Пакет Q Strike
Пакет Q «Авиаудар» | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны в Персидском заливе | |||||||
![]() Останки F-16C 87-0257, найденные морскими пехотинцами США в Ираке во время «Бури в пустыне». [ 1 ] Навес был восстановлен американскими войсками во время вторжения в 2003 году. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Норман Шварцкопф Бастер Глоссон |
Саддам Хусейн Музахим Хасан | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Девятая воздушная армия | Иракские ВВС | ||||||
Сила | |||||||
56 F-16 6 F-4 14 F-15C 2 EF-111 Общий : 78 самолетов |
Тысячи ЗРК и зенитных орудий 25 МиГ-23 20 МиГ-25 10 МиГ-29 Общий : 55 самолетов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 пилота взяты в плен 2 сбитых F-16 [ 1 ] |
Сотни военных и гражданских жертв Серьезный урон нанесен ПВО Критический ущерб нефтеперерабатывающему заводу |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Авиаудар Package Q стал крупнейшим авиаударом войны в Персидском заливе и крупнейшим ударом F-16 Fighting Falcon истребителей в военной истории. Многие самолеты, в том числе F-117 Nighthawk , использовались для атаки целей в Багдаде , который был наиболее хорошо защищенным районом Ирака . Одна и та же цель была поражена несколько раз F-117, а последняя партия состояла из семнадцати F-111F Aardvark на 19-й день войны.
Основной целью удара был Ядерный исследовательский центр Тувайта недалеко от Багдада, где находился ядерный реактор Осирак , который был атакован иранскими ВВС в 1980 году, а затем снова израильскими ВВС в 1981 году, а также многие другие военные объекты. по всему городу. Два самолета были сбиты, двое пилотов оказались в плену . Цель миссии не была достигнута: реакторы исследовательского центра были повреждены лишь незначительно, хотя многие второстепенные цели были поражены. Позже самолет F-117 повторно атаковал объект, причинив значительный ущерб. [ 4 ]
Это нападение было крупнейшим за всю войну и представляло собой попытку нанести серьезный удар по обороне Ирака. Рейд продемонстрировал, как ряд небольших инцидентов или стрессов, которые сами по себе не являются серьезными, могут способствовать неудовлетворительному результату. [ 5 ] что в конечном итоге убедило командиров ВВС США (ВВС США) отменить дальнейшие авиаудары по центру Багдада с использованием обычных (нестелсных) самолетов. [ 2 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Воздушная кампания против Ирака складывалась для коалиции очень хорошо ; Круглосуточно были совершены тысячи самолето-вылетов по целям в Кувейте и Ираке. Иракские ВВС проявили очень нежелание атаковать подавляющую авиацию Коалиции. Пятьдесят шесть F-16 ВВС США из 388-го тактического истребительного авиаполка и 401-го тактического истребительного авиаполка , а также несколько F-4G Wild Weasel V. s из 561-й истребительной эскадрильи и F-15C Eagles из 53-й истребительной эскадрильи были организованы в крупнейший удар войны и самый крупный удар F-16 в истории.
Однако организация была в замешательстве: многие командиры авиации не получили приказов до ночи 18 января. Ночью были добавлены еще три основные цели в центре Багдада. Это означало, что как только атакующая группа поразит реактор, который находился в юго-восточном углу города, ей придется проследовать в центр города, что потребовало пролета через сотни приведенных в боевую готовность ракет класса «земля-воздух » (ЗРК) и зенитных ракетных комплексов. , что делает их легкой добычей. Однако времени менять планы миссии не было, и атака все равно продолжалась. [ 5 ]
Сила
[ редактировать ]Из-за расстояния между аэродромами и Багдадом F-4 были малозагружены: каждый нес только две AGM-88 HARM противорадиационные ракеты из-за их высокого расхода топлива. Это ограничивало количество целей, которые мог атаковать самолет SEAD . С другой стороны, F-16 были очень сильно загружены: каждый нес Марк-84 бомбы , два подвесных топливных бака , две ракеты «воздух-воздух» для защиты от иракских самолетов и 90 связок соломы с пятнадцатью сигнальными ракетами .
