Локхид ЭП-3
ЭП-3А/Б Орион ЭП-3Е ОВЕН / ОВЕН II | |
---|---|
U.S. Navy EP-3E | |
Роль | Сигнальная разведка (SIGINT) |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Корпорация Локхид |
Статус | Активный |
Основные пользователи | ВМС США Морские силы самообороны Японии |
Разработано на основе | П-3 Орион |
Lockheed EP-3 представляет собой вариант радиоэлектронной разведки P-3 Orion , в основном эксплуатируемый ВМС США .
Разработка
[ редактировать ]Всего было переоборудовано 12 самолетов P-3C для замены старых версий самолетов, переоборудованных в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Самолет известен под аббревиатурой ОВЕН, или «Интегрированная электронная система воздушной разведки». [ 1 ] и имеет возможности радиоразведки (SIGINT). SIGINT — это перехват сигналов, будь то связь между людьми (коммуникационная разведка — сокращенно COMINT) или электронные сигналы, не используемые напрямую в общении (электронный интеллект — сокращенно ELINT). Экипаж EP-3E обычно состоит из 24 человек, включая лингвистов, криптографов и техников.
Эскадрильи, летавшие на EP-3E, также летали на Lockheed EC-121 Warning Star с 1962 по 1974 год и Douglas EA-3B Skywarrior с 1960 по 1991 год. На вооружении ВМФ имеется 11 EP-3E, последний из которых был поставлен. в 1997 году.
Инцидент на острове Хайнань
[ редактировать ]1 апреля 2001 года воздушное столкновение между самолетом ВМС США EP-3E ARIES II ( версия радиоразведки) и Народно-освободительной армии США истребителем ВМС Шэньяна привело к международному инциденту между Соединенными Штатами и Китаем . Находясь примерно в 70 милях (110 км) от островной провинции КНР Хайнань, EP-3 был перехвачен двумя истребителями J-8II. С ним столкнулся один из J-8II. J-8II упал в море, и пилот, лейтенант-командир. Было замечено, что Ван катапультировался после столкновения. Его тело так и не было обнаружено, и он был объявлен мертвым. EP-3 был близок к тому, чтобы стать неуправляемым, в какой-то момент выдержав почти перевернутый крен, но смог совершить успешную несанкционированную аварийную посадку на аэродроме Линшуй на острове Хайнань , где находились два истребителя J-8II, участвовавшие в инциденте. основанный на. По меньшей мере 15 сигналов бедствия с «Ориона» остались без ответа. Экипаж и самолет впоследствии были задержаны китайскими властями из-за гибели китайского пилота.
После нескольких дней допросов экипаж был отдельно репатриирован в Соединенные Штаты, а самолет остался в Китае, как сообщается, разобранный для исследования американских разведывательных технологий. Хотя перед аварийной посадкой экипаж постарался уничтожить как можно больше секретных материалов, оборудования и программного обеспечения на самолете, нет никаких сомнений в том, что EP-3 использовался китайскими спецслужбами. Американской команде позже разрешили проникнуть на Хайнань, чтобы разобрать самолет, который впоследствии был доставлен по воздуху на борту двух российской авиакомпании «Полет» самолетов Ан-124 «Руслан» обратно в Соединенные Штаты для повторной сборки и ремонта. [ 2 ]
Этот инцидент вымышленно изображен в сериале JAG: сезон 7, серия 9 https://www.imdb.com/title/tt0613245/?ref_=ttep_ep9.
Другие инциденты
[ редактировать ]29 января 2018 года сообщалось о происшествии на Черном море, когда российский Су-27 пролетел мимо американского EP-3 на расстоянии нескольких футов. [ 3 ] [ 4 ]
В другом инциденте, произошедшем 5 ноября 2018 года, снова утверждалось, что российский Су-27 вплотную пролетел в международном воздушном пространстве над американским EP-3. [ 5 ]
19 июля 2019 года американский EP-3 «выполнял международно признанную и одобренную миссию в международном воздушном пространстве» над Карибским морем, когда венесуэльский Су-30 агрессивно преследовал его на небезопасном расстоянии. [ 6 ]
Вымышленные происшествия
[ редактировать ]ЭП-Х
[ редактировать ]Boeing начал работу над внеплановой заменой самолета EP-X на базе своего 737. [ 7 ]
16 августа 2009 года ВМС опубликовали « Анализ альтернатив EP-X », в котором содержался призыв к «информации, полезной для выполнения программы Electronic Patrol-X (EP-X), которая проведет рекапитализацию самолетов EP-3E для обеспечения тактического, Поддержка разведки, наблюдения, рекогносцировки и нацеливания (ISR&T) на национальном уровне авианосных ударных групп, а также командиров театра военных действий, боевых действий и национальных командиров». [ 8 ]
23 сентября 2009 года просочившиеся бюджетные документы ВМФ на 2011 финансовый год показали, что программа EP-X будет отложена, а не начата в этом году. [ 9 ]
1 февраля 2010 года президент Обама обнародовал свой предлагаемый бюджет на 2010 год. Этот бюджет, среди прочего, предусматривал отмену программы EP-X. [ 10 ]
Замена
[ редактировать ]После отмены программы EP-X ВМС США планировали заменить EP-3E Aries II беспилотными самолетами Northrop Grumman MQ-4C Triton и беспилотным вертолетом MQ-8B Fire Scout . Ожидается, что все самолеты P-3 Orion, приписанные к эскадрильям специальных проектов (VPU), и все самолеты EP-3E Aries II будут полностью выведены из эксплуатации к 2025 году. [ 11 ]
Варианты
[ редактировать ]- EP-3A : семь модифицированных для испытаний электронной разведки.
