Боинг П-12
Р-12/F4B | |
---|---|
Боинг P-12E в Национальном музее ВВС США, в опознавательных знаках 6-й эскадрильи преследования, 18-й полк, Уиллер-Филд, Гавайи. | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Авиационная компания Боинг |
Первый полет | 25 июня 1928 г. |
Введение | 1930 |
Ушедший на пенсию | 1949 ( ВВС Бразилии ) [1] |
Основные пользователи | Воздушный корпус армии США ВМС США Авиационный корпус филиппинской армии Королевские ВВС Таиланда |
Произведено | 1929–1932 |
Количество построенных | 586 [2]
|
Boeing P-12 или Boeing F4B был американским самолетом-преследователем , который эксплуатировался Воздушным корпусом армии США , Корпусом морской пехоты США и ВМС США . Это был главный истребитель на вооружении Америки в начале 1930-х годов, но он также использовался и на международном уровне. К концу 1930-х годов на передовой его заменили более новыми моделями, но до начала 1940-х годов он все еще использовался для тренировок. Было разработано множество вариантов самолета. В 21 веке несколько сохранившихся авиационных корпусов выставлены в музеях.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработанный как частное предприятие для замены Boeing F2B и F3B ВМС США , Boeing Model 99 впервые поднялся в воздух 25 июня 1928 года. Новый самолет был меньше, легче и маневреннее, чем те, которые он заменил, но все еще использовал Wasp двигатель . из F3B . Это привело к увеличению максимальной скорости и улучшению общей производительности. По результатам оценки ВМФ было заказано 27 самолетов F4B-1 ; более поздняя оценка, проведенная Воздушным корпусом армии США, привела к получению заказа с обозначением P-12 . В период с 1929 по 1932 год компания Boeing поставила USAAC 366 самолетов P-12. Всего было произведено 586 самолетов всех вариантов.
F4B-1 (Боинг Модель 99)
F4B-1 был построен с использованием типичных для того времени технологий строительства со сварным ферменным фюзеляжем с шпангоутами и лонжеронами для определения аэродинамической формы. Крылья были деревянными. [3] и покрыт тканью. Элероны были коническими, с гофрированной алюминиевой обшивкой. Девятицилиндровый радиальный двигатель Pratt & Whitney R-1340 не имел капота и имел выступающие охлаждающие обтекатели позади каждого цилиндра, которые позже были сняты при эксплуатации.
F4B-2 (Боинг Модель 223)
F4B-2 был похож на F4B-1, но имел кольцевой кожух Тауненда вокруг двигателя. В этой модели не было выдающихся обтекателей охлаждения за каждым цилиндром. Между опорными колесами была установлена распорка, а хвостовое полозье было заменено поворотным хвостовым колесом. Наконец, конические элероны были заменены элеронами Frize с постоянной хордой . Всего было построено 46 серийных F4B-2. Номера бюро включали от A-6813 до A8639 и от A-8791 до A-8809. Некоторые F4B-2 получили вертикальные киль и рули направления в стиле F4B-4 для устранения плохой курсовой устойчивости.
F4B-3 (Боинг Модель 235)
F4B-3 представлял собой существенное отличие в конструкции от более ранних версий F4B. В то время как F4B-1 и F4B-2 имели фюзеляж, построенный из сварной фермы из стальных труб, в F4B-3 использовалась комбинация сварной фермы и полумонококовой конструкции. От моторамы в кормовой части до задней части отсека топливного бака конструкция представляла собой сварную стальную ферму, а фюзеляж в кормовой части отсека топливного бака был изготовлен из напряженной обшивки из алюминиевого сплава полумонокок. Крылья были построены в основном из дерева и покрыты тканью. F4B-3 оснащался однорядным девятицилиндровым двигателем Pratt & Whitney R-1340-D мощностью 500 л.с. Он имел внутренний нагнетатель и вращал двухлопастной винт Hamilton Standard длиной 9 футов. Первоначальная конфигурация F4B-3 имела обтекатель подголовника, аналогичный P-12E, но большинство из них были оснащены обтекателем подголовника, способным вместить спасательный плот. Эта более поздняя конструкция обтекателя подголовника была перенесена на F4B-4.
F4B-4 (Боинг Модель 235)
F4B-4 был почти идентичен F4B-3, но имел более крупный вертикальный киль для решения проблем курсовой устойчивости, которые преследовали F4B с момента его создания. Конструкция была настолько похожа на F4B-3, что оба самолета имели одинаковый номер модели Boeing (235). Первые девять самолетов (А-8912-8920) имели ту же схему впуска карбюратора, что и F4B-3, но все последующие самолеты (А-8009-А-9053, 9226-9263 и 9719) имели одинарный овальный воздухозаборник карбюратора на только левый борт.
