Боинг Скайфокс
Скайфокс | |
---|---|
![]() | |
Замаскированный прототип Skyfox в полете | |
Роль | Реактивный тренер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Skyfox Corporation, позже Boeing |
Первый полет | 23 августа 1983 г. |
Ушедший на пенсию | 1997 |
Произведено | 1982 |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Локхид Т-33 |
Boeing Skyfox — американский двухмоторный реактивный учебно-тренировочный самолет, являющийся глубоко модернизированной разработкой Lockheed T-33 . Он был разработан в качестве основного учебно-тренировочного самолета, чтобы конкурировать с Cessna T-37 и заменить его . [1] Помимо своей основной роли учебно-тренировочного самолета, предполагалось, что самолет будет выполнять и другие функции, в том числе штурмовик . Программа была начата корпорацией Skyfox в 1983 году и была приобретена Boeing в 1986 году. [2]
Программа включала замену Allison J33-A-35 ТРД на два Garrett TFE731-3A ТРДД . Также была проведена обширная модернизация планера. Был построен только один прототип самолета, позже программа была отменена из-за отсутствия заказчиков.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Было построено более 6500 учебно-тренировочных самолетов Lockheed T-33, что сделало эту программу одной из самых успешных программ учебно-тренировочных самолетов в истории. [3] [4] Однако технологии обошли «T-Bird» стороной, и к 1980-м годам стало ясно, что мировым ВВС нужен более современный учебно-тренировочный самолет . «Скайфокс» был задуман и разработан Расселом О'Куинном. Разработкой модификации руководил конструктор Т-33 Ирвин Калвер и ряд других бывших сотрудников Lockheed , основавших в 1982 году компанию Flight Concepts Incorporated с целью модернизации конструкции Т-33. Позже название компании было изменено на Skyfox Corporation. [2]
Ожидалось, что сильно модифицированный и модернизированный самолет будет стоить примерно половину стоимости нового аналогичного учебно-тренировочного самолета, такого как BAE Hawk и Dassault/Dornier Alpha Jet . После завершения проектных работ Skyfox приобрела 80 лишних Т-33.
Skyfox продавался либо как полностью переоборудованный самолет Boeing, либо как комплект для переоборудования, при этом заказчик предоставил планер Т-33. В результате конверсии было использовано около 70% существующего планера Т-33, но вместо существующего внутреннего одиночного двигателя Allison J33 турбореактивного двумя двигателями Garrett TFE731-3A, турбовентиляторными установленными снаружи. Вместе два двигателя TFE731 весили на 17% меньше, чем один оригинальный двигатель, обеспечивая при этом на 60% большую тягу при меньшем расходе топлива на 45%. [ нужна ссылка ]
Замена двигателя обеспечила большой внутренний объем для хранения топлива, устранив необходимость в баках на законцовках крыла Т-33, но крепления на законцовках были сохранены для размещения дополнительных вспомогательных топливных баков, если это необходимо.
Другие модификации включали удлинение передней кромки крыла, замену законцовочных баков на винглеты, новый фонарь с цельным лобовым стеклом, измененную геометрию носовой части для улучшения обзора из кабины и доступа к боковым воздухозаборникам Т-33, новое хвостовое оперение. поверхности со среднерасположенным хвостовым оперением (хотя оригинальные крылья были сохранены) и новой авионикой.
Варианты конвертации
[ редактировать ]


Skyfox был спроектирован так, чтобы производиться полностью из комплектов компонентов. Переоборудование включало разборку, проверку и при необходимости ремонт планера Т-33; установка комплектов; и переборка планера в конфигурации Skyfox.
Вариантов переоборудования было два: купить Skyfox в сборе у Boeing или приобрести комплект для переоборудования у Boeing и выполнить переоборудование в самой стране.
В стандартный комплект переоборудования входили:
- Два ТРДД Garrett TFE731-3A, гондолы и система обеспечения двигательной установки.
- Носовая и хвостовая части.
- Одноточечная заправка.
- Комплект аэродинамической доработки.
- Комплект доработки конструкции.
- Управление носовым колесом.
- Противоскользящие электрические тормоза.
- Цельное лобовое стекло.
- Комплект гидравлических компонентов.
- Система управления и распределения генератора.
- Дроссельные квадранты и система управления.
- Система пожаротушения.
- Пульты управления кабиной.
В дополнение к стандартному комплекту для переоборудования, описанному выше, компания Boeing также предложила ряд опций, которые могли бы еще больше улучшить общие возможности Skyfox:
- Модернизация авионики.
