Макдоннелл F3H Демон
F3H Демон | |
---|---|
![]() | |
F3H-2N Demon в полете, 1956 год. | |
Роль | Авианосный всепогодный перехватчик |
Производитель | Макдоннелл авиастроительная корпорация |
Первый полет | 7 августа 1951 г. |
Введение | 7 марта 1956 г. |
Ушедший на пенсию | 1964 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВМС США |
Количество построенных | 519 |
McDonnell F3H Demon — дозвуковой палубный реактивный истребитель со стреловидным крылом, разработанный выпускаемый и американским производителем McDonnell Aircraft Corporation . Это был первый реактивный истребитель со стреловидным крылом и единственный одномоторный палубный истребитель, произведенный компанией. [1]
«Демон» был разработан в конце 1940-х и начале 1950-х годов для удовлетворения требований ВМС США по созданию высокоэффективного военно-морского истребителя со стреловидным крылом, который придет на смену F2H Banshee . 7 августа 1951 года XF3H-1 совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Роберта Эдхольма. ближнего действия Первоначальная конструкция перехватчика была переработана в более тяжелый всепогодный истребитель средней дальности для противодействия реактивному истребителю Микояна-Гуревича МиГ-15, встречавшемуся во время Корейской войны ; однако добавление веса примерно на 7000 фунтов (3200 кг) отрицательно сказалось на характеристиках Демона. Первоначально «Демон» проектировался для оснащения двигателем Westinghouse J40 турбореактивным , который имел серьезные проблемы, в том числе низкую тягу и низкую надежность, и от него в конечном итоге отказались после того, как в 1955 году этот вопрос стал политически спорным. Этот результат потребовал еще одной серьезной модернизации самолета. принять альтернативную силовую установку Allison J71 . [2] [3]
7 марта 1956 года «Демон» был принят на вооружение. Хотя самолет имел недостаточную мощность для сверхзвуковых характеристик и недостаточную выносливость для выполнения своей предназначенной роли общего назначения, он дополнял дневные истребители, такие как Vought F8U Crusader и Grumman F11F Tiger, в качестве всепогодного перехватчика с ракетным вооружением. [4] [5] «Демон» был отозван в 1964 году и поэтому не участвовал во Вьетнамской войне . И он, и Crusader были заменены на Forrestal -классе и подобных суперавианосцах более способным и универсальным McDonnell Douglas F-4 Phantom II , имеющим сильное семейное сходство, поскольку задумывался как усовершенствованное развитие Demon. Сверхзвуковой F-101 Voodoo был ВВС США аналогичен по компоновке, но был создан на основе более раннего XF-88 Voodoo , что также повлияло на компоновку Demon.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]

Хотя о существовании советской программы реактивного истребителя МиГ -15 имени Микояна-Гуревича в то время разведка США была неизвестна, ВМС США предвидели появление высокопроизводительных советских реактивных истребителей и выдвинули требования к высокоэффективному истребителю. Морской истребитель со стреловидным крылом , 21 мая 1948 года. [6] McDonnell была одной из шести авиастроительных компаний, решивших дать ответ, начав опытно-конструкторские работы в 1949 году. [7] Команда разработчиков решила разработать совершенно новый самолет, включающий стреловидную конфигурацию крыла с самого начала, а не адаптируя прямое крыло к конструкции стреловидного крыла, как это было сделано с конкурирующим Grumman F9F Cougar . Управление по крену достигалось с помощью элеронов, дополненных компактным спойлером . [8] [9] Кроме того, как горизонтальное, так и вертикальное оперение также были стреловидны назад. [10] Это был первый самолет компании со стреловидным крылом, и он был одним из первых американских самолетов, вооруженных преимущественно ракетами, а не пушками . [1]
