Jump to content

Локхид Д-21

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Lockheed D-21/M-21 )

Д-21
D-21 на выставке в Национальном музее ВВС США.
Роль Высотный и высокоскоростной разведывательный дрон
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Локхид
Первый полет 22 декабря 1964 г.
Введение 1969
Ушедший на пенсию 1971
Основные пользователи Центральное разведывательное управление
ВВС США
Количество построенных 38

Lockheed D-21 — американский сверхзвуковой разведывательный дрон . Первоначально D-21 проектировался для запуска из хвостовой части самолета-носителя М-21 , варианта самолета Lockheed A-12 . Дрон имел максимальную скорость более 3,3 Маха (2200 миль в час; 3600 километров в час) на рабочей высоте 90 000 футов (27 000 метров). Разработка началась в октябре 1962 года. Первоначально известный под обозначением Q-12 компании Lockheed, дрон предназначался для разведки в глубине воздушного пространства противника.

D-21 был спроектирован так, чтобы нести одну фотокамеру высокого разрешения по заранее запрограммированному маршруту, а затем поднимать модуль камеры в воздух для извлечения, после чего дрон должен был самоуничтожиться. [1] После несчастного случая со смертельным исходом при запуске с М-21, D-21 был модифицирован для запуска с Boeing B-52 Stratofortress . Было совершено несколько успешных испытательных полетов, за которыми последовали как минимум четыре неудачных эксплуатационных полета D-21 над Китайской Народной Республикой , прежде чем программа была отменена в 1971 году.

Дизайн и разработка [ править ]

В 1960-х годах секретная компания Lockheed Skunk Works разработала А-12 самолет-разведчик со скоростью 3 Маха для Центрального разведывательного управления (ЦРУ). После сбития U -2, пилотируемого Гэри Пауэрсом , в 1960 году в качестве альтернатив был предложен ряд различных концепций. Келли Джонсон , руководитель Skunk Works, разработала концепцию дрона дальнего действия, в котором использовалась большая часть технологий А-12. В октябре 1962 года ЦРУ и ВВС США (ВВС США) поручили компании Lockheed изучить концепцию высокоскоростного высотного дрона. Джонсон указал скорость 3,3–3,5 Маха, рабочую высоту 87 000–95 000 футов (27 000–29 000 м) и дальность действия 3 000 морских миль (3 500 миль; 5 600 км). Он должен был совершить полет в один конец, выбросить полезную нагрузку камеры в конце миссии для восстановления, а затем самоуничтожиться. [2] двойной Он имел крыло треугольной формы , аналогичное крылу А-12. Q-12 должен был запускаться с воздуха из задней части А-12, и в нем использовались ключевые технологии проекта А-12, включая титановую конструкцию и конструктивные особенности уменьшения поперечного сечения радара . [3]

Вид сзади на комбинацию Д-21 и М-21 на земле: кожух выхлопной системы, использовавшийся в первых полетах.

Джонсон хотел оснастить Q-12 прямоточным воздушно-реактивным двигателем, созданным корпорацией Marquardt для Boeing CIM-10 Bomarc ракеты класса «земля-воздух» . Марквардт и Локхид уже сотрудничали в нескольких программах и имели тесные рабочие отношения. Двигатель RJ43-MA-11 требовал модификации, поскольку он был рассчитан на работу только столько времени, сколько необходимо ракете для поражения цели, в то время как двигатель Q-12 должен был работать при высоких температурах не менее часа с половиной. половина на больших высотах. Модифицированный двигатель получил обозначение RJ43-MA20S-4 . [2]

