Рейс 149 British Airways
![]() | этой статьи Начальный раздел может оказаться слишком длинным . ( июнь 2024 г. ) |
![]() G-AWND, самолет, участвовавший в инциденте, замечен в 1985 году. | |
возникновение | |
---|---|
Дата | 2 августа 1990 г. |
Краткое содержание | Пассажиры и экипаж взяты в заложники через несколько часов после вторжения в Кувейт |
Сайт | Международный аэропорт Кувейта , Эль-Кувейт, Кувейт |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 747-136 |
Название самолета | Конистон Уотер |
Оператор | Британские авиалинии |
Регистрация | G-AWND |
Начало рейса | Лондонский аэропорт Хитроу |
1-я остановка | Международный аэропорт Кувейта , Эль-Кувейт |
Последняя остановка | Международный аэропорт Мадраса , Мадрас |
Место назначения | Международный аэропорт Субанг , Куала-Лумпур |
Оккупанты | 385 |
Пассажиры | 367 |
Экипаж | 18 |
Погибшие | 1 |
Выжившие | 384 |
Рейс 149 British Airways был рейсом из лондонского аэропорта Хитроу в международный аэропорт Субанг (ныне аэропорт Султана Абдул Азиза Шаха ), тогдашний международный аэропорт Куала-Лумпура , Малайзия , через Кувейта и международные аэропорты Мадраса , выполнявшийся British Airways на самолете Боинг 747- 136 , с регистрацией G-AWND, 2 августа 1990 г.
После прибытия авиалайнера в международный аэропорт Кувейта , расположенный за пределами города Эль-Кувейт , полет так и не был возобновлен из-за продолжающихся событий на земле. Перед приземлением в международном аэропорту Кувейта соседнее государство Ирак начало полномасштабное вторжение в Кувейт ранним утром того дня. В течение нескольких часов подразделения иракской армии быстро продвинулись до Эль-Кувейта и взяли под свой контроль аэропорт. Соответственно, самолет, использовавшийся для выполнения этого рейса, его пассажиры и экипаж были захвачены оккупационными иракскими силами на земле. После захвата большинство пассажиров и членов экипажа первоначально содержались под вооруженной охраной в нескольких близлежащих отелях вместе с другими иностранцами. Позже авиалайнер был разрушен на земле; личности ответственных за его разрушение остаются неизвестными. [ нужна ссылка ]
Во время задержания несколько пассажиров утверждали, что они стали свидетелями ряда злодеяний, совершенных иракскими силами, и сами подверглись издевательствам. Хотя женщинам и детям была предоставлена возможность вернуться домой в конце августа, оставшиеся задержанные были рассредоточены по различным объектам Ирака и Кувейта и использовались иракцами в качестве живого щита для сдерживания наступательных операций противостоящих сил коалиции во время войны в Персидском заливе . Во время одного печально известного инцидента иракское телевидение показало президента Ирака Саддама Хусейна вместе с несколькими задержанными в рамках пропагандистских усилий военного времени. Чтобы добиться их освобождения, бывший премьер-министр Великобритании Эдвард Хит лично отправился в Багдад , чтобы возглавить переговоры, которые включали прямые переговоры между Хитом и Саддамом Хусейном. Один пассажир из списка (гражданин Кувейта, который завершил свой рейс и высадился из самолета до захвата BA 149) значился как убитый иракскими войсками, а все остальные пассажиры были позже освобождены из плена после завершения конфликта. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] У многих из выживших задержанных развилось посттравматическое стрессовое расстройство . после освобождения из плена [ 4 ]
BA 149 продолжает оставаться предметом споров и дебатов о том, можно ли было предотвратить ситуацию, а также обвинений и теорий заговора о том, что этот рейс использовался как троянский конь для перевозки тайного британского военного и разведывательного персонала в Кувейт. [ 5 ] С тех пор было проведено несколько расследований инцидента, в результате чего Маргарет Тэтчер , тогдашняя премьер-министр Великобритании, официально опровергла любые попытки правительства повлиять на действия British Airways в отношении рейса 149. 23 ноября 2021 года министр иностранных дел Лиз Трасс подтвердил, что тогдашнее правительство ввело в заблуждение British Airways и общественность относительно предварительного предупреждения, которое не было передано авиакомпании. [ 6 ]
