Каман К-МАКС
К-1200 К-МАКС | |
---|---|
Каман К-1200 от Rotex Aviation | |
Роль | Вертолет средней грузоподъемности |
Производитель | Каман Эйркрафт |
Первый полет | 23 декабря 1991 г. |
Статус | Производство прекращено, в эксплуатации |
Произведено | 1991–2003, 2015–2023 |
Kaman K-MAX (фирменное обозначение K-1200 ) — вертолёт с взаимозацепляющимися несущими винтами (синхроптер), разработанный и выпускаемый американским производителем Kaman Aircraft .
Разработанный в 1980-х и 1990-х годах, K-MAX основан на работах немецкого авиационного инженера Антона Флеттнера . Совершив свой первый полет 23 декабря 1991 года, он был специально разработан для оптимального выполнения внешних грузовых операций и способен поднимать полезную нагрузку, превышающую 6000 фунтов (2700 кг), что превышает вес пустого вертолета и почти в два раза больше. как и конкурирующий Bell 205, несмотря на то, что у него аналогичный двигатель. Будучи синхроптером, он имеет больший КПД по сравнению с традиционной роторной технологией. Помимо транспортировки внешних грузов по воздуху специализированные конфигурации для тушения пожаров и эвакуации раненых , разработаны с воздуха. Он производился как для военных, так и для гражданских операторов.
Кейман стремился превратить K-MAX в беспилотный летательный аппарат с дополнительным дистанционным управлением . В начале 2010-х годов пара беспилотных K-Max прошла расширенную боевую проверку в качестве грузового БПЛА, для чего они были развернуты для оказания логистической поддержки сухопутным силам Корпуса морской пехоты США (USMC) во время войны в Афганистане . Несмотря на многочисленные награды, ВМС США в конечном итоге отказались от K-MAX в пользу беспилотной версии Boeing H-6U Little Bird . Компания заявила о своем намерении продолжить разработку и искать других клиентов для реализации этой возможности. Опционально пилотируемая конфигурация, получившая название K-Max Titan, прошла летные испытания в 2021 году.
Первоначальный производственный цикл K-MAX длился с 1991 по 2003 год, после чего линия была закрыта после завершения производства 38 вертолетов из-за низкого спроса со стороны клиентов. В июне 2015 года Kaman объявила о возобновлении производства после получения десяти коммерческих заказов на K-MAX. [1] В мае 2017 года состоялся первый полет K-MAX, построенного на перезапущенной производственной линии; два месяца спустя первый самолет новой постройки с 2003 года был доставлен заказчику в Китае. Однако в январе 2023 года на фоне спада спроса Кейман объявил о намерении снова прекратить производство K-MAX.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1947 году немецкий авиационный инженер Антон Флеттнер был доставлен в США в рамках операции «Скрепка» . [2] Он был разработчиком двух более ранних конструкций синхроптеров из Германии во время Второй мировой войны : Flettner Fl 265 , который был пионером в конструкции синхроптера, и чуть более позднего Flettner Fl 282 Kolibri («Колибри»), предназначенного для дальнейшего производства. В обеих конструкциях использовался принцип встречно вращающихся бок о бок взаимно зацепляющихся несущих винтов в качестве средства решения проблемы компенсации крутящего момента, которой в одновинтовых вертолетах обычно противостоят хвостовой винт , фенестрон , NOTAR или вентилируемый выхлоп нагнетателя, который может использовать 10-25% мощности двигателя. [3] Флеттнер остался в США и стал главным конструктором компании «Каман». [4] В этом качестве он разработал множество новых вертолетов, в которых использовался двойной ротор Флеттнера.
Дизайн
[ редактировать ]Серия K-MAX — последняя в длинной линейке синхроптеров Kaman , самым известным из которых является HH-43 Huskie . Первым вертолетом с турбинным двигателем также был синхроптер Кеймана. [5] Заказчики HH-43 запросили у компании Kaman аналогичный вертолет, оптимизированный для подъема. [3]
Соответственно, K-MAX опирается на два основных преимущества синхроптеров перед обычными вертолетами: повышенная эффективность по сравнению с традиционной технологией подъема несущего винта; и естественная тенденция синхроптера зависать. Это повышает устойчивость, особенно при выполнении точных работ по размещению подвешенных грузов. В то же время синхроптер лучше реагирует на команды пилотного управления, что позволяет легко поворачивать груз или разбрасывать семена, химикаты или воду на большую площадь. K-MAX был сертифицирован для полетов в 1994 году. [3]
«Воздушный грузовик» K-1200 K-MAX — это первый в мире вертолет, специально разработанный, испытанный и сертифицированный для повторяющихся операций внешнего подъема и вертикального эталонного полета (Каман получил сертификат IFR в 1999 году), что является важной функцией для работы с внешней нагрузкой. Другие винтокрылые машины, используемые для этих задач, адаптированы из вертолетов общего назначения или тех, которые предназначены в основном для перевозки пассажиров или внутренних грузов.
