Программа демонстрации технологий RLV
![]() Механизм развития технологий (TDV) для программы RLV | |
Обзор программы | |
---|---|
Страна | Индия |
Организация | ИСРО |
История программы | |
Продолжительность | 2012 – настоящее время [ 1 ] |
Первый полет | 01:30 UTC, 23 мая 2016 г. [ 2 ] |
Последний рейс | март 2024 г. |
Успехи | 2 |
Сайт(ы) запуска | |
Информация об автомобиле | |
Ракета-носитель (и) | ГСЛВ Марк II |
Программа демонстрации технологий многоразовой ракеты-носителя — это серия миссий по демонстрации технологий , задуманная Индийской организацией космических исследований (ISRO) как первый шаг на пути к созданию с двумя ступенями вывода на орбиту (TSTO) многоразовой ракеты-носителя , в которой вторая ступень это космический самолет . [ 3 ]
Для этого крылатый демонстратор технологий многоразовой ракеты-носителя ( РЛВ-ТД сконфигурирован ). RLV-TD выступал в качестве летающего испытательного стенда для оценки различных технологий, таких как крейсерский полет с двигателем, гиперзвуковой полет и автономная посадка с использованием воздушно-реактивной силовой установки. Применение этих технологий позволит снизить стоимость запуска в 10 раз. [ 4 ] Этот проект не имеет никакого отношения к концепции космического самолета «Аватар» , разработанной Индийской организацией оборонных исследований и разработок . [ 5 ]
История
[ редактировать ]В 2006 году Индийская организация космических исследований (ISRO) провела серию наземных испытаний, чтобы продемонстрировать стабильное сверхзвуковое горение в течение почти 7 секунд с числом Маха на входе 6. [ 6 ]
В марте 2010 года ISRO провела летные испытания своей новой ракеты-зонда: Advanced Technology Vehicle (ATV-D01), массой 3 тонны при взлете, диаметром 0,56 м (1 фут 10 дюймов) и длиной ~ 10 м (33 фута). [ 7 ] На нем был установлен модуль камеры сгорания пассивного прямоточного воздушно-реактивного двигателя в качестве испытательного стенда для демонстрации технологии воздушно-реактивной двигательной установки. [ 8 ]
В январе 2012 года ISRO объявило, что масштабный прототип под названием « Демонстратор технологий многоразовой ракеты-носителя» ( RLV-TD ) был одобрен для строительства и испытаний. [ 9 ] Аэродинамические характеристики прототипа RLV-TD были выполнены Национальными аэрокосмическими лабораториями Индии. RLV-TD находится на последней стадии строительства частной компанией CIM Technologies из Хайдарабада. Неубирающееся шасси для RLV-TD было поставлено компанией Timetooth Technologies. Ожидается, что полномасштабный RLV будет использовать убирающееся шасси. [ 10 ]
К маю 2015 года инженеры Космического центра Викрама Сарабая (VSSC) на экваториальной ракетной стартовой станции Тумба устанавливали тепловые плитки на внешнюю поверхность RLV-TD, чтобы защитить его от сильной жары во время входа в атмосферу . [ 11 ] Этот прототип весит около 1,5 тонны и поднимался на высоту 65 км. [ 11 ] установлен на одноразовом твердотопливном ускорителе HS9. [ 12 ] [ 13 ]
28 августа 2016 года ISRO успешно испытала свой прямоточный воздушно-реактивный двигатель во время второго испытательного полета своего автомобиля с передовыми технологиями ATV-D02 из Космического центра Сатиш Дхаван, состоявшегося 28 августа 2016 года. [ 14 ] [ 15 ] ГПВРД будет интегрирован в RLV на более позднем этапе разработки. [ 16 ]
Пушпак (РЛВ-ТД)
[ редактировать ]
Пушпак ( санскрит , ISO : Пушпака , букв. « Цветок » , тезка : Пушпака Вимана ) [ 17 ] (также известный как RLV-TD или демонстратор технологий многоразовых ракет-носителей ) - это первый в Индии беспилотный летающий испытательный стенд, разработанный для программы демонстрации технологий RLV ISRO, начатой в 2012 году. Это уменьшенный прототип возможного двухступенчатого ракеты-носителя на орбиту (TSTO). ) многоразовая ракета-носитель .