Получившийся в результате самолет, получивший позднее название «Демон» , представлял собой совершенно новую конструкцию. Чтобы выполнить требования ВМС США, Макдоннелл согласился оснастить самолет двигателем Westinghouse J40 , который тогда находился в стадии разработки. [11] В то время представители ВМФ продвигали J40 как самолет следующего поколения, и его тяга должна была составлять более 11 000 фунтов силы (49 кН) — в три раза больше, чем у двигателей, используемых на McDonnell F2H Banshee . Завоевав интерес официальных лиц ВМС США, Макдоннелл 30 сентября 1949 года получил контракт на разработку двух прототипов XF3H-1 , хотя и в качестве запасного варианта для нетрадиционного Douglas F4D Skyray . [12] [13] На этом этапе разработки он задумывался как дневной истребитель. [14] Макдоннелл назвал самолет «Демон» . Вскоре после этого [15]
Неожиданный боевой дебют МиГ-15 во время Корейской войны побудил ВМС США сделать «Демона» главным приоритетом, поскольку МиГ значительно превзошел «Пантеру» и «Банши»; единственным американским истребителем, находившимся в то время на вооружении, который мог сравниться с МиГом, был североамериканский F-86 Sabre , который эксплуатировался только ВВС США . [6] Стремясь лучше реагировать на МиГ, ВМС США настаивали на серьезной переработке самолета, переориентировав его с задачи перехватчика ближнего действия , которую когда-то предполагали, на всепогодный истребитель средней дальности ; адаптация конструкции потребовала добавления 7000 фунтов. веса самолета, который изначально весил 22 000 фунтов, что отрицательно сказалось на его характеристиках. [16] [17]
Первые полеты и проблемы с двигателем
[ редактировать ]В марте 1951 года самолет был спешно заказан в производство для первой партии из 150 F3H-1N . Этот приказ был сделан еще до рассмотрения макета, которое произошло в июле того же года. [18] 7 августа 1951 года прототип совершил свой первый полет под руководством летчика-испытателя Роберта Эдхольма. [2] [19] Быстро оказалось, что он относительно прост в управлении, достаточно маневрен, а органы управления отзывчивы, но при этом у него была сильно недостаточная мощность, что особенно влияло на полет на большой высоте. [20] Этот прототип был потерян во время испытательного полета примерно четыре месяца спустя. [21] Первые испытательные полеты боевого образца состоялись только в январе 1953 года, когда конфликт в Корее подходил к концу.
Изначально «Демон» создавался на основе амбициозного двигателя Westinghouse J40, который должен был обеспечивать достаточную мощность, чтобы можно было использовать только один двигатель в ряде новых самолетов. Однако этот двигатель в конечном итоге не сможет обеспечить обещанную тягу или даже работать надежно; его производительность стала большим разочарованием: он производил лишь половину ожидаемой мощности. Он также страдал от ограниченного диапазона полетов и частых остановок компрессора . [22] [13] Использование в планере необычного кольцевого воздухозаборника, который по своей сути приводит к относительно плохому восстановлению давления, также могло способствовать ухудшению характеристик. [23]
Джеймс Смит Макдоннелл , президент McDonnell Aircraft Corporation, лично написал в Вашингтон, предупредив, что этот двигатель будет «удручающе маломощной комбинацией», и потребовал разрешить замену двигателя. [16] [24] Вместо этого ВМС США предпочли продолжить использование двигателя J40 в надежде, что разработка более мощной версии, J40-10, будет идти быстрыми темпами; вместо этого Westinghouse оказалась неспособной плавно продвигать проект, и с течением времени этот вопрос становился все более политически окрашенным. [16] [25] Из 35 самолетов F3H-1N , летавших с двигателем J40, восемь попали в крупные аварии. Производство первых «Демонов» было остановлено после потери шести самолетов и четырех пилотов. [1] [26] Журнал Time назвал отказ ВМС от использования всех F3H-1 Demons с двигателями Westinghouse «фиаско», поскольку 21 непригодный для полетов самолет можно было использовать только для наземных тренировок ВМФ с потерей 200 миллионов долларов. [16] Одним из ярких моментов J40 стало установление в 1955 году неофициального рекорда времени набора высоты на Demon - 10 000 футов (3 000 м) за 71 секунду. [1] Однако программа J40 была прекращена где-то в 1955 году.
