Jump to content

Промежуточный экспериментальный автомобиль

Промежуточный экспериментальный автомобиль
Взгляд художника на фазу входа в атмосферу IXV
Тип миссии демонстрация технологий
Оператор ЧТО
Веб-сайт Технологии входа в атмосферу ЕКА
Апогей 412 км (256 миль)
Свойства космического корабля
Тип космического корабля подъемное тело
Производитель Талес Аления Спейс
Стартовая масса 1800 кг (4000 фунтов)
Начало миссии
Дата запуска 13:40, 11 февраля 2015 г. (UTC) ( 2015-02-11T13:40Z ) [1] [2] [3]
Ракета Вега
Запуск сайта Гвианский космический центр ELV
Конец миссии
Дата посадки 11 февраля 2015 г. ( 11.02.2015 )
Посадочная площадка Тихий океан

Промежуточный экспериментальный аппарат ( IXV ) — аппарат Европейского космического агентства экспериментальный суборбитальный возвращаемый (ЕКА) . Он был разработан в качестве прототипа орбитального возвращаемого корабля с подъемным корпусом для проверки работы ЕКА в области многоразовых орбитальных возвращаемых кораблей.

У Европейского космического агентства есть программа под названием «Программа подготовки будущих ракет-носителей» (FLPP), в рамках которой был объявлен призыв к подаче заявок на многоразовый космический самолет . [4] [5] Одно из предложений было подано Итальянским космическим агентством, которое представило свою собственную программу создания многоразового орбитального демонстратора в Европе (программа PRIDE), в рамках которой была разработана первоначальная испытательная машина Pre-X , последовавшая за прототипом под названием Intermediate eXperimental Vehicle (Промежуточный экспериментальный автомобиль). IXV) и, как следствие, Space Rider , унаследовавший технологию своего прототипа IXV. [6]

11 февраля 2015 года IXV совершил свой первый 100-минутный суборбитальный космический полет, успешно завершив свою миссию, приземлившись неповрежденным на поверхность Тихого океана . [7] [8] Этот аппарат является первым подъемным телом , совершившим полный вход в атмосферу с орбитальной скорости. [9] : 23  В прошлых миссиях летные испытания проводились либо с крылатыми телами, которые хорошо управляемы, но при этом очень сложны и дороги, либо с капсулами, которыми трудно управлять, но они менее сложны и имеют меньшую стоимость. [10]

Разработка

[ редактировать ]

В 1980-е и 1990-е годы наблюдался значительный международный интерес к разработке многоразовых стартовых платформ и многоразовых космических кораблей , особенно в отношении космических самолетов , возможно, наиболее громкими примерами этого являются программы американского космического корабля «Шаттл» и советского «Бурана» . Франции Национальные космические агентства европейских стран, такие как Национальный центр космических исследований Германии (CNES) и Немецкий аэрокосмический центр (DLR), в то время работали над своими собственными разработками, наиболее известным из которых стал космический самолет «Гермес» . Разработка программы «Гермес», которую несколько лет поддерживало Европейское космическое агентство (ЕКА), в конечном итоге была прекращена в 1992 году, еще до начала каких-либо полетов, в пользу соглашения о партнерстве с Российским авиационно-космическим агентством (РКА) для использования вместо этого существующий космический корабль «Союз» .

Хотя работы по разработке корабля «Гермес» были отменены в начале 1990-х годов, ЕКА сохранило свою стратегическую долгосрочную цель — самостоятельно разработать и в конечном итоге развернуть аналогичные многоразовые космические аппараты. Соответственно, в поддержку этой цели ЕКА приступило к серии проектных исследований различных концепций экспериментальных транспортных средств, а также для уточнения и улучшения технологий, которые считаются критически важными для будущих возвращаемых аппаратов. [11] Для тестирования и дальнейшего развития технологий и концепций, созданных в результате этих исследований, возникла очевидная необходимость накапливать практический опыт полетов с возвращаемыми системами, а также поддерживать и расширять международное сотрудничество в области космического транспорта, исследования и науки. . В результате этих желаний возникла Программа подготовки будущих ракет-носителей (FLPP), инициатива, возглавляемая ЕКА, задуманная и поддержанная рядом государств-членов, которая обеспечила основу для решения проблем и развития технологий, связанных с возвращаемыми кораблями. [11]

Было признано, что для достижения значительного прогресса FLPP потребуется производство и испытания прототипа возвращаемого аппарата, основанного на существующих исследованиях, технологиях и конструкциях. [11] Принятие поэтапного подхода с использованием серии испытательных автомобилей до разработки более широкой серии серийных автомобилей считалось, что этот подход снижает риск и позволяет интегрировать все более сложные разработки с ранних относительно -недорогие миссии.

