Джон Каннингем (офицер Королевских ВВС)
Джон Каннингем | |
---|---|
Псевдоним(а) | Кошачьи глаза |
Рожденный | Кройдон , Суррей , Великобритания | 27 июля 1917 г.
Умер | 21 июля 2002 г. Уэлвин-Гарден-Сити , Хартфордшир , Великобритания | (84 года)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС (RAF) Королевские вспомогательные военно-воздушные силы (RAuxAF) |
Лет службы | 1936–1967 |
Классифицировать | Капитан группы |
Единица | № 604-й эскадрильи RAF |
Команды удержаны | № 85-й эскадрильи RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Кавалер Ордена Британской Империи , Орден «За выдающиеся заслуги» и две планки , Заслуженный летный крест и бар, Упоминается в депешах , Премия за эффективность использования воздуха , Серебряная Звезда (США), Орден Отечественной войны I степени (СССР). |
Джон «Кошачий глаз» Каннингем CBE , DSO & Two Bars , DFC & Bar , AE (27 июля 1917 — 21 июля 2002) — Королевских ВВС (RAF) ночных истребителей ас во время Второй мировой войны и летчик-испытатель . [1] Во время войны британская пресса прозвала его «Кошачьим глазом», чтобы объяснить его успехи и избежать сообщения противнику о существовании бортового радара.
Каннингем родился в Кройдоне на юге Соединенного Королевства, который в то время находился недалеко от главного аэропорта Лондона . [2] Будучи подростком, он очень хотел поступить в авиационную отрасль . Временно подчиняясь желанию отца избегать службы в армии , он обратился в компанию de Havilland и был принят в качестве кандидата на инженерное дело. Одновременно он присоединился к Королевским вспомогательным военно-воздушным силам (RAuxAF) и стал членом 604-й эскадрильи (графство Миддлсекс) . Каннингем начал свое обучение в августе 1935 года , совершил самостоятельный полет в марте 1936 года и получил крылья в 1937 году. Постепенно он стал опытным летчиком-испытателем , набрав значительное время налета на различных типах самолетов.
В августе 1939 года Каннингем воссоединился со своей эскадрильей , теперь оснащенной версией « Бристоль Бленхейм» . Его наблюдателем был Джимми Ронсли , который большую часть войны служил его наводчиком и радистом и внес свой вклад во все его победы, кроме трех. В июле 1940 года эскадрилья была переименована в специализированное подразделение ночных истребителей и одной из первых получила радар перехвата самолетов (ИИ) . В сентябре 1940 года Каннингем был произведен в командира эскадрильи (Sqn Ldr).
В ночь на 19 ноября 1940 года Каннингем одержал свою первую победу. К моменту окончания молниеносной атаки в июне 1941 года он уничтожил тринадцать вражеских самолетов и заявил, что три из них одержали вероятную победу, а два были повреждены. После продолжительного периода отдыха в 1942 году его повысили до командира звена (Wg Cdr). Он также был назначен командиром 85-й эскадрильи RAF , и к этому времени его счет достиг шестнадцати уничтоженных самолетов противника. В 1943 и начале 1944 года он одержал еще четыре победы: одну вероятную и одну проигрышную. Боевая карьера Каннингема завершилась двадцатью воздушными победами, тремя вероятными и шестью поврежденными. Оставшуюся часть конфликта он провел на различных должностях штабного офицера . К концу войны в Европе в мае 1945 года он получил звание капитана группы (Gp Cpt). [1]
После войны Каннингем вернулся в де Хэвилленд и продолжил карьеру летчика-испытателя. В 1949 году он управлял первым в мире реактивным авиалайнером De Havilland Comet . [1] [2] [3] Затем в начале 1960-х он какое-то время летал на коммерческих самолетах и продолжал летать в этой отрасли до конца 1970-х. Он также работал в компании British Aerospace (BAe) в качестве исполнительного директора и вышел на пенсию в 1980 году. В знак признания его военных подвигов и вклада в гражданскую авиацию он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Каннингем родился в Кройдоне на юге Лондона. [1] 27 июля 1917 года. Его отец, Артур Гиллеспи