Jump to content

Сенгер (космический корабль)

Певица
Модель в Техническом музее Шпейера.
Роль Многоразовый космический самолет
Национальное происхождение Германия
Производитель Юнкерс
Дизайнер Юджин Сингер
Статус Отменено в 1994 году. [ 1 ]
Произведено 0

Saenger или Sänger западногерманский концепт двухступенчатого космического самолета . Он назван в честь Ойгена Сенгера , который был ключевой фигурой в разработке концепции аэрокосмической компании Junkers . [ 2 ] [ 3 ]

Его первая версия, получившая обозначение Saenger I , начала разработку в 1960-х годах. Немецкая аэрокосмическая фирма Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) разработала концепции его использования как в качестве гиперзвукового пассажирского авиалайнера, так и в качестве двухступенчатой ​​ракеты-носителя для развертывания различных полезных нагрузок, в том числе астронавтов, с помощью концептуального космического самолета Horus (гиперзвуковая орбитальная верхняя ступень) в космос. орбита. Эти идеи получили поддержку Немецкого аэрокосмического центра (DLR), что привело к дальнейшим детальным исследованиям, проводимым в рамках гиперзвукового исследования национального уровня.

В 1980-х годах правительство Германии проявляло растущий интерес к проекту использования в качестве многоразовой пусковой системы , в результате чего проект получил официальную поддержку и начались работы над увеличенной версией ракеты, известной как Saenger II . Работа над проектом была прекращена в 1995 году из-за высоких прогнозируемых затрат и предполагаемого ограниченного прироста производительности (по сравнению с существующими одноразовыми системами запуска, такими как ракета Ariane 5 ).

Разработка

[ редактировать ]

В начале 1940-х годов немецкий инженер и ученый-ракетчик Ойген Зенгер разработал первоначальный проект двухступенчатого ракетного самолета . [ 3 ] На фоне Второй мировой войны предполагалось предусмотреть самолет военного назначения; Теоретически эта машина могла бы двигаться со скоростью до 17 000 километров в час, пересекать Атлантический океан и сбрасывать боевую нагрузку весом в одну тонну на цели на восточном побережье Соединенных Штатов , включая Нью-Йорк . Хотя в то время такой самолет так и не был построен, в качестве концепции он послужил отправной точкой для последующих работ. [ 3 ]

В 1960-х и 1970-х годах компания Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) возобновила работу над концепцией, которая стала известна как Saenger. [ 4 ] Исследовательский проект привлек внимание Немецкого аэрокосмического центра (DLR), который официально принял его в качестве эталонной концепции для западногерманской гиперзвуковой программы. Saenger рассматривался как потенциальный пассажирский авиалайнер, который был бы больше и быстрее, чем англо-французский «Конкорд» , а также для его использования для вывода полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО). [ 4 ] Еще одним ключевым потенциальным применением этого типа было использование в качестве первой ступени двухступенчатой ​​стартовой платформы для предполагаемого космического корабля, известного как « Хорус» (гиперзвуковая орбитальная верхняя ступень), а также в качестве беспилотного грузового модуля, известного как «Каргус ». Грузовая верхняя ступень). [ 4 ] Также считалось, что теоретически Сенгер должен был быть способен снизить затраты на вывод полезной нагрузки на орбиту с 3500 долларов за фунт до 500 долларов за фунт; прогнозируемая стоимость запуска рассматривалась как главный экономический аргумент в пользу продолжения разработки. [ 5 ]

Масштабная модель Saenger.

В середине 1980-х годов официальный интерес к программе Сенгера становился все более заметным. [ 6 ] В июне 1985 года официальная презентация системы запуска Saenger была сделана совету Европейского космического агентства (ЕКА). [ 7 ] На тот момент у ЕКА было три конкурирующих проекта, помимо Saenger, это французские Hermes и HOTOL . По данным аэрокосмического издания Flight International , с самого начала было очевидно, что финансирование от ЕКА уже будет трудно получить, как из-за отсутствия у агентства доступного бюджета, так и из-за предполагаемого отсутствия политической поддержки программы. [ 7 ] Хотя немецкая поддержка Зенгера присутствовала, также было широко ощущаемое желание, чтобы ЕКА уменьшило акцент и лишило приоритетов разработку и развертывание независимых пилотируемых космических программ, вместо этого сосредоточив внимание на использовании существующих возможностей и других связанных с космосом исследовательские программы. [ 8 ]

