Jump to content

Повреждение посторонним предметом

Повреждение лопаток компрессора посторонним предметом двигателя Honeywell LTS101 турбовального на Bell 222 , вызванное небольшим болтом, прошедшим через защитную впускную сетку.
Система отклонения ППП на PT6T, установленном на Bell 412 . Воздух поступает сверху справа, а чистый воздух следует по изогнутому спуску вниз к входу компрессора (также закрытому сеткой). Любой засасываемый мусор будет иметь достаточную инерцию, чтобы не сделать такой резкий поворот, удариться об экран в левом верхнем углу и унестись влево, унеся за борт.
Потенциальные обломки посторонних предметов (в данном случае сплюшки ) , обнаруженные в нише шасси F/A-18 Hornet на авианосце США.

В авиации и аэрокосмической отрасли термин « повреждение посторонним предметом » (ППП) относится к любому повреждению воздушного судна, вызванному обломками постороннего предмета (также называемого «ППП»), который представляет собой любую частицу или вещество, чужеродное для самолета или системы, которое может потенциально причинить ему вред. [1]

Внешние опасности от ППП включают столкновения с птицами, град, лед, песчаные бури, облака пепла или предметы, оставленные на взлетно-посадочной полосе или кабине экипажа . Внутренние опасности ППП включают в себя предметы, оставленные в кабине, которые мешают безопасности полета, запутываясь в кабелях управления, заклинивая движущиеся части или замыкая электрические соединения.

К реактивным двигателям

[ редактировать ]

Реактивные двигатели могут получить серьезные повреждения из-за засасывания в них даже небольших предметов. В Соединенных Штатах Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) требует, чтобы все типы двигателей прошли испытания, включающие стрельбу свежей курицей (мертвой, но не замороженной) в работающий реактивный двигатель из небольшой пушки. Двигатель не обязан оставаться работоспособным после испытания, но он не должен причинять значительный ущерб остальной части самолета. Таким образом, если удар птицы приводит к тому, что она «выбрасывает лопасть» (разваливается на части, при этом части разлетаются на высокой скорости), это не должно привести к потере самолета. [2]

Конструкции двигателей и планера, исключающие ППП

[ редактировать ]

Некоторые военные самолеты [ нужна ссылка ] [ который? ] имел уникальную конструкцию, предотвращающую повреждение двигателя FOD. Конструкция включала S-образный изгиб воздушного потока, так что воздух, попадая во входное отверстие, отклонялся назад к передней части самолета и снова изгибался назад, прежде чем попасть в двигатель. За первым поворотом мощная пружина удерживала дверь закрытой. Любой посторонний предмет, летевший в воздухозаборник, влетел внутрь, ударился о дверь, открыл ее, пролетел, а затем покинул самолет. Таким образом, в двигатель могли попасть только мелкие предметы, подхваченные воздухом. Эта конструкция действительно предотвращала проблемы с ППП, но сужение и сопротивление, вызванные изгибом воздушного потока, снижали эффективную мощность двигателя, и поэтому конструкция не была повторена.

Подобный подход используется на многих турбовальными двигателями с вертолетах , таких как Ми-24 , в которых используется «вихревой» или «центробежный» воздухозаборник, в котором воздух перед поступлением в двигатель вынужден проходить по спиральной траектории; более тяжелая пыль и другой мусор выбрасываются наружу, где они отделяются от воздушного потока перед тем, как попасть во входное отверстие двигателя.

Российские имеют специальную конструкцию воздухозаборника , истребители МиГ-29 и Су-27 предотвращающую попадание ППП во время взлета с суровых аэродромов. Основные воздухозаборники могли закрываться сетчатыми дверцами, а специальные воздухозаборники в верхней части воздухозаборников временно открывались. Это обеспечило бы достаточный приток воздуха к двигателю для взлета, но уменьшило бы вероятность того, что двигатель засосет предметы с земли.

