Рейс 009 British Airways
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 24 июня 1982 г. |
Краткое содержание | Четырехкратное загорание двигателя из-за блокировки вулканическим пеплом |
Сайт | Рядом с горой Галунггунг , Западная Ява , Индонезия 7 ° 15'24 "ю.ш., 108 ° 04'37" в.д. / 7,25667 ° ю.ш., 108,07694 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 747-236Б |
Название самолета | Город Эдинбург |
Оператор | Британские авиалинии |
Номер рейса ИАТА. | BA009 |
Номер рейса ИКАО. | БАВ009 |
Позывной | СПИДБЕРД 9 |
Регистрация | G-BDXH |
Начало рейса | Аэропорт Хитроу , Лондон , Великобритания |
1-я остановка | Аэропорт Сахар , Бомбей , Индия |
2-я остановка | Аэропорт Султан Абдул Азиз Шах , Куала-Лумпур , Малайзия |
3-я остановка | Аэропорт Перта , Перт , Западная Австралия, Австралия |
Последняя остановка | Аэропорт Мельбурна , Мельбурн , Виктория , Австралия |
Место назначения | Аэропорт Окленда , Окленд , Новая Зеландия |
Оккупанты | 263 |
Пассажиры | 248 |
Экипаж | 15 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 263 |
Рейс 009 British Airways , иногда называемый позывным Speedbird 9 или инцидентом в Джакарте , [ 1 ] Это был регулярный рейс British Airways из лондонского аэропорта Хитроу в Окленд с остановками в Бомбее , Куала-Лумпуре , Перте и Мельбурне .
24 июня 1982 года по маршруту пролетел город Эдинбург на Боинге 747-236B , зарегистрированном как G-BDXH. Самолет врезался в облако вулканического пепла , поднятое в результате извержения горы Галунггунг примерно в 110 милях (180 км) к юго-востоку от Джакарты , Индонезия, что привело к отказу всех четырех двигателей. Отчасти потому, что событие произошло ночью, затенив облако, причина сбоя не была сразу очевидна ни экипажу, ни авиадиспетчерской службе. Самолет был направлен в Джакарту в надежде, что удастся перезапустить достаточное количество двигателей, чтобы он мог приземлиться там. Самолет вылетел из облака пепла, и все двигатели были перезапущены (хотя двигатель номер 2 начал вибрировать, и экипажу вскоре пришлось его заглушить), что позволило самолету благополучно приземлиться в аэропорту Халима Перданакусума в Джакарте.
Члены экипажа аварийного сегмента поднялись на борт самолета в Куала-Лумпуре, а многие пассажиры находились на борту с момента начала полета в Лондоне. [ 2 ]
Инцидент
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2019 г. ) |
На момент инцидента в состав летного экипажа BA009 входили 32-летний старший первый помощник Роджер Гривз, 40-летний старший инженер Барри Таунли-Фримен и 41-летний [ 3 ] Капитан Эрик Генри Муди. Члены летного экипажа поднялись на борт самолета в аэропорту Султана Абдул Азиза Шаха в Куала-Лумпуре и должны были пилотировать Боинг 747-200 по маршруту из Малайзии в аэропорт Перта. [ 4 ]
Вскоре после 13:40 UTC (20:40 по времени Джакарты) над Индийским океаном, к югу от Явы , экипаж впервые заметил необычный эффект на лобовом стекле , похожий на пожар Святого Эльма , когда Муди направлялся в туалет . [ 1 ] Несмотря на то, что метеорологический радар показывал ясное небо, экипаж в качестве меры предосторожности включил противообледенительную систему двигателя и знаки непристегнутых ремней безопасности пассажира.
По ходу полета дым в пассажирском салоне самолета начал скапливаться ; Сначала предполагалось, что это сигаретный дым . Однако вскоре он стал гуще и приобрел запах серы . Пассажиры, которые видели двигатели самолета через окно, отметили, что они были необычно ярко-голубыми, а свет шел вперед через лопасти вентилятора и создавал стробоскопический эффект . [ 5 ]
номер четыре Около 13:42 UTC (20:42 по джакартскому времени) двигатель Rolls-Royce RB211 начал повышаться и вскоре заглох . Летный экипаж немедленно провел учение по выключению двигателя, оперативно перекрыв подачу топлива и включив огнетушители. Менее чем через минуту, в 13:43 UTC (20:43 по времени Джакарты), второй двигатель взорвался и заглох. Через несколько секунд и почти одновременно загорелись первый и третий двигатели, что побудило бортинженера воскликнуть: «Я не верю в это — все четыре двигателя вышли из строя!» [ 5 ]
Без тяги двигателя 747-200 имеет качество планирования примерно 15:1, что означает, что он может планировать вперед на 15 километров за каждый сброшенный километр. Летный экипаж быстро определил, что самолет способен планировать в течение 23 минут и преодолеть 91 морскую милю (169 км) с высоты полета 37 000 футов (11 000 м). [ 5 ] В 13:44 по всемирному координированному времени (20:44 по джакартскому времени) Гривз передал сообщение Mayday местному органу управления воздушным движением , заявив, что все четыре двигателя вышли из строя. Однако региональный контроль Джакарты неправильно понял сообщение, интерпретировав звонок как означающий, что только двигатель номер остановился четыре. После того, как ближайший рейс компании Garuda Indonesia передал им сообщение, авиадиспетчерская служба правильно поняла срочное сообщение. Несмотря на то, что экипаж «просигналил» о настройке аварийного транспондера 7700, авиадиспетчерская служба не смогла обнаружить 747 на экранах радаров.
