Список самолетов НАСА
Это список самолетов НАСА . На протяжении всей своей истории НАСА использовало несколько различных типов самолетов на постоянной, полупостоянной или краткосрочной основе. Эти самолеты обычно являются избыточными, но в некоторых случаях это недавно построенные военные самолеты.
Текущий самолет [ править ]
Самолет [ править ]
Самолет | Тип | Использовать | Статус (Кол-во) | Даты с по | Исследовательские центры | Текущее местоположение | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Aero Spacelines Супер Гуппи | Фиксированное крыло | Тяжелый транспортный самолет | Активный (1) | Н/Д | Передовое рабочее место в Эль-Пасо | ||
Аэроджет Генерал Х-8 | Ракета | Исследования, X-Planes , Аэрологические исследования и зондирование [1] | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | |||
АэроВиронмент Центурион | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, самолеты для экологических исследований и сенсорные технологии (ERAST) | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Центурион представлял собой эволюционный от солнечных батарей и топливных элементов с питанием беспилотный летательный аппарат . | ||
AeroVironment Паутинка Альбатрос | Фиксированное крыло | Исследования, Приведенные в действие человеком | Пенсионер (1) | Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики | |||
АэроВиронмент Гелиос | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, самолеты для экологических исследований и сенсорные технологии (ERAST) | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Прототип Гелиоса НАСА представлял собой эволюционный от солнечных батарей и топливных элементов с питанием беспилотный летательный аппарат . | ||
AeroVironment Pathfinder | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, самолеты для экологических исследований и сенсорные технологии (ERAST) | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Прототип AeroVironment Pathfinder представлял собой эволюционный от солнечных батарей и топливных элементов с питанием беспилотный летательный аппарат . | ||
AeroVironment Патфайндер Плюс | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, самолеты для экологических исследований и сенсорные технологии (ERAST) | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики | Прототип Pathfinder Plus представлял собой эволюционный от солнечных батарей и топливных элементов с питанием беспилотный летательный аппарат . | |
AeroVironment RQ-14 Драконий Глаз | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Активный (1) | Исследовательский центр Эймса | Исследовательский центр Эймса | ||
Еврокоптер EC135 | Винтокрылая машина | Активный (2) | Космический центр Кеннеди | Космический центр Кеннеди | |||
Бичкрафт Супер Кинг Эйр (НАСА 8) | Фиксированное крыло | Транспортный персонал | Активный (1) | Летная база Уоллопса | Летная база Уоллопса | Перевозит сотрудников авиабазы Уоллопс, Вирджиния и Балтимор. | |
Бичкрафт Кинг Эйр B-200 (UC-12B) | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Активный (2) | Центр летных исследований Армстронга , Исследовательский центр Лэнгли | Центр летных исследований Армстронга , Исследовательский центр Лэнгли | ||
Бичкрафт Т-34С | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа и фотографическая погоня | Активный (2) | Исследовательский центр Гленна , Центр летных исследований Армстронга | Летная база Уоллопса , Центр летных исследований Армстронга | ||
Bell UH-1H Ирокез (Хьюи) | Винтокрылая машина | Ушедший на пенсию | Летная база Уоллопса | Летная база Уоллопса | |||
Лунная исследовательская машина Bell LLRV | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Летно-исследовательский центр Армстронга (№ 2) | ||||
Bell X-1A Гламурная Гленнис | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 1946 | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей авиации и космонавтики | Скоростные и высотные испытания. Первый самолет, преодолевший звуковой барьер в горизонтальном полете. Доказана аэродинамическая жизнеспособность тонких секций крыла. [2] | |
Белл X-1B | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | |||
Белл X-1E | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | |||
Белл Х-5 | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 1951 | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | Первый самолет с крыльями изменяемой геометрии . [3] | |
Белл XV-15 | V/STOL, Tilt Rotor | Исследовать, | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса | Центр Стивена Ф. Ярд-Хейзи | ||
Белланка Скайрокет II | Фиксированное крыло | Испытания гражданских самолетов | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Боинг 737 , НАСА 515 | Фиксированное крыло | Исследования, Производительность терминалов (TAP) | Пенсионер (1) | 1974-2003 | Исследовательский центр Лэнгли | Музей полета | НАСА 515 — первый когда-либо построенный Боинг 737 . После того, как НАСА использовалось для квалификации конструкции 737, оно серьезно модифицировало самолет для продолжения исследований. |
Боинг 747-100SR | Фиксированное крыло | Самолет-челнок | Пенсионер (2) | 1977-2012 | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | Зарегистрирован как N905NA (модель 747-100, приобретенная у American Airlines в 1974 году) и N911NA (модель 747-100SR, приобретенная у Japan Airlines в 1988 году). В 2013 году Космический центр Хьюстона объявил о планах продемонстрировать SCA 905 с установленным на его спине макетом шаттла «Индепенденс». NASA 905 был установлен на территории космического центра, его переправили по частям с Эллингтон-Филд, а точная копия шаттла была установлена в августе 2014 года. Экспозиция открылась в начале 2016 года. N911NA в настоящее время экспонируется в аэропорту Joe Davies Heritage Airpark в Палмдейле. Завод 42. |
