Митсубиси Ки-21
То-21 | |
---|---|
![]() | |
Митсубиси Ки-21 | |
Роль | Тяжелый бомбардировщик |
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз |
Первый полет | 18 декабря 1936 г. |
Введение | 1938 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основные пользователи | Воздушная служба Императорской армии Японии Королевские ВВС Таиланда |
Количество построенных | 2064 единицы (без Ки-57) |
Варианты | Митсубиси Ки-57 |
Mitsubishi Ki-21 , официальное обозначение « Тип 97 Тяжелый бомбардировщик » ( 九七式重爆撃機 , Кюнана-сики дзюбакугекики ) — японский тяжёлый бомбардировщик времен Второй мировой войны . Он начал операции во время Второй китайско-японской войны, участвуя в Номонганском инциденте , и на первых этапах Тихоокеанской войны , включая Малайскую , Бирманскую , Голландскую Ост-Индскую и Новогвинейскую кампании . Он также использовался для нападения на такие отдаленные цели, как западный Китай , Индия и северная Австралия . Союзники отчетными обозначили его под именами « Салли »/« Гвен ».
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1936 году Воздушная служба Императорской армии Японии выдвинула требование о новом тяжелом бомбардировщике для замены Ki-20 (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 92) и Ki-1 (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 93). [ 1 ] Проект предусматривал экипаж не менее четырех человек, максимальную скорость 400 км/ч (250 миль в час), автономность не менее пяти часов и бомбовую нагрузку 750 кг (1650 фунтов). Параметры конструкции были очень амбициозными для середины 1930-х годов; немногие двухмоторные бомбардировщики в мире могли превзойти такие характеристики в то время. [ 2 ]
И Mitsubishi, и Nakajima попросили построить по два прототипа каждая, дальнейшее предложение Kawasaki было отклонено. Конструкция Mitsubishi представляла собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с убирающимся шасси , подфюзеляжным бомбовым отсеком и двумя радиальными двигателями . [ 3 ] Первый прототип поднялся в воздух 18 декабря 1936 года, а второй прототип, который отличался заменой спинной башни первого прототипа длинным навесом теплицы, последовал позднее в том же месяце. [ 4 ] В результате конкурса Ki-21 компании Mitsubishi и Ki-19 компании Nakajima оказались похожими: Ki-21 имел лучшие характеристики, а конструкция Nakajima представляла собой лучшую бомбардировочную платформу и имела более надежные двигатели. Чтобы принять окончательное решение, у Mitsubishi и Nakajima были заказаны еще два прототипа, при этом Mitsubishi было поручено заменить свои собственные радиальные двигатели Mitsubishi Ha-6 мощностью 615 кВт (825 л.с.) на двигатели Nakajima Ha-5, используемые в конструкции Накадзимы. и наоборот, а Ки-21 получил измененную остекленную носовую часть, аналогичную Ки-19, и измененное хвостовое оперение. Модифицированный таким образом Ки-21 доказал свое превосходство и был запущен в производство в ноябре 1937 года как «Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель 1А». [ 5 ]
Серийные самолеты начали поступать на вооружение в августе 1938 года, дополняя, а затем заменяя бомбардировщики Fiat BR.20 , закупленные в качестве временной меры. [ 6 ]
Прежде чем производство этого типа закончилось в сентябре 1944 года, последовало несколько улучшенных версий. Всего было построено 2064 самолета: 1713 - Mitsubishi и 351 - Nakajima. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]Ki -21-Ia использовался в боях в войне с Китаем 60-м сентаем с осени 1938 года, выполняя дальние несопровождаемые бомбардировки совместно с BR.20, оснащенными 12-м и 98-м сентаями . Ki-21 оказался более успешным, чем BR.20, имея большую дальность полета, более прочный и надежный. Еще два Сентая , 58-й и 61-й, были переброшены в Маньчжурию летом 1939 года для операций против Китая, а самолеты 61-го полка также активно использовались против российских и монгольских войск во время Номонганского инцидента в июне – июле 1939 года. [ 6 ]
Потери в начале боевых действий были высокими, к недостаткам можно отнести отсутствие вооружения и самоуплотняющиеся топливные баки , а кислородная система самолета также оказалась ненадежной. Ki -21-Ib представлял собой улучшенную версию, разработанную для решения проблемы с вооружением за счет увеличения количества 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметов Тип 89 до пяти, а также улучшения горизонтального оперения закрылков и . Кроме того, был увеличен бомбоотсек. Хвостовое орудие представляло собой установку «стингер» и имело дистанционное управление. Также топливные баки были частично защищены ламинированными резиновыми листами. [ 8 ] [ 9 ]