Из-за высоких индонезийских гор на южном побережье острова Ява для безопасного пересечения побережья требовалась высота не менее 11 500 футов (3500 м). Экипаж решил, что, если самолет не сможет поддерживать высоту к моменту достижения высоты 12 000 футов (3700 м), он повернется обратно в море и попытается броситься в Индийский океан. Экипаж начал учения по перезапуску двигателя, несмотря на то, что он находился далеко за пределами рекомендуемой максимальной высоты запуска двигателя в полете, составляющей 28 000 футов (8 500 м). Попытки перезапуска не увенчались успехом.
Несмотря на нехватку времени, Муди сделал для пассажиров заявление, которое было названо «шедевром преуменьшения »: [ 5 ]
Дамы и господа, говорит ваш капитан. У нас есть небольшая проблема. Все четыре двигателя остановились. Мы делаем все возможное, чтобы они снова заработали. Я надеюсь, что вы не слишком расстроены. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Когда давление внутри кабины упало, с потолка упали кислородные маски — автоматическая экстренная мера, призванная восполнить нехватку воздуха. Однако в кабине экипажа маска Гривза была сломана; подающая трубка оторвалась от остальной части маски. Муди быстро решил снизиться со скоростью 1800 м в минуту до высоты, где давление во внешней атмосфере было достаточным, чтобы дышать почти нормально. Многие пассажиры, опасаясь за свою жизнь, написали записки родственникам. [ 2 ]
На высоте 13 500 футов (4100 м) экипаж приближался к высоте, на которой им придется перевернуть океан и попытаться рискнуть броситься на воду. Хотя у экипажа были инструкции по процедуре посадки на воду, никто никогда не пробовал ее на Боинге 747. Когда они выполняли процедуру перезапуска двигателя, двигатель номер четыре наконец запустился, и в 13:56 UTC (20:56 по джакартскому времени) Муди использовал свою силу, чтобы уменьшить скорость снижения. Вскоре после этого третий двигатель запустился, что позволило ему медленно набирать высоту. Вскоре после этого первый и второй двигатели также успешно перезапустились. [ 8 ] Впоследствии экипаж запросил и ускорил увеличение высоты, чтобы преодолеть высокие горы Индонезии. [ 9 ]
Когда самолет приблизился к заданной высоте, эффект огня «Сент-Эльма» на лобовом стекле возобновился. Муди снова сбросил газ, но двигатель номер два снова заработал и заглох. Экипаж немедленно спустился и удержал высоту 12 000 футов (3700 м).
Когда рейс 009 приближается к международному аэропорту Халим Перданакусума в Джакарте, [ 10 ] экипажу было трудно что-либо видеть через лобовое стекло, и он почти полностью зашел на посадку по приборам, несмотря на сообщения о хорошей видимости. Экипаж решил использовать систему посадки по приборам аэропорта , но система вертикального наведения оказалась неработоспособной, поэтому им пришлось лететь только с боковым наведением, поскольку первый помощник контролировал дальномерное оборудование (DME). Затем он назвал высоту, на которой они должны находиться на каждом этапе DME на последнем этапе захода на посадку к взлетно-посадочной полосе, создавая виртуальную глиссаду, по которой они должны следовать. Муди описал это как «немного похожее на попытку пробраться в задницу барсуку ». [ 1 ] Хотя огни взлетно-посадочной полосы можно было разглядеть через небольшую полоску лобового стекла, посадочные огни самолета, похоже, не работали. После приземления экипаж обнаружил, что руление невозможно из-за яркого света прожекторов на перроне, из-за чего и без того обработанное пескоструйной обработкой лобовое стекло стало непрозрачным. При высадке бортинженер опустился на колени у подножия ступеньки и поцеловал землю. Когда Муди спросил, почему, инженер ответил, что «это делает Папа Римский», на что Муди ответил: «Он летает на Alitalia». [ 11 ]
Расследование
[ редактировать ]Послеполетное расследование показало, что проблемы города Эдинбурга были вызваны пролетом через облако вулканического пепла от извержения горы Галунггунг . Поскольку облако пепла было сухим, оно не появилось на метеорологическом радаре, предназначенном для обнаружения влаги в облаках. Пыль в облаке лишила двигатели достаточного количества кислорода из атмосферы для поддержания горения, подвергла пескоструйной очистке лобовое стекло и крышки посадочных фонарей и засорила двигатели. Попадая в двигатели, зола плавилась в камерах сгорания и прилипала к внутренней части силовой установки. По мере того, как двигатель остывал после простоя, и когда самолет спускался из облака пепла, расплавленный пепел затвердевал и откалывался в достаточном количестве, чтобы воздух снова мог плавно проходить через двигатель, что позволило успешно перезапустить двигатель. У двигателей было достаточно электроэнергии, чтобы запустить, зажечь и перезапустить, поскольку один генератор и бортовые батареи все еще работали.
Последствия
[ редактировать ]В Джакарте заменили первый, второй и третий двигатели, а также лобовое стекло, а топливные баки очистили от золы, попавшей в них через наддувные каналы и сильно загрязнившей топливо. После того, как самолет был переправлен обратно в Лондон, двигатель номер четыре был заменен и были проведены основные работы по возвращению Боинга 747 в эксплуатацию.
После вынужденной посадки в аэропорту Халим в Джакарте экипаж и пассажиры рейса 009 British Airways оставались в Джакарте на несколько дней. Некоторые остановились в отеле Sahid Jaya, некоторые — в отеле Sari Pan Pacific, а пассажиры первого класса были доставлены в Перт рейсом авиакомпании UTA Airlines . [ 12 ] Во время пребывания в Джакарте пассажиры и экипаж рейса 009 British Airways получили возможность совершить экскурсию по городу и посетить Taman Mini Indonesia Indah . [ 12 ] После двух дней в Джакарте пассажиры и экипаж рейса 009 British Airways были доставлены другим рейсом British Airways в Перт, Австралия, и Окленд, Новая Зеландия. [ 12 ]
Хотя воздушное пространство вокруг горы Галунггунг было временно закрыто после аварии, через несколько дней оно было вновь открыто. Только после того, как 19 дней спустя, 13 июля, самолет Боинг 747 Сингапурских авиалиний был вынужден заглушить три двигателя, когда он пролетал через тот же район, индонезийские власти навсегда закрыли воздушное пространство и изменили маршрут воздушных линий, чтобы избежать этого района. Были установлены часы для наблюдения за облаками пепла. [ 5 ] Рейс 009 был не первым столкновением с этим извержением; 5 апреля 1982 года самолет Garuda DC-9 столкнулся с пеплом. [ 13 ]
Экипаж получил различные награды, в том числе Королевскую благодарность Муди за выдающиеся заслуги в воздухе , [ 14 ] и медали Британской ассоциации пилотов авиакомпаний . Безмоторный полет G-BDXH вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный полет на самолете неспециальной постройки (этот рекорд также был установлен рейсом 143 Air Canada в 1983 году и рейсом 236 Air Transat в 2001 году).
Одна из пассажирок, Бетти Тутелл, написала книгу об аварии « Все четыре двигателя отказали » и сумела найти около 200 из 247 пассажиров рейса. В 1993 году Тутелл вышла замуж за попутчика Джеймса Фергюсона, который сидел в ряду перед ней. Позже она отметила: «28 декабря 2006 года знаменует начало нашего 14-го года медового месяца, а 24 июня 2007 года, несомненно, соберутся многие пассажиры и члены экипажа, чтобы отпраздновать 25-летие нашего воздушного приключения». [ 12 ]
British Airways продолжала выполнять рейсы по маршруту 009 из лондонского аэропорта Хитроу в Сидней , но в марте 2012 года маршрут был сокращен до Бангкока до июля 2022 года, а затем прекращен навсегда. [ нужна ссылка ] British Airways вернется в Бангкок в октябре 2024 года после двухлетнего перерыва, однако вместо этого маршрут будет выполняться сезонно из лондонского аэропорта Гатвик.
