Jump to content

CIM-10 Бомарк

CIM-10 Бомарк
Ракета Bomarc начинает «фазу набора высоты» при запуске. [1] : 30  На промежуточном этапе и в самонаводящемся пике использовались прямоточные воздушно-реактивные двигатели .
Тип Ракета земля-воздух
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
В эксплуатации 1959 г. - 1 октября 1972 г. [2]
Используется ВВС США
Королевские ВВС Канады
Канадские вооруженные силы
История производства
Производитель Boeing Подразделение беспилотных самолетов [3]
Произведено 1958
Технические характеристики
Диаметр 35 дюймов (890 мм)
Размах крыльев 218,2 дюйма (5540 мм)
Боеголовка W40 Ядерная боеголовка

Двигатель
  • ракета-носитель
  • ПВРД
Потолок полета 100 000 футов (30 000 м)
Руководство
система
Первоначально управляемое с земли активное радиолокационное наведение терминала самонаведения.

Boeing CIM-10 Bomarc («Центр авиационных исследований Боинг Мичиган») ( система вооружения IM-99) . [4] до сентября 1962 г.) [5] [6] — сверхзвуковая ракета класса «земля-воздух» большой дальности с прямоточным воздушно-реактивным двигателем , использовавшаяся во время холодной войны для противовоздушной обороны Северной Америки. Помимо того, что это первый действующий ЗРК большой дальности и первый действующий импульсно-доплеровский авиационный радар, [7] это был единственный ЗРК, развернутый ВВС США .

Ракета хранилась горизонтально в укрытии пусковой установки со сдвижной крышей, поднималась, запускалась вертикально с помощью ракетных ускорителей на большую высоту, а затем переворачивалась в горизонтальный крейсерский полет со скоростью 2,5 Маха, приводимый в действие прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Такая повышенная траектория позволяла ракете действовать на максимальной дальности до 430 миль (690 км). Большую часть полета он управлялся с земли, а когда он достиг целевой зоны, ему было приказано начать пикирование, активировав бортовую активную радиолокационную головку самонаведения для конечного наведения . Радиолокационный взрыватель привел в действие боеголовку, либо большую обычную взрывчатку, либо ядерную боеголовку W40 .

Первоначально ВВС планировали создать в общей сложности 52 объекта, охватывающие большинство крупных городов и промышленных регионов США. Армия США одновременно развертывала свои собственные системы, и эти две службы постоянно враждовали как в политических кругах, так и в прессе. Разработка затянулась, и к моменту готовности к развертыванию в конце 1950-х годов ядерная угроза перешла от пилотируемых бомбардировщиков к межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР). К этому времени армия успешно развернула Nike Hercules с гораздо меньшей дальностью полета , которая, по их утверждению, удовлетворяла любые возможные потребности в 1960-х годах, несмотря на заявления ВВС об обратном. [8]

По мере продолжения испытаний ВВС сократили свои планы до шестнадцати площадок, а затем снова до восьми и еще двух площадок в Канаде. Первый американский объект был объявлен действующим в 1959 году, но имел только одну работающую ракету. Ввод остальных ракет в эксплуатацию занял годы, и к тому времени система уже устарела. Деактивация началась в 1969 году, а к 1972 году все сайты Bomarc были закрыты. Небольшое их количество использовалось в качестве дронов-мишеней, и лишь немногие из них выставлены сегодня.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Начальные исследования

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны ВВС США (USAAF) пришли к выводу, что существующие зенитные орудия , лишь незначительно эффективные против существующих поколений винтовых самолетов, вообще не будут эффективны против новых конструкций с реактивными двигателями. Как и немцы и британцы до них, они пришли к выводу, что единственной успешной защитой будет использование управляемого оружия. [9]

Еще в 1944 году армия США начала изучать зенитные ракеты, исследуя различные концепции. В то время казались возможными две основные концепции; один будет использовать ракету малой дальности, которая летит прямо в цель снизу по курсу, близкому к прямой видимости, а другой подлетит до высоты цели, а затем опрокинется и полетит горизонтально к цели, как истребительная авиация . Поскольку обе концепции казались многообещающими, армейским ВВС было поручено разработать конструкцию, подобную самолету, а армейскому артиллерийскому управлению была поручена более баллистическая концепция столкновительного курса. Официальные требования были опубликованы в 1945 году. [10]

Официальные требования были опубликованы в 1945 году; Bell Laboratories выиграла контракт на поставку оружия ближнего действия в рамках проекта Nike. [9] в то время как команда игроков во главе с Boeing выиграла контракт на проект дальнего действия, известный как беспилотный самолет «земля-воздух» или GAPA. GAPA перешла в состав ВВС США , когда это подразделение было сформировано в 1947 году. В 1946 году ВВС США также начали два ранних исследовательских проекта по противоракетным системам - Project Thumper (MX-795) и Project Wizard (MX-794). [11]

Бомарк А

[ редактировать ]

Формально организованная в 1946 году в рамках проекта USAAF MX-606, к 1950 году компания Boeing запустила более 100 испытательных ракет в различных конфигурациях, все под обозначением XSAM-A-1 GAPA. Испытания были очень многообещающими, и в 1949 году компания Boeing получила контракт ВВС США на разработку серийного образца по проекту MX-1599. [12]

Ракета MX-1599 должна была представлять собой ракету класса «земля-воздух» большой дальности с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и ядерным вооружением, предназначенную для защиты континентальной части Соединенных Штатов от высоколетящих бомбардировщиков. ) . Вскоре к проекту был добавлен Мичиганский центр аэрокосмических исследований (MARC), что дало новой ракете название Bomarc (от Boeing и MARC В 1951 году ВВС США решили подчеркнуть свою точку зрения о том, что ракеты представляют собой не что иное, как беспилотные летательные аппараты, присвоив своим проектам ракет авиационные обозначения, а зенитные ракеты получили обозначение F-for-Fighter. [ нужны разъяснения ] Bomarc стал F-99 . [12]

К этому времени армейский проект Nike успешно продвигался и должен был поступить на вооружение в 1953 году. Это побудило ВВС начать длительную серию нападок на армию в прессе, обычное явление в то время, известное как « политика прессы». выпускать ". Когда армия опубликовала в прессе свою первую официальную информацию об «Аяксе», ВВС отреагировали утечкой информации о BOMARC на Aviation Week . [13] и продолжал очернять Nike в прессе в течение следующих нескольких лет, в одном случае демонстрируя изображение Вашингтона, разрушенного ядерными бомбами, которые «Аякс» не смог остановить. [14]

Испытания испытательных машин XF-99 начались в сентябре 1952 года и продолжались до начала 1955 года. [15] XF-99 испытывал только жидкостную ракету-носитель, которая разгоняла ракету до скорости воспламенения прямоточного воздушно-реактивного двигателя. В феврале 1955 года начались испытания двигательной установки XF-99A. В их число входили боевые прямоточные воздушно-реактивные двигатели, но у них по-прежнему не было системы наведения или боеголовки. Обозначение YF-99A было зарезервировано для машин для эксплуатационных испытаний. В августе 1955 года ВВС США прекратили использование авиационных обозначений типа ракет, и XF-99A и YF-99A стали XIM-99A и YIM-99A соответственно. Первоначально ВВС США присвоили обозначение IM-69, но в октябре 1955 года оно было изменено (возможно, по просьбе Boeing сохранить номер 99) на IM-99 .

К этому времени Ajax был широко развернут в Соединенных Штатах и ​​некоторых зарубежных странах, и армия начала разрабатывать его гораздо более мощного преемника, Nike Hercules . «Геркулес» представлял собой реальную угрозу для BOMARC, поскольку его гораздо больший радиус действия и ядерная боеголовка выполняли многие функции, для которых был разработан BOMARC. Вспыхнул новый виток борьбы в прессе, завершившийся статьей в « Нью-Йорк Таймс», озаглавленной «ВВС назвали армию Найк непригодной для защиты нации». [16]

В октябре 1957 года первый серийный прототип YIM-99A совершил полет с полным наведением и сумел пройти цель на поражающей дальности. В конце 1957 года компания Boeing получила контракт на производство IM-99A Bomarc A, а в сентябре 1959 года первая эскадрилья IM-99A вступила в строй. [12]

ИМ-99А имел рабочий радиус 200 миль (320 км) и был рассчитан на полет со скоростью 2,5–2,8 Маха на крейсерской высоте 60 000 футов (18 000 м). Его длина составляла 46,6 футов (14,2 м), а вес - 15 500 фунтов (7 000 кг). Его вооружение представляло собой либо обычную боеголовку массой 1000 фунтов (450 кг), либо ядерную боеголовку W40 (мощностью 7–10 килотонн ). Жидкотопливный ракетный двигатель разогнал Bomarc до скорости 2 Маха, а двигатели Marquardt RJ43-MA-3 прямоточные воздушно-реактивные на оставшуюся часть полета его взяли на себя , работающие на 80-м бензине. Это была та же модель двигателя, которая использовалась для питания Lockheed X-7 , дрона Lockheed AQM-60 Kingfisher, используемого для испытаний ПВО, и Lockheed D-21, запускаемого с задней части М-21 , хотя Bomarc и Kingfisher В двигателях использовались другие материалы из-за большей продолжительности их полетов. [12]

Оперативные подразделения

[ редактировать ]
Октябрь 1960 г., BOMARC в Нью-Джерси ( площадка BOMARC № 1 ).

Боевые ракеты ИМ-99А базировались горизонтально в полузащищенных укрытиях, прозванных «гробами». После команды на пуск крыша укрытия открывалась, и ракета поднималась в вертикальное положение. После того как ракета будет заправлена ​​топливом для ракеты-носителя, она будет запущена с помощью ракеты-носителя Aerojet General LR59-AJ-13. После достижения достаточной скорости ПВРД Marquardt RJ43-MA-3 зажигали и разгоняли ракету до крейсерской скорости 2,8 Маха на высоте 66 000 футов (20 000 м). [12]

Когда Bomarc находился в пределах 10 миль (16 км) от цели, собственный радар Westinghouse AN/DPN-34 навел ракету на точку перехвата. Максимальная дальность полета ИМ-99А составляла 250 миль (400 км), и он был оснащен либо обычной фугасной, либо ядерной боеголовкой деления W-40 мощностью 10 килотонн. [12]

Bomarc опирался на полуавтоматическую наземную среду (SAGE), автоматизированную систему управления, используемую NORAD для обнаружения, отслеживания и перехвата бомбардировщиков противника . SAGE допускала дистанционный пуск ракет Bomarc, которые в постоянной боеготовности размещались в индивидуальных пусковых убежищах в отдаленных районах. На пике реализации программы было 14 объектов Bomarc, расположенных в США и два в Канаде. [12]

Бомарк Б

[ редактировать ]

Жидкотопливный ускоритель Bomarc A имел ряд недостатков. Перед запуском потребовалось две минуты, чтобы заправиться, что могло занять много времени при высокоскоростном перехвате, а его гиперголическое топливо (гидразин и азотная кислота) было очень опасно в обращении, что привело к нескольким серьезным авариям. [12]

Как только в середине 1950-х годов твердотопливные ракеты большой тяги стали реальностью, ВВС США приступили к разработке нового твердотопливного варианта Bomarc — IM-99B Bomarc B. Он использовал ускоритель Thiokol XM51, а также имел усовершенствованный вариант. ПВРД Marquardt RJ43-MA-7 (и, наконец, RJ43-MA-11). Первый IM-99B был запущен в мае 1959 года, но проблемы с новой двигательной установкой задержали первый полностью успешный полет до июля 1960 года, когда MQM-15A Regulus II был перехвачен сверхзвуковой дрон . Поскольку новый ускоритель требовал меньше места в ракете, можно было нести больше топлива для ПВРД, что увеличивало дальность полета до 430 миль (700 км). Терминальная система самонаведения также была усовершенствована с использованием первого в мире импульсного доплеровского поискового радара Westinghouse AN/DPN-53. [7] Все Bomarc B были оснащены ядерной боеголовкой W-40. В июне 1961 года первая эскадрилья IM-99B вступила в строй, и Bomarc B быстро заменил большинство ракет Bomarc A. [12] 23 марта 1961 года самолет Bomarc B успешно перехватил крылатую ракету Regulus II, летевшую на высоте 100 000 футов (30 000 м), достигнув таким образом самого высокого уровня перехвата в мире на тот момент.

В период с 1957 по 1964 год компания Boeing построила 570 ракет Bomarc, 269 CIM-10A, 301 CIM-10B. [12]

Эмблема 4751-го ЗРК (учебного)

В сентябре 1958 года командование исследований и разработок авиации решило перенести программу Bomarc с испытаний на базе ВВС на мысе Канаверал на новый объект на острове Санта-Роза , к югу от авиабазы ​​​​Эглин в Херлберт-Филд в Мексиканском заливе . Для эксплуатации объекта, а также для обеспечения обучения и оперативной оценки ракетной программы 15 января 1958 года командование ПВО создало 4751-е ракетное крыло ПВО (4751-е ADW). Первый пуск из Санта-Розы состоялся 15 января 1959 года. [12]

Операционная история

[ редактировать ]

В 1955 году для поддержки программы, предусматривавшей создание 40 эскадрилий BOMARC (120 ракет на эскадрилью, всего 4800 ракет), ADC принял решение о местонахождении этих 40 эскадрилий и предложил сроки эксплуатации каждой. Последовательность была следующая: ...л. МакГуайр 1/60 2. Саффолк 2/60 3. Отис 3/60 4. Доу 4/60 5. Ниагарский водопад 1/61 6. Платтсбург 1/61 7. Кинросс 2/61 8. К.И. Сойер 2/61 9. Лэнгли 2/61 10. Труакс 3/61 11. Пейн 3/61 12. Портленд 3/61 ... В конце 1958 года планы ADC предусматривали строительство следующих баз BOMARC в следующем порядке: l. Макгуайр 2. Саффолк 3. Отис 4. Доу 5. Лэнгли 6. Труакс 7. Кинросс 8. Дулут 9. Итан Аллен 10. Ниагарский водопад 11. Пейн 12. Адэр 13. Трэвис 14. Ванденберг 15. Сан-Диего 16. Мальмстрем 17 18. Гранд-Форкс 19. Майнот 20. Янгстаун 24. Сеймур-Джонсон 21. Хилл 22. Су-Фолс 23. Чарльстон 25. МакКоннелл 26. Холломан 27. Маккой 28. Амарилло Банкер - Барксдейл 29. Уильямс . [17]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Первой оперативной эскадрильей Bomarc ВВС США была 46-я ракетная эскадрилья ПВО (ADMS), сформированная 1 января 1959 года и активированная 25 марта. 46-й ЗРК был приписан к сектору ПВО Нью-Йорка на базе ВВС Макгуайр , штат Нью-Джерси. В программе обучения 4751-го авиакрыла ПВО использовались технические специалисты, выступающие в роли инструкторов, и она рассчитана на четыре месяца. Обучение включало техническое обслуживание ракет; Операции SAGE и процедуры запуска, включая запуск невооруженной ракеты в Эглине. В сентябре 1959 года эскадрилья собралась на своей постоянной базе, на полигоне Бомарк возле авиабазы ​​​​Магуайр, и прошла подготовку к боевой готовности. Первые Bomarc-A были использованы в Макгуайре 19 сентября 1959 года, когда авиабаза Кинчело получила первые боевые самолеты IM-99B. Хотя некоторые из эскадрилий повторяли более ранние номера истребителей-перехватчиков, все они были новыми организациями, не имеющими предыдущих исторических аналогов. [18] [19]

Первоначальные планы ADC предусматривали создание около 52 объектов Bomarc по всей территории Соединенных Штатов со 120 ракетами каждый, но по мере сокращения оборонных бюджетов в 1950-х годах количество объектов существенно сократилось. Не помогли ни продолжающиеся разработки и проблемы с надежностью, ни дебаты в Конгрессе о полезности и необходимости ракеты. В июне 1959 года ВВС санкционировали строительство 16 объектов «Бомарк» с 56 ракетами на каждом; первые пять получат IM-99A, а остальные - IM-99B. Однако в марте 1960 года штаб ВВС США сократил развертывание до восьми объектов в США и двух в Канаде. [12]

Инцидент с Бомарком

[ редактировать ]

В течение года эксплуатации самолет Bomarc A с ядерной боеголовкой загорелся на авиабазе МакГуайр 7 июня 1960 года после того, как взорвался бортовой баллон с гелием. Хотя взрывчатка ракеты не взорвалась, тепло расплавило боеголовку и высвободил плутоний, который разнесли пожарные расчеты. ВВС и Комиссия по атомной энергии очистили это место и забетонировали. Это был единственный крупный инцидент, связанный с системой вооружения. [12] После пожара объект продолжал работать несколько лет. С момента закрытия в 1972 году эта территория оставалась закрытой, в первую очередь из-за низкого уровня загрязнения плутонием. [20] В период с 2002 по 2004 год 21 998 кубических ярдов загрязненного мусора и почвы было отправлено в организацию, которая тогда называлась Envirocare , расположенную в штате Юта. [21]

Модификация и деактивация

[ редактировать ]

В 1962 году ВВС США начали использовать модифицированные модели А в качестве дронов; после трехлетнего переименования самолетов и систем вооружения в октябре 1962 года они стали CQM-10A. В остальном ракетные эскадрильи ПВО поддерживали боевую готовность, совершая регулярные поездки на остров Санта-Роза для тренировок и стрельб. После вывода из строя 4751-й дивизии ADW(M) 1 июля 1962 года и передачи Херлберта Тактическому авиационному командованию для проведения операций воздушного коммандос 4751-я эскадрилья ПВО (ракетная) осталась в Херлберте и на острове Санта-Роза для учебных целей. [12]

В 1964 году жидкотопливные площадки и эскадрильи «Бомарк-А» начали выводить из строя. Первыми закрылись предприятия в округах Доу и Саффолк. Остальные продолжали действовать еще несколько лет, пока правительство приступило к демонтажу системы противовоздушной обороны. Ниагарский водопад был первым объектом BOMARC B, который закрылся в декабре 1969 года; остальные оставались в боевой готовности до 1972 года. В апреле 1972 года последний Bomarc B на вооружении ВВС США был выведен из эксплуатации в МакГуайре, а 46-й ЗРК был выведен из строя. [12] и база была деактивирована. [22]

Дрон CQM-10B запущен на базе ВВС Ванденберг , 1977 год.

В эпоху межконтинентальных баллистических ракет «Бомарк», предназначенный для перехвата относительно медленных пилотируемых бомбардировщиков, стал бесполезным активом. Остальные ракеты Bomarc использовались всеми вооруженными силами в качестве высокоскоростных дронов-мишеней для испытаний других ракет ПВО. Мишени Bomarc A и Bomarc B получили обозначение CQM-10A и CQM-10B соответственно. [12]

После аварии комплекс МакГуайра так и не был продан или переоборудован для других целей и остается в собственности ВВС, что делает его наиболее нетронутым объектом из восьми в США. Он был номинирован в Национальный реестр исторических мест. Хотя несколько самолетов Bomarcs IM-99/CIM-10 были выставлены на всеобщее обозрение, из-за опасений по поводу возможной опасности для окружающей среды, связанной с ториированной магниевой структурой планера, некоторые из них были удалены из поля зрения общественности. [23]

Расс Снеддон, директор Музея вооружения ВВС на базе ВВС Эглин, Флорида, предоставил информацию о пропавшем экспонате самолета CIM-10 с серийным номером 59–2016, одном из оригинальных экспонатов музея с момента его основания в 1975 году, подаренном 4751-й эскадрильей ПВО. на Херлберт-Филд , вспомогательное поле 9 Эглин, авиабаза Эглин. По состоянию на декабрь 2006 года подозрительная ракета хранилась на охраняемой территории за Музеем вооружений. В декабре 2010 года планер все еще находился на территории, но был частично демонтирован. [ нужна ссылка ]

Ракетная программа Bomarc вызвала в Канаде большие споры. [24] Прогрессивно -консервативное правительство премьер-министра Джона Дифенбейкера первоначально согласилось развернуть ракеты, а вскоре после этого отказалось от Avro Arrow , сверхзвукового пилотируемого самолета-перехватчика, утверждая, что ракетная программа сделала Arrow ненужным. [24]

Первоначально было неясно, будут ли ракеты оснащены ядерными боеголовками. К 1960 году стало известно, что ракеты будут иметь ядерную полезную нагрузку, и начались дебаты о том, следует ли Канаде принимать ядерное оружие. [25] В конечном итоге правительство Дифенбейкера решило, что Бомарки не должны быть оснащены ядерными боеголовками. [26] Спор расколол кабинет Дифенбейкера и привел к краху правительства в 1963 году. [26] официальной оппозиции и Либеральной партии Лидер Лестер Б. Пирсон изначально был против ядерных ракет, но изменил свою личную позицию и выступил в пользу принятия ядерных боеголовок. [27] Он выиграл выборы 1963 года , во многом благодаря этому вопросу, и его новое либеральное правительство приступило к принятию бомарков с ядерным оружием, первый из которых был развернут 31 декабря 1963 года. [28] Когда были развернуты ядерные боеголовки, жена Пирсона, Мэрион, отказалась от своего почетного членства в антиядерной группе «Голос женщин». [25]

Оперативное развертывание Bomarc в Канаде включало формирование двух специализированных эскадрилий наземных и воздушных ракет. Первой к действиям приступила 446-я эскадрилья ЗРК на базе RCAF Норт-Бэй , которая была центром командования и управления обеими эскадрильями. [28] После завершения строительства комплекса и связанных с ним объектов в 1961 году, в 1961 году эскадрилья получила Бомарки без ядерных боеголовок. [28] Эскадрилья вступила в полную боевую готовность с 31 декабря 1963 года, когда прибыли ядерные боеголовки, до расформирования 31 марта 1972 года. Все боеголовки хранились отдельно и под контролем 1-го отряда 425-й эскадрильи по обслуживанию боеприпасов ВВС США на базе ВВС Стюарт . Во время оперативной службы Bomarcs находились в режиме ожидания круглосуточно, но ни разу не были запущены, хотя эскадрилья проводила испытания ракет на авиабазе Эглин во Флориде во время ежегодных зимних отступлений. [29]

447-я эскадрилья ЗРК, действовавшая на базе RCAF Ла-Макаса, Квебек , была активирована 15 сентября 1962 года, хотя боеголовки не были доставлены до конца 1963 года. Эскадрилья следовала тем же оперативным процедурам, что и 446-я, ее родственная эскадрилья. С течением времени боевые возможности системы Bomarc 1950-х годов больше не отвечали современным требованиям; Министерство национальной обороны сочло, что система противоракетной обороны Bomarc больше не является жизнеспособной системой, и приказало вывести обе эскадрильи в 1972 году. Бункеры и вспомогательные объекты остались на обоих прежних объектах. [30]

Варианты

[ редактировать ]
Карта с операторами CIM-10 синим цветом
  • XF-99 (экспериментальный для исследования ускорителя)
  • XF-99A/XIM-99A (экспериментальный для исследований ПВРД)
  • ЯФ-99А/ЙИМ-99А [31] (сервис-тест)
  • ИМ-99А/ЦИМ-10А (первоначальное производство)
  • ИМ-99Б/ЦИМ-10Б («усовершенствованный» [32] )
  • CQM-10A (дрон-мишень, разработанный на базе CIM-10A) [33]
  • CQM-10B (дрон-мишень, разработанный на базе CIM-10B) [33]

Операторы

[ редактировать ]
Канада /  Канада
446-я эскадрилья ЗРК : 28 IM-99B, CFB North Bay , Онтарио, 1962–1972 гг. [29] [34]
Сайт Bomarc расположен по адресу: 46 ° 25'46 "N 079 ° 28'16" W  /  46,42944 ° N 79,47111 ° W  / 46,42944; -79,47111  ( 446-я эскадрилья ЗРК )
447-я эскадрилья ЗРК : 28 IM-99B, Ла-Макаса, Квебек ( Ла-Макаса - международный аэропорт Мон-Тремблан ) 1962–1972 гг. [30] [35]
Сайт Bomarc расположен по адресу: 46 ° 24'41 "N 074 ° 46'08" W  /  46,41139 ° N 74,76889 ° W  / 46,41139; -74,76889  ( 447-я эскадрилья ЗРК ) (приблизительно)
 Соединенные Штаты
База ВВС на мысе Канаверал , Флорида
Стартовый комплекс 4 (ЛК-4) использовался для испытательных и опытно-конструкторских пусков Bomarc со 2 февраля 1956 г. по 15 апреля 1960 г. (17 пусков). 28 ° 27'59 "N 080 ° 32'08" W  /  28,46639 ° N 80,53556 ° W  / 28,46639; -80,53556  ( Мыс Канаверал AFS LC-4 )
База ВВС Ванденберг , Калифорния.
Две стартовые площадки, БОМ-1 и БОМ-2, использовались ВМС США для запусков Бомарка по воздушным целям. Первый запуск состоялся 25 августа 1966 года. Последние два запуска произошли 14 июля 1982 года. BOM1 49 запусков; БОМ2 38 запускается. 34 ° 48'02 "N 120 ° 35'57" W  /  34,80056 ° N 120,59917 ° W  / 34,80056; -120,59917  ( Спецификация1 / Спецификация2 )

Локации в разработке, но не активированы. На каждой площадке было запрограммировано по 28 ракет ИМ-99Б:

Ссылка на подразделения и местоположения BOMARC: [36]

Выжившие ракеты

[ редактировать ]
Бомарк Б на выставке в Канадском музее авиации и космонавтики Оттава , Онтарио , Канада, ок. 2006.

Ниже приведен список музеев или мест, в которых выставлена ​​ракета Bomarc:

[ редактировать ]

Ракета Bomarc захватила воображение американской и канадской индустрии популярной музыки, породив поп-музыкальную группу Bomarcs (состоящую в основном из военнослужащих, дислоцированных на радаре во Флориде, который отслеживал Bomarc). [37] [38] звукозаписывающая компания Bomarc Records, [39] [40] и умеренно успешная канадская поп-группа The Beau Marks .

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Blue Envoy , британская система очень похожих характеристик, отмененная в 1957 году в пользу Bristol Bloodhound .

  1. ^ Система противовоздушной обороны SAGE/Bomarc: иллюстрированное объяснение того, что это такое и как она работает (информационный бюллетень) (отчет). Нью-Йорк: Международная корпорация Business Machines. 1959 год . Проверено 23 апреля 2013 г. Обучение экипажа BOMARC было активировано 1 января 1958 года. Оператор запрашивает «точку прогнозирования взаимодействия» с компьютера IBM. Информация наведения ракеты передается по выделенным линиям на мыс Канаверал и по радио на ракету BOMARC. РЛС дальнего поиска AN/FPS-20 на базе ВВС Патрик (альтернативный URL-адрес) (цитируется по History of Strategic Air and Ballistic Missile Defense : Volume I, стр. 257.)
  2. ^ Ломбарди, Майкл. «Дотянуться до неба» (PDF) . Боинг Фронтирс . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2011 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
  3. ^ «BOMARC: Ракета ПВО большой дальности от Boeing» (PDF) . Flight Global : 687. 24 мая 1957 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 4 августа 2013 г. Разработке электронного наведения способствовали моделируемые носовые секции ИМ-99, находящиеся под давлением азота и охлаждаемые аммиаком, установленные на Т-33 и В-57, пилот этих самолетов отключал наведение и уходил от столкновения. курс по мере приближения к цели. … 70 процентов передано субподрядчикам: генеральный подрядчик — компания Boeing (сборка ракет на главном заводе в Сиэтле, подразделение беспилотных самолетов); круизная силовая установка Марквардта; наддувная силовая установка Aerojet-General; руководство и контроль, подразделение авиации Вестингауза; наземное оборудование управления, подразделение Westinghouse Electronics; наземное и испытательное оборудование, Отдел информационных технологий и технологий Фарнсворта; бортовая электронная разведка, Lear (подразделения LearCal и Гранд-Рапидс); носовая часть ракеты Пастушина (стекловолокно, оставляет лучи радара неискаженными).
  4. ^ Система вооружения ИМ-99: 26 октября - 28 ноября 1958 г. (PDF) (Отчет). 17 декабря 1958 года. Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г. Центр технической подготовки на вспомогательном поле № 9 ВВС Эглин. Боеголовки IM-99A и IM-99B (W-40). IM-99B был разработан для выполнения операций типа «паттерн патрулирования». Ракеты могли запускаться сериями или через очень короткие промежутки времени и наводиться в линию в ряд, при этом ГСН работали в режиме поиска. Это дало бы возможность патрулировать определенную территорию, где подозревалась цель, но где не были установлены определенные следы.
  5. ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 69. ИСБН  9780850451634 .
  6. ^ Баугер, Джо. «Боинг/МАРК F-99» . ДжоБаугер.com . Проверено 4 августа 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б Аэродинамика тактической ракеты, Том 141. С17. Майкл Дж. Хемш, Американский институт аэронавтики и астронавтики. Американский институт аэронавтики и астронавтики, 1992 г.
  8. ^ Аэродинамика тактических ракет, Том 141. Майкл Дж. Хемш, Американский институт аэронавтики и астронавтики. Американский институт аэронавтики и астронавтики, 1992 г.
  9. ^ Jump up to: а б Зевс 1962 , с. 165.
  10. ^ Уокер и Бернштейн 2005 , с. 39.
  11. ^ Уокер и Бернштейн 2005 , с. 20.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гибсон 1996, стр. 200–201.
  13. Aviation Week , 6 апреля 1953 г., с. 15.
  14. ^ «Защитит ли NIKE нас от красных бомбардировщиков?» . Популярная наука . Том. 169, нет. 3. 1 сентября 1956 г., стр. 152–155. ISSN   0161-7370 . OCLC   488612811 . Проверено 18 февраля 2021 г. - через Google Книги .
  15. ^ Макмаллен, РФ (15 февраля 1980 г.). История средств ПВО 1946–1962 гг. (Доклад). Том. АДЦ Историческое исследование № 14. Исторический отдел Управления информации штаба АДК. п. 312. Разработка ракеты-перехватчика большой дальности, получившей название BOMARC, была одобрена Советом по исследованиям и разработкам Министерства обороны в декабре 1950 года. Летные испытания BOMARC начались шатко 10 сентября 1952 года, когда была выпущена первая ракета. запущен из испытательного центра Флориды , который позже стал известен как мыс Канаверал. …руководитель проекта системы вооружения BOMARC (WSPO), представитель ARDC, дал разрешение на запуск 12 YIM-99A (экспериментальные ракеты, обозначенные буквой «Y»). Первая попытка SAGE управлять BOMARC произошла 7 августа 1958 года… Из-за разделенных сигналов радара SAGE не смогла дать ракете правильные команды, и [затем] GPA-35 взял на себя управление. Однако ракета дала сбой и [упала] в Атлантику. Ракетный комплекс ВВС на Херлберт-Филд, Флорида, Херлберт (официально обозначенный как вспомогательное поле Эглин № 9) [с пусковыми установками] находился на узкой полосе песка, известной как остров Санта-Роза. В августе 1960 года Управление проектов систем вооружения BOMARC (AMC) заверило Совет генеральных директоров BOMARC, что для оплаты помощи Boeing будет выделено 100 000 долларов. «Программа альтернативного повышения давления Bomarc в React ion Motors, Inc.», 3 июля 1953 г.… Сообщение, WWXDBE-FA 18-5-47, Секция полевых испытаний IM-99 в ВВС США, 19 мая 1960 г. [Doc 304, Hist of ADC, январь –июнь 1960 г.].
  16. ^ «ВВС считают армию непригодной для защиты нации». Нью-Йорк Таймс . 21 мая 1956 г. с. 1.
  17. ^ Макмаллен, РФ (15 февраля 1980 г.). История средств ПВО 1946–1962 гг. (Доклад). Том. АДЦ Историческое исследование № 14. Исторический отдел Управления информации штаба АДК. п. 176.
  18. ^ "46-я ракетная эскадрилья ПВО". Архивировано 5 сентября 2017 года в ежегоднике Wayback Machine NYADS 1960. Проверено 28 сентября 2010 г.
  19. ^ Предисловие Басс, Л.Х. (директор) (1 мая 1960 г.). Историческое резюме Североамериканского командования ПВО и Континентального командования ПВО: июль – декабрь 1959 г. (PDF) (Отчет). Управление истории командования: Управление информационных служб. «7 октября 1959 года НОРАД предоставило ADC следующее руководство . Заполнители пробелов будут перераспределены для обеспечения покрытия на малых высотах (500 футов) в 230 морских милях вперед и в 150 милях позади всех стартовых площадок BOMARC… Критерии для Покрытие BOMARC заключается в том, что никакие боковые промежутки не превышают 25 морских миль (нормальная местность) на кривой постоянной высоты 300 футов… Направленные антенны и усилители высокой мощности для передатчиков «земля-воздух» будут запрограммированы и развернуты только по мере необходимости для поддержки Целевой план операций BOMARC на 1961–1965 годы… предусматривал создание эскадрильи F-101 для авиабазы ​​​​Комокс, Канада, и эскадрильи BOMARC для авиабазы ​​Пейн, Вашингтон. Для управления этими эскадрильями НОРАД также предоставил AN/FPS-28 для авиабазы. Острова Королевы Шарлотты… общий морской охват, доступный от ALRI и наземных источников, позволит использовать BOMARC B только примерно на 70 процентах его возможностей на малых высотах и ​​на 50 процентах на больших высотах. В последние шесть месяцев 1959 г. две эскадрильи ИМ-99А вступили в строй и взяли на себя роль противовоздушной обороны. Первой была 46-я ракетная эскадрилья ПВО (BOMARC), базирующаяся на авиабазе Макгуайр, штат Нью-Джерси… активизированная 1 января 1959 года и введенная в строй 1 сентября 1959 года с тремя ракетами. …6-я ракетная эскадрилья ПВО (BOMARC) в Саффолке, 6-я ЗРК, активизированная 1 февраля 1959 года, вступила в строй 1 декабря 1959 года. По состоянию на 1 января 1960 года эскадрилья МакГуайра имела 24 ракеты IM-39A, а эскадрилья Саффолка имела в наличии четыре ракеты для противовоздушная оборона. 26-я ЗРК, активированная на авиабазе Отис, Массачусетс, 1 марта 1359 года; 30-я ЗРК, активированная 1 июня 1959 года на авиабазе Доу. Мэн; и 22-я ЗРК, активированная 1 сентября 1959 года на авиабазе Лэнгли, Вирджиния. Ожидалось, что эти подразделения вступят в строй в 1960 году. NADOP 1959–1963, от 16 декабря 1958 года [запланировано на] 1963 финансовый год, 36 площадок IM-99B и 2772 пусковые установки. [32] в США (исключая Аляску), два — в районе [Аляски] 64-й воздушной дивизии и два — в Канаде. В марте 1960 года JCS сообщило НОРАД, что они рассматривают возможность сокращения программы BOMARC до восьми американских и двух канадских эскадрилий».
  20. ^ Гамбарделло, Джозеф А. «Разлив плутония не исчез и не забыт, 40 лет спустя». The Philadelphia Inquirer , 1 июня 2000 г., стр. А01. Проверено: 26 декабря 2009 г.
  21. ^ Радемахер; и др. (28 августа 2007 г.). …План работ по предварительному обследованию ракетных укрытий и бункеров (Отчет). Том. АДА471460. Институт оперативной гигиены ВВС. Архивировано из оригинала 12 августа 2013 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  22. ^ ТОМАС П. ФАРНЕР (23 июля 2015 г.). «Ядерная «зачистка» оставляет много вопросов» . Наждачная бумага (Нью-Джерси) . Проверено 26 июля 2015 г.
  23. ^ Янг, Горд. «Реликвия холодной войны в движении». North Bay Nugget , 12 сентября 2009 г. Дата обращения: 24 декабря 2009 г.
  24. ^ Jump up to: а б Бютё, Поль. «Ракетный кризис Бомарка» . Канадская энциклопедия . Торонто: Historica Foundation, 2012. Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 11 августа 2012 г.
  25. ^ Jump up to: а б Цифровые архивы CBC. «Голос женщин протестует против ядерных испытаний» . Новости CBC, 26 марта 2012 г. Торонто. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 11 августа 2012 г.
  26. ^ Jump up to: а б «Ядерный вопрос в Канаде (1957–1963)» . Канадский центр Дифенбейкера . Регина, Саскачеван: Университет Саскачевана. Архивировано из оригинала 20 апреля 2012 года . Проверено 11 августа 2012 г.
  27. ^ «Холодная война в Канаде: голос женщин» . Канада: Народная история, 2001 . Торонто: CBC. Архивировано из оригинала 2 января 2012 года . Проверено 11 августа 2012 г.
  28. ^ Jump up to: а б с «Специально для The Star: канадские Bomarcs получают атомные боеголовки». Газета Toronto Daily Star, 2 января 1964 г., стр. 1, 4.
  29. ^ Jump up to: а б Никс и др. 1997, стр. 84–85.
  30. ^ Jump up to: а б Никс и др. 1997, стр. 85–87.
  31. ^ «Бомарк» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 17 августа 2013 года . Проверено 7 августа 2013 г. Многообещающие результаты [ GAPA ] привели к тому, что в 1949 году компания Boeing получила контракт с ВВС США на разработку экзотической ракеты класса «земля-воздух» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем MX-1599 и ядерным вооружением для защиты континентальной части Соединенных Штатов от высотных бомбардировщиков. Последний Bomarc A был снят с производства в декабре 1964 года. В апреле 1972 года последний Bomarc B был списан. Испытательные полеты испытательных машин XF-99 начались в сентябре 1952 года и продолжались до начала 1955 года. XF-99 испытывал только ракету-носитель на жидком топливе, которая разгоняла ракету до скорости воспламенения прямоточного воздушно-реактивного двигателя. В феврале 1955 года начались испытания двигательной установки XF-99A. В их число входили боевые прямоточные воздушно-реактивные двигатели, но у них по-прежнему не было системы наведения или боеголовки. Обозначение YF-99A было зарезервировано для машин для эксплуатационных испытаний. В августе 1955 года ВВС США прекратили использование обозначений типа ракет, и XF-99A и YF-99A стали называться XIM-99A и YIM-99A.
  32. ^ "Руководство по основам IM-99A" . Боинг: Подразделение беспилотных самолетов (Сиэтл, Вашингтон), 12 марта 1959 года.
  33. ^ Jump up to: а б «Информационные бюллетени: Boeing XF-99». Архивировано 17 января 2014 года в Wayback Machine Nationalmuseum.af.mil . Проверено: 18 сентября 2013 г.
  34. ^ "446-я эскадрилья ЗРК". radomes.org. Проверено: 12 сентября 2010 г.
  35. ^ "447-я эскадрилья ЗРК". radomes.org. Проверено: 12 сентября 2010 г.
  36. ^ "Ракетные площадки Бомарк". radomes.org . Проверено: 26 декабря 2009 г.
  37. ^ " The Bomarcs ", Garage Hangover , Крис Бишоп, 22 августа 2007 г.
  38. ^ " BOMARCS, пластинки и компакт-диски ", MusicStack
  39. ^ " 45 дискографий для Bomarc Records ", Global Dog Productions
  40. ^ " Bomarc Records ", Оцените свою музыку

Библиография

[ редактировать ]
  • Клируотер, Джон. Канадское ядерное оружие: нерассказанная история канадского арсенала времен холодной войны . Торонто, Онтарио, Канада: Dundern Press, 1999. ISBN   1-55002-299-7 .
  • Клируотер, Джон. Ядерное оружие США в Канаде . Торонто, Онтарио, Канада: Dundern Press, 1999. ISBN   1-55002-329-2 .
  • Корнетт, Ллойд Х. младший и Милдред В. Джонсон. Справочник организации аэрокосмической обороны 1946–1980 гг . База ВВС Петерсон, Колорадо: Исторический отдел, Центр аэрокосмической обороны, 1980. ISBN отсутствует.
  • Гибсон, Джеймс Н. Ядерное оружие Соединенных Штатов: иллюстрированная история . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd., 1996. ISBN   0-7643-0063-6 .
  • Дженкинс, Деннис Р. и Тони Р. Лэндис. Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2008. ISBN   978-1-58007-111-6 .
  • Никс, Дон, Джон Брэдли и Крис Чарланд. История ПВО Канады 1948–1997 гг . Оттава, Онтарио, Канада: командир истребительной группы, 1997 год. ISBN   0-9681973-0-2 .
  • Родословная чемпионов: Boeing с 1916 года, третье издание . Сиэтл, Вашингтон: Компания Boeing, 1969.
  • Винклер, Дэвид Ф. В поисках неба: наследие радиолокационной программы обороны США в период холодной войны . База ВВС Лэнгли, Вирджиния: боевое командование штаба ВВС США, 1997 год. ISBN   978-1-907521-91-1 .
  • «Ника Зевс» . Международный рейс : 165–170. 2 августа 1962 г. ISSN   0015-3710 . Проверено 13 мая 2013 г.
  • Уокер, Джеймс; Бернштейн, Льюис; Ланг, Шэрон (19 января 2005 г.). Захватите высоту: армия США в космической и противоракетной обороне . Центр военной истории армии США . ISBN  978-1508421665 . LCCN   2005364289 . OCLC   57711369 . ОЛ   7380755М . Проверено 16 февраля 2021 г. - из Интернет-архива .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8eb67222c88adeebad01ee10853bd12__1714185900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/12/b8eb67222c88adeebad01ee10853bd12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
CIM-10 Bomarc - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)