Правительство Западной Германии пришло к соглашению о финансировании работ по разработке Saenger; это было предназначено для демонстрации компонентов, которую планировалось провести в период с 1993 по 1999 год, и прототипа, который должен был быть завершен к 2000 году. [ 9 ] На протяжении первого этапа, который, как предполагалось, продлится до 1992 года, министерство исследований Западной Германии выделило 122 миллиона долларов, что составило 7 процентов ее бюджета, связанного с космосом, в то время как DLR выделило 48 миллионов долларов, Немецкое исследовательское общество выделило 17 миллионов долларов, а Германия промышленность инвестировала еще 22 миллиона долларов. [ 10 ] В августе 1988 года была создана первая конфигурация Saenger. [ 11 ]

К этому моменту прогнозируемые время и затраты на полное завершение опытно-конструкторских работ составили 12 миллиардов долларов в течение 20 лет. [ 12 ] Однако внимание немецкого правительства было сосредоточено не только на Зенгере; конкурирующий космический самолет «Гермес» , одобренный Европейским космическим агентством (ЕКА), также привлек внимание и считался пользующимся более широкой поддержкой среди европейских партнеров. [ 12 ] В 1995 году проект был прекращен в первую очередь из-за опасений по поводу затрат на разработку и ограниченного выигрыша в цене и характеристиках по сравнению с существующими системами космического запуска, такими как ракета Ariane 5 . [ 13 ]

Saenger представлял собой высокоаэродинамический гиперзвуковой самолет, по размеру похожий на обычный авиалайнер Boeing 747 и способный взлетать, как обычный самолет. [ 4 ] Предполагалось, что как обычный самолет он будет способен развивать крейсерскую скорость до 4,4 Маха на дальность полета 11 000 километров и перевозить около 230 пассажиров; это более чем вдвое превышало скорость, дальность и вместимость англо-французского «Конкорда» , единственного действующего сверхзвукового пассажирского авиалайнера, прослужившего долгосрочную службу. [ 14 ] Saenger должен был оснащаться шестью гибридными турбореактивными двигателями; [ 5 ] [ 15 ] По данным аэрокосмического издания Flight International , «ключом к успеху, без сомнения, является наличие очень современных реактивных двигателей для базового корабля». [ 7 ]

Saenger предназначался для выполнения различных функций. При космических запусках его использовали бы в качестве базового корабля для выведения полезных грузов на орбиту. [ 4 ] Как предполагалось, он должен был нести пилотируемый орбитальный космический самолет меньшего размера , известный как Хорус (горизонтальная верхняя ступень); «Хорус» в основном использовался бы для обслуживания и снабжения космических станций путем транспортировки различной полезной нагрузки, в том числе от 4000 до 6000 фунтов груза и до шести астронавтов , на 270-мильную орбиту. [ 5 ] Предполагалось использование дополнительных верхних ступеней, в том числе беспилотного одноразового корабля Cargus (грузовая верхняя ступень), который должен был использоваться для доставки полезных грузов массой от 5 до 15 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО). [ 4 ] В двигательной установке «Каргуса» будут повторно использованы элементы ракеты «Ариан-5» . [ 5 ] В конфигурации космического запуска Saenger должен был взлететь обычным способом и подняться до высоты потолка 100 000 футов и максимальной скорости 6 Маха, после чего вторая ступень отделилась бы и начала подъем на орбиту с независимым приводом. [ 7 ]

Подробно изучалось использование Saenger в качестве гиперзвукового пассажирского авиалайнера; поскольку он летел бы на очень большой высоте, уровень шума на уровне земли был бы значительно снижен, что было предметом громкой общественной полемики для более раннего Конкорда. [ 14 ] Первая ступень системы запуска Saenger была аэродинамически похожа на предлагаемую модель гиперзвукового авиалайнера и, таким образом, имела определенный уровень общности с точки зрения опытно-конструкторских работ. [ 7 ]

Варианты

[ редактировать ]