За этим последовал Ki-21-Ic с вспомогательным топливным баком емкостью 500 л (130 галлонов США), установленным в заднем оружейном отсеке, и еще одним 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом, в результате чего общее количество достигло шести. . Четыре 50-килограммовые (110 фунтов) бомбы переносились снаружи. Чтобы компенсировать увеличение веса, основные колеса Ки-21-ИК были увеличены в размерах. [ 10 ] [ 9 ]
Однако после нападения на Перл-Харбор и начала войны на Тихом океане улучшения в ВВС Китайской Республики привели к росту потерь, и большинство Ki-21-1a, -1b и -1c были переведены на обучение или выполнение функций второй линии.
Передовые части с середины 1940 года оснащались Ки-21-IIa («Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель 2А») с более мощными двигателями воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-101 мощностью 1118 кВт (1500 л.с.) и увеличенным горизонтальным оперением. . Он стал основной версией большинства эскадрилий тяжелых бомбардировщиков IJAAF в начале войны на Тихом океане и сыграл важную роль во многих ранних кампаниях. Для операций над Филиппинами 5-я, 14-я и 62-я авиагруппы JAAF, базирующиеся на Тайване , 8 декабря 1941 года атаковали американские цели в Апарри , Тугегарао , Вигане и другие цели на Лусоне. 3-я, 12-я, 60-я и 98-я авиагруппы , базирующийся во Французском Индокитае, наносил удары по британским и австралийским объектам в Таиланде и Малайе , бомбя Алор Стар , Сунгай Петани и Баттерворт под эскортом истребителей Накадзима Ки-27 и Ки-43 . Однако, начиная с операций над Бирмой в декабре 1941 и начале 1942 года, Ки-21 начали нести тяжелые потери от самолетов Curtiss P-40 и Hawker Hurricanes .
Чтобы частично компенсировать это, IJAAF представила Ki-21-IIb с педальным управлением с верхней башней и одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом Тип 1 , измененными фонарями кабины и увеличенным запасом топлива. Несмотря на то, что он использовался на всех фронтах Тихоокеанского театра военных действий, к 1942 году стало ясно, что эта конструкция быстро устаревает и ее все больше выводят из эксплуатации на передовой.
Несмотря на свои недостатки, Ки-21 оставался на вооружении до конца войны, применяясь в качестве транспортного (наряду с гражданской транспортной версией МС-21 ), самолета экипажа бомбардировщика и -десантного самолета учебно , буксировщика планеров , средства связи и связи, специального назначения. коммандос и секретные миссии, а также операции камикадзе .
Девять Ki-21-Ia/b были проданы Японией Таиланду в 1940 году для использования Королевскими ВВС Таиланда против французских войск Виши во французском Индокитае, но не участвовали во франко-тайской войне, поскольку их экипажи не прошли подготовку. [ 11 ]

К концу войны оставшиеся Ки-21 использовались Гирецу спецназом для ударов по американским войскам на Окинаве и островах Рюкю . Одной из известных операций была атака на удерживаемые союзниками аэродромы Йонтан и аэродром Кадена в ночь на 24 мая 1945 года. двенадцать Ki-21-IIb из состава Дайсан Докурицу Хикотай Для удара были отправлены , в каждом по 14 коммандос . Пятерым удалось совершить аварийную посадку на аэродроме Йонтан. Только один самолет успешно приземлился. Выжившие рейдеры, вооруженные автоматами и взрывчаткой, затем нанесли ущерб припасам и близлежащим самолетам, уничтожили 70 000 галлонов США (260 000 л) топлива и девять самолетов и повредили еще 26. [ 12 ]
Некоторое количество Ki-21-Ia было модифицировано для использования в качестве военных транспортных средств для использования компанией Greater Japan Airways , которая имела контракт на перевозки с японской армией в Китае. С этих самолетов, получивших обозначение МС-21 , было снято все вооружение и военная техника. Используемый в основном в качестве грузового транспорта, каждый из них также мог вместить девять десантников. Самолеты, изначально построенные как транспортные, получили отдельное обозначение Mitsubishi Ki-57 , а эквивалентный гражданский самолет получил обозначение MC-20.