В январе 2012 года проект многоразовой ракеты-носителя ISRO был одобрен Национальным наблюдательным комитетом и получено разрешение на строительство ракеты. Ракета получила название «Многоразовая ракета-носитель-демонстратор технологий» (RLV-TD). [ 18 ] ISRO стремится снизить стоимость доставки полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту на 80% с нынешних 20 000 долларов за кг до 4 000 долларов за кг. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
RLV-TD был разработан с целью тестирования различных аспектов, таких как гиперзвуковой полет , автоматическая посадка , крейсерский полет с двигателем , гиперзвуковой полет с использованием воздушно-реактивного двигателя и гиперзвуковой эксперимент. ISRO планирует серию из четырех испытательных полетов RLV-TD: [ 18 ] [ 22 ] [ 23 ] HEX (эксперимент с гиперзвуковым полетом), LEX (эксперимент с посадкой), REX (эксперимент с возвратным полетом), позже переименованный в OREX (эксперимент с орбитальным возвратным полетом), и SPEX (эксперимент с ГПВРД).
Команда из 750 инженеров Космического центра Викрама Сарабая, Национальной авиационной лаборатории и Индийского научного института работала над проектированием и разработкой RLV-TD и связанной с ним ракеты. RLV-TD прошел 120 часов работы в аэродинамической трубе , 5000 часов вычислительной гидродинамики и 1100 запусков летных симуляционных испытаний. РЛВ-ТД имеет массу 1,75 тонны, размах крыла 3,6 метра и общую длину 6,5 метра (без ракеты). Ходовая часть автомобиля была покрыта 600 термостойкими плитками, а его дельтовидные крылья и наклонное хвостовое оперение . [ 24 ] [ 25 ] Общая стоимость проекта составила вон 95 крор (что эквивалентно 137 крорам вон или 16,4 миллионам долларов США в 2023 году). [ 26 ] [ 27 ] Будущие запланированные разработки включают в себя испытания воздушно-реактивной двигательной установки, целью которой является использование кислорода в атмосфере вместо сжиженного кислорода во время полета. [ 28 ]
Проект воздушно-дышащей силовой установки
[ редактировать ]В январе 2006 года ISRO завершила проектирование, разработку и испытания ГПВРД ( сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя ) в своем космическом центре Викрам Сарабхай в Тируванантапураме . В ходе наземных испытаний было продемонстрировано устойчивое сверхзвуковое горение с числом Маха на входе 6 в течение 7 секунд.
