Японская космическая программа
Эта статья была переведена из статьи 日本の宇宙開発 в японской Википедии и требует корректуры . ( август 2022 г. ) |
Японское космическое развитие | |
Первый полет | 12 апреля 1955 г. ( Карандашная ракета ) |
---|---|
Успехи | 60 |
Неудачи | 2 |
Частичные отказы | 1 |
Японская космическая программа ( яп . 日本の宇宙開発 ) зародилась в середине 1950-х годов как исследовательская группа под руководством Хидео Итокавы в Токийском университете . Размер производимых ракет постепенно увеличивался с менее 30 см (12 дюймов) в начале проекта до более 15 м (49 футов) к середине 1960-х годов. Целью первоначального исследовательского проекта был запуск искусственного спутника .
К 1960-м годам две организации — Институт космических и астронавтических наук (ISAS) и Национальное агентство космического развития Японии (NASDA) — разрабатывали собственные ракеты. После многочисленных неудач в 1990-х и 2000-х годах ISAS и NASDA объединились — вместе с Национальной аэрокосмической лабораторией Японии (NAL) — и в 2003 году образовали объединенное Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA). В последние годы космическая политика Японии изменилась. формируется альянсом США и Японии и усиливает конкуренцию великих держав. [1]
История
[ редактировать ]После Второй мировой войны многие авиационные инженеры потеряли работу, поскольку разработка самолетов была запрещена во время американской оккупации Японии . Ситуация изменилась после Сан-Францисского мирного договора в 1951 году, который снова позволил развивать авиационные технологии. [2] [3] После этого профессор Хидео Итокава из Токийского университета создал группу авиационных исследований в Институте промышленных наук университета. Этой группе удалось осуществить горизонтальный запуск ракеты-карандаша 12 апреля 1955 года в Кокубундзи, Токио . Ракета имела длину 23 см (9,1 дюйма) и диаметр 1,8 см (0,71 дюйма). [4] [5]
Ракета-карандаш была первым экспериментом такого рода в Японии. Первоначально основное внимание уделялось разработке ракетной авиации , а не освоению космоса . Однако после участия Японии в Международном геофизическом году фокус ракетного проекта сместился в сторону космической техники. [6]
Раннее развитие
[ редактировать ]Итерации «Карандашной ракеты» в конечном итоге увеличились в размерах до такой степени, что эксперименты в Кокубундзи сочли слишком опасными. Поэтому стартовую площадку перенесли на пляж Митикава в префектуре Акита . [7] Вслед за «Карандашной ракетой» была разработана более крупная «Бэби-ракета», которая достигла высоты 6 км (3,7 мили). После Baby Rocket были реализованы еще два ракетных проекта: ракета типа «Рокун» , запускаемая с воздушного шара, и ракета наземного базирования. Разработка рокуна оказалась слишком сложной, и эксперимент в конечном итоге был остановлен. [2] [8] Среди нескольких вариантов прототипов ракет наземного базирования ракета «Каппа» была одной из самых успешных, постепенно достигая больших высот. Из-за недостаточного финансирования ракеты изготавливались вручную, а радар сопровождения управлялся вручную. Производство зависело от метода проб и ошибок .
В 1958 году ракета «Каппа-6» достигла высоты 40 км (25 миль), и собранные данные позволили Японии принять участие в Международном геофизическом году. В 1960 году ракета Каппа-8 превысила высоту 200 км (120 миль). Разработка более крупных ракет потребовала стартовой площадки с большой дальностью полета . Старый полигон в префектуре Акита, граничащий с узким Японским морем , был признан недостаточным для этой цели, и был создан новый стартовый полигон на тихоокеанском побережье, на этот раз в Учинуре в префектуре Кагосима .
Запуск Осуми
[ редактировать ]В 1960-е годы японские космические исследования и разработки были в основном сосредоточены на системах доставки спутников. Был разработан предварительный план по разработке преемников ракет «Каппа», получивших название ракет «Лямбда» , для доставки на спутники. Впоследствии Агентство науки и технологий сосредоточило свои исследования запусков «Каппы» на сборе технической информации, которая позволила бы новым ракетам достигать больших высот.
