Jump to content

Митсубиси Ки-21

То-21
Митсубиси Ки-21
Роль Тяжелый бомбардировщик
Производитель Мицубиси Хэви Индастриз
Первый полет 18 декабря 1936 г.
Введение 1938
Ушедший на пенсию 1945
Основные пользователи Воздушная служба Императорской армии Японии
Королевские ВВС Таиланда
Количество построенных 2064 единицы (без Ки-57)
Варианты Митсубиси Ки-57

Mitsubishi Ki-21 , официальное обозначение « Тип 97 Тяжелый бомбардировщик » ( 九七式重爆撃機 , Кюнана-сики дзюбакугекики ) — японский тяжёлый бомбардировщик времен Второй мировой войны . Он начал операции во время Второй китайско-японской войны, участвуя в Номонганском инциденте , и на первых этапах Тихоокеанской войны , включая Малайскую , Бирманскую , Голландскую Ост-Индскую и Новогвинейскую кампании . Он также использовался для нападения на такие отдаленные цели, как западный Китай , Индия и северная Австралия . Союзники отчетными обозначили его под именами « Салли »/« Гвен ».

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1936 году Воздушная служба Императорской армии Японии выдвинула требование о новом тяжелом бомбардировщике для замены Ki-20 (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 92) и Ki-1 (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 93). [ 1 ] Проект предусматривал экипаж не менее четырех человек, максимальную скорость 400 км/ч (250 миль в час), автономность не менее пяти часов и бомбовую нагрузку 750 кг (1650 фунтов). Параметры конструкции были очень амбициозными для середины 1930-х годов; немногие двухмоторные бомбардировщики в мире могли превзойти такие характеристики в то время. [ 2 ]

И Mitsubishi, и Nakajima попросили построить по два прототипа каждая, дальнейшее предложение Kawasaki было отклонено. Конструкция Mitsubishi представляла собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с убирающимся шасси , подфюзеляжным бомбовым отсеком и двумя радиальными двигателями . [ 3 ] Первый прототип поднялся в воздух 18 декабря 1936 года, а второй прототип, который отличался заменой спинной башни первого прототипа длинным навесом теплицы, последовал позднее в том же месяце. [ 4 ] В результате конкурса Ki-21 компании Mitsubishi и Ki-19 компании Nakajima оказались похожими: Ki-21 имел лучшие характеристики, а конструкция Nakajima представляла собой лучшую бомбардировочную платформу и имела более надежные двигатели. Чтобы принять окончательное решение, у Mitsubishi и Nakajima были заказаны еще два прототипа, при этом Mitsubishi было поручено заменить свои собственные радиальные двигатели Mitsubishi Ha-6 мощностью 615 кВт (825 л.с.) на двигатели Nakajima Ha-5, используемые в конструкции Накадзимы. и наоборот, а Ки-21 получил измененную остекленную носовую часть, аналогичную Ки-19, и измененное хвостовое оперение. Модифицированный таким образом Ки-21 доказал свое превосходство и был запущен в производство в ноябре 1937 года как «Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель 1А». [ 5 ]

Серийные самолеты начали поступать на вооружение в августе 1938 года, дополняя, а затем заменяя бомбардировщики Fiat BR.20 , закупленные в качестве временной меры. [ 6 ]

Прежде чем производство этого типа закончилось в сентябре 1944 года, последовало несколько улучшенных версий. Всего было построено 2064 самолета: 1713 - Mitsubishi и 351 - Nakajima. [ 7 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Ki -21-Ia использовался в боях в войне с Китаем 60-м сентаем с осени 1938 года, выполняя дальние несопровождаемые бомбардировки совместно с BR.20, оснащенными 12-м и 98-м сентаями . Ki-21 оказался более успешным, чем BR.20, имея большую дальность полета, более прочный и надежный. Еще два Сентая , 58-й и 61-й, были переброшены в Маньчжурию летом 1939 года для операций против Китая, а самолеты 61-го полка также активно использовались против российских и монгольских войск во время Номонганского инцидента в июне – июле 1939 года. [ 6 ]

Потери в начале боевых действий были высокими, к недостаткам можно отнести отсутствие вооружения и самоуплотняющиеся топливные баки , а кислородная система самолета также оказалась ненадежной. Ki -21-Ib представлял собой улучшенную версию, разработанную для решения проблемы с вооружением за счет увеличения количества 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметов Тип 89 до пяти, а также улучшения горизонтального оперения закрылков и . Кроме того, был увеличен бомбоотсек. Хвостовое орудие представляло собой установку «стингер» и имело дистанционное управление. Также топливные баки были частично защищены ламинированными резиновыми листами. [ 8 ] [ 9 ]

За этим последовал Ki-21-Ic с вспомогательным топливным баком емкостью 500 л (130 галлонов США), установленным в заднем оружейном отсеке, и еще одним 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом, в результате чего общее количество достигло шести. . Четыре 50-килограммовые (110 фунтов) бомбы переносились снаружи. Чтобы компенсировать увеличение веса, основные колеса Ки-21-ИК были увеличены в размерах. [ 10 ] [ 9 ]

Однако после нападения на Перл-Харбор и начала войны на Тихом океане улучшения в ВВС Китайской Республики привели к росту потерь, и большинство Ki-21-1a, -1b и -1c были переведены на обучение или выполнение функций второй линии.

Передовые части с середины 1940 года оснащались Ки-21-IIa («Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель 2А») с более мощными двигателями воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-101 мощностью 1118 кВт (1500 л.с.) и увеличенным горизонтальным оперением. . Он стал основной версией большинства эскадрилий тяжелых бомбардировщиков IJAAF в начале войны на Тихом океане и сыграл важную роль во многих ранних кампаниях. Для операций над Филиппинами 5-я, 14-я и 62-я авиагруппы JAAF, базирующиеся на Тайване , 8 декабря 1941 года атаковали американские цели в Апарри , Тугегарао , Вигане и другие цели на Лусоне. 3-я, 12-я, 60-я и 98-я авиагруппы , базирующийся во Французском Индокитае, наносил удары по британским и австралийским объектам в Таиланде и Малайе , бомбя Алор Стар , Сунгай Петани и Баттерворт под эскортом истребителей Накадзима Ки-27 и Ки-43 . Однако, начиная с операций над Бирмой в декабре 1941 и начале 1942 года, Ки-21 начали нести тяжелые потери от самолетов Curtiss P-40 и Hawker Hurricanes .

Чтобы частично компенсировать это, IJAAF представила Ki-21-IIb с педальным управлением с верхней башней и одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом Тип 1 , измененными фонарями кабины и увеличенным запасом топлива. Несмотря на то, что он использовался на всех фронтах Тихоокеанского театра военных действий, к 1942 году стало ясно, что эта конструкция быстро устаревает и ее все больше выводят из эксплуатации на передовой.

Несмотря на свои недостатки, Ки-21 оставался на вооружении до конца войны, применяясь в качестве транспортного (наряду с гражданской транспортной версией МС-21 ), самолета экипажа бомбардировщика и -десантного самолета учебно , буксировщика планеров , средства связи и связи, специального назначения. коммандос и секретные миссии, а также операции камикадзе .

Девять Ki-21-Ia/b были проданы Японией Таиланду в 1940 году для использования Королевскими ВВС Таиланда против французских войск Виши во французском Индокитае, но не участвовали во франко-тайской войне, поскольку их экипажи не прошли подготовку. [ 11 ]

Ки-21 Дайсан Докурицу Хикотай на аэродроме Йонтан, 25 мая 1945 года.

К концу войны оставшиеся Ки-21 использовались Гирецу спецназом для ударов по американским войскам на Окинаве и островах Рюкю . Одной из известных операций была атака на удерживаемые союзниками аэродромы Йонтан и аэродром Кадена в ночь на 24 мая 1945 года. двенадцать Ki-21-IIb из состава Дайсан Докурицу Хикотай Для удара были отправлены , в каждом по 14 коммандос . Пятерым удалось совершить аварийную посадку на аэродроме Йонтан. Только один самолет успешно приземлился. Выжившие рейдеры, вооруженные автоматами и взрывчаткой, затем нанесли ущерб припасам и близлежащим самолетам, уничтожили 70 000 галлонов США (260 000 л) топлива и девять самолетов и повредили еще 26. [ 12 ]

Некоторое количество Ki-21-Ia было модифицировано для использования в качестве военных транспортных средств для использования компанией Greater Japan Airways , которая имела контракт на перевозки с японской армией в Китае. С этих самолетов, получивших обозначение МС-21 , было снято все вооружение и военная техника. Используемый в основном в качестве грузового транспорта, каждый из них также мог вместить девять десантников. Самолеты, изначально построенные как транспортные, получили отдельное обозначение Mitsubishi Ki-57 , а эквивалентный гражданский самолет получил обозначение MC-20.