K-MAX может поднять 6000 фунтов (2700 кг), что почти вдвое больше, чем Bell 205, использующий другую версию того же двигателя. [6] Узкий клиновидный профиль самолета и выпуклые боковые окна дают пилоту хороший обзор груза, смотрящего вниз и наружу с любой стороны самолета. [7] при этом наиболее важные пилотажные приборы продублированы снаружи самолета, рядом с линией обзора пилота, вплоть до груза. [3] вертолета Грузовой крюк свободно скользит по изогнутому подшипнику под центром тяжести , улучшая управляемость груза во время полета. [3] Сиденье одобрено Федеральным управлением гражданской авиации США по ударопрочности . [3]
Трансмиссия имеет трехступенчатое передаточное число 24,3:1 и рассчитана на неограниченный срок службы. [8] Две мачты роторов установлены под углом 25 градусов друг от друга, чтобы роторы могли взаимодействовать друг с другом. Мачты передают вращение от трансмиссии к лопастям несущего винта. [3] Лопасти несущего винта (которые вращаются в противоположных направлениях) [6] при 250—270 об/мин) имеют из ситхинской ели деревянный лонжерон и Nomex . заднюю кромку из стекловолокна [3] Древесина была выбрана из-за ее устойчивости к повреждениям и усталостной прочности; а также воспользоваться полевым опытом и квалификационными данными, полученными при использовании аналогичного лонжерона на вертолете HH-43 Huskie, построенном для ВВС США в 1950-х и 1960-х годах. [9] Пилот контролирует шаг лопастей с помощью стальных трубок, проходящих внутри мачты и лопастей несущего винта, которые приводят в движение сервозакрылки , регулирующие наклон лопастей, уменьшая требуемое усилие и избегая дополнительного веса, затрат и необходимости обслуживания гидравлического управления . [6] [10] Из-за роторного принципа управление вертолетом немного отличается от обычных вертолетов, а пилоты проходят программу летной подготовки на HH-43 Huskie. [6] [3]
Первое прекращение производства
[ редактировать ]В период с 1991 по 2003 год компания Kaman построила тридцать восемь вертолетов K-MAX. [11] [12] В 2003 году, на фоне экономического спада, затронувшего всю авиационную отрасль, было решено закрыть производственную линию. [13] Однако этот шаг не привел к остановке разработок; вместо этого такие инициативы продолжались в течение длительного периода и искались новые партнеры по программе. [11]
Беспилотная версия
[ редактировать ]Еще в 1998 году Кейман работал над разработкой беспилотной версии K-MAX. В марте 2007 года Кейман и Lockheed Martin (команда K-MAX) подписали Соглашение о стратегических отношениях (SRA) для совместного использования возможностей Министерства обороны США. [14] [15] Беспилотный задач . опасных выполнения для многоцелевой вертолет K-MAX был разработан Его можно использовать в бою для доставки припасов на поле боя, а также в гражданских ситуациях, связанных с химической, биологической или радиологической опасностью. Прототип этого устройства был показан в 2008 году для потенциального использования в целях пополнения запасов тяжелых грузов. [16] и снова в 2010 году. [17] В декабре 2010 года командование авиационных систем ВМС заключило с Кейманом контракт на сумму 46 миллионов долларов на поставку двух самолетов. [18] а в 2011 году они завершили пятидневную оценку быстрого реагирования. [19] На Парижском авиасалоне 2013 года Кейман продвигал беспилотный K-MAX иностранным покупателям, в компании заявили, что несколько стран проявили интерес к системе. [20]
В середине 2010-х годов беспилотный K-MAX конкурировал с Boeing H-6U Little Bird за выполнение требований Корпуса морской пехоты по беспилотным подъемникам и ISR. [21] В апреле 2014 года морские пехотинцы в Квантико объявили, что успешно приземлили беспилотный K-MAX, а также Little Bird, автономно с помощью портативного мини-планшета. Вертолеты были оснащены технологией автономной воздушной грузовой/служебной системы (AACUS), которая сочетает в себе передовые алгоритмы с лидаром и электрооптическими/инфракрасными датчиками, что позволяет пользователю выбрать точку для посадки вертолета на неподготовленной посадочной площадке. [22] Управление военно-морских исследований выбрало Aurora Flight Sciences и беспилотную Little Bird для завершения разработки прототипа системы AACUS, однако Lockheed заявила, что продолжит продвигать K-MAX и разрабатывать автономные системы доставки грузов. [23]
