Суборбитальный космический полет
Часть серии о |
Космический полет |
---|
Портал космических полетов |
Имя | Год | Рейсы | Расположение |
---|---|---|---|
Меркурий-Редстоун 3 Меркурий-Редстоун 4 | 1961 | 2 | Мыс Канаверал |
Х-15 Рейс 90 Х-15, рейс 91 | 1963 | 2 | Авиабаза Эдвардс |
Soyuz 18a | 1975 | 1 | Космодром Байконур |
Космический корабльОдин полет 15P Космический корабльОдин рейс 16P Космический корабльОдин рейс 17P | 2004 | 3 | Воздушно-космический порт Мохаве |
Синий Происхождение NS-16 [1] Синий Происхождение NS-18 Синий Происхождение NS-19 | 2021 | 3 | Кукурузное ранчо |
Синий Происхождение NS-20 Синий Происхождение NS-21 | 2022 | 3 | |
Синий Происхождение NS-25 | 2024 | 1 |
Имя | Год | Рейсы | Расположение |
---|---|---|---|
Х-15 Рейс 62 | 1962 | 1 | Авиабаза Эдвардс |
Х-15 Рейс 77 Х-15, рейс 87 | 1963 | 2 | |
Х-15, рейс 138 Х-15, рейс 143 Х-15 Рейс 150 Х-15, рейс 153 | 1965 | 4 | |
Х-15, рейс 174 | 1966 | 1 | |
Х-15, рейс 190 Х-15, рейс 191 | 1967 | 2 | |
Х-15, рейс 197 | 1968 | 1 | |
Soyuz MS-10 | 2018 | 1 | Космодром Байконур |
ВСС Юнити ВП-03 | 2018 | 1 | Воздушно-космический порт Мохаве |
ВСС Юнити ВФ-01 | 2019 | 1 | |
ВСС Юнити Unity21 ВСС Юнити Unity22 | 2021 | 2 | Космодром Америка |
ВСС Юнити Unity25 Галактика 01 Галактика 02 Галактика 03 Галактика 04 Галактика 05 | 2023 | 6 | Космодром Америка |
Галактика 06 Галактика 07 | 2024 | 2 | Космодром Америка |
Суборбитальный космический полет — космический полет , при котором космический корабль достигает космического пространства , но его траектория пересекает поверхность гравитирующего тела , с которого он был запущен. Следовательно, он не совершит ни одного орбитального оборота, не станет искусственным спутником и не достигнет космической скорости .
Например, траектория объекта, запущенного с Земли , который достигает линии Кармана (около 83 км [52 миль] – 100 км [62 миль]). [2] над уровнем моря ), а затем падает обратно на Землю, считается суборбитальным космическим полетом. Некоторые суборбитальные полеты были предприняты для испытания космических кораблей и ракет-носителей, позже предназначенных для орбитальных космических полетов . Другие аппараты специально предназначены только для суборбитальных полетов; примеры включают пилотируемые транспортные средства, такие как X-15 и SpaceShipTwo , и беспилотные, такие как межконтинентальные баллистические ракеты и зондирующие ракеты .
Полеты, которые достигают достаточной скорости для выхода на низкую околоземную орбиту , а затем сходят с орбиты до завершения своей первой полной орбиты, не считаются суборбитальными. Примеры этого включают полеты системы дробной орбитальной бомбардировки .
Полет, не достигающий космоса, до сих пор иногда называют суборбитальным, но официально не может быть отнесен к «суборбитальному космическому полету». Обычно используется ракета, но некоторые экспериментальные суборбитальные космические полеты были осуществлены и с использованием космических пушек . [3]
Требование к высоте
[ редактировать ]По определению, суборбитальный космический полет достигает высоты более 100 км (62 мили) над уровнем моря . Эта высота, известная как линия Кармана, была выбрана Международной авиационной федерацией , потому что это примерно точка, в которой транспортное средство, летящее достаточно быстро, чтобы поддерживать себя за счет аэродинамической подъемной силы земной атмосферы , будет лететь со скоростью, превышающей орбитальную скорость . [4] Военные США и НАСА награждают крыльями астронавтов тех, кто пролетает на высоте более 50 миль (80 км). [5] хотя Госдепартамент США не показывает четкой границы между полетом в атмосфере и полетом в космос . [6]
Орбита
[ редактировать ]Во время свободного падения траектория является частью эллиптической орбиты , заданной уравнением орбиты . Расстояние перигея меньше радиуса Земли R , включая атмосферу, следовательно, эллипс пересекает Землю, и, следовательно, космический корабль не сможет завершить оборот по орбите. Большая ось вертикальная, большая полуось а больше R /2. Удельная орбитальная энергия дается:
где — стандартный гравитационный параметр .
