Jump to content

Хокер Сиддели Нимрод

Нимрод
Хоукер Сиддели Нимрод MR.2
Роль Морской патрульный самолет
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хокер Сиддели
БАЕ Системы
Первый полет 23 мая 1967 г.
Введение 2 октября 1969 г.
Ушедший на пенсию 28 июня 2011 г. [1]
Основной пользователь Королевские ВВС
Количество построенных 49 (+2 прототипа)
Разработано на основе де Хэвилленд Комета
Варианты Нимрод Р.1
Нимрод AEW.3
Нимрод MRA.4

Hawker Siddeley Nimrod — бывший морской патрульный самолет, разработанный и эксплуатируемый Соединенным Королевством. Это была обширная модификация de Havilland Comet , первого в мире действующего реактивного авиалайнера . Первоначально он был разработан де Хэвилленда фирмой-преемницей , Hawker Siddeley ; Дальнейшие разработки и работы по техническому обслуживанию были предприняты собственными компаниями-преемниками Hawker Siddeley, British Aerospace , а затем и BAE Systems .

Разработанные в ответ на требование Королевских ВВС (RAF) о замене парка устаревших Avro Shackleton , Nimrod MR1 / MR2 представляли собой в первую очередь воздушные платформы с неподвижным крылом для противолодочных операций (ПЛО); второстепенные роли включали морское наблюдение и борьбу с надводными силами . Он служил с начала 1970-х годов до марта 2010 года. [2] Предполагаемой заменой должны были стать капитально перестроенные Nimrod MR2, получившие обозначение Nimrod MRA4 . Из-за значительных задержек, неоднократного перерасхода средств и финансовых сокращений разработка MRA4 была прекращена в 2010 году. [3]

ВВС также эксплуатировали небольшое количество Nimrod R1 , варианта электронного сбора разведывательной информации ( ELINT ). Специальная раннего предупреждения бортовая платформа Nimrod AEW3 находилась в разработке с конца 1970-х до середины 1980-х годов; однако, как и в случае с MRA4, при разработке возникли серьезные проблемы, и поэтому в 1986 году проект был отменен в пользу стандартного решения в виде Boeing E-3 Sentry . К середине 2011 года все варианты Nimrod были сняты с производства.

Разработка

[ редактировать ]
Nimrod MR1 XV262 приземлился в ВВС Великобритании в Сент-Могане в июле 1981 года.
Внешний образ
значок изображения Примерно 1967 год, Nimrod XV242 рулит на авиабазе RAF Changi во время фазы испытаний и оценки этого типа на Дальнем Востоке.

4 июня 1964 года британское правительство издало Требование к воздушному персоналу № 381 , в котором требовалась замена устаревшему Avro Shackleton морскому патрульному самолету Королевских ВВС (RAF). [4] Такая замена была вызвана быстро приближающимся ограничением усталостного ресурса, накопленным во всем флоте Шеклтона. [5] Большой интерес к этому требованию был получен как со стороны британских, так и со стороны иностранных производителей, которые предлагали самолеты, в том числе Lockheed P-3 Orion , Breguet Atlantic и производные от Hawker Siddeley Trident , BAC One-Eleven , Vickers VC10 и de Havilland Comet. . [6] [7] 2 февраля 1965 года премьер-министр Гарольд Уилсон объявил о намерении заказать для Hawker Siddeley версию Comet для морского патрулирования HS.801 в качестве замены Shackleton Mk 2. [8] [9] [Н 1]

Конструкция Нимрода была основана на гражданском авиалайнере Comet 4, коммерческая эксплуатация которого подошла к концу (первые два прототипа Nimrods, XV148 и XV147, были построены на основе двух последних незавершенных планеров Comet 4C). двигатели «Кометы» Турбореактивные были заменены Rolls-Royce Spey турбовентиляторными двигателями для повышения топливной эффективности , особенно на малых высотах, необходимых для морского патрулирования. Были внесены серьезные изменения в фюзеляж, в том числе внутренний отсек вооружения, удлиненная носовая часть для радара, новое хвостовое оперение с датчиками радиоэлектронной борьбы (ESM), установленными в громоздком обтекателе, и стрела MAD ( детектор магнитных аномалий ). После первого полета в мае 1967 года ВВС Великобритании заказали 46 самолетов Nimrod MR1. [10] Первый экземпляр ( XV230 ) поступил на вооружение в октябре 1969 года. [11] Всего было создано пять эскадрилий этого типа; четверо постоянно базировались в Великобритании, а пятый первоначально базировался на Мальте . [11]

Приземление Nimrod R1 XW665 во время международного авиашоу Уоддингтон в Линкольншире в 2009 году.

Три самолета «Нимрод» были адаптированы для выполнения функций радиоразведки , заменив в мае 1974 года Comet C2 и Canberras из 51-й эскадрильи. [12] [13] R1 визуально отличался от MR2 отсутствием стрелы MAD. [14] Он был оснащен множеством вращающихся тарелочных антенн в бомбовом отсеке самолета, а также дополнительными тарелочными антеннами в хвостовом обтекателе и в передней части крыльевых топливных баков. Он имел летный экипаж из четырех человек (два пилота, бортинженер и один штурман) и до 25 человек экипажа, обслуживающего оборудование радиотехнической разведки. [15]

Только после окончания холодной войны роль самолета была официально признана; когда-то их описывали как «самолеты для калибровки радаров». R1 не подвергались такой же степени усталости и коррозии, как MR2. Один R1 был потерян в результате авиакатастрофы с момента появления этого типа; это произошло в мае 1995 года во время летных испытаний после капитального ремонта на авиабазе RAF в Кинлоссе . Для замены этого самолета был выбран MR2 для преобразования в стандарт R1, который поступил на вооружение в декабре 1996 года. [16]