Второй производственный цикл
[ редактировать ]В феврале 2014 года Кейман заявил, что рассматривает возможность возобновления производства K-MAX, недавно получив более 20 запросов о требованиях к пожаротушению, лесозаготовкам и промышленному транспорту, а также запросы на военную беспилотную версию. Десять твердых заказов убедили Кеймана снова запустить конструкцию в производство. [24] [25] [26] К 2014 году общий налет самолетов K-MAX составил 300 000 часов, а эксплуатация стоила 1200 долларов за час полета. [26]
На выставке Heli-Expo 2015 в Орландо Кейман сообщил, что продолжает продвигаться к открытию производственной линии. [27] После получения многочисленных депозитов от клиентов сборочная линия была перезапущена в январе 2017 года. [28] 12 мая 2017 года Каман провел испытательный полет на первом K-MAX, производимом с 2003 года; [29] [30] 13 июля 2017 года он был доставлен китайскому торговому агенту Kaman Lectern Aviation, который доставил его в компанию Guangdong Juxiang General Aviation, провинция Гуандун, для тушения пожара, а второй должен быть доставлен на следующей неделе. [31] [32]
Чтобы облегчить правильное планирование и подготовку, Кейману нужно было решить в 2017 году, стоит ли расширять производство за пределы производства первых 10 винтокрылых самолетов K-MAX. В июне 2017 года Кейман принял решение произвести еще 10 самолетов, продлив производственный цикл как минимум до 2019 года. [33] [34] В середине 2017 года компания публично заявила, что планирует производить один K-MAX каждые восемь недель. [35]
Основываясь на трехлетнем эксперименте по автономии в Афганистане с Корпусом морской пехоты США, [36] [37] В какой-то момент Кейман занимался разработкой K-Max Titan, опционально пилотируемого варианта, предназначенного для коммерческих клиентов для полетов в опасные зоны, такие как лесные пожары или стихийные бедствия , а также для длительной эксплуатации без отдыха пилота; Утверждалось, что он пригоден для работы до 100 часов полета, прежде чем потребуются какие-либо обязательные проверки. После сертификации FAA система должна была устанавливаться на новые и бывшие в употреблении вертолеты за пределами завода. В апреле 2021 года технология «Титан» совершила свой первый полет. [38] [39]
18 января 2023 года Каман объявил, что позже в том же году снова закроет производственную линию K-MAX; заявленными причинами закрытия были «низкий спрос и колебания годовых поставок в сочетании с низкой рентабельностью и большими требованиями к запасам оборотного капитала». Линию планируется закрыть в первом квартале 2023 финансового года после завершения производственного цикла из 60 платформ. [40] Кейман отметил, что потребуется 54 миллиона долларов неденежных расходов в связи с списанием как существующего инвентаря, так и самолетов. [11]
Операционная история
[ редактировать ]использовался одиночный K-MAX В 2008 году для работ по сносу , оснащенный разрушающим шаром массой 1400 кг (3000 фунтов) в качестве подвешенного груза . [41] [42]
В декабре 2011 года сообщалось, что беспилотный K-MAX работает в Афганистане. [43] 17 декабря 2011 года Корпус морской пехоты США осуществил первую доставку грузов с помощью беспилотной воздушной системы в зону боевых действий с использованием беспилотного K-MAX, доставив около 3500 фунтов (1600 кг) продовольствия и припасов для войск на боевой заставе Пейн. [44] [45] Третий беспилотный K-MAX в США был испытан в 2012 году для доставки груза к небольшому самонаводящемуся маяку с точностью до трех метров. [46] К февралю 2013 года K-MAX доставил два миллиона фунтов (910 метрических тонн) груза в рамках 600 беспилотных миссий, в ходе которых было зарегистрировано более 700 летных часов. [47]
31 июля 2012 г. Lockheed объявила о втором продлении срока службы K-MAX в Афганистане для поддержки Корпуса морской пехоты; [48] 18 марта 2013 года Корпус морской пехоты объявил о бессрочном продлении использования беспилотных вертолетов K-MAX, заявив, что сохранит эти два самолета в использовании «до тех пор, пока не будет указано иное». На момент объявления они совершили более 1000 вылетов и перевезли более трех миллионов фунтов (1400 метрических тонн) припасов; также изучаются оценки их использования после развертывания. [49] Беспилотный K-MAX получил награды Popular Science и Aviation Week & Space Technology . [50] и был номинирован на Collier Trophy 2012 года . [51]
5 июня 2013 г. один из беспилотных вертолетов K-MAX разбился в Афганистане во время выполнения миссии по снабжению. Пострадавших не было, последующее расследование катастрофы исключило как ошибку пилота, так и механическую неисправность. [52] винтокрылый аппарат летел автономно к заранее определенной точке и выполнял функции на заключительном этапе доставки груза в это время. [53] Эксплуатационные полеты оставшихся беспилотных K-MAX были приостановлены после крушения, при этом ВМС заявили, что они могут возобновить полеты к концу августа. Первоначально основной причиной крушения считалась маховая нагрузка. [54] Расследование установило, что причиной крушения стал неожиданный попутный ветер, который испытал вертолет при доставке, а не встречный ветер, из-за которого он начал раскачиваться. Операторы применили эффект флюгера, чтобы попытаться восстановить контроль, но его груз массой 2000 фунтов (910 кг) начал раскачиваться, что усугубило эффект и заставило его коснуться земли. В отчете об авиационном происшествии было указано, что его можно было бы предотвратить, если бы пилоты вмешались раньше, а планировщики миссии получили обновленные сводки погоды; различные условия и недостаточное программирование означали, что он не мог восстановиться самостоятельно и требовал вмешательства человека. [55]
Планировалось, что K-MAX, поддерживающий морскую пехоту в Афганистане, будет использоваться там как минимум до августа 2014 года. Корпус морской пехоты рассматривал возможность приобретения беспилотного K-MAX в качестве официальной программы , и армия Соединенных Штатов также рассматривала возможность его приобретения. определить экономическую эффективность. На театре военных действий винтокрылая машина выполняла большую часть миссий ночью и успешно поднимала грузы массой до 4500 фунтов (2000 кг). Подключение оборудования производилось совместно с людьми на земле, однако Lockheed рассматривала возможность выполнения этого действия автоматически с помощью устройства, установленного на вершине корпуса, к которому вертолет может подключиться самостоятельно; эта функция была продемонстрирована в 2013 году. [56] Изучались и другие функции, в том числе возможность автоматического изменения маршрута в полете и полет в строю с другими самолетами. [57] Беспилотный K-MAX успешно смог доставить 30 000 фунтов (14 000 кг) груза за один день в течение шести миссий (в среднем 5 000 фунтов (2300 кг) перевозимого груза за миссию). Локхид и Кейман обсудили закупку 16 вертолетов с ВМФ и Корпусом морской пехоты для базового запуска программы. [52]
В мае 2014 года оба беспилотных вертолета K-MAX, используемые Корпусом морской пехоты, вернулись в США, вскоре после того, как Корпус определил, что они больше не нужны для поддержки миссий в Афганистане. После развертывания в декабре 2011 года, первоначально запланированного на шесть месяцев, они действовали в регионе почти три года и перевезли 2250 тонн грузов. Пока оборудование поступило на хранение, служба обдумывала возможность превратить беспилотный K-MAX из экспериментального проекта в рекордную программу. Официальные требования к беспилотной воздушной доставке грузов разрабатываются для устранения ожидаемых будущих угроз, включая электронные атаки , кибервойну и эффективный вражеский огонь; в Афганистане их можно было избежать быстро и дешево, летая ночью на больших высотах против противника, не имеющего возможности ухудшения сигнала. [58] [59] Чиновники провели оценку разбившегося вертолета K-MAX и планировали отремонтировать его в 2015 году. Вертолеты, наземные станции управления и дополнительное оборудование хранятся на предприятии Lockheed в Овего. [60] Два беспилотных K-MAX, получившие обозначение CQ-24A , должны были быть переброшены на базу Корпуса морской пехоты в Аризоне к концу сентября 2015 года для разработки тактических и операционных концепций, которые станут основой официальной программы создания грузового БПЛА. [61]