1 июля 2024 года было объявлено, что пассажиры и экипаж рейса должны подать в суд на правительство и British Airways на том основании, что полученные предупреждения не были приняты во внимание. [ 7 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Рейс 149 выполнялся на самолете Boeing 747-136 с заводским номером 19764 и регистрацией G-AWND. Самолет носил название City of Leeds и первоначально был поставлен предшественнику British Airways BOAC, а затем поступил на вооружение British Airways в 1974 году. [ 8 ] На момент инцидента G-AWND был одним из старейших самолетов в парке BA и должен был быть заменен на Боинг 747 нового поколения. [ 9 ]
Командиром рейса Хитроу-Кувейт был капитан Ричард Бруньяте, а бортпроводниками руководил директор по обслуживанию салонов Клайв Эрти. Питер Кларк должен был стать капитаном матча Кувейт-Мадрас. [ 10 ]
Фон
[ редактировать ]В 18:05 по Гринвичу 1 августа 1990 г. [ 11 ] Рейс 149 British Airways (BA 149) вылетел из лондонского аэропорта Хитроу с 367 пассажирами на борту, его конечным пунктом назначения был Куала-Лумпур с запланированными пересадками в Эль-Кувейте и Мадрасе . Рейс в Хитроу задержали на несколько часов; самолета по словам капитана первого этапа полета Ричарда Бруньята, причиной стала неисправность вспомогательной силовой установки ; некоторые пассажиры утверждают, что слышали, как члены экипажа спорили, следует ли им продолжать путь или нет. [ 11 ] [ 12 ] Рейс имел запланированную остановку в Кувейте ; однако это не было отменено и изменено, несмотря на сообщения СМИ об ухудшении политической ситуации в регионе. Более крупный сосед Кувейта, Ирак, потребовал передать территорию под его контроль и в течение нескольких недель вел наращивание военной мощи на границе между двумя странами. Во время задержки в Хитроу экипаж запросил обновленную информацию о ситуации в Кувейте, и ему сказали, что ничего предосудительного не происходит, несмотря на новости о растущей напряженности. Вскоре после вылета рейса экипаж связался по рации с еще одним отчетом, поговорив как с кувейтской авиадиспетчерской службой (УВД), так и с рейсом 148 British Airways, самолетом Lockheed Tristar , который ранее вылетел из Кувейта. Оба заявили, что ситуация в международном аэропорту Кувейта выглядит нормальной. [ 11 ] Капитан Бруньяте позже показал, что он решил возобновить остановку в Кувейте после того, как еще раз поговорил с кувейтским УВД во время захода на посадку и ему сказали, что приземлиться в аэропорту можно. Он также заявил, что попросил разрешения выполнить дополнительный обход для наблюдения за аэропортом сверху и не заметил ничего подозрительного. [ 11 ] Однако 2 августа 1990 года, в тот же день, когда вылетел BA 149, Ирак начал военное вторжение в Кувейт . [ 1 ]
В 01:13 по Гринвичу 2 августа 1990 г. [ 11 ] BA 149 приземлился в международном аэропорту Кувейта , и пассажиров высадили, и им пришлось ждать час. Аэропорт был пуст, и на земле практически не было персонала; в момент приземления все остальные регулярные рейсы других авиакомпаний к этому моменту уже были отменены или перенаправлены на несколько часов. [ 12 ] [ 1 ] Тридцать пассажиров были забронированы на рейс, чтобы завершить свое путешествие в Кувейте, и высадились из самолета вместе с прибывающим экипажем, который отправился в свой отель. [ 11 ] По сообщениям некоторых пассажиров, те, кто высадился в Кувейте, проследовали в иммиграционный центр, но обнаружили, что их багаж не выгружается. Поступали сообщения о том, что перед приземлением BA 149 британские военные взяли под свой контроль диспетчерскую вышку аэропорта Кувейта. [ 11 ] Между 01.45 и 02:05 по Гринвичу экипаж следующего рейса и оставшиеся пассажиры сели в Боинг 747 в ожидании следующего рейса в Мадрас, капитаном которого должен был стать Питер Кларк. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Во время подготовки к взлету экипажу сообщили, что аэропорт будет закрыт на два часа. Сообщается, что в 02:20 по Гринвичу иракские истребители-бомбардировщики разбомбили взлетно-посадочную полосу аэропорта, не позволив ей пользоваться, и вывели из строя диспетчерскую вышку аэропорта. Бортпроводники приказали эвакуировать самолет, и пассажиров сначала перевели в здание аэровокзала. [ 10 ] В 03:00 по Гринвичу кувейтское радио сделало общенациональное сообщение о том, что иракские войска пересекли границу. [ 11 ] [ 14 ]

В 04:30 по Гринвичу и экипаж, и пассажиры, находившиеся на борту рейса 149, были выведены из терминала иракской армией и доставлены на автобусе в отель в аэропорту. [ 11 ] 3 августа 1990 года сообщалось, что все 367 пассажиров и 18 членов экипажа BA 149 живы и здоровы. [ 15 ] [ 10 ]
Пустой Боинг 747, который оставался в международном аэропорту Кувейта на протяжении всей войны, был уничтожен на земле в результате атаки самолета на последних этапах конфликта; разрушение могло быть преднамеренным действием американских военных, направленным на предотвращение его использования иракскими военными. [ 1 ] Альтернативно, самолет мог быть уничтожен иракскими сухопутными войсками во время их вывода из Кувейта. [ 2 ] В результате его разрушения British Airways смогла получить возмещение по страховке авиалайнера. [ 1 ] Два шасси самолета были спасены и выставлены в Уотерсайде, штаб-квартире British Airways. [ нужна ссылка ]
Немедленная реакция
[ редактировать ]В последующие дни British Airways выразила возмущение ситуацией с рейсом 149. [ 12 ] Председатель BA лорд Кинг публично обвинил министерство иностранных дел и британские службы безопасности в том, что они не смогли оперативно объявить Кувейт зоной боевых действий, что привело бы к изменению направления полета. Региональный менеджер BA в Кувейте и Ираке Лори О'Тул позже утверждала, что перед вылетом BA 149 связалась с посольством Великобритании в Кувейте, чтобы спросить, безопасно ли продолжать полеты в пределах региона, и ей сказали, что полномасштабное вторжение в Кувейт было запланировано. вряд ли. [ 16 ] Очень быстро в обществе возникли серьезные разногласия по поводу того, могло ли британское правительство вмешаться, чтобы избежать задержания рейса 149, а также когда ему стало известно о вторжении в Кувейт. [ 12 ] В сентябре 1990 года премьер-министр Маргарет Тэтчер заявила, что рейс 149 приземлился в Кувейте за несколько часов до вторжения. [ 17 ] [ 12 ] Однако пассажиры на борту BA 149, как сообщается, слышали стрельбу и движение танков во время остановки в Эль-Кувейте, а член прибывающего экипажа также утверждал, что слышал «громкие удары», когда их переправляли из аэропорта в отель; [ 9 ] [ 10 ] Тэтчер также приписывала более ранний момент времени. [ который? ] за вторжение в ее мемуарах . [ 1 ] British Airways и министерство иностранных дел заявили, что рейс 149 приземлился в Кувейте через два часа после начала вторжения. [ 12 ]
Задержание пассажиров
[ редактировать ]После выхода из самолета все пассажиры и члены экипажа были захвачены на земле иракскими войсками, захватившими город Кувейт . Большинство задержанных пассажиров первоначально были переведены в отель в пределах аэропорта, пока экипаж BA 149 не договорился о переводе всех в отель Regency, где обычно базировались экипаж и персонал British Airways, летевшие в Кувейт. Экипаж BA 149 и некоторые пассажиры безуспешно пытались попросить британское посольство эвакуировать его из страны. [ 9 ] Позже, когда международное сопротивление иракской оккупации возросло, пассажирам приказали покинуть отель «Ридженси», разделили их на группы и поместили в различные отели Кувейта, также назначенные иракцами для сообщения другим иностранцам. Иракцы назвали пассажиров «почетными гостями» и на следующей неделе перевезли их под вооруженным