В корабле Saenger I использовалась двухступенчатая концепция, аналогичная концепции американского космического корабля "Шаттл" . Первая ступень с прикрепленной сверху второй ступенью должна была взлетать горизонтально по взлетно-посадочной полосе и подниматься на высоту 30 км с помощью воздушно-реактивных воздушно-реактивных двигателей. Затем вторая ступень отделится и разгонится до орбитальных скоростей и высот с помощью ракетного двигателя LOX/LH2 . [ 5 ] Преимущество этого подхода состоит в том, что первая ступень использует преимущества воздушно-реактивных двигателей (например, более высокий удельный импульс ) до тех пор, пока они не станут нежизнеспособными из-за низкого давления воздуха и высоких скоростей. Вторая ступень имела размеры 31×12 м и могла перевозить пару космонавтов. [ 2 ] Другой концепт РТ-8 «Раумтранспортер-8», или «Космический транспорт 8», должен был приводиться в движение паровой ракетой, которая разгоняла первую и вторую ступени по 3-километровой трассе до скорости запуска 900 км/ч. [ 16 ]

Сенгер II

[ редактировать ]

Проект Saenger II вырос из Saenger I в конце 1980-х годов; Планировалось, что это будет европейская ракета-носитель, призванная имитировать концепцию и возможности программы «Спейс Шаттл». Разработку провела западногерманская аэрокосмическая компания Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB). [ 13 ] Согласно задумке, аппарат должен был взлететь с взлетно-посадочной полосы с использованием прямоточных воздушно-реактивных двигателей, подняться на высоту 30 км и достичь скорости 7 Маха. Затем вторая ступень должна была отделиться и разогнаться до орбитальных скоростей и высот с помощью своего ракетного двигателя, первая ступень должна была вернуться на орбиту. оригинальная взлетно-посадочная полоса. Космический корабль мог бы доставить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 10 000 кг или модуль экипажа . [ 13 ]

Другим вариантом использования Sanger II мог быть пассажирский самолет EHTV (Европейский гиперзвуковой транспортный корабль) MBB HST-230 с 230 пассажирами на дальность полета более 10 000 км (от Франкфурта до Токио) с крейсерской скоростью 4,4 Маха на высоте 24,5 км. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Высотный космический самолет RBCC SSTO, запускаемый с экваториальной катапульты, для экономичного пилотируемого выхода на НОО» . Международный журнал авиации, аэронавтики и аэрокосмической отрасли . 3 (2). 27 апреля 2016 г. Проверено 12 ноября 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б Холлманн, Вилли и Лей, В. (ред.) Справочник по космическим технологиям. Карл Хансер Верлаг, 1969 г., ISBN   3-446-15130-3 .
  3. ^ Jump up to: а б с Коллинз 1990, с. 180.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Коллинз 1990, с. 179.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Конгресс США 1989, с. 60.
  6. ^ Коллинз 1990, стр. 180-181.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Гейзенхейнер, Стефан. «Сенгер присоединяется к Гермесу и Хотолу». Flight International , 13 сентября 1986 г. с. 62.
  8. ^ Моксон, Джулиан. «Германия рассматривает космические варианты». Flight International , 19 февраля 1991 г. с. 21.
  9. ^ Конгресс США 1989, стр. 60-61.
  10. ^ Конгресс США 1989, с. 61.
  11. ^ Вейланд 2014, с. 305.
  12. ^ Jump up to: а б Коллинз 1990, с. 181.
  13. ^ Jump up to: а б с «Сенгер II» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 11 сентября 2014 г.
  14. ^ Jump up to: а б Коллинз 1990, стр. 179–180.
  15. ^ Вейланд 2014, с. 3.
  16. ^ «Сэнгер I» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2019 г.
  17. ^ Кёлле, Дитрих Э. (27 июня 1988 г.). «Saenger II, гиперзвуковая летно-космическая транспортная система». Икас . 1 : 687–693. Бибкод : 1988icas.conf..687K .
  18. ^ «Saenger II - Гиперзвуковая летно-космическая транспортная система» (PDF) . Проверено 12 ноября 2022 г.
  19. ^ «Сенгер II» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2016 года . Проверено 27 июня 2019 г.
  20. ^ Эль-Сайед, Ахмед Ф. (6 июля 2017 г.). Авиационные силовые установки и газотурбинные двигатели . ЦРК Пресс. ISBN  9781466595187 . Проверено 27 июня 2019 г. - через Google Книги.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d36a97417e20f7b2815954de85b5128f__1717154880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/8f/d36a97417e20f7b2815954de85b5128f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saenger (spacecraft) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)