Проект Близнецы
Обзор программы | |
---|---|
Страна | Соединенные Штаты |
Организация | НАСА |
Цель |
|
Статус | Завершенный |
История программы | |
Расходы |
|
Продолжительность | 1961–1966 |
Первый полет |
|
Первый полет с экипажем |
|
Последний рейс |
|
Успехи | 10 |
Частичные отказы | 2 ( Близнецы VIII и IX-А ) |
Сайт(ы) запуска | Мыс Кеннеди , LC-19 |
Информация об автомобиле | |
Транспортное средство(а) с экипажем | Капсула Близнецов |
Ракета-носитель (и) | Титан II ГЛВ |
Часть серии о |
Космическая программа США |
---|
Проект Близнецы ( IPA : / ˈ dʒ ɛ m ɪ n i / США космических полетов ) была второй программой пилотируемых была задумана в 1961 году и завершена в 1966 году . » . Программа «Джемини Космический корабль «Джемини» нес экипаж из двух астронавтов. Десять экипажей «Джемини» и 16 отдельных астронавтов совершили полеты на низкую околоземную орбиту (НОО) в 1965 и 1966 годах.
Целью Gemini была разработка методов космических путешествий для поддержки миссии «Аполлон» по высадке астронавтов на Луну . При этом это позволило Соединенным Штатам догнать и преодолеть лидерство в пилотируемых космических полетов, возможностях которое Советский Союз получил в первые годы космической гонки , продемонстрировав продолжительность миссии чуть менее 14 дней, что больше восьми дней. требуется для полета на Луну туда и обратно ; методы выполнения внекорабельной деятельности (ВКД) без утомления; и орбитальные маневры, необходимые для сближения и стыковки с другим космическим кораблем. Это позволило Аполлону продолжить свою основную миссию, не тратя время на разработку этих методов.
Все полеты Gemini были запущены со стартового комплекса 19 (LC-19) на базе ВВС Кейп-Кеннеди во Флориде. Их ракетой-носителем была Titan II GLV , модифицированная межконтинентальная баллистическая ракета . [примечание 1] Gemini была первой программой, которая использовала недавно построенный Центр управления полетами в Хьюстонском центре пилотируемых космических кораблей для управления полетом . [примечание 2] В проекте также использовалась ракета-мишень Agena , модифицированная верхняя ступень Atlas-Agena , используемая для разработки и отработки методов орбитального сближения и стыковки.
В отряд астронавтов, поддержавших проект «Близнецы», входили « Меркурий-7 », « Новая девятка » и « Четырнадцать ». В ходе программы трое астронавтов погибли в авиакатастрофах во время тренировки, в том числе оба члена основного экипажа «Джемини-9». Эту миссию выполнял резервный экипаж.
Gemini был достаточно надежным, и ВВС США планировали использовать его для программы пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL), которая позже была отменена. Главный конструктор Gemini Джим Чемберлин также составил подробные планы миссий по высадке около Луны и Луны в конце 1961 года. Он полагал, что космический корабль Gemini мог летать на Луне до проекта «Аполлон» и стоил дешевле. Администрация НАСА не одобрила эти планы. В 1969 году Лукас Бингхэм предложил « Большой Близнец », который можно было бы использовать для доставки до 12 астронавтов на запланированные космические станции в рамках проекта «Аполлон» (AAP). Единственным профинансированным проектом AAP была Skylab (первая американская космическая станция), в которой использовались существующие космические корабли и оборудование, что устраняло необходимость в Big Gemini.
Произношение [ править ]
Созвездие, в честь которого был назван проект, обычно произносится / ˈ dʒ ɛ m ɪ n aɪ / , последний слог рифмуется со словом глаз . Однако сотрудники Центра пилотируемых космических кораблей, включая астронавтов, склонны произносить имя / ˈ dʒ ɛ m ɪ n i / , рифмующееся с коленным . В 1965 году отдел по связям с общественностью НАСА опубликовал заявление, в котором объявил «Дже-ми-ни» «официальным» произношением. [2] Гас Гриссом , действовавший в качестве капсульного коммуникатора Хьюстона, когда Эд Уайт совершал свой выход в открытый космос на «Джемини-4» , слышен на записях полета, произнося позывной космического корабля «Jeh-mih-nee 4», а произношение НАСА используется в фильме 2018 года « Первый человек » . [2]
и цели программы Истоки
Программа «Аполлон» была задумана в начале 1960 года как космический корабль с тремя людьми, следующий за проектом «Меркурий» . Джим Чемберлин , руководитель инженерного отдела Космической целевой группы (STG), в феврале 1961 года получил задание начать работу над программой моста между Меркурием и Аполлоном. [3] Он представил две первоначальные версии двухместного космического корабля, получившего тогда обозначение «Меркурий Марк II», на выездном семинаре НАСА на острове Уоллопс в марте 1961 года. [3] Масштабные модели были показаны в июле 1961 года в офисе McDonnell Aircraft Corporation в Сент-Луисе. [3]
зафрахтовал «Аполлон» для высадки людей на Луну После того, как 25 мая 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди , официальным лицам НАСА стало очевидно, что продолжение программы «Меркурий» необходимо для развития определенных возможностей космических полетов в поддержку «Аполлона». 7 декабря 1961 года НАСА одобрило программу, состоящую из двух человек и двух транспортных средств, переименованную в проект «Близнецы» (лат. «близнецы») в отношении третьего созвездия Зодиака с его звездами-близнецами Кастором и Поллуксом . [3] Контракт на его постройку был заключен с McDonnell Aircraft 22 декабря 1961 года. [4] Программа была публично объявлена 3 января 1962 года и преследовала следующие основные цели: [5]
- Продемонстрировать выносливость людей и оборудования в космическом полете в течение длительных периодов времени, от восьми дней, необходимых для высадки на Луну, до максимум двух недель.
- Осуществлять сближение и стыковку с другим кораблем, а также маневрировать комбинированным космическим кораблем с использованием двигательной установки целевого корабля.
- Демонстрация выхода в открытый космос (EVA), или «выходов» в открытый космос вне защиты космического корабля, и оценка способности космонавтов выполнять там задачи.
- Отточить технику входа в атмосферу и приземления в заранее выбранном месте на суше. [примечание 3]
Команда [ править ]
Чемберлен спроектировал капсулу «Джемини» с экипажем из двух человек. Ранее он был главным специалистом по аэродинамике в Avro Canada . компании CF-105 Arrow программе истребителей-перехватчиков [6] Чемберлин присоединился к НАСА вместе с 25 старшими инженерами Avro после отмены программы Canadian Arrow и стал главой инженерного подразделения Космической целевой группы США, отвечающего за Gemini. [6] [7] Генеральным подрядчиком была McDonnell Aircraft Corporation, которая также была генеральным подрядчиком капсулы проекта «Меркурий» . [8]
Астронавт Гас Гриссом принимал активное участие в разработке и проектировании космического корабля «Джемини» . То, что другие астронавты Меркурия прозвали «Гасмобилем», было настолько спроектировано вокруг тела Гриссома ростом 5 футов 6 дюймов, что, когда в 1963 году НАСА обнаружило, что 14 из 16 астронавтов не помещаются в космический корабль, интерьер пришлось перепроектировать. [9] Гриссом написал в своей посмертной книге 1968 года «Близнецы!» что осознание завершения проекта «Меркурий » и маловероятность его повторного полета в рамках этой программы побудили его сосредоточить все свои усилия на предстоящей программе «Джемини».