Почти всегда a < R , что соответствует более низкому значению. чем минимум для полной орбиты, что
Таким образом, чистая дополнительная удельная энергия, необходимая по сравнению с простым поднятием космического корабля в космос, составляет от 0 до .
Скорость, дальность и высота
[ редактировать ]Чтобы минимизировать требуемую дельту-v ( астродинамическую меру, которая сильно определяет необходимое количество топлива ), высотная часть полета выполняется с выключенными ракетами (технически это называется свободным падением даже для восходящей части траектории). . (Сравните с эффектом Оберта .) Максимальная скорость в полете достигается на наименьшей высоте этой траектории свободного падения, как в начале, так и в конце ее. [ нужна ссылка ]
Если цель состоит в том, чтобы просто «достичь космоса», например, в борьбе за премию Ansari X Prize , горизонтальное движение не требуется. В этом случае наименьшая необходимая дельта-v для достижения высоты 100 км составляет около 1,4 км/с . Двигаясь медленнее и с меньшим свободным падением, потребуется больше дельта-v. [ нужна ссылка ]
Сравните это с орбитальными космическими полетами: низкая околоземная орбита (НОО) с высотой около 300 км требует скорости около 7,7 км/с, а дельта-v около 9,2 км/с. (Если бы не было сопротивления атмосферы, теоретическая минимальная дельта-v составила бы 8,1 км/с, чтобы вывести корабль на орбиту высотой 300 километров, начиная с такой стационарной точки, как Южный полюс. Теоретический минимум может достигать 0,46 км/с. меньше, если запускать на восток от экватора.) [ нужна ссылка ]
Для суборбитальных космических полетов на горизонтальное расстояние максимальная скорость и требуемая дельта-v находятся между значениями вертикального полета и полета на низкой околоземной орбите. Максимальная скорость на нижних концах траектории теперь состоит из горизонтальной и вертикальной составляющих. Чем больше пройденное горизонтальное расстояние , тем выше будет горизонтальная скорость. (Вертикальная скорость будет увеличиваться с расстоянием на коротких расстояниях, но будет уменьшаться с расстоянием на больших расстояниях.) Для ракеты Фау-2 , только что достигшей космоса, но с дальностью полета около 330 км, максимальная скорость составила 1,6 км/с. Scaled Composites SpaceShipTwo будет иметь аналогичную орбиту свободного падения, но заявленная максимальная скорость составит 1,1 км/с (возможно, из-за выключения двигателя на большей высоте). Разрабатываемый [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ]
Для больших дальностей из-за эллиптической орбиты максимальная высота может быть намного больше, чем для НОО. При межконтинентальном полете длиной 10 000 километров, таком как полет межконтинентальной баллистической ракеты или возможный будущий коммерческий космический полет , максимальная скорость составляет около 7 км/с, а максимальная высота может составлять более 1300 км.Любой космический полет , возвращающийся на поверхность, в том числе суборбитальный, будет проходить вход в атмосферу . Скорость в начале входа в атмосферу — это, по сути, максимальная скорость полета. Соответственно будет меняться и вызываемый аэродинамический нагрев : он гораздо меньше для полета с максимальной скоростью всего 1 км/с, чем для полета с максимальной скоростью 7 или 8 км/с. [ нужна ссылка ]
Минимальную дельту-v и соответствующую максимальную высоту для данного диапазона можно рассчитать d , предполагая сферическую Землю с окружностью 40 000 км и пренебрегая вращением Земли и атмосферой. Пусть θ будет половиной угла, под которым снаряд должен облететь Землю, то есть в градусах это будет 45°× d / 10 000 км . Траектория с минимальной дельтой-v соответствует эллипсу, один фокус которого находится в центре Земли, а другой — в точке на полпути между точкой запуска и точкой назначения (где-то внутри Земли). (Это орбита, которая минимизирует большую полуось, которая равна сумме расстояний от точки на орбите до двух фокусов. Минимизация большой полуоси минимизирует удельную орбитальную энергию и, следовательно, дельта-v , что является скоростью запуска.) Геометрические аргументы приводят тогда к следующему (где R — радиус Земли, около 6370 км):
Высота апогея максимальна (около 1320 км) для траектории, проходящей четверть пути вокруг Земли ( 10 000 км ). Более длинные диапазоны будут иметь более низкие апогеи в решении с минимальной дельта-v.