Еще одна интересная конструкция, позволяющая минимизировать риск ППП, — это Антонов Ан-74 , у которого очень высокое расположение двигателей.

Компания Boeing предложила комплект взлетно-посадочных полос с гравийным покрытием для первых самолетов 737 , который позволяет использовать самолет с неулучшенных и гравийных взлетно-посадочных полос, несмотря на наличие двигателей с очень низкой посадкой. В этот комплект входили дефлекторы гравия на шасси; складные фонари в нижней части самолета; и экраны, которые предотвращали попадание гравия в открытые колесные арки при выдвижении шасси и попадание в критические компоненты. В комплект также входили вихревые диссипаторы — устройства, которые уменьшали поступление воздуха в двигатель снизу, чтобы снизить вероятность заглатывания гравия.

Инженеры Airbus проводят расследование [ когда? ] новый подход к сокращению ППП. Разработав совместно с Israel Aerospace Industries Taxibot . , тягач, управляемый пилотом, самолетам не нужно будет использовать реактивные двигатели во время руления, и, следовательно, они не будут уязвимы для ППП на перронах или рулежных дорожках [3]

Отслеживание шин автомобиля

[ редактировать ]

Мусор часто попадает в протекторы шин транспортных средств, выезжающих на аэродром. Типы мусора, попавшего в шину автомобиля, могут включать камни, грязь, камни, незакрепленные детали (винты, шайбы, болты и т. д.) и многие другие мелкие материалы. Это могут быть грузовики с экипажем и бензовозами, машины технического обслуживания и многие другие, которые непреднамеренно приносят мусор к линии полета и оставляют его там. Эти типы ППП очень сложно отслеживать и управлять ими после их попадания на аэродром. Воздухозаборник реактивного двигателя, взрыв двигателя и тяга винта или винта вертолета могут легко собрать обломки. Этот материал, если его разбросать вокруг действующего самолета, может привести к серьезным проблемам с безопасностью, включая травмы персонала, а также повреждение оборудования и имущества.

Обломки взлетно-посадочной полосы

[ редактировать ]

Крушение самолета «Конкорд» , рейса 4590 авиакомпании Air France , в аэропорту Шарль де Голль недалеко от Парижа 25 июля 2000 года было вызвано ППП; в данном случае это кусок титанового обломка на взлетно-посадочной полосе, который был частью реверсора тяги , упавшего из самолета авиакомпании Continental Airlines McDonnell Douglas DC-10 во время взлета примерно четырьмя минутами ранее. В результате удара обломков взорвалась шина. Резиновые обломки шины попали в крыло, разорвав топливный бак и вызвав сильный пожар, приведший к потере управления. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа на борту самолета, а также четыре человека на земле погибли. [4]

Самолет Gates Learjet 36A , регистрационный номер N527PA, вылетал из международного аэропорта Ньюпорт-Ньюс/Уильямсбург в Вирджинии 26 марта 2007 года, когда экипаж услышал громкий хлопок. Прервав взлет, экипаж попытался управлять «рыбим хвостом» и активировать тормозной парашют . Парашют не сработал, и Learjet вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы с лопнувшими шинами. камни и куски металла видели на взлетно-посадочной полосе Сотрудники аэропорта сообщили, что после аварии . Национальный совет по безопасности на транспорте заявил, что авария произошла из-за ППП на взлетно-посадочной полосе. Причиной катастрофы стал отказ тормозного парашюта. [5]

Вулканический пепел

[ редактировать ]

24 июня 1982 года рейс 9 British Airways, следовавший в Перт , Австралия , влетел в облако вулканического пепла над Индийским океаном. У Боинга 747-200B были помпы во всех четырех двигателях, пока все они не вышли из строя . явление, известное как огонь Святого Эльма Пассажиры и экипаж могли видеть вокруг самолета . Рейс 9 пикировал вниз, пока не вышел из облака, позволяя летающему в воздухе пеплу очистить двигатели, которые затем были перезапущены. Лобовое стекло кабины было сильно изъедено частицами пепла, но самолет благополучно приземлился.

