Митсубиси J8M
J8M | |
---|---|
![]() | |
Роль | Ракетный перехватчик |
Производитель | Авиационная компания Мицубиси |
Первый полет | 7 июля 1945 г. |
Основные пользователи | IJA Эйр Сервис ИДЖН Эйр Сервис |
Произведено | 1944–1945 |
Количество построенных | 7 [ 1 ] |
Разработано на основе | Messerschmitt Me 163 Komet |
Варианты | Йокосука MXY8 Йокосука MXY9 |
Mitsubishi J8M Shūsui ( яп . 三菱 J8M 秋水, буквально «Осенняя вода», используется как поэтический термин, означающий «Острый меч», происходящий от свистящего звука меча) — японский времен Второй мировой войны ракетным с самолет-перехватчик двигателем , созданный на основе немецкий Мессершмитт Ме 163 Комет . Построенный как совместный проект ВМФ и армейской авиации , он получил обозначение J8M (ВМФ) и Ki-200 (Армия).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]J8M1 задумывался как лицензионная копия Messerschmitt Me 163 Komet . Трудности с доставкой образца в Японию означали, что самолет в конечном итоге пришлось реконструировать на основе руководства по летной эксплуатации и другой ограниченной документации. Единственный прототип был испытан до конца Второй мировой войны.
Японцы знали о результатах стратегических бомбардировок Германии и знали, что B-29 Superfortress будет бомбить Японию, и о вытекающих из этого проблемах, которые возникнут в результате попыток борьбы с этим. Японские военные атташе узнали о « Комете» во время посещения Бад-Цвишенан аэродрома й Erprobungskommando 16- , оценочной эскадрильи Люфтваффе , которой было поручено проводить эксплуатационные испытания революционного ракетного перехватчика. Они договорились о правах на лицензионное производство самолета и его Walter HWK 509A ракетного двигателя . Одна только лицензия на двигатель обошлась японцам в 20 миллионов рейхсмарок (что эквивалентно 81 миллиону евро в 2021 году). [ 2 ]
Соглашение предусматривало, что Германия предоставит к весне 1944 года следующее:
- Полные чертежи Me 163B Komet и двигателя HWK 509A.
- Одна полная Комета ; два комплекта узлов и компонентов.
- Три комплектных двигателя HWK 509A.
- Информировать Японию о любых усовершенствованиях и разработках «Кометы » .
- Разрешите японцам изучить процессы изготовления и «Кометы» , и двигателя.
- Разрешить японцам изучить Люфтваффе правила эксплуатации «Кометы» .
Сломанный самолет и двигатель были отправлены в Кобе , Япония, в начале 1944 года. Вероятно, планер находился на японской подводной лодке RO-501 (бывшая U-1224 ), которая покинула Киль , Германия, 30 марта 1944 года и была уничтожена. потоплен в центре Атлантики 13 мая 1944 года группой охотников-убийц, базирующейся на эскортном авианосце USS Bogue . Чертежи и двигатели находились на японской подводной лодке I-29 , которая покинула Лорьян , Франция, 16 апреля 1944 года и прибыла в Сингапур 14 июля 1944 года, позже потоплена подводной лодкой USS Sawfish 26 июля 1944 года недалеко от Филиппин после выхода из Сингапура.
Японцы решили попытаться скопировать Me 163, используя базовое руководство по эксплуатации « Кометы», находившееся в руках члена военно-морской миссии командира Эйити Ивая, который отправился в Сингапур на I-29 и улетел в Японию, когда подводная лодка пришвартовалась.
С самого начала проект представлял собой совместное предприятие Воздушной службы Императорской армии Японии (JAAF) и Воздушной службы Императорского флота Японии (JNAF). JAAF хотело разработать новый дизайн. В JNAF, с другой стороны, считали, что конструкция должна имитировать немецкую «Комету», поскольку она уже зарекомендовала себя как устойчивый аэродинамический корпус. Именно JNAF выиграла и в июле 1944 года выдала спецификацию 19-shi на проект истребителя противоракетной обороны. Контракт был заключен с компанией Mitsubishi Jukogyo KK, которая будет производить как версию JNAF J8M1 Shūsui , так и версию Ki-200 JAAF.
Проект возглавил Миджиро Такахаши . Однако JAAF решила разработать собственную конструкцию, соответствующую спецификациям 19-ши работая в своем Rikugun Kokugijitsu Kenkyujo , тайно (Аэротехнический институт JAAF).