В ноябре 2014 года Lockheed Martin продемонстрировала противопожарную версию. [27] еще одна демонстрация была проведена в октябре 2015 года, в ходе которой K-MAX доставил более 24 000 фунтов (11 000 кг) воды за один час. [62] [63] В марте 2015 года были проведены учения по эвакуации раненых в координации с беспилотным наземным транспортным средством (БПА) и системой планирования миссии. [64] Медик запустил UGV, чтобы оценить пострадавшего, использовал планшет для вызова и автоматической посадки K-MAX, а затем привязал манекен к сидению на борту вертолета. [65]
По сообщениям, к январю 2015 года 11 вертолетов K-MAX были выведены из строя, некоторые из них были списаны в результате аварий. Кроме того, еще пять находились на хранении в Кеймане. [66] [67] По сообщениям, к марту 2015 года количество действующих K-MAX составило 21, составил 315 000 часов. общий налет 250 пилотов [6] Несмотря на то, что производство этого типа было прекращено в 2023 году, Кейман пообещал, что продолжит поддерживать существующий парк K-Max в эксплуатации, что включает в себя предоставление запасных частей, обслуживание, обучение и ремонт операторов в обозримом будущем. [68]
Операторы
[ редактировать ]- Вертолетная компания Акаги [72]
- Ротекс Вертолет АГ [74]
- ООО "Скайворк Вертолеты" [75]
- Центральные Коптерс, Инк. [78]
- Вертолеты Columbia Basin (1 под заказ) [79]
- Вертолетный экспресс [80]
- ХелиКвест Интернэшнл [81]
- Вертолеты Маунтин-Уэст [82] [83]
- РОТАК Вертолетные услуги [84]
- Свонсон Групп Авиация [85]
- Тимберлайн Вертолеты, Инк. [86]
- Корпус морской пехоты США [87]
Технические характеристики (К-МАКС)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft 2000-01 , [88] Производительность и характеристики K-MAX, [89] Технические характеристики Kaman K-MAX [90]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Емкость:
- Внешняя нагрузка 6000 фунтов (2722 кг) при ISA +15 °C (59,0 °F) на уровне моря
- Внешняя нагрузка 5663 фунтов (2569 кг) при ISA +15 °C (59,0 °F) на высоте 5000 футов (1524 м)
- Внешняя нагрузка 5163 фунтов (2342 кг) при ISA +15 °C (59,0 °F) на высоте 10 000 футов (3048 м)
- Внешняя нагрузка 5013 фунтов (2274 кг) при ISA +15 °C (59,0 °F) на высоте 12100 футов (3688 м)
- Внешняя нагрузка 4313 фунтов (1956 кг) при ISA +15 °C (59,0 °F) на высоте 15000 футов (4572 м)
- Длина: 52 фута (16 м) с работающими роторами
- Длина фюзеляжа: 41 фут 9 дюймов (12,73 м).
- Ширина: 51 фут 5 дюймов (15,67 м) с работающими роторами
- Высота: 13 футов 7 дюймов (4,14 м) до центра ступиц.
- Пустой вес: 5145 фунтов (2334 кг)
- Максимальный взлетный вес: 6500 фунтов (2948 кг) без подвешенной нагрузки.
- 12000 фунтов (5443 кг) со съемной подвесной нагрузкой
- Запас топлива: 1541 фунт (699 кг) / 228,5 галлонов США (190 имп галлонов; 865 л)
- Силовая установка: 1 Honeywell T5317A-1 турбовальный двигатель мощностью 1350 л.с. (1010 кВт), рассчитанный на взлет до ~ 29 000 футов (8 839 м) для увеличения срока службы трансмиссии.
- Трансмиссия мощностью 1500 л.с. (1119 кВт)
- Диаметр несущего винта: 2 × 48 футов 4 дюйма (14,73 м).
- Площадь несущего винта: 3669 кв. футов (340,9 м ). 2 )
- Секция лезвия: - корень: NACA 23012 ; совет: NACA 23011 [91]
Производительность
- Никогда не превышайте скорость : 100 узлов (120 миль в час, 190 км/ч) в чистоте.
- 80 узлов (92 миль в час; 148 км / ч) с внешней нагрузкой
- Диапазон: 300 миль (350 миль, 560 км) с максимальной нагрузкой
- Практический потолок: 15 000 футов (4600 м)
- Потолок зависания IGE: 26 300 футов (8 016 м) при 6 000 фунтов (2722 кг) AUW, ISA
- Скорость набора высоты: 2500 футов/мин (13 м/с) на уровне моря с фиксированным крутящим моментом.