Каннингем, работал в Dunlop Rubber Company в Форт-Данлоп в Бирмингеме и дослужился до должности секретаря компании . В 1910 году Артур Каннингем женился на Эвелин Мэри Спенсер. Ее семья владела инжиниринговой компанией в Ковентри , которая поставляла тяжелое оборудование для компании по производству тканей и текстиля Courtaulds . В 1920-х годах ее дедушка был мэром Ковентри . Семья переехала в Кройдон. У Каннингема было две старшие сестры, Мэри и Джанет, и младший брат Уильям. Джон посещал школу Bowden House School , подготовительную школу в Сифорде, Восточный Суссекс , пока ему не исполнилось девять лет. Впоследствии он был учеником Whitgift School , государственной школы в Кройдоне. [1] В 1926 году во время школьных каникул он совершил полет на Avro 504 . Его опыт побудил его поступить в офицерский корпус в училище. Личная трагедия произошла в 1930 году, когда умер его отец. Тем не менее, Каннингем хорошо учился в школе, особенно по математике . Будучи подростком, он очень хотел поступить в авиационную отрасль . [4] [5]
обучение в де Хэвилленде
[ редактировать ]В 18 лет он присоединился к компании de Havilland Aircraft в 1935 году в качестве ученика . [1] [2] Каннингем начал свою инженерную карьеру с нескольких мелких проектов, прежде чем его пригласили помочь в строительстве de Havilland TK2 и de Havilland Moth Minor . В то же время он присоединился к Королевским вспомогательным военно-воздушным силам (RAuxAF), частичному подразделению Королевских военно-воздушных сил (RAF), и стал членом 604-й эскадрильи (графство Миддлсекс) по рекомендации друга. семьи. Каннингем начал обучение пилотов на аэродроме Хэтфилд в августе 1935 года и совершил одиночный полет 15 марта 1936 года. [1] получил звание пилота -офицера (ПО) 7 мая 1936 года. [2] [6] [7]
Ему вручили крылья летом 1936 года. Именно тогда он встретил Сесила Ф. «Джимми» Ронсли , 32-летнего инженера-электрика , который позже служил воздушным стрелком и оператором радара во всех своих успешных полетах, кроме трех. сражения. Позже Каннингем стал младшим летчиком-испытателем в компании de Havilland, работая с легкими самолетами вместе с Джеффри де Хэвиллендом , сыном основателя компании и главным летчиком-испытателем. [1] В компании не хватало летчиков-испытателей, и Каннингем привлек внимание де Хэвилленда по мере того, как его опыт полетов рос. Это отразилось в его повышении до звания летного офицера (FO) 5 декабря 1937 года. В это время он начал больше интересоваться испытательными полетами, чем производством и дизайном. Он стал одним из четырех лучших летчиков-испытателей де Хэвилленда. [8] [9]
В марте 1938 года его призвали в боевую готовность в составе 604-й эскадрильи во время Мюнхенского кризиса . [2] В это время эскадрилья летала на « Хокере Демоне» . Он был недоволен, когда они перешли в « Бристоль Бленхейм» . Машины были оснащены лотком из четырех пулеметов 303 Browning для обеспечения огневой мощи, обращенной вперед. Как дальний истребитель он имел сомнительную ценность. Немецкие Мессершмитт Bf 109 и Мессершмитт Bf 110 могли и должны были выявить недостатки самолета, который изначально задумывался как бомбардировщик . сообщило Каннингему, Однако министерство авиации что этого будет достаточно для роли ночного истребителя , и именно здесь они намеревались использовать этот вариант. 20 апреля 1938 года он вернулся в Хэвилленд, совершив испытательный полет на самолете Havilland Moth Minors . [10]
