Jump to content

Японская космическая программа

Японская космическая программа
Японское космическое развитие
Запуск японской ракеты H-IIA
Первый полет 12 апреля 1955 г. ( Карандашная ракета )
Успехи 60
Неудачи 2
Частичные отказы 1

Японская космическая программа ( яп . 日本の宇宙開発 ) зародилась в середине 1950-х годов как исследовательская группа под руководством Хидео Итокавы в Токийском университете . Размер производимых ракет постепенно увеличивался с менее 30 см (12 дюймов) в начале проекта до более 15 м (49 футов) к середине 1960-х годов. Целью первоначального исследовательского проекта был запуск искусственного спутника .

К 1960-м годам две организации — Институт космических и астронавтических наук (ISAS) и Национальное агентство космического развития Японии (NASDA) — разрабатывали собственные ракеты. После многочисленных неудач в 1990-х и 2000-х годах ISAS и NASDA объединились — вместе с Национальной аэрокосмической лабораторией Японии (NAL) — и в 2003 году образовали объединенное Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA). В последние годы космическая политика Японии изменилась. формируется альянсом США и Японии и усиливает конкуренцию великих держав. [1]

После Второй мировой войны многие авиационные инженеры потеряли работу, поскольку разработка самолетов была запрещена во время американской оккупации Японии . Ситуация изменилась после Сан-Францисского мирного договора в 1951 году, который снова позволил развивать авиационные технологии. [2] [3] После этого профессор Хидео Итокава из Токийского университета создал группу авиационных исследований в Институте промышленных наук университета. Этой группе удалось осуществить горизонтальный запуск ракеты-карандаша 12 апреля 1955 года в Кокубундзи, Токио . Ракета имела длину 23 см (9,1 дюйма) и диаметр 1,8 см (0,71 дюйма). [4] [5]

Ракета-карандаш была первым экспериментом такого рода в Японии. Первоначально основное внимание уделялось разработке ракетной авиации , а не освоению космоса . Однако после участия Японии в Международном геофизическом году фокус ракетного проекта сместился в сторону космической техники. [6]

Раннее развитие

[ редактировать ]
Выставка карандашных ракет в Национальном музее природы и науки.

Итерации «Карандашной ракеты» в конечном итоге увеличились в размерах до такой степени, что эксперименты в Кокубундзи сочли слишком опасными. Поэтому стартовую площадку перенесли на пляж Митикава в префектуре Акита . [7] Вслед за «Карандашной ракетой» была разработана более крупная «Бэби-ракета», которая достигла высоты 6 км (3,7 мили). После Baby Rocket были реализованы еще два ракетных проекта: ракета типа «Рокун» , запускаемая с воздушного шара, и ракета наземного базирования. Разработка рокуна оказалась слишком сложной, и эксперимент в конечном итоге был остановлен. [2] [8] Среди нескольких вариантов прототипов ракет наземного базирования ракета «Каппа» была одной из самых успешных, постепенно достигая больших высот. Из-за недостаточного финансирования ракеты изготавливались вручную, а радар сопровождения управлялся вручную. Производство зависело от метода проб и ошибок .

В 1958 году ракета «Каппа-6» достигла высоты 40 км (25 миль), и собранные данные позволили Японии принять участие в Международном геофизическом году. В 1960 году ракета Каппа-8 превысила высоту 200 км (120 миль). Разработка более крупных ракет потребовала стартовой площадки с большой дальностью полета . Старый полигон в префектуре Акита, граничащий с узким Японским морем , был признан недостаточным для этой цели, и был создан новый стартовый полигон на тихоокеанском побережье, на этот раз в Учинуре в префектуре Кагосима .

Запуск Осуми

[ редактировать ]
Осуми, первый японский спутник

В 1960-е годы японские космические исследования и разработки были в основном сосредоточены на системах доставки спутников. Был разработан предварительный план по разработке преемников ракет «Каппа», получивших название ракет «Лямбда» , для доставки на спутники. Впоследствии Агентство науки и технологий сосредоточило свои исследования запусков «Каппы» на сборе технической информации, которая позволила бы новым ракетам достигать больших высот.