В 1963 году правительство начало постепенное увеличение расходов на освоение космоса. В том же году Агентство по науке и технологиям реструктуризировало Национальную авиационную лабораторию (NAL) в Национальную аэрокосмическую лабораторию . Новый НАЛ должен был стать центром исследований космических технологий. Однако вскоре стало ясно, что у NAL недостаточно ресурсов для одновременного развития как авиационных, так и космических технологий. В результате в 1964 году Агентство по науке и технологиям было разделено: NAL стала заниматься только авиационными технологиями, а недавно созданный Штаб по содействию космическому развитию занимался космическими технологиями. [2]
В 1964 году по настоянию Хидео Итокавы в Токийском университете был создан Институт космоса и астронавтики . [9] Хотя разработка ракет Lambda шла медленно, в течение следующих нескольких лет произошли постепенные улучшения; например, новая возможность достигать высоты 2000 километров (1200 миль), приближаясь к высоте, необходимой для запуска спутника. Однако в это время политические проблемы задержали развитие. Например, возник спор, связанный с технологиями наведения ракет, которые некоторые считали военным, а не гражданским вопросом. Дальнейшее обострение вызвал продолжающийся провал инициативы «Лямбда», в результате которой на орбите были потеряны четыре ракеты. [2] Сообщается, что поломка была вызвана ударом (в результате внезапного возгорания остатков топлива), в результате которого детали столкнулись.
Первый успешный запуск японского спутника произошел 11 февраля 1970 года, когда «Осуми » был запущен неуправляемой ракетой L-4S №5. [10] Запуск Осуми стал важной демонстрацией технологического сотрудничества с Соединенными Штатами, особенно в разработке высокоэффективных батарей, которые не теряли мощность при высоких температурах. [11]
Успешное развитие
[ редактировать ]В 1969 году Штаб-квартира по содействию развитию космического пространства была реорганизована в Национальное агентство космического развития , которое было отдельным агентством от ISAS. Каждое из ведомств самостоятельно разрабатывало свои ракеты. NASDA, например, сосредоточилось на ракетах для запуска более крупных спутников с практическим и коммерческим применением, в то время как ISAS запускала меньшие научные спутники.
После реорганизации агентства в 1970-х годах Япония приступила к разработке более точных ракет. Хотя первая ракета М-4С потерпела неудачу, последующие ее версии преуспели на орбите, и три самолета-спутника в конечном итоге стали основой семейства ракет «Мю» . Впоследствии для упрощения системы ракеты «Му» были заменены с четырехступенчатых на трехступенчатые, а также были внесены усовершенствования в М-3С. Все ступени могли работать с ракетами М-3С, и эта технология привела к серии успешных запусков спутников на орбиту, каждый раз достигавших больших высот.
инженерные испытательные спутники «Тансей» С помощью этих ракет были запущены спутники наблюдения за атмосферой, такие как Кёкко и Одзора , и спутники рентгеновской астрономии, такие как Хакучо и Хинотори и многие другие научные спутники. В это время также были активны . Разработка ISAS ракеты М-3SII подошла к завершению. Ракета была первой твердотопливной ракетой в своем роде и покинула гравитацию Земли, унеся на себе Галлейской Армады спутники Сакигаке и Суйсей . M-3SII установил технологию для спутников, которые запускались один за другим.Ракета MV , более крупная твердотопливная ракета, появилась в 1997 году. ISAS сообщила правительству, что технически невозможно увеличить диаметр ракеты до более чем 1,4 м в ближайшие 10 лет. Это произошло потому, что NASDA приняло решение об этом размере, а Национальное собрание [ нужны разъяснения ] наложили на него дополнительные ограничения, что затруднило увеличение размера. [13]
Первоначально НАСДА планировало разработать собственную твердотопливную ракету-носитель, известную как «ракета Q». Однако из-за острой потребности в практических и коммерческих ракетах было подписано космическое соглашение между Японией и США и внедрены технологии из Соединенных Штатов. Используя жидкотопливный двигатель первой ступени американской ракеты «Дельта» , Япония начала план установки LE-3 на втором этапе разработки с жидкостными ракетами. При этом ракета НИ была разработана . Однако орбитальная полезная нагрузка жидкостной ракеты была низкой, а возможности производства спутников не были такими сильными, как у Соединенных Штатов. По этой причине в 1977 году из США было передано больше технологий, и геостационарный метеорологический спутник «Химавари-1» . с помощью американской ракеты был запущен [14] Спутники «Сакура» и «Юрий» позже также были запущены американскими ракетами. В ракете NI использовались только технологии, полученные в результате производственных технологий и методов управления, но, часто ведя учет, NASDA постепенно приобретало больше технологий, и темпы производства спутников в Японии увеличились со времени «Химавари-2».
С тех пор, чтобы удовлетворить потребности более крупных спутников, NASDA приступило к разработке ракеты N-II , преемницы ракеты NI. Вторая ступень заменена на разборный комплект . Почти 300-килограммовый «Химавари-2» удалось вывести на геостационарную орбиту. В этих ракетах использовалось «Дельта ракеты лицензионное производство » в США и сборное производство компонентов в США, поэтому сами машины были высокого качества. спутника, Однако, когда такие детали, как двигатель апогея изнашивались, информацию о том, как их улучшить, было очень трудно получить. Импортированные из США компоненты представляли собой системы «черного ящика» , которые японским инженерам не разрешалось проверять. Таким образом, Японии возникла необходимость самостоятельно разработать всю ракету, и начались внутренние разработки. [2] В недавно разработанной ракете HI использовался жидкотопливный ракетный двигатель LE-5 . на второй ступени [14] LE-5 отличался использованием высокоэффективного жидкого топлива из водорода и кислорода и способностью к повторному воспламенению, что делало его более боеспособным, чем верхняя ступень N-II. Ракета HI была способна выводить на геостационарную орбиту объекты массой более 500 кг.
Ракеты, произведенные NASDA, использовались для запуска множества коммерческих спутников, быстро растущего числа спутников связи и радиовещания, метеорологических спутников и так далее. Было изготовлено девять ракет HI , все из которых успешно запущены. Это был первый случай, когда Япония успешно запустила несколько спутников одновременно. [14]
Япония не разработала технологию пилотируемых космических полетов. Первоначально планировалось, что Мамору Мори в сотрудничестве с НАСА станет первым японцем, отправившимся в космос в 1990 году, но из-за обстоятельств, связанных с шаттлом, Тоёхиро Акияма , гражданский человек, стал первым гражданином Японии, отправившимся в космос на борту корабля «Союз ТМ». 11 . [15] В конце концов Мори полетел на STS-47 в 1992 году.
Крупномасштабные ракеты и связанные с ними проблемы
[ редактировать ]После успешной разработки ракетного двигателя LE-5 и принимая во внимание технологический прогресс, достигнутый в Японии к этому моменту, NASDA решило разработать новую модель ракеты, в которой будет использоваться исключительно жидкое топливо, производимое в Японии, чтобы способствовать развитию в стране исследуются новые космические технологии. Разработка ракеты началась в 1984 году, при этом получившаяся ракета H-II была спроектирована полностью с нуля. Дополнительные трудности возникли при попытке создать полностью отечественный двигатель первой ступени, что в конечном итоге привело к созданию ракетного двигателя LE-7 , двухкомпонентной под высоким давлением конструкции, работающей при сжигании газообразного водорода и кислорода . Некоторые из проблем, возникших из-за этой двигательной установки, включали, среди прочего, повреждение деталей из-за вибрации, опасения по поводу долговечности используемых материалов и взрывы в результате утечек водорода, на решение которых потребовалось довольно много времени. С другой стороны, разработка твердотопливных ракетных ускорителей также началась с использования технологий твердотопливных ракет, которые постоянно исследовались в Институт космоса и астронавтики . Запуск первой ракеты с использованием этой новой технологии должен был состояться в 1994 году, после 10 лет разработки и всего через два года после последнего запуска ракеты HI . Запуск, запланированный на 3 февраля, пришлось отложить на один день, когда канал кондиционирования воздуха, прикрепленный к обтекателю ракеты со стартовой площадки упал . Таким образом, 4 февраля ознаменовался запуском первой жидкостной ракеты H-II отечественного производства . [2]
Кроме того, в 1989 году Институт космоса и астронавтики внес изменения в «Очерки политики освоения космоса», которые позволили разрабатывать крупномасштабные ракеты с надлежащими исследованиями твердотопливных ракет, начиная с 1990 года, с проектами ракет, способными доставлять полезную нагрузку для межпланетных полетов. разведка. Несмотря на многочисленные задержки, вызванные проблемами с разработкой двигателя для этого типа ракеты, новая ракета МВ была окончательно завершена в 1997 году, через два года после последнего полета предыдущей модели М-3SII . С этого момента начал проявляться период бездействия в ракетных исследованиях, в результате чего запуск Нозоми , миссии, предназначенной для изучения Марса, был отложен на два года.