Кодовые имена

[ редактировать ]

У Ki-21 было более одного кодового названия союзников. Первоначально называвшееся «Джейн», имя было быстро изменено на «Салли», когда генерал Дуглас Макартур возразил, что это имя такое же, как у его жены. Когда Ki-21-IIb поступил на вооружение, отсутствие длинной спинной «теплицы» заставило наблюдателей союзников принять его за совершенно новый тип, получивший обозначение «Гвен». Однако, когда стало понятно, что «Гвен» — это новая версия Ki-21, ее переименовали в «Салли 3», причем «Салли 1» относилась к более ранним моделям с двигателем Ха-5, а «Салли 2» относилась к более ранним моделям с двигателем Ха-5. Ки-21-IIa с двигателем Ха-101. [ 13 ]

Варианты

[ редактировать ]
То-21
Опытные образцы с различными двигателями и комбинациями вооружения для оценки. Финальная версия с двигателем Nakajima Ha-5. 8 построено
Ки-21-Иа (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IA)
Первая серийная модель с двигателями Nakajima Ha-5-kai мощностью 634 кВт (850 л.с.). Большинство из них было построено компанией Mitsubishi, 143 - компанией Nakajima.
Ки-21-Иб (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IB)
Улучшенная версия с дополнительными пулеметами калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), увеличенным бомбовым отсеком и закрылками, измененной конструкцией хвостового оперения. 120 построено Mitsubishi, 351 (включая Ki-21 Ib и Ic) - Nakajima.
Ki-21-Ic (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IC)
Усовершенствованный тип с одним дополнительным пулеметом калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), увеличенным запасом топлива, 160 штук построено компанией Mitsubishi.
Ключ-21-II
Оценочная модель с более мощными двигателями, построено 4 шт.
Ки-21-IIа (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IIA)
Серийная модель на базе Ки-21-II, построено 590 штук.
Ки-21-IIб (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IIB)
Окончательная серийная версия на базе Ki-21-IIa с измененным фонарем, прозрачной верхней кабиной, замененной вращающейся башней, построено 688 экземпляров.
МС-20-И (Армейский транспортный тип 100, модель I)
Невооруженный гражданский транспортный вариант, переоборудованный из Ки-21-Иа; переоборудовано около 100 самолетов

Операторы

[ редактировать ]
 Япония
 Маньчжоу-Го
 Таиланд

Послевоенный

[ редактировать ]
 Франция
  • Французские ВВС ( Armée de l'Air ) эксплуатировали как минимум один Ки-21 в качестве транспортного средства в Индокитае. [ 14 ]
 Индонезия

Технические характеристики (Ки-21-IIб)

[ редактировать ]
Чертеж Митсубиси Ки-21 в 3-х видах

Данные из Краткого руководства по самолетам Оси времен Второй мировой войны. [ 15 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 485 км/ч (301 миль в час, 262 узла)
  • Крейсерская скорость: 380 км/ч (240 миль в час, 210 узлов)
  • Дальность: 2700 км (1700 миль, 1500 миль)
  • Практический потолок: 10 000 м (33 000 футов)
  • Время набора высоты: 6000 м (20 000 футов) за 13 минут 13 секунд.

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Франсильон, Рене Дж. (1970). Японская авиация Тихоокеанской войны . Putnam & Company Ltd. Лондон: ISBN  0370000331 .
  • Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN  0-370-30251-6 . .
  • Джоуэтт, Филип (2002). Японская армия 1931–1945, Том 2 . Ботли, Оксфордшир, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  1-84176-354-3 .
  • Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
  • «Mitsubishi Ki-21... Стойкий воин ВВС Императорской армии». Эйр Интернешнл . Том. 31, нет. 2. Август 1986 г., стр. 74–80, 100–101. ISSN   0306-5634 .
  • Монди, Дэвид (1996). Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN  1-85152-966-7 .
  • Пеллетье, Ален (август 1995 г.). «Японские самолеты с французскими медальонами». Le Fana de l’Aviation (на французском языке). № 309. с. 14–23.
  • Янг, Эдвард М. (август – ноябрь 1984 г.). «Забытая воздушная война Франции». Любитель воздуха . № 25. ISSN   0143-5450 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дональд, Дэвид (редактор). Энциклопедия мировых самолетов . Книги Просперо, 1997. ISBN   1-85605-375-X .
  • Франсильон, Рене Ж. Mitsubishi Ki-21 (Самолет в профиле № 172) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
  • Ганстон, Билл. Иллюстрированный справочник боевых самолетов Второй мировой войны . ISBN   0-86101-390-5 .
  • Лейк, Джон. Большая книга бомбардировщиков . Лондон: Зенит Пресс, 2002. ISBN   0-7603-1347-4 .
  • Микеш, Роберт и Шорзо Эйб. Японские самолеты 1910–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1990. ISBN   1-55750-563-2 .
  • Министерство обороны Японии. Сенси Сосё, Том 36: Рикугун Коку Сакусэн (означает армейские воздушные операции), Окинава и т. Д. Асагумо Симбунся, 1970 г.
  • Сумиль, Жан-Клод (сентябрь 1999 г.). «Японские самолеты во французских цветах». Авионс (на французском языке) (78): 6–17. ISSN   1243-8650 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 68c0debc3331bb5747a12d20c0e6097c__1720554000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/7c/68c0debc3331bb5747a12d20c0e6097c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mitsubishi Ki-21 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)