В 1963 году правительство начало постепенное увеличение расходов на освоение космоса. В том же году Агентство по науке и технологиям реструктуризировало Национальную авиационную лабораторию (NAL) в Национальную аэрокосмическую лабораторию . Новый НАЛ должен был стать центром исследований космических технологий. Однако вскоре стало ясно, что у NAL недостаточно ресурсов для одновременного развития как авиационных, так и космических технологий. В результате в 1964 году Агентство по науке и технологиям было разделено: NAL стала заниматься только авиационными технологиями, а недавно созданный Штаб по содействию космическому развитию занимался космическими технологиями. [2]

В 1964 году по настоянию Хидео Итокавы в Токийском университете был создан Институт космоса и астронавтики . [9] Хотя разработка ракет Lambda шла медленно, в течение следующих нескольких лет произошли постепенные улучшения; например, новая возможность достигать высоты 2000 километров (1200 миль), приближаясь к высоте, необходимой для запуска спутника. Однако в это время политические проблемы задержали развитие. Например, возник спор, связанный с технологиями наведения ракет, которые некоторые считали военным, а не гражданским вопросом. Дальнейшее обострение вызвал продолжающийся провал инициативы «Лямбда», в результате которой на орбите были потеряны четыре ракеты. [2] Сообщается, что поломка была вызвана ударом (в результате внезапного возгорания остатков топлива), в результате которого детали столкнулись.

Первый успешный запуск японского спутника произошел 11 февраля 1970 года, когда «Осуми » был запущен неуправляемой ракетой L-4S №5. [10] Запуск Осуми стал важной демонстрацией технологического сотрудничества с Соединенными Штатами, особенно в разработке высокоэффективных батарей, которые не теряли мощность при высоких температурах. [11]

Успешное развитие

[ редактировать ]
Модель отмененной отечественной четырехступенчатой ​​твердотопливной ракеты Q. [12]

В 1969 году Штаб-квартира по содействию развитию космического пространства была реорганизована в Национальное агентство космического развития , которое было отдельным агентством от ISAS. Каждое из ведомств самостоятельно разрабатывало свои ракеты. NASDA, например, сосредоточилось на ракетах для запуска более крупных спутников с практическим и коммерческим применением, в то время как ISAS запускала меньшие научные спутники.

После реорганизации агентства в 1970-х годах Япония приступила к разработке более точных ракет. Хотя первая ракета М-4С потерпела неудачу, последующие ее версии преуспели на орбите, и три самолета-спутника в конечном итоге стали основой семейства ракет «Мю» . Впоследствии для упрощения системы ракеты «Му» были заменены с четырехступенчатых на трехступенчатые, а также были внесены усовершенствования в М-3С. Все ступени могли работать с ракетами М-3С, и эта технология привела к серии успешных запусков спутников на орбиту, каждый раз достигавших больших высот.

Сакигаке Спутник

инженерные испытательные спутники «Тансей» С помощью этих ракет были запущены спутники наблюдения за атмосферой, такие как Кёкко и Одзора , и спутники рентгеновской астрономии, такие как Хакучо и Хинотори и многие другие научные спутники. В это время также были активны . Разработка ISAS ракеты М-3SII подошла к завершению. Ракета была первой твердотопливной ракетой в своем роде и покинула гравитацию Земли, унеся на себе Галлейской Армады спутники Сакигаке и Суйсей . M-3SII установил технологию для спутников, которые запускались один за другим.Ракета MV , более крупная твердотопливная ракета, появилась в 1997 году. ISAS сообщила правительству, что технически невозможно увеличить диаметр ракеты до более чем 1,4 м в ближайшие 10 лет. Это произошло потому, что NASDA приняло решение об этом размере, а Национальное собрание [ нужны разъяснения ] наложили на него дополнительные ограничения, что затруднило увеличение размера. [13]

Чертеж частично отечественной НИ (ракеты) на базе Тор-Дельта с двигателем первой ступени МБ-3. [12]

Первоначально НАСДА планировало разработать собственную твердотопливную ракету-носитель, известную как «ракета Q». Однако из-за острой потребности в практических и коммерческих ракетах было подписано космическое соглашение между Японией и США и внедрены технологии из Соединенных Штатов. Используя жидкотопливный двигатель первой ступени американской ракеты «Дельта» , Япония начала план установки LE-3 на втором этапе разработки с жидкостными ракетами. При этом ракета НИ была разработана . Однако орбитальная полезная нагрузка жидкостной ракеты была низкой, а возможности производства спутников не были такими сильными, как у Соединенных Штатов. По этой причине в 1977 году из США было передано больше технологий, и геостационарный метеорологический спутник «Химавари-1» . с помощью американской ракеты был запущен [14] Спутники «Сакура» и «Юрий» позже также были запущены американскими ракетами. В ракете NI использовались только технологии, полученные в результате производственных технологий и методов управления, но, часто ведя учет, NASDA постепенно приобретало больше технологий, и темпы производства спутников в Японии увеличились со времени «Химавари-2».