- Базовая переустановка самолета.
- Пакеты учебных миссий по тактической, разведывательной и радиоэлектронной борьбе.
- Катапультные сиденья с нулевой нулевой посадкой.
Затраты на эксплуатацию и поддержку
[ редактировать ]Затраты на эксплуатацию и поддержку Skyfox были меньше, чем у Т-33, и могли конкурировать с затратами на Hawk и Alpha Jet. Структурные улучшения, модернизация авионики, замена электропроводки, модернизация планера и систем, а также модификации силовой установки привели к снижению затрат, сокращению времени технического обслуживания и низкому потреблению запасных частей.
Два ТРДД TFE731-3A, которые вместе приводили в движение Skyfox, весили на 17 процентов меньше, чем один турбореактивный двигатель J33-A-35 Т-33, при этом производя на 60 процентов большую тягу и потребляя на 45 процентов меньше топлива. ТРДД ТФЭ731-3А имел десятикратное увеличение межремонтного периода (ТБВ) по сравнению с ТРДД J33-А-35. Результатом стали значительно улучшенные маневренность, дальность полета, выносливость и полезная нагрузка, а также повышенная безопасность на воде и на опасной местности благодаря конфигурации с двумя силовыми установками.
Потенциальные клиенты
[ редактировать ]Португалия
[ редактировать ]Для замены Т-33А Португалия в середине 1980-х годов подписала с корпорацией Skyfox письмо о намерениях на поставку 20 комплектов для переоборудования. Força Aérea Portuguesa (FAP) предложила, чтобы Oficinas Gerais de Material Aeronautico (OGMA) в Альверке провела переоборудование, но от других стран было получено недостаточно заказов, чтобы мотивировать Boeing продолжить проект. [5]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]ВВС США заинтересовались Skyfox. [ нужна ссылка ] Первоначально планировалось продемонстрировать Skyfox на выставке Farnborough International в 1986 году, но тогда самолет проходил испытания в ВВС США. В конце концов, ВВС США не приобрели Skyfox.
Операционная история
[ редактировать ]Первым переоборудованным Skyfox был бывший канадский вооруженный самолет Canadair CT-133 Silver Star (вариант Т-33, построенный по канадской лицензии), который раньше был Silver Star 3AT (тренажёр вооружения). Этот конкретный самолет, выпущенный в 1958 году, имел строительный номер Т.33–160 и серийный номер RCAF 21160. [6] 10 ноября 1970 года с него сняли обвинения, а в 1973 году он был продан через Crown Assets Disposal Corporation компании Leroy Penhall/Fighter Imports. Затем в 1975 году он был продан компании Murray McCormick Aerial Surveys. Следующим его владельцем стала компания Consolidated Leasing в 1977 году. [6]
Skyfox был продан компании Skyfox Corporation под гражданским регистрационным номером США N221SF 14 января 1983 года и в августе того же года отправился на летные испытания. [7] После преобразования в конфигурацию Skyfox он совершил свой первый полет в качестве прототипа Skyfox 23 августа 1983 года, почти через 35,5 лет после первого полета Т-33. Пилот-гонщик и летчик-испытатель Скип Холм провел первоначальные летные испытания в аэропорту Мохаве , Калифорния. Прототип Skyfox был полностью белым, с черными чит-линиями и очень бледно-голубой окантовкой.
Корпорации Skyfox не удалось найти покупателей на самолет, несмотря на его цену и возможности. Однако в 1986 году компания Boeing Military Aircraft увидела потенциал и приобрела права на маркетинг и производство. Несмотря на то, что Португалия подписала письмо о намерениях на поставку 20 комплектов для переоборудования, ни одна другая страна не подписала его, и столкнувшись с нехваткой клиентов, Boeing отменил проект. Прототип самолета остается единственным построенным Skyfox.
Более двух десятилетий прототип стоял на линии полета в международном аэропорту Роуг-Вэлли-Медфорд в Медфорде, штат Орегон , без двигателей и капотов. В 2021 году самолет был приобретен и восстановлен до статического состояния, а с 2024 года выставлен в Музее авиации Палм-Спрингс в Палм-Спрингс, Калифорния . [8]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1986–87 гг. [9]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 46 футов 0 дюймов (14,02 м)
- Размах крыльев: 38 футов 10 дюймов (11,84 м)
- Высота: 12 футов 4 дюйма (3,76 м)
- Площадь крыла: 239,2 кв. футов (22,22 м ). 2 )
- Профиль : 6,68:1
- Пустой вес: 10 284 фунта (4665 кг)
- Полный вес: 16 235 фунтов (7 364 кг) (чистый)
- Максимальный взлетный вес: 20 000 фунтов (9 072 кг)
- Запас топлива: 779 галлонов США (649 имп галлонов; 2950 л) внутренний
- Силовая установка: 2 Garrett TFE731-3A с турбовентиляторных двигателя тягой 3700 фунтов силы (16 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 505 узлов (581 миль в час, 935 км/ч) на оптимальной высоте.
