Jump to content

СС.11

СС.11
SS.11 на полигоне армии США Редстоун
Тип MCLOS с проводным наведением Противотанковая ракета
Место происхождения Франция
История производства
Дизайнер Норд Авиация
Разработанный 1953
Произведено 1956 – середина 1980-х гг.
построено 180,000
Технические характеристики
Масса 30 кг (66 фунтов)
Длина 1190 мм (3 фута 11 дюймов)
Диаметр 165 мм (6,5 дюйма)
Размах крыльев 500 мм (1 фут 8 дюймов)

Эффективная дальность стрельбы 500–3000 м (1600–9800 футов)
Боеголовка Противоброневой тип 140АС
Вес боеголовки 6,8 кг (15 фунтов)

Максимальная скорость 190 м/с (620 футов/с)
Руководство
система
Ручная команда прямой видимости

SS.11 производимая — французская с ручным управлением и наведением по проводам, противотанковая ракета компанией Nord Aviation . Он также доступен в версии «воздух-земля» AS.11 со стабилизированной прицельной системой. AS.11 также был известен как AGM-22 на вооружении Америки . Это одна из первых управляемых противотанковых ракет, поступившая на вооружение французской армии в 1956 году и оставшаяся на вооружении до 1980-х годов. Он также лег в основу более крупной и дальнобойной серии SS.12/AS.12 .

Ракета управлялась вручную путем сравнения местоположения цели с сигнальными ракетами на задней части ракеты и использования небольшого джойстика для корректировки ее полета. Первоначальная система ручного наведения была заменена в 1967 году на версию Harpon , в которой использовалось SACLOS наведение с использованием инфракрасного датчика самонаведения , отслеживающего исходные ракеты. Это значительно облегчало работу системы, оператору оставалось просто держать прицел на цели, и ракета автоматически летела по линии визирования.

Производство ракет серии SS.11, а затем и SS.12/AS.12 прекратилось где-то в 1980-х годах, и к этому времени было продано более 170 000 штук. [1] Цена SS.11 в конце 1960-х годов была заявлена ​​примерно в 1900 долларов США. [2]

Противотанковая ракетно-пусковая установка SS.11 вариант французского танка AMX-13.

Первое боевое применение SS.11 произошло в 1956 году ВВС Франции , выпущенного с лёгкого двухмоторного транспорта Dassault MD 311 , в качестве метода атаки укреплённых пещер, расположенных в крутых горных ущельях во время Алжирской войны . Боевой эксперимент оказался чрезвычайно успешным и стал стандартом для других самолетов MD 311 французских ВВС, дислоцированных на театре военных действий в Алжире. [3] Из этого раннего боевого опыта в Алжире с самолетами, стреляющими по SS.11, французская армия приняла к сведению и представила первый в мире специализированный боевой вертолет, стреляющий противотанковыми ракетами, на базе Aérospatiale Alouette II , а затем Aérospatiale Alouette III , который стрелял как более ранние модели SS.11 класса «земля-земля» и AS.11, разработанные для стрельбы класса «воздух-поверхность» с самолетов, оба из них участвовали в масштабных боевых действиях в этом конфликте с 1958 по 1962 год. [4]

SS.11 был интегрирован с UH-1B Huey в армии США и даже имел ограниченное боевое применение во Вьетнаме.

После отмены SSM-A-23 Dart в 1958 году США начали оценку SS.11 и приняли его на вооружение в 1961 году как AGM-22A . Ракета была развернута с UH-1B Huey вертолетов с использованием подсистем вооружения XM11 или M22 . На службе в армии США SS.11 использовался в основном для разработки тактики применения противотанковых вертолетов и для обучения будущих экипажей вертолетов. прибыли 12 вертолетов UH-1B армии США, принадлежащих специальному подразделению, оснащенных стабилизированным прицелом XM-58 В сентябре 1965 года в Южный Вьетнам . Месяц спустя они выпустили в бой AGM-22. [5] В мае 1972 года в ответ на Северного Вьетнама использование бронетехники в Восточном наступлении шесть UH-1, оснащенных AGM-22, были переброшены в провинцию Куангчи . Система была оценена как умеренно эффективная против танков, но широко использовалась против бункеров и укрепленных сооружений. Все подразделения были выведены в США к 31 октября 1972 года. [6]

Во время арабо-израильской Шестидневной войны в 1967 году израильская армия была оснащена большим количеством SS.11, поставленных Францией. SS.11 использовались во время битвы при Абу-Агейле . [7]

Стрельба ракетой из французского самолета SS.11 VLRA в 1971 году.

В 1966 году ВМС Франции провели оценку SS.11(M) и SS.12(M) с быстроходного патрульного катера La Combattante . [2] В 1966 году ВМС Ливии заказали три быстроходных патрульных катера Vosper Thornycroft Себха» , «Сирт» и «Суза» ). Поставленные в 1968 году, это были первые военно-морские корабли, вооруженные SS.11(M) и AS.12(M), по четыре на каждой стороне мостика корабля; [8] Ливийские быстроходные патрульные катера доказали, что это очень недорогой способ обеспечить тяжелую огневую мощь дальнего действия небольшим военным кораблям. Другие военно-морские силы вскоре последовали примеру Ливии и купили SS.12(M) и SS.11(M) для своих легких военно-морских кораблей; среди них Бруней, Эфиопия, Франция, Греция, Кот-д’Ивуар, Малайзия, Сенегал и Тунис. NORD также разработал обучаемую пусковую установку на десять ракет для SS.11(M) или SS.12(M), которая продавалась в больших количествах из-за ее чрезвычайно экономичной огневой мощи как для легких, так и для средних военно-морских кораблей. [2]

Во время Фолклендской войны и британская армия , и британская королевская морская пехота использовали вертолеты Westland Scout, вооруженные SS.11. [9] 14 июня 1982 года два армейских и два разведчика морской пехоты атаковали аргентинские позиции на юго-западной окраине Порт-Стэнли . Из десяти выпущенных ракет девять поразили цели, а одна была потеряна из-за обрыва командного провода. [9]

Разработка

[ редактировать ]

Разработка улучшенной версии SS.10 ( Норд-5203) началась в 1953 году как Норд-5210. Ракета задумывалась как тяжелая версия переносного ПЗРК SS.10 для применения с транспортных средств, кораблей и вертолетов. Ракета поступила на вооружение французской армии под обозначением SS.11. Она использовалась как первая в мире противотанковая ракета, устанавливаемая на вертолет (на Alouette II ). [10]

С 1962 года [11] Была произведена модель ракеты «B», в которой часть оригинальной электроники была заменена твердотельными компонентами. Транзисторизация улучшила время отклика и управляемость, что уменьшило склонность к чрезмерной корректировке во время полета. [10] Это была версия, использованная для разработки пехотной версии, в которой оператор нес три боеголовки и имел «поясной ремень управления огнем», а трое других мужчин несли ракету без боеголовки. [2]

Одним из самых необычных применений SS.11 было применение, вероятно, самой маленькой противокорабельной ракеты в мире: шведская морская пехота использовала ее в качестве противодесантного корабля на протяжении десятилетий, пока она не была заменена специализированной версией. AGM -114 «Хеллфайр» . Он также использовался финской береговой артиллерией для прикрытия узких каналов на архипелаге, заменив в этой роли израильский SPIKE ER (Rannikko-Ohjus 06).

Описание

[ редактировать ]

Для ракеты доступны различные боеголовки: [10]

  • 140AC Кумулятивный заряд : 600 мм по сравнению с RHA
  • 140АП02 осколочно-фугасная: стальная пластина толщиной 10 мм.
  • 140АП59 противопехотный
  • 140CCN против доставки

При запуске ракетный ускоритель SNPE с двумя выходами сбоку корпуса ракеты горит в течение 1,2 секунды, после чего горит маршевый двигатель «София» с одним выходом в задней части корпуса ракеты в течение 20 секунд. [2]

В отличие от более раннего SS.10, который управлялся аналогично самолету с небольшими органами управления полетом, называемыми «спойлерами», расположенными на крыльях ракеты, SS.11 управляется в полете с помощью уникальной системы, разработанной NORD для первого во Франции полета воздух-воздух. Ракета AA.20 , называемая TVC (управление вектором тяги), в которой четыре небольших лопатки расположены вокруг выхлопа маршевого двигателя, которые под управлением на мгновение подталкивают маршевый двигатель к тяге, заставляя ракету двигаться в заданном направлении. Поскольку в полете ракета вращается медленно, поскольку четыре стреловидных крыла слегка смещены, необходим гироскоп для определения относительной ориентации ракеты относительно земли, то есть вверх, вниз и вправо, влево. В отличие от более раннего управления полетом спойлера, TVC представляет собой гораздо более точный метод управления ракетой в полете. TVC был скопирован другими проектами ракет, в том числе российскими с их 9М14 «Малютка» (название НАТО: AT-3 Sagger) и евроракетами HOT и MILAN, разработанными совместным предприятием Франции и Германии. [2]

Из-за ручного характера наведения, называемого MCLOS , когда оператор должен был сначала получить контроль над ракетой и вывести ее на линию прямой видимости с целью, поражение целей на коротких дистанциях было плохим, но точность за пределами 500 метров была низкой. от хорошего до отличного для хорошо обученного оператора. В 1967 году (к тому времени NORD был объединен с Aerospatiale) была разработана версия SS.11 под названием Harpon с значительно улучшенной системой наведения SACLOS , в которой ракета автоматически отслеживается в полете и подводится к линии наводчика. зрения. Эта система наведения существенно повышает точность SS.11, особенно на дальностях поражения менее 500 метров. [2]

  • SS.11 / AGM-22 : Противотанковая ракета класса «земля-земля» с проводным наведением.
    • SS.11A1 XAGM-22A
    • SS.11B1 XAGM-22B : значительно улучшено за счет транзисторов.
    • СС.11Б1 (учебный) ХАТМ-22Б
  • AS.11 : Ракета класса «воздух-поверхность».
  • SS.11M : Морская противокорабельная ракета класса «земля-земля» с проводным наведением.
  • HARPON : версия SS.11 с руководством SACLOS, заменяющим MCLOS . Введен в производство в 1967 году.

Операторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Ракеты» . Рейс Интернешнл . 15 ноября 1980 г. с. 1888. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ганстон, Билл (1978). Ракеты и ракеты . Salamander Books Ltd., стр. 239–240.
  3. ^ «МОНЕТА: Французская противоповстанческая авиация, 1946-1965» . worldatwar.net .
  4. ^ Вентер, Эл Дж (1977). The Chopper Boys - Вертолетная война в Африке . Книги Гринхилла. п. 42.
  5. ^ Эверетт-Хит, полковник Э.Дж. (1983). «Развитие вертолетного вооружения воздух-земля». Обзор международной обороны (3): 323.
  6. ^ «Командование военной помощи США, Вьетнам, 1972–1973 гг., Приложение B, история командования» (PDF) . Командование военной помощи США, Вьетнам. 15 июля 1973 г. с. Б-48 . Проверено 10 сентября 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  7. ^ Гаврич, Г.В. Ключ от Синая, Битвы за Абу-Агейлу в арабо-израильских войнах 1956 и 1967 годов (PDF) . Институт боевых исследований, исследовательское обследование. п. 103. Архивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2021 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
  8. ^ Боевые корабли Джейн 1976-77, стр. 214
  9. ^ Jump up to: а б Бремя 1986, стр. 34-342.
  10. ^ Jump up to: а б с Вертолеты на войне - Блиц-издания, Страница, 63, ISBN   1-85605-345-8
  11. ^ РТ Красотка; ДХР Арчер. Системы оружия Джейн, 1969-70 гг .
[ редактировать ]
Внешние изображения
Норд СС.11
значок изображения SS.11 ведет огонь из танка АМХ-13
значок изображения SS.11 на наземном креплении
значок изображения SS.11 Установлен на UH-1 армии США.
значок изображения SS.11 кумулятивная боеголовка
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 667b84cc26321c05f0bf1cebd167a014__1712040720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/14/667b84cc26321c05f0bf1cebd167a014.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS.11 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)