Кодовые имена
[ редактировать ]У Ki-21 было более одного кодового названия союзников. Первоначально называвшееся «Джейн», имя было быстро изменено на «Салли», когда генерал Дуглас Макартур возразил, что это имя такое же, как у его жены. Когда Ki-21-IIb поступил на вооружение, отсутствие длинной спинной «теплицы» заставило наблюдателей союзников принять его за совершенно новый тип, получивший обозначение «Гвен». Однако, когда стало понятно, что «Гвен» — это новая версия Ki-21, ее переименовали в «Салли 3», причем «Салли 1» относилась к более ранним моделям с двигателем Ха-5, а «Салли 2» относилась к более ранним моделям с двигателем Ха-5. Ки-21-IIa с двигателем Ха-101. [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]- То-21
- Опытные образцы с различными двигателями и комбинациями вооружения для оценки. Финальная версия с двигателем Nakajima Ha-5. 8 построено
- Ки-21-Иа (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IA)
- Первая серийная модель с двигателями Nakajima Ha-5-kai мощностью 634 кВт (850 л.с.). Большинство из них было построено компанией Mitsubishi, 143 - компанией Nakajima.
- Ки-21-Иб (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IB)
- Улучшенная версия с дополнительными пулеметами калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), увеличенным бомбовым отсеком и закрылками, измененной конструкцией хвостового оперения. 120 построено Mitsubishi, 351 (включая Ki-21 Ib и Ic) - Nakajima.
- Ki-21-Ic (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IC)
- Усовершенствованный тип с одним дополнительным пулеметом калибра 7,7 мм (0,303 дюйма), увеличенным запасом топлива, 160 штук построено компанией Mitsubishi.
- Ключ-21-II
- Оценочная модель с более мощными двигателями, построено 4 шт.
- Ки-21-IIа (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IIA)
- Серийная модель на базе Ки-21-II, построено 590 штук.
- Ки-21-IIб (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97, модель IIB)
- Окончательная серийная версия на базе Ki-21-IIa с измененным фонарем, прозрачной верхней кабиной, замененной вращающейся башней, построено 688 экземпляров.
- МС-20-И (Армейский транспортный тип 100, модель I)
- Невооруженный гражданский транспортный вариант, переоборудованный из Ки-21-Иа; переоборудовано около 100 самолетов
Операторы
[ редактировать ]- Воздушная служба Императорской армии Японии
- Imperial Japan Airways (Дай Ниппон Коку)
- 6 находятся в ведении Императорских ВВС Маньчжоу-Го.
- Королевские ВВС Таиланда эксплуатировали девять Ki-21-I Nagoya.
Послевоенный
[ редактировать ]- Французские ВВС ( Armée de l'Air ) эксплуатировали как минимум один Ки-21 в качестве транспортного средства в Индокитае. [ 14 ]
Технические характеристики (Ки-21-IIб)
[ редактировать ]
Данные из Краткого руководства по самолетам Оси времен Второй мировой войны. [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5-7 человек
- Длина: 16 м (52 фута 6 дюймов)
- Размах крыла: 22,5 м (73 фута 10 дюймов)
- Высота: 4,85 м (15 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 69,9 м 2 (752 кв. фута)
- Вес пустого: 6070 кг (13382 фунта)
- Полная масса: 10 600 кг (23 369 фунтов)
- Силовая установка: 2 Mitsubishi Ha101 мощностью 1100 кВт (1500 л.с.) каждый (длинное обозначение Army Type 100, 1450 л.с. с радиальным воздушным охлаждением) 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя с воздушным охлаждением
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 485 км/ч (301 миль в час, 262 узла)
- Крейсерская скорость: 380 км/ч (240 миль в час, 210 узлов)
- Дальность: 2700 км (1700 миль, 1500 миль)
- Практический потолок: 10 000 м (33 000 футов)
- Время набора высоты: 6000 м (20 000 футов) за 13 минут 13 секунд.