11 апреля 1939 года он чудом спасся вместе с Джеффри де Хэвиллендом, оба мужчины спрыгнули с парашютом в безопасное место. Они подняли самолет de Havilland Moth Minor, в воздух чтобы проверить его реакцию на вращение . Прототипы имели парашют, препятствующий вращению, но предыдущие испытания проводились без необходимости прибегать к этой мере безопасности. Джеффри перевел самолет в левый штопор, который был восстановлен. После набора высоты обратно на высоту 8000 футов (2400 метров) самолет перешел в правый штопор. Двигатель заглох, нос поднялся вверх, самолет заглох и вошел в плоский штопор. Когда усилия де Хэвилленда по восстановлению провалились, оба решили спастись. Как только они это сделали, облегчённый Мотылек опустил нос и вышел из штопора. Зажигание двигателя было оставлено включенным, и пропеллер ветряной мельницы запустил двигатель. Самолет начал кружить над снижающимися летчиками на опасно близком расстоянии. К счастью, он снизился быстрее, чем их парашюты, и был уничтожен при ударе о землю. Каннингем небрежно сфотографировал обломки и свой парашют, что продемонстрировало его хладнокровный характер. [11]
Растущая напряженность в Европе делала войну более вероятной. В ответ на нацистско-советский пакт от 23 августа 1939 года были мобилизованы Королевские ВВС (RAF). Каннингем совершал испытательные полеты на авиалайнере de Havilland Dragon . До объявления войны в сентябре было завершено только шестнадцать. В этот момент Каннингем был вынужден посвятить себя либо де Хэвилленду, либо Королевским ВВС. Его обучили в Королевских ВВС, и он чувствовал, что в Королевских ВВС он может принести гораздо больше пользы, чем летать на испытательных самолетах. [12]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В августе 1939 года Каннингем воссоединился со своей эскадрильей , которая была оснащена версией Bristol Blenheim . [1] Он не был в восторге от самолета. Башню убрали для уменьшения веса и увеличения скорости, но летные костюмы и кабина не отапливались, что доставляло экипажам дискомфорт при зимних полетах. Радиус действия радиостанций был слишком мал, что вызывало проблемы со связью. Лобовое стекло кабины «Бленхейма» состояло из нескольких стекол, и его было трудно чистить. Он также мог отражать свет, что делало сотрудничество с прожекторами опасным. Наконец, возникли проблемы с инструментами, летающими вслепую. Эскадрилья понесла некоторые потери из-за неопытности экипажей, патрулирующих Северное море с авиабазы RAF North Weald в Эссексе ; некоторые из них возникли из-за проблем с самолетом. В январе 1940 года 604-я эскадрилья перешла в состав RAF Northolt и переправила самолеты Blenheim, украшенные финских ВВС, синей свастикой в Финляндию через Швецию, чтобы помочь стране после советского вторжения . [13]
Каннингему было присвоено звание летного лейтенанта (лейтенанта) 12 марта 1940 года. В апреле эскадрилья вылетела в качестве сопровождения корабля « Де Хэвилленд Фламинго», на борту которого находился Уинстон Черчилль , первый лорд Адмиралтейства , в Париж для участия в совещании после немецкого вторжения в Дания и Норвегия . Большую часть времени подразделения во время Странной войны было потрачено на интенсивные тренировки над Уошом , которые включали взаимодействие с прожекторами и операции по установке мин. 15 мая 604 человека переехали в RAF Manston . С этого аэродрома Каннингем совершал вылеты над Ла-Маншем и патрулировал Дюнкерк по мере усиления битвы за Францию . Каннингем не установил никаких зарегистрированных контактов с противником, и 25 июня Франция капитулировала. [14] [15]
Ночная эскадрилья
[ редактировать ]26 июля 1940 года эскадрилья была переименована в специализированное подразделение ночных истребителей (NF). Эскадрилья была одной из первых, кто получил радар перехвата самолетов (ИИ) . 604-й эскадрилье было отправлено некоторое количество AI Mk. IV радиолокационные установки. Джимми Ронсли, друг и товарищ по команде Каннингема, увидел в этом возможность присоединиться к программе, которая обещала блестящее будущее. Ронсли прошел переквалификацию на оператора радара и снова присоединился к Каннингему в январе 1941 года. В прошедший период эскадрилья часто разочаровывалась в ограничениях «Бленхейма». Даже с помощью «волшебных ящиков» они были слишком медлительны, чтобы поймать какой-либо немецкий бомбардировщик, если противнику будет предоставлено хоть малейшее преимущество. Каннингем летал с 604 в ночь с 18 на 19 июня, когда Люфтваффе провела свою первую крупную операцию в районе Большого Лондона . Летом 1940 года побед не было. [16] [17]