Программой «Джемини» управлял Центр пилотируемых космических кораблей , расположенный в Хьюстоне, штат Техас , под руководством Управления пилотируемых космических полетов штаб-квартиры НАСА , Вашингтон, округ Колумбия. Доктор Джордж Э. Мюллер , заместитель администратора НАСА по пилотируемым космическим полетам, служил в качестве исполняющего обязанности директора программы Gemini. Уильям К. Шнайдер, заместитель директора пилотируемых космических полетов по операциям миссий, был директором миссии на всех полетах Gemini, начиная с Gemini 6A.
Гюнтер Вендт был инженером McDonnell, который руководил подготовкой к запуску программ «Меркурий» и «Джемини» и продолжал делать то же самое, когда программа «Аполлон» запускала экипажи. Его команда отвечала за завершение сложных процедур закрытия площадки непосредственно перед запуском космического корабля, и он был последним человеком, которого астронавты видели перед закрытием люка. Астронавты оценили его полную власть и ответственность за состояние космического корабля и установили с ним добродушные отношения. [10]
Космический корабль [ править ]
В 1961 году НАСА выбрало компанию McDonnell Aircraft , которая была генеральным подрядчиком капсулы проекта «Меркурий» , для строительства капсулы «Джемини», первая из которых была доставлена в 1963 году. Ширина 3,0 м, стартовая масса от 7100 до 8350 фунтов (от 3220 до 3790 кг). [11]
Капсула экипажа «Джемини» (именуемая возвращаемым модулем) по сути представляла собой увеличенную версию капсулы «Меркурий». В отличие от Меркурия, тормозные ракеты , электроэнергия, двигательные установки, кислород и вода располагались в съемном переходном модуле позади модуля спуска, который сгорал при входе в атмосферу. Основным улучшением конструкции Gemini было размещение всех внутренних систем космического корабля в модульных компонентах, которые можно было независимо тестировать и при необходимости заменять, не удаляя и не нарушая работу других уже проверенных компонентов.
Модуль повторного входа [ править ]
Ко многим компонентам самой капсулы можно было добраться через небольшие дверцы доступа. В отличие от Меркурия, в Джемини использовалась полностью полупроводниковая электроника, а его модульная конструкция облегчала ремонт. [12]
«Джемини» В системе аварийного запуска не использовалась аварийная башня с приводом от твердотопливной ракеты авиационного типа , а вместо этого использовались катапультные кресла . Башня была тяжелой и сложной, и инженеры НАСА решили, что с ней можно покончить, поскольку гиперголическое топливо Титана II сгорает немедленно при контакте. Взрыв ракеты-носителя Титана II имел меньший взрывной эффект и пламя, чем на криогенном топливе Атласа и Сатурна. Катапультных кресел хватило, чтобы отделить астронавтов от неисправной ракеты-носителя. На больших высотах, где катапультные кресла не могут быть использованы, астронавты вернутся на Землю внутри космического корабля, который отделится от ракеты-носителя. [13]
Основным сторонником использования катапультных кресел был Чемберлен, которому никогда не нравилась спасательная башня «Меркурий» и который хотел использовать более простую альтернативу, которая также позволила бы снизить вес. Он просмотрел несколько фильмов о сбоях межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» и «Титан II», которые он использовал для оценки приблизительного размера огненного шара, создаваемого взрывающейся ракетой-носителем, и на основании этого он пришел к выводу, что «Титан II» произведет гораздо меньший взрыв, поэтому космический корабль сможет получить прочь с катапультными сиденьями.
Максим Фаже , разработчик Mercury LES, с другой стороны, был без особого энтузиазма по поводу этой установки. Помимо того, что катапультные кресла могут серьезно травмировать астронавтов, их можно будет использовать только в течение примерно 40 секунд после старта, после чего ракета-носитель достигнет скорости 1 Маха, и катапультирование станет невозможным. Он также был обеспокоен тем, что астронавты могут быть выброшены через выхлопную трубу Титана, если они катапультируются в полете, и позже добавил: «Самое лучшее в Близнецах было то, что им никогда не приходилось спасаться». [14]
Система катапультирования «Джемини» никогда не тестировалась в кабине «Джемини», находящейся под давлением чистого кислорода, как это было до запуска. В январе 1967 года фатальный пожар на Аполлоне-1 продемонстрировал, что нагнетание в космический корабль чистого кислорода создает чрезвычайно опасную опасность пожара. [15] В устной истории 1997 года астронавт Томас П. Стаффорд прокомментировал прерывание запуска «Джемини-6» в декабре 1965 года, когда он и командирский пилот Уолли Ширра чуть не катапультировались из космического корабля:
Итак, оказывается, что, если бы нам пришлось это сделать, мы бы увидели, как погасли бы две римские свечи, потому что мы находились под давлением 15 или 16 фунтов на квадратный дюйм чистого кислорода и впитывали его в течение полутора часов. Вы помните трагический пожар на мысе. (...) Господи, если бы этот огонь взорвался и все такое, костюмы бы сгорели. Все было пропитано кислородом. Так что слава Богу. Другое дело: НАСА никогда не тестировало его в условиях, которые были бы у них, если бы им пришлось катапультироваться. У них действительно было несколько испытаний на Чайна-Лейк, где у них был смоделированный макет капсулы «Джемини», но они наполнили ее азотом. Во время испытаний на санях они не наполнили его кислородом. [16]
«Джемини» был первым космическим кораблем с астронавтами, оснащенным бортовым компьютером Gemini Guidance Computer , который облегчал управление и контроль маневров миссии. Этот компьютер, иногда называемый бортовым компьютером космического корабля «Джемини» (БК), был очень похож на цифровой компьютер ракеты-носителя «Сатурн» . Компьютер управления Gemini весил 58,98 фунтов (26,75 кг). Его базовая память имела 4096 адресов , каждый из которых содержал 39-битное слово, состоящее из трех 13-битных «слогов». Все числовые данные представляли собой 26-битные целые числа с дополнением до двух (иногда используемые как числа с фиксированной запятой ), хранящиеся либо в первых двух слогах слова, либо в аккумуляторе . Инструкции (всегда с 4-битным опкодом и 9-битным операндом) могут состоять из любого слога. [17] [18] [19] [20]
В отличие от «Меркурия», «Джемини» использовали бортовой радар и авиагоризонт , аналогичные тем, что используются в авиационной промышленности. [17] Как и Меркурий, Джемини использовал джойстик, чтобы дать астронавтам ручное управление рысканием, тангажем и креном . корабля Gemini добавили управление перемещением (вперед, назад, вверх, вниз и вбок) с помощью пары Т-образных ручек (по одной на каждого члена экипажа). Управление поступательным движением обеспечивало сближение и стыковку , а также контроль экипажем траектории полета. Те же типы контроллеров использовались и на космическом корабле «Аполлон» . [9]
Первоначальное намерение Gemini заключалось в том, чтобы приземлиться на твердую землю, а не в море, используя крыло Рогалло , а не парашют, при этом экипаж сидел вертикально и управлял движением корабля вперед. Для облегчения этого профиль крыла крепился не только к носовой части корабля, а к дополнительной точке крепления для балансировки возле теплозащитного экрана. Этот шнур был прикрыт металлической полосой, проходящей между сдвоенными люками. [21] В конечном итоге от этой конструкции отказались, и для приземления на море, как на Меркурии, использовались парашюты. Капсула подвешивалась под углом, близким к горизонтали, так, чтобы с водой соприкасалась сторона теплозащитного экрана. Это устранило необходимость в подушке посадочного мешка, используемой в капсуле Меркурия.
