Хокер Сиддели Нимрод
Нимрод | |
---|---|
Хоукер Сиддели Нимрод MR.2 | |
Роль | Морской патрульный самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Сиддели БАЕ Системы |
Первый полет | 23 мая 1967 г. |
Введение | 2 октября 1969 г. |
Ушедший на пенсию | 28 июня 2011 г. [1] |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 49 (+2 прототипа) |
Разработано на основе | де Хэвилленд Комета |
Варианты | Нимрод Р.1 Нимрод AEW.3 Нимрод MRA.4 |
Hawker Siddeley Nimrod — бывший морской патрульный самолет, разработанный и эксплуатируемый Соединенным Королевством. Это была обширная модификация de Havilland Comet , первого в мире действующего реактивного авиалайнера . Первоначально он был разработан де Хэвилленда фирмой-преемницей , Hawker Siddeley ; Дальнейшие разработки и работы по техническому обслуживанию были предприняты собственными компаниями-преемниками Hawker Siddeley, British Aerospace , а затем и BAE Systems .
Разработанные в ответ на требование Королевских ВВС (RAF) о замене парка устаревших Avro Shackleton , Nimrod MR1 / MR2 представляли собой в первую очередь воздушные платформы с неподвижным крылом для противолодочных операций (ПЛО); второстепенные роли включали морское наблюдение и борьбу с надводными силами . Он служил с начала 1970-х годов до марта 2010 года. [2] Предполагаемой заменой должны были стать капитально перестроенные Nimrod MR2, получившие обозначение Nimrod MRA4 . Из-за значительных задержек, неоднократного перерасхода средств и финансовых сокращений разработка MRA4 была прекращена в 2010 году. [3]
ВВС также эксплуатировали небольшое количество Nimrod R1 , варианта электронного сбора разведывательной информации ( ELINT ). Специальная раннего предупреждения бортовая платформа Nimrod AEW3 находилась в разработке с конца 1970-х до середины 1980-х годов; однако, как и в случае с MRA4, при разработке возникли серьезные проблемы, и поэтому в 1986 году проект был отменен в пользу стандартного решения в виде Boeing E-3 Sentry . К середине 2011 года все варианты Nimrod были сняты с производства.
Разработка
[ редактировать ]МР1
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
Примерно 1967 год, Nimrod XV242 рулит на авиабазе RAF Changi во время фазы испытаний и оценки этого типа на Дальнем Востоке. |
4 июня 1964 года британское правительство издало Требование к воздушному персоналу № 381 , в котором требовалась замена устаревшему Avro Shackleton морскому патрульному самолету Королевских ВВС (RAF). [4] Такая замена была вызвана быстро приближающимся ограничением усталостного ресурса, накопленным во всем флоте Шеклтона. [5] Большой интерес к этому требованию был получен как со стороны британских, так и со стороны иностранных производителей, которые предлагали самолеты, в том числе Lockheed P-3 Orion , Breguet Atlantic и производные от Hawker Siddeley Trident , BAC One-Eleven , Vickers VC10 и de Havilland Comet. . [6] [7] 2 февраля 1965 года премьер-министр Гарольд Уилсон объявил о намерении заказать для Hawker Siddeley версию Comet для морского патрулирования HS.801 в качестве замены Shackleton Mk 2. [8] [9] [Н 1]
Конструкция Нимрода была основана на гражданском авиалайнере Comet 4, коммерческая эксплуатация которого подошла к концу (первые два прототипа Nimrods, XV148 и XV147, были построены на основе двух последних незавершенных планеров Comet 4C). двигатели «Кометы» Турбореактивные были заменены Rolls-Royce Spey турбовентиляторными двигателями для повышения топливной эффективности , особенно на малых высотах, необходимых для морского патрулирования. Были внесены серьезные изменения в фюзеляж, в том числе внутренний отсек вооружения, удлиненная носовая часть для радара, новое хвостовое оперение с датчиками радиоэлектронной борьбы (ESM), установленными в громоздком обтекателе, и стрела MAD ( детектор магнитных аномалий ). После первого полета в мае 1967 года ВВС Великобритании заказали 46 самолетов Nimrod MR1. [10] Первый экземпляр ( XV230 ) поступил на вооружение в октябре 1969 года. [11] Всего было создано пять эскадрилий этого типа; четверо постоянно базировались в Великобритании, а пятый первоначально базировался на Мальте . [11]
Р1
[ редактировать ]Три самолета «Нимрод» были адаптированы для выполнения функций радиоразведки , заменив в мае 1974 года Comet C2 и Canberras из 51-й эскадрильи. [12] [13] R1 визуально отличался от MR2 отсутствием стрелы MAD. [14] Он был оснащен множеством вращающихся тарелочных антенн в бомбовом отсеке самолета, а также дополнительными тарелочными антеннами в хвостовом обтекателе и в передней части крыльевых топливных баков. Он имел летный экипаж из четырех человек (два пилота, бортинженер и один штурман) и до 25 человек экипажа, обслуживающего оборудование радиотехнической разведки. [15]
Только после окончания холодной войны роль самолета была официально признана; когда-то их описывали как «самолеты для калибровки радаров». R1 не подвергались такой же степени усталости и коррозии, как MR2. Один R1 был потерян в результате авиакатастрофы с момента появления этого типа; это произошло в мае 1995 года во время летных испытаний после капитального ремонта на авиабазе RAF в Кинлоссе . Для замены этого самолета был выбран MR2 для преобразования в стандарт R1, который поступил на вооружение в декабре 1996 года. [16]
Nimrod R1 первоначально базировался на авиабазе RAF Wyton , Кембриджшир, а затем на авиабазе RAF Waddington , Линкольншир, и управлялся 51-й эскадрильей . Два оставшихся Nimrod R1 изначально планировалось вывести из эксплуатации в конце марта 2011 года, но оперативные потребности вынудили ВВС Великобритании 16 марта развернуть один в ВВС Великобритании в Акротири на Кипре для поддержки операции «Эллами» . Последний полет этого типа состоялся 28 июня 2011 года с авиабазы Королевских ВВС Уоддингтон в присутствии начальника штаба авиации ACM сэра Стивена Далтона. [1] [17] XV 249, бывший MR2, сейчас выставлен в музее Королевских ВВС в Косфорде, Уэст-Мидлендс. R1 был заменен тремя самолетами Boeing RC-135W Rivet Joint , приобретенными в рамках проекта Airseeker; первый самолет был поставлен в конце 2013 года. [18]
