Шары 8
Шары 8 | |
---|---|
![]() | |
НАСА TF-104G (внизу) летит в погоне за NB-52B Balls 8 (вверху) 14 сентября 1979 года. | |
Тип | Боинг НБ-52Б Стратофортресс |
Производитель | Авиационная компания Боинг |
Серийный | 52-008 |
Первый полет | 11 июня 1955 г. |
Владельцы и операторы | ВВС США НАСА |
Статус | Ушедший на пенсию |
Сохранено в | База ВВС Эдвардс , Калифорния |



Balls 8 — НАСА Boeing NB-52B, базовый корабль который был списан в 2004 году после почти 50 лет летной службы в НАСА. [ 1 ] [ 2 ] Самолет известен тем, что сбрасывал аэрокосмическую исследовательскую машину X-15 в 106 из 199 полетов по программе X-15. [ 3 ]
Введение
[ редактировать ]По некоторым утверждениям, Boeing NB-52B Stratofortress, Air Force 52-0008, является самолетом, который был свидетелем и участником большинства исторических событий в области авиационных исследований. Он был опорой базы ВВС Эдвардс на протяжении 45 лет. [ 4 ] Целью запуска проекта гиперзвукового исследовательского самолета North American X-15 в 1958 году стал NB-52B и его родственный корабль NB-52A, 52-0003. [ 4 ] NB-52B служил стартовой платформой для многочисленных программ вплоть до своего последнего полета 16 ноября 2004 года, тогда как NB-52A был снят с вооружения в октябре 1969 года. [ 4 ]
На протяжении всей своей сложнейшей миссии НБ-52Б представлял собой летающую стартовую площадку. Пролетая девять миль над землей, он должен был снабжать свои ракетные самолеты топливом, газами и энергией, обычно присущими стартовой площадке в Космическом центре Кеннеди. Благодаря этим возможностям самолет стал жизненно важным инструментом для авиационных исследований. [ 5 ]
Правое крыло Stratofortress было усилено и оснащено пилоном, способным нести самые тяжелые полезные нагрузки, когда-либо запускаемые с крыла самолета. Фактически, некоторые из сброшенных им полезных грузов весили более 50 000 фунтов (около 1/5 собственного веса самолета). [ 6 ]
Ракетный самолет X-15 Stratofortress поднял пилотов на беспрецедентную высоту и скорость. Первые крылатые аппараты достигли скорости 1, 2, 3 и 4 Маха соответственно. Они также впервые пролетели на высоте более 130 000 футов и в конечном итоге достигли высоты более 364 000 футов (около 100 000 метров) над поверхностью Земли. [ 4 ] Пять пилотов получили звание космонавта, пролетев более пятидесяти миль на Х-15. К сожалению, один из этих пилотов погиб во время квалификационного полета, когда третий Х-15 взорвался при входе в атмосферу. [ 4 ]
Программа «Спейс Шаттл» в долгу перед оригинальным NB-52B. Модернизированный «Стратофортресс» запустил несколько бескрылых стартовых тел, которые продемонстрировали возможность захода космического корабля «Шаттл» на крутую планировку к приземлению. Новый НБ-52Б показал, что подобные посадки может совершать и самолет массой три с половиной миллиона фунтов. Парашюты, сбрасывавшие твердотопливные ускорители «Шаттла» в океан, также испытывались при падении с пилона на крыле самолета. [ 4 ] На этом самолете также был испытан тормозной парашют, замедлявший космический шаттл после приземления. [ 4 ]
Несмотря на неоднократные аргументы о том, что старый бомбардировщик становится все сложнее и дороже в обслуживании, продолжали появляться новые программы, которые требовали уникальных возможностей старого NB-52B, поэтому он продолжал поднимать на борт уникальные устройства. NB-52B выпустил ряд ДПЛА и дронов в 70-х и 80-х годах, в том числе F-15 RPAV (дистанционно пилотируемая исследовательская машина) в масштабе 3/8, дрон Ryan Firebee II (Ryan Firebee) (дрон на базе Райана Файрби). для испытаний аэроупругих конструкций (DAST)) и технологии высокоманевренных самолетов (HiMAT). [ 4 ]
Это был последний B-52 с бомбовым отсеком, приспособленным для установки бомбодержателя МАУ-12, первоначально использовавшегося для сбрасывания крупных термоядерных боеголовок. [ 4 ]
В исследовательских целях использовался сам НБ-52Б. Пролетая мимо башни, оборудованной генераторами дыма, он помог исследователям визуализировать турбулентность следа от большого самолета. Он служил мишенью для артиллерийской стрельбы воздух-воздух. В середине 1990-х годов, когда NB-52B тестировал присадки к топливу, снижающие загрязнение окружающей среды, с парой реактивных двигателей, установленных под бомбовым отсеком, некоторое время он летал как десятимоторный реактивный самолет. [ 4 ]
В ходе программы X-38 с NB-52B был сброшен самый большой парафойл в истории. [ 4 ] Парафойл имел площадь 7500 квадратных футов, что более чем в полтора раза превышало площадь крыла Боинга 747 . [ 4 ]
Карьера NB-52B подошла к концу с запуском самого мощного в мире воздушно-реактивного двигателя. В своем последнем полете он запустил третий прямоточный воздушно-реактивный двигатель сверхзвукового сгорания X-43A Hyper-X на модифицированном ускорителе Pegasus, который разогнал его до скорости 9,6 Маха (7365 миль в час или 11 854 км/ч) на высоте 110 000 футов. [ 4 ] Будущим аэрокосмическим аппаратам со скоростью более 7000 километров в час предвещает успешная работа прямоточного воздушно-реактивного двигателя сверхзвукового сгорания.