Nimrod R1 первоначально базировался на авиабазе RAF Wyton , Кембриджшир, а затем на авиабазе RAF Waddington , Линкольншир, и управлялся 51-й эскадрильей . Два оставшихся Nimrod R1 изначально планировалось вывести из эксплуатации в конце марта 2011 года, но оперативные потребности вынудили ВВС Великобритании 16 марта развернуть один в ВВС Великобритании в Акротири на Кипре для поддержки операции «Эллами» . Последний полет этого типа состоялся 28 июня 2011 года с авиабазы ​​Королевских ВВС Уоддингтон в присутствии начальника штаба авиации ACM сэра Стивена Далтона. [1] [17] XV 249, бывший MR2, сейчас выставлен в музее Королевских ВВС в Косфорде, Уэст-Мидлендс. R1 был заменен тремя самолетами Boeing RC-135W Rivet Joint , приобретенными в рамках проекта Airseeker; первый самолет был поставлен в конце 2013 года. [18]

Nimrod MR2 XV254 на крутом берегу во время выставки Royal International Air Tattoo, 2006 г.

Начиная с 1975 года до стандарта MR2 было модернизировано 35 самолетов, которые были повторно поставлены с августа 1979 года. [19] Модернизация включала в себя обширную модернизацию электронного комплекса самолета. Изменения включали замену радара ASV Mk 21 1950-х годов, используемого Shackleton и Nimrod MR1, на новый радар EMI Searchwater , [Н 2] новый акустический процессор (GEC-Marconi AQS-901), способный работать с более современными гидроакустическими буями, новый регистратор данных миссии (Hanbush) и новые меры электронной поддержки (Yellow Gate), которые включали новые блоки на законцовках крыла. [19] [21]

Возможность дозаправки в воздухе была введена во время Фолклендской войны (как MR2P ), а также узлы подвески, позволяющие «Нимроду» нести ракету AIM-9 Sidewinder противника для борьбы с самолетами морского наблюдения ВВС Аргентины . [22] При подготовке к операциям на театре военных действий в Персидском заливе несколько MR2 были оснащены новым оборудованием связи и радиоэлектронной борьбы. [ нужны разъяснения ] бороться с ожидаемыми угрозами; в то время эти модифицированные самолеты получили обозначение MR2P(GM) (Gulf Mod) . [23]

Nimrod MR2 выполнял три основные функции: противолодочную борьбу (ASW), противолодочную борьбу (ASUW) и поисково-спасательную операцию (SAR). Его увеличенная дальность действия позволила экипажу контролировать морские районы далеко к северу от Исландии и на расстоянии до 2200 морских миль (4000 км) в Западную Атлантику. Благодаря дозаправке в воздухе (AAR) дальность полета и продолжительность полета были значительно увеличены. Экипаж состоял из двух пилотов и одного бортинженера, двух штурманов (один тактический штурман и штатный штурман), одного офицера воздушной электроники (AEO), группы датчиков гидроакустических буев из двух операторов систем вооружения (WSOp ACO) и четырех операторов систем вооружения (WSOp ACO). WSOp EW) для управления пассивными и активными системами радиоэлектронной борьбы.

До 2010 года Nimrod MR2 базировался на авиабазе RAF Kinloss в Шотландии ( 120 , 201 и 206- я эскадрильи) и RAF St Mawgan в Корнуолле ( 42-я и 38-я эскадрильи). После вариантов изменений 42-я эскадрилья была расформирована, а ее номер передан 38-й эскадрилье. Самолет Nimrod MR2 был снят с вооружения 31 марта 2010 года, на год раньше запланированного срока, по финансовым причинам. [24] [25] Последний официальный полет Nimrod MR2 состоялся 26 мая 2010 года: XV229 вылетел из Королевских ВВС Кинлосс в международный аэропорт Кента для использования в качестве планера для обучения эвакуации в близлежащем Центре огневой подготовки и развития Министерства обороны США. [26]

Нимрод MRA4 в полете
Nimrod MRA4 ZJ518 во время испытательного полета

В середине 1970-х годов модифицированный Нимрод был предложен для миссии раннего предупреждения с воздуха (AEW) - опять же в качестве замены созданного на базе Ланкастера поршневого двигателя Shackleton AEW.2. Одиннадцать существующих планеров Nimrod должны были быть переоборудованы компанией British Aerospace для размещения радаров GEC Marconi в выпуклой носовой и хвостовой части. Проект Nimrod AEW3 был затруднен из-за перерасхода средств и проблем с используемым компьютером GEC 4080M . [27] В конце концов, министерство обороны признало, что стоимость разработки радиолокационной системы для достижения необходимого уровня характеристик непомерно высока, а вероятность успеха очень неопределенна, и в декабре 1986 года проект был отменен. Вместо этого ВВС Великобритании получили семь самолетов Boeing E-3 Sentry . [27]

Nimrod MRA4 был предназначен для замены возможностей MR2. По сути, это был новый самолет с турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce BR710 текущего поколения , новым крылом большего размера и полностью отремонтированным фюзеляжем. Реализация проекта сталкивалась с задержками, перерасходом средств и пересмотром контрактов. Первоначально этот тип планировалось ввести в эксплуатацию в 2003 году, но был отменен в 2010 году в результате обзора стратегической обороны и безопасности , после чего его бюджет превысил бюджет на 789 миллионов фунтов стерлингов; [3] опытные планеры также были списаны. [28] Некоторые функции были переданы другим средствам: транспортным самолетам Hercules и самолетам дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry были поставлены некоторые задачи, но отмена MRA4 привела к значительному дефициту возможностей дальнего морского патрулирования и поисково-спасательных операций. [29] [30]