15 декабря 1989 года рейс 867 компании KLM , следовавший в международный аэропорт Нарита , в Токио пролетел сквозь густое облако вулканического пепла с горы Редут, извержение которого произошло накануне. Четыре двигателя Боинга 747-400 загорелись. Спустившись более чем на 14 000 футов, экипаж перезапустил двигатели и благополучно приземлился в международном аэропорту Анкориджа .

Хотя это и не имело отношения к вулканическому пеплу, в 1991 году самолет MD-81, эксплуатируемый SAS, совершил вынужденную посадку в лесу после того, как, как сообщается, в оба двигателя попал лед. Все 129 человек выжили, самолет списали.

Предмет сброшен с самолета

[ редактировать ]

Необычный случай ППП произошел 28 сентября 1981 года над Чесапикским заливом . Во время летных испытаний F/A-18 Hornet ВМС Военно-воздушный испытательный центр США использовал Douglas TA-4J Skyhawk в качестве самолета-преследователя для съемок испытания по сбросу бомбодержателя с Hornet. Бомбодержатель ударил в правое крыло «Скайхока», оторвав почти половину крыла. «Скайхок» загорелся через несколько секунд после удара; два человека на борту катапультировались . [6] [7]

Столкновения с птицами

[ редактировать ]

20 ноября 1975 года самолет Hawker Siddeley HS.125, взлетавший с аэродрома Дансфолд, пролетел через стаю северных чибисов сразу после взлета с взлетно-посадочной полосы и потерял мощность в обоих двигателях. Экипаж посадил самолет обратно на взлетно-посадочную полосу, но он вылетел за ее конец и пересек дорогу. Самолет врезался в автомобиль на дороге, в результате чего погибли шесть пассажиров. Хотя самолет был уничтожен в результате возникшего пожара, девять пассажиров самолета выжили в результате крушения. [8]

17 ноября 1980 года самолет Hawker Siddeley Nimrod Королевских ВВС разбился вскоре после взлета с авиабазы ​​RAF Kinloss . Он пролетел через стаю канадских гусей , в результате чего три из четырех двигателей отказали. Пилот и второй пилот погибли; Впоследствии пилот был посмертно награжден Крестом ВВС за действия по сохранению контроля над самолетом и спасению жизней 18 членов экипажа. Останки 77 птиц были найдены на взлетно-посадочной полосе или рядом с ней. [9] [10]

15 января 2009 года рейс 1549 авиакомпании US Airways вскоре после взлета врезался в стаю канадских гусей, и у него отказал двойной двигатель. Пилот бросил самолет в реку Гудзон, спасая жизни всем находившимся на борту.

Дикая природа и водно-болотные угодья возле аэропортов

[ редактировать ]

Серьезные проблемы возникают с аэропортами, территория которых была или стала местом гнездования птиц. Хотя заборы могут помешать лосям или оленям выйти на взлетно-посадочную полосу, птиц труднее контролировать. Часто в аэропортах используются отпугиватели птиц , которые работают на пропане и создают достаточно громкий шум, чтобы отпугнуть птиц, которые могут находиться поблизости. Менеджеры аэропортов используют любые доступные средства (включая дрессированных соколов , а также дроны-роботы, машущие крыльями, похожие на сокола), чтобы сократить популяцию птиц. Еще одно исследуемое решение — использование искусственного газона возле взлетно-посадочных полос, поскольку оно не дает диким животным пищи, укрытия или воды. [11]

Конференции

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах самым известным собранием экспертов по ППП была ежегодная Национальная конференция по предотвращению ППП в аэрокосмической отрасли. Ежегодно мероприятие проводится в разных городах некоммерческой ассоциацией National Aerospace FOD Prevention, Inc. (NAFPI), которая занимается просвещением, повышением осведомленности и предотвращением ППП. Информация о конференции, включая презентации прошлых конференций, доступна на веб-сайте НАФПИ. [12] Тем не менее, NAFPI подверглась некоторой критике за то, что она сосредоточена на контроле инструментов и производственных процессах, и другие представители отрасли выступили вперед, чтобы заполнить пробелы. В ноябре 2010 года BAA провела первую в мире конференцию по этой теме под руководством аэропортов. [13]

Технологии обнаружения и предотвращение ППП

[ редактировать ]
Не оставляйте пассажирам уведомление о FOD.