Ф4Б-5
Подробная спецификация была написана для F4B-5 как второстепенной разработки F4B-4, но не была продолжена.
Операционная история
[ редактировать ]Воздушный корпус армии США
На P-12 летали 17-я группа преследования (34-я, 73-я и 95-я эскадрильи преследования) в Марч-Филд , Калифорния , и 20-я группа преследования (55-я, 77-я и 79-я эскадрильи преследования) в Барксдейл-Филд , Луизиана . Старые P-12 использовались группами за рубежом: 4-й составной группой (3-я эскадрилья преследования) на Филиппинах , 16-й группой преследования (24-я, 29-я, 74-я и 79-я эскадрильи преследования) в зоне канала и 18-й группой преследования ( 6-я и 19-я эскадрильи преследования) на Гавайях .
P-12 оставался на вооружении групп преследования первой линии, пока в 1934–1935 годах его не заменили Boeing P-26 . Выжившим было поручено обучение до 1941 года, когда большинство из них были задержаны и направлены в школы механиков. 23 P-12C, P-12D и P-12E были переданы ВМФ для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов. Номера бюро были с 2489 по 2511. Эти самолеты были переименованы в F4B-4A.
Корпус морской пехоты США
На F4B летали две эскадрильи морской пехоты. VF-10M летал на F4B-4 с февраля по июль 1933 года. В июне 1933 года задача эскадрильи изменилась с боевой на бомбардировочную и была переименована в VB-4M. По указанию майора Роя С. Гигера, командующего авиацией корпуса морской пехоты, все имеющиеся в наличии VF-10M F4B-4 должны быть переведены на VF-9M в Квантико. К сентябрю 1933 года ВБ-4М были перевооружены на 16 F4B-3.
VF-9M, базировавшийся в Браун-Филд, Квантико, летал на F4B-4, начиная переход в сентябре 1932 года. В июне 1933 года VF-9M получил все F4B-4, переданные с VF-10M. VF-9M летали на F4B-4 до 1938 года, когда их заменили Grumman F3F-2.
Единственный F4B-3 (BuNo) 8911 был приписан к штаб-квартире Корпуса морской пехоты США и был личным самолетом полковника Росса «Расти» Роуэлла, директора авиации корпуса морской пехоты.
История производства
[ редактировать ]Ниже показаны производственные циклы: обозначения P-12 для армейских самолетов и обозначения F4B для военно-морских сил.Остальные самолеты — гражданские или экспортные.
Количество построенных | Модель | Двигатель | Модификации |
---|---|---|---|
9 | П-12 | Р-1340-7 | |
90 | П-12Б | Р-1340-9 | Капот NACA, более короткое шасси, колеса большего размера. |
96 | Р-12С | кольцевой капот, траверсное шасси | |
35 | П-12Д | Р-1340-17 | |
110 | Р-12Э | металлический фюзеляж полумонокок, измененная конструкция вертикального оперения, некоторые с хвостовыми колесами вместо полозьев | |
25 | П-12Ф | Р-1340-19 | |
27 | F4B-1 | шасси с разъемной осью, подфюзеляжная бомбодержатель | |
46 | Ф4Б-2 | шасси с траверсой, фризовые элероны, замена полозьев хвостового колеса | |
21 | Ф4Б-3 | Боинг Модель 235, металлический фюзеляж полумонокок. | |
92 | Ф4Б-4 | Р-1340-16 | изменена конструкция вертикального оперения, подкрыльевые стойки (две 116-фунтовые бомбы), последние 45 имели обр. подголовник со спасательным плотом |
5 | 100/100А | (гражданская версия F4B-1) | |
14 | 256 | (F4B-4, экспорт в Бразилию) | |
9 | 267 | (фюзеляж F4B-3/крылья P-12E, экспорт в Бразилию) |
Варианты
[ редактировать ]- П-12
- Модель 102, ВВС США с двигателем R-1340-7 мощностью 450 л.с., построено девять штук. версия F4B-1 для
- ХР-12А
- Модель 101, 10-й постройки P-12 с капотом NACA, двигателем R-1340-9 мощностью 525 л.с. и более короткой ходовой частью, построен один.
- П-12Б
- Модель 102B, как P-12, с более крупными главными колесами и усовершенствованиями, испытанными на XP-12A, построено 90 экземпляров.
- Р-12С
- Модель 222, как P-12B с кольцевым капотом и траверсой, построено 96 экземпляров.
