XCOR Рысь
Функция | Суборбитальный запуск и вход в атмосферу с экипажем |
---|---|
Производитель | XCOR Аэрокосмическая промышленность |
Размер | |
Этапы | 1 |
Первый этап | |
Двигатели | 4 |
Толкать | 2900 фунтов |
Порох | LOX - керосин |
XCOR Lynx представлял собой предлагаемый суборбитальный самолет с горизонтальным взлетом и горизонтальной посадкой (HTHL). с ракетным двигателем космический самолет , который разрабатывался калифорнийской компанией XCOR Aerospace для конкуренции на развивающемся рынке суборбитальных космических полетов. Lynx предназначался для перевозки одного пилота, пассажира с билетом и / или полезной нагрузки на высоте более 100 километров (62 мили). Концепция находилась в разработке с 2003 года, когда было объявлено о двухместном суборбитальном космическом самолете под названием Xerus.
В январе 2016 года XCOR изменила планы первого полета космического самолета Lynx. Первоначально его планировалось провести во втором квартале 2016 года с космодрома Мидленд в Техасе. [1] но в начале 2016 года его перенесли на «нераскрытую и предварительную» дату на космодроме Мохаве . [2]
В мае 2016 года [3] XCOR объявила, что разработка Lynx остановлена из-за увольнений примерно трети персонала; Вместо этого компания намеревалась сосредоточиться на разработке своей ракеты на жидком водороде по контракту с United Launch Alliance . [4]
После банкротства XCOR Aerospace в 2017 году активы компании были проданы некоммерческой организации Build A Plane, которая сосредоточится на образовании, а не на суборбитальных полетах. [5]
История
[ редактировать ]Ксерус
[ редактировать ]В 2003 году XCOR предложила Xerus (произношение: zEr'us) концепцию суборбитального космического самолета . Он должен был быть способен перевозить одного пилота и одного пассажира, а также проводить некоторые научные эксперименты . Он даже сможет нести верхнюю ступень , которая будет запускаться вблизи апогея и, следовательно, потенциально сможет выводить спутники на низкую околоземную орбиту . [6] Еще в 2007 году XCOR продолжала называть свою будущую концепцию двухместного космического самолета Xerus . [7]
Рысь
[ редактировать ]Первоначально о космическом самолете Lynx было объявлено в марте 2008 года, а запуск в эксплуатацию планируется создать в течение двух лет. [8] В декабре 2008 года была объявлена цена билета в размере 95 000 долларов США (что эквивалентно 134 439 долларам США в 2023 году) за место, при этом полеты планируется начать в 2010 году. [9] Сборка летного аппарата Lynx Mark I началась только в середине 2013 года, и XCOR заявила, что первый полет состоится в 2015 году. [10] [11] В июле 2015 года цены на билеты выросли на 50% до 150 000 долларов США (что эквивалентно 192 812 долларам США в 2023 году). [12] В ноябре 2015 года трое соучредителей покинули свои существующие должности в компании и основали Agile Aero. Дэн Делонг (главный инженер) и Алета Джексон полностью покинули компанию, а бывший генеральный директор Джефф Грисон оставался в совете директоров до тех пор, пока не ушел в отставку в марте 2016 года. [13] Грисон сослался на проблемы с кузовом автомобиля Lynx, хотя двигатель оказался успешным. По состоянию на середину 2016 года разработка была приостановлена в пользу гидролоксного двигателя 8H21, заключенного по контракту с ULA. [4]
Среди пассажиров, которые надеялись совершить полеты на Lynx, были победители конкурса Космической академии Axe Apollo и Джастин Дауд из Вустера, штат Массачусетс, победитель другого конкурса под названием «Гонка за космос». [14] Конкурс газет «Гонка за космос», организованный Metro International . [15] К июлю 2015 года пассажирский билет должен был стоить 150 000 долларов США . [16] Сообщается , что по состоянию на декабрь 2015 года Kayak.com продавал билеты на рейсы на XCOR Lynx, начиная с 2016 года. [17]