3 марта 2010 года ISRO успешно провела летные испытания своей новой зондирующей ракеты ATV-D01 с космодрома Сатиш Дхаван в Шрихарикоте . ATV-D01 весила 3 тонны при старте и была самой тяжелой по звучанию ракетой, когда-либо разработанной ISRO в то время. На нем был установлен пассивный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Ракета 35 летела 7 секунд, достигла числа Маха 6+0,5 и динамического давления 80+ кПа . [ 29 ] [ 30 ]
28 августа 2016 года ISRO испытала ГПВРД с пятиминутным полетом. На высоте 20 километров прямоточный воздушно-реактивный двигатель, прикрепленный к Advanced Technology Vehicle сработал . Он сжигал топливо в течение пяти секунд, что является важной вехой в разработке двухрежимного прямоточного воздушно-реактивного двигателя (DMR) в рамках проекта воздушно-реактивной двигательной установки. [ 31 ] На старте ГПВРД весил 3277 кг. В число критически важных технологий, которые были успешно продемонстрированы, входят системы впрыска топлива, механизмы воздухозаборника, воздушно-реактивный двигатель, воспламеняющийся на сверхзвуковой скорости и удерживающий пламя на сверхзвуковой скорости. Каждый аспект полета следовал заранее запрограммированной последовательности. Проектирование и разработка воздухозаборника гиперзвукового двигателя, сверхзвуковой камеры сгорания, материалов, способных выдерживать чрезвычайно высокие температуры, вычислительных инструментов для моделирования гиперзвукового потока, правильного управления температурой и наземных испытаний двигателей — это лишь некоторые из технологических задач, которые решает ISRO. успешно преодолел. [ 32 ] [ 33 ]
23 июля 2024 года ISRO фактически завершила второй экспериментальный полет, демонстрирующий технологию двигательной установки с воздушным дыханием. Воздушно-дыхательные двигательные установки были симметрично размещены по обеим сторонам ракеты-зонда Rohini RH-560, использованной в эксперименте. Двигательные установки Air Breathing были успешно активированы, и испытания прошли удовлетворительно. Во время полета тщательно отслеживалось 110 параметров, чтобы оценить работу двигательной установки. [ 34 ]
Эксперименты с RLV TD
[ редактировать ]Гиперзвуковой летный эксперимент
[ редактировать ]Гиперзвуковой летный эксперимент с многоразовой ракетой-носителем или RLV HEX был первым испытательным полетом в рамках программы демонстрации технологий RLV. HEX был успешно проведен 23 мая 2016 года. [ 2 ] [ 35 ] [ 36 ] РЛВ-ТД состоит из фюзеляжа (корпуса), носовой части, двойного треугольного крыла и сдвоенных вертикальных рулей направления. Он имеет активные поверхности управления, называемые элевонами и рулями направления. [ 36 ] За исключением двух рулей направления, он по форме и принципу действия похож на небольшой орбитальный корабль космического корабля "Шаттл". TDV использует около 600 термостойких кварцевых плиток и гибкую внешнюю изоляцию, носовая часть изготовлена из углеродно-углеродного композита с покрытием SiC. Передние кромки сдвоенных рулей - Inconel-718, передние кромки крыла - 15CDV6. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
HEX стал первым испытательным полетом многоразовой ракеты-носителя, разработанной Индией. В задачи испытательного полета входило: [ 43 ]
- Проверка расчетных аэродинамических характеристик при гиперзвуковом полете
- Охарактеризовать наведенные нагрузки при гиперзвуковом спуске через атмосферу.
- Оцените характеристики углеродного волокна, используемого в конструкции носовой части автомобиля.
- Демонстрация секвенирования разделения на первой стадии
Транспортное средство отслеживалось во время его полета с наземных станций в Шрихарикоте и корабельного терминала. Общая продолжительность полета от старта до приводнения составила около 773,6 секунды. [ 44 ] Восстановление агрегата не планировалось. [ 45 ] [ 46 ] построить взлетно-посадочную полосу длиной более 4 км на острове Шрихарикота ISRO планирует в «ближайшем будущем» . В этом полете были проверены критически важные технологии, такие как автономная навигация, наведение и контроль, многоразовая система тепловой защиты и управление полетом. [ 47 ]
Посадочный эксперимент
[ редактировать ]Эксперимент по посадке многоразовой ракеты-носителя или RLV-LEX был вторым испытательным полетом в программе демонстрации технологий RLV после гиперзвукового летного эксперимента. Демонстрационные испытания откроют путь к созданию двухступенчатой ракеты-носителя полностью многоразового использования (ТСТО). Кроме того, для завершения испытаний транспортного средства будут проведены дополнительные испытания, аналогичные RLV-LEX, для проверки других условий, таких как ветер, различные условия отказа и другие факторы. [ 48 ] В период с апреля 2023 года по июнь 2024 года было проведено три таких испытания. Для снижения скорости до 100 км/ч использовался тормозной парашют, а для остановки автомобиля использовались тормоза носового колеса. [ 49 ]
РЛВ-ЛЕКС-01
[ редактировать ]RLV-LEX был успешно проведен 2 апреля 2023 года на авиационном испытательном полигоне Читрадурга . [ 50 ] Самолет вылетел в 7:10 утра и был выпущен в воздух на высоте 4,6 км. Транспортное средство приземлилось около 7:40 утра.
