Jump to content

Х-15, рейс 188

Рейс 188
North American X-15A-2 с внешними баками, до теплозащитной окраски
Тип миссии Тестовый полет, тест на рекордную скорость
Оператор ВВС США / НАСА
Диапазон 342,79 км (213 миль)
Апогей 58,4 км (36,3 миль)
Свойства космического корабля
Космический корабль Х-15-А2
Производитель Североамериканский
Экипаж
Размер экипажа 1
Члены Уильям Дж. Найт
Начало миссии
Дата запуска 3 октября 1967 г. ( 1967-10-03Z ) UTC
Конец миссии
Дата посадки 3 октября 1967 г. ( 1967-10-04Z ) UTC
Посадочная площадка Роджерс Драй Лейк , Эдвардс

Уильям Дж. Найт с X-15
North American X-15A-2 с подвесными баками на Balls 8 , 3 октября 1967 г.
North American X-15A-2 на Balls 8 , 3 октября 1967 г.
North American X-15A-2 сразу после окраски белым герметиком, 26 июня 1967 года.

Рейс 188 североамериканского Х-15 3 октября 1967 года стал рекордным полетом. Уильям Дж. Найт X-15A-2 поднял гиперзвуковой самолет с ракетным двигателем на высоту 102 100 футов (31 100 метров) над Мад-Лейк, штат Невада, когда рейс 188 достиг рекордной максимальной скорости 4520 миль в час (7270 км/ч), Маха. 6,70 . [ 1 ]

Рейс 188 использовал самолет North American Aviation X-15 номер 2, номер 56-6671, 2A-F12. Х-15, модель Х-15А-2, имела множество модификаций по сравнению с исходным Х-15А. Х-15 номер 2, рейс 74, был поврежден при приземлении 9 ноября 1962 года, был отремонтирован и модернизирован и стал Х-15А-2. Фюзеляж Х-15А-2 был удлинен на 28 дюймов (0,71 метра). Это новое пространство было спроектировано для с жидким водородом резервуара . Жидкий водород должен был питать прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который летал, но не использовался. Имитатор ГПВРД устанавливался на подфюзеляжном киле Х-15А-2. Были добавлены два внешних подвесных бака для увеличения расхода топлива на 75%. В цистернах находились жидкий аммиак и жидкий кислород. Внешние баки обеспечивали дополнительное время работы двигателя в течение 60 секунд. Добавленные баки увеличили вес Х-15 на 57 000 фунтов (26 000 кг). Внутренние и внешние баки вмещали около 7 тонн топлива. Чтобы выдерживать тепло, попадающее в атмосферу , вся поверхность X-15A-2 была покрыта абляционным тепловым экраном Martin MA-25S . Абляционный тепловой экран был разработан таким образом, чтобы обугливаться и медленно отрываться, унося при этом тепло. Martin MA-25S был розового цвета, затем поверх Martin MA-25S был нанесен белый верхний слой герметика. После полета выяснилось, что корабль имел тепловые повреждения, ремонтировать которые после завершения некоторых ремонтных работ было нерентабельно. При приземлении ГПВРД оторвался из-за теплового повреждения. Рейс 188 приземлился. Роджерс Драй Лейк в Калифорнии после времени полета 8 минут 17,0 секунды. [ 2 ]

Рейс 188 стал 53-м полётом Х-15 Номер 2 и 5-м полётом модифицированного Х-15А-2. В X-15A-2 использовался двигатель Reaction Motors XLR99, выпущенный Reaction Motors подразделением компании Thiokol Chemical Company . Уильям Дж. Найт был летчиком-испытателем ВВС США и НАСА . Х-15А-2 № 2 был единственным Х-15, имевшим внешнюю модификацию танка. Из-за теплового повреждения ГПВРД оторвался и отпал от Х-15А-2. Макет ГПВРД был приспособлен для испытаний на скорость. Целью было провести настоящие летные испытания и сравнить их с испытаниями в аэродинамической трубе . Сильная жара в ГПВРД, превышающая 2700 ° F (1480 ° C), прожгла дыру в ГПВРД, а затем в верхнем подфюзеляжном плавнике. Из-за повреждений было собрано ограниченное количество данных испытаний. ГПВРД был найден на полигоне авиабазы ​​Эдвардс . Отрыв не повлиял на посадку Х-15А-2. Во время приземления на скорости 5,5 Маха Х-15А-2 выдал предупреждение о перегреве моторного отсека XLR-99. В целях пожарной безопасности и облегчения Х-15А-2 Найт постарался сбросить остатки топлива во внутреннем топливном баке. Однако жара повредила систему слива топлива. Х-15А-2 имел возможность отсоединять сбрасываемый нижний киль, необходимый для посадки. Найт смог безопасно приземлить более тяжелый, чем обычно, X-15A-2 на скорости, превышающей нормальную. На базе ВВС Эдвардс на дне высохшего озера были построены две радиорелейные станции и шесть аварийных взлетно-посадочных полос. Приземление произошло в 14:40:07 по местному времени на базе ВВС Эдвардс после полета 342,79 (213 миль). Общее время работы двигателя составило 2 минуты 20 секунд. Реактивные самолеты North American F-100 Super Sabre , Lockheed F-104 Starfighter и Douglas F5D Skylancer использовались в качестве самолетов-преследователей , которые следовали за X-15A-2 настолько долго, насколько это было возможно при запуске, а также во время приземления X-15A-2. F-100 Super Sabre и F5D имели максимальную скорость 1,4 Маха. F-104 имел максимальную скорость 2 Маха.