В 1-м военно-морском авиационном техническом арсенале в Йокосуке совместно с Mitsubishi и Yokosuka Arsenal начались работы по адаптации двигателя Walter HWK 509A к японским производственным возможностям и технологиям. Здесь также предпринимались попытки создать планерную версию J8M для предоставления данных об управляемости. Работая над планером MXY8 Akigusa (秋草, «Осенняя трава»), компания Mitsubishi в сентябре 1944 года завершила макет J8M1.
И JAAF, и JNAF одобрили его проект и конструкцию, и прототип был построен . В декабре 1944 года строительство MXY8 было завершено, и 8 декабря 1944 года на аэродроме Хякуригахара лейтенант-коммандер Тоёхико Инузука взял на себя управление MXY8. Поднявшись в воздух, Инузука обнаружил, что MXY8 почти идеально имитирует характеристики управляемости Кометы . Два дополнительных планера MXY8 были построены на военно-морской верфи в Йокосуке, один из них был доставлен в Rikugun Kokugijitsu Kenkyujo (Аэротехнический институт JAAF) в Тачикаве для оценки. ВВС ЮНАС приступили к строительству еще одного прототипа, получившего серийное обозначение Ку-13. Целью проекта было использование водяного балласта для имитации веса действующего J8M с двигателем и вооружением. Этот вариант должен был быть построен Авиационным институтом Маэда, а версия JAAF должна была быть построена Yokoi Koku KK (Yoki Aircraft Co). JNAF также предложил более совершенный тренажер, получивший обозначение MXY9 Shūka (秋火, «Осенний огонь»), который будет приводиться в движение двигателем мощностью 2 кН (450 фунтов). е ) тяговый вентиляторный двигатель Цу-11. Однако война закончилась прежде, чем эта модель была построена.
Mitsubishi и партнеры Nissan и Fuji приступили к разработке планера, а Yokosuka Arsenal адаптировал двигатель для японского производства, получивший обозначение Ro.2. Японцам удалось создать прототипы, внешне очень похожие на «Комету» . J8M1 имел сырую массу на 400 кг (880 фунтов) легче, самолет имел фанерный основной лонжерон и деревянное вертикальное оперение. Конструкторы также отказались от бронестекла в кабине , самолет нес меньше боекомплекта и немного меньше топлива.
Ki-200 и J8M1 отличались лишь незначительными деталями, но самым очевидным отличием было то, что Ki-200 ВВС Японии был вооружен двумя 30-мм (1,18 дюйма) пушками Type 5 (со скорострельностью 450 выстрелов в минуту и начальная скорость 920 м/с (3000 футов/с)), а J8M1 был вооружен двумя 30-мм (1,18 дюйма) пушками Ho-105 (скорострельность 400 выстрелов в минуту, начальная скорость 750 м/с (2500 футов) Хо-105 был легче из двух, и оба имели более высокую скорость, чем пушка МК 108 Ме 163 (начальная скорость которой составляла 520 м/с (1700 футов/с). Ракетный двигатель Toko Ro.2 (KR10) не имел такой же тяги, как оригинал, и компания Mitsubishi подсчитала, что меньший вес J8M1 не компенсирует это. Производительность не была бы такой хорошей, как у Кометы , но все же была значительной. [ 3 ]
В двигателе использовалось немецкое топливо: окислитель T-Stoff и топливо C-Stoff (перекись водорода/метанол-гидразин), известные в Японии как Ko и Otsu соответственно.
Всего было выпущено 60 учебных версий (Ку-13, Ки-13, MXY-8, MXY-9) компаниями Yokosuka , Yokoi и Maeda . Семь действующих версий (J8M1/Ki-200) были построены компанией Mitsubishi .
Операционная история
[ редактировать ]
8 января 1945 года один из двух прототипов J8M1 был отбуксирован в воздух, вместо топливного бака и ракетного двигателя был добавлен водяной балласт для проверки его аэродинамики . Испытательные полеты подтвердили проект. Курсы подготовки пилотов JAAF и JNAF начались на планере Ку-53 , который имел конфигурацию, аналогичную J8M1. Для эксплуатации первого J8M1 была выбрана 312-я авиагруппа ВМФ. Mitsubishi, Fuji Hikoki и Nissan Jidosha имели инструменты для массового производства уже на продвинутой стадии и были готовы производить как вариант J8M1, так и вариант J8M2, который отличался от J8M1 тем, что пожертвовал одной из пушек Type 5 ради небольшого увеличения топлива. емкость. Первый прототип J8M1, оснащенный Toko Ro.2 (KR10), был готов в июне 1945 года. Затем их перевезли с завода в Нагое в Йококу для окончательных проверок перед летными испытаниями с двигателем, после окончательных испытаний на планирование с установленным двигателем.
