Jump to content

окно

Вид на хвостовую балку EC120B и хвостовой вентилятор Fenestron с функцией стабилизации крутящего момента.

Фенестрон . (иногда называемый веерным хвостом или устройством «веер в плавнике») [ 1 ] ) представляет собой закрытый вертолета хвостовой винт , который работает как канальный вентилятор . Термин Fenestron является торговой маркой транснационального консорциума по производству вертолетов Airbus Helicopters (ранее известного как Eurocopter ). Само слово происходит от окситанского термина, обозначающего маленькое окно . [ № 1 ] и в конечном итоге происходит от латинского слова fenestra, означающего окно . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Фенестрон отличается от обычного рулевого винта с открытым хвостовиком тем, что он встроен в хвостовую балку и, как и обычный рулевой винт, который он заменяет, противодействует крутящему моменту, создаваемому несущим винтом . В то время как обычные рулевые винты обычно имеют от двух до шести лопастей, фенестроны имеют от семи до восемнадцати лопастей; они могут иметь переменное угловое расстояние, так что шум распределяется по разным частотам. [ 6 ] Размещение вентилятора внутри воздуховода дает несколько явных преимуществ по сравнению с обычным рулевым винтом, таких как снижение потерь на концевом вихре и возможность существенного снижения шума, а также защита как самого рулевого винта от повреждений при столкновении, так и наземного персонала от повреждений. опасность, которую представляет традиционный вращающийся ротор. [ 5 ] [ 7 ]

Впервые он был разработан для использования на действующих винтокрылых машинах французской компанией Sud Aviation (ныне часть Airbus Helicopters) и впервые был принят на вооружение Aérospatiale Gazelle . С тех пор компания (и ее преемники) установили фенестроны на многие свои вертолеты. [ 2 ] Другие производители также ограниченно использовали фенестрон в некоторых своих продуктах, в том числе американские аэрокосмические корпорации Bell Textron и Boeing , российский производитель винтокрылых машин «Камов» , китайская Harbin Aircraft Industry Group и японский конгломерат Kawasaki Heavy Industries .

SA 342M Gazelle легкой авиации французской армии (ALAT), первый вертолет с фенестроном, поступивший в производство.
Фенестрон на Kawasaki OH-1 разведывательном вертолете
Фенестрон на Ка-60 на авиасалоне МАКС, 2009 г.

Концепция фенестрона была впервые запатентована в Великобритании из Глазго инжиниринговой компанией G. & J. Weir Ltd . Он был разработан британским авиационным инженером К. Г. Пуллином как усовершенствование вертолетов по британскому патенту № 572417 и зарегистрирован как поданный в мае 1943 года. В то время Вейр участвовал в опытно-конструкторских работах для компании Cierva Autogiro , которая холдинговая компания по патенту. [ 8 ] По идее, изобретение должно было стать эффективной заменой традиционного рулевого винта с целью повышения как безопасности, так и производительности такого оборудованного винтокрылого аппарата. [ 9 ] Однако эта ранняя работа в Великобритании не привела напрямую к выпуску какого-либо продукта Cierva, использующего это нововведение. Вместо этого фенестрон получил дальнейшее развитие только в 1960-х годах несвязанной компанией.

Впервые фенестрон был практически применен французским производителем самолетов Sud Aviation , который решил внедрить его на второй экспериментальной модели своего разрабатываемого SA 340 (первый прототип был оснащен обычным рулевым винтом рулевого управления). [ 10 ] Фенестрон SA 340 был разработан французским аэродинамиком Полем Фабром; необычно, что у этого агрегата выдвижная лопасть была установлена ​​вверху вопреки общепринятой практике, но это было сочтено малоэффективным для этого конкретного вертолета. [ 2 ] [ 11 ] Оснащенный соответствующим образом, 12 апреля 1968 года SA 340 стал первым винтокрылым аппаратом, летавшим с хвостовым оперением Fenestron. [ 5 ] Будучи признанным удовлетворительным, это хвостовое оперение было сохранено и запущено в производство на усовершенствованной модели винтокрылого аппарата, получившей обозначение Aérospatiale SA 341 Gazelle . [ 12 ]

Со временем конструкция и характеристики фенестрона были улучшены компанией Sud Aviation и ее компаниями-преемниками, а также другими компаниями. В конце 1970-х годов компания Aérospatiale (в которую влилась компания Sud Aviation) запустила полностью композитное подразделение второго поколения; В первую очередь в нем было изменено направление вращения лопасти, а также использован воздуховод на 20 процентов большего диаметра для большей эффективности. [ 5 ] [ 2 ] Этот блок был установлен на Aérospatiale SA 360 Dauphin , а также на его более успешную модель AS365 Dauphin и ее производные. Хотя примерно в тот же период были проведены дальнейшие летные эксперименты с использованием еще более крупного фенестрона на вертолете средней грузоподъемности SA 330 Puma , был сделан вывод, что существуют практические ограничения на то, насколько велик вертолет такой конфигурации, и приведены серийные примеры Вместо этого Puma сохранила обычный рулевой винт. [ 13 ]