Боинг 747 , (СОФИЯ) | Фиксированное крыло | Воздушная обсерватория , Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии (СОФИЯ) | Пенсионер (1) | 1997-2022 | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | На пенсии в 2022 г. [4] |
Боинг 757 | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Передовые технологии | Пенсионер (1) | Экс-Восточные авиалинии 757 | |||
Боинг Б-52Б | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Музей авиации и космонавтики Пима (003), Музей летно-испытательного центра ВВС (008) | Запуск X-15 и X-43A с базового корабля Boeing B-52 | |||
Боинг CH-47B Чинук | Винтокрылая машина | Исследования, проект винтокрылого аппарата по исследованию переменной устойчивости | Пенсионер (2) | Исследовательский центр Эймса , Исследовательский центр Лэнгли | Он был оборудован для проводного полета и имел три бортовых компьютера. После завершения исследований он был возвращен в армию США и модернизирован до стандарта CH-47D. [5] | ||
Стратотанкер Boeing KC-135 | Фиксированное крыло | Тренажер, Самолет пониженной гравитации | Пенсионер (2) | 1973 - 2004 | Эллингтон Филд, Хьюстон, Техас | Эллингтон Филд, Хьюстон, Техас | ВВС США KC-135As (обозначенные N930NA и N931NA). Потенциальные астронавты подвергались моделированию почти невесомости. Эти самолеты также известны как Vomit Comets . |
Боинг НБ-52Б , НАСА НБ-52Б | Фиксированное крыло | Исследования, Тестовая платформа | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | База ВВС Эдвардс | Используется в качестве базового корабля для программы X-15 , 127 Lifting Body летных испытаний , таких как испытательный полет HL-10 , для поддержки разработки программы Space Shuttle , а также нескольких других различных программ испытаний. [6] После почти 50 лет летной службы Balls 8 был выведен из эксплуатации в НАСА 17 декабря 2004 года после участия в программе Hyper-X . [7] | |
Боинг Х-37 | Исследования, X-Planes , | Активный | 2006 г. (дроп-испытание), 2010 г. (орбитальный полет) | Центр летных исследований Армстронга | Многоразовый орбитальный космический самолет. [8] | ||
Боинг Х-40 | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 1998 | Центр летных исследований Армстронга | Испытательный стенд космического маневренного корабля в масштабе 80%. Прототип X-37. [9] | ||
Боинг Х-48 | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, X-Planes , Экологически ответственный авиационный проект [10] | Пенсионер (1) | Центр летных исследований Армстронга | Серия X-48 использовалась для «оценки устойчивости и управляемости на малых скоростях малошумной версии предполагаемой конструкции корпуса с гибридным крылом». НАСА надеется, что именно этот самолет поможет в разработке «зеленых авиакомпаний». Испытательный стенд смешанного крыла (BWB). [11] | ||
Боинг Х-45А | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей авиации и космонавтики (№1 синий), Национальный музей ВВС США (№2 красный) | ||
Активное аэроупругое крыло Boeing X-53 | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 2002 | Центр летных исследований Армстронга | Испытательный стенд активного аэроэластичного крыла . [12] | ||
Boeing Vertol VZ-2 (Model 76) | V/STOL, Tilt Rotor | Исследовать, | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики. Объект Пола Э. Гарбера . [13] | Построен в США в 1957 году для исследования наклонным крылом подхода к вертикальному взлету и посадке с . | |
Цессна 206H | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Активный (1) | Исследовательский центр Лэнгли | Исследовательский центр Лэнгли | ||
Цессна 337 Скаймастер | Фиксированное крыло | Испытание гражданских самолетов, Транспортная система малых самолетов | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Цессна 318 Т-37 Твит | Фиксированное крыло | Испытание гражданских самолетов, Транспортная система малых самолетов | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Циррус SR22 | Фиксированное крыло | Испытание гражданских самолетов, Транспортная система малых самолетов | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Конвэйр 880 | Фиксированное крыло | Исследования, демонстрационная программа контролируемого воздействия | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Исследовательский центр Лэнгли , Центр летных исследований Армстронга | |||
Конвэйр 990 (Галилео) | Фиксированное крыло | Воздушная обсерватория , Обсерватория Галилео | Разрушено (1), списано (1) и разбито (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Воздушно-космический порт Мохаве | Самолет Galileo I погиб в результате столкновения в воздухе с P-3 в 1973 году. Galileo II продолжал службу до 1980-х годов, проводя исследования в области аэронавтики, космонавтики, астрономии и наблюдения за Землей, но был уничтожен в 1985 году пожаром после того, как правое основное шасси вышло из строя и пробило топливные баки. NASA 810 использовался для испытаний шасси и тормозных систем шаттла, прежде чем был снят с эксплуатации. | |
Convair F-106 Delta Dart (QF-106A) | Фиксированное крыло | Ушедший на пенсию | 1986 - 1998 | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Convair C-131 Самаритянин (Convair CV-240) | Фиксированное крыло | Обучение, Самолеты с пониженной гравитацией , Программа исследования ресурсов Земли Landsat (ERS) | Пенсионер (2) | Исследовательский центр Лэнгли , Эллингтон Филд, Хьюстон, Техас | Астронавты проекта «Меркурий» летали на борту самолета C-131 «Самаритянин», летающего как «рвотная комета». | ||
Дассо HU-25C Сокол | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Активный (1) | Исследовательский центр Лэнгли | Исследовательский центр Лэнгли | ||