В задачи испытательного полета входило: [ 51 ]
- Моделирование точных условий приземления возвращаемого космического корабля - высокоскоростная, беспилотная, автономная, точная посадка с того же обратного пути.
- Проверка параметров приземления, таких как относительная скорость земли, скорость снижения шасси и точные скорости тела, которые может испытать возвращаемый на орбиту космический корабль на обратном пути.
После успешного завершения миссии С. Соманат председатель ISRO сообщил СМИ, что в настоящее время они планируют провести больше подобных посадочных испытаний для проверки готовности программного и аппаратного обеспечения в различных условиях. Сообщаемое испытание будет включать в себя сбрасывание транспортного средства с высоты около 4,5 километров при боковом перепаде, после чего транспортное средство должно автоматически направиться для приземления. [ 52 ] Испытание задним числом будет называться RLV-LEX-01.
РЛВ-ЛЕКС-02
[ редактировать ]Еще один эксперимент по посадке был проведен на авиационном испытательном полигоне Читрадурга 22 марта 2024 года. [ 53 ] Транспортному средству пришлось корректировать отклонения как по поперечному, так и по нижнему диапазону перед автономной посадкой на взлетно-посадочной полосе из-за более сложных маневров и разброса в ходе эксперимента. [ 54 ] Транспортное средство использовало систему рулевого управления носовым колесом , тормоза шасси и тормозной парашют , чтобы помочь ему точно остановиться на взлетно-посадочной полосе после внесения необходимых изменений в поперечный диапазон. В RLV-LEX-02 использовалась та же машина-демонстратор, что и в RLV-LEX-01. Центр жидкостных двигательных систем (LPSC), Подразделение инерциальных систем ISRO (IISU), Космический центр Викрама Сарабая и ВВС Индии работали вместе с Научно- исследовательским институтом авиационного развития (ADE), Научно-исследовательским институтом воздушной доставки (ADRDE) и другими агентствами. чтобы завершить миссию. [ 55 ] [ 56 ]
РЛВ-ЛЕКС-03
[ редактировать ]ISRO завершила подготовку к третьему и последнему эксперименту по посадке РЛВ, RLV-LEX-03. На совещании по рассмотрению готовности миссии 7 июня 2024 года С. Унникришнан Наир , директор Космического центра Викрама Сарабая , сертифицировал миссию на первую половину июня на авиационном испытательном полигоне Читрадурга с учетом погодных условий. В отличие от LEX-02, где высота была такой же, но боковое расстояние от взлетно-посадочной полосы составляло 150 метров, в LEX Пушпак будет подниматься на вертолете IAF Chinook на высоту 4,5 километра и на 500 метров в одну сторону от взлетно-посадочной полосы. -03 перед выпуском. Цель миссии LEX-03 — изучить методы снижения скорости снижения или скорости снижения, чтобы уменьшить вес удара. Pushpak будет иметь встроенный пакет кинематики реального времени (RTK). Испытание также определит, насколько хорошо Pushpak работает в условиях попутного ветра. [ 57 ]
Дата испытаний была перенесена на конец второй недели июня из-за плохих погодных условий. [ 58 ] Испытания были успешно проведены 23 июня на авиационном испытательном полигоне Читрадурга. Пушпак был выпущен с вертолета «Чинук» ВВС Индии на высоте 4,5 км. [ 59 ]
Pushpak автоматически выполнил маневры коррекции поперечного диапазона во время миссии LEX-03, подошел к взлетно-посадочной полосе и совершил точное горизонтальное приземление на центральной линии взлетно-посадочной полосы. Тормозной парашют транспортного средства использовался для замедления скорости почти до 100 км/ч после приземления, а затем использовались тормоза шасси, чтобы остановить транспортное средство и замедлить его на взлетно-посадочной полосе. Pushpak использует свое носовое колесо и систему рулевого управления для автоматического поддержания устойчивого и точного разбега по взлетно-посадочной полосе во время этой фазы разворота. [ 60 ]