- EP-3B : наименее известный из всех самолетов семейства P-3. Три P-3A (BuNo 149669, BuNo 149673 и BuNo 149678) были получены ЦРУ от ВМС США в рамках проекта STSPIN в мае 1963 года в качестве замены самолета для собственного парка секретных операций ЦРУ RB-69A/P2V-7U. Три P-3A, переоборудованные подразделением аэросистем компании LTV в Гринвилле, штат Техас, в рамках проекта Axial были известны просто как «черные» P-3A. Официально передан из ВМС США ЦРУ в июне/июле 1964 года. Компания LTV Aerosystems переоборудовала эти три самолета в платформы ELINT и COMINT. Первый из трех «черных» P-3A прибыл на Тайвань и был официально передан в сверхсекретную эскадрилью ROCAF «Black Bat» 22 июня 1966 года. Три «черных» вооружены четырьмя зенитно-ракетными комплексами малой дальности Sidewinder для самообороны. P-3A выполняли периферийные миссии вдоль побережья Китая для сбора радиосигналов и проб воздуха. Когда проект был прекращен в январе 1967 года, все три «черных» P-3A были отправлены в авиабазу Аламеда на долгосрочное хранение , штат Калифорния. Два из трех самолетов (BuNo 149669 и BuNo 149678) были переоборудованы компанией Lockheed в Бербанке в единственные два существовавших EP-3B в сентябре 1967 года, а третий самолет (149673) был переоборудован компанией Lockheed в 1969–1970 годах для использования в качестве разработка самолетов для различных электронных программ. Два EP-3B, известные как «Bat Rack», из-за периода службы в тайваньской эскадрилье «Black Bat», были переданы в состав эскадрильи VQ-1 ВМС США в 1969 году и переброшены в Дананг, Вьетнам. В 1980-х годах эти два самолета базировались на базе военно-морской авиации Ацуги, Япония, в составе отряда Ацуги VQ-1. Позже два ЭП-3Б были переоборудованы в ЭП-3Е ОВЕН вместе с 10 ЭП-3А. 12 EP-3E были сняты с вооружения в 1990-х годах, когда их заменили 12 EP-3E ARIES II. [ 12 ]
- EP-3 : Самолет ELINT для Морских сил самообороны Японии .
- EP-3E ARIES : 10 P-3A и два EP-3B были переоборудованы в самолеты ELINT.
- EP-3E ARIES II : 12 P-3C были переоборудованы в самолеты ELINT. Последний раз поставлен в 1997 году. [ 13 ]
- EP-3J : два самолета радиоэлектронной борьбы, которые представляли собой сильно модифицированные P-3B Orions, которые поддерживали Группу поддержки радиоэлектронной борьбы флота (FEWSG). Самолеты использовались в качестве платформ электронной борьбы с имитацией противника в 33-й эскадрилье тактической радиоэлектронной борьбы (VAQ-33), затем были переведены в 66-ю патрульную эскадрилью (VP-66) и, наконец, переданы в 11-ю эскадрилью воздушной разведки флота (VQ-11).
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]- Морские силы самообороны Японии - 5 EP-3
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- ВМС США
- Действующие эскадрильи
- VQ-1 базируется на военно-морской авиабазе Уидби-Айленд.
- Бывшие эскадрильи
- VQ-2 базировался на военно-морской базе Рота, Испания , до 2006 года, когда он переехал на военно-морскую авиабазу Уидби-Айленд (ликвидирована 17 мая 2012 года).