de Havilland Canada DHC-5 Buffalo (Bisontennial), названный в 1976 году. | Фиксированное крыло | Исследования, СТОЛ | Пенсионер (1) | 1970-е, конец - начало 1980-х. | Исследовательский центр Эймса | с коротким размахом Оснащен крылом Boeing двигателями с разделенным потоком и турбовентиляторными на базе Rolls-Royce Spey (обеспечивающими как движение, так и увеличивающий поток воздуха для подъемной системы с электроприводом). [14] [15] [16] [17] Начиная с 1972 года, когда был совершен первый полет в этой экспериментальной конфигурации, этот самолет использовался совместно Исследовательским центром Эймса НАСА и Министерством промышленности, торговли и коммерции Канады для исследований СВП. [16] [18] | |
де Хэвилленд Канада DHC-5 Буффало (QSRA) | Фиксированное крыло | Исследования, КВП , программа бесшумных ближнемагистральных исследовательских самолетов . [14] [15] [19] : 153 [20] [21] [22] | Пенсионер (1) | 1970-е, конец - начало 1980-х. | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Экспериментальное крыло, спроектированное, изготовленное и установленное компанией Boeing, представляло собой стреловидную сверхкритическую конструкцию , включающую систему управления пограничным слоем . [20] [21] : 8 Вместо стандартных двигателей этот самолет был оснащен четырьмя прототипами турбовентиляторных двигателей Avco Lycoming YF102 с большим двухконтурным режимом (первоначально из программы Northrop YA-9 ), установленных над крылом, чтобы воспользоваться эффектом Коанды . [21] : 9–10 В 1980 году этот самолет участвовал в авианосных испытаниях на борту авианосца « Китти Хок» , продемонстрировав характеристики взлета и посадки без использования катапульт или тормозного устройства. [15] [19] : 154 | |
de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (N607NA) | Фиксированное крыло | Исследования, обледенение самолетов | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Гленна [23] | Государственный университет Среднего Теннесси в муниципальном аэропорту Мерфрисборо [24] | ||
Бесплатно ВЗ-4 | СВВП | Исследовать | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | Музей транспорта армии США | ||
Дуглас C-47 Skytrain | Фиксированное крыло | Тест | Ушедший на пенсию | Исследовательский центр Эймса | |||
Дуглас C-118 Лифтмастер | Фиксированное крыло | Летная база Уоллопса | |||||
Дуглас C-133 Каргомастер | Фиксированное крыло | Тяжелый транспортный самолет | Ушедший на пенсию | 1966-1969 | |||
Дуглас D-558-1 Скайстрик | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей морской авиации (№1), Музей авиации Каролины (№3) | ||||
Дуглас D-558-2 Скайрокет | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Музей самолетов славы (№1), Национальный музей авиации и космонавтики (№2), Колледж Антилопы-Вэлли (№3) | ||||
Дуглас F5D Скайлансер | Фиксированное крыло | Тренер, Chase Plane | Пенсионер (2) | 1961 - 1970 | Центр летных исследований Армстронга | Музей авиации и космонавтики Нила Армстронга (802), муниципальный аэропорт Онтарио (708) | Используется в качестве испытательного стенда для сверхзвуковых исследований и для подготовки пилотов для программы X-20 Dyna-Soar . F5D-1 Skylancer имел форму крыла в плане, аналогичную конструкции Dyna-Soar. После того, как программа Dyna-Soar была отменена в декабре 1963 года, один F5D-1 остался в Армстронге, в конечном итоге став авиасимулятором для M2 -F2 и самолетом-преследователем для экспериментальных полетов до 1970 года. В мае 1970 года один из самолетов был вышел в отставку и пожертвован Музею авиации и космонавтики Нила Армстронга . [25] |
Дуглас Х-3 Стилет | Фиксированное крыло | Исследования, X-Planes | Пенсионер (1) | 1952-1956 | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | Конструкция из титанового сплава; Крылья с малым удлинением . Планировалось испытать длительный высокоскоростной полет. Неспособен достичь расчетной скорости, но дал представление об инерционной связи . [26] |
Дайк Дельта | Фиксированное крыло | ||||||
Латунь Авион ПИК-20 | Неподвижное крыло, Планер | Исследования, подъемная сила и аэродинамика | Пенсионер (1) | 1981-1996 | Центр летных исследований Армстронга | ||
Дженерал Атомикс АЛЬТУС | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, самолеты для экологических исследований и сенсорные технологии (ERAST) | Ушедший на пенсию? (2) | Центр летных исследований Армстронга | |||
General Atomics MQ-9 Reaper (Хищник-Б ИХАНА) | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследовательская платформа | Активный (1) | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | ||
General Dynamics F-16 Файтинг Фалкон | Фиксированное крыло | Исследовать, | Пенсионер (2) | 1988 - 1999 | Центр летных исследований Армстронга | Прототипы F-16XL , разработанные как конкурент F-15E Strike Eagle в ВВС США. программе усовершенствованных тактических истребителей | |
Дженерал Дайнэмикс Ф-16 ВИСТА | Фиксированное крыло | Исследования, Вариативность самолетов-симуляторов полета | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | Сейчас используется Школой летчиков-испытателей ВВС США под обозначением X-62 . [27] | ||
Дженерал Дайнемикс F-16XL | Фиксированное крыло | Исследовать, | Пенсионер (2) | Центр летных исследований Армстронга , Исследовательский центр Лэнгли | Центр летных исследований Армстронга (1) | ||
Грумман Гольфстрим I | Фиксированное крыло | Пенсионеры (7) | Космический центр Джонсона | ||||
Грумман Х-29 | Фиксированное крыло | Исследования, X-Planes , крыло прямой стреловидности | Пенсионер (2) | 1984-1991 | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | |
Грумман Гольфстрим II | Фиксированное крыло | Учебно-тренировочный самолет-челнок (STA) | Активный (4) | ЧТО | Передовое оперативное подразделение Эль-Пасо , Эллингтон Филд, Хьюстон, Техас [28] (НАСА С-11А) | ||
Гольфстрим G-III | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Исследовательская платформа, Программа бортовых научных исследований , Радиолокационная станция с синтезированной апертурой для беспилотных летательных аппаратов (UAVSAR) | Активный (1) | 2003 - Сегодня | Лаборатория реактивного движения , Летно-исследовательский центр Армстронга | Центр летных исследований Армстронга (НАСА C-20A) | Приобретен у ВВС США и модифицирован Летно-исследовательским центром Армстронга . Самолет был оснащен автономной бортовой системой сбора и обработки данных (DCAPS), которая позволяет осуществлять автоматическую настройку конфигурации, тем самым снижая инженерно-технические затраты на каждый полет. Самолет использовался в программе радара с синтезированной апертурой для необитаемых летательных аппаратов (UAVSAR), Access 5 в программе вместе с самолетами Scaled Composites Proteus , а также в качестве испытательного стенда для разработки систем и процедур предотвращения столкновений . [29] |
Gulfstream G-III , НАСА один | Фиксированное крыло | Бизнес-джет Администратора НАСА | Активный (1) | 2003 - 2008 | ЧТО | Одним из самолетов НАСА был Gulfstream G-III вместимостью 12 человек . Самолет хранится в ангаре ФАУ вместе с тремя другими правительственными самолетами. [30] НАСА теперь делит самолет с ФАУ . | |
Гольфстрим Х-54 | Исследования, X-Planes , | Предложенный | Центр летных исследований Армстронга | ||||
Хоукер Сиддели P.1127 | V/STOL | Ушедший на пенсию | Исследовательский центр Лэнгли | ||||
Крайдер-Рейснер XC-31 | Фиксированное крыло | Исследования, Удаление обледенения | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Лирджет 23 | Фиксированное крыло | Бизнес-джет | ? | ||||
Лирджет 24 | Фиксированное крыло | Бизнес-джет | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Воздушная обсерватория Лир Джет [31] [32] | |||
Лирджет 25 | Фиксированное крыло | Бизнес-джет | Активный | Летная база Уоллопса | Летная база Уоллопса | ||
Лирджет 28 | Фиксированное крыло | Бизнес-джет | |||||
Линг-Темко-Воут LTV XC-142 | V/STOL, Tilt Wing | Исследования, Транспортная авиация | Пенсионер (1) | 1966-1970 | Исследовательский центр Лэнгли | ||
Локхид С-5 Гэлакси | Фиксированное крыло | Тяжелый транспортный самолет | Активный (2) | Пилотировался экипажами ВВС США . | |||
Локхид C-121 Старлайнер | Фиксированное крыло | Ушедший на пенсию | |||||
Локхид C-141A Старлифтер | Фиксированное крыло | Воздушная обсерватория , Воздушная обсерватория Койпера | Пенсионер (1) | 1974 - 1995 | Исследовательский центр Эймса | ||
Локхид F-104A Звездный истребитель | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей авиации и космонавтики (818) (N818NA), Музей летно-испытательного центра ВВС (N820NA) (0790) | ||||
Локхид F-104B Звездный истребитель | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Авиабаза Макклеллан (N819NA) | ||||
Локхид F-104G Звездный истребитель | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Музей боевых птиц Эстрелла (N824NA), Центр летных исследований Армстронга (N826NA) | ||||
Локхид F-104N Звездный истребитель | Фиксированное крыло | Гнаться | Вышел на пенсию (6) и разбился (1) | 1963 - 1995 | Центр летных исследований Армстронга | Университет аэронавтики Эмбри-Риддла (N811NA) (4045), Локхид Мартин , Палмдейл, Калифорния (N812NA) | Один из этих самолетов, пилотируемый Джо Уокером столкнулся с экспериментальным бомбардировщиком XB-70 Valkyrie , 8 июня 1966 года , в результате чего Уокер погиб. |
Локхид ДжетСтар | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа | Пенсионер (1) | 1964-1989 | Центр летных исследований Армстронга | ||
Локхид NC-130B Геркулес | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, программа исследования ресурсов Земли Landsat (ERS) | Активный (1) | Летная база Уоллопса | Летная база Уоллопса | ||
Локхид П-3 Орион | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Активный (1) | Летная база Уоллопса | Летная база Уоллопса | ||
Локхид С-3 Викинг | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа | Ушедший на пенсию | Исследовательский центр Гленна | |||
Локхид SR-71 | Фиксированное крыло | Тренер | Пенсионер (1) | 1991 - 1999 | Центр летных исследований Армстронга | Музей авиации Пима | Самолет был окончательно выведен из эксплуатации в 1998 году, и ВВС быстро избавились от своих SR-71, оставив НАСА два последних годных к полетам Blackbird до 1999 года. [33] Все остальные «Блэкберды» были отправлены в музеи, за исключением двух SR-71 и нескольких дронов D-21, оставшихся в Исследовательском центре Драйдена НАСА. [34] |
Локхид SR-71А Блэкберд | Фиксированное крыло | Тренер | Пенсионер (1) | 1991 - 1999 | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | Самолет был окончательно выведен из эксплуатации в 1998 году, и ВВС быстро избавились от своих SR-71, оставив НАСА два последних годных к полетам Blackbird до 1999 года. [33] Все остальные «Блэкберды» были перемещены в музеи, за исключением двух SR-71 и нескольких дронов D-21, НАСА оставшихся в Центре летных исследований Армстронга . [34] |
Локхид SR-71B Блэкберд | Фиксированное крыло | Тренер | Пенсионер (1) | 1991 - 1999 | Центр летных исследований Армстронга | Музей истории авиации Каламазу | Самолет был окончательно выведен из эксплуатации в 1998 году, и ВВС быстро избавились от своих SR-71, оставив НАСА два последних годных к полетам Blackbird до 1999 года. [33] Все остальные «Блэкберды» были перемещены в музеи, за исключением двух SR-71 и нескольких дронов D-21, НАСА оставшихся в Центре летных исследований Армстронга . [34] |