Модуль адаптера [ править ]
Модуль адаптера, в свою очередь, был разделен на модуль «Ретро» и модуль «Оборудование».
Ретро-модуль [ править ]
Модуль «Ретро» содержал четыре твердотопливные ретро-реактивные ракеты ТЭ-М-385 «Стар-13 Э», каждая сферической формы, за исключением ракетного сопла, которое конструктивно крепилось к двум балкам, идущим поперек диаметра ретро-модуля и пересекающимся под прямым углом. в центре. [22] Возвращение в атмосферу началось с поочередного запуска ретро-ракет. Процедуры прерывания в определенные периоды во время старта приведут к тому, что они сработают одновременно, оттолкнув десантный модуль от ракеты «Титан».
Модуль оборудования [ править ]
Gemini был оснащен системой ориентации и маневрирования на орбите (OAMS), содержащей шестнадцать двигателей для управления поступательным движением по всем трем перпендикулярным осям (вперед/назад, влево/вправо, вверх/вниз), а также для управления ориентацией (по тангажу, рысканию и ориентация по углу крена), как у Меркурия. Управление поступательным движением позволяло изменять наклонение и высоту орбиты , необходимые для сближения в космосе с другими кораблями, а также стыковку с транспортным средством Agena Target Vehicle (ATV) с собственным ракетным двигателем, который можно было использовать для более значительных изменений орбиты.
В первых краткосрочных миссиях электроэнергия получалась от батарей; в более поздних миссиях на выносливость использовались первые топливные элементы в пилотируемых космических кораблях.
«Джемини» в некоторых отношениях был более продвинутым, чем «Аполлон», поскольку последняя программа началась почти на год раньше. Он стал известен как «космический корабль пилота» из-за набора характеристик, подобных реактивному истребителю, в немалой степени благодаря влиянию Гаса Гриссома на его конструкцию, и именно в этот момент американская пилотируемая космическая программа начала явно показывать свое превосходство. по сравнению с Советским Союзом с возможностью длительных полетов, сближений и выхода в открытый космос. [примечание 4] Советский Союз в этот период разрабатывал космический корабль «Союз», предназначенный для доставки космонавтов на Луну, но на пути начали возникать политические и технические проблемы, которые привели к окончательному завершению пилотируемой лунной программы.
Ракета-носитель [ править ]
Титан II дебютировал в 1962 году как межконтинентальная баллистическая ракета второго поколения ВВС, пришедшая на замену Атласу. Используя гиперголическое топливо, его можно было бы хранить дольше и легко подготовить к запуску, а также иметь более простую конструкцию с меньшим количеством компонентов. Единственное предостережение заключалось в том, что смесь топлива ( тетроксид азота и гидразин ) была чрезвычайно токсичной по сравнению с жидким кислородом / RP-1 Атласа. Однако у Титана были значительные трудности с пилотированием из-за ранних проблем с продольными колебаниями . В ракете-носителе использовалась система радионаведения, уникальная для запусков с мыса Кеннеди.
Космонавты [ править ]
Дик Слейтон , как директор по работе летного состава, нес основную ответственность за назначение экипажей для программы «Джемини». В каждом полете был основной экипаж и дублирующий экипаж, а через три полета резервный экипаж перешел в статус основного экипажа. Слейтон намеревался отдать первый выбор команд миссии четырем оставшимся активным астронавтам «Меркурия -7» : Алану Шепарду , Гриссому, Куперу и Ширре. ( Джон Гленн ушел из НАСА в январе 1964 года, а Скотт Карпентер , которого некоторые руководители НАСА обвиняли в проблемном входе в атмосферу «Авроры-7» , находился в отпуске для участия в проекте ВМФ SEALAB и был отстранен от полетов в июле 1964 года из-за травма руки, полученная в результате аварии на мотоцикле, сам Слейтон продолжал оставаться под арестом из-за проблемы с сердцем.) Что касается Шепарда, во время обучения в рамках проекта «Близнецы» его дефект внутреннего уха из-за болезни Меньера также эффективно заземлил бы его и удержал бы. исключен из списка полетов до тех пор, пока ему не сделают корректирующую операцию, и он вообще не будет летать на «Джемини», а вернется в полет с Аполлон-14 в качестве командира.
Названия, используемые для левого (командного) и правого (пилотного) мест экипажа, были взяты из рейтингов пилотов ВВС США , Command Pilot и Pilot . Шестнадцать астронавтов участвовали в 10 пилотируемых миссиях «Джемини»:
Группа | Астронавт | Услуга | Миссия, основное положение экипажа | Задача, позиция дублирующего экипажа |
---|---|---|---|---|
Группа космонавтов 1 | Гордон Купер | ВВС США | «Джемини-5» Командир корабля | Командир корабля «Джемини-12» |
Вирджил «Гас» Гриссом | «Джемини-3» Командир корабля | Командир Джемини 6А | ||
Уолтер М. Ширра | УСН | Джемини 6А Командир | Командир корабля «Джемини-3» | |
Группа космонавтов 2 | Нил Армстронг | Гражданский [примечание 5] | «Джемини-8» Командир корабля | Командир корабля «Джемини-5» |
Командир корабля «Джемини-11» | ||||
Фрэнк Борман | ВВС США | «Джемини-7» Командир корабля | Командир корабля «Джемини-4» | |
Чарльз «Пит» Конрад | УСН | Джемини 5 Пилот | Командир корабля «Джемини-8» | |
«Джемини-11» Командир корабля | ||||
Джим Ловелл | УСН | Джемини-7 Пилот | Пилот Джемини 4 | |
«Джемини-12» Командир корабля | Командир Джемини 9А | |||
Джеймс МакДивитт | ВВС США | «Джемини-4» Командир корабля | — | |
Томас П. Стаффорд | Джемини 6А Пилот | Пилот Джемини-3 [примечание 6] | ||
Джемини 9А Командир | ||||
Эд Уайт | Джемини 4 Пилот | Командир корабля «Джемини-7» | ||
Джон Янг | УСН | Джемини-3 Пилот | Пилот Джемини 6А | |
Джемини-10 Командир | ||||
Группа космонавтов 3 | Эдвин «Базз» Олдрин | ВВС США | Джемини-12 Пилот | Пилот Джемини 9А |
Юджин Сернан | УСН | Джемини 9А Пилот | Пилот Джемини-12 | |
Майкл Коллинз | ВВС США | Джемини-10 Пилот | Пилот Джемини-7 | |
Ричард Ф. Гордон | УСН | Джемини-11 Пилот | Пилот Джемини-8 | |
Дэвид Скотт | ВВС США | Джемини-8 Пилот | — | |
Астронавты отбирались, но не летали | ||||
Группа космонавтов 1 | Алан Шепард | УСН | Командир корабля «Джемини-3» [примечание 7] | — |
Группа космонавтов 2 | Эллиот Си | Гражданский [примечание 8] | Командир корабля «Джемини-9» [примечание 9] | Пилот Джемини 5 |
Группа космонавтов 3 | Уильям Андерс | ВВС США | — | Пилот Джемини-11 |
Чарльз Бассетт | Пилот Джемини-9 [примечание 9] | — | ||
Алан Бин | УСН | — | Командир Джемини-10 | |
Клифтон Уильямс | Морская пехота США | — | Пилот Джемини-10 |
Выбор экипажа [ править ]
В конце 1963 года Слейтон выбрал Шепарда и Стаффорда для «Джемини-3», МакДивитта и Уайта для «Джемини-4», а также Ширру и Янга для «Джемини-5» (который должен был стать первой миссией встречи в Аджене). Дублирующим экипажем «Джемини-3» были Гриссом и Борман, которые также должны были отправиться на «Джемини-6» , что станет первой долгосрочной миссией. В конце концов Конрад и Ловелл были назначены резервной командой на «Джемини-4» .