Япония продолжала таким образом прогрессировать в разработке новых ракет до 1990 года, когда торговая политика США « Раздел 301 вступила в силу », вынудившая Японию выставить свои национальные спутники на международные торги. Способность страны запускать практичные, прикладные ракеты также пострадала по нескольким причинам, главным образом из-за притока ракет американского производства, запуск которых был более недорогим. Кроме того, высокая себестоимость производства даже нескольких отечественных спутников и неспособность конкурировать с более низкими ценами на спутники, массово производимые на Западе, привели к тому, что преемника Himawari 5 вместо этого пришлось полностью закупать в Америке. изготавливается в Японии. [2] Из страны были запущены многие другие типы космических аппаратов, например, спутники наблюдения за окружающей средой, такие как «Мидори» , [16] и астрономические или экспериментальные космические корабли, такие как HALCA , деятельность, которая в целом имела большой успех. Однако из-за преобладания коммерческих спутников, запускаемых из-за границы, Япония до сих пор не смогла накопить послужной список коммерческих запусков любого рода.
Конец 1990-х и начало 2000-х годов создали множество препятствий для разработки новых ракет. Оба полета №5 и №8 ракеты H-II потерпели неудачу при запуске, как и запуск четвертой ракеты МВ. [14] Еще одна примечательная ситуация произошла с зондом «Нозоми», который не смог выйти на орбиту Марса. Эти неудачи наряду с недавними административными реформами побудили правительство предложить предложение объединить несколько космических агентств того времени в единую организацию. В ходе этого процесса был выдвинут план по укреплению сотрудничества между этими организациями, уделению первостепенного внимания функциональности и повышению эффективности организационной структуры. За это время Институт космоса и астронавтики принес извинения за неудачные запуски H-II, а затем приступил к разработке ракеты заново, уделяя особое внимание простоте новой конструкции. Новая модель, получившая название H-IIA , была успешно запущена в 2001 году. Несмотря на эти новые усилия, предпринятые всеми тремя космическими агентствами, включая NASDA, NAL и ISAS, в конечном итоге эти организации были объединены в то, что сегодня называется Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA). ), который был официально учрежден 1 октября 2003 года. [17]
НАДЕЖДА проект
[ редактировать ]НАДЕЖДА, орбитальный самолет H-2, экспериментальная программа — это программа разработки космического самолета для запуска на корабле H-II. [18] Разрабатываемый корабль назывался HOPE-X , беспилотная система для летных испытаний и проверки систем, что привело к созданию действующего корабля HOPE, который должен был стать первым в Японии космическим кораблем с экипажем, четырехместным 22-метровым (49 000 тонн) космическим кораблем. фунт) дизайн. Оба должны были быть запущены на японской пусковой установке H-II, хотя для запуска более крупной версии с экипажем потребовалось повышение характеристик.
В 1997 году проект HOPE был сокращен до простого беспилотного грузового корабля для запусков на Международную космическую станцию , примерно в то же время, когда ракета-носитель H-II была уменьшена до меньшей H-IIA. HOPE-X должен был быть запущен на ракете H-IIA. Проект был отменен в 2003 году. [18] с аэродинамическими испытаниями моделей, но до того, как какая-либо машина была готова к запуску.
21 век
[ редактировать ]Этот раздел может представлять собой приблизительный перевод с японского языка . Он мог быть создан полностью или частично с помощью компьютера или переводчика без двойной квалификации. ( август 2022 г. ) |
H -IIA является производной от более ранней ракеты H-II , существенно переработанной для повышения надежности и минимизации затрат. Хотя шестой запуск H-IIA потерпел неудачу вскоре после основания JAXA, за ним последовала серия успешных запусков. В 2009 году ракета H-IIB , которая была разработана с расчетом на более высокую грузоподъемность, чем H-IIA, была успешно запущена для доставки оборудования и материалов на Международную космическую станцию . [19] Чтобы запускать небольшие спутники проще и дешевле, чем МВ твердотопливную ракету , был также разработан ее преемник, известный как Эпсилон . [20] Затем в 2013 году ракета «Эпсилон» совершила свой первый успешный запуск. [21] Эти события в Японии преследуют возможность возобновления бизнеса.
В Японии было произведено множество спутников и экспериментальных космических аппаратов для запуска спутников, что привело к появлению сильных технических возможностей в этой области. Спутниковая шина DS2000 , использовавшаяся для Kiku 8 , также использовалась для метеорологического спутника Himawari 7 , что позволило снизить затраты и дало возможность вновь запустить метеорологические спутники отечественного производства. Были планы запустить небольшую партию научных спутников с целью развертывания недорогих спутников, изготовленных по индивидуальному заказу. [22]
До северокорейских ракетных испытаний в 1998 году разведывательные спутники ни разу не запускались. В 2008 году в японское космическое законодательство были внесены поправки, разрешающие размещение военных спутников только для разведки и противоракетной обороны. Часть бюджета была отвлечена от бюджета научных исследований космоса на эти планы, что оказало давление на другие технологии. [23]
Самым большим успехом за последние годы стала миссия по возвращению образцов Хаябуса . Хаябуса был запущен в 2003 году из Космического центра Учинура на борту ракеты MV и вернулся на Землю в 2010 году с образцами из 25143 Итокава . [24] Хотя с запуском зонда возникли проблемы, Хаябусе в конечном итоге удалось получить несколько образцов с астероида. [25] Это сделало Хаябусу первой успешной миссией по возвращению образцов астероидов.
Космический корабль Акацуки был запущен в мае 2010 года и должен был стать первым японским зондом Венеры в декабре того же года. Первая попытка вывода на орбиту провалилась, но в декабре 2015 года зонд смог сделать вторую попытку и добиться успеха. [26]
В июне 2014 года Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий заявило, что рассматривает возможность космического полета на Марс . В документе министерства указано, что беспилотные исследования, полеты на Марс с экипажем и долгосрочное заселение Луны являются целями, для достижения которых потребуется международное сотрудничество и поддержка. [27]
В декабре 2021 года премьер-министр Фумио Кисида заявил во время правительственного заседания по стратегии развития космического пространства: «Мы стремимся осуществить высадку японского астронавта на Луну во второй половине 2020-х годов». [28] Япония присоединится к программе «Артемида» для продвижения исследования Луны. [28]
В феврале 2023 года JAXA было вынуждено уничтожить ракету вскоре после старта, поскольку скорость ракеты снизилась. Запуск ракеты H3 ранее был отложен из-за неисправных ракетных ускорителей. [29]
Организации
[ редактировать ]Развитие космоса в Японии началось с исследовательской группы в Институте промышленных наук Токийского университета , которая сама берет свое начало на Втором инженерном факультете, отделении того же университета до Второй мировой войны, занимавшемся разработкой самолетов. Национальная аэрокосмическая лаборатория Японии (NAL) была открыта в 1963 году для разработки дальнейших авиационных технологий, а в 1964 году Токийская исследовательская группа выделилась в Токийский институт аэрокосмической промышленности, став отдельным отделом внутри университета. В 1969 году было создано Национальное агентство космического развития Японии (NASDA) , тогда же Национальная аэрокосмическая лаборатория стала специализироваться на научных исследованиях, направленных на экспорт технологий. В 1981 году NAL был реорганизован и стал Национальным институтом космических и астронавтических наук (ISAS).
Импульс, приданный правительственными реформами и административными изменениями в 1990-х и начале 2000-х годов, а также усугубленный многочисленными неудачными запусками японских ракет, сделал необходимым усилить сотрудничество между различными космическими организациями, что привело к объединению этих учреждений в рамках Японской аэрокосмической организации. Разведочное агентство (ДЖАКСА) . [17] [30] В настоящее время JAXA работает в составе Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) и является основным органом, ответственным за космическое развитие Японии.
Ракетные полигоны
[ редактировать ]В стране есть два объекта, способных запускать спутники: Космический центр Танегасима и Космический центр Учинура . Ракеты на жидком топливе, ранее разработанные NASDA, запускаются с Танегасимы, а космодром Учинура служит стартовой площадкой для твердотопливных ракет , которыми раньше управляла ISAS .