По поводу систем обнаружения ППП ведутся споры, поскольку затраты могут быть высокими, а сфера ответственности не ясна. Однако один аэропорт утверждает, что их система обнаружения ППП, возможно, окупила себя в одном инциденте, когда персонал был предупрежден о стальном тросе на взлетно-посадочной полосе, прежде чем один самолет оказался под угрозой. [14] ФАУ исследовало технологии обнаружения ППП и установило стандарты для следующих категорий: [15]

  • Радар
  • Электрооптический (изображения в видимом диапазоне (стандартное видеонаблюдение) и камеры при слабом освещении)
  • Гибридный
  • RFID на металле
  • Промышленные коврики FODS – предотвращение выслеживания и контроль выслеживания

Улучшения устойчивости к повреждениям

[ редактировать ]

Негативные последствия ППП можно уменьшить или полностью устранить путем введения в деталь в процессе производства сжимающих остаточных напряжений в критических усталостных зонах. Эти полезные напряжения создаются в детали в результате холодной обработки детали с помощью процессов упрочнения: дробеструйной или лазерной упрочнения . Чем глубже сжимающее остаточное напряжение, тем значительнее улучшение усталостной долговечности и устойчивости к повреждениям. Дробеструйная обработка обычно вызывает сжимающие напряжения глубиной в несколько тысячных дюйма, лазерная обработка обычно создает сжимающие остаточные напряжения глубиной от 0,040 до 0,100 дюйма. Сжимающие напряжения, вызванные лазерной ударной установкой, также более устойчивы к тепловому воздействию.

Технологии, информация и учебные материалы, полезные для предотвращения ППП

[ редактировать ]
  • Системы управления аэрокосмическими инструментами
  • Руководства по программе предотвращения ППП
  • Магнитные стержни
  • Рекламные и информационные материалы
  • Контроль/извлечение инструментов и деталей
  • Прицепная подметальная машина с трением [16] [ нужен лучший источник ]
  • Прицепные подметальные машины
  • Учебные материалы
  • Подметально-вакуумные машины
  • Мотоблоки подметальные машины
  • Коврики для предотвращения ППП [17] [ нужен лучший источник ]

Экономический эффект

[ редактировать ]

На международном уровне прямые и косвенные расходы из-за ППП обходятся авиационной отрасли долларов США в 13 миллиардов в год. Косвенные затраты в десять раз превышают стоимость прямых затрат и включают задержки, замену самолетов, понесенные расходы на топливо, внеплановое техническое обслуживание и тому подобное. [18] и приводит к дорогостоящему и значительному повреждению самолетов и их частей, а также к гибели и ранениям рабочих, пилотов и пассажиров.

Подсчитано, что ППП обходится крупным авиакомпаниям США в 26 долларов за рейс на ремонт самолетов, плюс 312 долларов на такие дополнительные косвенные расходы, как задержки рейсов, смены самолетов и неэффективность топлива. [19]

«Есть и другие затраты, которые не так легко подсчитать, но они не менее тревожны», — заявил командующий звеном Королевских ВВС Великобритании и исследователь FOD Ричард Френд. [20] «Такие катастрофы, как с самолетом Air France Concorde, рейс AF 4590 , приводят к гибели людей, страданиям и последствиям для семей погибших, подозрениям в халатности, вине и вине, которые могут длиться всю жизнь. Это мучительное мучение не следует забывать невозможно подсчитать, но об этом никогда . Если бы все помнили об этом, мы бы сохраняли бдительность и всегда предотвращали появление проблем из-за посторонних предметов. На самом деле, множество факторов в совокупности вызывают цепочку событий, которые могут привести к сбою. ."