J8M поднялся в воздух в свой первый полет с двигателем 7 июля 1945 года. [ 4 ] за лейтенант-коммандер штурвалом Тоёхико Инузука; После своего «резкого старта» на ракетном взлете Инузука успешно сбросил тележку, поднявшись в воздух, и начал набирать скорость, поднимаясь в небо под углом 45 °. На высоте 400 м (1300 футов) двигатель резко остановился, и J8M1 заглох. Инузуке удалось вернуть самолет назад, но при попытке приземлиться он задел небольшое здание на краю аэродрома, в результате чего самолет загорелся. Инузука умер на следующий день. [ 5 ] Пока Mitsubishi и военно-морские техники пытались найти причину катастрофы, все будущие полеты были приостановлены. Отключение двигателя произошло потому, что угол набора высоты в сочетании с наполовину заполненными топливными баками во время этого первого полета вызвал смещение топлива, что, в свою очередь, вызвало срабатывание устройства автоматического отключения из-за воздушной пробки в топливе. линия . В просьбах о продолжении летных испытаний было отказано до модификации топливных насосов самолета. Шестой и седьмой прототипы должны были быть оснащены модифицированным двигателем Ro.2.
Полномасштабная готовность производства была почти близка, уже шло изготовление комплектующих. Летные испытания должны были возобновиться, несмотря на еще один взрыв топливной смеси во время наземных испытаний через несколько дней после крушения, в конце августа 1945 года, и проект J8M2 был завершен. Но 15 августа 1945 года война для японцев закончилась и все работы по J8M прекратились. ) JAAF Окончание войны также означало конец Ki-202 Shusui-Kai (Модифицированный Shusui , разработка которого началась в секрете за несколько месяцев до этого. Ki-202 должен был обладать большей продолжительностью полета по сравнению с Ki-200 и должен был стать приоритетным истребителем JAAF в 1946 году, но до капитуляции Японии никакой металл не разрезался.
Германия попыталась отправить еще одну «Комету» на U-864 , но субмарина была потоплена недалеко от Бергена британской подводной лодкой HMS Venturer в феврале 1945 года.
Как и многие другие типы японских истребителей, участвовавших в воздушных налетах на Японию, Ki-200 рассматривался для использования в таранных атаках на B-29. Предполагаемый профиль миссии заключался в том, чтобы сделать один или два огневых прохода, а затем, используя оставшуюся энергию, провести таран. Любое топливо, оставшееся на борту, скорее всего, взорвется, что повысит эффективность атаки, но также означает, что у пилота будет мало шансов на выживание. Тем не менее, затраты были сочтены оправданными, и были составлены планы по созданию «Хагакурэ-Тай» (специального ударного подразделения), аналогичного немецкой зондеркоманде Эльбы , когда война закончится.
Варианты
[ редактировать ]- К-200
- Вариант перехватчика для IJAAS, практически идентичный IJNAS J8M.
- J8M1
- J8M2 Сюсуй Модель 21(?)
- Версия дальнего действия для ВМФ, идентичная J8M1, но вооружение уменьшено до одной 30-мм (1,18 дюйма) пушки.
- J8M3 Сюсуй Модель 22 ( Рикугун Ки-202 Сюсуй-кай )
- Версия дальнего действия для армии и флота, с фюзеляжем и размахом крыла, удлиненными до 7,10 м (23 фута 3 дюйма) и 9,75 м (32 фута 0 дюймов) соответственно. Оснащен двигателем Tokuro-3 с усилием 19,6 кН (4410 фунтов силы), расчетная максимальная скорость 900 км/ч (560 миль в час).
- Йокосука MXY8 « Акигуса » (Ёкои Ку-13)
- Учебный планер с планером J8M для ВМФ и армии.
- Йокосука MXY9 " Сюка "
- Учебный вариант с планером J8M и термореактивным двигателем Цу-11 .
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]В ноябре 1945 года два самолета были доставлены из Йокосуки в США для оценки на борту военного корабля США « Барнс» . FE-300/T2-300 (идентификатор США) (японский идентификатор 403) сейчас выставлен в Музее самолетов славы в Чино, Калифорния .
Другой находился на авиабазе NAS Glenview в октябре 1946 года (личность неизвестна), но был списан.
В 1960-х годах в пещере в Японии был обнаружен почти целый (но сильно поврежденный) фюзеляж. Он экспонировался на базе сил воздушной самообороны Японии недалеко от Гифу до 1999 года, когда он был отреставрирован и завершен компанией Mitsubishi для демонстрации во внутреннем музее завода Комаки компании. [ 6 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Mitsubishi J8M1 Sushui, Музей самолетов славы, Чино, Калифорния
Сравнительные характеристики
[ редактировать ]Технические характеристики [ 7 ] | |||
J8M1 | J8M2 | К-200 | |
---|---|---|---|
Производитель: | Митсубиси Джукогё КК | ||
Тип: | Перехватчик | ||
Экипаж: | 1 | ||
Охватывать: | 9,50 м (31 фут) | 9,47 м (31 фут) | |
Длина: | 6,03 м (20 футов) | 5,88 м (19 футов) | |
Высота: | 2,68 м (9 футов) | 2,68 м (9 футов) | |
Площадь крыла: | 17,72 м 2 (191 кв. фут) | 17,69 м 2 (190 кв. футов) | |
Нагрузка на крыло: | 219,22 кг/м 2 (44,9 фунта/фута 2 ) | 219,70 кг/м 2 (45 фунтов/фут 2 ) | |
Пустой вес: | 1445 кг (3186 фунтов) | 1510 кг (3329 фунтов) | 1505 кг (3318 фунтов) |
Загружено: | 3000 кг (6614 фунтов) | 3650 кг (8047 фунтов) | |
Максимум: | 3870 кг (8532 фунта) | 3900 кг (8598 фунтов) | 3870 кг (8532 фунта) |
Полезная нагрузка: | 1545 кг (3406 фунтов) | 2140 кг (4718 фунтов) | |
Запас топлива: | T-Stoff = 1181 л (260 имп галлонов) C-Stoff = 522 л (115 имп галлонов) | ||
Вооружение | |||
Пистолет: | 2 30-мм автопушки Тип 5 | 1 30-мм автоматическая пушка Тип 5 | 2 30-мм автопушки Хо-155 или 2 20-мм автопушки Хо-5 |
Емкость: | 53 патрона на ствол | ||
Производительность | |||
Силовая установка: | Току-Ро.2 (КР10), Один двухкомпонентный ракетный двигатель развивающий тягу 1500 кг (3307 фунтов). | ||
Жидкостное топливо: | T-Stoff = 80% перекись водорода + 20% вода с оксихинолином и пирофосфатами. C-Stoff = 30% гидразингидрат + 70% метанол , вода и цианокупрата катализатор калия. | ||
Максимальная скорость: | 900 км/ч (559 миль в час) на высоте 10 000 м (32 808 футов) | ||
Крейсерская скорость: | 699 км/ч (434 миль/ч) | 351 км/ч (218 миль/ч) | |
Скорость посадки: | 150 км/ч (93 миль/ч) | ||
Диапазон: | 3 минуты 06 секунд полета с двигателем |
2 минуты 30 секунд полета с двигателем | |
Максимальный диапазон: | 5 мин 30 секунд полета с двигателем |
7 мин полета с двигателем | |
Взбираться: | 2000 м (6562 фута) через 40 секунд 4000 м (13 123 футов) через 2 минуты 08 секунд 8000 м (26 247 футов) через 3 минуты 08 секунд 10 000 м (32 808 футов) через 3 минуты 50 секунд |
10 000 м (32 808 футов) через 3 минуты 40 секунд | |
Скорость набора высоты: | 43,47 м/с (8557 футов/мин) | 45,45 м/с (8947 футов/мин) | |
Потолок: | 12000 м (39370 футов) |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Батлер, Фил. Военные призы: иллюстрированный обзор немецких, итальянских и японских самолетов, доставленных в страны-союзники во время и после Второй мировой войны . Лестершир, Великобритания: Мидленд, 1994. ISBN 0-904597-86-5 .
- Дайер, Эдвард М. III. Японские секретные проекты: экспериментальные самолеты IJA и IJN 1939-1945 гг. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2009. ISBN 978-1-85780-317-4 .
- Этелл, Джеффри Л. Комет: Мессершмитт 163 . Лондон: Ян Аллан, 1978. ISBN 0-7110-0827-2 . (В этой книге показано, как U-852 или U-68 используются для перевозки Me 163.)
- Франсильон, доктор философии, Рене Дж. Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Putnam & Company, 1970 (2-е издание, 1979 г.). ISBN 0-370-30251-6 .
- Грин, Уильям (1971). Ракетный истребитель (Иллюстрированная история Второй мировой войны Баллантайна, Книга по оружию № 20) . Нью-Йорк: Ballantine Books, Inc. ISBN 0-345-02163-0 . .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Истребители, Том третий . Лондон: Макдональд, 1961. ISBN 0-356-01447-9 .
- Ямасита, Такео (редактор) и реактивные самолеты и ракетные самолеты японской армии и флота . Токио: Model Art Co., 1998.
- Ямадзаки, Акио (январь – февраль 2005 г.). «Хвост тигра: японский перехватчик «Сюши»» Любитель воздуха . Когда. 115. стр. 115-1. 36–41. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]