Х-15, рейс 188
![]() North American X-15A-2 с внешними баками, до теплозащитной окраски | |
Тип миссии | Тестовый полет, тест на рекордную скорость |
---|---|
Оператор | ВВС США / НАСА |
Диапазон | 342,79 км (213 миль) |
Апогей | 58,4 км (36,3 миль) |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Х-15-А2 |
Производитель | Североамериканский |
Экипаж | |
Размер экипажа | 1 |
Члены | Уильям Дж. Найт |
Начало миссии | |
Дата запуска | 3 октября 1967 г. | UTC
Конец миссии | |
Дата посадки | 3 октября 1967 г. | UTC
Посадочная площадка | Роджерс Драй Лейк , Эдвардс |
![]() Уильям Дж. Найт с X-15 |



Рейс 188 североамериканского Х-15 3 октября 1967 года стал рекордным полетом. Уильям Дж. Найт X-15A-2 поднял гиперзвуковой самолет с ракетным двигателем на высоту 102 100 футов (31 100 метров) над Мад-Лейк, штат Невада, когда рейс 188 достиг рекордной максимальной скорости 4520 миль в час (7270 км/ч), Маха. 6,70 . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Рейс 188 использовал самолет North American Aviation X-15 номер 2, номер 56-6671, 2A-F12. Х-15, модель Х-15А-2, имела множество модификаций по сравнению с исходным Х-15А. Х-15 номер 2, рейс 74, был поврежден при приземлении 9 ноября 1962 года, был отремонтирован и модернизирован и стал Х-15А-2. Фюзеляж Х-15А-2 был удлинен на 28 дюймов (0,71 метра). Это новое пространство было спроектировано для с жидким водородом резервуара . Жидкий водород должен был питать прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который летал, но не использовался. Имитатор ГПВРД устанавливался на подфюзеляжном киле Х-15А-2. Были добавлены два внешних подвесных бака для увеличения расхода топлива на 75%. В цистернах находились жидкий аммиак и жидкий кислород. Внешние баки обеспечивали дополнительное время работы двигателя в течение 60 секунд. Добавленные баки увеличили вес Х-15 на 57 000 фунтов (26 000 кг). Внутренние и внешние баки вмещали около 7 тонн топлива. Чтобы выдерживать тепло, попадающее в атмосферу , вся поверхность X-15A-2 была покрыта абляционным тепловым экраном Martin MA-25S . Абляционный тепловой экран был разработан таким образом, чтобы обугливаться и медленно отрываться, унося при этом тепло. Martin MA-25S был розового цвета, затем поверх Martin MA-25S был нанесен белый верхний слой герметика. После полета выяснилось, что корабль имел тепловые повреждения, ремонтировать которые после завершения некоторых ремонтных работ было нерентабельно. При приземлении ГПВРД оторвался из-за теплового повреждения. Рейс 188 приземлился. Роджерс Драй Лейк в Калифорнии после времени полета 8 минут 17,0 секунды. [ 2 ]
Рейс 188 стал 53-м полётом Х-15 Номер 2 и 5-м полётом модифицированного Х-15А-2. В X-15A-2 использовался двигатель Reaction Motors XLR99, выпущенный Reaction Motors подразделением компании Thiokol Chemical Company . Уильям Дж. Найт был летчиком-испытателем ВВС США и НАСА . Х-15А-2 № 2 был единственным Х-15, имевшим внешнюю модификацию танка. Из-за теплового повреждения ГПВРД оторвался и отпал от Х-15А-2. Макет ГПВРД был приспособлен для испытаний на скорость. Целью было провести настоящие летные испытания и сравнить их с испытаниями в аэродинамической трубе . Сильная жара в ГПВРД, превышающая 2700 ° F (1480 ° C), прожгла дыру в ГПВРД, а затем в верхнем подфюзеляжном плавнике. Из-за повреждений было собрано ограниченное количество данных испытаний. ГПВРД был найден на полигоне авиабазы Эдвардс . Отрыв не повлиял на посадку Х-15А-2. Во время приземления на скорости 5,5 Маха Х-15А-2 выдал предупреждение о перегреве моторного отсека XLR-99. В целях пожарной безопасности и облегчения Х-15А-2 Найт постарался сбросить остатки топлива во внутреннем топливном баке. Однако жара повредила систему слива топлива. Х-15А-2 имел возможность отсоединять сбрасываемый нижний киль, необходимый для посадки. Найт смог безопасно приземлить более тяжелый, чем обычно, X-15A-2 на скорости, превышающей нормальную. На базе ВВС Эдвардс на дне высохшего озера были построены две радиорелейные станции и шесть аварийных взлетно-посадочных полос. Приземление произошло в 14:40:07 по местному времени на базе ВВС Эдвардс после полета 342,79 (213 миль). Общее время работы двигателя составило 2 минуты 20 секунд. Реактивные самолеты North American F-100 Super Sabre , Lockheed F-104 Starfighter и Douglas F5D Skylancer использовались в качестве самолетов-преследователей , которые следовали за X-15A-2 настолько долго, насколько это было возможно при запуске, а также во время приземления X-15A-2. F-100 Super Sabre и F5D имели максимальную скорость 1,4 Маха. F-104 имел максимальную скорость 2 Маха.