17 декабря 2004 года NB-52B был удостоен награды в Летно-исследовательском центре Драйден НАСА на базе ВВС Эдвардс церемонией выхода на пенсию за его уникальный вклад в историю авиации. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Balls 8 изначально был РБ-52Б. [ 2 ] Первый полет он совершил 11 июня 1955 года и поступил на вооружение НАСА 8 июня 1959 года. Он был модифицирован на заводе North American Aviation в Палмдейле, чтобы на нем можно было нести Х-15. Как и на его предшественнике NB-52A, под правым крылом между фюзеляжем и бортовыми двигателями был установлен пилон с секцией размером 6 на 8 футов (1,8 м × 2,4 м), удаленной от закрылка крыла для размещения X- 15-й хвост.
Модифицированный бомбардировщик совершил 159 вылетов по переноске и запуску по программе X-15 с июня 1959 года по октябрь 1968 года. Впервые он был использован для запуска X-15 в его пятом полете 23 января 1960 года. Он также выполнял вылеты по программе X-15. X-24 , HiMAT , с подъемным кузовом машины , X-43 , ранние запуски ракеты OSC Pegasus и множество других программ.
На момент выхода на пенсию 17 декабря 2004 года Balls 8 был самым старым действующим B-52, находившимся на вооружении, и единственным действующим B-52, который не был моделью H. У него также было самое низкое общее время планера среди всех действующих B-52. Он находится на постоянной всеобщее обозрение возле северных ворот базы ВВС Эдвардс в Калифорнии. [ 2 ]
НАСА Свое прозвище он получил от бортового номера 52-008: ведущие нули плюс цифра 8. Среди персонала ВВС США принято называть самолеты, бортовой номер которых содержит два или более нулей, «шарами» и последней цифрой (или две цифры) его бортового номера.
См. также
[ редактировать ]- High and Mighty One , NB-52A, серийный номер 52-003, является еще одним самолетом-носителем, используемым для полетов X-15. Он выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима рядом с авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне , штат Аризона ( 32 ° 8'28,00 дюйма с.ш. 110 ° 52'11,62 дюйма з.д. / 32,1411111 ° с.ш. 110,8698944 ° з.д. ).
- B-52B, серийный номер 52-005, можно увидеть в музее B-52B «005» в Wings Over the Rockies . [ 7 ] Денвер, Колорадо .
- Список самолетов НАСА
- Cosmic Girl , Боинг 747-41R, используемый Virgin Orbit Mark II LauncherOne. в качестве базового корабля для ракеты
- Stargazer , модифицированный Lockheed L-1011 TriStar, используемый в качестве базового корабля для ракет Northrop Grumman Pegasus и Pegasus XL.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крич, Грей (15 декабря 2004 г.). «Конец эпохи: знаменитый B-52B НАСА уходит на пенсию» . Центр летных исследований Драйдена НАСА . Архивировано из оригинала 28 декабря 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с Гиббс, Ивонн, изд. (28 февраля 2014 г.). «Информационный бюллетень НАСА Армстронг: Самолет-носитель B-52B «Материнский корабль»» . НАСА . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 г.
- ^ Энгель, Ханс-Петер (24 февраля 2000 г.). «Х-15 — гиперзвуковые исследования на окраине космоса» . История НАСА .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м "Balls_Eight_History_of_the_Boeing_NB-52B_Stratofortress_Mothership_eBook" . www.air-and-space.com . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ричмонд, Джефф (23 августа 2016 г.). «Balls Eight — B-52, который был матерью кораблей-маток» . Avgeekery.com . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Крич, Грей (15 декабря 2004 г.). «Конец эпохи: знаменитый B-52B НАСА уходит на пенсию» . Центр летных исследований Драйдена НАСА . Архивировано из оригинала 28 декабря 2004 г.
- ^ «Боинг B-52B Stratofortress» . Музей авиации и космонавтики «Крылья над Скалистыми горами» . Проверено 1 января 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Локетт, Брайан (2009). Balls Eight: История базового корабля Boeing NB-52B Stratofortress . Книги Локетта. ISBN 978-1-329-09564-9 . OCLC 1256691010 .