В сентябре 1940 года Каннингем был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи (Sqn Ldr), командуя звеном B. В течение месяца подразделение получило тяжеловооружённый и мощный Bristol Beaufighter . После командира Каннингем был вторым человеком, летавшим на нем. Beaufighter прошел стадию становления своего прицела. Прицел проецировал кольцо света с пятном в центре на небольшой лист стекла прямо перед головой пилота. Точка в центре служила точкой прицеливания, а кольцо переменного диаметра помогало ему определить дальность и величину отклонения, необходимые для атаки цели. Яркость света регулировалась реостатом , но управление было неэффективным. Небольшое вращение может привести к максимальному блеску или вызвать мерцание пятна. [18]
Маршал авиации Шолто Дуглас сформировал Комитет ночных боев и регулярно встречался в RAF Bentley Priory для обсуждения оперативных проблем. Каннингем, как опытный авиатор, был приглашен принять участие. Генри Тизард пригласил Каннингема высказать свое мнение на встрече. Тизард направил его в Королевский авиастроительный завод (RAE) на встречу с Арнольдом Александром Холлом , экспертом по оружейным прицелам. Благодаря своему инженерному опыту и оценке проблемы Каннингемом Холл устранил недостатки в конструкции. Двадцать лет спустя Холл стал управляющим директором Каннингема в Hawker Siddeley . Каннингем также работал с наземным управлением перехвата (GCI), проводя различные учения. Он познакомился с Филиппом Жубером де ла Ферте , начальником штаба авиации (CAS), который зашел на борт 604, а также с Дугласом; двое мужчин всегда хотели услышать об опыте команды. [19]
Наборы искусственного интеллекта, добавленные в Beaufighters, были первыми, которые производились серийно. Рабочая частота составляла от 190 до 195 МГц , длина волны — 1,5 метра. Аппаратура состояла из приемника, передатчика, пульта управления, модулятора, индикаторного блока и системы неподвижных дипольных антенн . На носу антенна имела форму двойного наконечника стрелы с парой азимутальных антенн, выступавших над и под передней кромкой каждого крыла между пушкой и законцовкой крыла. Пара антенн возвышения располагалась над и под поверхностями крыла возле опознавательного знака Королевских ВВС по правому борту. Индикаторный дисплей состоял из двух электронно-лучевых трубок . Они отображали угол места и азимут . Ограничение дальности действия комплекта составляло четыре мили (около 20 000 футов (6 100 метров)). Минимальная дальность обнаружения обычно составляла около 400 футов (120 метров). На более близких дистанциях цель сливалась с передаваемым импульсом и закрывалась. На высоте ниже 1000 футов (300 метров) сигналы от наземных объектов забивают трубы. Таким операторам, как Ронсли, приходилось делать немало догадок. На ранних комплектах не было никаких шкал и калибровочных отметок. Необходимо было угадать положение и направление противника в азимутальной плоскости, его высоту и дальность действия. По крайней мере, GCI мог вывести Бофайтер на достаточное расстояние до цели, обычно примерно в миле позади бомбардировщика. [20]
Команда Каннингема-Ронсли специально использовала ИИ, чтобы расположиться прямо за кормой и под противником. Хотя немецкие бомбардировщики имели спинного стрелка, обнаружить противника на черном фоне пейзажа было сложно. Обычно чернота местности поглощала очертания приближающегося ночного истребителя. вражеского самолета По мере их приближения встречный поток мог оказаться опасным, раскачав «Бофайтер» и сбив пилота с цели. Приближение чуть снизу позволило атакующему пилоту избежать встречного потока. Эта тактика позволяла Каннингему сократить дистанцию и открыть огонь первым, чего обычно было достаточно для быстрого и успешного завершения боя. Боб Брэм , ас-соперник ночных истребителей, также использовал эту тактику. [21]