конвоем из числа полицейских и солдат из Ирака в места в Кувейте и Ираке. Британские переселенцы размещались в основном на верхних этажах отеля «Мелия Мансур» в Багдаде ; заложники других национальностей были размещены в разных гостиницах. [ 18 ] На ранних стадиях кризиса Бруньяте оставался с пассажирами и командой, чтобы успокоить их, но позже сбежал с помощью членов кувейтского сопротивления. Позже Бруньяте объяснил, что его отец, работавший в Ираке, лично столкнулся с Саддамом Хусейном и опасался репрессий, если иракские власти признают его фамилию. [ 19 ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Позже заложники заявили, что во время задержания они были свидетелями различных злодеяний, таких как нападения иракских сил на граждан Кувейта; [ 1 ] некоторые из заложников сами подвергались формам психического и физического насилия, включая инсценировку казни или изнасилования , и содержались в антисанитарных условиях с небольшим количеством еды. [ 20 ] [ 21 ] [ 12 ] Во время перевозки заложников на автобусе стюардесса British Airways была изнасилована иракским солдатом. Сообщается, что солдат был казнен рядом с заложниками после того, как директор службы каюты Клайв Эрти пожаловался на инцидент старшему офицеру иракских войск, удерживавших их. [ 13 ] [ 19 ] Одна пассажирка Дженнифер Чаппелл заявила, что она была свидетельницей того, как иракские танки проезжали по машинам с кувейтскими мирными жителями, оказавшимися внутри, в то время как ее брат Джон видел казнь кувейтского солдата от рук иракских солдат. [ 19 ] [ 22 ] Другой заложник, Дэвид Форт, был ранен после того, как иракский охранник столкнул его с лестницы. [ 23 ] Небольшому числу пассажиров и членов экипажа удалось спастись, и они были укрыты с помощью бойцов кувейтского сопротивления. [ 10 ]
Через десять дней задержанных разогнали по различным военно-промышленным объектам. Женщинам и детям была предоставлена возможность вернуться домой в конце августа, а тех, кто остался, использовали в качестве живого щита и перемещали между местами. В этих учреждениях будут содержаться от восьми до 20 задержанных лиц разных национальностей, обычно граждан Великобритании и США, а также французов, немцев, японцев и других. [ 18 ]
Различные группы задержанных освобождались на разных этапах, часто в зависимости от их национальности, но также включая такие критерии, как плохое состояние здоровья и тело одного человека, умершего во время плена. В то время как некоторых пассажиров задерживали всего на несколько недель, других держали под стражей месяцами, зачастую в плохих условиях. [ 1 ] Бывший премьер-министр Великобритании Эдвард Хит лично отправился в Багдад для прямых переговоров с президентом Ирака Саддамом Хусейном , и ему приписывают руководство переговорами по успешному освобождению захваченных заложников. [ 24 ] В середине декабря 1990 года Ирак освободил последних из оставшихся американских и британских заложников. [ 18 ]
Один пассажир самолета BA 149, гражданин Кувейта (позже описанный в различных отчетах как член королевской семьи Кувейта или директор службы безопасности), числился убитым иракскими солдатами, хотя это спорно. [ нужна ссылка ] относительно того, считается ли он погибшим пассажиром, поскольку он уже покинул самолет и завершил полет до своей смерти. Ни один из других заложников не был умышленно убит иракскими войсками. [ 3 ]
Расследование
