Самурра Воздушный бой
Самурра Воздушный бой | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть воздушной кампании войны в Персидском заливе. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Лейтенант Полковник Рэнди Бигам Капитан Томас Дитц 1-й лейтенант Роберт Хессманн первый лейтенант Линн Брум |
Капитан Махмуд Авад Капитан Мохаммед Джассим ас-Саммарай | ||||||
Сила | |||||||
«Ксерекс 31»: 2 F-15C «Ксерекс 33»: 2 F-15C |
нет. 96-я эскадрилья: 1 МиГ-25 нет. 97-я эскадрилья: 1 МиГ-25 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 F-15 поврежден (заявление автора). [ 1 ] | Никто |
Операция «Самурра» — операция ВВС Ирака (IQAF) во время войны в Персидском заливе с целью решительного поражения McDonnell Douglas F-15C Eagle истребителей ВВС США (USAF) с использованием перехватчиков МиГ-25 Микояна-Гуревича и разрушения «стены». «F-15, которые Коалиция установила вдоль границы Ирака с Ираном . Это продемонстрировало последнюю настоящую наступательную операцию IQAF перед остановкой их авиационных средств в попытке сохранить их для будущего использования. Благодаря тщательному планированию и координации два самолета МиГ-25 успешно застигли врасплох два истребителя ВВС США F-15 из 53-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Аль-Хардж и вступили с ними в воздушный бой. После нескольких минут маневрирования в воздухе и нескольких выпущенных ракет иракские самолеты вернулись на авиабазу Таммуз неповрежденными, а F-15 вернулись в Саудовскую Аравию , хотя и с одним поврежденным.
Прелюдия
[ редактировать ]К 19 января 1991 года иракскому руководству стало очевидно, что они не могут открыто вступать в бой с военно-воздушными силами коалиции. Президент Ирака Саддам Хусейн приказал хранить большую часть своих авиационных средств в бункерах, пытаясь сохранить их для будущего использования против коалиции. В результате коалиция начала совершать вылеты по ангарам и укрытиям самолетов, чтобы уничтожить иракские ВВС на земле. С 17 по 27 января на земле было уничтожено 117 иракских самолетов. Саддам приказал своим военно-воздушным силам временно эвакуировать свои самолеты в соседний Иран для использования в будущих вылетах (вместо этого Иран интернировал самолеты).
Пролетев группами по четыре человека, иракские военные самолеты отступили на восток через всю страну, пройдя через воздушное пространство Багдада из-за его мощной противовоздушной обороны. Чтобы противостоять этому, ВВС США установили «стену» из F-15 вдоль иранской границы, чтобы сбивать любой самолет, пытающийся скрыться. Чтобы облегчить отступление своих ВВС, Ирак стремился сбить эти патрулирующие F-15. [ 2 ]
План
[ редактировать ]Планирование операции «Самурра» началось еще 18 января, когда IQAF получил поддержку от успешной операции. [ нужны разъяснения ] Накануне вечером они перехватили несколько самолетов ВВС США EF-111 Raven, которые глушили иракские радары. Впоследствии иракские зенитчики смогли нанести ущерб уже незащищенному вылету истребителей F-15E Strike Eagle .
План предусматривал наведение двух самолетов МиГ-25 с разных направлений на изолированную группу F-15. Если бы F-15 попытались атаковать один из МиГов, другой оказался бы на фланговой позиции, что позволило бы ему легче сбить F-15. Ирак не эвакуировал свои МиГ-25 «Foxbats», чтобы сохранить их для этой миссии. Контролируя радиочастоты коалиции АВАКС и F-15, иракские войска ждали подходящей ситуации, чтобы начать операцию. [ 2 ]
Боевой
[ редактировать ]Наконец, 30 января иракское разведывательное подразделение перехватило сообщение о том, что один из патрулей, «Xerex 31», приближался к «топливу для бинго», что потребовало полуторачасовой поездки туда и обратно к воздушному танкеру . В результате в этом районе осталось только два самолета F-15: «Xerex 33», пилотируемые капитаном ВВС США Томасом Дитцем, и еще один 1-м лейтенантом Робертом Хехеманном. Осознав такую возможность, два МиГ-25 были подняты в воздух с двух отдельных авиабаз. Капитан Махмуд Авад вылетел с авиабазы Кадессия , а капитан Мохаммед Джасси ас-Саммараи вылетел с авиабазы Таммуз. После поражения ложной цели [ нужна ссылка ] оба пилота были направлены иракской авиадиспетчерской службой к Дитцу и Хехеманну.
Два звена немедленно вступили в бой, при этом Хехеманн выпустил две ракеты, одна из которых оказалась неразорвавшейся. В то же время ас-Саммараи добился радиолокационного захвата Хехемана и выпустил ракету Р-40 , которая взорвалась после того, как ас-Саммараи был вынужден совершить маневры уклонения, чтобы уклониться от ракеты Хехемана. Ракета Ас-Саммарая повредила левый двигатель Хехемана, но его F-15 остался летательным. Тем временем Дитц вступил в бой с Авадом, пытаясь запустить по нему несколько ракет. После того, как ракеты Дица трижды не сработали, Аваду удалось захватить радар F-15 Дица, заставив его перейти к обороне. Дитц попытался выйти из боя, направляясь на восток. Хехеманн, все еще сражавшийся с ас-Саммараем, выпустил еще одну ракету, а затем оказался под прицелом теперь уже незанятого Авада. Хехеманн уклонился от ракеты Авада, используя солому и сигнальные ракеты . Затем Ас-Саммараи и Авад на полном форсаже отошли на запад, обратно в сторону авиабазы Таммуз .
В это же время «Ксерекс 31» возвращался с воздушного танкера и вел наблюдение за воздушным боем. Пилоты подполковник Рэнди Бигам и первый лейтенант Линн Брум решили направить свои F-15 на попытку перехватить два МиГ-25. Однако боковой ветер на большой высоте заставил их пролететь над Багдадом, который был наиболее защищенным воздушным пространством в Ираке. Впоследствии эти двое были атакованы иракскими артиллеристами. Позже Бигум признался, что не заметил сноса, потому что он и его ведомый были полны решимости сбить МиГ. [ 3 ] Несмотря на это, им все же удалось захватить радар Ас-Саммарая и Авада, и каждый выпустил по ним ракету. Оба промахнулись. Бигум выпустил вторую ракету по Аваду, но Авад приземлил свой самолет до того, как ракета прибыла. Бигум снова выстрелил в Ас-Саммарая, когда он совершал свой последний заход на посадку, но Бигум потерял радар, когда Ас-Саммарай приземлился, и ракета упала на землю примерно в 10 футах (3 м) от законцовки левого крыла Ас-Саммарая. Бигам и Брум покинули этот район до того, как их успели сбить ракеты класса «земля-воздух» , которые все еще были нацелены на них. [ 2 ] [ 4 ]
Результат
[ редактировать ]Иракские ВВС сначала приписали ас-Саммараю «возможную» победу, которая позже была повышена до «подтвержденной» после того, как бедуинский контрабандист обнаружил обломки F-15 прямо на территории Саудовской Аравии, очень близко к тому месту, где иракские радары предположительно потеряли след. падающий F-15 30 января. [ 2 ] В более поздних правительственных документах Ирака утверждается, что в этом бою были сбиты два F-15. [ 5 ] Однако ВВС США заявляют, что нет никаких записей о сбитии F-15 30 января в районе к западу от Багдада. [ 6 ] Тем не менее, это, вероятно, самый близкий из когда-либо F-15 к сбитию в бою воздух-воздух. [ 7 ]
Операция «Самурра» стала последней наступательной операцией иракских ВВС во время войны в Персидском заливе. К середине февраля вся деятельность IQAF фактически прекратилась, поскольку Коалиция завершила свое господство в небе, и на наземном этапе войны даже не было предпринято ни одного наступательного вылета. [ 2 ] Большая часть МиГ-25, находящихся в арсенале Ирака, пережила войну и продолжала служить до вторжения в Ирак в 2003 году , когда они были похоронены, и к этому времени они оставались в различных состояниях летной годности.
Дитц и Хехеманн впоследствии стали самыми результативными летчиками-истребителями войны в Персидском заливе , совершив к концу войны по три убийства в воздухе каждый. Бигам и Брум закончили войну без убийств.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Купер, Том. «Эксгумация погибших иракских ВВС» . АКИГ . Информационная группа воздушного боя . Проверено 30 ноября 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Купер, Том (2016). F-15C Eagle против МиГ-23/25, Ирак, 1991 г. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 9781472812704 .
- ^ Аткинсон, Рик (1993). Крестовый поход: нерассказанная история войны в Персидском заливе . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 230 . ISBN 0395602904 .
Рэнди Бигум был заливом.
- ^ «МиГ-25 и МиГ-31 в бою» . Ф-16 Нетто . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ «Досье 1991 года о роли иракских ВВС в войне в Персидском заливе» (PDF) . Иракские ВВС . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ «Истощение боевых самолетов коалиции в условиях бури в пустыне» . Оцените вероятность ошибки . Р.Дж.Ли.
- ^ «Ф-15 Игл» . Глобальный самолет . Проверено 29 ноября 2016 г.
Источники
[ редактировать ]