Локхид У-2 «Леди Дракон» | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Программа авиационных исследований , Программа исследования ресурсов Земли Landsat (ERS) , Большая высота | Активный (2) | Центр летных исследований Армстронга | Модифицирован в соответствии со стандартом ER-2 (Ресурсы Земли-2). | ||
Локхид YF-12 | Фиксированное крыло | Исследовать, | Пенсионер (1) | Центр летных исследований Армстронга , Исследовательский центр Лэнгли , Исследовательский центр Гленна | Национальный музей ВВС США | ||
Lockheed YO-3 Квайт Стар | Фиксированное крыло | Исследовать | Пенсионер (1) | Центр летных исследований Армстронга | |||
X-33 Венчурная звезда | Исследования, X-Planes , | Пенсионер (1) | Прототип так и не был завершен | Локхид Мартин | Полумасштабный прототип многоразовой ракеты-носителя . [35] | ||
Локхид Мартин Х-44 МАНТА | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | Отменено | Центр летных исследований Армстронга | F-22 . Стенд для испытания вектора тяги многоосного самолета без хвостового оперения на базе [36] | ||
Локхид Мартин Х-56 (МЮТТ) | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследовательская платформа, X-Planes , испытательный стенд многофункциональных технологий | Пенсионер (1) | 2012 | Центр летных исследований Армстронга | Технология активного подавления флаттера и снижения порывистой нагрузки для потенциального использования в будущих высотных и дальнобойных самолетах-разведчиках (HALE). [37] | |
Локхид Мартин X-59 QueSST | Исследования, X-Planes | В разработке (1) | 2022 | Центр летных исследований Армстронга | Тихий сверхзвуковой демонстратор с низкой стрелой. [38] | ||
Мартин WB-57 Канберра | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа - Программа бортовых научных исследований , Программа исследования ресурсов Земли Landsat (ERS) Большая высота | Активный (3) | Космический центр Линдона Б. Джонсона | Космический центр Линдона Б. Джонсона | Спутниковая программа по технологиям ресурсов Земли (ERTS), Региональное исследование тропических наковальнь и слоев перистых облаков Cirrus - Эксперимент Cirrus в районе Флориды (CRYSTAL - FACE) и Облака и водяной пар в климатической системе (CWVCS) | |
Мартин-Мариетта X-24A | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | Стенд по управлению низкоскоростным подъемным кузовом . Испытания аэродинамической формы подъемного кузова. [39] | ||
Мартин-Мариетта X-24B | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 1973 | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | Стенд по управлению низкоскоростным подъемным кузовом . Испытания аэродинамической формы подъемного кузова. [39] | |
Макдоннелл 188 (Бреге 941) | STOL | Пенсионер (1) | Центр летных исследований Армстронга , Исследовательский центр Лэнгли | ||||
Макдоннелл Дуглас DC-8 | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Ушедший на пенсию [40] | 1987-2024 | Центр летных исследований Армстронга | ||
Макдоннелл Дуглас C-9 Skytrain II | Фиксированное крыло | Учебный, Самолет с пониженной гравитацией | Активный (1) | 2005 – подлежит уточнению | Космический центр Джонсона | Бывший USN C-9B | |
Макдоннелл Дуглас F-4 Фантом II | Фиксированное крыло | Погоня за самолетом | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга , Исследовательский центр Лэнгли | Программа X-15, полеты с подъемным телом (также были собраны биомедицинские данные и использованы для проверки возможности использования звуковых ударов в качестве оружия) | ||
Макдоннелл Дуглас F-15A RPRV/SRV | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | ||||
McDonnell Douglas F-15 STOL/MTD | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, передовые концепции движения | Пенсионер (1) | 1993–1999 гг. и программы IFCS 2002 г. – будет определено позже. | Центр летных исследований Армстронга | Летно-исследовательский центр Армстронга F-15S/MTD | Исследовательский самолет F-15B (бортовой номер 837), первый двухместный F-15, построенный компанией McDonnell Douglas, первоначально использовался для опытно-конструкторских испытаний и оценки. |
Макдоннелл Дуглас F-15B | Активный (1) [41] | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | ||||
Макдоннелл Дуглас F-15D | Активный (2) [42] | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | ||||
Макдоннелл Дуглас F/A-18 Хорнет | Активный (3) [43] | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | ||||
Макдоннелл Дуглас F/A-18 Хорнет (842NA) | Фиксированное крыло | Исследовать | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Стадион Clear Channel | ||
Макдоннелл Дуглас F/A-18 HARV | Фиксированное крыло | Исследования, исследовательская машина с высоким альфа-исследованием | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Центр авиации и космонавтики Вирджинии (840NA) | ||
Макдоннелл Дуглас Х-36 | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 1997 | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | в масштабе 28% Стенд для испытаний бесхвостого истребителя . [44] | |
Маккалок J-2 | Винтокрылая машина | Гражданский тест | Ушедший на пенсию? (1) | 1973 | Исследовательский центр Лэнгли | ||
Микро Крафт Х-43 Гипер-Х | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 2001 | Центр летных исследований Армстронга | Гиперзвуковой испытательный стенд с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (9,68 Маха) (110 000 футов). [45] | ||
НАСА Х-57 | Исследования, X-Planes , | В разработке (1) | 2021 | Центр летных исследований Армстронга | Демонстратор самолета с полностью электрическим приводом. [46] | ||
С Дедалом | Фиксированное крыло | Исследования, Приведенные в действие человеком | Пенсионер (1) | 1988 | Центр летных исследований Армстронга | Музей науки (Бостон) | |