Все самолеты, на которых должен был быть установлен J40, были либо отменены, либо перепроектированы для использования других двигателей, особенно J57 и J71 . F4D Skyray был разработан для установки более мощных двигателей на случай, если J40 не сработает, и в конечном итоге был оснащен двигателем Pratt & Whitney J57 . Но ни один другой двигатель нельзя было просто установить на старые «Демоны», что потребовало перепроектирования и увеличения как крыльев, так и фюзеляжа. Связанные с этим затраты и задержки были такими, что ВМС США также рассматривали возможность отмены разработки Demon. [27] Лучшей альтернативой оказался двигатель Allison J71 , которым также оснащался эсминец Douglas B-66 . [28] Последующие F3H с этой силовой установкой получили обозначение F3H-2N . [1] В эксплуатации J71 оказался проблематичным, поскольку обеспечивал недостаточную мощность для самолета такого размера, как «Демон», а также страдал от частых возгораний и остановок компрессора . В октябре 1954 года был совершен первый полет Demon с двигателем J71. собственной разработки Еще одной существенной проблемой была надежность катапультного кресла : первоначальные версии оказались ненадежными и в конечном итоге были заменены катапультными креслами Мартина-Бейкера , которые стали стандартным выбором кресла ВМС США из-за их более высоких характеристик на малой высоте. и более высокая надежность. [29]
Производство
[ редактировать ]Несмотря на возникшие проблемы, ВМС США разместили заказ на 239 F3H-2 , первый из которых был развернут в марте 1956 года. До прекращения производства в ноябре 1959 года было построено 519 самолетов Demon. Это был не первый всепогодный самолет ВМС США. перехватчик с радаром (комплект воздушного перехвата AN/APG-51 впервые использовался на F2H-4 Banshee). F3H-2 Demon имел AN/APG-51A, позже модернизированный до версии 51-B с настраиваемым магнетроном, а затем до 51-C с лучшими средствами противодействия в ствольной коробке. [ нужна ссылка ] По сравнению с Skyray это была относительно простая радиолокационная система. [30] Более того, модернизация этого радара также оказалась довольно простой. [31]
Стандартное вооружение F3H-2N составляло четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки Colt Mk 12 . В последующие годы две верхние пушки часто опускали для экономии веса. Более поздние модели, переименованные в F3H-2M Raytheon AAM-N-2 Sparrow , а позднее — Sidewinder , были оборудованы для стрельбы ракетами класса «воздух-воздух» . [32] [33] Развернутые самолеты несли оба типа ракет: «Спэрроу» на внутренних направляющих и «Сайдвиндер» на подвесных. Пушки не использовались в системах противовоздушной обороны авианосцев, но они устанавливались и вооружались, когда этого требовали ситуации (например, кубинский ракетный кризис ), и где самолеты могли быть развернуты против надводных целей. Кроме того, можно было перевозить до 6000 фунтов внешних запасов, включая топливные баки , бомбы и ракетные блоки . [1] Дополнительная дальность полета, обеспечиваемая внешними топливными баками, была относительно небольшой из-за паразитного сопротивления . [34]
На поздней стадии разработки нос был наклонен вниз на десять градусов, чтобы улучшить обзор пилоту вперед и вниз. [35] Ветровое стекло также менялось несколько раз с той же целью. [36] Из-за отличного обзора из кабины «Демон» получил прозвище «Кресло». Пилоты-демоны в просторечии были известны как «Водители-демоны», а наземные бригады, работавшие с самолетами, были известны как «Доктора-демоны». Невыгодное соотношение мощности и веса породило менее лестное прозвище «свинцовые сани», иногда сокращаемое до «сани». [37] Пилоты отметили его хорошие летные характеристики и высокий уровень устойчивости при полете на большой высоте и во время авианосных операций, а также относительно легкую посадку практически при любых обстоятельствах. [1] [38]
Был предложен разведывательный F3H - вариант самолета 2P , но так и не построенный. [39] «Демон» использовался в качестве передового истребителя ВМС США до 1962 года, после чего на смену ему пришел более новый и более быстрый F-4 «Фантом II» (который был развитием предлагаемого «Супер Демона», более крупного и гораздо более тяжелого истребителя). версия F3H). [40] Разработанный во время Корейской войны для противодействия МиГ-15, он не одержал ни одной победы в воздухе ни с применением ракет, ни в воздушных боях, хотя в 1958 году совершил полеты над Ливаном и Кемойем .
В 1962 году F3H был переименован в F-3 . F3H -2N стал F-3C , F3H-2M стал MF-3B , а F3H-2 изменился на F-3B . В сентябре 1964 года последняя эскадрилья, оснащенная «Демонами», VF-161 «Чарджерс» , сменила свои F-3 на F-4 Phantom II.