(где g — ускорение свободного падения на поверхности Земли). Δ v увеличивается с увеличением дальности и стабилизируется на уровне 7,9 км/с по мере приближения дальности к 20 000 км (половина вокруг света). Траектория с минимальной дельтой v для прохождения половины вокруг света соответствует круговой орбите чуть выше поверхности (конечно, в действительности она должна находиться над атмосферой). Время полета смотрите ниже.
Межконтинентальная баллистическая ракета определяется как ракета, которая может поразить цель на расстоянии не менее 5500 км, и согласно приведенной выше формуле для этого требуется начальная скорость 6,1 км/с. Увеличение скорости до 7,9 км/с для достижения любой точки Земли требует ракеты значительно большего размера, поскольку количество необходимого топлива увеличивается экспоненциально с увеличением дельта-v (см. Уравнение ракеты ).
Начальное направление траектории с минимальной дельтой-v указывает на середину между прямым вверх и прямым направлением к точке назначения (которая находится ниже горизонта). Опять же, это тот случай, если игнорировать вращение Земли. Это не совсем верно для вращающейся планеты, если только запуск не происходит с полюса. [7]
Продолжительность полета
[ редактировать ]При вертикальном полете на не слишком большой высоте время свободного падения как для восходящей, так и для нисходящей части равно максимальной скорости, деленной на ускорение свободного падения , то есть при максимальной скорости 1 км/с вместе 3 минуты. и 20 секунд. Продолжительность фаз полета до и после свободного падения может варьироваться. [ нужна ссылка ]
Для межконтинентального полета фаза разгона занимает от 3 до 5 минут, фаза свободного падения (фаза среднего курса) — около 25 минут. Для межконтинентальной баллистической ракеты фаза входа в атмосферу занимает около 2 минут; это будет дольше для любой мягкой посадки, например, для возможного будущего коммерческого рейса. [ нужна ссылка ] Четвертый испытательный полет космического корабля SpaceX «Starship» выполнил такой полет со стартом из Техаса и имитацией мягкого приземления в Индийском океане через 66 минут после старта.
Суборбитальные полеты могут длиться от нескольких секунд до нескольких дней. «Пионер-1» был НАСА первым космическим зондом , предназначенным для достижения Луны . Частичный отказ заставил его вместо этого следовать по суборбитальной траектории и снова войти в атмосферу Земли через 43 часа после запуска. [8]
Чтобы рассчитать время полета по траектории с минимальной дельтой v, согласно третьему закону Кеплера , период всей орбиты (если она не проходит через Землю) будет равен:
Используя второй закон Кеплера , умножаем это на часть площади эллипса, проходимую линией от центра Земли до снаряда:
Это дает около 32 минут на обход четверти пути вокруг Земли и 42 минуты на обход половины пути. На малых расстояниях это асимптотично выражение .
Из формы, включающей арккосинус, производная времени полета по d (или θ) стремится к нулю, когда d приближается к 20 000 км (половина вокруг света). Производная Δ v здесь также стремится к нулю. Так, если d = 19 000 км , длина траектории с минимальным delta-v составит около 19 500 км , но это займет всего на несколько секунд меньше времени, чем траектория для d = 20 000 км (для которой траектория Пробег 20 000 км ).
Профили полетов
[ редактировать ]Хотя существует очень много возможных профилей суборбитальных полетов, ожидается, что некоторые из них будут более распространены, чем другие.
Баллистические ракеты
[ редактировать ]Первыми суборбитальными аппаратами, достигшими космоса, были баллистические ракеты . Первой баллистической ракетой, достигшей космоса, была немецкая Фау-2 , работа учёных из Пенемюнде , 3 октября 1942 года, которая достигла высоты 53 мили (85 км). [9] Затем, в конце 1940-х годов, США и СССР одновременно разработали ракеты, каждая из которых была основана на ракете Фау-2, а затем на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) гораздо большей дальности. В настоящее время многие страны обладают межконтинентальными баллистическими ракетами, и даже больше стран имеют баллистические ракеты средней дальности меньшей дальности (БРМД). [ нужна ссылка ]
Туристические полеты
[ редактировать ]Субборбитальные туристические полеты первоначально будут сосредоточены на достижении высоты, необходимой для выхода в космос. Траектория полета будет либо вертикальной, либо очень крутой, при этом космический корабль вернется на место взлета.