Полномасштабный макет Q-12 был готов к 7 декабря 1962 года и уже прошел предварительные испытания по измерению его радиолокационной эффективности. Марквардт также успешно испытал модифицированный RJ-43 в своей аэродинамической трубе . Тем временем [4] Однако ЦРУ не было в восторге от Q-12, главным образом потому, что в то время агентство было перегружено миссиями U-2, повышением скорости A-12 и тайными операциями в Юго-Восточной Азии. Однако ВВС США были заинтересованы в Q-12 как в разведывательной платформе, так и в качестве крылатой ракеты , и ЦРУ в конце концов решило работать с ВВС США над разработкой нового беспилотника. В марте 1963 года компания Lockheed получила контракт на полномасштабную разработку Q-12. [3]

Камера и ее киномагазины с инерциальной навигационной системой дрона переносились в тесном «Q-отсеке» под воздухозаборником . Эти компоненты были встроены в модуль, который помещался в отсек и был известен как «люк». Люк должен был катапультироваться в конце миссии, а затем подниматься в воздухе с помощью JC-130 Hercules — техники, разработанной ВВС США для извлечения канистр с пленкой с воздушных шаров и спутников. Если C-130 промахнулся, люк был оборудован плавучими устройствами, чтобы его можно было подобрать на корабле, если его сбросят над водой. Honeywell построила системы авионики ; Необходимо было разработать новые методы строительства и материалы, чтобы системы могли выдерживать высокие температуры, сильные вибрации и нехватку места в D-21. [5]

М-21 с Д-21 в полете

В конце 1963 года проект получил название Tagboard ; Q-12 был переименован в D-21, а пусковая установка версии A-12 стала М-21 (D- для «дочери» и M- для «матери»). Два из первоначальных 18 самолетов А-12 получили обозначение М-21 с серийными номерами 60-6940 и 60-6941. М-21 представлял собой двухместную версию А-12 с пилоном на средней линии фюзеляжа между вертикальными стабилизаторами, позволяющим удерживать дрон в положении носа вверх. [6]

Тестирование и смена оператора [ править ]

D-21, установленный на M-21, начал летные испытания в неволе 22 декабря 1964 года. аэродинамические Первоначально на впускное и выпускное отверстия D-21 были установлены кожухи, чтобы уменьшить лобовое сопротивление , но после первых нескольких испытаний их пришлось снять, так как Можно было бы придумать способ сбросить их на скорости 3 Маха, не повредив дрон или самолет-носитель. [7]

Впервые Д-21 был запущен с М-21 5 марта 1966 года. [8] Дрон был выпущен, но несколько секунд оставался рядом со спиной М-21, что экипажу М-21 показалось «двумя часами». [9] Второй запуск состоялся 27 апреля 1966 года; D-21 достиг рабочей высоты 90 000 футов (27 000 м) и скорости более 3,3 Маха (2200 миль в час; 3600 км / ч), хотя он был потерян из-за отказа гидравлического насоса после полета на расстояние более 1200 миль (1400 миль). миль; 2200 км). Интерес ВВС США к программе сохранялся, и после второго запуска было заказано больше D-21. [8] Третий полет состоялся 16 июня, когда D-21 пролетел 1550 морских миль (1800 миль; 2900 км) по всему профилю полета, хотя люк его камеры не был открыт из-за отказа электроники. [10]

Четвертый и последний пуск с М-21 30 июля закончился катастрофой. В отличие от трех предыдущих запусков, этот был выполнен прямо и ровно, а не по внешней петле , чтобы облегчить отделение дрона от самолета. двигателя У Д-21 произошел отказ [11] и после отделения ударил М-21 по хвосту, что привело к разрушению обоих самолетов. Два члена экипажа катапультировались и приземлились в море. Пилот Билл Парк выжил, но офицер управления запуском Рэй Торрик утонул. [10] [12]

Модифицированный Д-21 на крыле В-52.