В июле 2016 года Минобороны объявило о закупке девяти самолетов Boeing P-8A Poseidon для ВВС Великобритании. ВВС Великобритании заявили, что P-8 достиг начальной эксплуатационной готовности (IOC) 1 апреля 2020 года, к этому времени два самолета были доставлены. [31] Девять самолетов будут базироваться на авиабазе RAF Lossiemouth . [32]

Nimrod был первым MPA с реактивным двигателем, поступившим на вооружение и оснащенным турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Spey. [10] [33] Вместо этого самолеты в этой роли обычно приводились в движение поршневыми или турбовинтовыми силовыми установками, чтобы максимизировать экономию топлива и обеспечить максимальное время патрулирования на станции. Преимущества турбовентиляторных двигателей «Нимрода» заключались в большей скорости и высоте, а также в большей способности уклоняться от обнаружения подводными лодками, поскольку винтовые самолеты лучше обнаруживаются под водой стандартными акустическими датчиками. [34] «Нимроды» имели продолжительность полета десять часов без дозаправки в воздухе. Позже MR2 были приспособлены для дозаправки в воздухе в ответ на требования Фолклендской войны. [35]

Пара Nimrod R1 летят строем, август 2004 г.

В начале патрулирования обычно работают все четыре двигателя; поскольку вес самолета был уменьшен за счет расхода топлива, можно было отключить до двух двигателей, что позволило остальным двигателям работать более эффективно. [10] Вместо того, чтобы полагаться на набегающий воздух для перезапуска неактивного двигателя, воздух из компрессора можно подавать от работающего двигателя к турбине стартера. Позже выяснилось, что канал поперечной подачи представляет собой потенциальную опасность возгорания. [36] [37] Точно так же две гидравлические системы на борту были спроектированы так, чтобы приводить в действие два внутренних двигателя, которые всегда работали. [37] Выработка электроэнергии была спроектирована таким образом, чтобы значительно превышать потребление существующего оборудования для размещения дополнительных систем, установленных в течение срока службы Нимрода. [37]

Стандартный флот Нимрода во время службы в Королевских ВВС выполнял три основные оперативные роли: Обязанности по борьбе с подводными лодками обычно включали наблюдение за выделенным районом Северной Атлантики с целью обнаружения присутствия советских подводных лодок в этом районе и отслеживания их передвижения. В случае войны разведывательная информация, собранная во время этих патрулей, будет передана другим самолетам союзников, чтобы обеспечить скоординированные удары как по подводным лодкам, так и по надводным целям. [34] Поисково-спасательные миссии (SAR) были еще одной важной обязанностью флота Нимрод Королевских ВВС, действовавшего под руководством Координационного центра воздушно-спасательных операций в Королевских ВВС Кинлосс, и были обычным явлением как в военных, так и в гражданских морских инцидентах. На протяжении всего срока эксплуатации «Нимрода» как минимум один самолет находился в состоянии готовности постоянно реагировать на требования поисково-спасательных операций. [34]

Авионика

[ редактировать ]
Нимрод MR2 выполняет низкую передачу в Олконбери, август 1990 г.

Экипаж «Нимрода» насчитывал до 25 человек, хотя типичный экипаж насчитывал примерно 12 человек. [10] большинство из них управляли различными бортовыми сенсорными комплексами и специальным оборудованием обнаружения. [35] Значительная часть бортового сенсорного оборудования была размещена за пределами герметичного корпуса внутри характерной для Нимрода корзины в нижней части фюзеляжа. [33] Сенсорные системы включали радар , гидролокатор и MAD; « Нюхач » также мог обнаружить выхлопные газы дизельных подводных лодок. [38] «Нимрод» и его возможности обнаружения были важным компонентом военной обороны Великобритании в разгар холодной войны. [39]

Навигационные функции «Нимрода» были компьютеризированы и управлялись из центрального тактического отсека, расположенного в носовой кабине. Различные функции, такие как управление вооружением и информация от датчиков, таких как большой передний доплеровский радар, отображались и контролировались на тактической станции. [40] Пилотные системы и автопилот могли управляться непосредственно со штурманских постов в тактическом отсеке, что давало штурману практически полное управление самолетом. [41] Навигационные системы состояли из цифровых , аналоговых и электромеханических элементов. Компьютеры были интегрированы с большинством систем наведения «Нимрода», таких как компьютер воздушных данных , астрокомпас , инерциальное наведение и доплеровский радар. Навигационная информация также может вводиться операторами вручную. [42]

При поступлении на вооружение «Нимрод» был отмечен как оснащенный передовым электронным оборудованием, таким как бортовые цифровые компьютеры . Повышенные возможности этих электронных систем позволили парку ВВС Великобритании из 46 самолетов Nimrod обеспечить такое же покрытие, как и у более крупного парка выходящих из эксплуатации Avro Shackleton. [10] Философия проектирования этих компьютеризированных систем заключалась в «партнерстве человека и машины»; хотя бортовые компьютеры выполняли большую часть процессов просеивания и анализа данных, решения и действия на основе этих данных оставались в руках оператора. [11] Чтобы обеспечить ожидаемый долгий срок службы «Нимрода», бортовые компьютеры были спроектированы так, чтобы их можно было интегрировать с различными новыми компонентами, системами и датчиками, которые можно было добавить в будущих обновлениях. [43] После миссии собранную информацию можно было извлечь для проверки и дальнейшего анализа. [41]

Вооружение и техника

[ редактировать ]