НАСА АД-1 | Фиксированное крыло | Исследования, Косое крыло | Пенсионер (1) | 1979 - 1982 | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Музей авиации Хиллера | самолета Успешно продемонстрировано крыло , которое во время полета могло поворачиваться под углом от нуля до 60 градусов. [47] |
НАСА Гипер III | Фиксированное крыло, БПЛА | Пенсионер (1) | Центр летных исследований Армстронга | ||||
Мини-сниффер НАСА | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, атмосфера, большая высота | Пенсионеры (3) | 1975 - 1982 | Исследовательский центр Лэнгли , Центр летных исследований Армстронга | ||
НАСА М2-Ф1 | Фиксированное крыло | Модель | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | НАСА M2-F1 представлял собой легкий прототип самолета без двигателя, разработанный для летных испытаний концепции бескрылого подъемного корпуса . Он выглядел как «летающая ванна» и получил обозначение M2–F1, где буква «M» относилась к «пилотируемой», а буква «F» относилась к «летной» версии. В 1962 году руководство НАСА Драйден одобрило программу создания легкого прототипа несущего тела без двигателя . Он представлял собой фанерный корпус, помещенный на трубчатую стальную раму, изготовленную в Драйдене. Строительство было завершено в 1963 году. [48] | |
НАСА Паресев | Фиксированное крыло, Параплан | Исследования, безопасность космических капсул (1) | Пенсионеры (4) | 1961 - 1965 | Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики | Был разработан для изучения способности крыла Рогалло , также называемого паравингом , безопасно снижать полезный груз, такой как космическая капсула «Джемини», с большой высоты на землю. [49] [50] В частности, «Паресев» был испытательной машиной, на которой учились управлять этим парапланом для безопасной посадки на обычном аэродроме . | |
НАСА Х-43 | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, X-Planes | Пенсионеры (3) | Исследовательский центр Лэнгли , Центр летных исследований Армстронга | |||
Североамериканский Эй Джей Сэвидж | Фиксированное крыло | Тренажер, Самолет пониженной гравитации | Пенсионеры (3) | 1960 – подлежит уточнению | |||
Североамериканский A3J-1 Линчеватель | Фиксированное крыло | Исследования - Программа сверхзвукового транспорта | Пенсионеры (3) | Центр летных исследований Армстронга | A3J-1 147858 в НАСА под номером 858. Привезен из NAS Patuxent River и провел один год в поддержке программы сверхзвукового транспорта. | ||
Североамериканский F-82 Твин Мустанг | Фиксированное крыло | Исследования, обработка и производительность | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Североамериканский F-86 Sabre | Фиксированное крыло | Гнаться | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | |||
Североамериканский F-100 Супер Сабля | Фиксированное крыло | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | ||||
Североамериканский OV-10 Бронко | Фиксированное крыло | Исследования, шум и волновая турбулентность | Ушедший на пенсию | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Североамериканский X-15 (Самолет-ракета) | Фиксированное крыло | Исследования, X-Planes , Гиперзвуковой полет | Пенсионер (1) | 1959 - 1968 | Центр летных исследований Армстронга | Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики | По задумке NACA , три из них были построены и исследованы в режиме гиперзвукового полета, часто рассматриваемого как прямой предшественник космического корабля "Шаттл". |
Североамериканский Х-15А-2 | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | ||||
Североамериканский XB-70A Валькирия | Фиксированное крыло | Исследовать, | На пенсии (1), Разбился (1) | 1965 - 1969 | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Национальный музей ВВС США | НАСА активно участвовало в проектировании и испытаниях XB-70 Valkyrie в середине-конце 1960-х годов. НАСА и ВВС США заключили совместное соглашение об использовании второго прототипа XB-70A для высокоскоростных исследовательских полетов в поддержку предложенной программы SST . Эти планы пошли наперекосяк 8 июня 1966 года, когда второй XB-70 разбился после столкновения в воздухе с самолетом-преследователем НАСА F-104N. После 33 исследовательских полетов после столкновения в воздухе оставшийся XB-70A был доставлен на базу ВВС Райт-Паттерсон для экспозиции в музее. 4 февраля 1969 года [51] |
Североамериканский YF-93 | Фиксированное крыло | Исследовать, | Пенсионер (2) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | |||
Североамериканский F-107 | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Музей авиации и космонавтики Пима (№1) (55-5118) | ||||
Нортроп HL-10 | Фиксированное крыло | Исследования, Подъемное тело | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | ||
Нортроп М2-Ф2 | Фиксированное крыло | Исследования, Подъемное тело | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | |||
Нортроп М2-Ф3 | Фиксированное крыло | Исследования, Подъемное тело | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики | ||
Нортроп Т-38 Коготь | Фиксированное крыло | Тренер | Действующий, Пенсионер | 1960-е - Сегодня | Передовое оперативное подразделение Эль-Пасо , Эллингтон Филд, Хьюстон, Техас | Используется в качестве реактивного тренажера для астронавтов с 1960-х годов. | |
Нортроп X-4 Бантам | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 1948 | Центр летных исследований Армстронга | Музей летно-испытательного центра ВВС#Музей летно-испытательных испытаний ВВС | Оценены управляемые характеристики бесхвостых самолетов в околозвуковой области скоростей. [52] | |
Нортроп-Грумман F-5E модифицированный | Фиксированное крыло | Исследования, демонстрация фигурного звукового удара (SSBD) | Пенсионер (1) | 2003-2007 | Центр летных исследований Армстронга , Исследовательский центр Лэнгли | Музей боевых птиц доблестного воздушного командования | Демонстрация Shaped Sonic Boom представляла собой двухлетнюю программу, в которой использовался F-5E с модифицированным фюзеляжем , чтобы продемонстрировать, что ударной волне самолета и сопровождающему ее звуковому удару можно придать форму и тем самым уменьшить. [53] |
Нортроп Грумман RQ-4 Global Hawk | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Активный (2) | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | ||
Орбитальные науки X-34 | Фиксированное крыло | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | Никогда не летал | Национальный музей ВВС США | Испытательный стенд многоразового беспилотного космического самолета. [54] | |
ОМАК Лазер 300 | Фиксированное крыло | Гражданский тест | Пенсионеры (3) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Пайпер ПА-30 Твин Команч | Ушедший на пенсию | Центр летных исследований Армстронга | Общественный колледж Кингс-Ривер (808NA) | ||||
Питкэрн ПАА-1 | V/STOL | Исследовать, | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Rockwell RPRV-870 HiMAT | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследования, технологии высокоманевренных самолетов | Пенсионер (2) | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики | ||
Роквелл-МББ X-31 | Фиксированное крыло | Исследования, X-Planes , Повышенная маневренность истребителя (EFM) | На пенсии (1), Разбился (2) | Центр летных исследований Армстронга , Европейская аэронавтическая, оборонная и космическая компания | Музей Обершлайсхайма (часть Немецкого музея ) | ||
Рутан ВариЭзе | Фиксированное крыло | Исследования, гражданская авиация | Активный | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Вертиплан Райан VZ-3 | СВВП | Экспериментальный СВВП | Пенсионер (1) | Федеральный аэродром Моффетт | Музей авиации армии США | ||
Райан XV-5 Вертифан | V/STOL | Исследования, Спасательные исследования | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Эймса | Музей авиации армии США | ||
Масштабированные композиты X-38 | Исследования, X-Planes , | Пенсионер (2) | 1999 | Центр летных исследований Армстронга | Музей авиации и космонавтики Эвергрин (V-131), Стратегический музей авиации и космонавтики (V-132) | с подъемным кузовом Демонстрационная машина для возвращения экипажа . [55] | |
Самолет для дистанционного исследования системной интеграции (SIERRA) | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Разбился (1) | Исследовательский центр Эймса | Затерянный в море | ||
Швейцарский фрегат X-26 | Исследования, X-Planes , | Ушедший на пенсию | 1967 | Центр летных исследований Армстронга | Национальный парящий музей (1-36) | Учебный планер для сцепления с рысканием и креном . Тихий испытательный стенд для самолетов наблюдения . [56] | |
Сикорский CH-54B Тархе | Винтокрылая машина | Утилита | Пенсионер (1) | 18 марта 1972 г. - 15 января 1974 г. | Исследовательский центр Лэнгли | Пожарный вертолет | Серийный номер НАСА был NASA 539. Сейчас принадлежит US Leaseco Inc. Аврора, штат Орегон, США https://www.helis.com/database/cn/5060/ |
Сикорский Н-19 | Винтокрылая машина | Утилита | Пенсионер (1) | Исследовательский центр Лэнгли | |||
Сикорский С-72 , РСРА | V/STOL | Исследовать, | Пенсионер (2) | 1979-? | Исследовательский центр Эймса , Центр летных исследований Армстронга | RSRA, Исследовательский самолет роторных систем | |
Vought F-8 Crusader (Полет по проводам) | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, цифровая электродистанционная система управления | Пенсионер (1) | 1970-е годы | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | Технология стала стандартом для современных высокопроизводительных военных самолетов. |
Vought F-8 Crusader (Сверхкритическое крыло) | Фиксированное крыло | Исследовательская платформа, сверхкритическое крыло | Пенсионер (1) | 1970-е годы | Центр летных исследований Армстронга | Центр летных исследований Армстронга | Технология стала стандартом для современных высокопроизводительных военных самолетов. |
Воут XF8U-3 Крестоносец III | Фиксированное крыло | Исследования, Атмосферная платформа | Пенсионеры (3) | 1958-? | |||
Экспериментальный сенсорно-контроллерный летательный аппарат (XSCAV) | Фиксированное крыло, БПЛА | Исследовательская платформа, Программа авиационных наук | Активный (1) | Исследовательский центр Эймса | Исследовательский центр Эймса |
Ссылки [ править ]
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 14.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 5–7.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 11.
- ^ «Списанный самолет НАСА SOFIA нашел новый дом в музее Аризоны» . НАСА . 8 декабря 2022 г. . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Борчерс, Пол Ф.; Франклин, Джеймс А.; Флетчер, Джей В. (1998). «Исследование винтокрылых машин». Летные исследования SP-3300 в Эймсе, 1940–1997 гг . Моффетт Филд, Калифорния : НАСА . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Карри, Марти, изд. (7 мая 2008 г.). «НАСА - Информационный бюллетень НАСА Драйден - Самолет-носитель B-52B «Материнский корабль»» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Крич, Грей (15 декабря 2004 г.). «НАСА — Конец эпохи: знаменитый B-52B НАСА уходит на пенсию» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 47.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 50.
- ^ НАСА - Проект X-48 завершает летные исследования для создания более чистых и тихих самолетов , НАСА, 12 апреля 2013 г. , получено 3 мая 2013 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 58.