Задержки в производстве Agena Target Vehicle стали причиной первой перестановки ротации экипажа. Миссия Ширры и Янга была перенесена на «Джемини-6», и они стали резервной командой для Шепарда и Стаффорда. Затем Гриссому и Борману была поручена длительная миссия на «Джемини-5».
Вторая перестройка произошла, когда у Шепарда развилась болезнь Меньера — проблема внутреннего уха. Затем Гриссом был переведен в команду «Джемини-3». Слейтон почувствовал, что Янг лучше подходит Гриссому по личностным качествам, и поменял местами Стаффорда и Янга. Наконец, Слейтон поручил Куперу командовать долговременным «Джемини-5». Опять же из соображений совместимости он переместил Конрада с резервного командира «Джемини-4» на пилота «Джемини-5», а Бормана — на резервное командование «Джемини-4». Наконец, он назначил Армстронга и Эллиота. Смотрите , чтобы быть резервной командой для Близнецов 5.Третье изменение распределения экипажа произошло, когда Слейтон почувствовал, что Си не соответствует физическим требованиям выхода в открытый космос на «Джемини-8». Он назначил Си главным командиром «Джемини-9», а Скотта — пилотом «Джемини-8», а Чарльза Бассетта — пилотом «Джемини-8». пилот Джемини-9.
Четвертое и последнее изменение назначения экипажа «Джемини» произошло после гибели Си и Бассетта, когда их учебно-тренировочный самолет случайно разбился о здание Макдоннелла, в котором находилась капсула «Джемини-9» в Сент-Луисе. Дублирующий экипаж Стаффорда и Сернана был затем переведен в новый основной экипаж Джемини 9А. Ловелл и Олдрин были переведены из дублирующего экипажа «Джемини-10» в дублирующий экипаж «Близнецов-9». Это открыло Ловеллу и Олдрину путь через ротацию экипажа к тому, чтобы стать основным экипажем «Джемини-12».
Наряду со смертью Гриссома, Уайта и Роджера Чаффи в пожаре «Аполлона-1» , эта окончательная договоренность помогла определить состав первых семи экипажей «Аполлона», а также определить, у кого будет шанс первым выйти на астронавт. Луна.
Миссии [ править ]
В апреле 1964 и январе 1965 года две миссии «Джемини» были совершены без экипажей для проверки систем и теплозащиты. За ними последовало 10 полетов с экипажами в 1965 и 1966 годах. Все они были запущены ракетами-носителями «Титан II». Некоторые моменты из программы Gemini:
- «Джемини-3» («Гриссом и Янг») был первой миссией «Джемини» с экипажем, первой миссией США с несколькими экипажами и первым космическим кораблем с экипажем, который использовал двигатели для изменения своей орбиты.
- На «Джемини-4 » Эд Уайт стал первым американцем, совершившим выход в открытый космос (EVA, или «выход в открытый космос») 3 июня 1965 года.
- «Джемини-5» (21–29 августа 1965 г.) продемонстрировал 8-дневную автономность, необходимую для лунной миссии «Аполлон», с первым использованием топливных элементов для выработки электроэнергии.
- «Джемини-6А» совершил первое космическое сближение со своим родственным кораблем «Джемини-7» в декабре 1965 года, а «Джемини-7» установил 14-дневный рекорд продолжительности полета.
- Джемини-8 осуществил первую стыковку в космосе с беспилотным кораблем-мишенью Аджена .
- «Джемини-10» установил, что радиация на большой высоте не является проблемой, дополнительно продемонстрировал способность сближения с пассивным объектом и стал первой миссией «Джемини», запустившей собственную ракету «Агены». Майкл Коллинз станет первым человеком, который встретит другой космический корабль на орбите во время своего второго успешного выхода в открытый космос.
- Первое сближение «Джемини-11» по прямому восхождению (первая орбита) с транспортным средством Agena Target и стыковка с ним через 1 час 34 минуты после запуска. Установите рекорд высоты полета на околоземную орбиту с экипажем - 739,2 морских миль (1369,0 км) в сентябре 1966 года, используя двигательную установку ракеты-мишени Agena. Этот рекорд сохраняется по состоянию на 2022 год. [23]
- На «Джемини-12 » Эдвин «Базз» Олдрин стал первым космическим путешественником, доказавшим, что полезная работа ( ВКД ) может выполняться вне космического корабля без опасного для жизни истощения благодаря новым точкам опоры, опорам для рук и запланированным периодам отдыха.
Встреча на орбите — непростой маневр. Если космический корабль увеличит свою скорость, чтобы догнать другой, в результате он выйдет на более высокую и медленную орбиту, и расстояние, таким образом, увеличится. Правильная процедура - сначала перейти на более низкую орбиту, что увеличивает относительную скорость, а затем приблизиться к целевому космическому кораблю снизу и уменьшить орбитальную скорость, чтобы встретиться с ней. [24] Для отработки этих маневров для космонавтов были построены специальные тренажеры сближения и стыковки. [25]
- Эдвард Уайт во время выхода в открытый космос, Джемини-4, июнь 1965 года.
- Встреча Близнецов 6А и 7, декабрь 1965 г.
- Первая стыковка; Цель Аджены видна с телескопа Близнецы 8, март 1966 г.