С тех пор, чтобы удовлетворить потребности более крупных спутников, NASDA приступило к разработке ракеты N-II , преемницы ракеты NI. Вторая ступень заменена на разборный комплект . Почти 300-килограммовый «Химавари-2» удалось вывести на геостационарную орбиту. В этих ракетах использовалось «Дельта ракеты лицензионное производство » в США и сборное производство компонентов в США, поэтому сами машины были высокого качества. спутника, Однако, когда такие детали, как двигатель апогея изнашивались, информацию о том, как их улучшить, было очень трудно получить. Импортированные из США компоненты представляли собой системы «черного ящика» , которые японским инженерам не разрешалось проверять. Таким образом, Японии возникла необходимость самостоятельно разработать всю ракету, и начались внутренние разработки. [2] В недавно разработанной ракете HI использовался жидкотопливный ракетный двигатель LE-5 . на второй ступени [14] LE-5 отличался использованием высокоэффективного жидкого топлива из водорода и кислорода и способностью к повторному воспламенению, что делало его более боеспособным, чем верхняя ступень N-II. Ракета HI была способна выводить на геостационарную орбиту объекты массой более 500 кг.

Ракеты, произведенные NASDA, использовались для запуска множества коммерческих спутников, быстро растущего числа спутников связи и радиовещания, метеорологических спутников и так далее. Было изготовлено девять ракет HI , все из которых успешно запущены. Это был первый случай, когда Япония успешно запустила несколько спутников одновременно. [14]

Япония не разработала технологию пилотируемых космических полетов. Первоначально планировалось, что Мамору Мори в сотрудничестве с НАСА станет первым японцем, отправившимся в космос в 1990 году, но из-за обстоятельств, связанных с шаттлом, Тоёхиро Акияма , гражданский человек, стал первым гражданином Японии, отправившимся в космос на борту корабля «Союз ТМ». 11 . [15] В конце концов Мори полетел на STS-47 в 1992 году.

[ редактировать ]
Репетиция запуска ракеты МВ

После успешной разработки ракетного двигателя LE-5 и принимая во внимание технологический прогресс, достигнутый в Японии к этому моменту, NASDA решило разработать новую модель ракеты, в которой будет использоваться исключительно жидкое топливо, производимое в Японии, чтобы способствовать развитию в стране исследуются новые космические технологии. Разработка ракеты началась в 1984 году, при этом получившаяся ракета H-II была спроектирована полностью с нуля. Дополнительные трудности возникли при попытке создать полностью отечественный двигатель первой ступени, что в конечном итоге привело к созданию ракетного двигателя LE-7 , двухкомпонентной под высоким давлением конструкции, работающей при сжигании газообразного водорода и кислорода . Некоторые из проблем, возникших из-за этой двигательной установки, включали, среди прочего, повреждение деталей из-за вибрации, опасения по поводу долговечности используемых материалов и взрывы в результате утечек водорода, на решение которых потребовалось довольно много времени. С другой стороны, разработка твердотопливных ракетных ускорителей также началась с использования технологий твердотопливных ракет, которые постоянно исследовались в Институт космоса и астронавтики . Запуск первой ракеты с использованием этой новой технологии должен был состояться в 1994 году, после 10 лет разработки и всего через два года после последнего запуска ракеты HI . Запуск, запланированный на 3 февраля, пришлось отложить на один день, когда канал кондиционирования воздуха, прикрепленный к обтекателю ракеты со стартовой площадки упал . Таким образом, 4 февраля ознаменовался запуском первой жидкостной ракеты H-II отечественного производства . [2]

Кроме того, в 1989 году Институт космоса и астронавтики внес изменения в «Очерки политики освоения космоса», которые позволили разрабатывать крупномасштабные ракеты с надлежащими исследованиями твердотопливных ракет, начиная с 1990 года, с проектами ракет, способными доставлять полезную нагрузку для межпланетных полетов. разведка. Несмотря на многочисленные задержки, вызванные проблемами с разработкой двигателя для этого типа ракеты, новая ракета МВ была окончательно завершена в 1997 году, через два года после последнего полета предыдущей модели М-3SII . С этого момента начал проявляться период бездействия в ракетных исследованиях, в результате чего запуск Нозоми , миссии, предназначенной для изучения Марса, был отложен на два года.