В ходе миссии были воспроизведены условия высокоскоростной посадки, а также интерфейс захода на посадку и посадки корабля, возвращающегося из космоса. Проверка сложной системы наведения, которая корректирует ошибки как в боковой, так и в продольной плоскости, что необходимо для следующего эксперимента по возвращению на орбиту. Испытательный автомобиль был оснащен псевдолитной системой , инерционным датчиком , радиовысотомером продувочном , системой передачи данных о воздухе и приемником NavIC , а также другими мультисенсорными термоядерными устройствами. RLV-LEX-03 продемонстрировал надежность и адаптируемость полетных систем для выполнения различных задач за счет повторного использования крылатого корпуса и полетных систем от LEX-02 без каких-либо модификаций. [ 60 ]
Будущее
[ редактировать ]ISRO планирует еще два эксперимента: OREX (эксперимент с возвратным полетом на орбиту) и SPEX (эксперимент с прямоточным воздушно-реактивным двигателем). [ 11 ] [ 61 ] [ 62 ] OREX запустится на ракете GSLV со ступенью PS-4 вместо CUS верхних ступеней (из-за снижения производительности в отличие от обычного запуска GSLV) и орбитальной возвращаемой ракетой (ORV) вместо стрельчатого обтекателя полезной нагрузки и повторного входа в атмосферу. земную атмосферу для посадки, чтобы продемонстрировать жизнеспособность проекта. Транспортное средство OREX будет в 1,6 раза больше платформы Pushpak в рамках Landing Experiment. Он будет иметь убирающееся шасси и систему тепловой защиты для безопасного входа в атмосферу Земли. [ 57 ]
Галерея
[ редактировать ]-
RLV-TD HEX01, ТДВ в процессе перевозки
-
RLV-TD HEX01 на первой стартовой площадке Космического центра Сатиш Дхаван, Шрихарикота (SDSC SHAR) перед запуском 01
-
Запуск RLV-TD HEX01 с первой стартовой площадки Космического центра Сатиш Дхаван, Шрихарикота (SDSC SHAR) 02
-
LEX-01 имитирует параметры посадки автомобиля.
-
Первая автономная посадка LEX-02.
-
Для повышения безопасности во время маневров автономной посадки в LEX-03 использовался новый пакет кинематики, улучшенная спутниковая навигация и объединение нескольких датчиков для изменения параметров и исправления ошибок в реальном времени.
См. также
[ редактировать ]- Аватар — несвязанный концепт космического самолета от индийской DRDO.
- Space Rider - планируемый роботизированный космический самолет ЕКА.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ISRO начнет полеты испытательного стенда многоразовой пусковой установки» .
- ^ Jump up to: а б «Первый в истории Индии космический корабль коренных народов RLV-TD успешно запущен» . Архивировано из оригинала 23 мая 2016 г. Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «Индийская организация космических исследований проведет испытания многоразового космического корабля RLV» . Инсайдер SpaceFlight . 2 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 г. . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ «Вторник, 22 декабря, небольшие шаги Isro по разработке собственной программы многоразовой ракеты [Многоразовая ракета-носитель (RLV)]» . ЖИВАЯ МЯТА, В . 2015. Архивировано из оригинала 26 мая 2016 г. Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ «Департамент космоса правительства Индии» (PDF) . 14 марта 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 августа 2016 г. . Проверено 27 апреля 2016 г.