В мае 2016 года компания остановила разработку космического самолета Lynx и сосредоточила свое внимание на разработке технологии двигателей LOX / LH2 , в частности, на проекте, финансируемом United Launch Alliance . До мая компания уволила более 20 человек из 50–60 человек, находившихся на борту. [4]
Описание
[ редактировать ]Предполагалось, что Lynx будет иметь четыре жидкостных ракетных двигателя в задней части фюзеляжа, сжигающих смесь LOX - керосина , каждый из которых будет развивать тягу в 2900 фунтов силы (13 000 Н). [18]
Марк I, прототип
[ редактировать ]- Максимальная высота: 62 км (203 000 футов). [16]
- Основная внутренняя полезная нагрузка: 120 кг (260 фунтов) [19]
- Вторичные помещения для полезной нагрузки включают небольшую зону внутри кабины позади пилота или снаружи машины в двух зонах в хвостовой части фюзеляжа. [19]
- Алюминиевый бак LOX
- Скорость подъема 2 Маха (1500 миль в час) [20]
- 4 G повторная загрузка [20]
Серийная модель Mark II
[ редактировать ]- Максимальная высота: 107 км (351 000 футов). [16]
- Основная внутренняя полезная нагрузка: 120 кг (260 фунтов) [21]
- Вторичные отсеки для полезной нагрузки такие же, как у Mark I. [22]
- Нетоксичные (негидразиновые ) двигатели системы управления реакцией (СДУ), [23] тип 3Н22 [24]
- Неожёрговый LOX композитный резервуар [25]
Марк III
[ редактировать ]Lynx Mark III должен был быть тем же транспортным средством, что и Mark II, с внешней спинальной подвеской массой 650 кг (1430 фунтов) и должен был быть достаточно большим, чтобы вместить двухступенчатый носитель для запуска микроспутника или нескольких наноспутников на низкую высоту. Земная орбита . [26]
Двигатель Рысь XR-5K18
[ редактировать ]XR-5K18 представляет собой двигатель с поршневым насосом , питаемый LOX/керосином и использующий замкнутый цикл Брайтона . [26] [27]
Программа разработки двигателя XCOR Lynx 5K18 LOX / керосин достигла важной вехи в марте 2011 года. Комплексные испытательные запуски комбинации двигатель/сопло продемонстрировали способность алюминиевого сопла выдерживать высокие температуры выхлопных газов ракетных двигателей. [28]
В марте 2011 года United Launch Alliance (ULA) объявила о заключении контракта на совместную разработку с XCOR готового к полету криогенного LH2 / LOX верхней ступени ракетного двигателя с усилием от 25 000 до 30 000 фунтов силы (110 000–130 000 Н) ( см . проект разработки двигателя верхней ступени XCOR/ULA на жидком водороде ). Усилия Lynx 5K18 по разработке нового сопла двигателя из алюминиевого сплава с использованием новых технологий производства позволят снизить вес большого двигателя на несколько сотен фунтов, что приведет к значительно более дешевым и более эффективным коммерческим космическим полетам и полетам правительства США . [29]
Планер
[ редактировать ]В 2010 году сообщалось, что в планере Mark I может использоваться углерод/эпоксидный эфир композит , а в Mark II – углерод/цианат со сплавом никеля для носовой части и передовой тепловой защиты . [30]
Марк, я строю
[ редактировать ]Летное изделие Lynx Mark I, как утверждалось, было изготовлено и собрано в Мохаве начиная с середины 2013 года. [31] Сообщается, что кабина Lynx (сделанная из углеродного волокна и спроектированная компанией AdamWorks , Колорадо) была одним из элементов, задерживающих сборку. [19]
В начале октября 2014 года к фюзеляжу прикрепили кабину. [32] Задний лонжерон был прикреплен к фюзеляжу вскоре после Дня Благодарения 2014 года. [33] В начале мая 2015 года к планеру были прикреплены рейки. [34] Ожидалось, что последний крупный компонент — крылья — будет доставлен в конце 2015 года. [35] В январе 2016 года генеральный директор XCOR Джей Гибсон заявил: «… мы ожидаем, что крылья появятся в самом ближайшем будущем…», а технический директор Майкл Валант сказал, что они обнаружили, что калибровка закрылков является сложной задачей. [2] В феврале 2016 года первый прототип был описан как «бескрылый снаряд». [36]
В новостном репортаже XCOR за ноябрь 2016 года они заявили, что «несмотря на то, что программа добилась большого прогресса в интеграции структурных элементов транспортного средства в течение 2015 и начала 2016 года, прогресс в проектировании элементов поверхности управления отставал. В целях предотвращения возможных переделок в результате внедрения проекты еще не готовы, производство Lynx было приостановлено, поэтому наша команда инженеров вернулась к проектному совету». [37]
Тестовая программа
[ редактировать ]Испытания маршевого двигателя XR-5K18 начались в 2008 году. [38]
В феврале 2011 года сообщалось, что испытания двигателя в основном завершены. [23] а аэродинамическая конструкция автомобиля прошла два раунда испытаний в аэродинамической трубе. Третий и последний раунд испытаний был завершен в конце 2011 года с использованием «сверхзвуковой модели Lynx в аэродинамической трубе в масштабе 1/60». [20] [23]
В октябре 2014 года XCOR заявила, что летные испытания прототипа Mark I начнутся в 2015 году. [10] [11] [39] Однако к январю 2016 года технические препятствия вынудили компанию заявить, что они не назначили новую запланированную дату испытательных полетов. [2]
Концепция операций
[ редактировать ]Программа НАСА sRLV
[ редактировать ]В марте 2011 года XCOR представила Lynx в качестве многоразовой ракеты-носителя для перевозки исследовательской полезной нагрузки в ответ на запрос НАСА о суборбитальной многоразовой ракете-носителе (sRLV), которая является частью программы НАСА по полетам. [40] Никакого контракта на это никогда не было объявлено.
Коммерческие операции
[ редактировать ]По данным XCOR, Lynx должен был летать четыре или более раз в день, а также мог доставлять полезную нагрузку в космос. Ожидалось, что прототип Lynx Mark I совершит свой первый испытательный полет в 2015 году. [11] [41] через двенадцать-восемнадцать месяцев последовал полет серийной модели Mark II. [11]
XCOR планировал провести первые полеты Lynx на авиационно-космодроме Мохаве в Мохаве, Калифорния. [42] или любой лицензированный космодром с взлетно-посадочной полосой длиной 2400 метров (7900 футов). В сообщениях СМИ в 2014 году предполагалось, что к концу 2015 или в 2016 году Lynx, как ожидается, начнет выполнять суборбитальные космические туристические полеты и научно-исследовательские миссии с нового космодрома на карибском острове Кюрасао . [43] [44] Однако в январе 2016 года компания заявила, что не назначила новую запланированную дату испытательных полетов и дату начала коммерческих операций предвидеть невозможно. [2]
Поскольку у него не было какой-либо двигательной установки, кроме ракетных двигателей, «Рысь» пришлось буксировать до конца взлетно-посадочной полосы. Оказавшись на взлетно-посадочной полосе, пилот должен был запустить четыре ракетных двигателя, взлететь и начать крутой набор высоты. Двигатели выключатся на высоте примерно 138 000 футов (42 км) и Маха скорости 2 . Затем космический самолет продолжит набор высоты без двигателя, пока не достигнет апогея примерно 200 000 футов (61 км). Земли Космический корабль должен был находиться в невесомости чуть более четырех минут, прежде чем снова войти в атмосферу . Предполагалось, что при входе в атмосферу пассажиры «Рыси» испытают силу тяжести, в четыре раза превышающую нормальную. После входа в атмосферу «Рысь» должна была спланировать вниз и совершить посадку без двигателя. Предполагалось, что общее время полета продлится около 30 минут. [26] Ожидалось, что Lynx сможет выполнить 40 полетов, прежде чем потребуется техническое обслуживание.
