Х-15, рейс 91
Тип миссии | Тестовый полет |
---|---|
Оператор | ВВС США / НАСА |
Продолжительность миссии | 11 минут 8,6 секунды |
Пройденное расстояние | 543,4 км (337,7 миль) |
Апогей | 107,96 километров (67,08 миль) |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Х-15 |
Производитель | Североамериканский |
Стартовая масса | 15 195 кг (33 499 фунтов) |
Посадочная масса | 6260 кг (13800 фунтов) |
Сухая масса | 6577 кг (14500 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 1 |
Члены | Джозеф А. Уокер |
Начало миссии | |
Дата запуска | 22 августа 1963 г., 18:05:57 | UTC
Запуск сайта | НБ-52А № 52-003, Эдвардс Падал над сухим озером ранчо Смита. 39 ° 20' с.ш. 117 ° 29' з.д. / 39,333 ° с.ш. 117,483 ° з.д. |
Конец миссии | |
Дата посадки | 22 августа 1963 г., 18:17:05 | UTC
Посадочная площадка | Роджерс Драй Лейк , Эдвардс |
![]() Джо Уокер |
X-15, рейс 91, с экипажем 22 августа 1963 года был американским суборбитальным космическим полетом и вторым и последним полетом в программе полета над линией Кармана , который ранее был выполнен во время полета 90 месяцем ранее тем же пилотом Джозефом . А. Уокер . Это был самый высокий полет программы Х-15 .
Рейс 91 был первым международно признанным космическим полетом повторно используемого космического корабля, поскольку Уокер также управлял самолетом номер три во время предыдущего суборбитального космического полета над линией Кармана 19 июля. Полет был запущен с модифицированного Boeing B-52 Stratofortress. Самолет поддержки над Смит-Ранч-Драй-Лейк, Невада , США. Уокер пилотировал Х-15 на высоту 107,96 км и оставался в невесомости примерно пять минут. Эта высота была самой высокой на тот момент полетом космического самолета с экипажем и оставалась рекордной до полета космического корабля «Колумбия» в 1981 году .
Уокер приземлил X-15 примерно через 12 минут после запуска на Роджерс-Драй-Лейк , авиабаза Эдвардс , в Калифорнии. Это был последний полет Уокера на X-15.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Пилот | ![]() Второй (признан ФАИ) / третий (признан США) и последний космический полет |
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса: 15 195 кг с заправленным топливом; выгорание 6577 кг; приземлилось 6260 кг
- Максимальная высота: 107,96 км.
- Дальность: 543,4 км
- Время горения: 85,8 секунды
- Маха: 5,58
- Ракета-носитель: Бомбардировщик НБ-52А №003.
Основные моменты миссии
[ редактировать ]В этом полете Джо Уокер стал первым человеком, дважды вышедшим в космос. У него была максимальная скорость 3794 миль в час (6106 км/ч) и максимальная высота 354 200 футов. Второй и последний полет X-15 на расстояние более 67 миль. [1] Установлен неофициальный рекорд высоты для класса. Наибольшая высота, достигнутая X-15. [1] Последний полет Уокера в программе X-15. Левое сопло RCS номер 1 замерзло. Первый полет с прибором для прогнозирования высоты (необходима калибровка).
Миссию выполнил X-15 №3, серийный номер 56-6672, в своем 22-м полете. [1]
Запущен: NB-52A #003, пилоты Рассел Бемент и Льюис. Взлет: 17:09 UTC. Посадка: 18:56 UTC.
Пилоты погони: Вуд, Дана, Гордон и Роджерс.
Двигатель Х-15 работал около 85 секунд. Ближе к концу горения ускорение возросло примерно до 4 G (39 м/с²). Невесомость длилась от 3 до 5 минут. Нагрев при входе в атмосферу местами нагревал внешний вид Х-15 до 650°C. Во время подтягивания после входа в атмосферу ускорение достигало 5 G (49 м/с²) в течение 20 секунд. Весь полет от старта до приземления занял около 12 минут.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дженкинс (2000), с. 119
Ссылки
[ редактировать ]- Гудвин, Роберт (2000). X-15: отчеты миссии НАСА, включающие файлы ВВС США . Берлингтон, Онтарио: Книги Апогея. ISBN 1-896522-65-3 .
- Дженкинс, Деннис Р. (июнь 2000 г.). Гиперзвук до шаттла: краткая история исследовательского самолета X-15 (PDF) . Монографии по истории аэрокосмической промышленности. НАСА . hdl : 2060/20000068530 . ISBN 0-16-050363-9 . СП-2000-451. Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2023 г.
- Цена, АБ; Мартин Мариетта (12 января 1968 г.). Система теплозащиты Х-15А-2 Отчет о проектировании (PDF) (Технический отчет). НАСА . hdl : 2060/19680016245 . CR-82003. Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2023 г.
- Стиллвелл, Венделл Х. (1965). Результаты исследования X-15 — с избранной библиографией (PDF) . НАСА . СП-60. Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2023 г.
- Уоттс, Джо Д. (октябрь 1968 г.). Опыт полета с ударными воздействиями и интерференционным нагревом на исследовательском самолете Х-15-2 (PDF) (Технический отчет). НАСА . ТМ Х-1669. Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2023 года.