После аварии Джонсон предложил запустить D-21 с бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress и добавить твердотопливный ракетный ускоритель , чтобы разогнать его. [13] Дрон был модифицирован путем добавления точек крепления на его хребте для сопряжения с несущим пилоном на B-52, а точки крепления на нижней части были адаптированы для размещения ракетного ускорителя, необходимого для увеличения его скорости и обеспечения работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Его вертикальный стабилизатор был увеличен в размерах примерно на 20%. Модифицированный вариант дрона получил обозначение Д-21Б не было ( Д-21А ). Два B-52H были модифицированы для перевозки пары дронов каждый с помощью двух больших подкрыльевых пилонов, которые заменили меньшие пилоны, используемые для крылатых ракет AGM-28 Hound Dog . Посты хвостового стрелка и радиоэлектронной борьбы офицера заменены на два поста управления пуском. Были добавлены системы управления и телеметрии , а также установлены высокоскоростные камеры для отслеживания дронов при их отделении от пилонов. Офицер управления пуском B-52H мог связаться с D-21B и заставить его самоуничтожиться. [14]

Запуск Д-21Б, демонстрирующий размер ракеты-носителя относительно дрона.

Твердотопливный ракетный ускоритель был больше и тяжелее дрона; его длина составляла 44 фута 4 дюйма (14 м), а вес - 13 286 фунтов (6 000 кг). у него было складное хвостовое оперение Внизу для стабилизации во время выстрела ракеты. Время горения ракеты-носителя составляло 87 секунд, а тяга - 27 300 фунтов силы (121 кН). [15] Во время наземного обслуживания все, кто находился в радиусе 25 футов (7,6 м), должны были носить антистатические ремни, чтобы предотвратить любой разряд статического электричества , который мог бы воспламенить ускоритель. [16]

Первая попытка запуска D-21B состоялась 28 сентября 1967 года, но дрон упал со пусковой пилоны B-52 из-за сорванной гайки на пилоне до того, как самолет достиг намеченной точки запуска. Джонсон признал, что инцидент был «очень неловким». С ноября 1967 года по январь 1968 года было проведено еще три запуска. Ни один из них не оказался полностью успешным, поэтому Джонсон приказал своей команде провести тщательный анализ, прежде чем возобновлять попытки запуска. [17] Следующий запуск состоялся 10 апреля 1968 года. Он также не удался, поскольку двигатель не загорелся. 16 июня D-21B наконец совершил вполне успешный полет; он пролетел на указанной высоте и курсе на всю дальность полета, и люк был восстановлен. [18] Следующие два запуска оказались неудачными, за ними последовал еще один успешный полет в декабре. Испытание в феврале 1969 года по проверке инерциальной навигационной системы с использованием реального профиля миссии закончилось неудачей. Следующие два полета в мае и июле увенчались успехом. [19]

История эксплуатации [ править ]

Полный вид того же B-52, что и выше, с обоими дронами D-21B.

Известно, что как минимум четыре боевых вылета с D-21B прошли под кодовым названием Senior Bowl . Они проводились над Китайской Народной Республикой с 9 ноября 1969 года по 20 марта 1971 года с целью шпионажа за ядерным полигоном Лобнор . 4200-я эскадрилья поддержки ВВС США, базирующаяся на базе ВВС Бил в Калифорнии, выполняла миссии, обычно с базы ВВС Андерсен на Гуаме . [20]

Китайское правительство никогда не сообщало об обнаружении D-21B в полете. Первый не смог развернуться и продолжил движение прямо, врезавшись в Советский Союз. [21] Еще один испытательный полет был проведен 20 февраля 1970 года в успешной попытке исправить любые проблемы. Однако второй оперативный вылет состоялся только 16 декабря 1970 года. D-21B достиг Лопнора и вернулся в точку восстановления, но у люка произошел частичный отказ парашюта, и он был потерян в море вместе со своими фотографиями. [18]

Во время третьего оперативного вылета, 4 марта 1971 года, D-21B вылетел на Лобнор, вернулся и выпустил люк, в результате чего раскрылся парашют, но восстановление в воздухе не удалось, и люк упал в воду. Эсминец , пытавшийся поднять люк, разбил его, и он затонул. Четвертый и последний полет Senior Bowl состоялся 20 марта 1971 года. Он был потерян над Китаем на последнем участке маршрута над китайской провинцией Юньнань ; [22] Обломки были обнаружены местными властями. В 2010 году, после многолетнего пребывания на свалке Китайского музея авиации , обломки были перенесены в выставочную зону. [23]