- ^ Джордан, Холли (11 декабря 2006 г.). «Летно-исследовательский аппарат с активным аэроупругим крылом получил обозначение Х-53» . ВВС США. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Борчерс, Пол Ф.; Франклин, Джеймс А.; Флетчер, Джей В. (1998). «Контроль пограничного слоя, STOL, V / STOL Исследование самолетов». Летные исследования SP-3300 в Эймсе, 1940–1997 гг . Моффетт Филд, Калифорния : НАСА . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баугер, Джозеф Ф. «Серийные номера ВВС США 1963 года». Архивировано 12 января 2009 года в Wayback Machine USAAS-USAAC-USAAF-USAF Серийные номера самолетов — с 1908 по настоящее время , 2008 год. Дата обращения: 13 сентября 2009 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бузер, Уэйн Э. «Буйволы НАСА». Веб-сайт deHavilland Caribou (DHC-4) и Buffalo (DHC-5) , 2006 г. Дата обращения: 13 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Первый полет самолета-усилителя». Астрограмма , том XIV, выпуск от 16, 11 мая 2005 г., стр. 1–2. Проверено: 13 сентября 2009 г.
- ^ «Результаты поиска фотографий: N716NA» . Авиалайнеры.нет . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ "STOL Buffalo Flies". Flight International , том 101, выпуск 3295, с. 658. Дата обращения: 13 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нортон, Билл. Прародители СВП: технологический путь к большому СВП и C-17A . Рестон, Вирджиния: AIAA, 2002. ISBN 978-1-56347-576-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «CV-7/C-8A Buffalo/DHC-5». GlobalSecurity.org . Проверено: 13 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шовлин, Майкл Д. и Джон А. Кокрейн. 1979002863.pdf «Обзор программы бесшумных ближнемагистральных исследовательских самолетов». nasa.gov , 1978. Дата обращения: 13 сентября 2009 г.
- ^ запись=истина "N715NA." Airliners.net , Фотографии авиации. Проверено: 13 сентября 2009 г.
- ^ «Оборудования отделения обледенения GRC НАСА» . НАСА . 28 октября 2008. Архивировано из оригинала 18 мая 2007 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ «Аэрокосмический факультет Университета Среднего Теннесси на LinkedIn: мы не только расширяем наш парк летной подготовки, мы также расширяем наш…» . www.linkedin.com . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ «Коллекция фотографий NASA Dryden F5D-1» . Центра летных исследований Драйдена Коллекция фотографий . НАСА . 27 сентября 2007 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 9.
- ^ «NF-16D VISTA становится X-62A» . База ВВС Эдвардс . 30 июля 2021 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ «НАСА - Тест-драйв: Учебный самолет-челнок готовит астронавтов к приземлению» . НАСА . 3 марта 2005 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Карри, Марти, изд. (1 марта 2008 г.). «Многоцелевая совместная исследовательская платформа Gulfstream III» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Кауинг, Кейт (22 марта 2004 г.). «Один день из жизни администратора НАСА Шона О'Кифа» . SpaceRef.com . SpaceRef Интерактив .
- ^ Крич, Грей (30 ноября 1998 г.). «Lear Jet получает новые камеры» . Экс-пресс Драйдена . Том. 40, нет. 22. НАСА/Центр летных исследований Драйдена. Архивировано из оригинала 8 марта 2003 года.
- ^ «Самолет поддержки летных исследований Lear Jet» . НАСА / Центр летных исследований Драйдена. 1998. ФС-1998-11-057.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «NASA/DFRC SR-71 Blackbird» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дженкинс, Деннис Р. (2001). Секретные проекты Lockheed: Внутри Skunk Works . Сент-Пол, Миннесота : Zenith Imprint . ISBN 978-0-7603-0914-8 .
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 42.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 54.
- ^ Норрис, Гай (1 февраля 2012 г.). «ВВС США представляют новейший самолет X-Plane: X-56A» . Авиационная неделя . Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ «Тихий сверхзвуковой исследовательский самолет НАСА X-59 допущен к окончательной сборке» . НАСА . 16 декабря 2019 года . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дженкинс, Лэндис и Миллер, 2003 , стр. 31–32.
- ^ Агирре, Елена. «DC-8 НАСА завершил последнюю миссию и уходит в отставку» . НАСА . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Гиббс, Ивонн (3 июня 2015 г.). «Информационный бюллетень НАСА Армстронг: испытательный стенд для аэронавтических исследований F-15B» . НАСА . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ «Самолет поддержки F-15D» . НАСА . 3 июня 2015 г. Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ «F/A=18 Самолет поддержки» . НАСА . 5 ноября 2015 г. Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 46.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 53.
- ^ «Информационный бюллетень НАСА Армстронг: НАСА X-57 Максвелл» . НАСА . 13 сентября 2018 года . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Карри, Марти (7 мая 2008 г.). «НАСА — Информационный бюллетень НАСА Драйдена — AD–1» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Архивировано из оригинала 12 января 2010 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Рид, Р. Дейл; Листер, Дарлин (2002). Бескрылый полет: история подъемного тела (PDF) . Университетское издательство Кентукки . ISBN 0-8131-9026-6 . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ «Рогалло Парасев: революция в летающих крыльях» . Авиационные новости (март 2007 г.). Издательство HPC . Март 2007. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Уэйд, Марк (31 июля 2008 г.). «ПЕРВЫЙ возвращаемый планер» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 16 января 2010 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Карри, Марти (9 декабря 2009 г.). «НАСА — XB–70A Валькирия» . Центр летных исследований Драйдена . НАСА . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 10.
- ^ Малик, Тарик (21 апреля 2004 г.). «Шипящие звуковые удары: изменение формы сверхзвуковых самолетов» . Space.com . Имагинова . Проверено 10 января 2010 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 43.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 48.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 34.
Библиография [ править ]
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони; Миллер, Джей (июнь 2003 г.). Американские автомобили X: инвентарь — от X-1 до X-50 (PDF) . Монографии по истории аэрокосмической отрасли № 31. НАСА. OCLC 68623213 . СП-2003-4531.
Внешние ссылки [ править ]
- Где они сейчас? в НАСА Драйден