Космический корабль выключит свои двигатели задолго до достижения максимальной высоты, а затем достигнет самой высокой точки. В течение нескольких минут, с момента выключения двигателей до момента, когда атмосфера начинает замедлять ускорение вниз, пассажиры будут испытывать невесомость .
Мегарок планировался для суборбитального космического полета Британским межпланетным обществом в 1940-х годах. [10] [11]
Осенью 1945 года группой М. Тихонравова К. и Н. Г. Чернышевой в НИИ-4 реактивной артиллерии Академии наук по собственной инициативе был разработан проект первой стратосферной ракеты ВР-190 для вертикального полета двух пилотов на высоту 200 км на базе трофейной немецкой баллистической ракеты Фау-2 . [12]
В 2004 году над автомобилями этого класса работал ряд компаний, участвовавших в конкурсе Ansari X Prize. что Scaled Composites SpaceShipOne официально объявил, Рик Сирфосс выиграл соревнование 4 октября 2004 года после выполнения двух полетов за двухнедельный период.
В 2005 году сэр Ричард Брэнсон из Virgin Group объявил о создании Virgin Galactic и о своих планах по созданию 9-местного корабля SpaceShipTwo под названием VSS Enterprise . С тех пор он был оснащен восемью сиденьями (один пилот, один второй пилот и шесть пассажиров) и принимал участие в испытаниях на переноску, а также с первым базовым кораблем WhiteKnightTwo или VMS Eve . Он также выполнил одиночное планирование с подвижными хвостовыми секциями как в фиксированной, так и в «оперенной» конфигурации. Гибридный ракетный двигатель неоднократно запускался на наземных испытательных стендах, а второй раз был запущен в полете с двигателем 5 сентября 2013 года. [13] Были заказаны еще четыре корабля SpaceShipTwo, которые будут работать с нового космодрома Америка . Коммерческие рейсы с пассажирами ожидались в 2014 году, но были отменены из-за катастрофы во время рейса SS2 PF04 . Брэнсон заявил: «[мы] собираемся извлечь уроки из того, что пошло не так, выяснить, как мы можем улучшить безопасность и производительность, а затем вместе двигаться вперед». [14]
Научные эксперименты
[ редактировать ]Сегодня суборбитальные аппараты главным образом используются в качестве для научного ракет зондирования . Научные суборбитальные полеты начались в 1920-х годах, когда Роберт Х. Годдард запустил первые ракеты на жидком топливе , однако они не достигли космической высоты. В конце 1940-х годов трофейные немецкие баллистические ракеты Фау-2 были переоборудованы в ракеты-зонды Фау-2, что помогло заложить основу для современных ракет-зондов. [15] Сегодня на рынке представлены десятки ракет с различным звучанием от самых разных поставщиков в разных странах. Обычно исследователи желают проводить эксперименты в условиях микрогравитации или над атмосферой.
Суборбитальный транспорт
[ редактировать ]Исследования, подобные тем, которые были проведены для проекта X-20 Dyna-Soar, показывают, что полубаллистический суборбитальный полет может долететь из Европы в Северную Америку менее чем за час.
Однако размер ракеты по отношению к необходимой для этого полезной нагрузке аналогичен межконтинентальной баллистической ракете. У межконтинентальных баллистических ракет дельта v несколько меньше орбитальной; и поэтому будет несколько дешевле, чем затраты на выход на орбиту, но разница невелика. [16]
Из-за высокой стоимости космических полетов суборбитальные полеты, вероятно, первоначально будут ограничены доставкой дорогостоящих и очень срочных грузов, таких как курьерские рейсы, военные операции быстрого реагирования или космический туризм . [ мнение ]
SpaceLiner за — это концепция гиперзвукового суборбитального космического самолета , который может перевезти 50 пассажиров из Австралии в Европу 90 минут или 100 пассажиров из Европы в Калифорнию за 60 минут. [17] Основная задача заключается в повышении надежности различных компонентов, особенно двигателей, чтобы сделать возможным их ежедневное использование в пассажирских перевозках.