В соответствии с этим решением, в начале 2005 года Итальянским космическим агентством и Итальянским центром аэрокосмических исследований был официально инициирован проект промежуточного экспериментального корабля (IXV) в рамках итальянской программы PRIDE ( Программа многоразового орбитального демонстратора в Европе ). [6] Их основным промышленным подрядчиком была компания Next Generation Launcher Prime SpA (NGLP) в Италии. [11] Последняя организация представляет собой совместное предприятие , в которое входят две крупнейшие европейские аэрокосмические компании Astrium и Finmeccanica . Программа PRIDE имела поддержку различных национальных космических агентств, в том числе Европейского центра космических исследований и технологий , Итальянского космического агентства (ASI), французского космического агентства CNES и немецкого DLR ; к ноябрю 2006 года IXV поддержали 11 государств-членов: Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Нидерланды. [11] Из них Италия стала основным финансовым спонсором программы IXV. [12]

Отбор и предстартовые испытания

[ редактировать ]
ракета Вега

В проекте IXV были использованы многие исследовательские данные и принципы работы многих ранее проведенных исследований, особенно успешного демонстратора входа в атмосферу (ARD), который прошел испытательный полет в 1998 году. стадии зрелости проекта, снова были проведены тщательные сравнения между существующими ESA и национальными концепциями по общим критериям, направленным на оценку требований эксперимента (технологии и системы), требований программы (готовность технологии, график разработки и стоимость) и снижения риска (технико-экономическое обоснование). зрелость, надежность и потенциал роста). [11] Выбранная базовая конструкция, тонкая конфигурация несущего кузова, в первую очередь опиралась на автомобили Pre-X ЕКА ARD под руководством CNES. Работы по разработке быстро прошли этап определения предварительного проекта, и к середине 2007 года был рассмотрен обзор системных требований. [11]

18 декабря 2009 года ЕКА объявило о подписании контракта с Thales Alenia Space на сумму 39 400 000 евро на 18 месяцев предварительных работ IXV. [13] [14] Сообщается, что в 2011 году общая сметная стоимость проекта IXV составила 150 000 000 евро . [15]

В конце 2012 года дозвуковая парашютная система IXV прошла испытания на полигоне Юма в Аризоне , США. [16] была проведена серия испытаний на воздействие воды . Вскоре после этого в исследовательском резервуаре INSEAN Consiglio Nazionale delle Ricerche недалеко от Рима, Италия, [17]

21 июня 2013 года испытательный автомобиль IXV был сброшен с высоты 3 км (1,9 мили) в районе Сальто-ди-Квирра у побережья Сардинии , Италия. Целью этого испытательного сброса была проверка системы приземления корабля на воду, включая дозвуковой парашют, плавучие аэростаты и развертывание маяка. Во время надувания воздушных шаров возникла небольшая аномалия; однако все остальные системы работали как ожидалось. После испытания на падение автомобиль был изъят для дальнейшего анализа. [18] 23 июня 2014 года спасательное судно Nos Aries провело учения с использованием одного испытательного образца IXV у берегов Тосканы . [19]

В июне 2014 года испытательная машина IXV прибыла в Технический центр ESTEC в Нордвейке , Нидерланды, для прохождения испытательной кампании с целью подтверждения ее летной готовности в преддверии полета на ракете Vega , который к тому моменту должен был состояться в ноябре. того года. [20]