Сообщается, что компания Orbital Outfitters разрабатывала скафандры для использования XCOR. [45] В 2012 году компания Orbital Outfitters сообщила, что завершила технический макет самого корабля Lynx. [46]
Прогноз стоимости разработки
[ редактировать ]По прогнозам, в 2008 году производство Mark I будет стоить 10 миллионов долларов США (что эквивалентно 14 миллионам долларов США в 2023 году). [47] [48] и Mark II — около 12 миллионов долларов США (что эквивалентно 17 миллионам долларов США в 2023 году). [49]
См. также
[ редактировать ]- Частный космический полет
- Проект космического туризма EADS Astrium
- Ракетный самолет XP
- КосмическийКорабльДва
- Нью Шепард
- XCOR EZ-Ракета
- XCOR Mark-I X-Racer
- Чино Роке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Друзин, Рожь (08 сентября 2015 г.). «Президент MSDC: Lynx будет запущен из Мидленда в этом финансовом году» . Midland Reporter-Telegram . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Малдер, Брэндон (17 января 2016 г.). «Официальные лица XCOR воздерживаются от раскрытия даты испытательных полетов Lynx» . Midland Reporter-Telegram . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Паппалардо, Джо (31 мая 2016 г.). «Космический самолет XCOR Lynx может выйти из строя» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фауст, Джефф (31 мая 2016 г.). «XCOR увольняет сотрудников, чтобы сосредоточиться на разработке двигателей» . Космические новости . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Мессье, Дуглас (20 апреля 2018 г.). «Активы космических самолетов обанкротившейся космической компании помогут молодым умам взлететь» . Space.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Дэвид, Леонард (19 мая 2003 г.). «XCOR нацеливается на Ксеруса» . Space.com . Архивировано из оригинала 8 декабря 2009 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Дэвид, Леонард (23 апреля 2007 г.). «XCOR шаг за шагом реализует мечту» . Space.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 г. Проверено 21 октября 2013 г.
- ^ «Аэрокосмический суборбитальный аппарат XCOR полетит в течение двух лет» . XCOR Аэрокосмическая компания . 26 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Ракетная компания предлагает полеты в космос за 95 тысяч долларов» . Новый учёный . Рейтер . 02 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Грисон, Джефф (16 сентября 2013 г.). «Взлет космического самолета Lynx: вопросы и ответы с генеральным директором XCOR Aerospace Джеффом Грисоном» . Space.com (интервью). Беседовал Шиллинг, Говерт. Архивировано из оригинала 30 сентября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Норрис, Гай (08 октября 2014 г.). «XCOR Lynx переходит к окончательной сборке» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 20 января 2015 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Мессье, Дуглас (15 июля 2015 г.). «XCOR повысит цены на билеты на 50 процентов» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Новые члены Совета директоров и Консультативного совета» . XCOR Аэрокосмическая компания . Мидленд, Техас . 30 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «Американец Джастин Дауд выигрывает гонку Metro за космос» . Метро . 13 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Гонка за космос» . Гонка за космос . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Бельфиоре, Майкл (13 августа 2012 г.). «XCOR Lynx: Не спите на космическом корвете» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Каяк начинает бронировать космические полеты» . Фокс Ньюс . 14 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Норрис, Гай (28 марта 2013 г.). «Испытания ракет открывают путь к полетам XCOR Lynx» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Бельфиоре, Майкл (ноябрь 2013 г.). «Прыжок рыси» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Джойнер, Стивен (01 мая 2011 г.). «Лаборатория запуска Мохаве» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Спарк, Джоэл (2 марта 2012 г.). «XCOR, Юго-Западный научно-исследовательский институт продвигает испытания суборбитальной полезной нагрузки» . Журнал «Космическая безопасность» . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «XCOR Aerospace Lynx» . ZAP16.com . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фауст, Джефф (28 февраля 2011 г.). «Суборбитальный выход из тени» . Космический обзор . Архивировано из оригинала 05 января 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Родился космический самолет» . луна и обратно . 30 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Мессье, Дуглас (19 марта 2012 г.). «Ли Валентайн о том, как XCOR откроет космос» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 31 января 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Бергин, Крис (27 августа 2012 г.). «Множественный космический самолет Lynx от XCOR Aerospace, установленный для KSC» . NASASpaceflight.com . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ @spacecom (9 апреля 2016 г.). «Состояние двигателя 5К18» ( твит ) – через Twitter .
