АГМ-69 СРАМ
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2009 г. ) |
АГМ-69 СРАМ | |
---|---|
Тип | Ядерная ракета класса «воздух-поверхность» |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1972–1993 |
Используется | Соединенные Штаты |
Войны | Холодная война |
История производства | |
Дизайнер | Боинг |
Разработанный | 1965 |
Производитель | Боинг |
Стоимость единицы | $ 592,000 |
Произведено | 1971–1975 |
№ построено | 1,500 |
Технические характеристики | |
Масса | 2230 фунтов (1010 кг) |
Длина | 15 футов 10 дюймов (4,83 м) с хвостовым обтекателем, 14 футов 0 дюймов (4,27 м) без |
Диаметр | 17,5 дюйма (0,44 м) |
Боеголовка | W69 Ядерная боеголовка |
Взрывная мощность | От 170 до 200 килотонн в тротиловом эквиваленте (от 710 до 840 ТДж) |
Двигатель | Локхид SR75-LP-1 двухимпульсная твердотопливная ракета |
Оперативный диапазон | 110 морских миль (200 км) |
Максимальная скорость | Маха 3 |
Руководство система | General Precision/Kearfott KT-76 Инерционный измерительный прибор |
Точность | 1400 футов (430 м) |
Транспорт | Самолет |
Boeing » AGM-69 SRAM ( Short Range Attack Missile ) — ядерная ракета класса «воздух-поверхность . Он имел дальность действия до 110 морских миль (200 км; 130 миль) и был предназначен для того, чтобы позволить ВВС США стратегическим бомбардировщикам проникать в советское воздушное пространство путем нейтрализации противоракетной обороны класса «земля-воздух».
SRAM была разработана для замены более старой AGM-28 Hound Dog противостоящей ракеты , которой была поручена та же основная роль. мог нести только парами Hound Dog была очень большой ракетой, которую B-52 , поэтому некоторым самолетам было поручено подавлять советские ракетные и радиолокационные объекты, в то время как другие продолжали наносить удары по своим стратегическим целям. SRAM был настолько меньше, что его можно было носить с собой вместе с другим оружием, что позволяло одному самолету проложить ядерный путь к своим целям.
SRAM поступил на вооружение в 1972 году и использовался на ряде самолетов, включая B-52 , FB-111A и B-1B . В сентябре 1980 года наземный пожар вызвал обеспокоенность по поводу безопасности боеголовки, и в 1990 году они были временно сняты с эксплуатации на время проведения проверок безопасности. Выяснилось, что на некоторых ракетных двигателях ракет появились трещины, которые могли привести к их взрыву при запуске.
SRAM была снята с вооружения в 1993 году. Оружие должно было быть заменено AGM -131 SRAM II и новой боеголовкой W89 , но программа была прекращена в конце холодной войны.
История
[ редактировать ]В ВВС рассматривали идею создания ракеты средней дальности для атаки объектов ПВО с середины 1950-х годов. Эта концепция стала еще более важной с появлением Советским Союзом ракет SA-2 , которые представляли серьезную угрозу для (SAC) ВВС США бомбардировочного парка Стратегического авиационного командования . Первая попытка выполнить эту роль привела к созданию арбалета GAM-67 , который впервые поднялся в воздух в 1956 году. Однако дозвуковая скорость арбалета означала, что он не мог оторваться достаточно далеко от бомбардировщика, чтобы быть полезным. Сверхзвуковая . разработка Longbow находилась в стадии разработки, но в конечном итоге также была отменена
В конце концов эту роль заняла AGM-28 Hound Dog , гораздо более крупная сверхзвуковая ракета. «Гончая собака» выполняла двойную функцию: атаковала оборонительные объекты, а также была противостоящей ракетой, которую можно было использовать против стратегических целей, чтобы бомбардировщикам не приходилось приближаться к ним. мог нести только двоих Однако Hound Dog был настолько большим, что B-52 , и то при условии, что с него будет снято все остальное вооружение. Крайне желательно было создать более практичную систему, специально предназначенную для контробороны.
AGM-69A SRAM
[ редактировать ]Требование на это оружие было выдано Стратегическим авиационным командованием в 1964 году, и в результате контракт на AGM-69A SRAM был заключен с компанией Boeing в 1966 году. [1] После задержек и технических ошибок во время тестирования, [2] он был запущен в серийное производство в 1971 году и принят на вооружение в августе 1972 года. [3] Его несли B-52 , FB-111A и, в течение очень короткого периода, начиная с 1986 года, B-1B, базировавшиеся на авиабазе Дайс в Техасе . SRAM также использовались на самолетах B-1B, базировавшихся на авиабазе Эллсворт в Южной Дакоте , авиабазе Гранд-Форкс в Северной Дакоте и авиабазе МакКоннелл в Канзасе вплоть до конца 1993 года.
SRAM имела инерциальную навигационную систему, а также радиолокационный высотомер , который позволял запускать ракету либо по полубаллистической траектории полета, либо по траектории полета по местности. SRAM также была способна выполнить один «крупный маневр» во время полета, который давал ракете возможность изменить свой курс и атаковать цели, находящиеся позади нее, что иногда называют запуском «через плечо». Ракета имела вероятную круговую ошибку (CEP) около 1400 футов (430 м) и максимальную дальность полета 110 морских миль (200 км). SRAM нес боеголовку W69 расчетной мощностью от 170 до 200 килотонн в тротиловом эквиваленте (от 710 до 840 ТДж). [4]
Ракета SRAM была полностью покрыта мягкой резиной толщиной 0,8 дюйма (2,0 см), которая использовалась для поглощения энергии радара, а также для рассеивания тепла во время полета. Три плавника на хвосте были изготовлены из фенольного материала и также предназначены для минимизации отраженной радиолокационной энергии. Вся электроника, проводка и несколько устройств безопасности были проложены вдоль верхней части ракеты внутри желоба.
На B-52 SRAM размещались снаружи на двух пилонах крыла (по шесть ракет на каждом пилоне) и внутри на поворотной пусковой установке с восемью снарядами, установленной в бомбоотсеке; максимальная загрузка составляла 20 ракет. Вместимость B-1B составляла восемь ракет на трех роторных пусковых установках (по одной в каждом из трех отсеков магазинов) при максимальной загрузке 24 ракет, все внутренние. Меньший FB-111A мог нести две ракеты внутри и еще четыре ракеты под поворотным крылом самолета. Ракеты, установленные снаружи, потребовали добавления хвостового обтекателя для уменьшения аэродинамического сопротивления во время сверхзвукового полета самолета. При зажигании ракетного двигателя хвостовую часть ракеты сдуло шлейфом выхлопных газов.
К моменту окончания производства в 1975 году было построено около 1500 ракет стоимостью около 592 000 долларов каждая. Компания Boeing заключила субподряд с компанией Lockheed Propulsion Company на поставку топлива, которая впоследствии закрылась с окончанием программы SRAM.
AGM-69B SRAM
[ редактировать ]Модернизированный AGM-69B SRAM был предложен в конце 1970-х годов с модернизированным двигателем, который должен был построить Thiokol , и боеголовкой W80 , но он был отменен президентом Джимми Картером (вместе с B-1A ) в 1978 году. Различные планы альтернативных вариантов схемы наведения, включая противорадиолокационную ГСН для применения против объектов ПВО и даже возможный вариант ракеты «воздух-воздух» , ни к чему не привели.
AGM-131 SRAM II
[ редактировать ]Новое оружие, AGM-131 SRAM II , начало разработку в 1981 году и предназначалось для вооружения возрожденного B-1B, но было отменено в 1991 году президентом Джорджем Бушем вместе с большей частью усилий США по стратегической модернизации (включая Peacekeeper Mobile ( Rail) Garrison , малая межконтинентальная баллистическая ракета Midgetman и модернизация Minuteman III ) в стремлении США ослабить ядерное давление на распадающийся Советский Союз .
1990-е годы
[ редактировать ]В июне 1990 года министр обороны Дик Чейни приказал снять ракеты с находящихся в боевой готовности бомбардировщиков до завершения расследования безопасности. [5] [6] Десятью годами ранее, в сентябре 1980 года, самолет B-52H, находившийся в состоянии боевой готовности на авиабазе Гранд-Форкс на северо-востоке Северной Дакоты, испытал пожар на крыле, который горел в течение трех часов, раздуваемый вечерним ветром со скоростью 26 миль в час (42 км/ч). Направление ветра было параллельно фюзеляжу, который, вероятно, имел SRAM в основном отсеке. Восемь лет спустя эксперт по оружию Роджер Батцель заявил на закрытых слушаниях в Сенате США , что изменение направления ветра могло привести к обычному взрыву и повсеместному рассеянию радиоактивного плутония . [7]
AGM-69A был снят с вооружения в 1993 году из-за растущей обеспокоенности по поводу безопасности его боеголовки и ракетного двигателя. Были серьезные опасения по поводу твердотопливного ракетного двигателя, когда в нескольких двигателях произошло растрескивание топлива, которое, как предполагалось, произошло из-за циклического изменения температуры и холода год за годом. Трещины в порохе могут привести к катастрофическому отказу после воспламенения.
Технические характеристики
[ редактировать ]- Длина : 15 футов 10 дюймов (4,83 м) с хвостовым обтекателем, 14 футов 0 дюймов (4,27 м) без хвостового обтекателя
- Диаметр : 17,5 дюйма (0,44 м).
- Размах крыла : 2 фута 6 дюймов (0,76 м).
- Стартовая масса : 2230 фунтов (1010 кг).
- Максимальная скорость : 3,5 Маха.
- Максимальная дальность : 35–105 миль (56–169 км) в зависимости от профиля полета.
- Силовая установка : 1 Lockheed SR75-LP-1. двухступенчатый твердотопливный ракетный двигатель
- Наведение : General Precision/Kearfott KT-76 IMU и радиовысотомер Stewart-Warner.
- CEP : 1400 футов (430 м)
- Боеголовка : W69, термоядерная от 170 до 200 килотонн в тротиловом эквиваленте (от 710 до 840 ТДж). [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Боинг выигрывает ракетный контракт» . День . Нью-Лондон, Коннектикут. Ассошиэйтед Пресс. 2 ноября 1966 г. с. 26.
- ^ «Недостатки ракеты называются исправленными» . Толедо Блейд . Ассошиэйтед Пресс. 23 июля 1971 г. с. 6.
- ^ «Ракетное исследование выиграла компания Boeing» . Спокан Дейли Кроникл . Ассошиэйтед Пресс. 16 октября 1972 г. с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Субквартира, Кэри (12 июня 2020 г.). «Полный список всего ядерного оружия США» . Архив ядерного оружия . Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 года . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Шефер, Сюзанна М. (9 июня 1990 г.). «Чейни приказывает снять ракеты с бомбардировщиков до завершения расследования безопасности» . Скенектади Газетт . Ассошиэйтед Пресс. п. А1.
- ^ «Некоторые ракеты приказали убрать» . Евгений Регистр-охранник . (Вашингтон Пост). 9 июня 1990 г. с. 3А.
- ^ Караим, Рид (13 августа 1991 г.). «На грани ядерной катастрофы» . Филадельфийский исследователь . Проверено 11 мая 2014 г.
Общий
[ редактировать ]- Ганстон, Билл (1979). Иллюстрированная энциклопедия ракет и ракет мира. Лондон: Книги Саламандры. ISBN 0-517-26870-1