Проект АКВИЛАЙН
Проект AQUILINE — секретная программа ЦРУ 1960-х годов по разработке беспилотного летательного аппарата-разведчика.
История
[ редактировать ]В начале 1960-х годов было много проблем с наблюдением за враждебной территорией. Lockheed U-2 был слишком уязвим для советских ракет класса «земля-воздух», а OXCART все еще находился в стадии разработки (ожидалось, что он в любом случае может оказаться уязвимым для советских радаров и ракет). Несмотря на безопасность от перехвата, новые фотоспутники не могут быть быстро направлены на покрытие конкретной цели. Поскольку такие цели, как Куба и советская радиолокационная установка в Таллинне (Эстония), не находились слишком глубоко на враждебной территории, а с учетом недавних достижений в области миниатюризации электроники, ЦРУ рассматривало возможность использования небольших беспилотных летательных аппаратов для воздушной разведки, чтобы удовлетворить эту потребность. Самолет должен будет иметь очень низкую радиолокационную эффективность и небольшие визуальные и акустические признаки, позволяющие ему разведывать интересующую территорию без ведома цели. [1]
ЦРУ В середине 1965 года отдел прикладной физики Управления исследований и разработок начал работу над автомобилем. Он будет размером с большую птицу и будет нести различную полезную нагрузку, включая фотографическое оборудование, ядерные датчики и регистраторы ELINT . Была сформирована группа специальных проектов и запрос предложений разослан . Компания Douglas Aircraft была единственным ответчиком и получила контракт на исследование 15 ноября 1965 года. За этим последовали еще два контракта 21 ноября 1966 года и еще два в 1968 и 1969 годах на «систему сбора разведывательной информации на малых высотах». [1]
8,5 футов (2,6 м) Первым прототипом AQUILINE был планер с размахом крыльев , приводимый в движение хвостовым McCulloch двухтактным двигателем мощностью 3,5 л.с. (2,6 кВт). Он весил 105 фунтов (48 кг). [1] Возможно, он был сделан в виде большой птицы ( «орлиный» означает «похожий на орла»). [2]
Во время испытаний самолета в 1968 году на военно-морской базе воздушного вооружения в Чайна-Лейк оказалось, что его трудно увидеть самолету-преследователю - проблема была решена лишь частично путем окраски верхней поверхности AQUILINE в ярко-оранжевый цвет. [1]
Поскольку самолет приходилось восстанавливать, забрасывая его в сеть, почти всегда были повреждены его пропеллеры, крылья и т. д. Три из пяти прототипов были уничтожены во время испытаний. Тем не менее, проект считался готовым к эксплуатационным испытаниям в Управлении специальных мероприятий , где он успешно продемонстрировал дальность действия 130 миль (210 км) и фотографии с очень высоким разрешением, соответствующие спецификациям 1967 года. Однако доработка самолета до практической системы дальней разведки, по оценкам, обойдется еще в 35 миллионов долларов США и займет два-три года. По рекомендации ЦРУ DDS&T (заместителя директора по науке и технологиям) Карла Дакетта проект был отменен 1 ноября 1971 года. [1] [3]
Секретность
[ редактировать ]Большая часть того, что известно об AQUILINE, была раскрыта в 2013 году после рассекречивания в 1992 году документов Центрального разведывательного управления и воздушной разведки: программы U-2 и OXCART, 1954–1974 . [1] Однако британский историк U-2 Крис Покок писал об этом в 2011 году. [2] на основе двух отчетов из открытых источников и проведенных им интервью. [4]
Покок сообщает, что самолет, испытанный в Грум-Лейк, был спроектирован для полета на высоте 500–1000 футов (150–300 м) на расстояние 3000 миль (4800 км) на 100 фунтах (45 кг) топлива. Для навигации видеокамера в носовой части передавала изображения местности обратно на станцию управления, где оператор сравнивал их со спутниковыми изображениями. По возвращении на базу «птица» попала в сеть, где затем можно было получить изображения с основной 35-мм пленочной камеры. [2]
ЦРУ рассекретило ряд документов о проекте. [5] [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Педлоу, Грегори В.; Вельценбах, Дональд Э.; Сотрудники истории ЦРУ (2013). Центральное разведывательное управление и воздушная разведка: программы U-2 и OXCART, 1954–1974 (PDF) . Военный книжный магазин. стр. Приложение E. ISBN 9781782664598 . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Покок, Крис. «Блог AIN: БПЛА летают как пернатые друзья над недружественной территорией» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ Мейердирк, Джон Х. «Проект AQUILINE — Полет» . Автобиография Джона Х. Мейердирка, подполковника ВВС США (в отставке) . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Покок, Крис (15 августа 2013 г.). «Тайная история U-2 – и Зоны 51» . nsarchive2.gwu.edu . Архив национальной GWU безопасности . п. правая нижняя часть . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ Хэмблинг, Дэвид. «ЦРУ раскрывает подробности о похожем на птицу дроне-невидимке 1970-х годов с планируемой ядерной силовой установкой» . Форбс . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ «Орлиный» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 3 августа 2020 г.
- Военная техника
- Военная история США ХХ века.
- Сигнальная разведка
- Военный самолет-разведчик США 1960-х годов.
- Военный самолет-разведчик США 1970-х годов.
- Самолет совершил первый полет в 1968 году.
- Одномоторный самолет-толкач
- самолет Дуглас
- Разведывательные операции США
- Военные проекты США
- Воздушная разведка
- Зона 51