«Кошачьи глаза»
[ редактировать ]Все лето 1940 года Каннингему и 604-й эскадрилье пришлось сидеть сложа руки и разочарования, пока бушевала битва за Британию . К осени бой утих. Не сумев добиться превосходства в воздухе , Люфтваффе решило бомбить британские порты и промышленные предприятия. Это изменение в немецкой стратегии положило начало блиц -фазе воздушной кампании. В ночь с 19 на 20 ноября 1940 года люфтваффе совершили налет на Бирмингем . Немцы надеялись продолжить свои атаки на Уэст-Мидлендс после высокоэффективного рейда на Ковентри 14 ноября 1940 года. Следопыты из Kampfgruppe 100 (Боевая группа 100) возглавили 369 самолетов из Kampfgeschwader 26 (KG 26, бомбардировочное крыло 26), Kampfgeschwader 54. (KG 54) и Kampfgeschwader 55 (KG 55) в город. [22]
Каннингем вылетел этой ночью из Королевских ВВС Миддл-Уоллоп в Хэмпшире, чтобы патрулировать север Лондона. Когда направление рейда стало известно, ему было приказано отправиться в Восточный Мидлендс . GCI направил Каннингема и его временного оператора радара Джона Филлипсона; бывший оператор наземной радиолокационной станции на вражеский самолет, но экипаж был вынужден гораздо дальше на запад. Их внимание привлекли прожекторы, и Филлипсон смог установить контакт и направить его. Вскоре было получено визуальное подтверждение. Признаком присутствия самолета был чистый участок неба, окруженный скоплением звезд. противника Держась в слепой зоне , он пролетел ниже нее и скорректировал свою скорость в соответствии с немецким летчиком. Максимально сократив дальность, он остановился и выстрелил из всех четырех пушек, сбив бомбардировщик Юнкерс Ju 88 . [1] [2] который взорвался при ударе о землю недалеко от Уиттеринга, Кембриджшир, в 00:35. Жертва Каннингема, 3./KG 54 Ju 88, пилотируемая унтер-офицером Каспаром Зондермейстером, не была заявлена как уничтоженная. Однако после допроса двух выживших немцев, которые подтвердили обстоятельства, Каннингему была предоставлена победа. [23] [24] [25] [26] [27]
Каннингему пришлось месяц ждать своей следующей победы, 23 декабря 1940 года. [28] Kampfgeschwader 1 (KG 1) направил 100 бомбардировщиков во главе с Kampfgruppe 100 для атаки на Манчестер . GCI направил Каннингема на вражеский самолет. Еще не стемнело, и Каннингем опознал машину как Heinkel He 111 . Пролетая на высоте 15 000 футов (4600 метров), он увидел «Хейнкель» над «Бофайтером» на высоте 16 500 футов (5 000 метров). Каннингем вступил в бой с противником в 50 милях (80 километрах) к югу от Западного Лулворта . Противник поднялся на высоту 19 000 футов (5800 метров). После этого Каннингем открыл огонь с расстояния 200–300 ярдов (180–270 метров). He 111 был охвачен огнем. Бомбардировщик находился на достаточной высоте, чтобы экипаж смог сбросить бомбы и зажигательные вещества и долететь до Франции, где он совершил аварийную посадку в Шербуре . Двое из экипажа фельдфебеля Георга Дайнингера были ранены. Машина 3./KGr 100 была списана. Экипаж не знал, что стал жертвой ночного истребителя. Они предположили, что их сбил зенитный корабль . [29]
2 января 1941 года Каннингем почти добавил треть. Немцы атаковали Кардифф во время самого крупного рейда на город за всю войну. Каннингем атаковал He 111, у которого вдоль задней части фюзеляжа были равномерно расположены три воздушные мачты; указывает на следопыта. Он израсходовал против него весь боекомплект «Бофайтера» из работающих пушек, одну пушку заклинило. Он нырнул в облака на высоте 10 000 футов (3 000 метров) под углом 50 градусов. Машина 2./KGr 100 вернулась во Францию с раненым стрелком, и Каннингем получил признание за вероятную победу. [30] 12 января он забрал поврежденный He 111, свой первый, вместе с оператором Джимми Ронсли. [31] Каннингем был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками (DFC) за свои достижения, включая 25 ночных боевых вылетов. 28 января 1941 года [2] [32]