«Нимрод» имел большой бомбовый отсек , в котором, помимо такого вооружения, как торпеды и ракеты , могло размещаться самое разнообразное специализированное оборудование для различных целей, например, до 150 гидроакустических буев воздушного базирования для целей противолодочной обороны или несколько шлюпок и десантируемых лодок. пакеты выживания, такие как Lindholme Gear для поисково-спасательных операций; дополнительные топливные баки и груз также могли перевозиться в бомбоотсеке во время перегоночных полетов. [33] Другое вооружение, размещаемое в бомбовом отсеке, включает мины , бомбы и глубинные ядерные бомбы ; более поздние боеприпасы включали торпеду Sting Ray и ракету Harpoon для увеличения возможностей. [13]

Открытый бомбоотсек Нимрода

«Нимрод» также мог быть оснащен двумя съемными пилонами, установленными под крыльями, для использования с ракетами, такими как « Мартель» ; [33] Позже были добавлены два специализированных пилона для оснащения ракетами AIM-9 Sidewinder, используемыми в целях самообороны от самолетов противника. [35] Для проведения поисково-спасательных операций под правым крылом был установлен мощный прожектор с дистанционным управлением. [33] Для разведывательных задач самолет также был оборудован парой направленных вниз камер, подходящих для фотосъемки на малых и больших высотах. [33] В последующие годы была установлена ​​новая электрооптическая система камер для повышения качества изображения. [44]

Различные новые ECM и системы электронной поддержки были модернизированы на флоте Nimrod в ответ на новые проблемы и для повышения оборонительных возможностей этого типа; дополнительное оборудование также обеспечивало более эффективные средства идентификации и связи. [45] [46] Ряд модификаций был введен во время войны в Персидском заливе 1991 года; небольшое количество MR2 было оснащено улучшенными каналами передачи данных Link 11 , новым оборонительным оборудованием ECM, включая первое оперативное использование буксируемой радиолокационной ловушки, а также передовой инфракрасной турелью под правым крылом. [23]

Операционная история

[ редактировать ]

Введение в сервис

[ редактировать ]

«Нимрод» впервые поступил на вооружение эскадрильи ВВС Великобритании в Сент-Могане в Корнуолле в октябре 1969 года. Эти первые самолеты, получившие обозначение «Нимрод MR1», предназначались в качестве временной меры и поэтому изначально были оснащены многими одинаковыми датчиками и оборудованием. как Шеклтоны, они дополняли их. [47] Хотя в парке MR1 были реализованы некоторые улучшения для повышения их возможностей обнаружения, улучшенный вариант Nimrod MR2 поступил на вооружение в августе 1979 года после длительного процесса разработки. [48] Большая часть флота Нимрода базировалась на авиабазе Королевских ВВС Кинлосс в Шотландии. [49]

Нимрод MR1 в полете, 1978 год.

В оперативном отношении каждый действующий «Нимрод» будет представлять собой единую часть сложной миссии по обнаружению и мониторингу подводных лодок. Для этих операций первостепенное значение имел обмен разведданными в режиме реального времени; при обнаружении подводной лодки экипажи «Нимрода» сообщали фрегатам Королевского флота и другим судам НАТО о необходимости преследования, чтобы постоянно следить за советскими подводными лодками. [50] » Королевского флота «Резолюшн класса Обеспечение безопасности подводных лодок с баллистическими ракетами , которые были стартовой платформой для британских средств ядерного сдерживания , рассматривалось как первоочередная задача. [51]

Фолклендская война

[ редактировать ]

Впервые «Нимроды» были переброшены на аэродром Уайдэвейк на острове Вознесения 5 апреля 1982 года. [52] этот тип сначала использовался для местных патрулей вокруг Вознесения для защиты от потенциальных атак Аргентины, а также для сопровождения британской оперативной группы, когда она плыла на юг в сторону Фолклендских островов, при этом Нимроды также использовались для обеспечения поиска и спасения, а также поддержки ретрансляции связи. стороны Avro бомбардировки операции «Блэк Бак» со Vulcans . [53] По мере того как оперативная группа приближалась к тому месту, которое впоследствии стало театром боевых действий, и угроза со стороны аргентинских подводных лодок росла, более мощные Nimrod MR2 взяли на себя операции, первоначально выполняемые более старыми Nimrod MR1. [54] Писатель по авиации Крис Чант утверждает, что Nimrod R1 также выполнял миссии электронной разведки, действуя из Пунта-Аренас в нейтральном Чили . [55] Правительство Чили разрешило самолету RAF Nimrod R1 выполнять разведывательные вылеты с островов Десвентурадас для сбора информации о передвижениях аргентинских ВВС. [56] [57] [58]

Добавление зондов дозаправки в воздухе позволило проводить операции в районе Фолклендских островов, при этом вооружение самолета было дополнено бомбами общего назначения массой 1000 фунтов (450 кг) , BL755 кассетными бомбами и AIM- 9 ракет класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер». [59] Использование дозаправки в воздухе позволило проводить чрезвычайно длительные разведывательные миссии, одним из примеров является 19-часовое 5-минутное патрулирование, проведенное 15 мая 1982 года (XV232 ВДВ: 0803, Посадка: 0308), [60] который прошел в пределах 60 миль (97 км) от побережья Аргентины, чтобы подтвердить, что аргентинские надводные корабли не находились в море. Еще один дальний полет был выполнен самолетом MR2 в ночь с 20 на 21 мая, преодолев в общей сложности 8 453 мили (13 604 км), это самый дальний полет, совершенный во время Фолклендской войны. [61] В общей сложности «Нимродс» совершил 111 вылетов с острова Вознесения в поддержку британских операций во время Фолклендской войны. [62]

Война в Персидском заливе

[ редактировать ]