Миссия | НН серийный N тот | Номер космического корабля | Командир-пилот | Пилот | Даты миссии | Время запуска | Продолжительность |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Близнецы 1 | ГЛВ-1 12556 | СК1 | безвинтовой | безвинтовой | 8–12 апреля 1964 г. | 16:00 UTC | 03д 23ч 1 |
Первый испытательный полет Gemini; космический корабль был намеренно уничтожен при входе в атмосферу 1: Продолжительность миссии составила 4 часа 50 минут, что достаточно для достижения всех целей миссии на трех витках; космический корабль оставался на орбите 3 дня 23 часа. | |||||||
Близнецы 2 | ГЛВ-2 12557 | СК2 | безвинтовой | безвинтовой | 19 января 1965 г. | 14:04 UTC | 00д 00ч 18м 16с |
Суборбитальный полет для проверки теплозащиты | |||||||
Близнецы 3 | ГЛВ-3 12558 | СК3 | Гриссом | Молодой | 23 марта 1965 г. | 14:24 UTC | 00д 04ч 52м 31с |
Первый пилотируемый полет «Джемини», три витка. | |||||||
Близнецы IV | ГЛВ-4 12559 | СК4 | МакДивитт | Белый | 3–7 июня 1965 г. | 15:16 UTC | 04д 01ч 56м 12с |
Включен первый в открытый космос выход американца (EVA); «Выход в открытый космос» Уайта представлял собой 22-минутное учение по выходу в открытый космос. | |||||||
Gemini V | ГЛВ-5 12560 | СК5 | Купер | Конрад | 21–29 августа 1965 г. | 14:00 UTC | 07д 22ч 55м 14с |
Первый недельный полет; первое использование топливных элементов для производства электроэнергии; оценена система наведения и навигации для будущих миссий сближения. Совершил 120 витков. | |||||||
Близнецы VII | ГЛВ-7 12562 | СК7 | Борман | Ловелл | 4–18 декабря 1965 г. | 19:30 UTC | 13д 18ч 35м 01с |
Когда первоначальная миссия «Джемини VI» была отменена из-за неудачного запуска стыковочной цели «Аджена», вместо этого в качестве цели встречи использовался «Джемини VII». Основная цель заключалась в том, чтобы определить, смогут ли люди жить в космосе в течение 14 дней. Совершил 206 витков. | |||||||
Близнецы VI-А | ГЛВ-6 12561 | СК6 | Ширра | Стаффорд | 15–16 декабря 1965 г. | 13:37 UTC | 01д 01ч 51м 24с |
Перенесено с октября на встречу с Gemini VII после неудачного запуска оригинального транспортного средства Agena Target. Завершено первое космическое сближение, удерживание позиции более пяти часов на расстояниях от 1 до 300 футов (от 0,30 до 91 м). Первые музыкальные инструменты, на которых играли в космосе; Команда сыграла « Jingle Bells » на губной гармошке и звоне маленьких колокольчиков в рамках шутливого наблюдения за Санта-Клаусом . [26] [27] | |||||||
Близнецы 8 | ГЛВ-8 12563 | СК8 | Армстронг | Скотт | 16–17 марта 1966 г. | 16:41 UTC | 00д 10ч 41м 26с |
Состоялась первая стыковка с другим космическим кораблем - беспилотным аппаратом Agena Target Vehicle. Во время стыковки неисправность двигателя космического корабля «Джемини» привела к почти смертельному падению корабля, которое после расстыковки Армстронг смог преодолеть; экипаж совершил первую аварийную посадку пилотируемого космического корабля США. | |||||||
Близнецы IX-А | ГЛВ-9 12564 | СК9 | Стаффорд | Сернан | 3–6 июня 1966 г. | 13:39 UTC | 03д 00ч 20м 50с |
Перенесено с мая на сближение и стыковку с стыковочным адаптером расширенной цели (ATDA) после неудачного запуска исходного транспортного средства Agena Target. Кожух ATDA не отделился полностью, что сделало стыковку невозможной (справа). Было совершено три различных типа сближения, два часа выхода в открытый космос и 44 витка. | |||||||
Близнецы Икс | ГЛВ-10 12565 | СК10 | Молодой | Коллинз | 18–21 июля 1966 г. | 22:20 UTC | 02д 22ч 46м 39с |
Первое использование двигательных систем Agena Target Vehicle. Космический корабль также встретился с транспортным средством Agena Target с корабля Gemini VIII. У Коллинза было 49 минут выхода в открытый космос в люке и 39 минут выхода в открытый космос для извлечения экспериментов с Аджены. Совершил 43 витка. | |||||||
Близнецы XI | ГЛВ-11 12566 | СК11 | Конрад | Гордон | 12–15 сентября 1966 г. | 14:42 по всемирному координированному времени | 02д 23ч 17м 09с |
Рекордная высота Близнецов с апогеем 739,2 морских миль (1369,0 км) [23] достигнут с помощью двигательной установки Agena Target Vehicle после первого сближения и стыковки на орбите. Гордон совершил 33-минутный выход в открытый космос и двухчасовой выход в открытый космос. 44 витка. | |||||||
Близнецы 12 | ГЛВ-12 12567 | СК12 | Ловелл | Олдрин | 11–15 ноября 1966 г. | 20:46 UTC | 03д 22ч 34м 31с |
Последний полет Близнецов. Сближение и стыковка вручную с целью Аджена и удерживание ее на месте во время выхода в открытый космос. Олдрин установил рекорд выхода в открытый космос - 5 часов 30 минут для одного выхода в открытый космос и двух упражнений стоя, а также продемонстрировал решения предыдущих проблем выхода в открытый космос. Завершено 59 витков |
Запуск «Джемини-Титана и серийные » номера
Ракета -носитель Gemini-Titan II ВВС США была адаптирована НАСА из межконтинентальной баллистической ракеты Titan II . (Аналогичным образом ракета-носитель «Меркурий-Атлас» была адаптирована из ракеты «Атлас» ВВС США .) Ракетам «Джемини-Титан II» были присвоены серийные номера ВВС, которые были нарисованы в четырех местах на каждом «Титане II» (на противоположных сторонах на каждом из ракет). первый и второй этапы). Экипажи ВВС США обслуживали стартовый комплекс 19, а также подготовили и запустили все ракеты-носители «Джемини-Титан II». Данные и опыт эксплуатации «Титанов» представляли ценность как для ВВС США, так и для НАСА.
Серийные номера ВВС США, присвоенные ракетам-носителям «Джемини-Титан», приведены в таблицах выше. В 1962 году было заказано пятнадцать Titan II, поэтому серийный номер - «62-12XXX», но на Titan II нанесено только «12XXX». Заказ на последние три из 15 ракет-носителей был отменен 30 июля 1964 года, и они так и не были построены. Однако серийные номера им были присвоены перспективно: 12568 — ГЛВ-13; 12569 - ГЛВ-14; и 12570 – ГЛВ-15.
Стоимость программы [ править ]
С 1962 по 1967 год Gemini стоил 1,3 миллиарда долларов в долларах 1967 года (9,07 миллиарда долларов в 2023 году). [28] ). [1] В январе 1969 года отчет НАСА Конгрессу США с оценкой затрат на Меркурий, Близнецы и Аполлон (в результате первой высадки экипажа на Луну) включал 1,2834 миллиарда долларов для Близнецов: 797,4 миллиона долларов на космический корабль, 409,8 миллиона долларов на ракеты-носители и 76,2 миллиона долларов на ракеты-носители. поддерживать. [29]
Текущее расположение оборудования [ править ]
Космический корабль [ править ]
- «Джемини-1»: намеренно распался при входе в атмосферу.
- Близнецы 2: Музей космонавтики и ракет ВВС , база ВВС на мысе Канаверал , Флорида
- Близнецы III: Мемориал Гриссома, Государственный парк Спринг-Милл , Митчелл, Индиана
- Близнецы IV: Национальный музей авиации и космонавтики , Вашингтон, округ Колумбия
- Близнецы V: Космический центр Джонсона , НАСА, Хьюстон, Техас
- Близнецы VI: Стаффордский музей авиации и космонавтики , Уэтерфорд, Оклахома
- Близнецы VII: Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи , Шантийи, Вирджиния
- Близнецы VIII: Музей авиации и космонавтики Армстронга , Вапаконета, Огайо
- Близнецы IX: Космический центр Кеннеди , НАСА, Мерритт-Айленд, Флорида
- Близнецы X: Канзасский космосферный и космический центр , Хатчинсон, Канзас
- Близнецы XI: Калифорнийский музей науки и промышленности , Лос-Анджелес, Калифорния
- Близнецы XII: Планетарий Адлера , Чикаго, Иллинойс
- Gemini 2 в Музее космонавтики и ракетно-космических сил ВВС в 2006 году.
- Близнецы III в Мемориале Гриссома в 2011 году
- Gemini IV в Национальном музее авиации и космонавтики в 2009 году.
- Близнецы V в Космическом центре Джонсона в 2011 году.
- Gemini VI-A в Стаффордском музее авиации и космонавтики в 2011 году
- Близнецы VII в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи
- Gemini VIII в Музее авиации и космонавтики Армстронга в 2010 году
- Gemini IX-A в Космическом центре Кеннеди в 2011 году.
- Gemini X в Канзасском космосферно-космическом центре в 2010 году.
- Gemini XI в Калифорнийском музее науки и промышленности в 2013 году.
- Близнецы XII в планетарии Адлера в 2010 году.
Тренеры и шаблоны [ править ]
- Gemini 3A (2411): Научный центр Сент-Луиса , Сент-Луис, Миссури. [30] [31]
- Gemini MOL-B (2411): Национальный музей ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон , Дейтон, Огайо. [32]
- Симулятор миссии Gemini (5143): Космический и ракетный центр США , Хантсвилл, Алабама [33]
- Тренер Gemini: Discovery Center , Фресно, Калифорния.
- Тренер Близнецов: Научный центр Кентукки , Луисвилл, Кентукки. [34]
- Тренажер по выходу из воды Gemini: Техасский музей авиации , Слэйтон, Техас [35]
- Тренер Gemini: Музей авиации Каламазу , Каламазу, Мичиган [36]
- Тренер: Музей транспорта Пейта, Форт-Уэрт, Техас. [37]
- GATV (6165): Национальный музей авиации и космонавтики , Вашингтон, округ Колумбия (не экспонируется) [38] [39]
- Эль-Кабонг: Музей авиации Каламазу , Каламазу, Мичиган [40]
- MSC 312: Частная резиденция, Холден, Массачусетс. [41]
- MSC 313: Частная резиденция, Сан-Хосе, Калифорния. [42]
- Паресев 1А (испытательная машина Рогалло): Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи , Шантийи, Вирджиния
- Капсула параплана TTV-1 (6873): Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи , Шантильи, Вирджиния. [43]
- Капсула параплана ТТВ-2: Музей Шотландии , Эдинбург [44]
- Шаблон «Близнецы»: Музей космонавтики и ракет ВВС , Станция космических сил на мысе Канаверал , Флорида [45]
- Шаблон «Близнецы»: Музей космонавтики и ракет ВВС , Станция космических сил на мысе Канаверал , Флорида [46]
- Тренажер по входу/выходу: Космический и ракетный центр США , Хантсвилл, Алабама [47] [48]
- MSC-307: USS Hornet Музей , бывшая авиабаза ВМС Аламеда , Аламеда, Калифорния. [49]
- Gemini MOL-B, Национальный музей ВВС США .
- Симулятор миссии «Джемини», Космический и ракетный центр США .
- Тренажер по выходу из воды Gemini, Техасский музей авиации .
- Тренажер Gemini, Музей авиации Каламазу .
- Эль-Кабонг, Музей авиации Каламазу .
- Паресева 1А, Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи .
- ТТВ-1, Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи .
- ТТВ-2, Музей Шотландии .
- Шаблон «Близнецы», Музей космонавтики и ракет ВВС .
- MSC-307, USS Hornet Музей
Мокапы и модели [ править ]
На выставке представлено несколько подробных моделей и макетов Gemini: [50]
- Модель Близнецов - Музей моря, авиации и космонавтики Intrepid , Нью-Йорк, Нью-Йорк
- Модель Близнецов - Центр открытий, Фресно, Калифорния
- Модель Близнецов (построенная для фильма «С Земли на Луну ») - Музей авиации Эвергрин , Макминнвилл, Орегон.
- Сидячая модель Gemini - Центр посетителей KSC , Космический центр Кеннеди, Флорида
- Модель Близнецов - Музей науки Оклахома , Оклахома-Сити, Оклахома
- Модель Gemini (производство McDonnell ) — Комната пролога Boeing , Сент-Луис, Миссури
- Модель Близнецов (сделано Макдоннеллом) - Музей науки и промышленности , Чикаго, Иллинойс.
- Сидячая модель Близнецов - Музей авиации и космонавтики Нила Армстронга , Вапаконета, Огайо
- Мокап Gemini (победитель конкурса Revell 1967 года ) - Орегонский музей науки и промышленности , Портленд, Орегон
- Модель Gemini (производство McDonnell) - Музей авиации и космонавтики Сан-Диего , Сан-Диего, Калифорния
- Модель Gemini - Стаффордский музей авиации и космонавтики , Уэтерфорд, Оклахома
- Модель Gemini, Музей моря, авиации и космонавтики Intrepid .
- Модель Gemini, Музей авиации Эвергрин .
- Сидячая модель Gemini, Центр посетителей KSC .
- Сидячая модель Gemini, Музей авиации и космонавтики Нила Армстронга .
- Макет Близнецов, Орегонский музей авиации и космонавтики .
- Модель Gemini, Стаффордский музей авиации и космонавтики .
Предлагаемые расширения и приложения [ править ]
Продвинутые Близнецы [ править ]
McDonnell Aircraft, главный подрядчик Mercury и Gemini, также был одним из первоначальных претендентов на главный контракт на Apollo, но проиграл North American Aviation . Позже Макдоннелл попытался расширить программу «Джемини», предложив ее производную версию, которую можно было бы использовать для выполнения окололунной миссии и даже для выполнения пилотируемой посадки на Луну раньше и с меньшими затратами, чем «Аполлон», но эти предложения были отклонены НАСА.
Для миссий Advanced Gemini рассматривался ряд применений, включая военные полеты, доставку экипажа космической станции и материально-технического снабжения, а также полеты на Луну. Предложения по Луне варьировались от повторного использования стыковочных систем, разработанных для корабля Agena Target, на более мощных верхних ступенях, таких как «Кентавр», которые могли бы доставить космический корабль на Луну, до полной модификации «Джемини», чтобы позволить ему приземлиться на поверхность Луны. Его применение могло варьироваться от облетов Луны с экипажем до того, как «Аполлон» был готов, до предоставления убежищ или спасения застрявших экипажей «Аполлона» или даже замены программы «Аполлон».
В некоторых предложениях Advanced Gemini использовался готовый космический корабль Gemini, не модифицированный по сравнению с исходной программой, в то время как другие включали модификации, позволяющие космическому кораблю перевозить больше экипажа, стыковаться с космическими станциями, посещать Луну и выполнять другие задачи миссии. . Другие рассматриваемые модификации включали добавление к космическому кораблю крыльев или парашюта, чтобы он мог совершать горизонтальную посадку.
Большие Близнецы [ править ]
«Большие Близнецы» (или «Большие G») были еще одним предложением Макдоннелла Дугласа, сделанным в августе 1969 года. Оно было предназначено для обеспечения универсального доступа к космосу с большой пропускной способностью, включая миссии, в которых в конечном итоге использовались «Аполлон» или «Спейс шаттл».
Исследование было проведено с целью выработки предварительного определения логистического космического корабля, созданного на базе «Джемини», который будет использоваться для пополнения запасов орбитальной космической станции. Приземление на заранее выбранном месте, а также реконструкция и повторное использование были требованиями проектирования. Были определены два базовых космических корабля: версия Gemini B минимальной модификации для девяти человек под названием Min-Mod Big G и усовершенствованная концепция для экипажа из 12 человек, имеющая ту же внешнюю геометрию, но с новыми, современными подсистемами, получившими название Продвинутый Большой Дж. [51] три ракеты-носителя — Saturn IB , Titan IIIM и Saturn INT-20 На предмет использования с космическим кораблем исследовались (S-IC/S-IVB).
Военное применение
ВВС проявили интерес к системе «Джемини», и решили использовать собственную модификацию космического корабля в качестве экипажа Пилотируемой орбитальной лаборатории . С этой целью космический корабль «Джемини-2» был отремонтирован и снова полетел на макете MOL, отправленном в космос Титаном III C. Это был первый раз, когда космический корабль дважды отправлялся в космос.
ВВС США также думали об адаптации космического корабля «Джемини» для военных целей, таких как грубое наблюдение за землей (специальную разведывательную камеру нельзя было нести) и отработка сближения с подозрительными спутниками. Этот проект назывался Blue Gemini . ВВС США не понравился тот факт, что Gemini придется восстанавливать ВМС США, поэтому они намеревались, чтобы Blue Gemini в конечном итоге использовал аэродинамический профиль и приземлялся на три полозья, перенесенные из первоначальной конструкции Gemini.
Сначала некоторые в НАСА приветствовали разделение расходов с ВВС США, но позже было решено, что НАСА лучше эксплуатировать «Джемини» самостоятельно. Проект Blue Gemini был отменен в 1963 году министром обороны Робертом Макнамарой , который решил, что полеты НАСА Gemini могут проводить необходимые военные эксперименты. MOL была отменена министром обороны Мелвином Лэрдом в 1969 году, когда было установлено, что беспилотные спутники-шпионы могут выполнять те же функции гораздо более рентабельно.
В СМИ [ править ]
- Две капсулы Близнецов (под кодовым названием «Юпитер» вместо «Близнецы») фигурируют в сюжете о Джеймсе Бонде фильма 1967 года «Живешь только дважды ».
- Модифицированная капсула «Близнецы», рассчитанная на одного человека, используется для отправки астронавта (которого играет Джеймс Каан ) на Луну в фильме 1968 года « Обратный отсчет» .
- Миссии «Джемини» 4, 8 и 12 представлены в первом эпизоде сериала « HBO С Земли на Луну ».
- Как и другие космические программы США, «Джемини» освещалась в сериале PBS 1985 года « Космический полет ».
- Некоторые аспекты программы «Джемини», касающиеся астронавта Нила Армстронга, были затронуты в фильме 2018 года « Первый человек» .
- Во многих эпизодах телешоу « Я мечтаю о Джинни» были показаны стартовая площадка и кадры запуска различных миссий «Джемини».
- Gemini — телекоммуникационный стандарт 7-го уровня, названный в честь миссий Gemini. Его нестандартный номер порта , 1965, является ссылкой на дату первой миссии.
См. также [ править ]
- Список пилотируемых космических кораблей
- Приводнение (приземление космического корабля)
- Хронология водородных технологий
- История освоения космоса США на марках США
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Единственным космическим кораблем «Джемини», запущенным не с Титана II, был повторный полет Джемини-2 для испытаний в пилотируемой орбитальной лаборатории в 1966 году, в которых использовался Титан IIIC .
- ^ «Джемини-3» использовал для управления полетом Центр управления Меркурием, расположенный на мысе Кеннеди, поскольку новый центр все еще находился в стадии испытаний. «Джемини-4» был первым, которым управляли из Хьюстона, при поддержке «Меркурия». Начиная с «Джемини-5» и по сегодняшний день, все полеты контролируются из Хьюстона.
- ↑ Требование о приземлении на суше с использованием параплана было отменено в 1964 году.
- ↑ Во время десяти полетов с экипажем по программе «Джемини» Советы не совершили ни одного полета с экипажем и, несмотря на достижение первого выхода в открытый космос, больше не совершали выходы в открытый космос до января 1969 года.
- ↑ Армстронг покинул ВМС США и уже был летчиком-испытателем НАСА, когда он и Эллиот Си стали первыми гражданскими астронавтами в Группе астронавтов 2; Армстронга см., среди прочего, биографию НАСА и описание получения им награды НАСА .
- ↑ Стаффорд изначально был выбран пилотом основного экипажа «Джемини-3» вместе с Аланом Шепардом; после того, как Шепард был отстранен от наказания из-за болезни Меньера, Стаффорд поменялся местами с Джоном Янгом.
- ↑ Шепард первоначально был выбран командиром корабля «Джемини-3», но был отстранен от полетов после того, как у него диагностировали болезнь Меньера — заболевание внутреннего уха.
- ↑ Си покинул ВМС США и работал летчиком-испытателем и инженером в General Electric, когда его выбрали в группу астронавтов 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Си и Бассетт были первоначальным основным экипажем «Джемини-9», но погибли в авиакатастрофе 28 февраля 1966 года.
Цитаты [ править ]
Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лафлер, Клод (8 марта 2010 г.). «Стоимость пилотируемых программ в США» . Космический обзор . Проверено 18 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шварц, Джон (17 октября 2018 г.). «Почему «Первый человек» называет Близнецов «Близнецами»? НАСА объясняет. Вроде того» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гейнор (2001) , стр. 93, 97–99.
- ^ Хакер и Гримвуд (1977) , стр. XV, 75.
- ^ Лофф (2013) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мюррей и Кокс (1989) , стр. 33–34.
- ^ Регули (1965) , с. 7.
- ^ Хакер и Гримвуд (1977) , с. 75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эгл (1998) .
- ^ Фармер и Хэмблин (2004) , стр. 51–54.
- ^ Гатланд (1976) , с. 42.
- ^ Драйден (1964) , с. 362.
- ^ Драйден (1964) , с. 364.
- ^ Глен Э. Суонсон, изд., «Прежде, чем закончится это десятилетие: личные размышления о программе Аполлон», Dover Publications, 2012, стр. 354.