- П-12Д
- Модель 227, как P-12C с двигателем Р-1340-17 мощностью 525 л.с., построено 35 штук.
- Р-12Э
- Модель 234, как и P-12D, с полумонококовым металлическим фюзеляжем, с измененной конструкцией вертикального оперения, некоторые позже были оснащены хвостовыми колесами вместо полозьев, построено 110 самолетов.
- П-12Ф
- Модель 251, как Р-12Е с двигателем Р-1340-19 мощностью 600 л.с., построено 25 штук.
- ХР-12Г
- Р-12Б модифицирован двигателем Р-1340-15 с боковым нагнетателем, один переоборудован.
- ХР-12Н
- P-12D модифицирован экспериментальным двигателем GISR-1340E, один переоборудован.
- P-12J
- Р-12Э модифицирован двигателем Р-1340-23 мощностью 575 л.с. и специальным бомбовым прицелом, одна модификация.
- ЯП-12К
- P-12E и P-12J с модернизированным двигателем SR-1340E с впрыском топлива, семь временных модификаций.
- ХР-12Л
- ЯП-12К временно оснащен нагнетателем Ф-2, один переоборудован.
- А-5
- обозначение предлагаемого использования П-12 в качестве радиоуправляемого дрона-мишени (отменено)
- XF4B-1
- Обозначение присвоено двум прототипам для оценки ВМФ : бывшей модели 83 и бывшей модели 89. [4]
- F4B-1
- Boeing Model 99 для ВМС США , шасси с разъемной осью и подфюзеляжная бомбодержатель, построено 27 экземпляров. [5]
- F4B-1A
- Один F4B-1 (BuNo A-8133) переоборудован в невооруженный представительский транспорт для помощника министра ВМФ, топливный бак перенесен в верхнюю центроплан крыла. [6]
- Ф4Б-2
- Модель Boeing 223, шасси с траверсой, фризовые элероны, замена хвостового колеса на полозья, построено 46 экземпляров. [7]
- Ф4Б-3
- Модель Boeing 235, как F4B-2, но с полумонококовым металлическим фюзеляжем и измененным оборудованием, построен 21 самолет. [8]
- Ф4Б-4
- Модель Boeing 235, как F4B-3, но с измененной конструкцией вертикального оперения, двигателем R-1340-16 мощностью 550 л.с. , подкрыльевыми стойками для двух 116-фунтовых бомб, последние 45 построенных самолетов имели увеличенный подголовник со спасательным плотом, построено 92 и одна построена из запчасти. [9]
- F4B-4A
- 23 различных самолета P-12 переданы из USAAC для использования в качестве учебно-тренировочных. Позже модифицирован в рамках проекта FOX для использования в качестве радиоуправляемого самолета-мишени. [10]
- Модель 83
- Один прототип с траверсой шасси и двигателем Pratt & Whitney R-1340-8 мощностью 425 л.с. , позже получившим обозначение XF4B-1 для ВМФ . оценки
- Модель 89
- Один прототип с ходовой частью с разъемной осью и возможностью установки 500-фунтовой бомбы на подфюзеляжной стойке, позже получивший обозначение XF4B-1 для оценки ВМФ .
- Модель 100
- Гражданская версия F4B-1 с верхнекрыльевым баком, построено четыре штуки. [11]
- Модель 100А
- Двухместный гражданский вариант для Говарда Хьюза , позже преобразованный в одноместный, построен один. [12]
- Модель 100Д
- Одна модель 100 временно использовалась в качестве демонстратора P-12. [13]
- Модель 100Е
- Экспортный вариант P-12E для сиамских ВВС, построено два, один позже передан ВМС Японии под обозначением AXB . [14]
- Модель 100F
- Один гражданский вариант P-12F продан компании Pratt & Whitney в качестве испытательного стенда двигателя. [15]
- Модель 218
- Прототип варианта P-12E/F4B-3, после оценки продан ВВС Китая. [16]
- Модель 256
- Экспортная версия F4B-4 для ВМС Бразилии , построено 14 штук. [17]
- Модель 267
- Экспортная версия для Бразилии с фюзеляжем F4B-3 и крылом P-12E, построено девять. [18]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Таиланда эксплуатировали вариант Boeing 100E.