Взлет рейса 188 был задержан из-за незначительных проблем, которые были устранены. Для поднятия Х-15А-2 на высоту использовался модифицированный Boeing B-52 Stratofortress , модель NB-52B. NB-52B, NASA Balls 8 , нес Х-15А-2 под правым крылом. Balls 8 выпустил Х-15А-2 на скорости 500 миль в час (805 км/ч) (0,82 Маха) и высоте 45 000 футов 8,5 миль (13,7 км) в 14:31:50,9 по местному времени. [ 3 ] «Балы-8» совершили 106 из 199 полетов по программе Х-15. Внешние баки были сброшены через 67,4 секунды после запуска на скорости 2,0 Маха и высоте 70 000 футов. Общее время работы двигателей за полет составило 141,4 секунды. После рейса 188 было совершено еще 11 полетов X-15, прежде чем программа была закрыта. Данные программы Х-15 использовались при планировании будущих конструкций самолетов и космических аппаратов .
Рейс 188 удерживал рекорд скорости пилотируемого крылатого космического самолета, пока его не обогнал STS-1 космического корабля "Колумбия" 14 апреля 1981 года. Рейс 188 до сих пор является рекордом скорости для неорбитального самолета в атмосфере при пилотируемом полете с двигателем. Найт был награжден Международным авиационным трофеем Хармона в 1969 году за рекордный полет президентом Линдоном Джонсоном . Найт будет летать еще на трех X-15, полеты: 194, 196 и 198. [ 4 ]
Самолет X-15A-2 номер 2 был доставлен в Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. [ 2 ] и перекрашен для постоянной экспозиции. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Журнал полетов рейса 188
[ редактировать ]- Х-15А-2, модифицированная Х-15 с внешними баками и абляционным покрытием.
- Полная масса: 16 069 кг (35 426 фунтов)
- Масса без топлива: 7766 кг (17 121 фунт)
- Удельный импульс: 276
- Длина корабля: 15,97 м (52,4 фута)
- Высота корабля: 15,47 м (50,8 футов)
- Диаметр корабля: 1,42 м (4,7 фута)
- Размах крыла: 6,80 м (22,3 фута)
- Reaction Motors XLR99 -RM-2 Двигатель , время горения: 90 секунд на внутреннем топливе.
- Тяга: 262,445 кН (59 000 фунтов силы )
- Двигатель: около 600 000 л.с.
- Топливо: жидкое топливо : жидкий кислород и безводный аммиак.
- Общий объем топлива: 8303 кг (18305 фунтов)
- Максимальная скорость 6,70 Маха , рекорд скорости.
- Внешний бак: Полная масса: 7026 кг (15 490 фунтов)
- Внешний бак: Пустой Масса: 902 кг (1989 фунтов)
- Внешний бак: Диаметр: 0,98 м (3,2 фута)
- Внешний резервуар: Пролет: 0,98 м (3,2 фута)
- Внешний бак: Длина: 6,86 м (22,5 фута)
- Внешние баки: время горения 60 секунд, внешнее топливо.
- Внешние баки: 6814 литров (1800 галлонов США)
- Длина полета: 342,79 км (213,00 миль)
- Время планирования: 6 мин. 10 секунд.
- Пиковая температура поверхности: более 649 °C (1200 °F).
- Скафандр XMC-2
Х-15А-2 номер 2 полета с подвесными баками
[ редактировать ]- Рейс 155 - 3 ноября 1965 г., с пустыми внешними баками, пилот Роберт А. Рашворт , 2,31 Маха, 5 минут 2 секунды. [ 8 ] [ 9 ]
- Рейс 159 - 1 июля 1966 г., пилот Рашуорт (последний полет), 1,70 Маха, 4 минуты 29 секунд. [ 10 ]
- Рейс 175 - 18 ноября 1966 г., пилот Найт, 6,33 Маха, 8 минут 27 секунд, второй по скорости полет. [ 11 ]
- Рейс 186 - 21 августа 1967 г., с полным абляционным покрытием. пилот Найт, 4,94 Маха, 7 минут 39 секунд [ 12 ]
- Рейс 188 - 3 октября 1967 г., с макетом Ram-Jet и абляционным покрытием, пилот Найт, 6,70 Маха, 8 минут 12 секунд. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Своупс, Брайан (2016). «Рейс 188» . Этот день в авиации .
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 1992 , с. 350.
- ^ «Запуск Х-15 с базового корабля Б-52» . Центр летных исследований Драйдена . 6 февраля 2002 г. Фото Е-4942.
- ^ «Биография Уильяма Джозефа Найта» . worldspaceflight.com . 20 августа 2017 г.
- ^ «X-15 – Гиперзвуковые исследования на краю космоса» . НАСА . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Х-15А-2» . Энциклопедия астронавтики . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Кребс, Гюнтер Д. «Х-15А-2 с подвесными баками» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ X15 Fights worldspaceflight.com
- ^ Томпсон 1992 , с. 335.
- ^ Томпсон 1992 , с. 337.
- ^ Томпсон 1992 , с. 344.
- ^ Томпсон 1992 , с. 349.
Библиография
[ редактировать ]- Томпсон, Милтон О. (1992). На краю космоса: программа полета X-15 . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1-56098-107-5 . ОСЛК 24010699 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Кадры полета X-15A-2, вид от первого лица, а также из B-52 и самолета-преследователя на YouTube
- Ракета Reaction Motors XLR99 - Национальный музей ВВС США.
- XLR-99
- НАСА
- X-15: Гиперзвуковые исследования на границе космоса
- Гиперзвук до шаттла: краткая история исследовательского самолета X-15
- Короткометражный фильм «Исследовательский проект Х-15» доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .
- Не НАСА
- X-15A в Энциклопедии Астронавтики
- X-15: Самолет перспективных исследований , краткое описание конструкции North America Aviation.