- Действующие эскадрильи
Технические характеристики (EP-3E-II – P-3C, как указано)
[ редактировать ]Данные из Энциклопедии мировой военной авиации Том 2, [ 14 ] Самолеты всего мира Джейн, 1984–85 гг. [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 (минимум)
- Вместимость: 19+ членов экипажа
- Длина: 116 футов 10 дюймов (35,61 м)
- Размах крыла: 99 футов 8 дюймов (30,38 м) P-3C
- Высота: 33 фута 8,5 дюйма (10,274 м) P-3C
- Площадь крыла: 1300 кв. футов (120 м ). 2 ) Р-3С
- Соотношение сторон : 7,5 P-3C
- Профиль профиля : корень: NACA 0014-1.10 ; совет: NACA 0012-1.10 [ 16 ] Р-3С
- Вес пустого: 61 491 фунт (27 892 кг) P-3C
- Расчетная масса без топлива: 77 200 фунтов (35 017 кг)
- Полная масса: 135 000 фунтов (61 235 кг) P-3C
- Максимальный взлетный вес: 142 000 фунтов (64 410 кг) P-3C
- Максимальная посадочная масса: 103 880 фунтов (47 119 кг) P-3C.
- Запас топлива: 9200 галлонов США (7700 имп галлонов; 35000 л) / 62000 фунтов (28123 кг) P-3C
- Силовая установка: 4 двигателя Allison T56-A-14 турбовинтовых мощностью 4910 л.с. (3660 кВт) каждый, эквивалентный P-3C.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты Hamilton Standard 54H60, диаметром 13 футов 6 дюймов (4,11 м) с постоянной скоростью и полным флюгированием P-3C.
Производительность
- Максимальная скорость: 380 узлов (440 миль в час, 700 км/ч) на высоте 15 000 футов (4572 м)
- Скорость патруля: 180 узлов (207 миль в час; 333 км/ч)
- Боевая дальность: 2200 миль (2500 миль, 4100 км) с 0 временем нахождения на станции.
- Практический потолок: 28 000 футов (8 500 м)
- Скорость набора высоты: 2175 футов/мин (11,05 м/с) на уровне моря.
- Разбег: 4240 футов (1292 м) при максимальной взлетной массе P-3C.
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 5490 футов (1673 м) при максимальной взлетной массе P-3C.
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 5490 футов (1673 м) при расчетной посадочной массе P-3C
Авионика
- Широкий выбор систем ELINT, SIGINT и COMINT, известных как ARIES Suite.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список военных самолетов США
- Список действующих военных самолетов США
- Список самолетов Локхид
- Китайский шпионаж в США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЭП-3Э (ОВЕН II) самолет-разведчик сигналов радиоразведки» . Подборка фактов о ВМС США. Архивировано из оригинала 14 ноября 2008 года . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ «Русские выпустят самолет-шпион» . bbc.co.uk. 10 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2018 г. Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Черное море: российская топовая пушка пролетела в двух метрах от американского самолета-шпиона» . Repubblica TV – la Repubblica.it . 31 января 2018 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 г. Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Американский EP-3 перехвачен в Черном море» . 29 января 2018 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 г. Проверено 1 февраля 2018 г.
- ^ «Самолет ВМС США перехвачен российским самолетом» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 10 ноября 2018 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «Венесуэльский истребитель «агрессивно следил» за американским самолетом-разведчиком над Карибским морем» . Новости АВС .
- ^ «Программа EP-X начинает обретать форму» .
- ^ «MOD – A – EP-X Анализ альтернатив – 18 сентября 2009 г. – FBO № 2855» . www.fbodaily.com . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Прибрежные корабли и другое вооружение сокращены в новом пятилетнем плане ВМС США
- ^ «Что вам следует знать о бюджете – CNN.com» . CNN . Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ Тримбл, Стивен. ВМС США заменят EP-3 беспилотными самолетами. Архивировано 11 мая 2013 г. в Wayback Machine "Flightglobal. 11 августа 2011 г.
- ^ Покок, Крис. Черные летучие мыши: шпионские полеты ЦРУ над Китаем из Тайваня, 1951–1969 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2010. ISBN 978-0764335136 .
- ^ Петти, Дэн. «ВМС США - Подборка фактов: EP-3E (ARIES II) сигнализирует разведывательный самолет» . www.navy.mil . Архивировано из оригинала 14 ноября 2008 года . Проверено 15 февраля 2009 г.
- ^ Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1994). Энциклопедия мировой военной авиации Том. 2 . Аэрокосмическая промышленность. стр. 249–253. ISBN 1874023522 .
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1984). Jane's All the World's Aircraft 1984–85 (75-е изд.). Лондон: Jane's Publishing Co., стр. 433–434 . ISBN 0710608012 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Винчестер, Джим, изд. Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Файл фактов о P-3C. Архивировано 16 марта 2011 г. на Wayback Machine и на странице истории P-3 на сайте ВМС США. Архивировано 10 апреля 2008 г. на Wayback Machine.
- «Исследовательская группа П-3 Орион» . Архивировано из оригинала 30 июня 2007 года.
- Операторы авиационного офиса NASA Wallops Flight Facility НАСА P-3
- EP-3E on CombatAircraft.com