Варианты
[ редактировать ]

- XF3H-1
- Опытный образец одноместного истребителя-перехватчика ясной погоды. Оснащен двигателем Westinghouse XJ40 -WE-6 мощностью 6500 фунтов силы (29 кН) (9200 фунтов силы (41 кН) с форсажной камерой). Два построено. [41]
- F3H-1N
- Начальная производственная версия. Версия одноместного всепогодного истребителя с двигателем J40-WE-22 мощностью 7200 фунтов силы (32 кН) (10900 фунтов силы (48 кН) с форсажной камерой). построено 58. [41]
- F3H-1P
- Предлагаемый разведывательный вариант F3H-1. Никогда не строился. [41]
- F3H-2N
- Всепогодный истребитель с двигателем Allison J71 -A-2 мощностью 9 500 фунтов (42 кН) (14 250 фунтов силы (63,4 кН) и оборудованным для перевозки AIM-9 Sidewinder ракет класса «воздух-воздух» переименован в F-3C . Построено 239 штук. В 1962 году . . [42]
- Ф3Х-2М
- Модификация F3H-2N, вооруженная четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» AIM-7 Sparrow. построено 80. В 1962 году переименован в MF-3B . [43]
- F3H-2
- Версия одноместного ударного истребителя, сохраняющая возможности Sidewinder и Sparrow от −2M/N и добавляющая полезную нагрузку в виде бомб или ракет массой 6000 фунтов (2730 кг). 239 построено. В 1962 году переименован в F-3B . [43]
- F3H-2P
- Предлагался фоторазведывательный вариант −2. Непостроенный. [43]
- F3H-3
- Предлагалась версия с двигателем General Electric J73 . Непостроенный. [43]
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]
- Ф3Х-2М
- BuNo 137078 — Национальный музей морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . [44]
- F3H-2N
- BuNo 133566 — Музей военного корабля США «Интрепид» в Нью-Йорке, Нью-Йорк . [45]
- BuNo 145221 — Музей авиации и космонавтики Пима , рядом с авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне, Аризона. [46]
Технические характеристики (F3H-2)
[ редактировать ]
Данные американского истребителя [43]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 59 футов (18 м)
- Размах крыльев: 35 футов 4 дюйма (10,77 м)
- Высота: 14 футов 7 дюймов (4,45 м)
- Площадь крыла: 519 кв. футов (48,2 м 2 )
- Пустой вес: 21 133 фунта (9 586 кг)
- Полная масса: 33 900 фунтов (15 377 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Allison J71-A-2E турбореактивный с форсажной камерой , тяга 9700 фунтов силы (43 кН) всухую, 14750 фунтов силы (65,6 кН) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 716 миль в час (1152 км/ч, 622 узла) на уровне моря.
- 647 миль в час (562 узла; 1041 км / ч) на высоте 30 000 футов (9 100 м)
- Диапазон: 1370 миль (2200 км, 1190 миль)
- Выносливость: три часа в радиусе 575 миль (500 миль; 925 км). [47]
- Практический потолок: 35 050 футов (10 680 м)
- Скорость набора высоты: 12795 футов/мин (65,00 м/с)
Вооружение
- Орудия: 4 20-мм (0,787 дюйма) пушки Colt Mk 12 с боезапасом 150 выстрелов.
- Ракеты: 4x AIM-7 Sparrow или 4x AIM-9 Sidewinder.
- Бомбы: 6000 фунтов (2700 кг) бомб.
Авионика
- РЛС AN/APG-51A, B и C
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Дассо Этандар IV
- де Хэвилленд Си Виксен
- Дуглас F4D Скайрей
- Грумман F-9 Кугар
- Грумман F-11 Тайгер
- Североамериканский FJ-4 Ярость
- Североамериканский F-100 Супер Сабля
- Супермариновый ятаган
- Сабля Vought F7U
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Истребитель демонов F3H/F-3» . Боинг.com. Архивировано из оригинала 22 января 2009 года.
- ^ Jump up to: а б Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 304.
- ^ Франсильон 1990 , стр. 118–119.
- ^ Элвард и Дэвис 2001, с. 13.
- ^ Франсильон 1990 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Франсильон 1990 , с. 117.
- ^ Кинзи 2013, с. 29.
- ^ Томасон 2008, с. 156.
- ^ Кинзи 2013, с. 35.
- ^ Кинзи 2013, стр. 47-48.
- ^ Франсильон 1990 , с. 118.
- ^ Томасон 2008, с. 157.
- ^ Jump up to: а б Лорелл, Лево и Гидденс 1998, с. 48.
- ^ Кинзи 2013, с. 47.
- ^ Кинзи 2013, с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д «Демон на земле» . Журнал «Тайм». 7 ноября 1955 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 года.
- ^ Томасон 2008, с. 158.
- ^ Кинзи 2013, с. 59.
- ^ Франсильон 1990 , с. 119.
- ^ Кинзи 2013, стр. 49-50.
- ^ Кинзи 2013, с. 61.
- ^ Томасон 2008, с. 159.
- ^ Томасон 2008, с. 271.
- ^ Бойн 2002, с. 403.
- ^ Томасон 2008, с. 160.
- ^ Томасон 2008, с. 162.
- ^ Кинзи 2013, с. 71.
- ^ Томасон 2008, с. 165.
- ^ Кинзи 2013, с. 95.
- ^ Томасон 2008, с. 167.
- ^ Кинзи 2013, стр. 95-96.
- ^ Кинзи 2013, стр. 34-35.
- ^ Томасон 2008, с. 168.
- ^ Томасон 2008, с. 169.
- ^ Томасон 2008, с. 161.
- ^ Кинзи 2013, с. 32.
- ^ О'Рурк, Г.Г., КАПИТАН США. «О хосенозах, копытах и леворуких лопатах». Труды Военно-морского института США , июль 1968 г.
- ^ Томасон 2008, с. 263.
- ^ Кинзи 2013, с. 63.
- ^ Лорелл, Лево и Гидденс 1998, стр. 77-78.
- ^ Jump up to: а б с Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 305.
- ^ Анджелуччи и Бауэрс 1957, стр. 304–306.
- ^ Jump up to: а б с д и Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 306.
- ^ "F3H Демон/137078." Архивировано 18 марта 2015 года в Wayback Machine Национальном музее морской авиации . Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F3H Демон/133566." Архивировано 19 декабря 2016 года в музее Wayback Machine Intrepid. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F3H Демон/145221." Архивировано 4 января 2015 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Pima. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ Новости морской авиации , март 1974 г., с. 23.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо; Бауэрс, Питер М. (1987). Американский истребитель . Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Издательская группа Haynes. ISBN 0-85429-635-2 .
- Бойн, Уолтер Дж. (2002). Воздушная война: Международная энциклопедия: AL . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-345-2 .
- Дорр, Роберт Ф. (март 2008 г.). «Макдоннелл F3H Демон». Самолет . 36 (3). Лондон, Великобритания: IBC: 58–73.
- Элвард, Брэд А.; Дэвис, Питер (2001). МиГ-убийцы F-4 Phantom II ВМС США 1965–70, Часть 1 (боевой самолет Osprey) . Лондон, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-163-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Франсильон, Рене Дж. (1990). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года . Том. II. Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-550-0 .
- Ганстон, Билл (1981). Бойцы пятидесятых годов . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 0-85059-463-4 .
- Кинзи, Берт (2013). F3H Демон в деталях и масштабе . Детализация и масштаб. ISBN 978-0-986-06770-9 .
- Лорелл, Марк А.; Лево, Хью П.; Гидденс, Элизабет (1998). На переднем крае: полвека исследований и разработок истребительной авиации в США . Корпорация РЭНД. ISBN 0-833-04860-0 .
- «Военно-морская авиация: Демон» (PDF) . Новости морской авиации. Март 1974 г., стр. 22–23.
- Спик, Майк (1991). «Одержимый демоном». Энтузиаст авиации (сорок три). Стэмфорд, Соединенное Королевство: Key Publishing: 40–49. ISSN 0143-5450 .
- Томасон, Томми Х. (2008). Превосходство ВМС США в воздухе: развитие корабельных реактивных истребителей, 1943-1962 гг . Специализированная пресса. ISBN 978-1-580-07110-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Индекс демона F3H
- Моделирование истории демонов безумия
- Драйверы-демоны
- Демон F3H Боба Джеллисона
- Глобальная безопасность
- Видеоклип F3H-2N доступен для просмотра в Интернет-архиве.