Взлет рейса 188 был задержан из-за незначительных проблем, которые были устранены. Для поднятия Х-15А-2 на высоту использовался модифицированный Boeing B-52 Stratofortress , модель NB-52B. NB-52B, NASA Balls 8 , нес Х-15А-2 под правым крылом. Balls 8 выпустил Х-15А-2 на скорости 500 миль в час (805 км/ч) (0,82 Маха) и высоте 45 000 футов 8,5 миль (13,7 км) в 14:31:50,9 по местному времени. [ 3 ] «Балы-8» совершили 106 из 199 полетов по программе Х-15. Внешние баки были сброшены через 67,4 секунды после запуска на скорости 2,0 Маха и высоте 70 000 футов. Общее время работы двигателей за полет составило 141,4 секунды. После рейса 188 было совершено еще 11 полетов X-15, прежде чем программа была закрыта. Данные программы Х-15 использовались при планировании будущих конструкций самолетов и космических аппаратов .

Рейс 188 удерживал рекорд скорости пилотируемого крылатого космического самолета, пока его не обогнал STS-1 космического корабля "Колумбия" 14 апреля 1981 года. Рейс 188 до сих пор является рекордом скорости для неорбитального самолета в атмосфере при пилотируемом полете с двигателем. Найт был награжден Международным авиационным трофеем Хармона в 1969 году за рекордный полет президентом Линдоном Джонсоном . Найт будет летать еще на трех X-15, полеты: 194, 196 и 198. [ 4 ]

Самолет X-15A-2 номер 2 был доставлен в Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. [ 2 ] и перекрашен для постоянной экспозиции. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Журнал полетов рейса 188

[ редактировать ]
  • Х-15А-2, модифицированная Х-15 с внешними баками и абляционным покрытием.
  • Полная масса: 16 069 кг (35 426 фунтов)
  • Масса без топлива: 7766 кг (17 121 фунт)
  • Удельный импульс: 276
  • Длина корабля: 15,97 м (52,4 фута)
  • Высота корабля: 15,47 м (50,8 футов)
  • Диаметр корабля: 1,42 м (4,7 фута)
  • Размах крыла: 6,80 м (22,3 фута)
  • Reaction Motors XLR99 -RM-2 Двигатель , время горения: 90 секунд на внутреннем топливе.
  • Тяга: 262,445 кН (59 000 фунтов силы )
  • Двигатель: около 600 000 л.с.
  • Топливо: жидкое топливо : жидкий кислород и безводный аммиак.
  • Общий объем топлива: 8303 кг (18305 фунтов)
  • Максимальная скорость 6,70 Маха , рекорд скорости.
  • Внешний бак: Полная масса: 7026 кг (15 490 фунтов)
  • Внешний бак: Пустой Масса: 902 кг (1989 фунтов)
  • Внешний бак: Диаметр: 0,98 м (3,2 фута)
  • Внешний резервуар: Пролет: 0,98 м (3,2 фута)
  • Внешний бак: Длина: 6,86 м (22,5 фута)
  • Внешние баки: время горения 60 секунд, внешнее топливо.
  • Внешние баки: 6814 литров (1800 галлонов США)
  • Длина полета: 342,79 км (213,00 миль)
  • Время планирования: 6 мин. 10 секунд.
  • Пиковая температура поверхности: более 649 °C (1200 °F).
  • Скафандр XMC-2

Х-15А-2 номер 2 полета с подвесными баками

[ редактировать ]
  • Рейс 155 - 3 ноября 1965 г., с пустыми внешними баками, пилот Роберт А. Рашворт , 2,31 Маха, 5 минут 2 секунды. [ 8 ] [ 9 ]
  • Рейс 159 - 1 июля 1966 г., пилот Рашуорт (последний полет), 1,70 Маха, 4 минуты 29 секунд. [ 10 ]
  • Рейс 175 - 18 ноября 1966 г., пилот Найт, 6,33 Маха, 8 минут 27 секунд, второй по скорости полет. [ 11 ]
  • Рейс 186 - 21 августа 1967 г., с полным абляционным покрытием. пилот Найт, 4,94 Маха, 7 минут 39 секунд [ 12 ]
  • Рейс 188 - 3 октября 1967 г., с макетом Ram-Jet и абляционным покрытием, пилот Найт, 6,70 Маха, 8 минут 12 секунд. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Своупс, Брайан (2016). «Рейс 188» . Этот день в авиации .
  2. ^ Jump up to: а б с Томпсон 1992 , с. 350.
  3. ^ «Запуск Х-15 с базового корабля Б-52» . Центр летных исследований Драйдена . 6 февраля 2002 г. Фото Е-4942.
  4. ^ «Биография Уильяма Джозефа Найта» . worldspaceflight.com . 20 августа 2017 г.
  5. ^ «X-15 – Гиперзвуковые исследования на краю космоса» . НАСА . Проверено 1 января 2015 г.
  6. ^ Уэйд, Марк. «Х-15А-2» . Энциклопедия астронавтики . Проверено 3 апреля 2023 г.
  7. ^ Кребс, Гюнтер Д. «Х-15А-2 с подвесными баками» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 3 апреля 2023 г.
  8. ^ X15 Fights worldspaceflight.com
  9. ^ Томпсон 1992 , с. 335.
  10. ^ Томпсон 1992 , с. 337.
  11. ^ Томпсон 1992 , с. 344.
  12. ^ Томпсон 1992 , с. 349.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
НАСА
Не НАСА
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f171b349d231c45791bd02b0109dd6ab__1720807500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/ab/f171b349d231c45791bd02b0109dd6ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
X-15 Flight 188 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)