- Нагрузка на диск: 3,52 фунта/кв. фута (17,2 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,1045 л.с./фунт (0,1718 кВт/кг)
- Расход топлива: 85 галлонов/ч (71 имп гал/ч; 322 л/ч) [26]
См. также
[ редактировать ]Внешние СМИ | |
---|---|
Изображения | |
Автономный K-MAX в Юме | |
Видео | |
Беспилотный K-MAX в Юме | |
K-MAX с разрушающим шаром |
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кейман возобновляет производство K-Max по новым коммерческим заказам» . Флайтглобал. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года.
- ^ Бойн, Уолтер Дж. (2011). Как вертолет изменил современную войну . Пеликан Паблишинг. п. 45. ИСБН 978-1-58980-700-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Баззани, Марио (декабрь 2020 г.). «Каман К-1200 К-МАКС» . www.heli-archive.ch .
Первоначальные конструктивные особенности, возникшие в результате действий оператора, включали: свинцово-кислотную батарею, электрическую систему, работающую только на постоянном токе, конструкцию из «механически закаленного» листового металла и прочный крюк, ударопрочную кабину, капоты и панели с легким доступом, сепаратор частиц на входе в двигатель. и простые рабочие процедуры.
- ^ « Антон Флеттнер»; Hubschraubermuseum Bückeburg» . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ «Твин-турбороторный вертолет» . Популярная механика . Август 1954 г. с. 139. Архивировано из оригинала 15 сентября 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Руководитель Элан (9 марта 2015 г.). «Иду в одиночку» . Журнал «Вертикаль» . Проверено 8 ноября 2022 г.
переплетающиеся несущие винты, которые вращаются в противоположных направлениях, «как пловец, плывущий брассом», как выразились инструкторы Кеймана.
- ^ Грей, Питер (26 июня 1996 г.). «Длинная подкладка» . Флайтглобал . Деловая информация Рида. Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ «Система привода ротора с взаимозацеплением K-MAX», Протокол 53-го ежегодного форума, AHH, 1997.
- ^ «Композиты взлетают... на некоторых гражданских вертолетах» . www.compositsworld.com. 1 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 г.
- ^ Чендлер, Джей (сентябрь 2012 г.). «Усовершенствованные конструкции несущего винта нарушают ограничения скорости обычных вертолетов» . ПроПилотМаг. п. 2. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хубер, Марк (19 января 2023 г.). «Каман прекращает производство тяжелого вертолета K-Max» . АЙН онлайн.
- ^ Герциг, Маркус. «Список продукции Kaman K-MAX» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 года. [ самостоятельный источник ]
- ^ Падфилд, Р. Рэндалл (март 2012 г.). «Гражданский конвертоплан и воздушный грузовик K-Max снова в седле?» (PDF) . AINonline.com . Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 31 марта 2012 г.
- ^ «Каман Аэроспейс» . Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года.
- ^ «Локхид Мартин К-МАКС » . Архивировано из оригинала 3 июня 2012 года . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ «Lockheed Martin и Kaman Aerospace демонстрируют беспилотный вертолет снабжения армии США» . Архивировано из оригинала 10 октября 2009 года . Проверено 13 августа 2009 г.
- ^ «Команда K-MAX демонстрирует успешную поставку грузов беспилотными вертолетами Корпусу морской пехоты США» . Локхид Мартин . 8 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2011 года . Проверено 14 марта 2010 г.
- ^ «Lockheed Martin выделила 45,8 миллиона долларов на беспилотный KMAX» . Обновление обороны. 6 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2010 года . Проверено 11 декабря 2010 г.
- ^ «Lockheed Martin/Kaman K-MAX завершает оценку беспилотного груза ВМС США» . 8 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ «K-MAX надеется увеличить продажи за рубежом» . Flightglobal.com. 18 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 19 января 2016 г.
- ^ «Соревнования по беспилотным подъемникам морской пехоты США обретают форму» . Defensenews.com. 25 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г.
- ^ «Морские пехотинцы летают на вертолетах с мини-планшетом» . DoDBuzz.com. 5 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 г.
- ^ «Aurora превосходит заявку Lockheed на разработку контроллера БПЛА на базе iPad» . Flightglobal.com. 6 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 19 января 2016 г.