вид автомобиля спереди

Промежуточный экспериментальный аппарат (IXV) — это прототип беспилотного многоразового космического самолета и предшественник следующей модели под названием Space Rider . По данным ЕКА, промежуточная часть его названия связана с тем, что форма корабля не обязательно соответствует предполагаемому серийному космическому кораблю. [11] Он имеет несущую конструкцию корпуса , в которой отсутствуют какие-либо крылья, в результате чего при входе в атмосферу коэффициент подъемной силы к лобовому сопротивлению (L/D) составляет 0,7. Размер и форма сбалансированы между необходимостью максимизировать внутренний объем для размещения экспериментальной полезной нагрузки, сохраняя при этом пределы массы ракеты-носителя «Вега» и благоприятным центром тяжести . Транспортное средство целенаправленно включает в себя несколько ключевых технологий, представляющих интерес для ЕКА, включая систему тепловой защиты и наличие активных аэродинамических рулей. [11] Управление и маневренность IXV обеспечивается сочетанием этих аэродинамических поверхностей (включающих пару подвижных закрылков ) и двигателей на протяжении всего режима полета, включающего полет на гиперзвуковых скоростях. [11]

Ключевой ролью IXV является получение данных и опыта в аэродинамически контролируемом входе в атмосферу, который, по утверждению ЕКА, представляет собой значительный прогресс по сравнению с ранее использовавшимися баллистическими и квазибаллистическими методами. [11] На протяжении каждой миссии записываются репрезентативные данные о характеристиках входа в атмосферу для исследования аэротермодинамических явлений и проверки инструментов проектирования систем и методов наземной проверки, что, в свою очередь, поддерживает будущие усилия по проектированию. [11] Вход в атмосферу осуществляется с высоко поднятым носом, подобно НАСА , управляемому космическому шаттлу ; На этом этапе полета маневрирование космического самолета осуществляется путем выкатывания из плоскости и последующего подъема в этом направлении, как в обычном самолете. [12] Посадка осуществляется с помощью парашютов , которые выбрасываются при спуске через верхнюю часть аппарата; ряд подушек безопасности , чтобы смягчить приземление. кроме того, за несколько секунд до приземления надувается [11]

Еще одной ключевой задачей ЕКА для IXV была проверка как его конструкции, так и усовершенствованных мер тепловой защиты, в частности их эффективности в сложных условиях, возникающих при входе в атмосферу. [11] Нижняя часть покрыта керамическими теплозащитными панелями, состоящими из смеси углеродного волокна и карбида кремния, непосредственно прикрепленными к конструкции космического самолета, а абляционными материалами, состоящими из пробки и силикона . материала на основе композитного верхние поверхности корабля покрыты [12] [21] Планер ; был основан на традиционной схеме «горячая» / «холодная» конструкция, основанной на сочетании современных керамических и металлических узлов, изоляционных материалов, а также эффективной конструкции различных креплений, соединений и уплотнений Роль, которую играют передовые методы навигации и управления, также была признана очень важной.

На орбите IXV поддерживается отдельным модулем маневрирования и поддержки, который во многом аналогичен ресурсному модулю, который предназначался для использования отмененным шаттлом «Гермес» . Авионика последовательной шиной MIL - IXV управляется микропроцессором LEON2-FT и соединена между собой STD-1553B . [22]

Поскольку экспериментальный аппарат в первую очередь предназначался для сбора данных, различные датчики и оборудование для мониторинга присутствовали и работали на протяжении всего полета, чтобы собирать данные для поддержки усилий по оценке, включая проверку критически важных технологий входа в атмосферу аппарата. [11] Записанные данные охватывали различные элементы полета IXV, включая его системы наведения, навигации и управления, такие как измерения идентификации модели транспортного средства (VMI) для послеполетной реконструкции динамического поведения космического корабля и окружающей среды, а также обязательные основные эксперименты. относительно своих технологий входа в атмосферу. [11] Кроме того, IXV, как правило, будет проводить дополнительные эксперименты с пассажирами, которые, хотя и не являются напрямую необходимыми для успеха его миссии, служат увеличению окупаемости инвестиций в автомобиль; По данным ЕКА, более 50 таких предложений было получено от различных европейских предприятий, исследовательских институтов и университетов, многие из которых имели преимущества для будущих программ запуска (например, потенциальные дополнительные методы наведения, навигации, контроля, мониторинга состояния конструкций, и тепловая защита), освоение космоса и научная ценность. На протяжении каждой миссии телеметрия передается наземным диспетчерам для отслеживания продвижения машины; [11] , что такое явление, как накопление плазмы вокруг космического самолета во время его входа в атмосферу, блокирует радиосигналы. однако известно [12]

IXV является предшественником следующей модели под названием Space Rider , также разработанной в рамках итальянской программы PRIDE для ЕКА. [6]

Летные испытания

[ редактировать ]