Япония продолжала таким образом прогрессировать в разработке новых ракет до 1990 года, когда торговая политика США « Раздел 301 вступила в силу », вынудившая Японию выставить свои национальные спутники на международные торги. Способность страны запускать практичные, прикладные ракеты также пострадала по нескольким причинам, главным образом из-за притока ракет американского производства, запуск которых был более недорогим. Кроме того, высокая себестоимость производства даже нескольких отечественных спутников и неспособность конкурировать с более низкими ценами на спутники, массово производимые на Западе, привели к тому, что преемника Himawari 5 вместо этого пришлось полностью закупать в Америке. изготавливается в Японии. [2] Из страны были запущены многие другие типы космических аппаратов, например, спутники наблюдения за окружающей средой, такие как «Мидори» , [16] и астрономические или экспериментальные космические корабли, такие как HALCA , деятельность, которая в целом имела большой успех. Однако из-за преобладания коммерческих спутников, запускаемых из-за границы, Япония до сих пор не смогла накопить послужной список коммерческих запусков любого рода.

Конец 1990-х и начало 2000-х годов создали множество препятствий для разработки новых ракет. Оба полета №5 и №8 ракеты H-II потерпели неудачу при запуске, как и запуск четвертой ракеты МВ. [14] Еще одна примечательная ситуация произошла с зондом «Нозоми», который не смог выйти на орбиту Марса. Эти неудачи наряду с недавними административными реформами побудили правительство предложить предложение объединить несколько космических агентств того времени в единую организацию. В ходе этого процесса был выдвинут план по укреплению сотрудничества между этими организациями, уделению первостепенного внимания функциональности и повышению эффективности организационной структуры. За это время Институт космоса и астронавтики принес извинения за неудачные запуски H-II, а затем приступил к разработке ракеты заново, уделяя особое внимание простоте новой конструкции. Новая модель, получившая название H-IIA , была успешно запущена в 2001 году. Несмотря на эти новые усилия, предпринятые всеми тремя космическими агентствами, включая NASDA, NAL и ISAS, в конечном итоге эти организации были объединены в то, что сегодня называется Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA). ), который был официально учрежден 1 октября 2003 года. [17]

НАДЕЖДА проект

[ редактировать ]

НАДЕЖДА, орбитальный самолет H-2, экспериментальная программа — это программа разработки космического самолета для запуска на корабле H-II. [18] Разрабатываемый корабль назывался HOPE-X , беспилотная система для летных испытаний и проверки систем, что привело к созданию действующего корабля HOPE, который должен был стать первым в Японии космическим кораблем с экипажем, четырехместным 22-метровым (49 000 тонн) космическим кораблем. фунт) дизайн. Оба должны были быть запущены на японской пусковой установке H-II, хотя для запуска более крупной версии с экипажем потребовалось повышение характеристик.

В 1997 году проект HOPE был сокращен до простого беспилотного грузового корабля для запусков на Международную космическую станцию , примерно в то же время, когда ракета-носитель H-II была уменьшена до меньшей H-IIA. HOPE-X должен был быть запущен на ракете H-IIA. Проект был отменен в 2003 году. [18] с аэродинамическими испытаниями моделей, но до того, как какая-либо машина была готова к запуску.

Возвращение Хаябусы

H -IIA является производной от более ранней ракеты H-II , существенно переработанной для повышения надежности и минимизации затрат. Хотя шестой запуск H-IIA потерпел неудачу вскоре после основания JAXA, за ним последовала серия успешных запусков. В 2009 году ракета H-IIB , которая была разработана с расчетом на более высокую грузоподъемность, чем H-IIA, была успешно запущена для доставки оборудования и материалов на Международную космическую станцию . [19] Чтобы запускать небольшие спутники проще и дешевле, чем МВ твердотопливную ракету , был также разработан ее преемник, известный как Эпсилон . [20] Затем в 2013 году ракета «Эпсилон» совершила свой первый успешный запуск. [21] Эти события в Японии преследуют возможность возобновления бизнеса.

В Японии было произведено множество спутников и экспериментальных космических аппаратов для запуска спутников, что привело к появлению сильных технических возможностей в этой области. Спутниковая шина DS2000 , использовавшаяся для Kiku 8 , также использовалась для метеорологического спутника Himawari 7 , что позволило снизить затраты и дало возможность вновь запустить метеорологические спутники отечественного производства. Были планы запустить небольшую партию научных спутников с целью развертывания недорогих спутников, изготовленных по индивидуальному заказу. [22]

До северокорейских ракетных испытаний в 1998 году разведывательные спутники ни разу не запускались. В 2008 году в японское космическое законодательство были внесены поправки, разрешающие размещение военных спутников только для разведки и противоракетной обороны. Часть бюджета была отвлечена от бюджета научных исследований космоса на эти планы, что оказало давление на другие технологии. [23]

Самым большим успехом за последние годы стала миссия по возвращению образцов Хаябуса . Хаябуса был запущен в 2003 году из Космического центра Учинура на борту ракеты MV и вернулся на Землю в 2010 году с образцами из 25143 Итокава . [24] Хотя с запуском зонда возникли проблемы, Хаябусе в конечном итоге удалось получить несколько образцов с астероида. [25] Это сделало Хаябусу первой успешной миссией по возвращению образцов астероидов.

Космический корабль Акацуки был запущен в мае 2010 года и должен был стать первым японским зондом Венеры в декабре того же года. Первая попытка вывода на орбиту провалилась, но в декабре 2015 года зонд смог сделать вторую попытку и добиться успеха. [26]

В июне 2014 года Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий заявило, что рассматривает возможность космического полета на Марс . В документе министерства указано, что беспилотные исследования, полеты на Марс с экипажем и долгосрочное заселение Луны являются целями, для достижения которых потребуется международное сотрудничество и поддержка. [27]

В декабре 2021 года премьер-министр Фумио Кисида заявил во время правительственного заседания по стратегии развития космического пространства: «Мы стремимся осуществить высадку японского астронавта на Луну во второй половине 2020-х годов». [28] Япония присоединится к программе «Артемида» для продвижения исследования Луны. [28]

В феврале 2023 года JAXA было вынуждено уничтожить ракету вскоре после старта, поскольку скорость ракеты снизилась. Запуск ракеты H3 ранее был отложен из-за неисправных ракетных ускорителей. [29]

Организации

[ редактировать ]

Развитие космоса в Японии началось с исследовательской группы в Институте промышленных наук Токийского университета , которая сама берет свое начало на Втором инженерном факультете, отделении того же университета до Второй мировой войны, занимавшемся разработкой самолетов. Национальная аэрокосмическая лаборатория Японии (NAL) была открыта в 1963 году для разработки дальнейших авиационных технологий, а в 1964 году Токийская исследовательская группа выделилась в Токийский институт аэрокосмической промышленности, став отдельным отделом внутри университета. В 1969 году было создано Национальное агентство космического развития Японии (NASDA) , тогда же Национальная аэрокосмическая лаборатория стала специализироваться на научных исследованиях, направленных на экспорт технологий. В 1981 году NAL был реорганизован и стал Национальным институтом космических и астронавтических наук (ISAS).

Импульс, приданный правительственными реформами и административными изменениями в 1990-х и начале 2000-х годов, а также усугубленный многочисленными неудачными запусками японских ракет, сделал необходимым усилить сотрудничество между различными космическими организациями, что привело к объединению этих учреждений в рамках Японской аэрокосмической организации. Разведочное агентство (ДЖАКСА) . [17] [30] В настоящее время JAXA работает в составе Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) и является основным органом, ответственным за космическое развитие Японии.

Ракетные полигоны

[ редактировать ]
Космический центр Танегасима , Танегасима , крупнейший ракетный полигон Японии.

В стране есть два объекта, способных запускать спутники: Космический центр Танегасима и Космический центр Учинура . Ракеты на жидком топливе, ранее разработанные NASDA, запускаются с Танегасимы, а космодром Учинура служит стартовой площадкой для твердотопливных ракет , которыми раньше управляла ISAS .

Другие объекты, используемые для запуска испытательных ракет, включают:

Мемориальный памятник ракетному полигону Акита, первому японскому ракетному полигону в префектуре Акита.

Ракетный полигон Акита использовался Токийским университетом в качестве испытательного стартового полигона с 1955 по 1965 год. В последний раз этот полигон использовался Национальной аэрокосмической лабораторией , и в настоящее время от объекта не осталось ничего, кроме каменного памятника в память о ракетном полигоне Акита. сайт.

Метеорологическая ракетная станция ( 気象ロケット観測所 , kishou roketto kansokujo , пост наблюдения за погодными ракетами ) , также известная как Рёри, использовалась для запуска в общей сложности 1119 ракет МТ-135П в течение активного периода с момента ее создания в апреле 1970 года до 21 апреля 1970 года. Март 2001 г. В настоящее время этот сайт используется для измерения качества атмосферного воздуха .

Испытательный полигон Ниидзима ( 新島試験場 , Нидзима сикэндзё ) , расположенный на южной оконечности острова Нидзима , был создан в марте 1962 года Институтом технических исследований и разработок Министерства обороны . Агентство науки и технологий арендовало землю и помещения у Агентства обороны и провело восемнадцать испытаний небольших ракетных запусков в период с 1963 по 1965 год. [31] [32] Ракеты большего размера не подходили для испытаний там из-за узости дальности. В 1969 году и Министерство обороны, и местные жители выступили против проекта недавно созданного Национального агентства космического развития Японии (NASDA) по строительству собственного ракетного испытательного полигона в Ниидзиме. Вместо этого Космический центр Танегасима . был построен [31]

Поле аэрокосмических исследований Тайки — это объект, принадлежащий Японскому агентству аэрокосмических исследований , но его использование частными компаниями также разрешено, как показали несколько стартовых испытаний ракеты CAMUI, проведенных в период с марта 2002 года по январь 2003 года. [33]

Япония также управляет антарктической станцией Сёва . В период с 1970 по 1985 год ракеты были запущены 54 группами для таких целей, как измерение озона и наблюдение полярных сияний .

Участвующие компании

[ редактировать ]

Мирное развитие

[ редактировать ]

Японская космическая программа разрабатывалась для мирных целей, совершенно отдельно от военных технологий. Таким образом, цели программы обычно коммерческие или научные. [ нужна ссылка ]

Согласно долгосрочной перспективе JAXA, аэрокосмические технологии будут использоваться для:

  • Стихийные бедствия, как система поддержки экологических проблем
  • Планетарные науки и технические исследования для продвижения исследования астероидов.
  • Повышенная надежность для стабильной транспортировки, сопутствующих исследований и пилотируемой космической деятельности.
  • Ключевые отрасли [34]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пекканен, Саадия М. (2023). «Космос и американо-японский альянс: размышления о геополитической и геоэкономической стратегии Японии» . Японский журнал политической науки . 24 (1): 64–79. дои : 10.1017/S1468109922000317 . ISSN   1468-1099 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Томифуми Годай (30 апреля 1994 г.) Внутренняя ракета H-II Space Challenge [ Внутренняя ракета H-II Space Challenge ] (на японском языке Shoten ) . Tokuma  4-19-860100-3 .
  3. ^ Меркадо, Стивен С. (сентябрь 1995 г.). «Проект YS-11 и аэрокосмический потенциал Японии» . JPRI . Архивировано из оригинала 28 октября 2019 года . Проверено 2 июля 2015 г.
  4. ^ Запуск ракеты из города Кокубундзи [Выстрел ракеты из Кокубундзи] (на японском языке). Кокубундзи, Токио . Архивировано из оригинала 20 января 2011 года . Проверено 17 января 2011 г.
  5. ^ Лей, Вилли (декабрь 1967 г.). «Международная астронавтика» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . стр. 110–120.
  6. ^ газетная статья [Газетные статьи] (на японском языке). Институт космоса и астронавтики . Проверено 30 января 2011 г.
  7. ^ Испытательный запуск ракеты из Японии [Японский эксперимент по стрельбе ракетами] (на японском языке). Юрихондзё, Акита . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 17 января 2011 г.
  8. ^ Мини-Земля в деревне Роккашо [Мини-земля Роккашо] (на японском языке). Космическая Ассоциация. Архивировано из оригинала 11 января 2013 года . Проверено 25 января 2011 г.
  9. ^ Юань Сяобин [Юка Кохей] (2011). Анализ развития космической промышленности Японии. [Анализ развития космической промышленности Японии]. 国际观察 [Международное обозрение] (на японском языке). 6 : 55–61, страница 56. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 года.
  10. ^ «лямбда-слава» . ИСАС . Проверено 17 января 2011 г.
  11. ^ «Национальный музей науки, 7 февраля. Симпозиум, посвященный 40-летию Осуми» . Астроискусство . Проверено 17 января 2011 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Пекканен, Саадия; Каллендер-Умезу, Пол (12 августа 2010 г.). В защиту Японии: от рынка к военной политике в космосе — Саадия Пекканен, Пол Каллендер-Умедзу — Google Книги . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  9780804775007 . Проверено 21 января 2020 г.
  13. ^ «Подкомитет № 2 по развитию космоса, Специальный комитет по содействию науке и технологиям, Ассоциация 051 Диета» . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 25 января 2011 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Нода Масахиро (27 марта 2000 г.). Ракета века . Издательство НТТ. ISBN  4-7571-6004-6 .
  15. ^ «Акияма» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года . Проверено 29 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  16. ^ Министерство Сима Хара. «Спутник морского наблюдения «Мидори» . Национальный институт экологических исследований . Проверено 25 января 2011 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Интеграция трех космических агентств» . Бюро исследований и разработок Министерства образования. 14 июня 2003. Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 25 января 2011 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Джос Хейман, « Космические самолеты, которых никогда не было... Архивировано 3 февраля 2022 года в Wayback Machine », журнал MilSat Magazine , сентябрь 2016 г.
  19. ^ «Японский космический грузовой корабль на орбите» . Джонатан Амос . Би-би-си. 10 августа 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
  20. ^ «Ипуширонрокетто» . Японское агентство аэрокосмических исследований . Проверено 17 января 2011 г.
  21. ^ «Ракета «Эпсилон» на этот раз — все асы» . Асахи Симбун. Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 14 сентября 2013 г.
  22. ^ «Спринт (малый научный спутник). Серия эскизного планирования» (PDF) . Японское агентство аэрокосмических исследований. 21 июля 2010 года . Проверено 26 января 2011 г.
  23. ^ Шинья Мацуура Сусуму (31 мая 2006 г.). «снижение затрат на перекрёстке в МВ» . nikkeiBPnet. Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 26 января 2011 г.
  24. ^ « Отзыв «Хаябуса»» . Никкей. 14 июня 2010 года . Проверено 17 января 2011 г.
  25. ^ «Космический корабль успешно вернул астероидную пыль» . Наука. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 29 января 2011 г.
  26. ^ «В глубине — Акацуки» . НАСА . Проверено 26 июня 2022 г.
  27. ^ «Японцы надеются построить на Марсе» . Tokyo News.Net. Архивировано из оригинала 2 июня 2014 года . Проверено 2 июня 2014 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б «Япония и США будут сотрудничать в высадке японского астронавта на Луну» . Майничи . 19 мая 2022 г. Архивировано из оригинала 19 мая 2022 г.
  29. ^ «Япония была вынуждена уничтожить флагманскую ракету H3 в результате неудачного запуска» . Би-би-си . 7 марта 2023 г. . Проверено 7 марта 2023 г.
  30. ^ "Министерство образования, акцент на перспективу эффективной интеграции 15 лет, агентство космического развития три, 30 лет" . Средняя школа отделения физического общества в Наре, Рика . Санкей. 14 июня 2003. Архивировано из оригинала 4 сентября 2010 года . Проверено 25 января 2011 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Посещение испытательного центра Саппоро [Посещение полигона в Саппоро] (PDF) . Научно-исследовательский институт электронного оборудования / штаб-квартира Центра продвижения передовых технологий в Кобо [информационный бюллетень] (на японском языке). № 503. Отдел общих вопросов, Департамент общих вопросов, Штаб технологических исследований, Министерство обороны. 8 марта 2010 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 г.
  32. ^ «Нидзима» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 21 ноября 2019 года.
  33. ^ Нагата, Харунори (7 февраля 2004 г.). «Авангард космической науки: гибридная ракета «КАМУИ» » . Институт космоса и астронавтики (ISAS). п. 2. Архивировано из оригинала 1 октября 2006 г.
  34. ^ «JAXA2025/долгосрочное видение» . Японское агентство аэрокосмических исследований . Проверено 17 января 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4a94dbeb51b06f68d3f93d48fda02ba__1721308680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/ba/a4a94dbeb51b06f68d3f93d48fda02ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese space program - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)