Промежуточный экспериментальный автомобиль
Тип миссии | демонстрация технологий |
---|---|
Оператор | ЧТО |
Веб-сайт | Технологии входа в атмосферу ЕКА |
Апогей | 412 км (256 миль) |
Свойства космического корабля | |
Тип космического корабля | подъемное тело |
Производитель | Талес Аления Спейс |
Стартовая масса | 1800 кг (4000 фунтов) |
Начало миссии | |
Дата запуска | 13:40, 11 февраля 2015 г. (UTC) [1] [2] [3] |
Ракета | Вега |
Запуск сайта | Гвианский космический центр ELV |
Конец миссии | |
Дата посадки | 11 февраля 2015 г. |
Посадочная площадка | Тихий океан |
Программа создания многоразового орбитального демонстратора в Европе (программа PRIDE) |
Промежуточный экспериментальный аппарат ( IXV ) — аппарат Европейского космического агентства экспериментальный суборбитальный возвращаемый (ЕКА) . Он был разработан в качестве прототипа орбитального возвращаемого корабля с подъемным корпусом для проверки работы ЕКА в области многоразовых орбитальных возвращаемых кораблей.
У Европейского космического агентства есть программа под названием «Программа подготовки будущих ракет-носителей» (FLPP), в рамках которой был объявлен призыв к подаче заявок на многоразовый космический самолет . [4] [5] Одно из предложений было подано Итальянским космическим агентством, которое представило свою собственную программу создания многоразового орбитального демонстратора в Европе (программа PRIDE), в рамках которой была разработана первоначальная испытательная машина Pre-X , последовавшая за прототипом под названием Intermediate eXperimental Vehicle (Промежуточный экспериментальный автомобиль). IXV) и, как следствие, Space Rider , унаследовавший технологию своего прототипа IXV. [6]
11 февраля 2015 года IXV совершил свой первый 100-минутный суборбитальный космический полет, успешно завершив свою миссию, приземлившись неповрежденным на поверхность Тихого океана . [7] [8] Этот аппарат является первым подъемным телом , совершившим полный вход в атмосферу с орбитальной скорости. [9] : 23 В прошлых миссиях летные испытания проводились либо с крылатыми телами, которые хорошо управляемы, но при этом очень сложны и дороги, либо с капсулами, которыми трудно управлять, но они менее сложны и имеют меньшую стоимость. [10]
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1980-е и 1990-е годы наблюдался значительный международный интерес к разработке многоразовых стартовых платформ и многоразовых космических кораблей , особенно в отношении космических самолетов , возможно, наиболее громкими примерами этого являются программы американского космического корабля «Шаттл» и советского «Бурана» . Франции Национальные космические агентства европейских стран, такие как Национальный центр космических исследований Германии (CNES) и Немецкий аэрокосмический центр (DLR), в то время работали над своими собственными разработками, наиболее известным из которых стал космический самолет «Гермес» . Разработка программы «Гермес», которую несколько лет поддерживало Европейское космическое агентство (ЕКА), в конечном итоге была прекращена в 1992 году, еще до начала каких-либо полетов, в пользу соглашения о партнерстве с Российским авиационно-космическим агентством (РКА) для использования вместо этого существующий космический корабль «Союз» .
Хотя работы по разработке корабля «Гермес» были отменены в начале 1990-х годов, ЕКА сохранило свою стратегическую долгосрочную цель — самостоятельно разработать и в конечном итоге развернуть аналогичные многоразовые космические аппараты. Соответственно, в поддержку этой цели ЕКА приступило к серии проектных исследований различных концепций экспериментальных транспортных средств, а также для уточнения и улучшения технологий, которые считаются критически важными для будущих возвращаемых аппаратов. [11] Для тестирования и дальнейшего развития технологий и концепций, созданных в результате этих исследований, возникла очевидная необходимость накапливать практический опыт полетов с возвращаемыми системами, а также поддерживать и расширять международное сотрудничество в области космического транспорта, исследования и науки. . В результате этих желаний возникла Программа подготовки будущих ракет-носителей (FLPP), инициатива, возглавляемая ЕКА, задуманная и поддержанная рядом государств-членов, которая обеспечила основу для решения проблем и развития технологий, связанных с возвращаемыми кораблями. [11]
Было признано, что для достижения значительного прогресса FLPP потребуется производство и испытания прототипа возвращаемого аппарата, основанного на существующих исследованиях, технологиях и конструкциях. [11] Принятие поэтапного подхода с использованием серии испытательных автомобилей до разработки более широкой серии серийных автомобилей считалось, что этот подход снижает риск и позволяет интегрировать все более сложные разработки с ранних относительно -недорогие миссии.