Технико-экономическое обоснование проекта «АВАТАР» выполнено группой ученых DRDO. ISRO не имеет никакого отношения к этому проекту.
- ^ «Добро пожаловать в Космический центр Викрама Сарабая — ISRO_Технология сверхзвукового сгорания» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ « Космические транспортные системы: какое будущее» доктора Б.Н. Суреша» . 2 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2020 г. Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ «Успешные летные испытания усовершенствованной ракеты-зонда – ИСРО» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 9 сентября 2016 г. Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ «Проект многоразовой ракеты-носителя ISRO одобрен» . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ «Миссия по входу в атмосферу RLV для использования GSLV с последней ступенью PSLV; замена шасси и многое другое» . Таймс оф Индия . 26 июня 2024 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Навигационная спутниковая система к марту» . Архивировано из оригинала 08.11.2020 . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Моделирование и управление ракетами-носителями» (PDF) . www.sc.iitb.ac.in. Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2015 г. Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ «Многоразовые ракеты-носители» . Брахманд.com . 25 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ «Успешные летные испытания демонстратора технологии прямоточного воздушно-реактивного двигателя ISRO» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 г. Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «Индийские ракеты скоро будут использовать в качестве топлива атмосферный кислород» .
- ^ «ISRO приступила к испытанию прямоточного воздушно-реактивного двигателя» . Индус . 28 ноября 2015 г. ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 08.11.2020 . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ «Индийская многоразовая ракета-носитель будет называться «Пушпак», премьер-министр оценивает прогресс» . Индия сегодня . 27 февраля 2024 г. Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Ранона-носитель одобрена» . ДНК Индии . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «Make In India обретает крылья благодаря успешному запуску космического корабля «Свадеши»» . Журнал «Свободная пресса» . Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «Индия только что запустила мини-космический челнок» . сайт sciencealert.com. Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «Прорыв в технологии сверхзвукового горения» . Сайт Космического центра Викрама Сарабая . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «Демонстрационная программа» . ИСРО сайт . Архивировано из оригинала 23 мая 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «Бюджетный доступ» . bharat-rakshak.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «Индия запускает крылатый космический самолет во время экспериментального суборбитального запуска» . spaceflightnow.com. Архивировано из оригинала 30 августа 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «Многоразовая ракета-носитель ISRO, что произошло и что дальше» . thewire.in. Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «VSSC ищет новое небо» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «Индийский космический корабль успешно запущен» . «Хиндустан Таймс» . Архивировано из оригинала 30 августа 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «ISRO проведет испытания ракеты, которая использует кислород непосредственно из атмосферы в качестве топлива» . 26 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2016 г. Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ «Летные испытания перспективной ракеты-зонда» . ИСРО сайт . Архивировано из оригинала 9 сентября 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «ISRO продвигается к созданию космического самолета Свадеши» . Кхул Ке . Архивировано из оригинала 07 сентября 2023 г. Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ ТС, Субраманиан (28 сентября 2016 г.). «Успех ГПВРД» . Линия фронта . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «ISRO успешно испытывает прямоточный воздушно-реактивный двигатель, использующий кислород из атмосферы» . Таймс оф Индия . 28 августа 2016 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Демонстратор технологии прямоточного воздушно-реактивного двигателя ISRO успешно прошел летные испытания» . ИСРО . Департамент космоса . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Исро успешно проводит второе испытание технологии воздушного дыхания» . Индия сегодня . 23 июля 2024 г. Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Индийский демонстратор технологий многоразовой ракеты-носителя (RLV-TD), успешно прошедший летные испытания. Архивировано 9 февраля 2021 г. на Wayback Machine . 23 мая 2016. ИСРО.
- ^ Jump up to: а б RLV-TD. Архивировано 17 апреля 2021 г. в Wayback Machine . ИСРО. 23 мая 2016 г. Содержит диаграммы.
