Jump to content

XCOR Рысь

Рысь
Макет космического самолета Lynx
Функция Суборбитальный запуск и вход в атмосферу с экипажем
Производитель XCOR Аэрокосмическая промышленность
Размер
Этапы 1
Первый этап
Двигатели 4
Толкать 2900 фунтов
Порох LOX - керосин

XCOR Lynx представлял собой предлагаемый суборбитальный самолет с горизонтальным взлетом и горизонтальной посадкой (HTHL). с ракетным двигателем космический самолет , который разрабатывался калифорнийской компанией XCOR Aerospace для конкуренции на развивающемся рынке суборбитальных космических полетов. Lynx предназначался для перевозки одного пилота, пассажира с билетом и / или полезной нагрузки на высоте более 100 километров (62 мили). Концепция находилась в разработке с 2003 года, когда было объявлено о двухместном суборбитальном космическом самолете под названием Xerus.

В январе 2016 года XCOR изменила планы первого полета космического самолета Lynx. Первоначально его планировалось провести во втором квартале 2016 года с космодрома Мидленд в Техасе. [1] но в начале 2016 года его перенесли на «нераскрытую и предварительную» дату на космодроме Мохаве . [2]

В мае 2016 года [3] XCOR объявила, что разработка Lynx остановлена ​​из-за увольнений примерно трети персонала; Вместо этого компания намеревалась сосредоточиться на разработке своей ракеты на жидком водороде по контракту с United Launch Alliance . [4]

После банкротства XCOR Aerospace в 2017 году активы компании были проданы некоммерческой организации Build A Plane, которая сосредоточится на образовании, а не на суборбитальных полетах. [5]

В 2003 году XCOR предложила Xerus (произношение: zEr'us) концепцию суборбитального космического самолета . Он должен был быть способен перевозить одного пилота и одного пассажира, а также проводить некоторые научные эксперименты . Он даже сможет нести верхнюю ступень , которая будет запускаться вблизи апогея и, следовательно, потенциально сможет выводить спутники на низкую околоземную орбиту . [6] Еще в 2007 году XCOR продолжала называть свою будущую концепцию двухместного космического самолета Xerus . [7]

Первоначально о космическом самолете Lynx было объявлено в марте 2008 года, а запуск в эксплуатацию планируется создать в течение двух лет. [8] В декабре 2008 года была объявлена ​​цена билета в размере 95 000 долларов США (что эквивалентно 134 439 долларам США в 2023 году) за место, при этом полеты планируется начать в 2010 году. [9] Сборка летного аппарата Lynx Mark I началась только в середине 2013 года, и XCOR заявила, что первый полет состоится в 2015 году. [10] [11] В июле 2015 года цены на билеты выросли на 50% до 150 000 долларов США (что эквивалентно 192 812 долларам США в 2023 году). [12] В ноябре 2015 года трое соучредителей покинули свои существующие должности в компании и основали Agile Aero. Дэн Делонг (главный инженер) и Алета Джексон полностью покинули компанию, а бывший генеральный директор Джефф Грисон оставался в совете директоров до тех пор, пока не ушел в отставку в марте 2016 года. [13] Грисон сослался на проблемы с кузовом автомобиля Lynx, хотя двигатель оказался успешным. По состоянию на середину 2016 года разработка была приостановлена ​​в пользу гидролоксного двигателя 8H21, заключенного по контракту с ULA. [4]

Среди пассажиров, которые надеялись совершить полеты на Lynx, были победители конкурса Космической академии Axe Apollo и Джастин Дауд из Вустера, штат Массачусетс, победитель другого конкурса под названием «Гонка за космос». [14] Конкурс газет «Гонка за космос», организованный Metro International . [15] К июлю 2015 года пассажирский билет должен был стоить 150 000 долларов США . [16] Сообщается , что по состоянию на декабрь 2015 года Kayak.com продавал билеты на рейсы на XCOR Lynx, начиная с 2016 года. [17]