По словам писателя Ллойда Спанбергера, возможно, было совершено как минимум два дополнительных боевых полета D-21B. Спанбергер цитирует интервью с подполковником Альфредом Крейном, который работал с секретными шпионскими спутниками и дронами во время холодной войны, в котором Крейн рассказал об обработке двух пленочных капсул D-21B, полученных во время полетов над Китаем. В обоих случаях люк был успешно обнаружен (неизвестно, находился ли он в воздухе с помощью JC-130 или в море), но только в одном удалось получить какие-либо пригодные фотографии. Использование неправильного оборудования для обработки пленки привело к отделению эмульсии на пленке первого дрона от ее основы, что сделало фотографии непригодными для использования. По словам Шпанбергера, в другой миссии процесс проявки фильма был завершен без каких-либо дальнейших препятствий. [24]

23 июля 1971 года программа D-21B была отменена из-за ее низкой успешности, внедрения нового поколения спутников фоторазведки и президента Ричарда Никсона с Китаем. сближения [25] Всего было построено 38 дронов Д-21 и Д-21Б, из них 21 израсходован в пусках. Остальные 17 первоначально хранились на базе ВВС Нортон в Калифорнии, затем были перевезены на «кладбище» базы ВВС Дэвис-Монтан недалеко от Тусона, штат Аризона. [26] в 1976 и 1977 годах. Поскольку база была открыта для публики, дроны D-21 были быстро обнаружены и сфотографированы. В ВВС их называли GTD-21B, где GT означало наземную подготовку. [27]

Судьба D-21, пропавшего во время первого боевого полета, окончательно раскрылась в феврале 1986 года, когда чиновник ЦРУ вернул Бену Ричу панель , подаренную ему советским агентом КГБ . Дрон самоуничтожился над Сибирью, и Советы восстановили его обломки. [28] Туполева провело Конструкторское бюро реверс-инжиниринг затонувшего корабля и разработало чертежи советской копии, получившей название « Ворон », но она так и не была построена. [29]

В конце 1990-х годов НАСА рассматривало возможность использования D-21 для испытаний гибридного ракетного двигателя комбинированного цикла, который работает как прямоточный воздушно-реактивный двигатель или ракета, в зависимости от режима полета. модификацию гиперзвукового испытательного корабля агентства X-43A . В конечном итоге НАСА использовало для экспериментов [30]

Самолет на выставке [ править ]

ВВС D-21 на выставке в аэропорту Блэкберд, завод 42 , Палмдейл, Калифорния.
Вид сзади крупным планом на D-21 на М-21 в Музее авиации в Сиэтле.
SR-71 и D-21 в Музее авиации и космонавтики Пима , Тусон, Аризона.
Крушение D-21 в Китайском музее авиации

Технические характеристики (Lockheed D-21) [ править ]

Данные Пейса, [42] Лэндис и Дженкинс, [43] Дональд [44]

Общие характеристики

  • Длина: 42 фута 10 дюймов (13,06 м)
  • Размах крыльев: 19 футов 0,25 дюйма (5,7976 м)
  • Высота: 7 футов 0,25 дюйма (2,1400 м)
  • Полная масса: 11000 фунтов (4990 кг)
  • Силовая установка: 1 прямоточный Marquardt RJ43-MA-20S4 воздушно-реактивный двигатель , тяга 1500 фунтов силы (6,7 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 3,35 Маха.
  • Крейсерская скорость: 2524 миль в час (4062 км/ч, 2193 узла) (3,32 Маха) [45]
  • Дальность: 3500 миль (5600 км, 3000 миль)
  • Практический потолок: 95 000 футов (29 000 м)

См. также [ править ]