- Диапазон: 1960 миль (2260 миль, 3630 км) (внутреннее топливо)
- Перегоночная дальность: 2947 морских миль (3391 миль, 5458 км)
- Практический потолок: 50 000 футов (15 000 м)
- пределы g: +7,33, -3,5
- Скорость набора высоты: 7500 футов/мин (38 м/с).
Вооружение
- Внешние магазины на 6000 фунтов (2700 кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Локхид Т-33 Падающая звезда
- Canadair CT-133 Серебряная Звезда
- Локхид F-94 Старфайр
- Локхид P-80 Падающая звезда
- Локхид Т2В СиСтар
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ "Скайфокс". Архивировано 11 августа 2011 года на сайте Wayback Machine tv-series.com. Проверено: 15 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Американские самолеты: Ск – Сп». Аэрофилы. Проверено: 15 июля 2011 г.
- ^ Баугер, Джо. «Локхид ТП-80С/ТФ-80С/Т-33А». Истребители ВВС США, 16 июля 1999 г. Дата обращения: 15 июля 2011 г.
- ^ "Lockheed T-33 'Падающая звезда'". Аллея Боевых Птиц. Проверено: 15 июля 2011 г.
- ^ Уэртас 1996, с. 152.
- ^ Jump up to: а б «CT-33/RCAF21160». Реестр боевых птиц. Проверено: 15 июля 2011 г.
- ^ "N221SF." Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine FAA. Дата обращения: 15 июля 2011 года.
- ^ Чапис, Стивен (27 мая 2024 г.). «Музей авиации Палм-Спрингс завершает реставрацию Boeing Skyfox» . Старинные новости авиации . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Тейлор 1986, с. 381.
- Библиография
- Air Classics , том 19, номер 11, ноябрь 1983 г.
- Неделя авиации и космических технологий , 23 мая 1983 г.
- Неделя авиации и космических технологий , 29 августа 1983 г., с. 23.
- Неделя авиации и космических технологий , 26 сентября 1983 г.
- Неделя авиации и космических технологий , 5 марта 1984 г., стр. 39–46.
- «Боинг Скайфокс: национальная оборона». Компания Boeing Military Airplane, 1987 год.
- «Boeing Skyfox: тактическая модернизация по низкой цене». Компания Boeing Military Airplane, 1987 год.
- Дональд. Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации. Лондон: Aerospace Publishing Limited, Великобритания, 1996. ISBN 978-0-7607-2208-4 .
- Flight International , 13 декабря 1986 г., стр. 32–34.
- Франсильон, Рене Дж. Самолеты Lockheed с 1913 года. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1988. ISBN 978-0-87021-897-2 .
- Франсильон, Рене Дж. «Т-птица в пятьдесят». Ежемесячник ВВС, номер 124, июль 1998 г. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing Limited.
- Уэртас, Сальвадор Мафе. «Португалия: Анализ авиации». World Air Power Journal , том 24, весна 1996 г., стр. 148–157. Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-874023-66-2 .
- Ламберт, М., изд. Jane's All the World's Aircraft 1990–91 (восемьдесят первое издание). Суррей, Великобритания: Jane's Information Group Limited, 1990.
- Меппель, Тен Бринк и Б.В., Меппель. «Skyfox – Современный трейнер за небольшой бюджет». Авиация (Нидерланды), 3-й том, номер 11, ноябрь 1986 г., стр. 308.
- Рэнкин-Лоу, Джефф, Эндрю Клайн и Дж. Скотт Клементс. Самолеты канадских вооруженных сил «Контрольный список существующих самолетов и утилизируемых». Торонто: Sirius Productions, второе издание, 1998. ISBN 1-896103-00-6 .
- «Скайфокс». Компания Boeing Military Airplane , октябрь 1987 г.
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1989. ISBN 978-0-87474-880-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. , Jane's All the World's Aircraft, 1986–87 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1986. ISBN 0-7106-0835-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]