- ^ «Demo'd — это революционное сопло ракетного двигателя и новое партнерство по разработке двигателей» . Сатньюс . 22 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2014 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Морринг, Фрэнк младший (23 марта 2011 г.). «Соглашение ULA и XCOR Ink о разработке двигателя верхней ступени» . Авиационная неделя . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Вуд, Карен (31 августа 2010 г.). «Частная космическая гонка» . КомпозитыМир . Архивировано из оригинала 28 июля 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Мессье, Дуглас (19 сентября 2013 г.). «XCOR следит за сборкой испытаний на испытаниях в дозвуковой аэродинамической трубе» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 12 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Дин, Джеймс (10 октября 2014 г.). «XCOR устанавливает кабину в космическое пространство Lynx» . Флорида сегодня . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Суборбитальный космический корабль XCOR Lynx близок к окончательной сборке» . CompositesWorld (Пресс-релиз). 2014-12-23. Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «XCOR Aerospace объявляет о выпуске стрейков, прикрепленных к космическому кораблю Lynx Mark I» . SpaceRef (Пресс-релиз). 08.06.2015. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Фауст, Джефф (22 июля 2015 г.). «XCOR поднимет цены на билеты на суборбитальные полеты» . Космические новости . Сан-Хосе, Калифорния . Архивировано из оригинала 4 августа 2015 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Уолл, Майк (05 апреля 2016 г.). «Частный космический самолет Lynx может взлететь в начале 2017 года» . Space.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Аэрокосмический отчет» (PDF) . XCOR Аэрокосмическая компания . Ноябрь 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Кауинг, Кейт (17 декабря 2008 г.). «Успешный первый испытательный запуск двигателя суборбитальной ракеты-носителя Lynx» . Часы НАСА . Архивировано из оригинала 26 июня 2014 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Эра космических полетов вот-вот начнётся» . FlyFighterJet.com . 12 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Годовой отчет Управления космических технологий о возможностях полетов за 2013 год» (PDF) . НАСА . п. 97. Архивировано (PDF) из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Бельфиоре, Майкл (9 января 2013 г.). «Ракетный самолет «Рысь» готовится к летнему полету» . луна и обратно . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «XCOR представляет новый суборбитальный ракетный корабль» . Space.com . 26 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ "SXC - Покупайте билеты в космос!" . Корпорация космических экспедиций . 2012. Архивировано из оригинала 06 марта 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Корпорация космических экспедиций объявляет об аренде с обслуживанием суборбитального корабля XCOR Lynx» . Space-Travel.com (пресс-релиз). 06.10.2010. Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Производители коммерческих скафандров конкурируют за долю рынка» . Параболическая дуга . 21 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Представлен технический макет XCOR Lynx» . Орбитальные экипировщики . 14 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Пастор, Энди (26 марта 2008 г.). «Тариф эконом-класса (100 000 долларов США) ускоряет гонку космического туризма» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Анчак, Джон (27 марта 2008 г.). «Новая ракета нацелена на рынок космического туризма» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Фауст, Джефф (31 марта 2008 г.). «Один размер не может подойти всем» . Космический обзор . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 г. Проверено 27 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница суборбитального космического корабля Lynx
- Многоразовая ракета-носитель Lynx приближается к завершению , AmericaSpace, ноябрь 2015 г.
- Заброшенные проекты гражданских самолетов США
- Пилотируемый космический корабль
- Бывшие предлагаемые концепции систем космического запуска
- Низкоплановый самолет
- Воздушно-космический порт Мохаве
- Предлагаемый космический корабль
- Самолет с ракетным двигателем
- Доступ в космос
- Космический туризм
- Космические самолеты
- Бесхвостый самолет
- XCOR Аэрокосмическая промышленность
- XCOR самолет