Исследования

[ редактировать ]

Было проведено только два детальных исследования экономической стоимости ППП для полетов гражданских авиакомпаний. Первым выступил Брэд Бахтел из Boeing , опубликовавший стоимость в 4 миллиарда долларов США в год. [1] Это нисходящее значение в течение нескольких лет было стандартным отраслевым показателем стоимости ППП. Вторую работу (2007 г.) выполнил Иэн МакКрири из консалтинговой компании Insight SRI Ltd. В этом более подробном отчете предлагалась первая оценка стоимости FOD, основанная на восходящем анализе записей журнала технического обслуживания авиакомпаний. Здесь данные были разбиты на прямые затраты на рейс и косвенные затраты на рейс для 300 крупнейших аэропортов мира с подробными сносками к вспомогательным данным. [21] Исследование Insight SRI было стандартным справочником в 2007–2009 годах, поскольку оно было единственным источником, представляющим затраты, и поэтому его цитировали как регулирующие органы, аэропорты, так и поставщики технологий. [22]

Однако, хотя этот документ Insight SRI 2007 года остается лучшим бесплатным общедоступным источником данных, новый анализ (2010 г.) Insight SRI предлагает новые цифры. Автор нового отчета (не бесплатного) говорит: «Читателей предостерегают, чтобы они не полагались и не ссылались в будущем на цифры из статьи Insight SRI 2007–2008 годов « Экономическая стоимость ППП для авиакомпаний» . Эта предыдущая попытка была «первой» документ с подробным описанием прямых и косвенных затрат на ППП, основанный на данных о техническом обслуживании авиакомпаний (весь документ представлял собой одну страницу данных, за которой следовали 8 страниц сносок)».

Прямые расходы за рейс — 26 долларов США. [21] рассчитываются с учетом затрат на техническое обслуживание двигателя, замену шин и повреждений корпуса самолета.

Косвенные расходы на рейс включают в общей сложности 33 отдельные категории:

  1. Потери эффективности аэропорта
  2. Углеродные / экологические проблемы
  3. Смена самолета
  4. Закрыть аэропорт
  5. Закрыть взлетно-посадочную полосу
  6. Корпоративное непредумышленное убийство/уголовная ответственность
  7. Стоимость корректирующих действий
  8. Стоимость найма и замены обучения
  9. Стоимость аренды или аренды подменного оборудования
  10. Стоимость восстановления порядка
  11. Стоимость расследования
  12. Задержка самолетов в воздухе
  13. Задержки у ворот
  14. Штрафы и цитаты
  15. эффективности использования топлива Потери
  16. Отели
  17. Уход на второй круг в воздухе
  18. Повышенные страховые взносы
  19. Увеличение эксплуатационных расходов на оставшееся оборудование
  20. Страховые франшизы
  21. Судебные издержки в результате
  22. Требования об ответственности сверх страховки
  23. Потеря самолета
  24. Потеря бизнеса и ущерб репутации
  25. Потеря производительности травмированного персонала
  26. Потеря запасных частей или специализированного оборудования
  27. Потерянное время и сверхурочная работа
  28. Пропущенные соединения
  29. Моральный дух
  30. Реакция экипажей, приведшая к нарушению графика
  31. Замена рейсов на других перевозчиках
  32. Плановое обслуживание
  33. Внеплановое техническое обслуживание

В исследовании делается вывод, что при добавлении этих косвенных затрат стоимость ППП увеличивается в 10 раз. [23]

Евроконтроль и ФАУ изучают FOD. Евроконтроль опубликовал предварительную оценку технологий обнаружения ППП в 2006 году, в то время как ФАУ проводит испытания четырех ведущих систем от Qinetiq (PVD, аэропорт Провиденс ТФ Грин ), Stratech (ORD, международный аэропорт Чикаго О'Хара ), Xsight Systems (BOS , Бостонский международный аэропорт Логан ) и Trex Aviation Systems (ORD, аэропорт Чикаго О'Хара) в 2007 и 2008 годах. Результаты этого исследования должны быть опубликованы в 2009 году. [ нужно обновить ]

  1. ^ Jump up to: а б «Посторонние предметы и предотвращение повреждений» . Журнал Боинг Аэро . Проверено 28 октября 2008 г.
  2. ^ «Информационный циркуляр ФАУ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2017 г. Проверено 27 марта 2008 г.
  3. ^ «Меморандум о взаимопонимании между Airbus и IAI по изучению экологически эффективного руления с выключенными двигателями» . 17 июня 2009 года . Проверено 30 июля 2009 г.
  4. ^ « Нет времени»: пугающие последние слова пилота «Конкорда» . News.com.au. ​21 апреля 2023 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 г.
  5. ^ «Итоговый отчет NTSB, происшествие № NYC07LA087» .
  6. Список катапультаций из самолетов в 1981 году. Архивировано 21 апреля 2017 г. в Wayback Machine. Проверено: 30 августа 2008 г.
  7. ^ Страница со ссылкой на WMV-ролик разрушения TA-4J BuNo. 156896. Проверено 30 августа 2008 г.
  8. ^ Официальный отчет AAIB о расследовании крушения самолета HS.125-600B с регистрацией G-BCUX, получен 19 мая 2010 г.
  9. ^ Страница аварии Aviation Safety Network XV256 получена 23 января 2008 г.
  10. ^ «Доблесть пилота по обмену RAAF, упомянутая в отчете о происшествии RAF», «Newsdesk - Military», австралийский авиационный журнал № 16, сентябрь 1982 г., стр. 45. Aerospace Publications Pty. Ltd., Мэнли, Новый Южный Уэльс
  11. ^ «Применение искусственного газона в контролируемой зоне» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 2006.
  12. ^ «nafpi.com — Доменное имя на продажу» . ДАН.КОМ .
  13. ^ «Глобальная конференция BAA по ППП» . BAA Лондонский аэропорт Хитроу . Архивировано из оригинала 25 января 2013 г. Проверено 2 декабря 2010 г.
  14. ^ «Аэропорт ЮВР» . Телеинтервью . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 г. Проверено 30 июля 2009 г.
  15. ^ «Информационный циркуляр ФАУ» (PDF) . Проверено 21 сентября 2009 г.
  16. ^ «Уборочная машина для посторонних предметов (FOD) | FOD BOSS | Aerosweep» . аэросвип .
  17. ^ «FODCheck.com | Система ковриков для предотвращения ППП» . www.fodcheck.com/ .
  18. ^ «Безопасность на взлетно-посадочной полосе: ППП, птицы и аргументы в пользу автоматического сканирования» . ООО НИИ Инсайт . Проверено 2 декабря 2010 г.
  19. ^ «Экономическая стоимость FOD для авиакомпаний» (PDF) . ООО НИИ Инсайт . Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2012 г. Проверено 29 октября 2008 г.
  20. ^ Make It FOD Free Веб-сайт
  21. ^ Jump up to: а б «Экономическая стоимость FOD для авиакомпаний» . ООО НИИ Инсайт . Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 28 октября 2008 г.
  22. ^ "Поиск" . www.eurocontrol.int . Проверено 17 августа 2020 г.
  23. ^ «Экономическая стоимость FOD для авиакомпаний» (PDF) . ООО НИИ Инсайт . Март 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2022 г. Проверено 21 сентября 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2eeaed091610c08cf3a456f2d4fd0da0__1719135480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/a0/2eeaed091610c08cf3a456f2d4fd0da0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Foreign object damage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)