В соответствии с этим решением, в начале 2005 года Итальянским космическим агентством и Итальянским центром аэрокосмических исследований был официально инициирован проект промежуточного экспериментального корабля (IXV) в рамках итальянской программы PRIDE ( Программа многоразового орбитального демонстратора в Европе ). [6] Их основным промышленным подрядчиком была компания Next Generation Launcher Prime SpA (NGLP) в Италии. [11] Последняя организация представляет собой совместное предприятие , в которое входят две крупнейшие европейские аэрокосмические компании Astrium и Finmeccanica . Программа PRIDE имела поддержку различных национальных космических агентств, в том числе Европейского центра космических исследований и технологий , Итальянского космического агентства (ASI), французского космического агентства CNES и немецкого DLR ; к ноябрю 2006 года IXV поддержали 11 государств-членов: Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Нидерланды. [11] Из них Италия стала основным финансовым спонсором программы IXV. [12]
Отбор и предстартовые испытания
[ редактировать ]В проекте IXV были использованы многие исследовательские данные и принципы работы многих ранее проведенных исследований, особенно успешного демонстратора входа в атмосферу (ARD), который прошел испытательный полет в 1998 году. стадии зрелости проекта, снова были проведены тщательные сравнения между существующими ESA и национальными концепциями по общим критериям, направленным на оценку требований эксперимента (технологии и системы), требований программы (готовность технологии, график разработки и стоимость) и снижения риска (технико-экономическое обоснование). зрелость, надежность и потенциал роста). [11] Выбранная базовая конструкция, тонкая конфигурация несущего кузова, в первую очередь опиралась на автомобили Pre-X ЕКА ARD под руководством CNES. Работы по разработке быстро прошли этап определения предварительного проекта, и к середине 2007 года был рассмотрен обзор системных требований. [11]
18 декабря 2009 года ЕКА объявило о подписании контракта с Thales Alenia Space на сумму 39 400 000 евро на 18 месяцев предварительных работ IXV. [13] [14] Сообщается, что в 2011 году общая сметная стоимость проекта IXV составила 150 000 000 евро . [15]
В конце 2012 года дозвуковая парашютная система IXV прошла испытания на полигоне Юма в Аризоне , США. [16] была проведена серия испытаний на воздействие воды . Вскоре после этого в исследовательском резервуаре INSEAN Consiglio Nazionale delle Ricerche недалеко от Рима, Италия, [17]
21 июня 2013 года испытательный автомобиль IXV был сброшен с высоты 3 км (1,9 мили) в районе Сальто-ди-Квирра у побережья Сардинии , Италия. Целью этого испытательного сброса была проверка системы приземления корабля на воду, включая дозвуковой парашют, плавучие аэростаты и развертывание маяка. Во время надувания воздушных шаров возникла небольшая аномалия; однако все остальные системы работали как ожидалось. После испытания на падение автомобиль был изъят для дальнейшего анализа. [18] 23 июня 2014 года спасательное судно Nos Aries провело учения с использованием одного испытательного образца IXV у берегов Тосканы . [19]
В июне 2014 года испытательная машина IXV прибыла в Технический центр ESTEC в Нордвейке , Нидерланды, для прохождения испытательной кампании с целью подтверждения ее летной готовности в преддверии полета на ракете Vega , который к тому моменту должен был состояться в ноябре. того года. [20]
Дизайн
[ редактировать ]Промежуточный экспериментальный аппарат (IXV) — это прототип беспилотного многоразового космического самолета и предшественник следующей модели под названием Space Rider . По данным ЕКА, промежуточная часть его названия связана с тем, что форма корабля не обязательно соответствует предполагаемому серийному космическому кораблю. [11] Он имеет несущую конструкцию корпуса , в которой отсутствуют какие-либо крылья, в результате чего при входе в атмосферу коэффициент подъемной силы к лобовому сопротивлению (L/D) составляет 0,7. Размер и форма сбалансированы между необходимостью максимизировать внутренний объем для размещения экспериментальной полезной нагрузки, сохраняя при этом пределы массы ракеты-носителя «Вега» и благоприятным центром тяжести . Транспортное средство целенаправленно включает в себя несколько ключевых технологий, представляющих интерес для ЕКА, включая систему тепловой защиты и наличие активных аэродинамических рулей. [11] Управление и маневренность IXV обеспечивается сочетанием этих аэродинамических поверхностей (включающих пару подвижных закрылков ) и двигателей на протяжении всего режима полета, включающего полет на гиперзвуковых скоростях. [11]
