Джим Чемберлин
Джим Чемберлин | |
---|---|
![]() Чемберлин в офисе руководителя проекта Gemini, Хьюстон, 1962 год. | |
Рожденный | Камлупс, Британская Колумбия , Канада | 23 мая 1915 г.
Умер | 8 марта 1981 г. Вебстер, Техас , США | ( 65 лет
Альма-матер | Университет Торонто , Имперский колледж Лондона |
Известный | Авро Эрроу , Проект Близнецы |
Супруг | Элла Чемберлин |
Награды | МЫ Медаль НАСА за выдающиеся заслуги Медаль НАСА за выдающиеся инженерные достижения |
Научная карьера | |
Поля | Аэрокосмическая техника |
Учреждения |
Джеймс Артур Чемберлин (23 мая 1915 — 8 марта 1981) — канадский инженер, внесший вклад в разработку канадского корабля Avro Arrow , космического корабля НАСА « Джемини» и программы «Аполлон» . Помимо его новаторских усилий в области авиации и космоса, его часто приводят в качестве примера мозгов Канады в США. из утечки вариант высадки экипажа на Луну, метод, который в конечном итоге использовался в миссиях Аполлона по высадке на Луну. Он покинул НАСА в 1970 году и работал в McDonnell Douglas в их офисах в Хьюстоне до своей смерти в 1981 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Чемберлин родился в Камлупсе , Британская Колумбия , 23 мая 1915 года в семье Уолтера А. Чемберлина и Терезы Голди. Его отец был архитектором английского происхождения, который погиб в битве при Вими-Ридж во время службы в Королевском канадском артиллерийском полку . Его мать, сестра Уильяма Голди , переехала в Торонто после смерти мужа и позже снова вышла замуж. [ 1 ] Впоследствии Чемберлин учился в средней школе Университета Торонто . Поддерживая живой интерес к самолетам с юных лет, в подростковом возрасте он строил модели самолетов оригинальной конструкции, в какой-то момент выиграв конкурс моделей самолетов, организованный The Mail и Empire . [ 2 ] Позже Чемберлин получил степень инженера-механика в Университете Торонто (1936 г.) и Имперском колледже Лондона (1939 г.). [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Чемберлен начал свою инженерную карьеру в британской авиастроительной компании (а позже и в производителе катапультных кресел) Martin-Baker, а затем вернулся в Канаду. [ 4 ] Он работал над производством британских самолетов Avro Anson в компании Federal Aircraft Ltd. в Монреале (1940–1941), а затем над учебными и противолодочными самолетами в качестве главного инженера в компании Clarke Ruse Aircraft в Дартмуте, Новая Шотландия (1941–1942). . Его самый продолжительный срок работы начался в качестве инженера-исследователя (1942–1945) в компании Noorduyn Aircraft в Монреале, где он работал над Norseman и занимал эту должность до конца Второй мировой войны . [ 3 ]
Авро Канада
[ редактировать ]В феврале 1946 года Чемберлин присоединился к Avro Aircraft Ltd. в Торонто , канадскому филиалу британской Avro , входящей в состав Hawker Siddeley Group, где он был главным специалистом по аэродинамике самолетов C102 Jetliner и CF-100 Canuck реактивного перехватчика . Позже, будучи руководителем технического проектирования реактивного перехватчика CF-105 Avro Arrow , он выдвинул множество идей, которые сделали эту конструкцию знаменитой. [ 5 ] По данным Зала авиационной славы Канады , именно под руководством Чемберлина группа технических дизайнеров Arrow проводила инженерные исследования и применяла методы разработки, которые «на поколение или более опережали те, которые использовались другими авиастроительными компаниями» в то время. [ 2 ]

НАСА
[ редактировать ]После отмены канадским правительством проекта Avro Arrow в 1959 году Чемберлин возглавил команду из 25 инженеров Avro, которые присоединились к НАСА группе космической целевой . В конечном итоге эта группа выросла до 32 бывших инженеров Avro, известных под общим названием «Группа Avro», которые присоединились к НАСА и стали символом того, что многие канадцы считали утечкой мозгов в Соединенные Штаты. [ 4 ]
Будучи главой технического отдела проекта «Меркурий» , главным конструктором и первым руководителем проекта НАСА космического корабля «Джемини», построенного компанией McDonnell Aircraft , а затем специалистом по устранению неполадок на «Аполлоне», Чемберлин сыграл важную роль в создании и внедрении первых трех поколений американских пилотируемых космических кораблей. [ 5 ]

При проектировании космического корабля «Джемини» в 1961 году Чемберлин предложил объединить «Джемини» с «жуком», который доставит на Луну одного астронавта. Чемберлин был впечатлен инженера НАСА Джона Хуболта выступлением о сближении на лунной орбите как о способе полета на Луну. Хотя идея Чемберлина отправить «Джемини» на Луну была отвергнута, она помогла НАСА принять в 1962 году решение использовать «Сближение на лунной орбите» в программе «Аполлон», которая включала использование лунного модуля (LM) для спуска на поверхность Луны. [ 6 ]