Другие объекты, используемые для запуска испытательных ракет, включают:
- Космический центр Цукуба в Цукубе , префектура Ибараки.
- Космический центр Какуда в Какуда в префектуре Мияги
- Центр наблюдения Земли
- Центр глубокого космоса Усуда
- Ракетный испытательный полигон Акита (несуществующий)
- ДЖАКСАй (несуществующий)
Ракетный полигон Акита использовался Токийским университетом в качестве испытательного стартового полигона с 1955 по 1965 год. В последний раз этот полигон использовался Национальной аэрокосмической лабораторией , и в настоящее время от объекта не осталось ничего, кроме каменного памятника в память о ракетном полигоне Акита. сайт.
Метеорологическая ракетная станция ( 気象ロケット観測所 , kishou roketto kansokujo , пост наблюдения за погодными ракетами ) , также известная как Рёри, использовалась для запуска в общей сложности 1119 ракет МТ-135П в течение активного периода с момента ее создания в апреле 1970 года до 21 апреля 1970 года. Март 2001 г. В настоящее время этот сайт используется для измерения качества атмосферного воздуха .
Испытательный полигон Ниидзима ( 新島試験場 , Нидзима сикэндзё ) , расположенный на южной оконечности острова Нидзима , был создан в марте 1962 года Институтом технических исследований и разработок Министерства обороны . Агентство науки и технологий арендовало землю и помещения у Агентства обороны и провело восемнадцать испытаний небольших ракетных запусков в период с 1963 по 1965 год. [31] [32] Ракеты большего размера не подходили для испытаний там из-за узости дальности. В 1969 году и Министерство обороны, и местные жители выступили против проекта недавно созданного Национального агентства космического развития Японии (NASDA) по строительству собственного ракетного испытательного полигона в Ниидзиме. Вместо этого Космический центр Танегасима . был построен [31]
Поле аэрокосмических исследований Тайки — это объект, принадлежащий Японскому агентству аэрокосмических исследований , но его использование частными компаниями также разрешено, как показали несколько стартовых испытаний ракеты CAMUI, проведенных в период с марта 2002 года по январь 2003 года. [33]
Япония также управляет антарктической станцией Сёва . В период с 1970 по 1985 год ракеты были запущены 54 группами для таких целей, как измерение озона и наблюдение полярных сияний .
Участвующие компании
[ редактировать ]Мирное развитие
[ редактировать ]Японская космическая программа разрабатывалась для мирных целей, совершенно отдельно от военных технологий. Таким образом, цели программы обычно коммерческие или научные. [ нужна ссылка ]
Согласно долгосрочной перспективе JAXA, аэрокосмические технологии будут использоваться для:
- Стихийные бедствия, как система поддержки экологических проблем
- Планетарные науки и технические исследования для продвижения исследования астероидов.
- Повышенная надежность для стабильной транспортировки, сопутствующих исследований и пилотируемой космической деятельности.
- Ключевые отрасли [34]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пекканен, Саадия М. (2023). «Космос и американо-японский альянс: размышления о геополитической и геоэкономической стратегии Японии» . Японский журнал политической науки . 24 (1): 64–79. дои : 10.1017/S1468109922000317 . ISSN 1468-1099 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Томифуми Годай (30 апреля 1994 г.) Внутренняя ракета H-II Space Challenge [ Внутренняя ракета H-II Space Challenge ] (на японском языке Shoten ) . Tokuma 4-19-860100-3 .
- ^ Меркадо, Стивен С. (сентябрь 1995 г.). «Проект YS-11 и аэрокосмический потенциал Японии» . JPRI . Архивировано из оригинала 28 октября 2019 года . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Запуск ракеты из города Кокубундзи [Выстрел ракеты из Кокубундзи] (на японском языке). Кокубундзи, Токио . Архивировано из оригинала 20 января 2011 года . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Лей, Вилли (декабрь 1967 г.). «Международная астронавтика» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . стр. 110–120.
- ^ газетная статья [Газетные статьи] (на японском языке). Институт космоса и астронавтики . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Испытательный запуск ракеты из Японии [Японский эксперимент по стрельбе ракетами] (на японском языке). Юрихондзё, Акита . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Мини-Земля в деревне Роккашо [Мини-земля Роккашо] (на японском языке). Космическая Ассоциация. Архивировано из оригинала 11 января 2013 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Юань Сяобин [Юка Кохей] (2011). Анализ развития космической промышленности Японии. [Анализ развития космической промышленности Японии]. 国际观察 [Международное обозрение] (на японском языке). 6 : 55–61, страница 56. Архивировано из оригинала 2 июня 2020 года.
- ^ «лямбда-слава» . ИСАС . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ «Национальный музей науки, 7 февраля. Симпозиум, посвященный 40-летию Осуми» . Астроискусство . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пекканен, Саадия; Каллендер-Умезу, Пол (12 августа 2010 г.). В защиту Японии: от рынка к военной политике в космосе — Саадия Пекканен, Пол Каллендер-Умедзу — Google Книги . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804775007 . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Подкомитет № 2 по развитию космоса, Специальный комитет по содействию науке и технологиям, Ассоциация 051 Диета» . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нода Масахиро (27 марта 2000 г.). Ракета века . Издательство НТТ. ISBN 4-7571-6004-6 .
- ^ «Акияма» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года . Проверено 29 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Министерство Сима Хара. «Спутник морского наблюдения «Мидори» . Национальный институт экологических исследований . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Интеграция трех космических агентств» . Бюро исследований и разработок Министерства образования. 14 июня 2003. Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джос Хейман, « Космические самолеты, которых никогда не было... Архивировано 3 февраля 2022 года в Wayback Machine », журнал MilSat Magazine , сентябрь 2016 г.
- ^ «Японский космический грузовой корабль на орбите» . Джонатан Амос . Би-би-си. 10 августа 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ «Ипуширонрокетто» . Японское агентство аэрокосмических исследований . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ «Ракета «Эпсилон» на этот раз — все асы» . Асахи Симбун. Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ «Спринт (малый научный спутник). Серия эскизного планирования» (PDF) . Японское агентство аэрокосмических исследований. 21 июля 2010 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ Шинья Мацуура Сусуму (31 мая 2006 г.). «снижение затрат на перекрёстке в МВ» . nikkeiBPnet. Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ « Отзыв «Хаябуса»» . Никкей. 14 июня 2010 года . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ «Космический корабль успешно вернул астероидную пыль» . Наука. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ «В глубине — Акацуки» . НАСА . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Японцы надеются построить на Марсе» . Tokyo News.Net. Архивировано из оригинала 2 июня 2014 года . Проверено 2 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Япония и США будут сотрудничать в высадке японского астронавта на Луну» . Майничи . 19 мая 2022 г. Архивировано из оригинала 19 мая 2022 г.
- ^ «Япония была вынуждена уничтожить флагманскую ракету H3 в результате неудачного запуска» . Би-би-си . 7 марта 2023 г. . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ "Министерство образования, акцент на перспективу эффективной интеграции 15 лет, агентство космического развития три, 30 лет" . Средняя школа отделения физического общества в Наре, Рика . Санкей. 14 июня 2003. Архивировано из оригинала 4 сентября 2010 года . Проверено 25 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Посещение испытательного центра Саппоро [Посещение полигона в Саппоро] (PDF) . Научно-исследовательский институт электронного оборудования / штаб-квартира Центра продвижения передовых технологий в Кобо [информационный бюллетень] (на японском языке). № 503. Отдел общих вопросов, Департамент общих вопросов, Штаб технологических исследований, Министерство обороны. 8 марта 2010 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2016 г.
- ^ «Нидзима» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 21 ноября 2019 года.
- ^ Нагата, Харунори (7 февраля 2004 г.). «Авангард космической науки: гибридная ракета «КАМУИ» » . Институт космоса и астронавтики (ISAS). п. 2. Архивировано из оригинала 1 октября 2006 г.
- ^ «JAXA2025/долгосрочное видение» . Японское агентство аэрокосмических исследований . Проверено 17 января 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Космическая политика - Домашняя страница Кабинета министров
- История японских космических исследований ( Институт космоса и астронавтики )
- История японской аэрокосмической промышленности: 50 лет. Архивировано 7 апреля 2019 года в Wayback Machine (Общество японских аэрокосмических компаний) (на японском языке).