Ключевой ролью IXV является получение данных и опыта в аэродинамически контролируемом входе в атмосферу, который, по утверждению ЕКА, представляет собой значительный прогресс по сравнению с ранее использовавшимися баллистическими и квазибаллистическими методами. [11] На протяжении каждой миссии записываются репрезентативные данные о характеристиках входа в атмосферу для исследования аэротермодинамических явлений и проверки инструментов проектирования систем и методов наземной проверки, что, в свою очередь, поддерживает будущие усилия по проектированию. [11] Вход в атмосферу осуществляется с высоко поднятым носом, подобно НАСА , управляемому космическому шаттлу ; На этом этапе полета маневрирование космического самолета осуществляется путем выкатывания из плоскости и последующего подъема в этом направлении, как в обычном самолете. [12] Посадка осуществляется с помощью парашютов , которые выбрасываются при спуске через верхнюю часть аппарата; ряд подушек безопасности , чтобы смягчить приземление. кроме того, за несколько секунд до приземления надувается [11]
Еще одной ключевой задачей ЕКА для IXV была проверка как его конструкции, так и усовершенствованных мер тепловой защиты, в частности их эффективности в сложных условиях, возникающих при входе в атмосферу. [11] Нижняя часть покрыта керамическими теплозащитными панелями, состоящими из смеси углеродного волокна и карбида кремния, непосредственно прикрепленными к конструкции космического самолета, а абляционными материалами, состоящими из пробки и силикона . материала на основе композитного верхние поверхности корабля покрыты [12] [21] Планер ; был основан на традиционной схеме «горячая» / «холодная» конструкция, основанной на сочетании современных керамических и металлических узлов, изоляционных материалов, а также эффективной конструкции различных креплений, соединений и уплотнений Роль, которую играют передовые методы навигации и управления, также была признана очень важной.
На орбите IXV поддерживается отдельным модулем маневрирования и поддержки, который во многом аналогичен ресурсному модулю, который предназначался для использования отмененным шаттлом «Гермес» . Авионика последовательной шиной MIL - IXV управляется микропроцессором LEON2-FT и соединена между собой STD-1553B . [22]
Поскольку экспериментальный аппарат в первую очередь предназначался для сбора данных, различные датчики и оборудование для мониторинга присутствовали и работали на протяжении всего полета, чтобы собирать данные для поддержки усилий по оценке, включая проверку критически важных технологий входа в атмосферу аппарата. [11] Записанные данные охватывали различные элементы полета IXV, включая его системы наведения, навигации и управления, такие как измерения идентификации модели транспортного средства (VMI) для послеполетной реконструкции динамического поведения космического корабля и окружающей среды, а также обязательные основные эксперименты. относительно своих технологий входа в атмосферу. [11] Кроме того, IXV, как правило, будет проводить дополнительные эксперименты с пассажирами, которые, хотя и не являются напрямую необходимыми для успеха его миссии, служат увеличению окупаемости инвестиций в автомобиль; По данным ЕКА, более 50 таких предложений было получено от различных европейских предприятий, исследовательских институтов и университетов, многие из которых имели преимущества для будущих программ запуска (например, потенциальные дополнительные методы наведения, навигации, контроля, мониторинга состояния конструкций, и тепловая защита), освоение космоса и научная ценность. На протяжении каждой миссии телеметрия передается наземным диспетчерам для отслеживания продвижения машины; [11] , что такое явление, как накопление плазмы вокруг космического самолета во время его входа в атмосферу, блокирует радиосигналы. однако известно [12]