У иракских сил было несколько авиабаз в пределах досягаемости от города, которые можно было подготовить за считанные минуты, и на каждой из них размещались МиГ-29 истребители . Иракские силы также располагали тысячами зенитно-ракетных комплексов по всему городу: от зенитных орудий времен Второй мировой войны до ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух» на современных перехватчиках и истребителях. В целом у иракцев были ресурсы, чтобы нанести ударным силам большие потери. [ 6 ]
Ударять
[ редактировать ]Днем 19 января все самолеты вылетели из Саудовской Аравии и Катара . Оттуда все они встретились с самолетами-заправщиками в Саудовской Аравии, недалеко от границы с Ираком. Возникли проблемы со стыковкой и дозаправкой танкеров. На путях танкеров стояла плохая погода, и танкисты подошли к месту сброса слишком рано. В результате они сбросили скорость до минимальной, что, в свою очередь, серьезно отразилось на сопровождающих истребителях. Вскоре F-16 были близки к остановке , и некоторым пришлось зажигать форсажные камеры, чтобы оставаться в воздухе; четыре истребителя, вышедшие из последнего танкера, настолько отстали, что командир миссии приказал им вернуться на базу.
После дозаправки все самолеты развернулись в сторону Багдада и двинулись в путь. По пути им приходилось время от времени уклоняться от зенитных ракетных комплексов и ЗРК, однако, когда пакет достиг воздушного пространства Багдада, он вырвался на открытое пространство. Иракские артиллеристы ответили американцам парой высотных выстрелов из 100-мм зенитных орудий по центру нескольких группировок, что еще больше усилило беспорядок и беспорядок среди зениток под ними. Поскольку группы миссий в ударном пакете испытывали трудности со связью, путаница росла, а координация усложнялась. Командир миссии, атаковавшей центр Багдада, подсчитал, что он получил примерно 80 процентов вызовов от всех самолетов, участвовавших в ударе, что является непосильной нагрузкой для одного пилота с собственным самолетом.
С момента приближения пакета к ПВО Багдада «Ласки» атаковали вражеские ЗРК. Однако возникла проблема с Ласками, назначенными на миссию; то ли из-за топлива, сроков, то ли из-за решения командира пакета не все добрались до Багдада. Более того, некоторые Ласки не выпустили все свои HARM, что позволяет предположить, что у них закончилось топливо или им было приказано уйти, прежде чем они смогли успешно использовать все свои ракеты.
Самолеты «центра города», F-16 с двигателями более новой модели, выбранные из-за их более высоких характеристик, и их сопровождающие обогнали другие F-16, которые приближались к целям, приближались к ним и покидали их, и все это во враждебной среде. Пока эти самолеты еще направлялись в центр города, у F-4 «Wild Weasels» закончилось топливо, и он улетел. В результате F-16 и F-15C остались одни против ПВО столицы. Майор Джон Николс услышал крик Уизлов о том, что они уходят, когда он въехал, чтобы нанести удар по своей цели - штабу ВВС Ирака. Облачность скрыла цель; Николс откатился, чтобы повернуть к альтернативной цели - нефтеперерабатывающему заводу, который подвергся атаке части его отряда.
До этого момента иракцы стреляли по большей части своих ЗРК баллистически, то есть при запуске они не находились под наведением. Однако вскоре после того, как «Визель» сообщил о том, что они уходят, ЗРК напрямую атаковали полет Николса. Многие ЗРК теперь направлялись по прямой траектории к самолету, и большую часть его полета приходилось совершать действия по уклонению, включая «последние маневры», такие как сброс топливных баков и бомб. Примерно половина самолета пришлась на нефтеперерабатывающий завод; другие направлялись к альтернативным целям, когда ЗРК вступили в бой и заставили их сбросить боеприпасы. [ 1 ]
ЗРК поразили один F-16 как раз в тот момент, когда последние бомбы упали на нефтеперерабатывающий завод. Вторая ракета упала рядом с другим F-16, повредив его, когда самолет уклонился от ЗРК во время вылета из Багдада. Оба самолета были потеряны, но их пилоты пережили войну в качестве военнопленных. Один из двух потерянных самолетов получил попадание ракеты SA-3 к югу от Багдада, но успел пролететь 150 миль по обратному маршруту, прежде чем заглох двигатель. [ 1 ] Всего участники боя насчитали в воздухе двадцать ЗРК; один пилот уклонился не менее чем от шести. Многие самолеты F-16 получили серьезные или незначительные повреждения, но остались в летной годности.
Из записи видеомагнитофона того дня: [ 7 ]
«Хорошо, запуск ЗРК! Нос 5 низко!»
(Перебои в работе контроллера воздуха)
«Ломай направо! Ломай направо!»
— Ладно, скучал по нему.
(влияние)
«Stroke One — хит! Stroke One — хит!»
«Удар-один получил удар! Удар-один получил удар!» «Статус?»
«Хорошо, у меня пожар! Я ах-стою. Хм, к югу от поворотной точки номер семь. Все еще летаю. И я направляюсь на юг».
«Копия».
«Ладно, это… мы получили неплохой удар. У меня нет двигателя».
Когда выжившие после удара покинули Багдад, восемь иракских МиГ-29 начали приближаться к тылу F-16; у них верхняя крышка F-15C видимо ушла раньше, после F-4. Когда неповрежденные F-16 развернулись, чтобы атаковать МиГи, иракцы обратились в бегство. В результате всех оборонительных маневров к моменту подхода F-16 к границе у некоторых из них почти закончилось топливо. Один истребитель разбился бы недалеко от территории коалиции, если бы танкер KC-135 из ВВС Национальной гвардии Канзаса не переправился на территорию противника. Когда F-16 начал дозаправку на территории Ирака, на борту истребителя было всего 800 фунтов топлива; по словам командира звена, летавшего ведомым, это была "шокирующая ситуация".
Результат
[ редактировать ]Потерю двух F-16 можно объяснить рядом стрессов, опозданием с приказом о воздушном задании, недостатком времени на координацию, тактическим подходом, который обеспечил иракцам серьезное предупреждение, проблемами с топливом для «Уизлей» и других самолетов, плохой погодой. и недостаточное истощение обороны в совокупности создали опасную ситуацию.
Пакет Q извлек ряд важных уроков. Наиболее очевидным было то, что иракская оборона в Багдаде оставалась смертоносной: будущие удары по Багдаду будут в основном наноситься F-117, но обычные авиационные средства с лучшей координацией по-прежнему будут поражать цели в центре Багдада. .
Однако неудача миссии привела к решающему оперативному повороту. [ нечеткий ] Генерал Глоссон и его специалисты по планированию надеялись, что разрушение или, по крайней мере, ослабление противовоздушной обороны Багдада позволит им отправить в столицу большие группы F-16 в дневное время. Их целями, как и утром третьего дня, должны были стать крупные командные штабы и символы режима, такие как штабы партии Баас , Республиканской гвардии и Управления общей военной разведки . Эти сооружения были настолько большими, что неуправляемые бомбы, сброшенные с F-16, хотя и менее точные, могли поразить их с достаточной вероятностью успеха. Предполагалось, что разрушение таких штабов, являвшихся символами режима, имело серьезные политические и военные последствия. [ 2 ]
Трудности, с которыми столкнулся пакет Q, а также возможность непреднамеренного сброса бомбы самолетом под атакой ЗРК заставили генерала Хорнера и его специалистов по планированию принять решение не отправлять группу F-16 против центра Багдада на следующий день. «На самом деле, мы позвонили в штаб и сказали им, что отправить нас снова с той ничтожной поддержкой, которую они нам оказали в первой миссии, «снова» было плохим решением (генерал-майор Джон Николс). [ нужны разъяснения ] Ошибочность своего плана они поняли 19-го числа, несмотря на наши советы вечером 18-го, когда резко изменили план и неправильно распределили силы и порядок атаки на объекты. Мы все равно выполнили миссию, даже после того, как сообщили им, что их планирование было совершенно ошибочным во многих отношениях, чтобы их можно было описать». [ проверять ]
В результате «Пакета Q» американская воздушная доктрина претерпела изменения. Например, пакеты F-16 останутся меньшими по размеру — и, следовательно, более управляемыми, более простыми в координации и полете — до конца войны. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Отчеты об авариях F-16 за 1991 год» . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мюррей, Уильямсон (1995). Воздушная война в Персидском заливе . Морской и авиационный паб. Компания Америки, с. 161. ISBN 1-877853-36-4
- ^ Пиблс, Кертисс (1995). Темные орлы: история совершенно секретных авиационных программ США . Президо, 189. ISBN 0-89141-623-4
- ^ Лоури, Ричард (2008). Хроники войны в Персидском заливе: военная история первой войны с Ираком . iUniverse.
- ^ Перейти обратно: а б с «Счастливчики и тысяча забытых во время войны в Персидском заливе». Lucky-Devils.net . Проверено: 17 апреля 2010 г.
- ^ Финлан, Аластер (1991). Война в Персидском заливе 1991 года . Розен Паблишинг.
- ^ «F-16 уклоняется от пусков 6 иракских ЗРК 19 января 1991 года» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 года . Проверено 19 декабря 2014 г. - через YouTube.
- 1990-е в Багдаде
- 1991 год в Кувейте
- Авиаудары во время войны в Персидском заливе
- ВВС США
- События января 1991 года в Ираке
- Авиаудары, проведенные США
- Нападения на военные объекты в 1990-е годы
- 1991 взрывы зданий
- Взрывы на зданиях в Багдаде
- Багдадские авиаудары
- Нападения на правительственные здания и сооружения в Багдаде
- Нападения на военные объекты в Ираке