Отряд из трех Nimrod MR2 был переброшен в Сиб в Омане в августе 1990 года в результате иракского вторжения в Кувейт , осуществляя патрулирование над Оманским и Персидским заливами . Из-за уровня угроз, существующих на театре военных действий в Персидском заливе, действующие «Нимроды» были быстро модернизированы «Маркони» буксируемой активной приманкой . [63] После начала боевых действий отряд «Нимрода», численность которого к настоящему времени увеличилась до пяти самолетов, сосредоточился на ночном патрулировании, а дневное патрулирование осуществлялось самолетами Lockheed P-3 Orions ВМС США. Нимроды использовались для наведения вертолетов Westland Lynx и штурмовиков Grumman A-6 Intrumder против иракских патрульных кораблей, а также помогли потопить или повредить 16 иракских судов. [23]

«Нимроды» часто отправлялись на Ближний Восток.

После того, как наземное наступление против иракских войск закончилось, Великобритания решила сохранить присутствие британских ВВС в регионе с помощью таких средств, как «Нимрод» и другие самолеты. [64] Nimrod R1 эксплуатировались с августа 1990 года по март 1991 года с Кипра, обеспечивая практически непрерывные полеты с самого начала наземного наступления. Каждый R1 был оснащен одной и той же буксируемой активной приманкой Marconi, а также устройствами раздачи соломы и сигнальных ракет под крылом, которые, как сообщается, были получены из флота Tornado. [ нужна ссылка ]

Афганистан и война в Ираке

[ редактировать ]

«Нимроды» снова были отправлены на Ближний Восток в рамках британского вклада во вторжение в Афганистан под руководством США ; миссии на этом театре военных действий включали в себя «Нимроды», выполнявшие длительные наземные полеты в целях сбора разведывательной информации. [65] 2 сентября 2006 года 14 британских военнослужащих погибли, когда самолет Nimrod MR2 был уничтожен в результате взрыва в воздухе после пожара на борту над Афганистаном. Это была самая большая потеря среди британских военных со времен Фолклендской войны. [66] [67] С началом войны в Ираке в марте 2003 года самолеты «Нимроды» ВВС Великобритании использовались для операций над Ираком, используя датчики самолета для обнаружения враждебных сил и для направления атак сил дружественной коалиции . [68]

Поиск и спасение

[ редактировать ]

Пока Nimrod MR1/MR2 находились на вооружении, по одному самолету из каждой ротационной эскадрильи был доступен для поисково-спасательных операций в одночасовом режиме ожидания. Резервный самолет нес в оружейном отсеке два комплекта оборудования Lindholme Gear. Обычно еще один «Нимрод», находящийся в воздухе во время тренировочной миссии, также носил с собой комплект оборудования Линдхольма. Помимо использования датчиков самолета для поиска самолетов или кораблей, терпящих бедствие, он использовался для поиска выживших в воде, имея возможность обыскивать территории площадью до 20 000 квадратных миль (52 000 км2). 2 ). Основная роль обычно заключается в выполнении функций координатора спасательных операций на месте происшествия для управления кораблями, самолетами и вертолетами в зоне поиска. [69] [70]

«Нимрод» чаще всего упоминался в средствах массовой информации в связи с его поисково-спасательной ролью, например, в репортажах о крупных спасательных происшествиях. [47] В августе 1979 года несколько «Нимродов» участвовали в поиске участников яхтенного спорта во время катастрофы в гонке Fastnet 1979 года и координировали свои действия с вертолетами в поисках выживших с потерянных судов. [71] В марте 1980 года Александр Л. Килланд» норвежская полупогружная буровая установка « перевернулась во время работы на нефтяном месторождении Экофиск, в результате чего погибло 123 человека; шесть разных «Нимродов» искали выживших и по очереди обеспечивали координацию спасательных операций, включая управление 80 надводными кораблями и 20 британскими и норвежскими вертолетами. [69] [72] Примером его поисковых возможностей является то, что в сентябре 1977 года, когда попытка пересечь Северную Атлантику на надувной лодке «Зодиак» не удалась, «Нимрод» нашел обрушившуюся лодку и направил к ней корабль. [69]

Операция Гобелен

[ редактировать ]
Нимроды на RAF Кинлосс, 1999 г.

«Нимроды» часто использовались для проведения операции «Гобелен» . Гобелен — это кодовое слово, обозначающее деятельность кораблей и самолетов по защите суверенных морских территорий Соединенного Королевства, включая защиту прав на рыболовство и добычу нефти и газа. После создания в начале 1977 года исключительной экономической зоны (ИЭЗ) площадью 200 морских миль (370 км) флоту Нимрода было поручено патрулировать территорию площадью 270 000 квадратных миль (700 000 км ). 2 ) область. Самолет будет определять местонахождение, идентифицировать и фотографировать суда, работающие в ИЭЗ. [73] Вся территория регулярно патрулировалась. Помимо наблюдения, самолет будет поддерживать связь со всеми нефтяными и газовыми платформами. Во время исландских тресковых войн 1972 и 1975–1976 годов флот Нимрода тесно сотрудничал с надводными кораблями Королевского флота для защиты британских гражданских рыболовных судов. [69] [74]

Варианты

[ редактировать ]
Тип Роль Количество построенных Примечания
ХС.801 Прототип 2 Построен с использованием дублирующих планеров Comet 4.
МР.1 Противолодочная война 46
Р.1 Сигналы разведки 4 Один переделанный из MR.2
МР.2 Противолодочная война 35 Модернизированный самолет MR.1
ДРЛО.3 Воздушное раннее предупреждение 11 Переоборудован из резервного самолета MR.1; проект отменен
МРА.4 Противолодочная война 5 Конвертировано из MR.2; запланировано 21; проект отменен

Операторы

[ редактировать ]
 Великобритания
  • Королевские ВВС
    • 38-я эскадрилья - 1970–1992, «теневая» эскадрилья присвоена 236 OCU , сформирована из подразделения морской оперативной подготовки в ВВС Великобритании в Сент-Могане , Англия, в 1970 году с MR.1, тренировочная роль передана 42-й (резервной) эскадрилье. в 1992 году.
    • 42-я эскадрилья - 1971–2010 гг., преобразована в MR.1 из Shackleton MR.3 на авиабазе RAF Сент-Моган , Англия, в 1971 г., преобразована в MR.2 в 1983–84 гг., выведена в оперативную эскадрилью в 1992 г., стала оперативной конверсией. Подразделение Нимрода в Королевских ВВС Кинлосс. Самолеты эскадрильи MR.2 были выведены из эксплуатации в 2010 году, и эскадрилья была подготовлена ​​к обучению экипажей для MRA.4 после решения о списании MRA.4, эскадрилья была расформирована в 2011 году.
    • 51-я эскадрилья - 1971–2011 гг., R.1 были добавлены в флот в 1971 году на авиабазе RAF Wyton , Англия, в дополнение к Comet C.2(R), которые были сняты с вооружения в 1975 году. Переведенные в RAF Waddington в 1995 году, R.1 были последними. летали на «Нимродах», когда их сняли в 2011 году.
    • 120-я эскадрилья - 1970–2010 гг., Переоборудована в MR.1 из Shackleton MR.3 в ВВС Великобритании в Кинлоссе , Шотландия, в 1970 г., преобразована в MR.2 в 1981–82 гг., Расформирована в 2010 г. после вывода MR.2 из эксплуатации.
    • 201-я эскадрилья - 1970–2010 гг., Переоборудована в MR.1 из Shackleton MR.3 в ВВС Великобритании в Кинлоссе , Шотландия, в 1970 г., преобразована в MR.2 в 1982–83 гг., Расформирована в 2010 г. после вывода MR.2 из эксплуатации.
    • 203-я эскадрилья - 1971–1977, преобразована в MR.1 из Shackleton MR.3 в RAF Luqa , Мальта в 1971 году, расформирована в 1977 году после решения о выводе британских войск с Мальты.
    • 206-я эскадрилья - 1971–2005 гг., Переоборудована в MR.1 из Shackleton MR.3 на базе ВВС Великобритании в Кинлоссе , Шотландия, в 1970 г., преобразована в MR.2 1980–81, расформирована в 2005 г.
    • Объединенное испытательное подразделение Nimrod AEW — 1984–1987, испытательное подразделение AEW.3, базирующееся на авиабазе RAF Waddington .

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Нимрод прибывает в смотровой парк авиации аэропорта Манчестера
значок видео Нимрод проводит эстакаду перед приземлением в аэропорту Ковентри.
значок видео Взлет Nimrod MR2 с авиабазы ​​RAF Kinloss
МР2
Р1

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Пять Нимродов были потеряны в результате несчастных случаев во время службы этого типа в ВВС Великобритании: [83] [84]

  • 17 ноября 1980 года самолет Nimrod MR2 XV256 разбился возле Королевских ВВС Кинлосс из-за отказа трех двигателей из-за многочисленных столкновений с птицами. Оба пилота погибли, но оставшийся экипаж выжил. [85]
  • 3 июня 1984 года самолет Nimrod MR2 XV257, дислоцированный на базе ВВС Великобритании в Сент-Могане, получил серьезные повреждения, когда разведывательная ракета во время полета в бомбоотсеке загорелась . Самолет успешно вернулся на базу, но впоследствии был списан из-за повреждений в результате пожара. Пострадавших не было. [86]
  • 16 мая 1995 года самолет Nimrod R1 XW666 затонул в Морей-Ферт в 4,5 милях (7,2 км) от Лоссимаута после того, как во время испытательного полета после технического обслуживания британских ВВС Кинлосс загорелся двигатель. В ходе расследования Министерства обороны (МО) в качестве причины был выявлен ряд технических проблем. Пострадавших не было. [87]
  • 2 сентября 1995 года самолет Nimrod MR2 XV239 врезался в озеро Онтарио во время участия в Канадском международном авиашоу , в результате чего погибли семь членов экипажа. [88] [89]
  • 2 сентября 2006 года самолет Nimrod MR2 XV230 разбился недалеко от Кандагара в Афганистане, в результате чего погибли все 14 военнослужащих на борту, что стало крупнейшей потерей военнослужащих Великобритании за один раз со времен Фолклендской войны . [90] Это был первый Nimrod, поступивший на вооружение, первоначально как MR1, но модернизированный до стандарта MR2 в 1980-х годах. [91] 23 февраля 2007 года Министерство обороны заземлило все самолеты Nimrod MR2 на время проверки топливных насосов, но подчеркнуло, что проверка не обязательно была связана с этой аварией. [92]
  • 5 ноября 2007 года XV235 попал в инцидент в воздухе над Афганистаном, когда экипаж заметил утечку топлива во время дозаправки в воздухе . [93] После передачи сигнала бедствия экипаж успешно посадил самолет. Инцидент произошел всего за месяц до публикации отчета комиссии по расследованию несчастного случая со смертельным исходом с XV230, произошедшего 2 сентября 2006 года при (вероятно) аналогичных обстоятельствах. Впоследствии Королевские ВВС приостановили операции по дозаправке самолетов этого типа.

Технические характеристики (МР.2)

[ редактировать ]
Деревянная модель Нимрода, использованная для аэродинамических испытаний в аэродинамической трубе
Кабина экипажа «Нимрода», май 2006 г.
Внешний образ
значок изображения Разрез Nimrod MR1 XV230, ретушированный Flight Global в 2006 году.

Данные Уилсона [94]

Общие характеристики

  • Экипаж: 13 человек
  • Грузоподъемность: 13 500 фунтов (6 123 кг)
  • Длина: 126 футов 9 дюймов (38,63 м)
  • Размах крыльев: 114 футов 10 дюймов (35,00 м)
  • Высота: 31 фут (9,4 м)
  • Площадь крыла: 2121,03 кв. футов (197,050 м ). 2 )
  • Пустой вес: 86 000 фунтов (39 009 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 192 000 фунтов (87 090 кг)
  • Запас топлива: 85 840 фунтов (38 936 кг)
  • Силовая установка: 4 Rolls-Royce Spey с тягой 12 160 фунтов силы (54,1 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя

Производительность

  • Максимальная скорость: 500 узлов (580 миль в час, 930 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 426 узлов (490 миль в час, 789 км/ч)
  • Диапазон: 4501–5001 миль (5180–5755 миль, 8336–9262 км)
  • Практический потолок: 43 999 футов (13 411 м)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По итогам оценочных испытаний, проведенных Королевскими ВВС, Vickers VC10 был признан очень подходящим для этой задачи; однако первоначальная версия «Нимрода» на базе «Кометы» может поступить на вооружение через пять лет, за ним последует более мощный «Нимрод», оснащенный предполагаемой авионикой. [7]
  2. ^ Оснащенный радаром Searchwater, Nimrod может предложить возможности, подобные системе АВАКС , в морской среде. [20]
  1. ^ Jump up to: а б «Нимрод R1 совершает последний полет». Архивировано 25 марта 2012 года в журнале Wayback Machine Defense Management Journal, 28 июня 2011 года. Проверено 28 июня 2011 года.
  2. ^ Кук, Джеймс. «Последние мили для экипажей «небесных шпионов». BBC, 26 марта 2010 г. Проверено 20 октября 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б Блиц, Джеймс (16 ноября 2011 г.). «МО добилось прогресса в борьбе с перерасходом средств» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 2 января 2021 г.
  4. ^ Хэддон-Кейв 2009, стр. 16–17.
  5. ^ Джеффорд и др. 2005, с. 87.
  6. ^ Шартр 1986, с. 12.
  7. ^ Jump up to: а б Джеффорд и др. 2005, с. 131.
  8. ^ «Решения в отношении самолетов: заявление г-на Уилсона» . Рейс Интернешнл . Том. 87, нет. 2918. 11 февраля 1965. с. 224. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
  9. ^ «Морская комета» . Рейс Интернешнл . Том. 87, нет. 2924. 25 марта 1965. С. 465–466. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Фрикер 1972, стр. 593.
  11. ^ Jump up to: а б с Нил 1970, с. 119.
  12. ^ Lake Air International , июль 2001 г., стр. 31.
  13. ^ Jump up to: а б Фрикер 1972, стр. 594.
  14. ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 17.
  15. ^ Lake Air International , июль 2001 г., стр. 30–31.
  16. ^ Lake Air International , июль 2001 г., стр. 34.
  17. ^ "Самолет Nimrod R1 в последнем полете для RAF". BBC, 28 июня 2011 г. Проверено 13 июля 2011 г.
  18. ^ «ИЗОБРАЖЕНИЯ: Первый самолет RAF Rivet Joint прибывает в Великобританию». Полет Глобал. Проверено: 18 декабря 2013 г.
  19. ^ Jump up to: а б Дональд 1996, с. 95.
  20. ^ Джеффорд и др. 2005, с. 134.
  21. ^ Air International , июль 1981 г., стр. 9–10, 12–14.
  22. ^ Браун 1987, с. 110.
  23. ^ Jump up to: а б с Озеро 2005, стр. 53–54.
  24. ^ «Последний полет Нимрода MR2». Архивировано 4 октября 2012 года в Wayback Machine Министерства обороны , 31 марта 2010 года.
  25. ^ «10-й раунд планирования будет трудным». Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine RAF Families Federation , 6 января 2010 года.
  26. ^ Уилсон, Том. «Исторический самолет завершает свою карьеру в Мэнстоне». Архивировано 2 апреля 2012 года в Wayback Machine This is Kent, 8 июня 2010 года. Проверено 13 июля 2011 года.
  27. ^ Jump up to: а б «BAe Nimrod AEW 3». Архивировано 2 мая 2012 года на сайте Wayback Machine Spyflight. Проверено: 20 октября 2010 г.
  28. ^ «Утилизация Королевских ВВС Нимродов« извращенна », говорят военачальники». BBC News, 27 января 2011 г.
  29. ^ Хойл, Крейг. «В ФОКУСЕ: Великобритания осталась незащищенной из-за отмены проекта «Нимрод», говорится в отчете» . Flightglobal , 27 сентября 2012 г. Проверено 21 мая 2016 г.
  30. ^ «Будущее морское наблюдение» (PDF) . Специальный комитет Палаты общин по обороне. 19 сентября 2012 года . Проверено 28 мая 2020 г. .
  31. ^ «Королевские ВВС объявляют «Посейдону» о начальной боевой готовности» . раф.мод . 3 апреля 2020 г. Проверено 24 мая 2020 г.
  32. ^ «Министерство обороны заключает сделку на девять новых морских патрульных самолетов для обеспечения безопасности Великобритании» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж Нил 1970, с. 120.
  34. ^ Jump up to: а б с Ринингер 2006, с. 69.
  35. ^ Jump up to: а б с Ринингер 2006, с. 125.