(международный преемник Aérospatiale) производила фенестрон третьего поколения В 1990-х годах компания Eurocopter , оснащенный неравномерно расположенными лопастями для оптимизации уровня шума; этот агрегат был впервые установлен на вертолете компании EC135 , а позже был включен в конструкции EC130 и EC145 , последний из которых изначально производился более десяти лет с обычным рулевым винтом. [ 14 ] В 2010-х годах многонациональный производитель вертолетов Airbus Helicopters (ребрендинговая версия компании Eurocopter) доработал Fenestron для своего нового H160 , двухвинтового винтокрылого аппарата среднего размера; в этой версии канал вентилятора был намеренно наклонен на 12 градусов для достижения улучшенных характеристик и большей устойчивости при работе с более высокой полезной нагрузкой и полете на более низких скоростях. [ 5 ]

Фенестрон обычно работает в паре с более крупным вертикальным стабилизатором, который также выполняет роль компенсации крутящего момента; такая конфигурация снижает износ лопастей Fenestron и системы трансмиссии , что, в свою очередь, приводит к экономии на обслуживании. [ 11 ] Более того, внедрение блоков большего диаметра, хотя и создает некоторые инженерные проблемы, обычно повышает их эффективность и снижает требования к мощности. [ 15 ] Усовершенствованные версии Fenestron оснащены статорами и регулируемыми грузами, чтобы оптимизировать лопасти для снижения требуемой мощности и налагаемых нагрузок на управление шагом. В 2010-х годах компания Airbus Helicopters заявила, что ожидает дальнейшего совершенствования конструкции Fenestron, чтобы она соответствовала винтокрылым машинам увеличивающегося тоннажа и позволяла внедрять дополнительные инновации в этой области. [ 2 ]

В результате многочисленных слияний Sud Aviation и Airbus Helicopters значительное количество вертолетов легкого, среднего и среднего веса использовали Fenestron в качестве рулевого винта рулевого управления. Такие реализации можно найти на многих вертолетах Eurocopter, таких как Eurocopter EC120 Colibri , EC130 ECO Star , EC135 EC635 , военная версия EC135), EC145 , AS365 N/N3 Dauphin (также построенный как HH -65 Dolphin , специальный вариант, используемый Береговой охраной США , построенный по лицензии. Harbin Z-9 ) и увеличенный EC155 (более широкая, тяжелая и совершенная версия серии AS365 N/N3). [ 15 ]

Помимо Airbus Helicopters и ее предшественников, другие компании также использовали устройства противодействия крутящему моменту Fenestron. Одним из таких винтокрылых машин был американский Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche , малозаметный вертолет воздушной разведки , снятый с производства в 2004 году. Другим примером является Sikorsky S-67 Blackhawk , который в 1974 году имел фенестрон для испытательных целей, использованный в 29 полетах. часы. [ 16 ] Его сняли в августе того же года. Хвостовые винты с канальным вентилятором также использовались на российском Ка-60 . вертолете средней грузоподъемности [ 17 ] а также на японском военном разведывательном вертолете Kawasaki OH-1 Ninja . Французский производитель легких вертолетов Hélicoptères Guimbal также использовал Fenestron для своего Guimbal Cabri G2 , компактного винтокрылого аппарата с поршневым двигателем. [ 12 ] Китайская группа авиационной промышленности Харбина использует фенестрон в Z-19 разведывательно-ударном вертолете . Американский Bell Textron в Bell 360 Invictus предложил конструкцию вертолета, призванную удовлетворить требования армии США к будущему ударному разведывательному самолету .

Преимущества

[ редактировать ]
Деталь механизма управления шагом EC135 Fenestron
  • Повышенная безопасность для людей на земле, поскольку корпус обеспечивает периферийную защиту. [ 5 ] [ 18 ]
  • Значительное снижение шума и вибрации благодаря закрытию кончиков лезвий и большему количеству лезвий. [ 5 ] [ 18 ]
  • Снижение требований к мощности на крейсерском этапе полета. [ 19 ]
  • Обычно легче и меньше обычных аналогов. [ 20 ] [ 9 ] [ Н 2 ]
  • Меньшая восприимчивость к повреждению посторонними предметами , поскольку корпус снижает вероятность засасывания незакрепленных предметов, таких как небольшие камни. [ 12 ]
  • Повышенная эффективность управления противотормозным моментом и снижение нагрузки на пилота. [ 22 ]
  • Уменьшена вероятность того, что рулевой винт станет причиной несчастного случая, поскольку он не может нанести вред окружающей среде.

Недостатки

[ редактировать ]

Недостатки фенестрона являются общими для всех канальных вентиляторов по сравнению с пропеллерами. Они включают в себя:

  • Больший вес, [ 23 ] потребность в мощности, [ 24 ] и сопротивление воздуха, создаваемое корпусом;
  • Более высокая стоимость строительства и приобретения. [ 19 ]
  • Увеличение мощности, необходимой на этапе зависания в полете. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Поль Фабр, родившийся в Экс-ан-Провансе и страстно преданный своим корням, выбрал имя fenestrou , провансальское слово, означающее маленькое круглое окно , для обозначения своего изобретения ротора с кожухом. [ 2 ]
  2. ^ Компьютерное моделирование показало, что максимально достижимая тяга фенестрона в два раза выше, а при одинаковой мощности тяга была немного больше, чем у обычного ротора того же диаметра. [ 21 ]
  1. ^ Лейшман 2006, с. 321.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Колонж, Моник. «История фенестрона». Airbus Helicopters , дата обращения: 16 апреля 2018 г.
  3. ^ Праути, Рэй. Аэродинамика вертолета , Helobooks, 1985, 2004. с. 266.
  4. ^ «30 лет инноваций». fenestron.com . [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хубер, Майк. «Фенестрону исполняется 50 лет». AIN Online , 12 апреля 2018 г.
  6. ^ Корда 2017, стр. 33–34.
  7. ^ Лейшман 2006, с. 324.
  8. ^ «Номер публикации: 572417 — Усовершенствования вертолетов». Patentscope.wipo.int , 24 мая 1943 г.
  9. ^ Jump up to: а б Прути 2009, с. 266.
  10. ^ Лейшман 2006, с. 43.
  11. ^ Jump up to: а б Прути 2009, с. 267.
  12. ^ Jump up to: а б с «Кабри Г2 Фенестрон». Архивировано 17 апреля 2018 г. на сайте Wayback Machine Collegeaviationgrade.com , дата обращения: 16 апреля 2018 г.
  13. ^ «Фенестрон, Происхождение: Эпизод первый». Airbus Helicopters , 12 апреля 2018 г.
  14. ^ «Новый EC145 T2 Airbus Helicopters сертифицирован». Архивировано 19 апреля 2018 г. в Wayback Machine Airbus Helicopters , 17 апреля 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б Прути, 2009 г., стр. 266–267.
  16. ^ Апостол 1984, с. 89.
  17. ^ Лейшман 2006, с. 46.
  18. ^ Jump up to: а б Gey 2004, p. 180.
  19. ^ Jump up to: а б с Ньюман 2005, [ нужна страница ]
  20. ^ Лейшман 2006, стр. 315, 321.
  21. ^ «Испытания экранированных роторов на висении и в аэродинамической трубе для улучшения конструкции микровоздушных транспортных средств» . стр. 65–66. Университет Мэриленда , 2008 г. Дата обращения: 15 марта 2013 г.
  22. ^ «Больше инноваций с фирменным хвостовым винтом Eurocopter». Архивировано 17 апреля 2018 г. в Wayback Machine . Airbus Helicopters, 8 марта 2011 г.
  23. ^ Корда 2017, с. 34.
  24. ^ Джонсон 2013, с. 282.

Библиография

[ редактировать ]
  • Корда, Стивен. Введение в аэрокосмическую технику с точки зрения летных испытаний. Джон Уайли и сыновья, 2017. ISBN   1-1189-5338-X .
  • Гей, Дэниел. Композиционные материалы: дизайн и применение. ЦРК Пресс, 2014. ISBN   1-4665-8487-4 .
  • Джонсон, Уэйн. «Аэромеханика винтокрылых машин». Издательство Кембриджского университета, 2013. ISBN   1-1073-5528-1 .
  • Лейшман, Гордон Л. «Принципы аэродинамики вертолета». Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN   0-5218-5860-7 .
  • Ньюман, Рон. Технические, аэродинамические и эксплуатационные аспекты вертолета. КнигаБэби, 2015. ISBN   1-4835-5878-9 .
  • Праути, Рэй. Аэродинамика вертолета, том I. Lulu.com, 2009. ISBN   0-5570-8991-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 719623891452760d6187fc3f83de9d72__1712378160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/72/719623891452760d6187fc3f83de9d72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fenestron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)