Вооружение
- Оружие:
- калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) 5 гибких пулеметов Тип 89 в носовом, подфюзеляжном, лучевом и хвостовом положениях.
- 1 × 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемет Хо-103 в спинной башне
- Бомбы:
- 1000 кг (2200 фунтов) бомб
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бристоль Бофорт
- Дорнье До 17
- Дуглас Б-18 Это было
- Фиат BR.20 Аист
- Хейнкель Хе 111
- Ильюшин Ил-4
- Митсубиси Г3М
- Савойя-Маркетти SM.79
Связанные списки
- Список самолетов Японии времен Второй мировой войны
- Список военных самолетов Японии
- Список бомбардировщиков
Примечания
[ редактировать ]- ^ Франсильон 1979 , стр. 155–156
- ^ Air International , август 1986 г. , стр. 74–75.
- ^ Air International , август 1986 г. , с. 75
- ^ Франсильон 1979 , с. 156
- ^ Air International , август 1986 г. , стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б Air International , август 1986 г. , с. 77
- ^ Франсильон 1979 , с. 164
- ^ Air International , август 1986 г. , стр. 77–78.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1970 , с. 158
- ^ Air International , август 1986 г. , с. 79
- ^ Янг 1984 , с. 23
- ^ Джоуэтт 2002 , стр. 20.
- ^ Франсильон 1970 , стр. 160–161
- ^ Пеллетье 1995 , стр. 21, 23.
- ^ Понедельник 1996 , с. 208
Библиография
[ редактировать ]- Франсильон, Рене Дж. (1970). Японская авиация Тихоокеанской войны . Putnam & Company Ltd. Лондон: ISBN 0370000331 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30251-6 . .
- Джоуэтт, Филип (2002). Японская армия 1931–1945, Том 2 . Ботли, Оксфордшир, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-354-3 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- «Mitsubishi Ki-21... Стойкий воин ВВС Императорской армии». Эйр Интернешнл . Том. 31, нет. 2. Август 1986 г., стр. 74–80, 100–101. ISSN 0306-5634 .
- Монди, Дэвид (1996). Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN 1-85152-966-7 .
- Пеллетье, Ален (август 1995 г.). «Японские самолеты с французскими медальонами». Le Fana de l’Aviation (на французском языке). № 309. с. 14–23.
- Янг, Эдвард М. (август – ноябрь 1984 г.). «Забытая воздушная война Франции». Любитель воздуха . № 25. ISSN 0143-5450 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид (редактор). Энциклопедия мировых самолетов . Книги Просперо, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- Франсильон, Рене Ж. Mitsubishi Ki-21 (Самолет в профиле № 172) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
- Ганстон, Билл. Иллюстрированный справочник боевых самолетов Второй мировой войны . ISBN 0-86101-390-5 .
- Лейк, Джон. Большая книга бомбардировщиков . Лондон: Зенит Пресс, 2002. ISBN 0-7603-1347-4 .
- Микеш, Роберт и Шорзо Эйб. Японские самолеты 1910–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1990. ISBN 1-55750-563-2 .
- Министерство обороны Японии. Сенси Сосё, Том 36: Рикугун Коку Сакусэн (означает армейские воздушные операции), Окинава и т. Д. Асагумо Симбунся, 1970 г.
- Сумиль, Жан-Клод (сентябрь 1999 г.). «Японские самолеты во французских цветах». Авионс (на французском языке) (78): 6–17. ISSN 1243-8650 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]