- ^ «Kaman Aerospace заинтересована в производстве нового K-MAX» (пресс-релиз). Каман. 25 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Гурли, Скотт (27 февраля 2014 г.). «Хели-Экспо 2014: Кейман надеется возобновить производство K-MAX» . роторная втулка . Шепардмедиа. Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года . Проверено 1 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Руководитель Элан (апрель 2014 г.). «Производственный потенциал» . Журнал «Вертикаль» . п. 44. Архивировано из оригинала 16 июля 2014 года . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Руководитель Элан (15 марта 2015 г.). «Кейман все еще стремится возобновить производство K-MAX» . Журнал «Вертикаль» . Архивировано из оригинала 23 марта 2015 года . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Тримбл, Стивен (17 января 2017 г.). «Кейман вводит первый K-Max на вновь открывшийся сборочный завод» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ «Кейман объявляет о первом новом полете K-MAX» (пресс-релиз). Каман. 19 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Грейди, Мэри (23 мая 2017 г.). «Первый полет нового K-Max» . AVweb . Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ «Чиновники празднуют возвращение вертолетов Kaman K-MAX» . Хартфорд Курант. 13 июля 2017 г.
- ^ Фелпс, Марк (17 июля 2017 г.). «Kaman представляет первый новый K-Max за четырнадцать лет» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Тримбл, Стивен (14 июня 2017 г.). «Кейман санкционирует производство второй партии вертолета K-Max» . Флайтглобал. Архивировано из оригинала 14 июня 2017 года . Проверено 18 июня 2017 г.
в течение двух месяцев будет принято решение о продлении производства за пределы первых 10 самолетов. Решение необходимо было принять до июня, чтобы избежать сбоя в производственной системе.
- ^ Хубер, Марк (9 июня 2017 г.). «Kaman поставляет первый новый K-Max» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 27 августа 2017 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Джонсон, Оливер (20 июля 2017 г.). «Кейман планирует поставлять новый K-MAX каждые 8 недель» . вертикальный маг.com.
- ^ Рейм, Гаррет (7 марта 2019 г.). «К 2020 году Kaman предложит опционально пилотируемый K-Max» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 7 марта 2019 года . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Руководитель Элан (21 августа 2020 г.). «Как беспилотный вертолет Кеймана K-Max становится умнее» . вертикальный маг.com.
- ^ «K-Max Titan: первый коммерческий тяжелый вертолет без пилота» . Новый Атлас . 27 апреля 2021 г.
- ^ «Кейман объявляет о первом полете беспилотного K-MAX TITAN» . businesswire.com. 21 апреля 2021 г.
- ^ «Кейман закроет производственную линию K-MAX» . Информационные службы Джейнс . 20 января 2023 г. Архивировано из оригинала 22 января 2023 г.
- ^ Карман III, Джон Р. (18 августа 2008 г.). «Сносу предшествует новое строительство урсулинских школ» . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 24 января 2011 г.
- ^ Томпсон, Дженнифер (11 августа 2008 г.). «Расширение кампуса урсулинок «Дикая тварь» потребовало сноса дымохода» . Телевидение WDRB, телевидение WLKY.
- ^ Роуч, Джон. «Вертолеты-роботы за работой в Афганистане» . Будущее технологий, MSNBC . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «K-MAX RoboCopter начинает осуществлять автономные поставки в Афганистан. Маленькие вертолеты-роботы работают, доставляя припасы передовым войскам в Афганистане» . ИИЭЭ . 20 декабря 2011 г.
- ^ Акерман, Эван. «Беспилотный вертолет совершил первую доставку для морской пехоты в Афганистане» . USMC . Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ «Маяк повышает точность доставки грузов с помощью БПЛА» . Таймс морской пехоты . 8 июля 2012. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 9 июля 2012 г.
- ^ Маклири, Пол (3 февраля 2012 г.). «K-MAX продвигается в Афганистане» . Авиационная неделя . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ «Корпус морской пехоты США оставит беспилотный вертолет дозаправки грузов K-MAX на театре военных действий для второго продления развертывания» . Локхид. 31 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 26 января 2013 г.
- ^ «Морские пехотинцы США расширяют использование беспилотных вертолетов K-MAX в Афганистане» . Рейтер.com. 18 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г.