Самолет на выставке
[ редактировать ]- 31-559 — P-12E на выставке в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . [19]
- 32-017 — P-12E на выставке в Музее авиации «Самолеты славы» в Чино, Калифорния . Этот планер окрашен как F4B-3. [20] [21]
- 32-092 — P-12F на выставке в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . Этот планер восстановлен в виде F4B-4 и окрашен в маркировку боевой эскадрильи 6B «Кот Феликс». [22] [23]
- 9241 - F4B-4 выставлен в галерее «Море-воздух» Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия (в настоящее время находится на хранении в связи с продолжающимися ремонтными работами в музее). [24]
- 1143 — Модель 100 на выставке в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [25]
- 1488 г. — Модель 100E выставлена в Музее Королевских ВВС Таиланда в Бангкоке . [26]
- Реплика. Точная копия P-12F в масштабе 3/4 выставлена в Музее авиации Теннесси в Севьервилле, штат Теннесси . [27]
- Реплика. Точная копия F4B-4 в масштабе 3/4 выставлена в вестибюле международного аэропорта Гонолулу . Первоначально построен и выставлен в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего . [28]
Технические характеристики (П-12Э)
[ редактировать ]Данные из [29]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 20 футов 4 дюйма (6,20 м)
- Размах крыльев: 30 футов (9,1 м)
- Высота: 9 футов (2,7 м)
- Профиль : Боинг 106. [30]
- Полная масса: 2690 фунтов (1220 кг)
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-1340-17 Wasp 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 500 л.с. (370 кВт).
- Гребные винты: 2-лопастной металлический винт регулируемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 189 миль в час (304 км/ч, 164 узла)
- Крейсерская скорость: 160 миль в час (260 км/ч, 140 узлов)
- Диапазон: 570 миль (920 км, 500 миль)
- Практический потолок: 26 300 футов (8 000 м) [31]
Вооружение
- Орудия: калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) 2 пулемета Браунинга с боезапасом 600 патронов на ствол или 1 пулемет калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) с боезапасом 600 патронов и 1 пулемет калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) с боезапасом 200 патронов. [32]
- Бомбы: 244 фунта (111 кг) бомб, переносимых снаружи.
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Исторические списки: Бразилия, (BRZ). Архивировано 18 октября 2012 г. в Wayback Machine .»] Мировые ВВС. Проверено: 19 мая 2011 г.
- ^ "F4B." VF31.com. Проверено: 10 июня 2011 г.
- ^ «Боинг F4B-4» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Бауэрс 1989, с. 166.
- ^ Бауэрс 1989, с. 168.
- ^ Бауэрс 1989, с. 170.
- ^ Бауэрс 1989, с. 181.
- ^ Бауэрс 1989, стр. 187–188.
- ^ Бауэрс 1989, стр. 188–189.
- ^ Бауэрс 1989, стр. 189–190.
- ^ Бауэрс 1989, стр. 171–172.
- ^ Бауэрс 1989, стр. 173–174.
- ^ Бауэрс 1989, с. 175.
- ^ Бауэрс 1989, стр. 175–176.
- ^ Бауэрс 1989, с. 176.
- ^ Бауэрс, 1989. стр. 179–180.
- ^ Бауэрс 1989, стр. 192–193.
- ^ Бауэрс 1989, с. 193.
- ^ «Боинг Р-12Е» . Национальный музей ВВС США . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Летающие и статические самолеты» . Самолеты славы Музей авиации . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Boeing P-12E, серийный номер 32-0017 USAAF, серийный номер 1512, серийный номер N3360G» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Ф4Б-4» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации. Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Boeing P-12F, серийный номер 32-92 USAAC, серийный номер 1782, серийный номер N7037U» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Боинг F4B-4» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . 23 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 г. Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Боинг 100/Р-12/F4B» . Музей авиации . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Boeing F4B, c/n 1488» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Самолет-музей» . Музей авиации Теннесси . Музей авиации Теннесси. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ «Исторические экспозиции» . Международный аэропорт Гонолулу . Штат Гавайи . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Бауэрс, Питер М. (1 июня 1989 г.). Самолеты Боинг с 1916 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 171–193. ISBN 978-0870210372 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Ангелуччи 1983, с. 120.
- ^ Бауэрс, Питер М. Боинг P-12E . Лондон и Уотфорд: Профильные публикации. п. 4.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо. Энциклопедия военных самолетов Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг . Сан-Диего, Калифорния: Военная пресса, 1983. ISBN 0-517-41021-4 .
- Баугер, Джо. «Боинг Р-12». Американские военные самолеты, 6 июня 1998 г. Дата обращения: 10 июня 2011 г.
- Бауэрс, Питер М. Самолеты Boeing с 1916 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1989. ISBN 0-85177-804-6 .
- Бауэрс, Питер М. Боинг P-12E . Номер 2, Профильные публикации
- Уоллик, Лью. «Боинг 100: замечательный летный антиквариат». Авиационный энтузиаст , № 9, февраль – май 1979 г., стр. 1–9. ISSN 0143-5450 .