IXV является предшественником следующей модели под названием Space Rider , также разработанной в рамках итальянской программы PRIDE для ЕКА. [6]
Летные испытания
[ редактировать ]В 2011 году сообщалось, что IXV планировалось совершить свой первый полет уже в 2013 году; [23] однако позже корабль был перенесен на первый запуск с использованием недавно разработанной ракеты-носителя Vega в конце 2014 года. [24] [25] Это первоначальное окно запуска в конечном итоге было пропущено из-за нерешенных проблем с безопасностью дальности полета. [26]
После некоторых задержек 11 февраля 2015 года IXV был успешно выведен на суборбитальную траекторию ракетой «Вега» в рамках миссии VV04 . [1] Запустившись в 08:40 по местному времени, [27] корабль отделился от ракеты-носителя «Вега» на высоте 333 км и поднялся на высоту 412 км, после чего начал управляемое снижение и начал вход в атмосферу на высоте 120 км, двигаясь с зарегистрированной скоростью 7,5 км/с, что идентично типичному повторному полету. - путь входа, по которому должен пройти космический корабль на низкой околоземной орбите (НОО). После входа в атмосферу IXV пролетел над Тихим океаном до раскрытия посадочных парашютов, которые были развернуты для замедления спуска корабля, пролетев более 7300 км от начала входа в атмосферу. [9] : 25–26 Аппарат спустился на поверхность Тихого океана, где впоследствии был поднят кораблем « Нос Овен» ; был проведен анализ как самого космического корабля, так и записанных данных полета. [28] [29] Жан-Жак Дорден , тогдашний генеральный директор ЕКА, заявил о миссии: «Лучше и быть не могло, но сама миссия еще не завершена… она еще дальше отодвигает границы знаний в области аэродинамики». тепловые проблемы, а наведение и навигация такого транспортного средства – это подъемный кузов». [12]
Планы на будущее
[ редактировать ]После завершения, как сообщается, «безупречного» испытательного полета представители ЕКА решили, что дополнительный испытательный полет должен быть выполнен в течение 2019-2020 годов. Во время этой миссии предполагалось, что IXV приземлится другим способом, спустившись прямо на взлетно-посадочную полосу вместо приводнения, как раньше; этот подход должен быть достигнут либо за счет установки парафойла , либо за счет применения шасси . Планирование второго космического полета первоначально должно было начаться в марте 2015 года, а работы по проектированию модифицированного корабля должны были начаться в середине 2015 года. [30] [ нужно обновить ]
Переход в Space Rider
[ редактировать ]В научном бюджете ЕКА за декабрь 2016 года Совет министров одобрил финансирование следующего полета IXV в форме коммерческого орбитального корабля Space Rider . [31] После проверки дизайна в 2018 и 2019 годах полноразмерный макет должен был быть сброшен с воздушного шара в 2019 году, а первый полет на Vega-C состоится в 2020/2021 году. Затем он проведет около 5 научных полетов с интервалом от 6 до 12 месяцев, прежде чем станет коммерчески доступным с 2025 года по цене 40 000 долларов за кг полезной нагрузки для запуска, эксплуатации и возвращения на Землю. [32] Мини-шаттл Space Rider будет иметь длину от 4 до 5 метров, грузоподъемность 800 кг. [33] общая масса 2400 кг, продолжительность полета от 2 до 6 месяцев на орбите высотой 400 км, а затем возвращение на Землю и повторный полет в течение 4 месяцев. Распределитель полезной нагрузки четвертой ступени ракеты «Вега-С» AVUM действует как служебный модуль шаттла, обеспечивая орбитальное маневрирование и торможение, питание и связь перед тем, как его сбрасывают для повторного входа в атмосферу. [34] Сервисный модуль AVUM заменяет встроенный двигательный модуль IXV и освобождает 0,8 м. 3 внутреннего пространства автомобиля для отсека полезной нагрузки. По принципу действия Space Rider аналогичен американскому X-37B, но в два раза короче X37 и в пять раз меньше массы и грузоподъемности X37, что сделает его самым маленьким и легким космическим самолетом, когда-либо летавшим. Двери полезной нагрузки будут открываться при выходе на орбиту, выставляя в космос инструменты и эксперименты, а затем закрываться для посадки.
В декабре 2020 года ЕКА подписало контракты с соглавными подрядчиками Thales Alenia Space и Avio на поставку летной модели Space Rider. Первый полет теперь запланирован на конец 2025 года. [35]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные ЕКА, [15] Space.com, [23] Космическая страница Гюнтера [36]
Общие характеристики
- Длина: 5 м (16 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 2,2 м (7 футов 3 дюйма)
- Высота: 1,5 м (4 фута 11 дюймов)
- Вес пустого: 480 кг (1058 фунтов)
- Полная масса: 1900 кг (4189 фунтов)
- Питание: Батареи
Производительность
- Максимальная скорость: 27 720 км/ч (17 220 миль в час, 14 970 узлов)
- Дальность: 7500 км (4700 миль, 4000 миль)
- Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 0,7
- Максимальная высота: 412 км (256 миль)
См. также
[ редактировать ]- 2015 год в космическом полете
- Демонстратор входа в атмосферу (ARD) - испытательный стенд ЕКА по входу в атмосферу, запущенный в 1998 году.
- Европейская экспериментальная испытательная площадка для повторного входа (ЭКСПЕРТ) - исследовательская программа по разработке материалов, используемых в IXV, никогда не летавших.
- Подготовительная программа Future Launchers - родительская программа для IXV
- Хоппер - более ранний проект ЕКА по пилотируемому космическому самолету, отмененный.
- HYFLEX (гиперзвуковой летный эксперимент) - аналог японского демонстратора космического самолета HOPE-X, разработанный и запущенный NASDA в 1996 году.
- RLV-TD - индийский испытательный стенд многоразовой технологии, разрабатываемый ISRO.
- Space Rider - орбитальный космический самолет, разработанный на основе технологий IXV.
- программа Аврора
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Европейский космический самолет готовится к запуску в феврале» . News.com.au. Новости корпорации Австралии . 22 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 г. Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ «Европейский космический самолет готовится к запуску в феврале: твердо» . 21 ноября 2014 г.
- ^ «Всемирный график запуска» . 18 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2010 г.
- ^ «Новая веха в развитии IXV» . ЕКА . 15 сентября 2010 г.
Промежуточный экспериментальный аппарат (IXV) в рамках программы подготовки будущих ракет-носителей ЕКА (FLPP) является шагом вперед после успешного полета демонстрационного корабля по входу в атмосферу в 1998 году, устанавливая роль Европы в этой области.
- ^ Новая веха в развитии IXV . ЕКА. 15 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Космический Райдер ПРАЙД . Итальянский центр аэрокосмических исследований . Доступ: 15 ноября 2018 г.
- ^ «Хронология миссии IXV» . ЕКА . 9 февраля 2015 г.
Он пройдет через атмосферу в коридоре входа, а затем снизится, замедляясь многоступенчатым парашютом, для безопасного приводнения в Тихом океане примерно через 100 минут после старта.
- ^ «Экспериментальный космический самолет ЕКА завершает исследовательский полет» . ЕКА. 11 февраля 2015 г.
Промежуточный экспериментальный аппарат ЕКА совершил безупречный вход в атмосферу и приводнился в Тихом океане к западу от Галапагосских островов.
- ^ Jump up to: а б «Бюллетень ЕКА 161 (1 квартал 2015 г.)» . Эсро / Бюллетень Cers/Cecles . ЕКА. 2015. ISSN 0376-4265 .
- ^ «Часто задаваемые вопросы по IXV» . ЕКА . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Тумино, Джорджио и Ив Жерар. «Бюллетень ЕКА 128 - IXV: Промежуточный экспериментальный автомобиль». ЕКА , ноябрь 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, Стивен. «Европейский космический самолет совершает кругосветный испытательный полет». spaceflightnow.com , 11 февраля 2015 г.
- ^ де Сельдинг, Питер Б. (18 декабря 2009 г.). «Замораживание расходов ЕКА заканчивается сделками на спутники Sentinel и модернизацию Ariane 5» . Космические новости. Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года.
Контракт оценивается в 39,4 миллиона евро и включает предварительные работы IXV в течение 18 месяцев, сообщил Фабризи.
- ^ «ESA и Thales Alenia Space заключают соглашение о разработке промежуточного экспериментального корабля (IXV)» . ЕКА. 19 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «IXV электронная книга» . ЕКА. 2011. Архивировано из оригинала ( ZIP-файл ) 4 апреля 2012 года.
- ^ «Возвращаемый аппарат IXV ЕКА готовится к мягкой посадке» . ЕКА, 9 ноября 2012 г.
- ^ Яфрати, А. «Воздействие воды и гидродинамические нагрузки» . Consiglio Nazionale delle Ricerche . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ «Безопасное приводнение IXV» . ЕКА, 21 июня 2013 г.
- ^ «Возвращение нашего космического самолета» . ЕКА. 24 июня 2014 г.
Вчера корабль и экипаж, стремящиеся вернуть европейский беспилотный космический корабль IXV в ноябре, провели тренировочный полет у побережья Тосканы, Италия.
- ^ «Распаковка IXV» . ЕКА. 2 июля 2014 г.
Момент, когда промежуточный экспериментальный автомобиль IXV ЕКА вынимается из защитного контейнера в безопасном помещении в чистом помещении Технического центра Агентства.
- ^ Сиэта, Марио; Ди Вита, Гандольфо; Синьорелли Мария, Тереза; Уайт, Джанлука; Кутрони, Маурицио; Дамиани, Франческо; Ферретти, Вивиана; Ротондо, Адриано (июль 2016 г.). «Проектирование, квалификация, производство и интеграция системы абляционной термозащиты IXV». Акта Астронавтика . Промежуточный экспериментальный автомобиль (IXV) – специальные публикации 6-го EUCASS. 124 : 90–101. дои : 10.1016/j.actaastro.2015.12.026 . ISSN 0094-5765 .
- ^ Родригес, Энрике; Хименес, Пабло; Мигеля, Игнасио; Фернандес, Висенте (25 сентября 2012 г.). SCOE для IXV GNC . Средства моделирования и EGSE для космических программ (SESP 2012) . Европейское космическое агентство. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Коппингер, Роб (13 июня 2011 г.). «Европа стремится запустить роботизированный мини-шаттл к 2020 году» . Space.com.
В 2013 году ракета «Вега» доставит в космос промежуточный экспериментальный аппарат ЕКА.
- ^ «Европейский демонстрационный образец спуска в атмосферу IXV готов к финальным испытаниям» . space-travel.com. 24 марта 2014 г.
Запуск с использованием новой европейской легкой ракеты-носителя Vega запланирован на октябрь 2014 г.
- ^ «Вега» будет летать на экспериментальной возвращаемой ракете ЕКА . ЕКА. 16 декабря 2011 г.
Запуск промежуточного экспериментального корабля ЕКА IXV на новой европейской ракете Вега в настоящее время находится на стадии детального планирования, что является важным шагом на пути к полету корабля в 2014 году.
- ^ де Сельдинг, Питер Б. (30 октября 2014 г.). «Официальные лица Thales Alenia ошеломлены проблемами безопасности на боковой линии IXV» . Космические новости .
- ^ «Первый испытательный полет европейских мини-космических шаттлов» . Space.com. 11 февраля 2015 г.
- ^ «Благодаряющий аппарат IXV ЕКА готовится к мягкой посадке» . ЕКА. 9 ноября 2012 г.
он совершит экспериментальный гиперзвуковой полет над Тихим океаном, спустится на парашюте и приземлится в океане в ожидании восстановления и анализа.
- ^ «Европейский мини-космический челнок возвращается» . Новости Би-би-си . 11 февраля 2015 г.
- ^ Хауэлл, Элизабет (23 февраля 2015 г.). «Недавно испытанный в Европе космический самолет планирует следующий запуск в 2019 году» . Space.com .
- ^ «Европа берет на себя обязательства по созданию космической станции и ЭкзоМарса в рамках обязательств перед ЕКА в размере 11 миллиардов долларов – SpaceNews.com» . 2 декабря 2016 г.
- ^ «ЕКА намерено приватизировать беспилотный космический самолет Space Rider к 2025 году — SpaceNews.com» . 22 июня 2017 г.
- ^ Роб Коппингер (11 апреля 2017 г.). «Многоразовый космический самолет, запускаемый внутри ракеты» . Би-би-си . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Информационный бюллетень о космическом гонщике» (PDF) . ЕКА . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Ричардс, Белла (26 августа 2023 г.). «Space Rider ЕКА, скорее всего, будет запущен в третьем квартале 2025 года, — говорит менеджер программы» . НАСАКосмический полет . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Кребс, Гюнтер Дирк. «IXV» . Проверено 4 ноября 2011 г.
- ^ «Профиль полета IXV» . Европейское космическое агентство .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тумино, Джорджио; Жерар, Ив (ноябрь 2006 г.). «IXV: Промежуточный экспериментальный автомобиль» (PDF) . Бюллетень ЕКА (128): 62–67.
- Тумино, Джорджио; Анджелино, Энрико; Леле, Фредерик; Анджелини, Роберто; Плотар, Патрис; Зоммер, Йозеф (15 октября 2008 г.). Проект IXV: система возвращения в атмосферу ЕКА и демонстратор технологий, прокладывающий путь к европейским автономным космическим транспортным и исследовательским проектам (PDF) . 3-й производственный цех ФЛПП . Европейское космическое агентство. МАК-08-Д2.6.01. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года.
- Байокка, Паоло (июнь 2007 г.). Экспериментальное возвращающееся подъемное тело Pre-X: План летных испытаний критических аэротермических явлений (PDF) . Летные эксперименты по разработке гиперзвуковых аппаратов ( Институт фон Кармана , 24–27 октября 2005 г.). Организация НАТО по исследованиям и технологиям. стр. 11–1–11–18. ISBN 978-92-837-0079-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2013 года.
- Байокка, Паоло; Гедрон, Сильвен; Плотар, Патрис; Мулен, Жак (октябрь 2006 г.). Материалы 57-го Конгресса IAF . Международный астронавтический конгресс (МАФ). Экспериментальное подъемное тело Pre-X для входа в атмосферу: состояние программы и синтез системы . Том. 61, нет. 1–6. стр. 459–474. Бибкод : 2007AcAau..61..459B . дои : 10.1016/j.actaastro.2007.01.053 .
- Гавен, Т.; Ниб, Д.; Тарфельд, Ф.; Гюльхан, А.; Дормье, М.; Бинетти, П.; Валлошек, Т. (2011). «Экспериментальное исследование влияния структуры течения на аэродинамические коэффициенты автомобиля IXV». Ударные волны . 21 (3): 253–266. Бибкод : 2011ШВав..21..253Г . дои : 10.1007/s00193-011-0326-y . S2CID 120864411 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт IXV
- Профиль IXV в Твиттере
- Полный повтор от взлета до приводнения миссии по возвращению IXV , Мультимедийная галерея ЕКА (11 февраля 2015 г.)
- Пресс-конференция по первым результатам IXV , ESA Space in Videos (16 июня 2015 г.)
- Миссия возвращаемого аппарата IXV ЕКА , Мультимедийная галерея ЕКА (анимация 2012 г.)
- IXV: учимся возвращаться из космоса , IXV Video News Release VNR
- Промежуточный экспериментальный автомобиль ЕКА , Мультимедийная галерея ЕКА (анимация 2008 г.)
- ЕКА Евроньюс : «Приводнение – испытание на вход в атмосферу» (22 августа 2013 г.). Видео на YouTube
- Многоразовый атмосферный возвращаемый аппарат CNES: PRE-X
- Вход в атмосферу
- КНЕС
- Спутники Европейского космического агентства
- Гиперзвуковой самолет
- Международный экспериментальный самолет 2010-х годов
- Космический корабль запущен в 2015 году.
- Космические самолеты
- Суборбитальный космический полет
- Космический корабль, запущенный ракетой «Вега»
- Демонстрации технологий