- ^ «Беспилотный K-MAX удостоен высшей награды за инновации и похвалы морской пехоты США» . ХелиХаб. 9 января 2013. Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 года . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ «Беспилотный K-MAX номинирован на Collier Trophy» . ХелиХаб. 11 февраля 2013. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Морские пехотинцы работают над расширением K-MAX в Афганистане до 2014 года» . Defensetech.org. 25 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2014 г.
- ^ «В Афганистане разбился беспилотный вертолет морской пехоты» . Militarytimes.com. 13 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2013 г.
- ^ «ВМС США собираются возобновить полеты K-MAX» . Flightglobal.com. 14 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2013 г.
- ^ «Попутный ветер стал причиной крушения K-Max в Афганистане» . Strategicdefenseintelligence.com. 11 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2014 г.
- ^ Тримбл, Стивен (18 ноября 2013 г.). «Lockheed тестирует усовершенствованную грузовую систему K-MAX» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 21 декабря 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Lockheed стремится к большей автономии для беспилотных K-MAX]» . Flightglobal.com. 11 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2013 г.
- ^ «Робокоптер K-MAX возвращается домой в неопределенное будущее» . Breakingdefense.com. 24 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2014 г.
- ^ «K-MAX возвращается из Афганистана» . Flightglobal.com. 25 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2014 г.
- ^ «Грузовой дрон K-MAX домой из Афганистана, направляется на хранение» . Militarytimes.com. 2 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2014 г.
- ^ «Морские пехотинцы США делают следующий шаг к приобретению грузовых БПЛА» . Flightglobal.com. 4 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2015 г.
- ^ «Федералы рассматривают беспилотные вертолеты для борьбы с лесными пожарами» . Пожарная техника. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ «K-Max проводит испытания противопожарной безопасности федерального правительства США» . Флайтглобал. Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года.
- ^ «Компания Neya Systems получила награду SBIR этапа III за демонстрацию управления БПЛА вертикального взлета и посадки» . Нея Системы. 4 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 19 января 2016 г.
- ^ «Lockheed тестирует миссию по эвакуации раненых с помощью дрона K-MAX» . Nationaldefensemagazine.org. 1 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г.
- ^ Герциг, Маркус. «Текущий статус Kaman K-MAX» . SwissHeli.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года.
- ^ «Заключительный отчет № 2142 Швейцарского совета по расследованию происшествий SAIB» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2015 года.
- ^ Джонсон, Оливер (19 января 2023 г.). «Кейман прекращает производство K-Max» . вертикальный маг.com.
- ^ «Хеликвест Флит» . heliqwest.com. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ «Канадский реестр гражданских самолетов» . Транспорт Канады. 28 августа 2013 года . Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ «Колумбийская армейская авиация» . helis.com. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ «Вертолет Акаги» . akagi-heli.co.jp . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «ТОС» . rotex-helicopter.ch.
- ^ Герциг, Маркус. «Swiss Helicopters – Текущий список парка» . Swissheli.com. Архивировано из оригинала 9 июня 2013 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ «Вертолеты Скайворк» . www.skyworkhelicopters.com. Архивировано из оригинала 6 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Герциг, Маркус. "HB-XHJ" . Swissheli.com. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «ГЕЛОГ» . helis.com. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ «Централ Коптерс Инк» . Архивировано из оригинала 9 марта 2015 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ «Каман получает заказ на K-MAX от компании Columbia Basin Helicopters» (пресс-релиз) . Хелитек Интернэшнл . Лондон: Kaman Aerosystems. 3 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ «Закрытое и открытое дело» (PDF) . РоторХаб. Август – сентябрь 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2015 г.
- ^ «Хеликвест Флит» . heliqwest.com. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Каман К-1200 К-МАКС» . Вертолеты Маунтин Вест.
- ^ «О вертолетах Mountain West» . Вертолеты Маунтин Вест.
- ^ «Вертолет | Анкоридж | ROTAK Helicopter Services» . Вертолет | Анкоридж | РОТАК Вертолетные услуги . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ «Свонсонская группа авиации» . Веб-агентство ДНК. Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ «Тимберлайн Вертолеты» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2012 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ «Корпорация морской пехоты США К-МАКС» . helis.com. Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Джексон, Пол, изд. (2000). Jane's All the World's Aircraft 2000-01 (91-е изд.). Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. стр. 679–680. ISBN 978-0710620118 .
- ^ «Производительность и характеристики K-MAX» . Каманский самолет. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Герциг, Маркус (1 января 2015 г.). «Технические характеристики Kaman K-MAX» . SwissHeli.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 года . Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.