9 февраля по приглашению Шолто Дугласа и Чарльза Портала начальника штаба авиации Каннингем прибыл в министерство авиации . Ему было приказано явиться к Джеффри де Хэвилленду в Хэтфилд, хотя ни один из старших офицеров не сказал почему. Когда Каннингем встретил Джеффри де Хэвилленда, его вызвали в ангар . Это был первый раз, когда Каннингем увидел De Havilland Mosquito . Каннингем совершил полет на прототипе W4050 9 февраля 1941 года. Он был очень впечатлен «легкостью органов управления и в целом приятными характеристиками управления». Каннингем пришел к выводу, что, когда этот тип будет оснащен оборудованием искусственного интеллекта, он станет идеальной заменой Bristol Beaufighter . [33] [34]
Каннингем одержал третью победу 15 февраля 1941 года. [35] Люфтваффе нанесли воздушные удары по Ливерпулю и Хамберсайду . Над Ньютон-Эбботом , Девон , он атаковал He 111 из Kampfgeschwader 27 (KG 27). Он разбился недалеко от Тотнеса . Бомбардировщик 1G+FR, принадлежавший 7./KG 27, был полностью уничтожен. Лейтенант Эберхард Бекманн и его команда погибли. [36] [37] Пятая победа какое-то время ускользала от Каннингема. 12 марта Ронсли дважды направлял его на вражеский самолет. Он мог заявить только о повреждении Ju 88 и He 111. В ночь на 3 апреля 1941 года на его счету был четвертый самолет противника. [38] Хотя заявлено, что это He 111, скорее всего, это был Ju 88 A-5, Werknummer («заводской номер») 4224, код V4+AR 7./KG 1, выполнявший миссию по налету на Эйвонмут . Лейтенант Эрнст Менге и его команда, Вильгельм Хан, Роберт Кениг и Вильгельм Шрайбер, были объявлены пропавшими без вести . [39] [9] [40] В ночь на 7 апреля он стал асом-истребителем . He 111 из 9./KG 26 был перехвачен, когда его бомбардировщики атаковали Портсмут и Портлендскую гавань . Лейтенант Эрвин Хартманн вместе со своей командой врезался в Ла-Манш. Пилот 87-й эскадрильи Королевских ВВС , лейтенант Дерек Харланд Уорд одержал победу, увидев свечение, по которому он выстрелил, прежде чем оно упало в море. Однако победу приписали Каннингему, поскольку «Хейнкель» собирался разбиться, когда Уорд открыл по нему огонь. В дневнике боевых действий 87-й эскадрильи этот факт отмечен в записи за ту ночь. [41]
Двумя ночами позже, 9 апреля, на его счету был еще один He 111, за которым последовала еще одна плюс вероятная победа 11 апреля. [42] Возможно, его жертвой в более позднем полете стал He 111 P-2, Werknummer 2002, 1G+HT из 9./KG 27. Пилот Лео Рот и члены экипажа оберфельдфебель Вильгельм Франке, а также унтер-офицер Вальтер Рюггеберг и Фриц Унтеризер погибли. Пилот из 307-й эскадрильи также забрал машину, которая разбилась на ферме Прауэрс, Лидлинч , Дорсет , в 01:35. [40] Один 8./KG 55 He 111 был потерян вместе с экипажем над Ла-Маншем, а машина Stab./KG 26 была потеряна над северной Францией, когда экипаж покинул свой поврежденный самолет. Товарищ Каннингема в 604 году, Родерик Эней Чизхолм , составлял 5./KG 54 Ju 88 возле Портсмута. [43]
15 апреля Каннингем провел свою самую успешную ночь, сбив три бомбардировщика (победы № 8–10). Во время патрулирования у южного побережья он атаковал He 111 над Монмутширом , который сбил всего 40 снарядами. Он вернулся в Миддл-Уоллоп только для того, чтобы его отправили в патруль для второго вылета. Он взлетел и направился на юг, в сторону Саутгемптона . GCI был слишком занят, чтобы нанять его, и его просьба исследовать конус прожектора в направлении Мальборо была удовлетворена. Ронсли направил его в зону атаки, и он вовремя сбил He 111, который врезался в заброшенные дома в Саутгемптоне. Он был послан GCI за другим противником, но потерял связь. Снова появившись над Саутгемптоном, он заметил в лунном свете еще один He 111. Он приблизился на 80 ярдов (73 метра) и сбил мяч. Он разбился в районе Лимингтона . [44] Девятой победой Каннингема стала работа под номером 2857, код G1+ES, принадлежавшая 8./KG 55. «Хейнкель», пилотируемый оберлейтенантом Гюнтером фон Зейдлицом, врезался в номер 8./KG 55. 10-12 Padwell Road, Саутгемптон, в 02:00. Зейдлиц и фельдфебель Франц Хюммер были убиты в бою , а сержант Хорст Розенберг и Герберт Зауэр попали в плен . [45] [46] [47] В апреле, сбив не менее десяти самолетов в ночных боях, Каннингем был награжден своим первым орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO). [48] [49]