SpaceX потенциально рассматривает возможность использования своего Starship в качестве суборбитальной транспортной системы. [18]
Известные беспилотные суборбитальные космические полеты
[ редактировать ]- Первый суборбитальный космический полет состоялся 20 июня 1944 года, когда испытательная ракета Фау-2 MW 18014 стартовала из Пенемюнде в Германии и достигла высоты 176 километров. [19]
- Бампер 5 — двухступенчатая ракета, запущенная с полигона Уайт-Сэндс . 24 февраля 1949 года верхняя ступень достигла высоты 248 миль (399 км) и скорости 7553 футов в секунду (2302 м/с; 6,8 Маха). [20]
- Альберт II , самец макаки-резуса , стал первым млекопитающим в космосе 14 июня 1949 года во время суборбитального полета с базы ВВС Холломан в Нью-Мексико на высоту 83 мили (134 км) на борту американской зондирующей ракеты Фау-2. .
- СССР — «Энергия» , 15 мая 1987 года, полезная нагрузка «Полюса» , не дошедшая до орбиты.
- SpaceX IFT-3 , 14 марта 2024 г., первое успешное космического корабля летное испытание , самый массивный объект, запущенный на суборбитальную траекторию на сегодняшний день.
Пилотируемые суборбитальные космические полеты
[ редактировать ]Высота более 100 км (62,14 миль).
Дата (GMT) | Миссия | Экипаж | Страна | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1961-05-05 | Меркурий-Редстоун 3 | Алан Шепард | Соединенные Штаты | Первый суборбитальный космический полет с экипажем, первый американец в космосе |
2 | 1961-07-21 | Меркурий-Редстоун 4 | Вирджил Гриссом | Соединенные Штаты | Второй суборбитальный космический полет с экипажем, второй американец в космосе |
3 | 1963-07-19 | Х-15 Рейс 90 | Джозеф А. Уокер | Соединенные Штаты | Первый крылатый корабль в космосе |
4 | 1963-08-22 | Х-15, рейс 91 | Джозеф А. Уокер | Соединенные Штаты | Первый человек и космический корабль совершили два полета в космос |
5 | 1975-04-05 | Soyuz 18a | Vasili Lazarev Oleg Makarov | Советский Союз | Неудачный запуск на орбиту. Прервано из-за неисправности при разделении ступеней. |
6 | 2004-06-21 | Космический корабльОдин полет 15P | Майк Мелвилл | Соединенные Штаты | Первый коммерческий космический полет |
7 | 2004-09-29 | Космический корабльОдин полет 16P | Майк Мелвилл | Соединенные Штаты | Первый из двух полетов, выигравших Ansari X-Prize |
8 | 2004-10-04 | Космический корабльОдин полет 17P | Брайан Бинни | Соединенные Штаты | Второй полет X-Prize, получение награды |
9 | 2021-07-20 | Синий Происхождение NS-16 | Джефф Безос Марк Безос Уолли Фанк Оливер Дэмен | Соединенные Штаты | Первый полет Blue Origin с экипажем |
10 | 2021-10-13 | Синий Происхождение NS-18 | Одри Пауэрс Крис Бошуизен Глен де Врис Уильям Шетнер | Соединенные Штаты | Второй рейс Blue Origin с экипажем |
11 | 2021-12-11 | Синий Происхождение NS-19 | Лора Шепард Черчли Майкл Страхан Дилан Тейлор Эван Дик Лейн Бесс Кэмерон Бесс | Соединенные Штаты | Третий рейс Blue Origin с экипажем |
12 | 2022-03-31 | Синий Происхождение NS-20 | Марти Аллен Шэрон Хэгл Марк Хэгл Джим Китчен Джордж Нилд Гэри Лэй | Соединенные Штаты | Четвертый рейс Blue Origin с экипажем |
13 | 2022-06-04 | Синий Происхождение NS-21 | Эван Дик Katya Echazarreta Хэмиш Хардинг Виктор Корреа Эспанья Джейсон Робинсон Виктор Весково | Соединенные Штаты | Пятый рейс Blue Origin с экипажем |
14 | 2022-08-04 | Синий Происхождение NS-22 | Коби Коттон Марио Феррейра Ванесса О'Брайен Клинт Келли III Сара Сабри Стив Янг | Соединенные Штаты | Шестой рейс Blue Origin с экипажем |
15 | 2024-05-19 | Синий Происхождение NS-25 | Мейсон Энджел Сильвен Хирон Эд Дуайт Кеннет Хесс Кэрол Шаллер Гопичанд Тхакура | Соединенные Штаты | Седьмой рейс Blue Origin с экипажем |
Будущее пилотируемых суборбитальных космических полетов
[ редактировать ]Частные компании, такие как Virgin Galactic , Armadillo Aerospace (переизобретенная как Exos Aerospace), Airbus , [21] Blue Origin и Masten Space Systems проявляют интерес к суборбитальным космическим полетам, отчасти благодаря таким проектам, как Ansari X Prize. НАСА и другие компании экспериментируют с ГПВРД самолетами на базе гиперзвуковыми , которые вполне могут использоваться с профилями полета, которые можно квалифицировать как суборбитальный космический полет. Некоммерческие организации, такие как ARCASPACE и Copenhagen Suborbitals, также пытаются запускать ракеты .
См. также
[ редактировать ]- Канадская стрела
- КОРОНА
- ДХ-1 (ракета)
- Межорбитальные системы
- Земля гигантов
- Список площадок запуска ракет
- Лунный посадочный модуль
- Макдоннелл Дуглас DC-X
- Управление коммерческого космического транспорта
- Программа NASA Project Morpheus продолжит разработку посадочных модулей ALHAT и Q
- Четверной (ракета)
- испытаний многоразовых транспортных средств Программа JAXA
- Ракетный самолет XP
- Космодром
- Программа разработки многоразовой ракетной системы SpaceX
- Сверхзвуковой транспорт
- XCOR Рысь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фауст, Джефф (20 июля 2021 г.). «Blue Origin запускает Безоса в первый пилотируемый полет New Shepard» . Космические новости . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ https://scholar.smu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1126&context=jalc
- ^ «Мартлет» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 г.
- ^ «Граница высоты 100 км для космонавтики» . Международная авиационная федерация . Архивировано из оригинала 9 августа 2011 г. Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Уилан, Мэри (5 июня 2013 г.). «Пионеры космоса X-15 теперь удостоены звания космонавтов» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 11 июня 2017 года . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ «85. Заявление США, определение и делимитация космического пространства, а также характер и использование геостационарной орбиты, Юридический подкомитет Комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях на его 40-й сессии в Вене в апреле» . государство.gov . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Бланко, Филип (сентябрь 2020 г.). «Моделирование траекторий межконтинентальных баллистических ракет вокруг вращающегося земного шара с помощью системного инструментария». Учитель физики . 58 (7): 494–496. Бибкод : 2020PhTea..58..494B . дои : 10.1119/10.0002070 . S2CID 225017449 .
- ^ «Пионер-1 — Идентификатор NSSDC: 1958-007A» . НАСА NSSDC.
- ^ Немецкая ракета Фау-2, Кеннеди, Грегори П.
- ^ Холлингем, Ричард. «Как нацистская ракета могла отправить британца в космос» . bbc.com . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ «Мегарок» . www.bis-space.com . Архивировано из оригинала 30 октября 2016 года . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Anatoli I. Kiselev; Alexander A. Medvedev; Valery A. Menshikov (December 2012). Astronautics: Summary and Prospects . Translated by V. Sherbakov; N. Novichkov; A. Nechaev. Springer Science & Business Media. pp. 1–2. ISBN 9783709106488 .
- ^ «Масштабированные композиты: проекты — протоколы испытаний SpaceShipTwo» . Архивировано из оригинала 16 августа 2013 г. Проверено 14 августа 2013 г.
- ^ «Брэнсон о крушении Virgin Galactic: «Космос труден, но оно того стоит»» . CNET. Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ "Ч2" . History.nasa.gov . Архивировано из оригинала 29 ноября 2015 г. Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ «The Space Review: Суборбитальный транспорт из пункта в пункт: на бумаге звучит хорошо, но…» www.thespacereview.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Сиппель, М. (2010). «Перспективные альтернативы дорожной карте для SpaceLiner» (PDF) . Акта Астронавтика . 66 (11–12): 1652–1658. Бибкод : 2010AcAau..66.1652S . дои : 10.1016/j.actaastro.2010.01.020 .
- ^ Ральф, Эрик (30 мая 2019 г.). «Генеральный директор SpaceX Илон Маск хочет использовать звездолеты в качестве транспортных средств Земля-Земля» . Тесларати . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Вальтер Дорнбергер, Мовиг, Берлин, 1984. ISBN 3-8118-4341-9 .
- ^ «Бамперный проект» . Ракетный полигон Уайт-Сэндс. Архивировано из оригинала 10 января 2008 г.
- ^ Амос, Джонатан (3 июня 2014 г.). «Airbus сбросил модель «космического самолета» » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 4 мая 2018 г.