  36. ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 20.
  37. ^ Jump up to: а б с Нил 1970, с. 121.
  38. ^ Нил 1970, стр. 127–128.
  39. ^ Армфилд, Хью «ВВС берут на себя роль сторожевого пса Великобритании». The Age , 26 октября 1971 г. с. 8.
  40. ^ Нил 1970, с. 122.
  41. ^ Jump up to: а б Нил 1970, с. 128.
  42. ^ Нил 1970, стр. 122, 126.
  43. ^ Нил 1970, с. 123.
  44. ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 18.
  45. ^ Нил 1970, с. 127.
  46. ^ Фридман 1997, стр. 522, 567.
  47. ^ Jump up to: а б Джеффорд и др. 2005, с. 89.
  48. ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 89–90.
  49. ^ Джеффорд и др. 2005, с. 94.
  50. ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 65–66.
  51. ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 100–101.
  52. ^ Берден и др. 1986, с. 401.
  53. ^ Берден и др. 1986, стр. 402–403.
  54. ^ Чант 2001, с. 34.
  55. ^ Чант 2001, с. 33.
  56. ^ «Чили» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 года . Проверено 26 августа 2008 г.
  57. ^ Александр, Харриет (7 июля 2014 г.). « Без помощи Чили мы бы потеряли Фолклендские острова » . Телеграф . Проверено 8 июля 2014 г.
  58. ^ «21 вещь, которую я обнаружил, когда писал Harrier 809» .
  59. ^ Чант 2001, с. 82.
  60. ^ «Корпоративная операция (Фолклендский конфликт): вылет «Нимрода» на дальнюю дистанцию; лейтенант Дж.» .
  61. ^ Чант 2001, с. 61.
  62. ^ Берден и др. 1986, с. 403.
  63. ^ Фридман 1997, с. 522.
  64. ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 23.
  65. ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 16.
  66. ^ "Названы жертвы авиакатастрофы в Афганистане". The Guardian , 3 сентября 2006 г.
  67. ^ Стрингер, Роберт. «Великобритания заявляет, что топливо стало причиной взрыва самолета в Афганистане». Блумберг , 3 декабря 2007 г.
  68. ^ Лейк 2005, стр. 55–56.
  69. ^ Jump up to: а б с д Шартр, 1986, стр. 71–83.
  70. ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 95–96.
  71. ^ «Число погибших в 17 лет, последняя яхта, замеченная в злополучной гонке». Бюллетень , 16 августа 1979 г.
  72. ^ Крайтон, Райан. «Выживший из Великобритании вновь переживает ужас катастрофы буровой установки в Северном море». Пресса и журнал , 20 марта 2010 г.
  73. ^ Джеффорд и др. 2005, с. 96.
  74. ^ "Тралеры защиты ВМС Великобритании". Калгари Геральд , 22 мая 1973 года.
  75. ^ "РАФ Нимрод". Архивировано 23 октября 2017 года на аэродроме Wayback Machine в Брантингторпе, дата обращения: 11 декабря 2012 года.
  76. ^ «На фотографиях: Нимрод занимает свое место в аэропорту Манчестера». BBC News , 26 мая 2010 г.
  77. ^ Хойл, Крейг. «ФОТО: Рекордный «Нимрод» доставлен в музей авиации Ковентри». Flight International , 13 мая 2010 г.
  78. ^ «Настоящие спасители Нимрода XV244». Forres Gazette , 14 июня 2011 г.
  79. ^ "Hawker Siddeley Nimrod MR2 XV250". Архивировано 18 марта 2016 года в Wayback Machine Йоркширском музее авиации , дата обращения: 11 декабря 2012 года.
  80. ^ «Самолет». Архивировано 14 ноября 2012 года в Музее авиации Wayback Machine City в Норидже , дата обращения: 11 декабря 2012 года.
  81. ^ «Нимрод R.1 представлен в музее». Архивировано 3 ноября 2020 года в Wayback Machine . Музей Королевских ВВС в Косфорде . 28 сентября 2012 г. Проверено 13 октября 2012 г.
  82. ^ "Экспонаты Аэропарка". Архивировано 12 мая 2017 года в аэропорту Wayback Machine East Midlands Aeropark , проверено 19 января 2017 года.
  83. ^ «Результаты базы данных авиационной безопасности ASN». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
  84. ^ Бэлдок, Майкл. «Авиационные фотографии: XV257». airliners.net, 23 июня 1990 г. Проверено 20 октября 2010 г.
  85. ^ «Описание аварии: Нимрод MR2, 17 ноября 1980 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
  86. ^ «Описание аварии: Нимрод MR2, 3 июня 1984 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
  87. ^ «Описание аварии: Нимрод R1, 16 мая 1995 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
  88. ^ «Хронология: авиашоу терпит крушение». BBC News , 3 июня 2001 г. Проверено 20 октября 2010 г.
  89. ^ «Описание аварии: Нимрод MR2, 2 сентября 1995 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
  90. ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 25.
  91. ^ «Начинается расследование катастрофы в Афганистане». BBC News , 3 сентября 2006 г.
  92. ^ "Отчет о приземлении самолетов MR2". BBC News , 23 февраля 2007 г.
  93. ^ Адамс, Пол. «Новые опасения по поводу безопасности RAF Nimrods». BBC News, 10 ноября 2007 г.
  94. ^ Уилсон 2000, с. 22.
  95. ^ «Ядерная бомба B57 (США), Наступательное оружие». Jane's Strategic Weapon Systems , 27 октября 2011 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f79ae619de7ebc32b129cdd30641a903__1718789100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/03/f79ae619de7ebc32b129cdd30641a903.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hawker Siddeley Nimrod - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)