МР2
[ редактировать ]Начиная с 1975 года до стандарта MR2 было модернизировано 35 самолетов, которые были повторно поставлены с августа 1979 года. [19] Модернизация включала в себя обширную модернизацию электронного комплекса самолета. Изменения включали замену радара ASV Mk 21 1950-х годов, используемого Shackleton и Nimrod MR1, на новый радар EMI Searchwater , [Н 2] новый акустический процессор (GEC-Marconi AQS-901), способный работать с более современными гидроакустическими буями, новый регистратор данных миссии (Hanbush) и новые меры электронной поддержки (Yellow Gate), которые включали новые блоки на законцовках крыла. [19] [21]
Возможность дозаправки в воздухе была введена во время Фолклендской войны (как MR2P ), а также узлы подвески, позволяющие «Нимроду» нести ракету AIM-9 Sidewinder противника для борьбы с самолетами морского наблюдения ВВС Аргентины . [22] При подготовке к операциям на театре военных действий в Персидском заливе несколько MR2 были оснащены новым оборудованием связи и радиоэлектронной борьбы. [ нужны разъяснения ] бороться с ожидаемыми угрозами; в то время эти модифицированные самолеты получили обозначение MR2P(GM) (Gulf Mod) . [23]
Nimrod MR2 выполнял три основные функции: противолодочную борьбу (ASW), противолодочную борьбу (ASUW) и поисково-спасательную операцию (SAR). Его увеличенная дальность действия позволила экипажу контролировать морские районы далеко к северу от Исландии и на расстоянии до 2200 морских миль (4000 км) в Западную Атлантику. Благодаря дозаправке в воздухе (AAR) дальность полета и продолжительность полета были значительно увеличены. Экипаж состоял из двух пилотов и одного бортинженера, двух штурманов (один тактический штурман и штатный штурман), одного офицера воздушной электроники (AEO), группы датчиков гидроакустических буев из двух операторов систем вооружения (WSOp ACO) и четырех операторов систем вооружения (WSOp ACO). WSOp EW) для управления пассивными и активными системами радиоэлектронной борьбы.
До 2010 года Nimrod MR2 базировался на авиабазе RAF Kinloss в Шотландии ( 120 , 201 и 206- я эскадрильи) и RAF St Mawgan в Корнуолле ( 42-я и 38-я эскадрильи). После вариантов изменений 42-я эскадрилья была расформирована, а ее номер передан 38-й эскадрилье. Самолет Nimrod MR2 был снят с вооружения 31 марта 2010 года, на год раньше запланированного срока, по финансовым причинам. [24] [25] Последний официальный полет Nimrod MR2 состоялся 26 мая 2010 года: XV229 вылетел из Королевских ВВС Кинлосс в международный аэропорт Кента для использования в качестве планера для обучения эвакуации в близлежащем Центре огневой подготовки и развития Министерства обороны США. [26]
AEW3
[ редактировать ]В середине 1970-х годов модифицированный Нимрод был предложен для миссии раннего предупреждения с воздуха (AEW) - опять же в качестве замены созданного на базе Ланкастера поршневого двигателя Shackleton AEW.2. Одиннадцать существующих планеров Nimrod должны были быть переоборудованы компанией British Aerospace для размещения радаров GEC Marconi в выпуклой носовой и хвостовой части. Проект Nimrod AEW3 был затруднен из-за перерасхода средств и проблем с используемым компьютером GEC 4080M . [27] В конце концов, министерство обороны признало, что стоимость разработки радиолокационной системы для достижения необходимого уровня характеристик непомерно высока, а вероятность успеха очень неопределенна, и в декабре 1986 года проект был отменен. Вместо этого ВВС Великобритании получили семь самолетов Boeing E-3 Sentry . [27]
МРА4
[ редактировать ]Nimrod MRA4 был предназначен для замены возможностей MR2. По сути, это был новый самолет с турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce BR710 текущего поколения , новым крылом большего размера и полностью отремонтированным фюзеляжем. Реализация проекта сталкивалась с задержками, перерасходом средств и пересмотром контрактов. Первоначально этот тип планировалось ввести в эксплуатацию в 2003 году, но был отменен в 2010 году в результате обзора стратегической обороны и безопасности , после чего его бюджет превысил бюджет на 789 миллионов фунтов стерлингов; [3] опытные планеры также были списаны. [28] Некоторые функции были переданы другим средствам: транспортным самолетам Hercules и самолетам дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry были поставлены некоторые задачи, но отмена MRA4 привела к значительному дефициту возможностей дальнего морского патрулирования и поисково-спасательных операций. [29] [30]
В июле 2016 года Минобороны объявило о закупке девяти самолетов Boeing P-8A Poseidon для ВВС Великобритании. ВВС Великобритании заявили, что P-8 достиг начальной эксплуатационной готовности (IOC) 1 апреля 2020 года, к этому времени два самолета были доставлены. [31] Девять самолетов будут базироваться на авиабазе RAF Lossiemouth . [32]
Дизайн
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Nimrod был первым MPA с реактивным двигателем, поступившим на вооружение и оснащенным турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Spey. [10] [33] Вместо этого самолеты в этой роли обычно приводились в движение поршневыми или турбовинтовыми силовыми установками, чтобы максимизировать экономию топлива и обеспечить максимальное время патрулирования на станции. Преимущества турбовентиляторных двигателей «Нимрода» заключались в большей скорости и высоте, а также в большей способности уклоняться от обнаружения подводными лодками, поскольку винтовые самолеты лучше обнаруживаются под водой стандартными акустическими датчиками. [34] «Нимроды» имели продолжительность полета десять часов без дозаправки в воздухе. Позже MR2 были приспособлены для дозаправки в воздухе в ответ на требования Фолклендской войны. [35]
В начале патрулирования обычно работают все четыре двигателя; поскольку вес самолета был уменьшен за счет расхода топлива, можно было отключить до двух двигателей, что позволило остальным двигателям работать более эффективно. [10] Вместо того, чтобы полагаться на набегающий воздух для перезапуска неактивного двигателя, воздух из компрессора можно подавать от работающего двигателя к турбине стартера. Позже выяснилось, что канал поперечной подачи представляет собой потенциальную опасность возгорания. [36] [37] Точно так же две гидравлические системы на борту были спроектированы так, чтобы приводить в действие два внутренних двигателя, которые всегда работали. [37] Выработка электроэнергии была спроектирована таким образом, чтобы значительно превышать потребление существующего оборудования для размещения дополнительных систем, установленных в течение срока службы Нимрода. [37]
Стандартный флот Нимрода во время службы в Королевских ВВС выполнял три основные оперативные роли: Обязанности по борьбе с подводными лодками обычно включали наблюдение за выделенным районом Северной Атлантики с целью обнаружения присутствия советских подводных лодок в этом районе и отслеживания их передвижения. В случае войны разведывательная информация, собранная во время этих патрулей, будет передана другим самолетам союзников, чтобы обеспечить скоординированные удары как по подводным лодкам, так и по надводным целям. [34] Поисково-спасательные миссии (SAR) были еще одной важной обязанностью флота Нимрод Королевских ВВС, действовавшего под руководством Координационного центра воздушно-спасательных операций в Королевских ВВС Кинлосс, и были обычным явлением как в военных, так и в гражданских морских инцидентах. На протяжении всего срока эксплуатации «Нимрода» как минимум один самолет находился в состоянии готовности постоянно реагировать на требования поисково-спасательных операций. [34]
Авионика
[ редактировать ]Экипаж «Нимрода» насчитывал до 25 человек, хотя типичный экипаж насчитывал примерно 12 человек. [10] большинство из них управляли различными бортовыми сенсорными комплексами и специальным оборудованием обнаружения. [35] Значительная часть бортового сенсорного оборудования была размещена за пределами герметичного корпуса внутри характерной для Нимрода корзины в нижней части фюзеляжа. [33] Сенсорные системы включали радар , гидролокатор и MAD; « Нюхач » также мог обнаружить выхлопные газы дизельных подводных лодок. [38] «Нимрод» и его возможности обнаружения были важным компонентом военной обороны Великобритании в разгар холодной войны. [39]
Навигационные функции «Нимрода» были компьютеризированы и управлялись из центрального тактического отсека, расположенного в носовой кабине. Различные функции, такие как управление вооружением и информация от датчиков, таких как большой передний доплеровский радар, отображались и контролировались на тактической станции. [40] Пилотные системы и автопилот могли управляться непосредственно со штурманских постов в тактическом отсеке, что давало штурману практически полное управление самолетом. [41] Навигационные системы состояли из цифровых , аналоговых и электромеханических элементов. Компьютеры были интегрированы с большинством систем наведения «Нимрода», таких как компьютер воздушных данных , астрокомпас , инерциальное наведение и доплеровский радар. Навигационная информация также может вводиться операторами вручную. [42]
При поступлении на вооружение «Нимрод» был отмечен как оснащенный передовым электронным оборудованием, таким как бортовые цифровые компьютеры . Повышенные возможности этих электронных систем позволили парку ВВС Великобритании из 46 самолетов Nimrod обеспечить такое же покрытие, как и у более крупного парка выходящих из эксплуатации Avro Shackleton. [10] Философия проектирования этих компьютеризированных систем заключалась в «партнерстве человека и машины»; хотя бортовые компьютеры выполняли большую часть процессов просеивания и анализа данных, решения и действия на основе этих данных оставались в руках оператора. [11] Чтобы обеспечить ожидаемый долгий срок службы «Нимрода», бортовые компьютеры были спроектированы так, чтобы их можно было интегрировать с различными новыми компонентами, системами и датчиками, которые можно было добавить в будущих обновлениях. [43] После миссии собранную информацию можно было извлечь для проверки и дальнейшего анализа. [41]
Вооружение и техника
[ редактировать ]«Нимрод» имел большой бомбовый отсек , в котором, помимо такого вооружения, как торпеды и ракеты , могло размещаться самое разнообразное специализированное оборудование для различных целей, например, до 150 гидроакустических буев воздушного базирования для целей противолодочной обороны или несколько шлюпок и десантируемых лодок. пакеты выживания, такие как Lindholme Gear для поисково-спасательных операций; дополнительные топливные баки и груз также могли перевозиться в бомбоотсеке во время перегоночных полетов. [33] Другое вооружение, размещаемое в бомбовом отсеке, включает мины , бомбы и глубинные ядерные бомбы ; более поздние боеприпасы включали торпеду Sting Ray и ракету Harpoon для увеличения возможностей. [13]
«Нимрод» также мог быть оснащен двумя съемными пилонами, установленными под крыльями, для использования с ракетами, такими как « Мартель» ; [33] Позже были добавлены два специализированных пилона для оснащения ракетами AIM-9 Sidewinder, используемыми в целях самообороны от самолетов противника. [35] Для проведения поисково-спасательных операций под правым крылом был установлен мощный прожектор с дистанционным управлением. [33] Для разведывательных задач самолет также был оборудован парой направленных вниз камер, подходящих для фотосъемки на малых и больших высотах. [33] В последующие годы была установлена новая электрооптическая система камер для повышения качества изображения. [44]
Различные новые ECM и системы электронной поддержки были модернизированы на флоте Nimrod в ответ на новые проблемы и для повышения оборонительных возможностей этого типа; дополнительное оборудование также обеспечивало более эффективные средства идентификации и связи. [45] [46] Ряд модификаций был введен во время войны в Персидском заливе 1991 года; небольшое количество MR2 было оснащено улучшенными каналами передачи данных Link 11 , новым оборонительным оборудованием ECM, включая первое оперативное использование буксируемой радиолокационной ловушки, а также передовой инфракрасной турелью под правым крылом. [23]
Операционная история
[ редактировать ]Введение в сервис
[ редактировать ]«Нимрод» впервые поступил на вооружение эскадрильи ВВС Великобритании в Сент-Могане в Корнуолле в октябре 1969 года. Эти первые самолеты, получившие обозначение «Нимрод MR1», предназначались в качестве временной меры и поэтому изначально были оснащены многими одинаковыми датчиками и оборудованием. как Шеклтоны, они дополняли их. [47] Хотя в парке MR1 были реализованы некоторые улучшения для повышения их возможностей обнаружения, улучшенный вариант Nimrod MR2 поступил на вооружение в августе 1979 года после длительного процесса разработки. [48] Большая часть флота Нимрода базировалась на авиабазе Королевских ВВС Кинлосс в Шотландии. [49]
В оперативном отношении каждый действующий «Нимрод» будет представлять собой единую часть сложной миссии по обнаружению и мониторингу подводных лодок. Для этих операций первостепенное значение имел обмен разведданными в режиме реального времени; при обнаружении подводной лодки экипажи «Нимрода» сообщали фрегатам Королевского флота и другим судам НАТО о необходимости преследования, чтобы постоянно следить за советскими подводными лодками. [50] » Королевского флота «Резолюшн класса Обеспечение безопасности подводных лодок с баллистическими ракетами , которые были стартовой платформой для британских средств ядерного сдерживания , рассматривалось как первоочередная задача. [51]
Фолклендская война
[ редактировать ]Впервые «Нимроды» были переброшены на аэродром Уайдэвейк на острове Вознесения 5 апреля 1982 года. [52] этот тип сначала использовался для местных патрулей вокруг Вознесения для защиты от потенциальных атак Аргентины, а также для сопровождения британской оперативной группы, когда она плыла на юг в сторону Фолклендских островов, при этом Нимроды также использовались для обеспечения поиска и спасения, а также поддержки ретрансляции связи. стороны Avro бомбардировки операции «Блэк Бак» со Vulcans . [53] По мере того как оперативная группа приближалась к тому месту, которое впоследствии стало театром боевых действий, и угроза со стороны аргентинских подводных лодок росла, более мощные Nimrod MR2 взяли на себя операции, первоначально выполняемые более старыми Nimrod MR1. [54] Писатель по авиации Крис Чант утверждает, что Nimrod R1 также выполнял миссии электронной разведки, действуя из Пунта-Аренас в нейтральном Чили . [55] Правительство Чили разрешило самолету RAF Nimrod R1 выполнять разведывательные вылеты с островов Десвентурадас для сбора информации о передвижениях аргентинских ВВС. [56] [57] [58]
Добавление зондов дозаправки в воздухе позволило проводить операции в районе Фолклендских островов, при этом вооружение самолета было дополнено бомбами общего назначения массой 1000 фунтов (450 кг) , BL755 кассетными бомбами и AIM- 9 ракет класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер». [59] Использование дозаправки в воздухе позволило проводить чрезвычайно длительные разведывательные миссии, одним из примеров является 19-часовое 5-минутное патрулирование, проведенное 15 мая 1982 года (XV232 ВДВ: 0803, Посадка: 0308), [60] который прошел в пределах 60 миль (97 км) от побережья Аргентины, чтобы подтвердить, что аргентинские надводные корабли не находились в море. Еще один дальний полет был выполнен самолетом MR2 в ночь с 20 на 21 мая, преодолев в общей сложности 8 453 мили (13 604 км), это самый дальний полет, совершенный во время Фолклендской войны. [61] В общей сложности «Нимродс» совершил 111 вылетов с острова Вознесения в поддержку британских операций во время Фолклендской войны. [62]
Война в Персидском заливе
[ редактировать ]Отряд из трех Nimrod MR2 был переброшен в Сиб в Омане в августе 1990 года в результате иракского вторжения в Кувейт , осуществляя патрулирование над Оманским и Персидским заливами . Из-за уровня угроз, существующих на театре военных действий в Персидском заливе, действующие «Нимроды» были быстро модернизированы «Маркони» буксируемой активной приманкой . [63] После начала боевых действий отряд «Нимрода», численность которого к настоящему времени увеличилась до пяти самолетов, сосредоточился на ночном патрулировании, а дневное патрулирование осуществлялось самолетами Lockheed P-3 Orions ВМС США. Нимроды использовались для наведения вертолетов Westland Lynx и штурмовиков Grumman A-6 Intrumder против иракских патрульных кораблей, а также помогли потопить или повредить 16 иракских судов. [23]
После того, как наземное наступление против иракских войск закончилось, Великобритания решила сохранить присутствие британских ВВС в регионе с помощью таких средств, как «Нимрод» и другие самолеты. [64] Nimrod R1 эксплуатировались с августа 1990 года по март 1991 года с Кипра, обеспечивая практически непрерывные полеты с самого начала наземного наступления. Каждый R1 был оснащен одной и той же буксируемой активной приманкой Marconi, а также устройствами раздачи соломы и сигнальных ракет под крылом, которые, как сообщается, были получены из флота Tornado. [ нужна ссылка ]
Афганистан и война в Ираке
[ редактировать ]«Нимроды» снова были отправлены на Ближний Восток в рамках британского вклада во вторжение в Афганистан под руководством США ; миссии на этом театре военных действий включали в себя «Нимроды», выполнявшие длительные наземные полеты в целях сбора разведывательной информации. [65] 2 сентября 2006 года 14 британских военнослужащих погибли, когда самолет Nimrod MR2 был уничтожен в результате взрыва в воздухе после пожара на борту над Афганистаном. Это была самая большая потеря среди британских военных со времен Фолклендской войны. [66] [67] С началом войны в Ираке в марте 2003 года самолеты «Нимроды» ВВС Великобритании использовались для операций над Ираком, используя датчики самолета для обнаружения враждебных сил и для направления атак сил дружественной коалиции . [68]
Поиск и спасение
[ редактировать ]Пока Nimrod MR1/MR2 находились на вооружении, по одному самолету из каждой ротационной эскадрильи был доступен для поисково-спасательных операций в одночасовом режиме ожидания. Резервный самолет нес в оружейном отсеке два комплекта оборудования Lindholme Gear. Обычно еще один «Нимрод», находящийся в воздухе во время тренировочной миссии, также носил с собой комплект оборудования Линдхольма. Помимо использования датчиков самолета для поиска самолетов или кораблей, терпящих бедствие, он использовался для поиска выживших в воде, имея возможность обыскивать территории площадью до 20 000 квадратных миль (52 000 км2). 2 ). Основная роль обычно заключается в выполнении функций координатора спасательных операций на месте происшествия для управления кораблями, самолетами и вертолетами в зоне поиска. [69] [70]
«Нимрод» чаще всего упоминался в средствах массовой информации в связи с его поисково-спасательной ролью, например, в репортажах о крупных спасательных происшествиях. [47] В августе 1979 года несколько «Нимродов» участвовали в поиске участников яхтенного спорта во время катастрофы в гонке Fastnet 1979 года и координировали свои действия с вертолетами в поисках выживших с потерянных судов. [71] В марте 1980 года Александр Л. Килланд» норвежская полупогружная буровая установка « перевернулась во время работы на нефтяном месторождении Экофиск, в результате чего погибло 123 человека; шесть разных «Нимродов» искали выживших и по очереди обеспечивали координацию спасательных операций, включая управление 80 надводными кораблями и 20 британскими и норвежскими вертолетами. [69] [72] Примером его поисковых возможностей является то, что в сентябре 1977 года, когда попытка пересечь Северную Атлантику на надувной лодке «Зодиак» не удалась, «Нимрод» нашел обрушившуюся лодку и направил к ней корабль. [69]
Операция Гобелен
[ редактировать ]«Нимроды» часто использовались для проведения операции «Гобелен» . Гобелен — это кодовое слово, обозначающее деятельность кораблей и самолетов по защите суверенных морских территорий Соединенного Королевства, включая защиту прав на рыболовство и добычу нефти и газа. После создания в начале 1977 года исключительной экономической зоны (ИЭЗ) площадью 200 морских миль (370 км) флоту Нимрода было поручено патрулировать территорию площадью 270 000 квадратных миль (700 000 км ). 2 ) область. Самолет будет определять местонахождение, идентифицировать и фотографировать суда, работающие в ИЭЗ. [73] Вся территория регулярно патрулировалась. Помимо наблюдения, самолет будет поддерживать связь со всеми нефтяными и газовыми платформами. Во время исландских тресковых войн 1972 и 1975–1976 годов флот Нимрода тесно сотрудничал с надводными кораблями Королевского флота для защиты британских гражданских рыболовных судов. [69] [74]
Варианты
[ редактировать ]Тип | Роль | Количество построенных | Примечания |
---|---|---|---|
ХС.801 | Прототип | 2 | Построен с использованием дублирующих планеров Comet 4. |
МР.1 | Противолодочная война | 46 | |
Р.1 | Сигналы разведки | 4 | Один переделанный из MR.2 |
МР.2 | Противолодочная война | 35 | Модернизированный самолет MR.1 |
ДРЛО.3 | Воздушное раннее предупреждение | 11 | Переоборудован из резервного самолета MR.1; проект отменен |
МРА.4 | Противолодочная война | 5 | Конвертировано из MR.2; запланировано 21; проект отменен |
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС
- 38-я эскадрилья - 1970–1992, «теневая» эскадрилья присвоена 236 OCU , сформирована из подразделения морской оперативной подготовки в ВВС Великобритании в Сент-Могане , Англия, в 1970 году с MR.1, тренировочная роль передана 42-й (резервной) эскадрилье. в 1992 году.
- 42-я эскадрилья - 1971–2010 гг., преобразована в MR.1 из Shackleton MR.3 на авиабазе RAF Сент-Моган , Англия, в 1971 г., преобразована в MR.2 в 1983–84 гг., выведена в оперативную эскадрилью в 1992 г., стала оперативной конверсией. Подразделение Нимрода в Королевских ВВС Кинлосс. Самолеты эскадрильи MR.2 были выведены из эксплуатации в 2010 году, и эскадрилья была подготовлена к обучению экипажей для MRA.4 после решения о списании MRA.4, эскадрилья была расформирована в 2011 году.
- 51-я эскадрилья - 1971–2011 гг., R.1 были добавлены в флот в 1971 году на авиабазе RAF Wyton , Англия, в дополнение к Comet C.2(R), которые были сняты с вооружения в 1975 году. Переведенные в RAF Waddington в 1995 году, R.1 были последними. летали на «Нимродах», когда их сняли в 2011 году.
- 120-я эскадрилья - 1970–2010 гг., Переоборудована в MR.1 из Shackleton MR.3 в ВВС Великобритании в Кинлоссе , Шотландия, в 1970 г., преобразована в MR.2 в 1981–82 гг., Расформирована в 2010 г. после вывода MR.2 из эксплуатации.