3 мая у Каннингема появился еще один Хейнкель. [42] Четыре ночи спустя, 7 мая 1941 года, Каннингем одержал свою 12-ю победу над королем Георгом VI . Шолто Дуглас сопровождал короля, когда тот появился на холме Дэйнбери , недалеко от Миддл-Уоллопа. Король встретил Каннингема и Ронсли, поздравил летчиков с успехом и попросил Каннингема взять еще одного в ту ночь. Затем короля отвезли на станцию GCI Sopley недалеко от Борнмута, чтобы осмотреть объект. Стремясь произвести впечатление на короля, Каннингем разогнался и приготовился к патрулированию. Люфтваффе атаковали Ливерпуль, который пролетел над зоной патрулирования 604-го . Каннингем взлетел и перехватил He 111 к северу от Борнмута. Контролер попросил короля выйти на улицу, так как у них может быть возможность стать свидетелем битвы. Хотя они этого не видели, король услышал результаты: рев двигателей и грохот пушечной стрельбы. «Хейнкель» из 7./KG 27, Werknummer 1639, код IG+DR, в конечном итоге разбился возле фермы Андерси к югу от авиабазы Королевских ВВС Уэстон-Зойланд. в 23:30 Пилот оберфельдфебель Хайнц Лашински и оберфельдфебель Отто Вильрих выжили, хотя пилот сильно обгорел. Бортинженер сержант Фриц Клемм и сержант Хайнц Шир были убиты выстрелом. [50] [51] В ночь с 31 мая на 1 июня 1941 года Каннингем и Ронсли насчитали еще один He 111, когда Люфтваффе завершило свой последний крупный налет в рамках блиц-налета. Это был один из 24 немецких бомбардировщиков, потерянных в ту ночь. На следующее утро Каннингем был назначен временным командиром эскадрильи . [52] [53]
Пропаганда
[ редактировать ]В начале 1941 года британской прессе с разрешения Министерства авиации было разрешено подойти к Каннингему и написать о его переживаниях. Одной из мотивирующих причин отсутствия цензуры был моральный дух. На ранних этапах «Блица» гражданское население считало, что немцы могут атаковать Британию по своему желанию в ночное время. Публикация подвигов Каннингема была попыткой убедить общественность в том, что Королевские ВВС сопротивляются и наносят потери Люфтваффе . С этой целью Каннингему было уделено особое внимание, хотя вклад Ронсли в его успех был практически проигнорирован. [54]
Министерство авиации не хотело, чтобы противник узнал, что у ночных истребителей Королевских ВВС имеется радар перехвата самолетов. Немецкие ночные истребители будут оснащаться такими устройствами в больших количествах гораздо позже. Вместо этого была создана легенда, объясняющая успехи Каннингема. Поскольку он был первым асом ночного истребителя, прессе было разрешено опубликовать его фотографию. В подписях говорилось, что его зрение было настолько исключительным, что позволяло ему видеть в темноте с той же зрительной способностью, что и домашняя кошка. Было также сказано, что его морковная диета снабжала его витамином А , который позволял ему сохранять отличное ночное зрение. Каннингему не нравилась последовавшая за этим общественная лесть, но он принял ярлык «Кошачий глаз» как необходимый обман. [2] Пропагандистская история послужила своей цели для населения, когда она была обнародована в январе 1941 года. Но успех ночной обороны также показал немцам, что ВВС Великобритании либо совершенствуют свои методы, либо у них есть что-то новое. [55] [56]