[ редактировать ]Пассажиры подали несколько судебных исков против British Airways в отношении рейса 149, часто обвиняя авиакомпанию в халатности , продолжавшей приземляться в Кувейте через несколько часов после вторжения, а также в утрате имущества. [ 25 ] 15 июля 1999 года группе французских пассажиров была присуждена компенсация ущерба от British Airways на сумму фунтов стерлингов 2,5 миллиона ; Отдельно авиакомпания также решила урегулировать требования о компенсации, поданные от имени пассажиров из США. [ 12 ] [ 1 ] В октябре 2006 года несколько бывших заложников призвали провести независимое общественное расследование утверждений о том, что рейс 149 не был изменен британским правительством, поскольку этот рейс играл роль в операции государственной разведки. [ 26 ] Некоторые пассажиры обвинили British Airways в использовании рейса 149 в попытке эвакуировать свой персонал из Кувейта. Однако персоналу BA в Кувейте не было дано указание сесть на рейс 149, и прилетающий экипаж отправился в свой отель после приземления рейса. [ 11 ] Позже экипаж BA 149 раскритиковал посольство Великобритании в Кувейте за то, что они расценили как бездействие, помогающее им избежать захвата или покинуть Кувейт, пока еще было окно возможностей. [ 11 ]
В документальном фильме 2007 года, заказанном и показанном BBC и показанном в других местах каналом Discovery , утверждается, что правительства США и Великобритании знали об этом почти сразу же, как иракские вооруженные силы пересекли границу, и к 03:00 по кувейтскому времени были полностью проинформированы о вторжении. произошло, и начались боевые действия. Это осознание должно было произойти как минимум за час до приземления BA149, в течение которого несколько других рейсов были перенаправлены в Бахрейн или другие альтернативные пункты назначения, чтобы избежать потенциальной ситуации. В октябре 1992 года премьер-министр Джон Мейджор , пришедший на смену предшественнице Маргарет Тэтчер , отрицал любую попытку повлиять на British Airways в отношении решения об эксплуатации BA 149; однако это противоречит заявлениям под присягой о том, что British Airways на самом деле была проинформирована британским правительством и проинформирована им о том, что летать «безопасно». [ 1 ]
Утверждалось, что британское правительство разрешило рейсу 149 продолжить работу в целях сбора разведывательной информации, переправив британских оперативников в Кувейт. [ 12 ] 2 октября 1992 года, отвечая на вопрос по этому поводу, Мейджор сказал: «Однако я могу подтвердить, что на борту самолета не было британских военнослужащих». [ 1 ] Однако в документальный фильм 2007 года включено интервью с анонимным бывшим солдатом САС, который утверждал, что он и его команда находились на рейсе 149 с целью сбора разведывательной информации в Кувейте. В 2007 году член британского парламента Норман Бейкер заявил, что у него есть письменные показания, подписанные «членами спецназа», в которых, по словам Бейкера, говорилось, что «они находились на этом самолете и были отправлены туда для выполнения миссии в запрос британского правительства». [ 1 ] Бейкер утверждал, что внешние источники подтвердили подобные заявления, в том числе от тогдашнего посла США в Кувейте У. Натаниэля Хауэлла , бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томлинсона и лиц, утверждавших, что они ЦРУ . в то время были сотрудниками [ 1 ]
Некоторые источники в СМИ прокомментировали тот факт, что British Airways якобы отозвала список компьютерной базы данных, содержащий список пассажиров рейса 149, на следующий день после захвата самолета; [ 19 ] однако British Airways утверждает, что это стандартная процедура в случае чрезвычайной ситуации, позволяющая защитить личности людей на борту и уведомить ближайших родственников. [ 11 ]
23 ноября 2021 года министр иностранных дел Лиз Трасс подтвердила, что тогдашнее правительство ввело British Airways и общественность в заблуждение относительно предварительного предупреждения, которое не было передано авиакомпании. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Ба, рейс 149». Палата общин , 27 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Джемпсон, Майк и Эндрю Маршалл. «Истребители над Кувейтом, когда прилетел BA 149». «Индепендент» , 30 августа 1992 г.
- ^ Jump up to: а б Джейн Бингэм (1 ноября 2014 г.). Войны в Персидском заливе с Ираком . Замковый камень. стр. 36–. ISBN 978-1-4846-1077-0 .
- ^ «Заложники «живого щита» войны в Персидском заливе требуют нового расследования» . Новости Би-би-си . 11 декабря 2020 г.
