные ударные подразделения
- Летающая бомба
- Фриц Икс
- «Кокпит» — антология короткометражных фильмов, в которых есть фильм о Ока . пилоте
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бачем Ба 349 Наттер
- Fieseler Fi 103R Reichenberg (пилотируемая летающая бомба Фау-1)
- Мессершмитт Ме 328
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тайна Восьмой армии внутреннего порядка .Март 1945 г. с.39.
Прототип Ока принят на вооружение и будет называться Ока Тип 11. 17 марта 1945 г., Министр ВМФ").
- ^ "Ока" aerospaceweb.org. Проверено: 16 октября 2010 г.
- ^ «Йокосука MXY-7 Ока (Бомбы Бака)» . НХХК . Получено 3 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Франсильон 1979 , с. 477.
- ^ Аэронавтика 1966 , с. 3.
- ^ Франсильон 1979 , с. 476.
- ^ Почему японская кампания камикадзе в конечном итоге провалилась . Имперский военный музей. 7 июня 2023 г. Событие происходит в 2:55-3:10 . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Микеш и Абэ 1990 , с. 262.
- ^ Франсильон 1971 , с. 117.
- ^ Франсильон 1979 , с. 478.
- ^ Jump up to: а б с Франсильон 1979 , с. 481.
- ^ «Йокосука MXY7-K1 Ока» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 478, 482.
- ^ Zaloga 2011 , p. 23.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 441, 479.
- ^ Франсильон 1979 , с. 482.
- ^ Мэйо, Вэйланд. «Японское оружие смертника: Кугисё MXY7-K1 Ока». b-29s-over-korea.com. Дата обращения: 1 августа 2011 г.
- ^ Аэронавтика 1966 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Кайтли, Джеймс. «Йокосука Ока Пилот-камикадзе». Самолет , Том 39, №7, Вып. 459, июль 2011 г., стр. 30–31.
- ^ О'Нил 2001 , с. 135.
- ^ Аэронавтика 1966 , с. 17.
- ^ Сун, Ын Э (6 октября 2017 г.). «СЕНША: истребитель-перехватчик на базе Ока» . sensha-manual.blogspot.com .
- ^ «МУЗЕЙ ВВС» . Индийские ВВС . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Сузуки, Тосио (11 ноября 2013 г.). «Ирума: японский скрытый музей авиации, ангар для истории» . Звезды и полосы . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Йокосука MXY-7 Ока II (BAPC 58)» . Музей авиации Королевского военно-морского флота . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Самолет-камикадзе Ohka впервые выставлен на выставке IWM в Лондоне» . Имперский военный музей . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Йокосука MXY7 Ока» . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2012). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [8486M]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Японская пилотируемая бомба» . Группа музеев науки . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Марр, Эрик (30 марта 2020 г.). «Самолет Ока «Вишневый цвет»» . Национальный музей морской пехоты . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Летающие и статические самолеты» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Йокосука MXY-7 Ока 11» . Музей авиации Янкса . 4 февраля 2017 г. Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Кугишо MXY7 Ока (Цветение вишни) 22» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Кугишо MXY7 К-2 Ока (Цветение Вишни) 43Б» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ "ЙОКОСУКА MXY7 ОХА МОДЕЛЬ 43 К-1 КАЙ" . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Уникальный двухместный Ёкосука Ока выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима» . Дайджест Warbird . 1 ноября 2018 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Йокосука MXY7-K1 Ока» . Национальный музей ВВС США . 21 апреля 2015 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Йокосука MXY-7 Ока» . Национальный музей ВМС США . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Юшукан» (PDF) . Ясукуни Джиндзя . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Тайлан, Джастин (29 июня 2019 г.). «MXY7 Модель 11 Ока (Реплика)» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Информация о музее мира США» Городском (на японском языке , дата обращения 8 мая 2024 г. ).
- ^ «Йокосука MXY7 Ока» . Национальный музей боевых самолетов . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 481–482.
Библиография
[ редактировать ]- Аэронавигационный персонал Aero Publishers в сотрудничестве с Эдвардом Т. Мэлони (1966). Камикадзе . Фоллбрук, Калифорния, США: Aero Publishers.
- Эллис, Кен. Wreck & Relics, 23-е издание , Манчестер: Crecy Publishing Ltd, 2012. ISBN 978-08597-91724
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм и компания. ISBN 0-370-30251-6 .
- Франсильон, Рене Ж. (1971). Mitsubishi G4M «Бетти» и Ока Бомба . Самолет в профиль, Том. 9. Виндзор, Беркшир, Великобритания: ISBN Profile Publications Ltd. 0-85383-018-5 .
- Мэлони, Эдвард Т. и авиационный персонал Aero Publishers, Inc. Камикадзе (Aero Series 7) . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc., 1966.
- Микеш, Роберт С.; Абэ, Шорзо (1990). Японские самолеты, 1910–1941 гг . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-840-2 . .
- О'Нил, Ричард (2001). Отряды самоубийц: Люди и машины специальных операций Второй мировой войны . Вашингтон, округ Колумбия: Лайонс Пресс. ISBN 978-1585744329 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Шефталл, М.Г. Цветы на ветру: Человеческое наследие камикадзе . Нью-Йорк: Новая американская библиотека, 2005. ISBN 0-451-21487-0 .
- Стаффорд, Эдвард П. Маленький корабль, Большая война: Сага о DE343. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2000. ISBN 1-55750-890-9 .
- Залога, Стивен Дж. (2011). Камикадзе: японское специальное боевое оружие 1944–45 . Новый Авангард №180. Ботли, Оксфордшир: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84908-353-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- « Бака… Летающая боеголовка », CIC (Центр боевой информации) , Управление начальника военно-морских операций США, июнь 1945 года.
- Военный корабль США LSM(R)-193
- Научно-популярный журнал , август 1945 года: японцы делают ставку на человеческие бомбы.
- История камикадзе ( Ока на японском языке)
- Таинственное второе место - журнал Air & Space