- 201-я эскадрилья - 1970–2010 гг., Переоборудована в MR.1 из Shackleton MR.3 в ВВС Великобритании в Кинлоссе , Шотландия, в 1970 г., преобразована в MR.2 в 1982–83 гг., Расформирована в 2010 г. после вывода MR.2 из эксплуатации.
- 203-я эскадрилья - 1971–1977, преобразована в MR.1 из Shackleton MR.3 в RAF Luqa , Мальта в 1971 году, расформирована в 1977 году после решения о выводе британских войск с Мальты.
- 206-я эскадрилья - 1971–2005 гг., Переоборудована в MR.1 из Shackleton MR.3 на базе ВВС Великобритании в Кинлоссе , Шотландия, в 1970 г., преобразована в MR.2 1980–81, расформирована в 2005 г.
- Объединенное испытательное подразделение Nimrod AEW — 1984–1987, испытательное подразделение AEW.3, базирующееся на авиабазе RAF Waddington .
Самолет на выставке
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Нимрод прибывает в смотровой парк авиации аэропорта Манчестера | |
Нимрод проводит эстакаду перед приземлением в аэропорту Ковентри. | |
Взлет Nimrod MR2 с авиабазы RAF Kinloss |
- МР2
- XV226 - Аэродром Брантингторп [75]
- XV231 - аэропорта Манчестера. Авиационный смотровой парк [76]
- XV232 - аэропорт Ковентри [77]
- XV244 - Морайвиа [78]
- XV250 - Йоркширский музей авиации [79]
- XV255 - Музей авиации города Нориджа [80]
- Р1
- XV249 - Музей Королевских ВВС в Косфорде [81]
- XW664 - Аэропарк Ист-Мидлендс [82]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Пять Нимродов были потеряны в результате несчастных случаев во время службы этого типа в ВВС Великобритании: [83] [84]
- 17 ноября 1980 года самолет Nimrod MR2 XV256 разбился возле Королевских ВВС Кинлосс из-за отказа трех двигателей из-за многочисленных столкновений с птицами. Оба пилота погибли, но оставшийся экипаж выжил. [85]
- 3 июня 1984 года самолет Nimrod MR2 XV257, дислоцированный на базе ВВС Великобритании в Сент-Могане, получил серьезные повреждения, когда разведывательная ракета во время полета в бомбоотсеке загорелась . Самолет успешно вернулся на базу, но впоследствии был списан из-за повреждений в результате пожара. Пострадавших не было. [86]
- 16 мая 1995 года самолет Nimrod R1 XW666 затонул в Морей-Ферт в 4,5 милях (7,2 км) от Лоссимаута после того, как во время испытательного полета после технического обслуживания британских ВВС Кинлосс загорелся двигатель. В ходе расследования Министерства обороны (МО) в качестве причины был выявлен ряд технических проблем. Пострадавших не было. [87]
- 2 сентября 1995 года самолет Nimrod MR2 XV239 врезался в озеро Онтарио во время участия в Канадском международном авиашоу , в результате чего погибли семь членов экипажа. [88] [89]
- 2 сентября 2006 года самолет Nimrod MR2 XV230 разбился недалеко от Кандагара в Афганистане, в результате чего погибли все 14 военнослужащих на борту, что стало крупнейшей потерей военнослужащих Великобритании за один раз со времен Фолклендской войны . [90] Это был первый Nimrod, поступивший на вооружение, первоначально как MR1, но модернизированный до стандарта MR2 в 1980-х годах. [91] 23 февраля 2007 года Министерство обороны заземлило все самолеты Nimrod MR2 на время проверки топливных насосов, но подчеркнуло, что проверка не обязательно была связана с этой аварией. [92]
- 5 ноября 2007 года XV235 попал в инцидент в воздухе над Афганистаном, когда экипаж заметил утечку топлива во время дозаправки в воздухе . [93] После передачи сигнала бедствия экипаж успешно посадил самолет. Инцидент произошел всего за месяц до публикации отчета комиссии по расследованию несчастного случая со смертельным исходом с XV230, произошедшего 2 сентября 2006 года при (вероятно) аналогичных обстоятельствах. Впоследствии Королевские ВВС приостановили операции по дозаправке самолетов этого типа.
Технические характеристики (МР.2)
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
Разрез Nimrod MR1 XV230, ретушированный Flight Global в 2006 году. |
Данные Уилсона [94]
Общие характеристики
- Экипаж: 13 человек
- Грузоподъемность: 13 500 фунтов (6 123 кг)
- Длина: 126 футов 9 дюймов (38,63 м)
- Размах крыльев: 114 футов 10 дюймов (35,00 м)
- Высота: 31 фут (9,4 м)
- Площадь крыла: 2121,03 кв. футов (197,050 м ). 2 )
- Пустой вес: 86 000 фунтов (39 009 кг)
- Максимальный взлетный вес: 192 000 фунтов (87 090 кг)
- Запас топлива: 85 840 фунтов (38 936 кг)
- Силовая установка: 4 Rolls-Royce Spey с тягой 12 160 фунтов силы (54,1 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 500 узлов (580 миль в час, 930 км/ч)
- Крейсерская скорость: 426 узлов (490 миль в час, 789 км/ч)
- Диапазон: 4501–5001 миль (5180–5755 миль, 8336–9262 км)
- Практический потолок: 43 999 футов (13 411 м)
Вооружение
- Узлы подвески: 2 подкрыльевые пилонные станции и внутренний бомбовый отсек грузоподъемностью 20 000 фунтов (9 100 кг) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты:
- Ракета «воздух-воздух» :
- 2 × AIM-9 Sidewinder (нестандартный на вооружении Королевских ВВС, устанавливался только на MR2 во время Фолклендской войны)
- Ракета «воздух-поверхность» :
- Ракета «воздух-воздух» :
- Бомбы:
- Глубинные заряды :
- 2 принадлежащие США ядерные глубинные бомбы B57 (до 1992 г.) [95]
- WE.177A (10 кт) Ядерные глубинные бомбы
- Глубинные заряды :
- Другой:
- сбрасываемые с воздуха Торпеды Mk.46,
- Торпеды Стинг Рэй
- Морские мины
- Гидроакустические буи
- Ракеты:
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- де Хэвилленд Комета
- Хоукер Сиддели Нимрод R1
- Британская аэрокосмическая промышленность Нимрод AEW3
- BAE Systems Нимрод MRA4
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По итогам оценочных испытаний, проведенных Королевскими ВВС, Vickers VC10 был признан очень подходящим для этой задачи; однако первоначальная версия «Нимрода» на базе «Кометы» может поступить на вооружение через пять лет, за ним последует более мощный «Нимрод», оснащенный предполагаемой авионикой. [7]
- ^ Оснащенный радаром Searchwater, Nimrod может предложить возможности, подобные системе АВАКС , в морской среде. [20]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Нимрод R1 совершает последний полет». Архивировано 25 марта 2012 года в журнале Wayback Machine Defense Management Journal, 28 июня 2011 года. Проверено 28 июня 2011 года.