- ^ «Рейс 149 BA: он выполнял секретную «военную разведывательную миссию»?» . Новости Би-би-си . 4 августа 2021 г. Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Корера, Гордон (23 ноября 2021 г.). «Рейс 149 BA: Великобритания признает, что не предупредила о полете заложников в Кувейт» . Новости Би-би-си . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ Корера, Гордон; Вок, Идо (1 июля 2024 г.). «Заложники самолета в Кувейте подали в суд на BA и правительство Великобритании» . Новости Би-би-си . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ «G-AWND Боинг 747-100 British Airways» . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Связь Алресфорда с последним полетом BA в Кувейт во время войны в Персидском заливе, 1990 год» . 2 августа 2017 г. Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вон, Род (19 декабря 2012 г.). «ОТДЕРЖКА КНИГИ: Окровавленный, но не побежденный: Секрет BA149» . Архивировано из оригинала 29 июля 2019 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джемпсон, Майк и Эндрю Маршалл. «Был ли BA 149 троянским конем?: Перед британским правительством стоят вопросы относительно того, был ли запланирован пассажирский рейс в оккупированный Кувейт или это был провал разведки». «Индепендент» , 9 августа 1992 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Маршалл, Эндрю. «Странный рейс BA 149: почему никто не помешал рейсу British Airways в Кувейт после начала вторжения? Эндрю Маршалл о загадке, которая не исчезнет». The Independent , 1 августа 1992 г.
- ^ Jump up to: а б Маршалл, Эндрю (2 августа 1992 г.). «Странный рейс BA 149: почему никто не помешал рейсу British Airways в Кувейт после начала вторжения?» . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Воан, Род (19 декабря 2012 г.). «Окровавленный, но не побежденный: Секрет BA149» . Архивировано из оригинала 29 июля 2019 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Пассажиры British Airways, экипаж в безопасности». New Strates Times , 3 августа 1991 г., с. 1.
- ^ Стивен Дэвис (24 мая 2019 г.). Правдивый: путешествие репортера-расследователя по миру предотвращения правды, фейковых новостей и теорий заговора . Издательство Эксисл. стр. 148–. ISBN 978-1-77559-407-9 .
- ^ «Залив». Палата общин , 6 сентября 1990 г.
- ^ Jump up to: а б с «Подвергая риску мирных жителей: использование Саддамом «живого щита»». Центральное разведывательное управление , январь 2003 г. Проверено 29 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Предательство рейса 149» . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ "Британские заложники описывают испытания Кувейта" . BBC News , 16 октября 2006 г.
- ^ «Иракские заложники подвергаются жестокому обращению, говорят освобожденные французы». Архивировано 2 января 2015 года в Wayback Machine Los Angeles Times , 31 октября 1990 года.
- ^ «Британские заложники требуют расследования обвинений Кувейта в шпионаже» . Хранитель . 16 октября 2006 г. Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Келси, Тим (24 марта 1994 г.). «Заложники войны в Персидском заливе подали в суд на правительство: самолету BA 'разрешили приземлиться после вторжения' » . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ «1990: Ирак освобождает британских заложников». BBC – В этот день , 10 декабря 1990 г.
- ^ Уотсон-Смит, Кейт. «Пассажиры самолета, захваченные Ираком в качестве заложников, подали в суд на BA». The Independent , 8 августа 1999 г.
- ^ «Бывшие заложники требуют расследования в Великобритании». BBC News , 16 октября 2006 г.
- ^ «Рейс 149 BA: Великобритания признает, что не предупредила о полете заложников в Кувейт» . Новости Би-би-си . 23 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC News - «BA проиграла апелляцию по заложникам в Ираке»
- Фотографии уничтоженных самолетов до уничтожения на Airliners.net
- «Можем ли мы доверять нашим правителям, которые когда-нибудь скажут правду?» Стивен Дэвис, New Statesman, 28 июля 2003 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Кувейте
- Авиационные происшествия и происшествия в 1990 г.
- Аварии и инциденты с участием Боинга 747
- Авиакатастрофы и инциденты British Airways
- Иракское вторжение в Кувейт
- Угоны самолетов в Азии
- Захват заложников в Азии
- 1990 год в Кувейте
- Отношения Ирака и Великобритании
- Боевые происшествия
- 20 век в Кувейте
- События августа 1990 года в Азии
- Катастрофы 1990 года в Кувейте
- Угоны в 1990-е годы