- ^ Кумар, Киран (28 апреля 2016 г.). " "Местная разработка материалов для космической программы" " . Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «КРЕМНЕЗЕМНАЯ ПЛИТКА КАК ТЕРМОЗАЩИТА ДЛЯ RLV-TD» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 30 июня 2020 г. Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «Текущий научный том 114 - Выпуск 01» . Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «Технология индийской многоразовой ракеты-носителя» . 12 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «Глубокое погружение в технологию многоразовых ракет-носителей ISRO - Часть I» . Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «Глубокое погружение в технологию многоразовых ракет-носителей ISRO - Часть II» . Архивировано из оригинала 3 июля 2020 года . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ « Индийский космический челнок обретает форму , 2009 год» . Индус . 31 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Ядав, Сандип; Джаякумар, М.; Низин, Азия; Кешавабрахмаджи, К.; Шьям Мохан, Н. (01 декабря 2017 г.). «Оценка летных характеристик и времени приземления TDV на заключительном этапе миссии RLV-TD HEX-01» . Журнал Института инженеров (Индия): Серия C. 98 (6): 679–688. Бибкод : 2017JIEIC..98..679Y . дои : 10.1007/s40032-017-0403-9 . ISSN 2250-0553 . S2CID 115904439 .
- ^ «Индийская многоразовая ракета-носитель успешно прошла летные испытания» . ИСРО сайт . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «ISRO успешно запустила первый в истории Индии местный космический челнок» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ «ISRO готовится к 6 крупным миссиям в этом году» . Служба экспресс-информации . 30 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2016 г. Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ «Эксперимент по высадке вероятен в Чалакере на следующей неделе» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ https://www.isro.gov.in/NSPD2024/assets/pdf/Launch%20Vehicles-Pagewise.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ « Эксперимент по посадке многоразовой ракеты-носителя ISRO прошел успешно» « .
- ^ «ISRO успешно проводит миссию по автономной посадке многоразовой ракеты-носителя (RLV LEX)» . Индийская организация космических исследований . isro.gov.in. 2 апреля 2023 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 г. Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Эксперимент по посадке многоразовой ракеты-носителя Isro прошел успешно; РЛВ приближается к миссии по возвращению на орбиту» . Таймс оф Индия . 02.04.2023. ISSN 0971-8257 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 г. Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Кумар, Четан (22 марта 2024 г.). «Исро завершает второй ключевой эксперимент по посадке многоразовой ракеты-носителя» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Багла, Паллава (22 марта 2024 г.). «Смотреть: Успешно запущен индийский пушпак 21 века «Виман»» . NDTV.com . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «ISRO снова добилась успеха! Посадка многоразовой ракеты-носителя «Пушпак» успешно проведена в Карнатаке – см. фотографии» . Финансовый экспресс . 2024-03-22 . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «ISRO достигла еще одного рубежа: успешно приземлила многоразовую ракету-носитель «Пушпак» . Маниконтроль . 2024-03-22 . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Раджви, Тики (8 июня 2024 г.). «ISRO готова к третьему эксперименту по приземлению многоразовой ракеты-носителя» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ «Многоразовая ракета-носитель ISRO, созданная для недорогих космических миссий, готовится к третьей испытательной посадке на этой неделе» . Печать . 17 июня 2024 г. Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «Многоразовая ракета-носитель Исро завершила третье посадочное испытание, проложив путь к возвращению на орбиту» . Таймс оф Индия . ISSN 0971-8257 . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «ISRO успешно проводит третий и последний эксперимент по приземлению многоразовой ракеты-носителя «Пушпак»» . Индус . 2024-06-23. ISSN 0971-751X . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Плакат о РЛВ-ТД» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 30 июля 2009 г.
- ^ «Многоразовая ракета-носитель — Программа демонстрации технологий (RLV-TD) — ISRO» . isro.gov.in. Архивировано из оригинала 23 мая 2016 г. Проверено 8 июня 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]