Связанные разработки

Связанные списки

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Дональд 2003, стр. 154–56.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудолл и Гудолл 2002, с. 106.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейс 2004, с. 55.
  4. ^ Гудолл и Гудолл 2002, стр. 106–107.
  5. ^ Гудолл и Гудолл 2002, стр. 112–114.
  6. ^ Гудолл и Гудолл 2002, с. 107.
  7. ^ Гудолл и Гудолл 2002, с. 109.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дональд 2003, с. 155.
  9. ^ Пиблс 1999, с. 125.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудолл и Гудолл 2002, с. 108.
  11. ^ Мерлин, 2009 г.
  12. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 24–25.
  13. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 25–26.
  14. ^ Гудолл и Гудолл 2002, стр. 109, 113, 117.
  15. ^ Пиблс 1999, с. 127.
  16. ^ Гудолл и Гудолл 2002, стр. 115–116.
  17. ^ Пиблс 1999, с. 129.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудолл и Гудолл 2002, с. 118.
  19. ^ Миллер 1995, с. 141.
  20. ^ Гудолл и Гудолл 2002, стр. 112, 118.
  21. ^ «Интервью с Джеймсом А. Каннингемом-младшим (директором отдела проектов развития)» . ЦРУ. 4 октября 1983 года. Архивировано из оригинала 23 января 2017 года.
  22. ^ Пиблс 1999, с. 131.
  23. ^ "Lockheed D-21B № 527 сейчас в Китайском музее авиации" . Airforceworld.com. Архивировано . 18 апреля 2019 года. Проверено 29 августа 2011 года
  24. ^ Спанбергер, Ллойд (2014). Наша миссия раскрыта . Блумингтон: Корпорация Xlibris. ISBN  1-49901-113-Х .
  25. ^ Пиблс 1999, стр. 133–34.
  26. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, с. 28.
  27. ^ Пиблс 1999, с. 132.
  28. ^ Пиблс 1999, с. 134.
  29. ^ Гордон и Ригамант 2005, стр. 325–27.
  30. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 28–29.
  31. ^ «Дрон Локхид D-21B» . Музей авиации . Проверено 5 апреля 2011 г.
  32. ^ «Дрон Д-21» . Проверено 4 мая 2018 г.
  33. ^ «Информационный бюллетень ВВС США Lockheed D-21B» . Национальный музей ВВС США . Проверено 4 мая 2018 г.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейс 2004, с. 64.
  35. ^ "Дрон Lockheed D-21 № 527 SR-71" . flickr.com , 5 августа 2010 г.
  36. ^ «ТАГБОРДНЫЙ ДРОН ГТД-21» . Проверено 4 мая 2018 г.
  37. ^ «Локхид Д-21Б» . Музей авиации и космонавтики Пима. Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 4 мая 2018 г.
  38. ^ «Самолет поддержки» . Эвергринский музей авиации . Проверено 15 марта 2011 г.
  39. ^ «Дрон Lockheed D-21B (#537)» . Марч Филдский музей авиации . Проверено 4 мая 2018 г.
  40. ^ «История нашего D21: Статья «#538?» » (PDF) . Южный музей авиации . Проверено 16 августа 2021 г.
  41. ^ «Дрон времен Холодной войны вызывает Била домой» . База ВВС Бил. 29 марта 2013 года . Проверено 18 ноября 2017 г.
  42. ^ Пейс 2004, с. 63.
  43. ^ Лэндис и Дженкинс 2005, стр. 23–25.
  44. ^ Дональд 2003, стр. 154–55.
  45. ^ Кантрелл-младший; Кэссиди, ЧР; Доктор медицинских наук (1 августа 1967 г.). «Эксплуатационные ограничения и характеристики во время сопряженного полета и запуска» (PDF) . Проверено 29 марта 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56e8cc352f461feecaace09e674ede4d__1718030280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/4d/56e8cc352f461feecaace09e674ede4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed D-21 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)