- ^ Кук, Джеймс. «Последние мили для экипажей «небесных шпионов». BBC, 26 марта 2010 г. Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Блиц, Джеймс (16 ноября 2011 г.). «МО добилось прогресса в борьбе с перерасходом средств» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Хэддон-Кейв 2009, стр. 16–17.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 87.
- ^ Шартр 1986, с. 12.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд и др. 2005, с. 131.
- ^ «Решения в отношении самолетов: заявление г-на Уилсона» . Рейс Интернешнл . Том. 87, нет. 2918. 11 февраля 1965. с. 224. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
- ^ «Морская комета» . Рейс Интернешнл . Том. 87, нет. 2924. 25 марта 1965. С. 465–466. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Фрикер 1972, стр. 593.
- ^ Jump up to: а б с Нил 1970, с. 119.
- ^ Lake Air International , июль 2001 г., стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Фрикер 1972, стр. 594.
- ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 17.
- ^ Lake Air International , июль 2001 г., стр. 30–31.
- ^ Lake Air International , июль 2001 г., стр. 34.
- ^ "Самолет Nimrod R1 в последнем полете для RAF". BBC, 28 июня 2011 г. Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ «ИЗОБРАЖЕНИЯ: Первый самолет RAF Rivet Joint прибывает в Великобританию». Полет Глобал. Проверено: 18 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Дональд 1996, с. 95.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 134.
- ^ Air International , июль 1981 г., стр. 9–10, 12–14.
- ^ Браун 1987, с. 110.
- ^ Jump up to: а б с Озеро 2005, стр. 53–54.
- ^ «Последний полет Нимрода MR2». Архивировано 4 октября 2012 года в Wayback Machine Министерства обороны , 31 марта 2010 года.
- ^ «10-й раунд планирования будет трудным». Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine RAF Families Federation , 6 января 2010 года.
- ^ Уилсон, Том. «Исторический самолет завершает свою карьеру в Мэнстоне». Архивировано 2 апреля 2012 года в Wayback Machine This is Kent, 8 июня 2010 года. Проверено 13 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б «BAe Nimrod AEW 3». Архивировано 2 мая 2012 года на сайте Wayback Machine Spyflight. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ «Утилизация Королевских ВВС Нимродов« извращенна », говорят военачальники». BBC News, 27 января 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг. «В ФОКУСЕ: Великобритания осталась незащищенной из-за отмены проекта «Нимрод», говорится в отчете» . Flightglobal , 27 сентября 2012 г. Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ «Будущее морское наблюдение» (PDF) . Специальный комитет Палаты общин по обороне. 19 сентября 2012 года . Проверено 28 мая 2020 г. .
- ^ «Королевские ВВС объявляют «Посейдону» о начальной боевой готовности» . раф.мод . 3 апреля 2020 г. Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ «Министерство обороны заключает сделку на девять новых морских патрульных самолетов для обеспечения безопасности Великобритании» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нил 1970, с. 120.
- ^ Jump up to: а б с Ринингер 2006, с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Ринингер 2006, с. 125.
- ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Нил 1970, с. 121.
- ^ Нил 1970, стр. 127–128.
- ^ Армфилд, Хью «ВВС берут на себя роль сторожевого пса Великобритании». The Age , 26 октября 1971 г. с. 8.
- ^ Нил 1970, с. 122.
- ^ Jump up to: а б Нил 1970, с. 128.
- ^ Нил 1970, стр. 122, 126.
- ^ Нил 1970, с. 123.
- ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 18.
- ^ Нил 1970, с. 127.
- ^ Фридман 1997, стр. 522, 567.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд и др. 2005, с. 89.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 89–90.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 94.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 65–66.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 100–101.
- ^ Берден и др. 1986, с. 401.
- ^ Берден и др. 1986, стр. 402–403.
- ^ Чант 2001, с. 34.
- ^ Чант 2001, с. 33.
- ^ «Чили» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 года . Проверено 26 августа 2008 г.
- ^ Александр, Харриет (7 июля 2014 г.). « Без помощи Чили мы бы потеряли Фолклендские острова » . Телеграф . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ «21 вещь, которую я обнаружил, когда писал Harrier 809» .
- ^ Чант 2001, с. 82.
- ^ «Корпоративная операция (Фолклендский конфликт): вылет «Нимрода» на дальнюю дистанцию; лейтенант Дж.» .
- ^ Чант 2001, с. 61.
- ^ Берден и др. 1986, с. 403.
- ^ Фридман 1997, с. 522.
- ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 23.
- ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 16.
- ^ "Названы жертвы авиакатастрофы в Афганистане". The Guardian , 3 сентября 2006 г.
- ^ Стрингер, Роберт. «Великобритания заявляет, что топливо стало причиной взрыва самолета в Афганистане». Блумберг , 3 декабря 2007 г.
- ^ Лейк 2005, стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с д Шартр, 1986, стр. 71–83.
- ^ Джеффорд и др. 2005, стр. 95–96.
- ^ «Число погибших в 17 лет, последняя яхта, замеченная в злополучной гонке». Бюллетень , 16 августа 1979 г.
- ^ Крайтон, Райан. «Выживший из Великобритании вновь переживает ужас катастрофы буровой установки в Северном море». Пресса и журнал , 20 марта 2010 г.
- ^ Джеффорд и др. 2005, с. 96.
- ^ "Тралеры защиты ВМС Великобритании". Калгари Геральд , 22 мая 1973 года.
- ^ "РАФ Нимрод". Архивировано 23 октября 2017 года на аэродроме Wayback Machine в Брантингторпе, дата обращения: 11 декабря 2012 года.
- ^ «На фотографиях: Нимрод занимает свое место в аэропорту Манчестера». BBC News , 26 мая 2010 г.
- ^ Хойл, Крейг. «ФОТО: Рекордный «Нимрод» доставлен в музей авиации Ковентри». Flight International , 13 мая 2010 г.
- ^ «Настоящие спасители Нимрода XV244». Forres Gazette , 14 июня 2011 г.
- ^ "Hawker Siddeley Nimrod MR2 XV250". Архивировано 18 марта 2016 года в Wayback Machine Йоркширском музее авиации , дата обращения: 11 декабря 2012 года.
- ^ «Самолет». Архивировано 14 ноября 2012 года в Музее авиации Wayback Machine City в Норидже , дата обращения: 11 декабря 2012 года.
- ^ «Нимрод R.1 представлен в музее». Архивировано 3 ноября 2020 года в Wayback Machine . Музей Королевских ВВС в Косфорде . 28 сентября 2012 г. Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ "Экспонаты Аэропарка". Архивировано 12 мая 2017 года в аэропорту Wayback Machine East Midlands Aeropark , проверено 19 января 2017 года.
- ^ «Результаты базы данных авиационной безопасности ASN». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ Бэлдок, Майкл. «Авиационные фотографии: XV257». airliners.net, 23 июня 1990 г. Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ «Описание аварии: Нимрод MR2, 17 ноября 1980 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ «Описание аварии: Нимрод MR2, 3 июня 1984 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ «Описание аварии: Нимрод R1, 16 мая 1995 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ «Хронология: авиашоу терпит крушение». BBC News , 3 июня 2001 г. Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ «Описание аварии: Нимрод MR2, 2 сентября 1995 г.». Сеть авиационной безопасности. Проверено: 20 октября 2010 г.
- ^ Хэддон-Пещера 2009, с. 25.
- ^ «Начинается расследование катастрофы в Афганистане». BBC News , 3 сентября 2006 г.
- ^ "Отчет о приземлении самолетов MR2". BBC News , 23 февраля 2007 г.
- ^ Адамс, Пол. «Новые опасения по поводу безопасности RAF Nimrods». BBC News, 10 ноября 2007 г.
- ^ Уилсон 2000, с. 22.
- ^ «Ядерная бомба B57 (США), Наступательное оружие». Jane's Strategic Weapon Systems , 27 октября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид. Королевский флот и Фолклендская война. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1987. ISBN 978-0-87021-572-8 .
- Берден, Родни А., Майкл А. Дрейпер, Дуглас А. Раф, Колин А. Смит и Дэвид Уилтон. Фолклендские острова: Воздушная война . Твикенхем, Великобритания: British Air Review Group, 1996. ISBN 0-906339-05-7 .
- Чант, Крис. Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года . Издательство Оспри, 2001. ISBN 1-8417-6293-8 .
- Шартр, Джон. BAe Nimrod (Современный боевой самолет 24). Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ян Аллан, 1986. ISBN 0-7110-1575-9 .
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Aerospace Publishing, однотомное издание, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- «Подтяжка лица для Нимрода». Air International , Том 21, № 1, июль 1981 г., стр. 7–16. ISSN 0306-5634.
- Фрикер, Джон. MR2 «Нимрод: специалист по противолодочной обороне». Flight International , 27 апреля 1972 г., стр. 593–594.
- Фридман, Норман. Мировые системы военно-морского вооружения, 1997–98. Издательство Военно-морского института, 1997. ISBN 1-5575-0268-4 .
- Будущее морское наблюдение: пятый отчет сессии 2012–2013 гг.: Том I, отчет вместе с официальным протоколом, устными и письменными доказательствами . Комитет по обороне Палаты общин. Лондон: HMSO, 5 сентября 2012 г.
- Хэддон-Кейв, Чарльз. Обзор Нимрода: независимый обзор более широких проблем, связанных с потерей самолета XV230 ВВС Великобритании Нимрод MR2 в Афганистане в 2006 году. [ постоянная мертвая ссылка ] Лондон: Канцелярский офис, 2009. ISBN 0-10-296265-0 .
- Джеффорд, CG (ред.). «Семинар – Морские операции». Историческое общество Королевских ВВС , 2005. ISSN 1361-4231.
- Лейк, Джон. «Нимрод Р.1: выдающаяся платформа SIGINT ВВС Великобритании». Эйр Интернэшнл , Vol. 61, № 1, июль 2001 г., стр. 29–35. ISSN 0306-5634.
- Лейк, Джон. «Новые роли Могучего Охотника». Эйр Интернэшнл , Vol. 69, № 3, сентябрь 2005 г., стр. 52–56. ISSN 0306-5634.
- Нил, Молли. «Нимрод: Систематический охотник за субмаринами» . Flight International , Том. 97, № 3176, 22 января 1970 г., стр. 119–128.
- Ринингер, Тайсон В. Красный флаг: воздушный бой в 21 веке. Зенит Выходные данные, 2006. ISBN 0-760325-30-8 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Лондон: Аэрокосмические публикации, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .