General Dynamics – Grumman EF-111A Raven
EF-111А Ворон | |
---|---|
Самолет радиоэлектронной борьбы EF-111A Raven. | |
Роль | Электронная война |
Производитель | General Dynamics , конвертация Grumman |
Первый полет | 10 марта 1977 г. |
Введение | 1983 |
Ушедший на пенсию | 1998 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 42 |
Разработано на основе | General Dynamics F-111 Муравьед |
General Dynamics-Grumman EF-111A Raven — списанный самолет радиоэлектронной борьбы, разработанный для замены эсминца EB-66 в ВВС США . Его экипажи и обслуживающий персонал часто называли его «Искра-Варк», обыгрывая прозвище F-111 «Музыкальный трубкозуб».
В 1974 году ВВС США заключили контракт с Grumman на переоборудование некоторых существующих самолетов General Dynamics F-111A в самолеты радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия (ECM). [ № 1 ] ВВС США рассматривали возможность использования ВМС / Корпуса морской пехоты Grumman EA-6B Prowler , но хотели иметь самолет проникающей способности со сверхзвуковой скоростью. EF-111 поступил на вооружение в 1983 году и прослужил до выхода на пенсию в 1998 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В конце 1960-х годов ВВС США стремились заменить устаревшие EB-66 и EB-57 самолеты радиоэлектронной борьбы . ВВС изучали использование ВМФ EA-6B Prowler в 1967–1968 годах. [ 2 ] Однако ВВС хотели создать самолет проникающих электронных помех со сверхзвуковой скоростью. [ 1 ] [ 2 ] а в 1972 году решил модифицировать F-111A в самолет радиоэлектронной борьбы как экономически эффективный вариант. [ 3 ]
В январе 1974 года ВВС заключили контракты на исследование радиоэлектронной борьбы с компаниями Grumman и General Dynamics . [ 1 ] Компания Grumman была выбрана генеральным подрядчиком EF-111 в декабре 1974 года, а затем в январе 1975 года получила контракт на модификацию двух F-111A в прототипы EF-111. [ 3 ] Первая полностью оборудованная модель, известная тогда как «Electric Fox», совершила полет 10 марта 1977 года. Всего было переоборудовано 42 планера общей стоимостью 1,5 миллиарда долларов США. Первые EF-111 были развернуты в ноябре 1981 года в 388-й тактической электронной эскадрилье на авиабазе Маунтин-Хоум, штат Айдахо. [ 4 ] Последний был поставлен в 1985 году. [ 5 ]
Raven сохранил навигационные системы F-111A с обновленным радаром AN/APQ-160, предназначенным главным образом для картографирования местности. Однако основной особенностью Raven была система постановки помех AN/ALQ-99 E, разработанная на базе военно-морской системы ALQ-99 на Prowler. На самолете также использовалась система приема средств противодействия ALR-62 (CRS) в качестве радиолокационной системы самонаведения и предупреждения (RHAW), та же система, которую используют все модели истребителей / бомбардировщиков F-111 в США и Австралии. Основная электроника ALQ-99E была установлена в оружейном отсеке, а передатчики были установлены в подфюзеляжном обтекателе «каноэ» длиной 16 футов (4,9 м) ; вся установка весила около 6000 фунтов (2700 кг). Приемники устанавливались в килевом блоке, или «футболе», аналогичном конструкции ЕА-6Б. Электрические системы и системы охлаждения самолета пришлось серьезно модернизировать для поддержки этого оборудования. Кабину также перекомпоновали: все пилотажно-навигационные дисплеи были перенесены на сторону пилота, а органы управления полетом, за исключением дросселей, убраны с другого сиденья, где были установлены приборы и органы управления офицера радиоэлектронной борьбы.
EF-111 был безоружен. Его скорость и ускорение были его основными средствами самозащиты. Он не был способен стрелять противорадиационными ракетами в роли подавления противовоздушной обороны противника (SEAD), что было тактическим ограничением. Двигатели Raven были модернизированы до более мощного TF30-P-9 модели D с тягой 12 000 фунтов силы (53 кН) на сухом ходу и 19 600 фунтов силы (87 кН) на форсаже. [ 6 ] в 1986 году. [ 7 ] С 1987 по 1994 год «Спарк 'Варк» проходил программу модернизации авионики (AMP), аналогичную программе Pacer Strike для модели F. Сюда были добавлены двойной кольцевой лазерный гироскоп AN/APN-218 INS, доплеровский радар и обновленный радар слежения за местностью AN/APQ-146. Дисплеи кабины были дополнены многофункциональными дисплеями.
Операционная история
[ редактировать ]EF-111A достиг первоначальной боевой готовности в 1983 году. [ 8 ] EF-111A получил официальное народное название Raven, хотя на вооружении получил прозвище «Искра 'Варк». EF-111 впервые использовались в боевых действиях в составе 20-го тактического истребительного авиаполка британских ВВС Аппер-Хейфорд во время операции «Каньон Эльдорадо» против Ливии в 1986 году и операции «Правое дело» в Панаме в конце 1989 года. [ 9 ]
«Ворон» участвовал в войне в Персидском заливе во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. 17 января 1991 года экипаж EF-111 ВВС США в составе капитана Джеймса Дентона и капитана Брента Брэндона неофициально уничтожил иракский самолет Dassault Mirage F1 , в который им удалось маневрировать. на земле, что сделало его единственным представителем семейства F-111, одержавшим победу в воздухе над другим самолетом. [ 5 ] [ 10 ]
13 февраля 1991 г. EF-111A, AF Ser. № 66-0023, позывной Ratchet 75, разбился. [ 11 ] на местности, маневрируя, чтобы уклониться от предполагаемой угрозы. [ 12 ] [ 13 ] убив пилота капитана Дугласа Л. Брэдта и EWO капитана Пола Р. Эйхенлауба. Это был единственный EF-111A, потерянный во время боя, единственная потеря, в которой погиб его экипаж, и один из трех EF-111, потерянных за время службы самолета. [ 14 ] Однако остается спорным вопрос о том, присутствовал ли в это время противник, поскольку два F-15E наблюдали, как Ratchet 75 совершил жестокие маневры уклонения и врезался в землю, при этом в этом районе не было вражеских самолетов. [ нечеткий ] [ 15 ]
Позднее действие
[ редактировать ]EF-111 были переброшены на авиабазу Авиано в Италии для поддержки операции Deliberate Force в середине 1990-х годов. «Ворон» также участвовал в операциях «Обеспечение комфорта» , «Северный дозор» и «Южный дозор» . [ 10 ]
Последним развертыванием Raven стал отряд EF-111, дислоцированный на Аль-Хардж / авиабазе Принц Султан в Саудовской Аравии до апреля 1998 года. [ 7 ] Вскоре после этого ВВС США начали вывод последних EF-111A из эксплуатации и поместили их на хранение в Центр аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARC) на авиабазе Дэвис-Монтан , штат Аризона. Последние EF-111 были списаны 2 мая 1998 года на авиабазе Кэннон, Нью-Мексико. Это были последние F-111 ВВС США, находящиеся на вооружении. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- ЭФ-111А
- Переоборудование F-111A для радиоэлектронной борьбы, 42 переоборудования, включая два прототипа.
Операторы
[ редактировать ]- Тактическое авиационное командование 1981–92 гг.
- Боевое воздушное командование 1992–98 гг.
- 42-я боевая электронная эскадрилья (1984–1992)
- 429-я боевая электронная эскадрилья (1992–1998)
- 430-я боевая электронная эскадрилья (1992–1993)
- 388-я боевая электронная эскадрилья (1981–1982)
- 390-я боевая электронная эскадрилья (1982–1992)
Самолет на выставке
[ редактировать ]Из переоборудованных самолетов три были уничтожены в результате аварий, четыре выставлены на обозрение, а остальные 35 сданы на слом. [ 17 ] [ 18 ]
- 66-0016 выставлен на авиабазе Кэннон в Нью-Мексико . Это был первый EF-111, выполнявший боевой вылет, и ему неофициально приписывают победу над Mirage F1. [ 19 ] [ 20 ]
- 66-0047 восстанавливался в аэропорту Силвер-Спрингс , Силвер-Спрингс, Невада, в 2013 году. [ 21 ]
- 66-0049 был первым прототипом EF-111 и выставлен на базе ВВС Маунтин-Хоум , штат Айдахо .
- 66-0057 выставлен в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 22 ]
Технические характеристики (EF-111A)
[ редактировать ]Технические характеристики указаны для EF-111A, если не указано иное.
Данные из Большой книги современных боевых самолетов [ 23 ] General Dynamics F-111 «Музыкальный трубкозуб» [ 24 ] Современные боевые самолеты [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два: пилот и офицер РЭБ.
- Длина: 76 футов 0 дюймов (23,17 м)
- Размах крыла: 63 фута 0 дюймов (19,2 м) в размахе, 32,0 фута (9,74 м) стреловидности.
- Высота: 20 футов 0 дюймов (6,1 м)
- Площадь крыла: 657,4 кв. футов (61,07 м ). 2 ) площадь, 525 кв. футов (48,77) м 2 прокатился
- Профиль : корень NACA 64-210.68 , кончик NACA 64-209.80.
- Пустой вес: 55 275 фунтов (25 072 кг)
- Полная масса: 70 000 фунтов (31 751 кг) [ 26 ]
- Максимальный взлетный вес: 89 000 фунтов (40 370 кг)
- Коэффициент сопротивления нулевой подъемной силы : 0,0186 (F-111D)
- Область сопротивления: 9,36 футов 2 (0,87 м 2 ) (Ф-111Д)
- Соотношение сторон : 7,56 без развертки; 1,95 полной стреловидности (F-111D)
- Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney TF30-P-3 первоначально, позже модернизированные до ТРДД TF30-P-9 с форсажной камерой , тягой 19 600 фунтов силы (87 кН) каждый (TF30-P-9).
Производительность
- Максимальная скорость: 1460 миль в час (2350 км/ч, 1270 узлов); выше 30 000 футов
- Максимальная скорость: 2,2 Маха.
- Диапазон: 2000 миль (3220 км, 1740 миль) [ Н 2 ]
- Перегоночная дальность: 3800 миль (6110 км, 3300 морских миль)
- Практический потолок: 45 000 футов (13 715 м) [ 26 ]
- Скорость набора высоты: 11000 футов/мин (55,883 м/с). [ 26 ]
- Тяга/вес : 0,598
- Подъёмная сила : 15,8 (F-111).
Авионика
- AN/ALQ-99 Система радиоэлектронной борьбы
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- General Dynamics F-111 Муравьед
- General Dynamics – Boeing AFTI/F-111A Муравьед
- Дженерал Дайнемикс F-111C
- Дженерал Дайнемикс – Грумман F-111B
- Дженерал Дайнемикс F-111K
- Нортроп Грумман EA-6B Prowler
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Торнборо и Дэвис 1989, с. 85.
- ^ Jump up to: а б Ганстон 1983, с. 55.
- ^ Jump up to: а б Логан 1998, с. 89.
- ^ «Ф-111» . Федерация американских ученых. 24 декабря 1998 года . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «EF-111А Ворон». GlobalSecurity.org, 27 апреля 2005 г. Дата обращения: 1 апреля 2009 г.
- ^ Логан 1998, стр. 17, 92, 303.
- ^ Jump up to: а б с Баугер, Джо. «Грумман EF-111А Ворон». USAAC/USAAF/USAF Fighters , 20 декабря 1999 г.
- ^ Ганстон 1983, с. 59.
- ^ «История истребительного авиакрыла 366tg». Архивировано 15 июня 2011 года в Wayback Machine . ВВС США
- ^ Jump up to: а б Логан 1998, стр. 89–90.
- ^ «Стрелки Б-52» . Январь 2012 года . Проверено 4 сентября 2012 г.
- ^ «Авария General Dynamics EF-111A Raven 66-0023, 14 февраля 1991 г.» .
- ^ Мейлз, Янси (2007). База ВВС Маунтин-Хоум . Чикаго: Издательство Аркадия. п. 112. ИСБН 9780738548050 .
- ^ YF-111A / F-111A / RF-111A / хвостовой номер GF-111A. Архивировано 14 декабря 2007 года на сайте Wayback Machine F-111.net, 26 февраля 2005 года. Дата обращения: 4 сентября 2012 года.
- ^ Олсен, Джон Андреас (2012). Командиры авиации . Потомак Букс, Инк.; 1-е издание для США (1 ноября 2012 г.). п. 325. ИСБН 978-1612345765 .
- ^ «ВВС США: Боевой порядок, около 1989 г. (Боевые части)». Архивировано 28 ноября 2010 года на Wayback Machine orbat.com . Проверено: 9 декабря 2010 г.
- ^ «YF-111A / F-111A / RF-111A / GF-111A». Архивировано 14 декабря 2007 года на Wayback Machine F-111.net , 26 февраля 2005 года. Дата обращения: 23 ноября 2013 года.
- ^ База данных опыта AMARC - EF-111A , списанный HVF West, Тусон, Аризона, дата обращения 10 февраля 2014 г.
- ^ Логан 1998, стр. 90, 93.
- ↑ Аэродром Кэннон будет перенесен. Архивировано 23 февраля 2014 года в Wayback Machine - «Самолет EF-111 будет перенесен на треугольную травянистую площадку у входа в Joe Cannon Estates». 7 февраля 2013 г. Проверено 10 февраля 2014 г.
- ↑ EF-111A 66-0047. Архивировано 3 сентября 2013 года в Wayback Machine . Кактус ВВС. Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ "Дженерал Дайнемикс EF-111A Ворон" . Национальный музей ВВС США . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Свитман, Билл. Большая книга современных боевых самолетов. Нью-Йорк: Портленд-Хаус, 1987. ISBN 0-517-63367-1 .
- ^ Миллер 1982, с. 66.
- ^ Ганстон 1983, с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Лаур, полковник Тимоти М. и Стивен Л. Ллансо. Энциклопедия современного военного оружия США, Нью-Йорк: Беркли, 1995. ISBN 0-425-16437-3 .
- ^ "F-111 Трубкозуб". GlobalSecurity.org, 27 апреля 2005 г. Дата обращения: 1 апреля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Иден, Пол, изд. «Дженерал Дайнемикс F-111 Муравьед / EF-111 Ворон». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Ганстон, Билл . F-111, Современные боевые самолеты, Том. 3 . Нью-Йорк: Книги Саламандры, 1983. ISBN 0-668-05904-4 .
- Логан, Дон. General Dynamics F-111 Муравьед . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 1998. ISBN 0-7643-0587-5 .
- Миллер, Джей. General Dynamics F-111 «Арардварк» . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1982. ISBN 0-8168-0606-3 .
- Торнборо, Энтони М. и Питер Э. Дэвис. F-111 Успех в действии . Лондон: Arms and Armor Press, 1989. ISBN 0-85368-988-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- General Dynamics EF-111A Raven - Национальный музей ВВС США
- Отчет о будущем тактических помех в воздухе - Национальный музей ВВС США