В 2011 году сообщалось, что IXV планировалось совершить свой первый полет уже в 2013 году; [23] однако позже корабль был перенесен на первый запуск с использованием недавно разработанной ракеты-носителя Vega в конце 2014 года. [24] [25] Это первоначальное окно запуска в конечном итоге было пропущено из-за нерешенных проблем с безопасностью дальности полета. [26]

После некоторых задержек 11 февраля 2015 года IXV был успешно выведен на суборбитальную траекторию ракетой «Вега» в рамках миссии VV04 . [1] Запустившись в 08:40 по местному времени, [27] корабль отделился от ракеты-носителя «Вега» на высоте 333 км и поднялся на высоту 412 км, после чего начал управляемое снижение и начал вход в атмосферу на высоте 120 км, двигаясь с зарегистрированной скоростью 7,5 км/с, что идентично типичному повторному полету. - путь входа, по которому должен пройти космический корабль на низкой околоземной орбите (НОО). После входа в атмосферу IXV пролетел над Тихим океаном до раскрытия посадочных парашютов, которые были развернуты для замедления спуска корабля, пролетев более 7300 км от начала входа в атмосферу. [9] : 25–26  Аппарат спустился на поверхность Тихого океана, где впоследствии был поднят кораблем « Нос Овен» ; был проведен анализ как самого космического корабля, так и записанных данных полета. [28] [29] Жан-Жак Дорден , тогдашний генеральный директор ЕКА, заявил о миссии: «Лучше и быть не могло, но сама миссия еще не завершена… она еще дальше отодвигает границы знаний в области аэродинамики». тепловые проблемы, а наведение и навигация такого транспортного средства – это подъемный кузов». [12]

Планы на будущее

[ редактировать ]

После завершения, как сообщается, «безупречного» испытательного полета представители ЕКА решили, что дополнительный испытательный полет должен быть выполнен в течение 2019-2020 годов. Во время этой миссии предполагалось, что IXV приземлится другим способом, спустившись прямо на взлетно-посадочную полосу вместо приводнения, как раньше; этот подход должен быть достигнут либо за счет установки парафойла , либо за счет применения шасси . Планирование второго космического полета первоначально должно было начаться в марте 2015 года, а работы по проектированию модифицированного корабля должны были начаться в середине 2015 года. [30] [ нужно обновить ]

Переход в Space Rider

[ редактировать ]

В научном бюджете ЕКА за декабрь 2016 года Совет министров одобрил финансирование следующего полета IXV в форме коммерческого орбитального корабля Space Rider . [31] После проверки дизайна в 2018 и 2019 годах полноразмерный макет должен был быть сброшен с воздушного шара в 2019 году, а первый полет на Vega-C состоится в 2020/2021 году. Затем он проведет около 5 научных полетов с интервалом от 6 до 12 месяцев, прежде чем станет коммерчески доступным с 2025 года по цене 40 000 долларов за кг полезной нагрузки для запуска, эксплуатации и возвращения на Землю. [32] Мини-шаттл Space Rider будет иметь длину от 4 до 5 метров, грузоподъемность 800 кг. [33] общая масса 2400 кг, продолжительность полета от 2 до 6 месяцев на орбите высотой 400 км, а затем возвращение на Землю и повторный полет в течение 4 месяцев. Распределитель полезной нагрузки четвертой ступени ракеты «Вега-С» AVUM действует как служебный модуль шаттла, обеспечивая орбитальное маневрирование и торможение, питание и связь перед тем, как его сбрасывают для повторного входа в атмосферу. [34] Сервисный модуль AVUM заменяет встроенный двигательный модуль IXV и освобождает 0,8 м. 3 внутреннего пространства автомобиля для отсека полезной нагрузки. По принципу действия Space Rider аналогичен американскому X-37B, но в два раза короче X37 и в пять раз меньше массы и грузоподъемности X37, что сделает его самым маленьким и легким космическим самолетом, когда-либо летавшим. Двери полезной нагрузки будут открываться при выходе на орбиту, выставляя в космос инструменты и эксперименты, а затем закрываться для посадки.

В декабре 2020 года ЕКА подписало контракты с соглавными подрядчиками Thales Alenia Space и Avio на поставку летной модели Space Rider. Первый полет теперь запланирован на конец 2025 года. [35]

Технические характеристики

[ редактировать ]
Модель IXV для испытаний на падение с надутыми поплавковыми баллонами, представленная в ESA ESTEC . Створки в этой модели не могут двигаться.

Данные ЕКА, [15] Space.com, [23] Космическая страница Гюнтера [36]

Общие характеристики

  • Длина: 5 м (16 футов 5 дюймов)
  • Размах крыльев: 2,2 м (7 футов 3 дюйма)
  • Высота: 1,5 м (4 фута 11 дюймов)
  • Вес пустого: 480 кг (1058 фунтов)
  • Полная масса: 1900 кг (4189 фунтов)
  • Питание: Батареи

Производительность

  • Максимальная скорость: 27 720 км/ч (17 220 миль в час, 14 970 узлов)
  • Дальность: 7500 км (4700 миль, 4000 миль)
  • Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 0,7
  • Максимальная высота: 412 км (256 миль)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Европейский космический самолет готовится к запуску в феврале» . News.com.au. Новости корпорации Австралии . 22 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 г. Проверено 26 ноября 2014 г.
  2. ^ «Европейский космический самолет готовится к запуску в феврале: твердо» . 21 ноября 2014 г.
  3. ^ «Всемирный график запуска» . 18 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2010 г.
  4. ^ «Новая веха в развитии IXV» . ЕКА . 15 сентября 2010 г. Промежуточный экспериментальный аппарат (IXV) в рамках программы подготовки будущих ракет-носителей ЕКА (FLPP) является шагом вперед после успешного полета демонстрационного корабля по входу в атмосферу в 1998 году, устанавливая роль Европы в этой области.
  5. ^ Новая веха в развитии IXV . ЕКА. 15 сентября 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Космический Райдер ПРАЙД . Итальянский центр аэрокосмических исследований . Доступ: 15 ноября 2018 г.
  7. ^ «Хронология миссии IXV» . ЕКА . 9 февраля 2015 г. Он пройдет через атмосферу в коридоре входа, а затем снизится, замедляясь многоступенчатым парашютом, для безопасного приводнения в Тихом океане примерно через 100 минут после старта.
  8. ^ «Экспериментальный космический самолет ЕКА завершает исследовательский полет» . ЕКА. 11 февраля 2015 г. Промежуточный экспериментальный аппарат ЕКА совершил безупречный вход в атмосферу и приводнился в Тихом океане к западу от Галапагосских островов.
  9. ^ Jump up to: а б «Бюллетень ЕКА 161 (1 квартал 2015 г.)» . Эсро / Бюллетень Cers/Cecles . ЕКА. 2015. ISSN   0376-4265 .
  10. ^ «Часто задаваемые вопросы по IXV» . ЕКА . Проверено 28 ноября 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Тумино, Джорджио и Ив Жерар. «Бюллетень ЕКА 128 - IXV: Промежуточный экспериментальный автомобиль». ЕКА , ноябрь 2006 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Кларк, Стивен. «Европейский космический самолет совершает кругосветный испытательный полет». spaceflightnow.com , 11 февраля 2015 г.
  13. ^ де Сельдинг, Питер Б. (18 декабря 2009 г.). «Замораживание расходов ЕКА заканчивается сделками на спутники Sentinel и модернизацию Ariane 5» . Космические новости. Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года. Контракт оценивается в 39,4 миллиона евро и включает предварительные работы IXV в течение 18 месяцев, сообщил Фабризи.
  14. ^ «ESA и Thales Alenia Space заключают соглашение о разработке промежуточного экспериментального корабля (IXV)» . ЕКА. 19 июня 2009 г.
  15. ^ Jump up to: а б «IXV электронная книга» . ЕКА. 2011. Архивировано из оригинала ( ZIP-файл ) 4 апреля 2012 года.
  16. ^ «Возвращаемый аппарат IXV ЕКА готовится к мягкой посадке» . ЕКА, 9 ноября 2012 г.
  17. ^ Яфрати, А. «Воздействие воды и гидродинамические нагрузки» . Consiglio Nazionale delle Ricerche . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 22 марта 2014 г.
  18. ^ «Безопасное приводнение IXV» . ЕКА, 21 июня 2013 г.
  19. ^ «Возвращение нашего космического самолета» . ЕКА. 24 июня 2014 г. Вчера корабль и экипаж, стремящиеся вернуть европейский беспилотный космический корабль IXV в ноябре, провели тренировочный полет у побережья Тосканы, Италия.
  20. ^ «Распаковка IXV» . ЕКА. 2 июля 2014 г. Момент, когда промежуточный экспериментальный автомобиль IXV ЕКА вынимается из защитного контейнера в безопасном помещении в чистом помещении Технического центра Агентства.
  21. ^ Сиэта, Марио; Ди Вита, Гандольфо; Синьорелли Мария, Тереза; Уайт, Джанлука; Кутрони, Маурицио; Дамиани, Франческо; Ферретти, Вивиана; Ротондо, Адриано (июль 2016 г.). «Проектирование, квалификация, производство и интеграция системы абляционной термозащиты IXV». Акта Астронавтика . Промежуточный экспериментальный автомобиль (IXV) – специальные публикации 6-го EUCASS. 124 : 90–101. дои : 10.1016/j.actaastro.2015.12.026 . ISSN   0094-5765 .
  22. ^ Родригес, Энрике; Хименес, Пабло; Мигеля, Игнасио; Фернандес, Висенте (25 сентября 2012 г.). SCOE для IXV GNC . Средства моделирования и EGSE для космических программ (SESP 2012) . Европейское космическое агентство. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 ноября 2012 г.
  23. ^ Jump up to: а б Коппингер, Роб (13 июня 2011 г.). «Европа стремится запустить роботизированный мини-шаттл к 2020 году» . Space.com. В 2013 году ракета «Вега» доставит в космос промежуточный экспериментальный аппарат ЕКА.
  24. ^ «Европейский демонстрационный образец спуска в атмосферу IXV готов к финальным испытаниям» . space-travel.com. 24 марта 2014 г. Запуск с использованием новой европейской легкой ракеты-носителя Vega запланирован на октябрь 2014 г.
  25. ^ «Вега» будет летать на экспериментальной возвращаемой ракете ЕКА . ЕКА. 16 декабря 2011 г. Запуск промежуточного экспериментального корабля ЕКА IXV на новой европейской ракете Вега в настоящее время находится на стадии детального планирования, что является важным шагом на пути к полету корабля в 2014 году.
  26. ^ де Сельдинг, Питер Б. (30 октября 2014 г.). «Официальные лица Thales Alenia ошеломлены проблемами безопасности на боковой линии IXV» . Космические новости .
  27. ^ «Первый испытательный полет европейских мини-космических шаттлов» . Space.com. 11 февраля 2015 г.
  28. ^ «Благодаряющий аппарат IXV ЕКА готовится к мягкой посадке» . ЕКА. 9 ноября 2012 г. он совершит экспериментальный гиперзвуковой полет над Тихим океаном, спустится на парашюте и приземлится в океане в ожидании восстановления и анализа.
  29. ^ «Европейский мини-космический челнок возвращается» . Новости Би-би-си . 11 февраля 2015 г.
  30. ^ Хауэлл, Элизабет (23 февраля 2015 г.). «Недавно испытанный в Европе космический самолет планирует следующий запуск в 2019 году» . Space.com .
  31. ^ «Европа берет на себя обязательства по созданию космической станции и ЭкзоМарса в рамках обязательств перед ЕКА в размере 11 миллиардов долларов – SpaceNews.com» . 2 декабря 2016 г.
  32. ^ «ЕКА намерено приватизировать беспилотный космический самолет Space Rider к 2025 году — SpaceNews.com» . 22 июня 2017 г.
  33. ^ Роб Коппингер (11 апреля 2017 г.). «Многоразовый космический самолет, запускаемый внутри ракеты» . Би-би-си . Проверено 22 мая 2023 г.
  34. ^ «Информационный бюллетень о космическом гонщике» (PDF) . ЕКА . Проверено 30 ноября 2022 г.
  35. ^ Ричардс, Белла (26 августа 2023 г.). «Space Rider ЕКА, скорее всего, будет запущен в третьем квартале 2025 года, — говорит менеджер программы» . НАСАКосмический полет . Проверено 27 августа 2023 г.
  36. ^ Кребс, Гюнтер Дирк. «IXV» . Проверено 4 ноября 2011 г.
  37. ^ «Профиль полета IXV» . Европейское космическое агентство .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d371ee053e9771de2dde7bf7f64ff365__1718012640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/65/d371ee053e9771de2dde7bf7f64ff365.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Intermediate eXperimental Vehicle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)