Самолет G-BDXH, получивший название City of Edinburgh , позже переименованный в City of Elgin , был отремонтирован и после аварии продолжал летать на British Airways, а затем был продан компании European Aviation Air Charter в январе 2002 года. Самолет был вывезен из обслуживание в феврале 2004 года, а в июле 2009 года самолет, которому тогда было 30 лет, был сломан на стоянке в международном аэропорту Борнмута . [ нужна ссылка ]
Капитан Эрик Муди умер 18 марта 2024 года в возрасте 82 лет. [ 15 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Discovery Channel Canada / National Geographic сериале «Первомайский день» рейс 009 был показан в эпизоде 2007 года под названием «Падение с неба», в котором были интервью с летным экипажем и пассажирами, а также инсценировка полета. [ 16 ]
В 11-м эпизоде комедийного телешоу BBC QI XL («Нижнее белье») транслировалось короткое интервью с капитаном Муди, который сидел в зале, когда был задан вопрос об инциденте. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 21A Singapore Airlines - аналогичный инцидент, произошедший с Боингом 747 менее месяца спустя в том же районе.
- Рейс 867 KLM - почти идентичный инцидент произошел с Боингом 747 на Аляске в 1989 году.
- Список рейсов авиакомпаний, на которых требовалось планирование
- Вулканический пепел и авиационная безопасность
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вера, Николас (1998). Черный ящик . п. 156.
- ^ Jump up to: а б Эпизод «Падение с неба» из сериала Первомай ( Air Emergency , Air Crash Investigation ) [документальный сериал].
- ^ «Добро пожаловать в Эрика Муди» . www.ericmoody.com . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2021 г.
- ^ Банбери, Билл, «Мы потеряли все четыре двигателя» , Австралийская радиовещательная корпорация. Radio National , радиозаписи ABC , получено 29 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Иов, Макартур (1994). Воздушная катастрофа Том 2 . стр. 96–107.
- ^ «Когда вулканический пепел остановил Джамбо на высоте 37 000 футов» . Новости Би-би-си . 15 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2019 г. . Проверено 15 апреля 2010 г.
- ^ Армстронг, Пол (16 апреля 2010 г.). «Объяснитель: Почему облако пепла представляет опасность для самолетов» . CNN . Архивировано из оригинала 18 апреля 2010 года . Проверено 15 апреля 2010 г.
- ^ Стюарт, Стэнли (2002). Чрезвычайная ситуация: кризис на кабине экипажа (2-е изд.). Кровуд Пресс. ISBN 978-1-84037-393-6 .
- ^ Тутелл, Бетти (1985). Все четыре двигателя вышли из строя . Лондон: Андре Дойч . ISBN 978-0-23397-758-4 .
- ^ Аулиани, Палупи Анниса, изд. (15 февраля 2014 г.). «Вулканический пепел тоньше муки и может сбивать самолеты». КОМПАС.com (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 7 марта 2022 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ «Эрик Муди, пилот British Airways, который сохранил хладнокровие, когда облако пепла отключило все четыре двигателя – некролог» . The Telegraph (через Yahoo News) . 14 апреля 2024 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тутелл, Бетти (2 июля 2007 г.). «Все двигатели отказали!» . Зрелые времена . Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
- ^ «Галунггунг, Ява, Индонезия» . Консультативный центр Дарвина по вулканическому пеплу . Австралийское бюро метеорологии . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 8 июня 2009 г.
- ^ «№49375» . Лондонская газета (Приложение). 10 июня 1983 г. с. 28.
- ^ Times, The (7 апреля 2024 г.). «Некролог Эрика Муди, пилота, который приземлил рейс 009 BA в Джакарте после того, как все двигатели отказали» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ «Падение с неба». Первое мая . Сезон 4. 2007. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
- ^ QI XL — Серия U: 11. Нижнее белье . Проверено 14 июля 2024 г. - через www.bbc.co.uk.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вера, Николас (1998). Черный ящик . Самшит. ISBN 0-7522-2118-3 .
- Иов, Макартур (1994). Воздушная катастрофа Том 2 . Аэрокосмические публикации. стр. 96–107. ISBN 1-875671-19-6 .
- Тутелл, Бетти (1985). Все четыре двигателя вышли из строя . Андре Дойч. ISBN 0-233-97758-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Инцидент над Явой в 1982 году : Веб-сайт капитана Эрика Муди.
- FlightPodcast.com : аудиоинтервью с капитаном Эриком Муди
- Описание происшествий в Сети авиационной безопасности . Проверено 31 января 2007 г.
- Аварии и инциденты с участием Боинга 747
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные отказом двигателя
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные вулканическими извержениями
- Авиационные происшествия и происшествия в 1982 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Индонезии
- Авиакатастрофы и инциденты British Airways
- 1982 год в Индонезии
- События июня 1982 года в Азии
- Катастрофы 1982 года в Индонезии