Историк космоса Дэвид Бейкер описал Чемберлина как «вероятно, одного из самых блестящих людей, когда-либо работавших в НАСА». [ 7 ] Чемберлин покинул НАСА в 1970 году, чтобы присоединиться к McDonnell Douglas Astronautics, где он подготовил в конечном итоге неудачную заявку на космический челнок, прежде чем стать техническим директором объекта компании в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне , и занимал эту должность до своей смерти 8 марта 1981 года. и у его жены были сын и дочь. [ 3 ]
Почести
[ редактировать ]НАСА наградило Чемберлена медалями «За выдающиеся научные достижения», «Выдающиеся заслуги» и «Выдающиеся инженерные достижения». Чемберлин был профессиональным инженером провинции Онтарио, членом Института ученых-авиаторов и младшим научным сотрудником Канадского института аэронавтики. [ 3 ] 14148 малая планета Джимчемберлин , открытая в Национальной обсерватории Китт-Пик в 1998 году. В его честь названа [ 8 ] В 2001 году он был занесен в Зал авиационной славы Канады . [ 9 ] В 2019 году Почта Канады выпустила марки, посвященные вкладу Канады в миссию Аполлон-11 , на которых было изображение Чемберлина. [ 10 ]
В CBC мини-сериале 1997 года «Стрела » Чемберлина играет актер Эйдан Дивайн .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шмидт-Адени, Ирен (7 августа 2019 г.). «Член семьи Эйр делает один маленький шаг в высадке на Луну Аполлона-11 в 1969 году» (PDF) . Эрские новости .
- ^ Jump up to: а б «Джеймс Артур Чемберлин - Зал авиационной славы Канады» . 28 октября 2020 г. Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гейнор, Крис. «Джеймс А. Чемберлин» . История НАСА: 26 ноября 2001 г. Вашингтон: НАСА. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 4 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Макартур, Скотт. «Джеймс Артур Чемберлин, 1915–1981». Цифровые архивы Arrow: Arrow Recovery Canada. Проверено: 4 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Гейнор 2001, стр. 19–33.
- ^ Хансен, Джеймс Р. «Очарованное свидание: Джон Хуболт и генезис концепции рандеву на лунной орбите». NASA-TM-111236: Монографии по истории аэрокосмической отрасли, серия № 4, НАСА, декабрь 1995 г. Дата обращения: 13 августа 2011 г.
- ^ Бейкер 1982, с. 182.
- ^ «Центр малых планет МАС» . minorplanetcenter.net . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ «Джеймс Артур Чемберлин». Архивировано 19 августа 2012 года в Зале авиационной славы Wayback Machine Canada. Проверено: 4 января 2013 г.
- ^ Мортильяро, Николь (12 июля 2019 г.). «Садбери был заменой Луны и других малоизвестных (канадских) вещей в программе Аполлон» . Новости ЦБК .
Библиография
[ редактировать ]- Бейкер, Дэвид. История пилотируемого космического полета. Нью-Йорк: Crown Publishers, 1985, первое издание 1982 г. ISBN 978-0-51754-377-1 .
- Гейнор, Крис. Стрелы на Луну: инженеры Авро и космическая гонка. Берлингтон, Онтарио, Канада: Apogee Books, 2001, ISBN 1-896522-83-1 .
- Хакер, Бартон; Джеймс Гримвуд. На плечах титанов: история проекта «Джемини». Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, 1977. ISBN 978-0-16067-157-9 .
- Харви, Брайан. Российские планетарные исследования: история, развитие, наследие и перспективы. Нью-Йорк: Спрингер, 2007. ISBN 978-0-387-46343-8 .
- «Сближение на лунной орбите: пресс-конференция по планам Аполлона в штаб-квартире НАСА 11 июля 1962 года». НАСА, 1962 год.
- Мюррей, Чарльз; Кэтрин Блай Кокс. Аполлон: Гонка на Луну. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1989. ISBN 978-0-671-70625-8 .
- Нельсон, Крейг. Люди-ракеты: эпическая история первых людей на Луне. Нью-Йорк: Викинг, 2009. ISBN 978-0-670-02103-1 .
- Стюарт, Грейг. Отказ от национальной мечты: А. В. Роу и трагедия «Стрелы Авро». Торонто: МакГроу-Хилл-Райерсон, 1991. ISBN 978-0-07551-119-9 .
- Уиткомб, Рэндалл. Холодная война Технологическая война. Берлингтон, Онтарио, Канада: Apogee Books, 2008. ISBN 978-1-894959-77-3 .
- Уилфорд. Джон. Мы достигаем Луны: история величайшего приключения человека, написанная New York Times. Нью-Йорк: Bantam в мягкой обложке, 1973, первое издание 1969. ISBN 978-0-44826-152-2 .
- Вудс, В. Дэвид. Как Аполлон полетел на Луну. Нью-Йорк: Спрингер, 2008. ISBN 978-0-387-71675-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Восстановление Стрелы Канада
Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .