Jump to content

Суборбитальный космический полет

(Перенаправлено с Суборбитала )
Видео суборбитального космического полета Black Brant IX ракеты-зонда
Суборбитальный полет человека в космос ( ФАИ , определенная космическая граница )
Имя Год Рейсы Расположение
Меркурий-Редстоун 3
Меркурий-Редстоун 4
1961 2 Мыс Канаверал
Х-15 Рейс 90
Х-15, рейс 91
1963 2 Авиабаза Эдвардс
Soyuz 18a 1975 1 Космодром Байконур
Космический корабльОдин полет 15P
Космический корабльОдин рейс 16P
Космический корабльОдин рейс 17P
2004 3 Воздушно-космический порт Мохаве
Синий Происхождение NS-16 [1]
Синий Происхождение NS-18
Синий Происхождение NS-19
2021 3 Кукурузное ранчо
Синий Происхождение NS-20
Синий Происхождение NS-21

Синий Происхождение NS-22

2022 3
Синий Происхождение NS-25 2024 1
Суборбитальный полет человека в космос ( космическая граница , определяемая Соединенными Штатами Америки ; за исключением указанных выше)
Имя Год Рейсы Расположение
Х-15 Рейс 62 1962 1 Авиабаза Эдвардс
Х-15 Рейс 77
Х-15, рейс 87
1963 2
Х-15, рейс 138
Х-15, рейс 143
Х-15 Рейс 150
Х-15, рейс 153
1965 4
Х-15, рейс 174 1966 1
Х-15, рейс 190
Х-15, рейс 191
1967 2
Х-15, рейс 197 1968 1
Soyuz MS-10 2018 1 Космодром Байконур
ВСС Юнити ВП-03 2018 1 Воздушно-космический порт Мохаве
ВСС Юнити ВФ-01 2019 1
ВСС Юнити Unity21
ВСС Юнити Unity22
2021 2 Космодром Америка
ВСС Юнити Unity25
Галактика 01
Галактика 02
Галактика 03
Галактика 04
Галактика 05
2023 6 Космодром Америка
Галактика 06
Галактика 07
2024 2 Космодром Америка

Суборбитальный космический полет космический полет , при котором космический корабль достигает космического пространства , но его траектория пересекает поверхность гравитирующего тела , с которого он был запущен. Следовательно, он не совершит ни одного орбитального оборота, не станет искусственным спутником и не достигнет космической скорости .

Например, траектория объекта, запущенного с Земли , который достигает линии Кармана (около 83 км [52 миль] – 100 км [62 миль]). [2] над уровнем моря ), а затем падает обратно на Землю, считается суборбитальным космическим полетом. Некоторые суборбитальные полеты были предприняты для испытания космических кораблей и ракет-носителей, позже предназначенных для орбитальных космических полетов . Другие аппараты специально предназначены только для суборбитальных полетов; примеры включают пилотируемые транспортные средства, такие как X-15 и SpaceShipTwo , и беспилотные, такие как межконтинентальные баллистические ракеты и зондирующие ракеты .

Полеты, которые достигают достаточной скорости для выхода на низкую околоземную орбиту , а затем сходят с орбиты до завершения своей первой полной орбиты, не считаются суборбитальными. Примеры этого включают полеты системы дробной орбитальной бомбардировки .

Полет, не достигающий космоса, до сих пор иногда называют суборбитальным, но официально не может быть отнесен к «суборбитальному космическому полету». Обычно используется ракета, но некоторые экспериментальные суборбитальные космические полеты были осуществлены и с использованием космических пушек . [3]

Требование к высоте

[ редактировать ]
Пушечное ядро ​​Исаака Ньютона . Пути A и B представляют собой суборбитальную траекторию.

По определению, суборбитальный космический полет достигает высоты более 100 км (62 мили) над уровнем моря . Эта высота, известная как линия Кармана, была выбрана Международной авиационной федерацией , потому что это примерно точка, в которой транспортное средство, летящее достаточно быстро, чтобы поддерживать себя за счет аэродинамической подъемной силы земной атмосферы , будет лететь со скоростью, превышающей орбитальную скорость . [4] Военные США и НАСА награждают крыльями астронавтов тех, кто пролетает на высоте более 50 миль (80 км). [5] хотя Госдепартамент США не показывает четкой границы между полетом в атмосфере и полетом в космос . [6]

Во время свободного падения траектория является частью эллиптической орбиты , заданной уравнением орбиты . Расстояние перигея меньше радиуса Земли R , включая атмосферу, следовательно, эллипс пересекает Землю, и, следовательно, космический корабль не сможет завершить оборот по орбите. Большая ось вертикальная, большая полуось а больше R /2. Удельная орбитальная энергия дается:

где стандартный гравитационный параметр .

Почти всегда a < R , что соответствует более низкому значению. чем минимум для полной орбиты, что

Таким образом, чистая дополнительная удельная энергия, необходимая по сравнению с простым поднятием космического корабля в космос, составляет от 0 до .

Скорость, дальность и высота

[ редактировать ]

Чтобы минимизировать требуемую дельту-v ( астродинамическую меру, которая сильно определяет необходимое количество топлива ), высотная часть полета выполняется с выключенными ракетами (технически это называется свободным падением даже для восходящей части траектории). . (Сравните с эффектом Оберта .) Максимальная скорость в полете достигается на наименьшей высоте этой траектории свободного падения, как в начале, так и в конце ее. [ нужна ссылка ]

Если цель состоит в том, чтобы просто «достичь космоса», например, в борьбе за премию Ansari X Prize , горизонтальное движение не требуется. В этом случае наименьшая необходимая дельта-v для достижения высоты 100 км составляет около 1,4 км/с . Двигаясь медленнее и с меньшим свободным падением, потребуется больше дельта-v. [ нужна ссылка ]

Сравните это с орбитальными космическими полетами: низкая околоземная орбита (НОО) с высотой около 300 км требует скорости около 7,7 км/с, а дельта-v около 9,2 км/с. (Если бы не было сопротивления атмосферы, теоретическая минимальная дельта-v составила бы 8,1 км/с, чтобы вывести корабль на орбиту высотой 300 километров, начиная с такой стационарной точки, как Южный полюс. Теоретический минимум может достигать 0,46 км/с. меньше, если запускать на восток от экватора.) [ нужна ссылка ]

Для суборбитальных космических полетов на горизонтальное расстояние максимальная скорость и требуемая дельта-v находятся между значениями вертикального полета и полета на низкой околоземной орбите. Максимальная скорость на нижних концах траектории теперь состоит из горизонтальной и вертикальной составляющих. Чем больше пройденное горизонтальное расстояние , тем выше будет горизонтальная скорость. (Вертикальная скорость будет увеличиваться с расстоянием на коротких расстояниях, но будет уменьшаться с расстоянием на больших расстояниях.) Для ракеты Фау-2 , только что достигшей космоса, но с дальностью полета около 330 км, максимальная скорость составила 1,6 км/с. Scaled Composites SpaceShipTwo будет иметь аналогичную орбиту свободного падения, но заявленная максимальная скорость составит 1,1 км/с (возможно, из-за выключения двигателя на большей высоте). Разрабатываемый [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ]

Для больших дальностей из-за эллиптической орбиты максимальная высота может быть намного больше, чем для НОО. При межконтинентальном полете длиной 10 000 километров, таком как полет межконтинентальной баллистической ракеты или возможный будущий коммерческий космический полет , максимальная скорость составляет около 7 км/с, а максимальная высота может составлять более 1300 км.Любой космический полет , возвращающийся на поверхность, в том числе суборбитальный, будет проходить вход в атмосферу . Скорость в начале входа в атмосферу — это, по сути, максимальная скорость полета. Соответственно будет меняться и вызываемый аэродинамический нагрев : он гораздо меньше для полета с максимальной скоростью всего 1 км/с, чем для полета с максимальной скоростью 7 или 8 км/с. [ нужна ссылка ]

Минимальную дельту-v и соответствующую максимальную высоту для данного диапазона можно рассчитать d , предполагая сферическую Землю с окружностью 40 000 км и пренебрегая вращением Земли и атмосферой. Пусть θ будет половиной угла, под которым снаряд должен облететь Землю, то есть в градусах это будет 45°× d / 10 000 км . Траектория с минимальной дельтой-v соответствует эллипсу, один фокус которого находится в центре Земли, а другой — в точке на полпути между точкой запуска и точкой назначения (где-то внутри Земли). (Это орбита, которая минимизирует большую полуось, которая равна сумме расстояний от точки на орбите до двух фокусов. Минимизация большой полуоси минимизирует удельную орбитальную энергию и, следовательно, дельта-v , что является скоростью запуска.) Геометрические аргументы приводят тогда к следующему (где R — радиус Земли, около 6370 км):

Высота апогея максимальна (около 1320 км) для траектории, проходящей четверть пути вокруг Земли ( 10 000 км ). Более длинные диапазоны будут иметь более низкие апогеи в решении с минимальной дельта-v.

(где g — ускорение свободного падения на поверхности Земли). Δ v увеличивается с увеличением дальности и стабилизируется на уровне 7,9 км/с по мере приближения дальности к 20 000 км (половина вокруг света). Траектория с минимальной дельтой v для прохождения половины вокруг света соответствует круговой орбите чуть выше поверхности (конечно, в действительности она должна находиться над атмосферой). Время полета смотрите ниже.

Межконтинентальная баллистическая ракета определяется как ракета, которая может поразить цель на расстоянии не менее 5500 км, и согласно приведенной выше формуле для этого требуется начальная скорость 6,1 км/с. Увеличение скорости до 7,9 км/с для достижения любой точки Земли требует ракеты значительно большего размера, поскольку количество необходимого топлива увеличивается экспоненциально с увеличением дельта-v (см. Уравнение ракеты ).

Начальное направление траектории с минимальной дельтой-v указывает на середину между прямым вверх и прямым направлением к точке назначения (которая находится ниже горизонта). Опять же, это тот случай, если игнорировать вращение Земли. Это не совсем верно для вращающейся планеты, если только запуск не происходит с полюса. [7]

Продолжительность полета

[ редактировать ]

При вертикальном полете на не слишком большой высоте время свободного падения как для восходящей, так и для нисходящей части равно максимальной скорости, деленной на ускорение свободного падения , то есть при максимальной скорости 1 км/с вместе 3 минуты. и 20 секунд. Продолжительность фаз полета до и после свободного падения может варьироваться. [ нужна ссылка ]

Для межконтинентального полета фаза разгона занимает от 3 до 5 минут, фаза свободного падения (фаза среднего курса) — около 25 минут. Для межконтинентальной баллистической ракеты фаза входа в атмосферу занимает около 2 минут; это будет дольше для любой мягкой посадки, например, для возможного будущего коммерческого рейса. [ нужна ссылка ] Четвертый испытательный полет космического корабля SpaceX «Starship» выполнил такой полет со стартом из Техаса и имитацией мягкого приземления в Индийском океане через 66 минут после старта.

Суборбитальные полеты могут длиться от нескольких секунд до нескольких дней. «Пионер-1» был НАСА первым космическим зондом , предназначенным для достижения Луны . Частичный отказ заставил его вместо этого следовать по суборбитальной траектории и снова войти в атмосферу Земли через 43 часа после запуска. [8]

Чтобы рассчитать время полета по траектории с минимальной дельтой v, согласно третьему закону Кеплера , период всей орбиты (если она не проходит через Землю) будет равен:

Используя второй закон Кеплера , умножаем это на часть площади эллипса, проходимую линией от центра Земли до снаряда:

Это дает около 32 минут на обход четверти пути вокруг Земли и 42 минуты на обход половины пути. На малых расстояниях это асимптотично выражение .

Из формы, включающей арккосинус, производная времени полета по d (или θ) стремится к нулю, когда d приближается к 20 000 км (половина вокруг света). Производная Δ v здесь также стремится к нулю. Так, если d = 19 000 км , длина траектории с минимальным delta-v составит около 19 500 км , но это займет всего на несколько секунд меньше времени, чем траектория для d = 20 000 км (для которой траектория Пробег 20 000 км ).

Профили полетов

[ редактировать ]
Профиль первого американского суборбитального полета с экипажем, 1961 год. Ракета-носитель поднимает космический корабль на первые 2:22 минуты. Пунктирная линия: невесомость.
Обложка журнала Science and Mechanics за ноябрь 1931 года, на которой изображен предполагаемый суборбитальный космический корабль, который сможет достичь высоты 700 миль (1100 км) за час полета из Берлина в Нью-Йорк.

Хотя существует очень много возможных профилей суборбитальных полетов, ожидается, что некоторые из них будут более распространены, чем другие.

X-15 (1958–1968) был запущен на высоту 13,7 км кораблем B-52 базовым , поднялся примерно на 100 км, а затем спланировал на землю.

Баллистические ракеты

[ редактировать ]

Первыми суборбитальными аппаратами, достигшими космоса, были баллистические ракеты . Первой баллистической ракетой, достигшей космоса, была немецкая Фау-2 , работа учёных из Пенемюнде , 3 октября 1942 года, которая достигла высоты 53 мили (85 км). [9] Затем, в конце 1940-х годов, США и СССР одновременно разработали ракеты, каждая из которых была основана на ракете Фау-2, а затем на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) гораздо большей дальности. В настоящее время многие страны обладают межконтинентальными баллистическими ракетами, и даже больше стран имеют баллистические ракеты средней дальности меньшей дальности (БРМД). [ нужна ссылка ]

Туристические полеты

[ редактировать ]

Субборбитальные туристические полеты первоначально будут сосредоточены на достижении высоты, необходимой для выхода в космос. Траектория полета будет либо вертикальной, либо очень крутой, при этом космический корабль вернется на место взлета.

Космический корабль выключит свои двигатели задолго до достижения максимальной высоты, а затем достигнет самой высокой точки. В течение нескольких минут, с момента выключения двигателей до момента, когда атмосфера начинает замедлять ускорение вниз, пассажиры будут испытывать невесомость .

Мегарок планировался для суборбитального космического полета Британским межпланетным обществом в 1940-х годах. [10] [11]

Осенью 1945 года группой М. Тихонравова К. и Н. Г. Чернышевой в НИИ-4 реактивной артиллерии Академии наук по собственной инициативе был разработан проект первой стратосферной ракеты ВР-190 для вертикального полета двух пилотов на высоту 200 км на базе трофейной немецкой баллистической ракеты Фау-2 . [12]

В 2004 году над автомобилями этого класса работал ряд компаний, участвовавших в конкурсе Ansari X Prize. что Scaled Composites SpaceShipOne официально объявил, Рик Сирфосс выиграл соревнование 4 октября 2004 года после выполнения двух полетов за двухнедельный период.

В 2005 году сэр Ричард Брэнсон из Virgin Group объявил о создании Virgin Galactic и о своих планах по созданию 9-местного корабля SpaceShipTwo под названием VSS Enterprise . С тех пор он был оснащен восемью сиденьями (один пилот, один второй пилот и шесть пассажиров) и принимал участие в испытаниях на переноску, а также с первым базовым кораблем WhiteKnightTwo или VMS Eve . Он также выполнил одиночное планирование с подвижными хвостовыми секциями как в фиксированной, так и в «оперенной» конфигурации. Гибридный ракетный двигатель неоднократно запускался на наземных испытательных стендах, а второй раз был запущен в полете с двигателем 5 сентября 2013 года. [13] Были заказаны еще четыре корабля SpaceShipTwo, которые будут работать с нового космодрома Америка . Коммерческие рейсы с пассажирами ожидались в 2014 году, но были отменены из-за катастрофы во время рейса SS2 PF04 . Брэнсон заявил: «[мы] собираемся извлечь уроки из того, что пошло не так, выяснить, как мы можем улучшить безопасность и производительность, а затем вместе двигаться вперед». [14]

Научные эксперименты

[ редактировать ]

Сегодня суборбитальные аппараты главным образом используются в качестве для научного ракет зондирования . Научные суборбитальные полеты начались в 1920-х годах, когда Роберт Х. Годдард запустил первые ракеты на жидком топливе , однако они не достигли космической высоты. В конце 1940-х годов трофейные немецкие баллистические ракеты Фау-2 были переоборудованы в ракеты-зонды Фау-2, что помогло заложить основу для современных ракет-зондов. [15] Сегодня на рынке представлены десятки ракет с различным звучанием от самых разных поставщиков в разных странах. Обычно исследователи желают проводить эксперименты в условиях микрогравитации или над атмосферой.

Суборбитальный транспорт

[ редактировать ]

Исследования, подобные тем, которые были проведены для проекта X-20 Dyna-Soar, показывают, что полубаллистический суборбитальный полет может долететь из Европы в Северную Америку менее чем за час.

Однако размер ракеты по отношению к необходимой для этого полезной нагрузке аналогичен межконтинентальной баллистической ракете. У межконтинентальных баллистических ракет дельта v несколько меньше орбитальной; и поэтому будет несколько дешевле, чем затраты на выход на орбиту, но разница невелика. [16]

Из-за высокой стоимости космических полетов суборбитальные полеты, вероятно, первоначально будут ограничены доставкой дорогостоящих и очень срочных грузов, таких как курьерские рейсы, военные операции быстрого реагирования или космический туризм . [ мнение ]

SpaceLiner за — это концепция гиперзвукового суборбитального космического самолета , который может перевезти 50 пассажиров из Австралии в Европу 90 минут или 100 пассажиров из Европы в Калифорнию за 60 минут. [17] Основная задача заключается в повышении надежности различных компонентов, особенно двигателей, чтобы сделать возможным их ежедневное использование в пассажирских перевозках.

SpaceX потенциально рассматривает возможность использования своего Starship в качестве суборбитальной транспортной системы. [18]

Известные беспилотные суборбитальные космические полеты

[ редактировать ]

Пилотируемые суборбитальные космические полеты

[ редактировать ]

Высота более 100 км (62,14 миль).

Дата (GMT) Миссия Экипаж Страна Примечания
1 1961-05-05 Меркурий-Редстоун 3 Алан Шепард  Соединенные Штаты Первый суборбитальный космический полет с экипажем, первый американец в космосе
2 1961-07-21 Меркурий-Редстоун 4 Вирджил Гриссом  Соединенные Штаты Второй суборбитальный космический полет с экипажем, второй американец в космосе
3 1963-07-19 Х-15 Рейс 90 Джозеф А. Уокер  Соединенные Штаты Первый крылатый корабль в космосе
4 1963-08-22 Х-15, рейс 91 Джозеф А. Уокер  Соединенные Штаты Первый человек и космический корабль совершили два полета в космос
5 1975-04-05 Soyuz 18a Vasili Lazarev
Oleg Makarov
 Советский Союз Неудачный запуск на орбиту. Прервано из-за неисправности при разделении ступеней.
6 2004-06-21 Космический корабльОдин полет 15P Майк Мелвилл  Соединенные Штаты Первый коммерческий космический полет
7 2004-09-29 Космический корабльОдин полет 16P Майк Мелвилл  Соединенные Штаты Первый из двух полетов, выигравших Ansari X-Prize
8 2004-10-04 Космический корабльОдин полет 17P Брайан Бинни  Соединенные Штаты Второй полет X-Prize, получение награды
9 2021-07-20 Синий Происхождение NS-16 Джефф Безос
Марк Безос
Уолли Фанк
Оливер Дэмен
 Соединенные Штаты Первый полет Blue Origin с экипажем
10 2021-10-13 Синий Происхождение NS-18 Одри Пауэрс
Крис Бошуизен
Глен де Врис
Уильям Шетнер
 Соединенные Штаты Второй рейс Blue Origin с экипажем
11 2021-12-11 Синий Происхождение NS-19 Лора Шепард Черчли
Майкл Страхан
Дилан Тейлор
Эван Дик
Лейн Бесс
Кэмерон Бесс
 Соединенные Штаты Третий рейс Blue Origin с экипажем
12 2022-03-31 Синий Происхождение NS-20 Марти Аллен
Шэрон Хэгл
Марк Хэгл
Джим Китчен
Джордж Нилд
Гэри Лэй
 Соединенные Штаты Четвертый рейс Blue Origin с экипажем
13 2022-06-04 Синий Происхождение NS-21 Эван Дик
Katya Echazarreta
Хэмиш Хардинг
Виктор Корреа Эспанья
Джейсон Робинсон
Виктор Весково
 Соединенные Штаты Пятый рейс Blue Origin с экипажем
14 2022-08-04 Синий Происхождение NS-22 Коби Коттон
Марио Феррейра
Ванесса О'Брайен
Клинт Келли III
Сара Сабри
Стив Янг
 Соединенные Штаты Шестой рейс Blue Origin с экипажем
15 2024-05-19 Синий Происхождение NS-25 Мейсон Энджел
Сильвен Хирон
Эд Дуайт
Кеннет Хесс
Кэрол Шаллер
Гопичанд Тхакура
 Соединенные Штаты Седьмой рейс Blue Origin с экипажем
Хронология суборбитальных полетов SpaceShipOne, SpaceShipTwo, CSXT и New Shepard. Если ракета-носитель и капсула достигли разной высоты, на графике отображается более высокая. В файле SVG наведите указатель мыши на точку, чтобы просмотреть детали.

Будущее пилотируемых суборбитальных космических полетов

[ редактировать ]

Частные компании, такие как Virgin Galactic , Armadillo Aerospace (переизобретенная как Exos Aerospace), Airbus , [21] Blue Origin и Masten Space Systems проявляют интерес к суборбитальным космическим полетам, отчасти благодаря таким проектам, как Ansari X Prize. НАСА и другие компании экспериментируют с ГПВРД самолетами на базе гиперзвуковыми , которые вполне могут использоваться с профилями полета, которые можно квалифицировать как суборбитальный космический полет. Некоммерческие организации, такие как ARCASPACE и Copenhagen Suborbitals, также пытаются запускать ракеты .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фауст, Джефф (20 июля 2021 г.). «Blue Origin запускает Безоса в первый пилотируемый полет New Shepard» . Космические новости . Проверено 20 июля 2021 г.
  2. ^ https://scholar.smu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1126&context=jalc
  3. ^ «Мартлет» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 г.
  4. ^ «Граница высоты 100 км для космонавтики» . Международная авиационная федерация . Архивировано из оригинала 9 августа 2011 г. Проверено 14 сентября 2017 г.
  5. ^ Уилан, Мэри (5 июня 2013 г.). «Пионеры космоса X-15 теперь удостоены звания космонавтов» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 11 июня 2017 года . Проверено 4 мая 2018 г.
  6. ^ «85. Заявление США, определение и делимитация космического пространства, а также характер и использование геостационарной орбиты, Юридический подкомитет Комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях на его 40-й сессии в Вене в апреле» . государство.gov . Проверено 4 мая 2018 г.
  7. ^ Бланко, Филип (сентябрь 2020 г.). «Моделирование траекторий межконтинентальных баллистических ракет вокруг вращающегося земного шара с помощью системного инструментария». Учитель физики . 58 (7): 494–496. Бибкод : 2020PhTea..58..494B . дои : 10.1119/10.0002070 . S2CID   225017449 .
  8. ^ «Пионер-1 — Идентификатор NSSDC: 1958-007A» . НАСА NSSDC.
  9. ^ Немецкая ракета Фау-2, Кеннеди, Грегори П.
  10. ^ Холлингем, Ричард. «Как нацистская ракета могла отправить британца в космос» . bbc.com . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 4 мая 2018 г.
  11. ^ «Мегарок» . www.bis-space.com . Архивировано из оригинала 30 октября 2016 года . Проверено 4 мая 2018 г.
  12. ^ Anatoli I. Kiselev; Alexander A. Medvedev; Valery A. Menshikov (December 2012). Astronautics: Summary and Prospects . Translated by V. Sherbakov; N. Novichkov; A. Nechaev. Springer Science & Business Media. pp. 1–2. ISBN  9783709106488 .
  13. ^ «Масштабированные композиты: проекты — протоколы испытаний SpaceShipTwo» . Архивировано из оригинала 16 августа 2013 г. Проверено 14 августа 2013 г.
  14. ^ «Брэнсон о крушении Virgin Galactic: «Космос труден, но оно того стоит»» . CNET. Проверено 1 августа 2015 г.
  15. ^ "Ч2" . History.nasa.gov . Архивировано из оригинала 29 ноября 2015 г. Проверено 28 ноября 2015 г.
  16. ^ «The Space Review: Суборбитальный транспорт из пункта в пункт: на бумаге звучит хорошо, но…» www.thespacereview.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 4 мая 2018 г.
  17. ^ Сиппель, М. (2010). «Перспективные альтернативы дорожной карте для SpaceLiner» (PDF) . Акта Астронавтика . 66 (11–12): 1652–1658. Бибкод : 2010AcAau..66.1652S . дои : 10.1016/j.actaastro.2010.01.020 .
  18. ^ Ральф, Эрик (30 мая 2019 г.). «Генеральный директор SpaceX Илон Маск хочет использовать звездолеты в качестве транспортных средств Земля-Земля» . Тесларати . Проверено 31 мая 2019 г.
  19. ^ Вальтер Дорнбергер, Мовиг, Берлин, 1984. ISBN   3-8118-4341-9 .
  20. ^ «Бамперный проект» . Ракетный полигон Уайт-Сэндс. Архивировано из оригинала 10 января 2008 г.
  21. ^ Амос, Джонатан (3 июня 2014 г.). «Airbus сбросил модель «космического самолета» » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 4 мая 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d35ad5e17fa6335aa9248aa7876519d__1718967000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/9d/7d35ad5e17fa6335aa9248aa7876519d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sub-orbital spaceflight - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)