- ^ Бетанкур, Марк (октябрь – ноябрь 2018 г.). «Прервать!» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Том. 33, нет. 5. с. 39 . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Вантин, Уильям (15 октября 1997 г.). «Устная история Томаса П. Стаффорда» . Проект устной истории Космического центра Джонсона . НАСА . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томайко (1988) , стр. 10–19.
- ^ Берки (2012) .
- ^ «Архивы IBM: IBM и программа Gemini» . 23 января 2003 г.
- ^ К. А. Лейст и Дж. К. Конделл, «Руководство по программированию Gemini» , 1966 г.
- ^ «Потеря Рогалло от Близнецов» . Винтажное пространство . Эми Шира Тейтель. 22 мая 2011 г. Проверено 23 декабря 2012 г.
- ^ Ракетный двигатель ТЭ-М-385, твердотопливный, космический корабль «Джемини Ретро» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дюмулен, Джим (25 августа 2000 г.), Проект НАСА «Близнецы-XI» , заархивировано из оригинала 18 сентября 2018 г. , получено 12 апреля 2010 г.
- ^ Базз Олдрин (осень 2005 г.). «Орбитальное свидание» . Фонд «Share Space Foundation» Базза Олдрина . Проверено 9 октября 2011 г.
- ^ «НАСА, проект Джемини» . НАСА. Архивировано из оригинала 07.11.2004 . Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ "Мама НАСА на "Джинглинге"" [ постоянная мертвая ссылка ] , Палм-Бич Пост , 17 декабря 1965 г.
- ^ Песня из космоса на YouTube.
- ^ Джонстон, Луи; Уильямсон, Сэмюэл Х. (2023). «Какой тогда был ВВП США?» . Измерительная ценность . Проверено 30 ноября 2023 г. США Показатели дефлятора валового внутреннего продукта соответствуют серии MeasuringWorth .
- ^ Уилфорд, Джон Ноубл (июль 1969 г.). Мы достигаем Луны . Нью-Йорк: Bantam Books. п. 67 .
- ^ «Научный центр Сент-Луиса» . Heroicrelics.org . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 08.04.2019. Архивировано из оригинала 08 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям | Gemini MOL-B» . 14 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 10 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 08.04.2019. Архивировано из оригинала 08 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Экспонаты – Техасский музей авиации» .
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 08.04.2019. Архивировано из оригинала 08 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 10 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ https://airandspace.si.edu/collection-objects/target-adapter-agena (Wayback Machine, 19 сентября 2018 г.)
- ^ «Путеводитель по американским космическим кораблям | Индекс Близнецов» . 2019-03-28. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 22 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 2019-03-29. Архивировано из оригинала 29 марта 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 10 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 08.04.2019. Архивировано из оригинала 08 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 01.04.2019. Архивировано из оригинала 01 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 08.04.2019. Архивировано из оригинала 08 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 10 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Американский космический и ракетный центр» . Heroicrelics.org . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 20 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Полевой справочник по американским космическим кораблям» . 08.04.2019. Архивировано из оригинала 08 апреля 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ «Путеводитель по американским космическим кораблям | Индекс Близнецов» . 2019-03-28. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Дуэйн Дэй (7 декабря 2015 г.). «Большая Джи» . Космический обзор . Проверено 20 марта 2023 г.
Книги [ править ]
- Фермер, Джин; Хэмблин, Дора Джейн (2004). Впервые на Луне: путешествие с Нилом Армстронгом, Майклом Коллинзом и Эдвином Э. Олдрином-младшим . Бостон: Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-7607-5510-5 .
- Френч, Фрэнсис ; Брюггесс, Колин (2007). В тени луны: непростое путешествие к спокойствию, 1965–1969 . Линкольн, Небраска: Университет Небраски. ISBN 978-0-8032-1128-5 .
- Гейнор, Крис (2001). Стрелы на Луну: инженеры Авро и космическая гонка . Берлингтон, Онтарио: Книги Апогея. ISBN 978-1-896522-83-8 .
- Гатланд, Кеннет (1976). Пилотируемый космический корабль (Второе изд.). Нью-Йорк: Макмиллан.
- Хакер, Бартон С.; Гримвуд, Джеймс М. (1977). На плечах титанов: история проекта «Близнецы» (PDF) . НАСА SP-4203. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 2 января 2015 г.
- Харланд, Дэвид М. (2004). Как НАСА научилось летать в космосе: захватывающий отчет о миссиях «Джемини» . Берлингтон, Онтарио: Книги Апогея. ISBN 978-1-894959-07-0 . Проверено 03 января 2015 г.
- Кранц, Джин (2001). Провал не вариант: Управление полетами от Меркурия до Аполлона-13 и далее . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-0079-0 . Проверено 03 января 2015 г.
- Мюррей, Чарльз А .; Кокс, Кэтрин Блай (1989). Аполлон: Гонка на Луну . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-61101-9 .
- Шейлер, Дэвид Дж. Джемини , Springer-Verlag Telos, 2001 г., ISBN 1-85233-405-3
- Томайко, Джеймс Э. (1988). «Цифровой компьютер Gemini: первая машина на орбите». Компьютеры в космических полетах: опыт НАСА . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 4 января 2015 г.
Статьи [ править ]
- Эгл, округ Колумбия (сентябрь 1998 г.). «Полет на Гусмобиле» . Журнал «Аэрокосмос» . 12 (4). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . Проверено 03 января 2015 г.
- Эгл, округ Колумбия (сентябрь 1998 г.). «Верхом на Титане II» . Журнал «Аэрокосмос» . 12 (4). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . Проверено 03 января 2015 г.
- Берки, Рональд (8 января 2012 г.). «Бортовой компьютер космического корабля «Джемини» (БК)» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 г. Проверено 4 января 2015 г.
- Драйден, Хью (март 1964 г.). «Следы на Луне» . Журнал «Нэшнл Географик» . 125 (3). Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество : 357–401 . Проверено 4 января 2015 г. [ мертвая ссылка ]
- Лофф, Сара (21 октября 2013 г.). «Близнецы: ступенька на Луну» . Близнецы: Мост на Луну . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 г. Проверено 4 января 2015 г.
- Регули, Роберт (3 сентября 1965 г.). «Канадцы, которые помогли Близнецам «Go» ». Торонто Дейли Стар . Торонто. п. 7.
- Проект «Близнецы. Хронология» (отчет НАСА SP-4002) (формат PDF)
- Конференция средней программы Gemini - включая результаты экспериментов (отчет НАСА SP-121) - Центр пилотируемых космических кораблей - Хьюстон, Техас, 23–25 февраля 1966 г.
- Итоговая конференция «Близнецы» (отчет НАСА SP-138) — Центр пилотируемых космических кораблей — Хьюстон, Техас, 1–2 февраля 1967 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Изображения и видео проекта НАСА «Джемини»
- Научный сайт проекта НАСА «Близнецы». Архивировано 4 июня 2011 г. на Wayback Machine.
- Чертежи и технические схемы проекта Gemini, заархивированные 17 января 2021 г. в Wayback Machine.
- Руководства по ознакомлению с Gemini (формат PDF).
- Публикации серии историй НАСА (многие из которых доступны в Интернете)
- Видеоинтервью и архивные документы сотрудников проекта Gemini McDonnell: коллекция западных исторических рукописей в Сент-Луисе, штат Миссури