В мае 2016 года компания остановила разработку космического самолета Lynx и сосредоточила свое внимание на разработке технологии двигателей LOX / LH2 , в частности, на проекте, финансируемом United Launch Alliance . До мая компания уволила более 20 человек из 50–60 человек, находившихся на борту. [4]


Описание

[ редактировать ]

Предполагалось, что Lynx будет иметь четыре жидкостных ракетных двигателя в задней части фюзеляжа, сжигающих смесь LOX - керосина , каждый из которых будет развивать тягу в 2900 фунтов силы (13 000 Н). [18]

Марк I, прототип

[ редактировать ]
  • Максимальная высота: 62 км (203 000 футов). [16]
  • Основная внутренняя полезная нагрузка: 120 кг (260 фунтов) [19]
  • Вторичные помещения для полезной нагрузки включают небольшую зону внутри кабины позади пилота или снаружи машины в двух зонах в хвостовой части фюзеляжа. [19]
  • Алюминиевый бак LOX
  • Скорость подъема 2 Маха (1500 миль в час) [20]
  • 4 G повторная загрузка [20]

Серийная модель Mark II

[ редактировать ]

Lynx Mark III должен был быть тем же транспортным средством, что и Mark II, с внешней спинальной подвеской массой 650 кг (1430 фунтов) и должен был быть достаточно большим, чтобы вместить двухступенчатый носитель для запуска микроспутника или нескольких наноспутников на низкую высоту. Земная орбита . [26]

Двигатель Рысь XR-5K18

[ редактировать ]

XR-5K18 представляет собой двигатель с поршневым насосом , питаемый LOX/керосином и использующий замкнутый цикл Брайтона . [26] [27]

Программа разработки двигателя XCOR Lynx 5K18 LOX / керосин достигла важной вехи в марте 2011 года. Комплексные испытательные запуски комбинации двигатель/сопло продемонстрировали способность алюминиевого сопла выдерживать высокие температуры выхлопных газов ракетных двигателей. [28]

В марте 2011 года United Launch Alliance (ULA) объявила о заключении контракта на совместную разработку с XCOR готового к полету криогенного LH2 / LOX верхней ступени ракетного двигателя с усилием от 25 000 до 30 000 фунтов силы (110 000–130 000 Н) ( см . проект разработки двигателя верхней ступени XCOR/ULA на жидком водороде ). Усилия Lynx 5K18 по разработке нового сопла двигателя из алюминиевого сплава с использованием новых технологий производства позволят снизить вес большого двигателя на несколько сотен фунтов, что приведет к значительно более дешевым и более эффективным коммерческим космическим полетам и полетам правительства США . [29]

В 2010 году сообщалось, что в планере Mark I может использоваться углерод/эпоксидный эфир композит , а в Mark II – углерод/цианат со сплавом никеля для носовой части и передовой тепловой защиты . [30]

Марк, я строю

[ редактировать ]

Летное изделие Lynx Mark I, как утверждалось, было изготовлено и собрано в Мохаве начиная с середины 2013 года. [31] Сообщается, что кабина Lynx (сделанная из углеродного волокна и спроектированная компанией AdamWorks , Колорадо) была одним из элементов, задерживающих сборку. [19]

В начале октября 2014 года к фюзеляжу прикрепили кабину. [32] Задний лонжерон был прикреплен к фюзеляжу вскоре после Дня Благодарения 2014 года. [33] В начале мая 2015 года к планеру были прикреплены рейки. [34] Ожидалось, что последний крупный компонент — крылья — будет доставлен в конце 2015 года. [35] В январе 2016 года генеральный директор XCOR Джей Гибсон заявил: «… мы ожидаем, что крылья появятся в самом ближайшем будущем…», а технический директор Майкл Валант сказал, что они обнаружили, что калибровка закрылков является сложной задачей. [2] В феврале 2016 года первый прототип был описан как «бескрылый снаряд». [36]

В новостном репортаже XCOR за ноябрь 2016 года они заявили, что «несмотря на то, что программа добилась большого прогресса в интеграции структурных элементов транспортного средства в течение 2015 и начала 2016 года, прогресс в проектировании элементов поверхности управления отставал. В целях предотвращения возможных переделок в результате внедрения проекты еще не готовы, производство Lynx было приостановлено, поэтому наша команда инженеров вернулась к проектному совету». [37]

Тестовая программа

[ редактировать ]

Испытания маршевого двигателя XR-5K18 начались в 2008 году. [38]

В феврале 2011 года сообщалось, что испытания двигателя в основном завершены. [23] а аэродинамическая конструкция автомобиля прошла два раунда испытаний в аэродинамической трубе. Третий и последний раунд испытаний был завершен в конце 2011 года с использованием «сверхзвуковой модели Lynx в аэродинамической трубе в масштабе 1/60». [20] [23]

В октябре 2014 года XCOR заявила, что летные испытания прототипа Mark I начнутся в 2015 году. [10] [11] [39] Однако к январю 2016 года технические препятствия вынудили компанию заявить, что они не назначили новую запланированную дату испытательных полетов. [2]

Концепция операций

[ редактировать ]

Программа НАСА sRLV

[ редактировать ]

В марте 2011 года XCOR представила Lynx в качестве многоразовой ракеты-носителя для перевозки исследовательской полезной нагрузки в ответ на запрос НАСА о суборбитальной многоразовой ракете-носителе (sRLV), которая является частью программы НАСА по полетам. [40] Никакого контракта на это никогда не было объявлено.

Коммерческие операции

[ редактировать ]

По данным XCOR, Lynx должен был летать четыре или более раз в день, а также мог доставлять полезную нагрузку в космос. Ожидалось, что прототип Lynx Mark I совершит свой первый испытательный полет в 2015 году. [11] [41] через двенадцать-восемнадцать месяцев последовал полет серийной модели Mark II. [11]

XCOR планировал провести первые полеты Lynx на авиационно-космодроме Мохаве в Мохаве, Калифорния. [42] или любой лицензированный космодром с взлетно-посадочной полосой длиной 2400 метров (7900 футов). В сообщениях СМИ в 2014 году предполагалось, что к концу 2015 или в 2016 году Lynx, как ожидается, начнет выполнять суборбитальные космические туристические полеты и научно-исследовательские миссии с нового космодрома на карибском острове Кюрасао . [43] [44] Однако в январе 2016 года компания заявила, что не назначила новую запланированную дату испытательных полетов и дату начала коммерческих операций предвидеть невозможно. [2]

Поскольку у него не было какой-либо двигательной установки, кроме ракетных двигателей, «Рысь» пришлось буксировать до конца взлетно-посадочной полосы. Оказавшись на взлетно-посадочной полосе, пилот должен был запустить четыре ракетных двигателя, взлететь и начать крутой набор высоты. Двигатели выключатся на высоте примерно 138 000 футов (42 км) и Маха скорости 2 . Затем космический самолет продолжит набор высоты без двигателя, пока не достигнет апогея примерно 200 000 футов (61 км). Земли Космический корабль должен был находиться в невесомости чуть более четырех минут, прежде чем снова войти в атмосферу . Предполагалось, что при входе в атмосферу пассажиры «Рыси» испытают силу тяжести, в четыре раза превышающую нормальную. После входа в атмосферу «Рысь» должна была спланировать вниз и совершить посадку без двигателя. Предполагалось, что общее время полета продлится около 30 минут. [26] Ожидалось, что Lynx сможет выполнить 40 полетов, прежде чем потребуется техническое обслуживание.

Сообщается, что компания Orbital Outfitters разрабатывала скафандры для использования XCOR. [45] В 2012 году компания Orbital Outfitters сообщила, что завершила технический макет самого корабля Lynx. [46]

Прогноз стоимости разработки

[ редактировать ]

По прогнозам, в 2008 году производство Mark I будет стоить 10 миллионов долларов США (что эквивалентно 14 миллионам долларов США в 2023 году). [47] [48] и Mark II — около 12 миллионов долларов США (что эквивалентно 17 миллионам долларов США в 2023 году). [49]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Друзин, Рожь (08 сентября 2015 г.). «Президент MSDC: Lynx будет запущен из Мидленда в этом финансовом году» . Midland Reporter-Telegram . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Малдер, Брэндон (17 января 2016 г.). «Официальные лица XCOR воздерживаются от раскрытия даты испытательных полетов Lynx» . Midland Reporter-Telegram . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  3. ^ Паппалардо, Джо (31 мая 2016 г.). «Космический самолет XCOR Lynx может выйти из строя» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Фауст, Джефф (31 мая 2016 г.). «XCOR увольняет сотрудников, чтобы сосредоточиться на разработке двигателей» . Космические новости . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  5. ^ Мессье, Дуглас (20 апреля 2018 г.). «Активы космических самолетов обанкротившейся космической компании помогут молодым умам взлететь» . Space.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  6. ^ Дэвид, Леонард (19 мая 2003 г.). «XCOR нацеливается на Ксеруса» . Space.com . Архивировано из оригинала 8 декабря 2009 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  7. ^ Дэвид, Леонард (23 апреля 2007 г.). «XCOR шаг за шагом реализует мечту» . Space.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 г. Проверено 21 октября 2013 г.
  8. ^ «Аэрокосмический суборбитальный аппарат XCOR полетит в течение двух лет» . XCOR Аэрокосмическая компания . 26 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  9. ^ «Ракетная компания предлагает полеты в космос за 95 тысяч долларов» . Новый учёный . Рейтер . 02 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  10. ^ Jump up to: а б Грисон, Джефф (16 сентября 2013 г.). «Взлет космического самолета Lynx: вопросы и ответы с генеральным директором XCOR Aerospace Джеффом Грисоном» . Space.com (интервью). Беседовал Шиллинг, Говерт. Архивировано из оригинала 30 сентября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Норрис, Гай (08 октября 2014 г.). «XCOR Lynx переходит к окончательной сборке» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 20 января 2015 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  12. ^ Мессье, Дуглас (15 июля 2015 г.). «XCOR повысит цены на билеты на 50 процентов» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  13. ^ «Новые члены Совета директоров и Консультативного совета» . XCOR Аэрокосмическая компания . Мидленд, Техас . 30 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
  14. ^ «Американец Джастин Дауд выигрывает гонку Metro за космос» . Метро . 13 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  15. ^ «Гонка за космос» . Гонка за космос . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Бельфиоре, Майкл (13 августа 2012 г.). «XCOR Lynx: Не спите на космическом корвете» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  17. ^ «Каяк начинает бронировать космические полеты» . Фокс Ньюс . 14 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  18. ^ Норрис, Гай (28 марта 2013 г.). «Испытания ракет открывают путь к полетам XCOR Lynx» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  19. ^ Jump up to: а б с Бельфиоре, Майкл (ноябрь 2013 г.). «Прыжок рыси» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Джойнер, Стивен (01 мая 2011 г.). «Лаборатория запуска Мохаве» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  21. ^ Спарк, Джоэл (2 марта 2012 г.). «XCOR, Юго-Западный научно-исследовательский институт продвигает испытания суборбитальной полезной нагрузки» . Журнал «Космическая безопасность» . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  22. ^ «XCOR Aerospace Lynx» . ZAP16.com . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  23. ^ Jump up to: а б с Фауст, Джефф (28 февраля 2011 г.). «Суборбитальный выход из тени» . Космический обзор . Архивировано из оригинала 05 января 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  24. ^ «Родился космический самолет» . луна и обратно . 30 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  25. ^ Мессье, Дуглас (19 марта 2012 г.). «Ли Валентайн о том, как XCOR откроет космос» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 31 января 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  26. ^ Jump up to: а б с Бергин, Крис (27 августа 2012 г.). «Множественный космический самолет Lynx от XCOR Aerospace, установленный для KSC» . NASASpaceflight.com . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  27. ^ @spacecom (9 апреля 2016 г.). «Состояние двигателя 5К18» ( твит ) – через Twitter .
  28. ^ «Demo'd — это революционное сопло ракетного двигателя и новое партнерство по разработке двигателей» . Сатньюс . 22 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2014 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  29. ^ Морринг, Фрэнк младший (23 марта 2011 г.). «Соглашение ULA и XCOR Ink о разработке двигателя верхней ступени» . Авиационная неделя . Проверено 27 мая 2022 г.
  30. ^ Вуд, Карен (31 августа 2010 г.). «Частная космическая гонка» . КомпозитыМир . Архивировано из оригинала 28 июля 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  31. ^ Мессье, Дуглас (19 сентября 2013 г.). «XCOR следит за сборкой испытаний на испытаниях в дозвуковой аэродинамической трубе» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  32. ^ Дин, Джеймс (10 октября 2014 г.). «XCOR устанавливает кабину в космическое пространство Lynx» . Флорида сегодня . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  33. ^ «Суборбитальный космический корабль XCOR Lynx близок к окончательной сборке» . CompositesWorld (Пресс-релиз). 2014-12-23. Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  34. ^ «XCOR Aerospace объявляет о выпуске стрейков, прикрепленных к космическому кораблю Lynx Mark I» . SpaceRef (Пресс-релиз). 08.06.2015. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  35. ^ Фауст, Джефф (22 июля 2015 г.). «XCOR поднимет цены на билеты на суборбитальные полеты» . Космические новости . Сан-Хосе, Калифорния . Архивировано из оригинала 4 августа 2015 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  36. ^ Уолл, Майк (05 апреля 2016 г.). «Частный космический самолет Lynx может взлететь в начале 2017 года» . Space.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  37. ^ «Аэрокосмический отчет» (PDF) . XCOR Аэрокосмическая компания . Ноябрь 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  38. ^ Кауинг, Кейт (17 декабря 2008 г.). «Успешный первый испытательный запуск двигателя суборбитальной ракеты-носителя Lynx» . Часы НАСА . Архивировано из оригинала 26 июня 2014 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  39. ^ «Эра космических полетов вот-вот начнётся» . FlyFighterJet.com . 12 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  40. ^ «Годовой отчет Управления космических технологий о возможностях полетов за 2013 год» (PDF) . НАСА . п. 97. Архивировано (PDF) из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  41. ^ Бельфиоре, Майкл (9 января 2013 г.). «Ракетный самолет «Рысь» готовится к летнему полету» . луна и обратно . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  42. ^ «XCOR представляет новый суборбитальный ракетный корабль» . Space.com . 26 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  43. ^ "SXC - Покупайте билеты в космос!" . Корпорация космических экспедиций . 2012. Архивировано из оригинала 06 марта 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  44. ^ «Корпорация космических экспедиций объявляет об аренде с обслуживанием суборбитального корабля XCOR Lynx» . Space-Travel.com (пресс-релиз). 06.10.2010. Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  45. ^ «Производители коммерческих скафандров конкурируют за долю рынка» . Параболическая дуга . 21 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  46. ^ «Представлен технический макет XCOR Lynx» . Орбитальные экипировщики . 14 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  47. ^ Пастор, Энди (26 марта 2008 г.). «Тариф эконом-класса (100 000 долларов США) ускоряет гонку космического туризма» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 27 мая 2022 г.
  48. ^ Анчак, Джон (27 марта 2008 г.). «Новая ракета нацелена на рынок космического туризма» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  49. ^ Фауст, Джефф (31 марта 2008 г.). «Один размер не может подойти всем» . Космический обзор . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca97bcec0872c9651265e3d494c42be8__1722709860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/e8/ca97bcec0872c9651265e3d494c42be8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
XCOR Lynx - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)