Лучшие асы ночных истребителей Королевских ВВС; Каннингем, Брэм и Брэнс Бербридж не оценили внимания прессы. В случае с Каннингемом и Бербриджем это могло быть связано с более глубокими религиозными убеждениями в отношении боевых действий и убийств. Бербридж стал священником во время войны, и ни он, ни Каннингем не сотрудничали с биографами, когда после войны их просили опубликовать их подвиги. Во время войны Брэм также избегал всеобщего внимания. Daily Express попросила дать ему интервью, но он отказался. К большому смущению Брэма, его отец дал интервью о своем знаменитом сыне в 1943 году. Когда никаких историй не последовало, газеты вскоре потеряли интерес. Брэм и Каннингем, безусловно, узнали друг о друге благодаря вниманию прессы, и возникло конкурентное соперничество. В своей книге «Схватка » Брэм с гордостью упомянул ту ночь, когда он навсегда превзошел результат Каннингема. [57]
Командир крыла
[ редактировать ]Динамика воздушной войны изменилась в июне 1941 года. Немецкое вторжение в Советский Союз, операция «Барбаросса» , открыло Восточный фронт . Немецкие бомбардировщики активно работали на театре военных действий. Эскалация боевых действий на Средиземноморье и в Северной Африке также отвлекала немецкую авиацию. Операции Люфтваффе над Британией резко изменились. Небольшое количество бомбардировщиков будет наносить удары по выбранным целям у побережья до конца 1941 года, заменив массовые налеты предыдущей осени и зимы. Каннингем использовал снижение темпов операций для обучения новых экипажей. [58]
Практика лидерства Каннингема отличалась от практики его коллег-дневных бойцов. Дневное подразделение вместе летало строем, вместе вступало в бой с противником, общалось по радио и следовало указаниям и примеру своего командира в бою. Каннингем был не в состоянии руководить таким образом. Ночной истребитель был охотником-одиночкой. Когда он взлетит, экипаж будет действовать в воздухе один. Вместо этого он мог обеспечить боевое мастерство, только научив своих людей владеть самолетами и искусственным интеллектом. Он постоянно был на связи с учеными и отслеживал новые разработки. Он также набрал новые экипажи на Bristol Beaufighter , чтобы вызвать доверие к машине. Ночным пилотам пришлось учиться летать только по приборам, в неблагоприятных погодных условиях и в течение длительного времени. Ронсли провел обучение использованию искусственного интеллекта, и регулярно проводились имитационные перехваты с использованием самолетов-мишеней. [59]
Каннингем все еще участвовал в боевых действиях. Летая на новом Beaufighter Mk.II с двигателями Merlin во время перехвата в июле, он был поражен ответным огнем He 111. Двигатели заработали, а один загорелся. Уже далеко в море он прилетел обратно на базу, потушил пожар и совершил посадку с опущенными колесами. [58] В следующем месяце он добился большего успеха. В ночь на 22 августа 1941 года он перехватил два He 111. Один был заявлен как поврежденный, но второй подтвердился. Heinkel He 111 , модель H-5, Werknummer 4081, код F8+BS, принадлежащий 8./Kampfgeschwader 40 (KG 40), упал в море к северо-западу от Уэллса-следующего-моря в 22:05. Гефрайтер Г. Домен, Х. Хедрих и К. Дэндель так и не были найдены. Тело Рудольфа Фаата было выброшено на берег в Бернем-Овери 31 августа. [60] 1 сентября Каннингем поймал и сбил Ju 88, что стало его 15-й победой. [42] 19 сентября он был награжден баром своего DFC, к тому времени он уже был исполняющим обязанности командира крыла (Wg Cdr). [61]
Зима 1941–42 годов прошла в относительном бездействии. Весной 1942 года Артур Харрис всерьез начал свою кампанию над Германией с нападения бомбардировочного командования Королевских ВВС на Любек . Разгневанный атакой, Адольф Гитлер приказал Люфтваффе начать ответные удары, которые положили начало так называемому Бедекерскому блицу . 4 апреля Каннингем атаковал и повредил рейдер Bedeker He 111, действовавший над Эксетером . Ему удалось скрыться в облаке. KGr 100, специализированное немецкое подразделение следопытов, теперь работало с новыми навигационными средствами, которые позволяли им пролетать и ориентироваться в густой облачности и дожде. Они сознательно действовали всякий раз, когда погода оказывалась более трудной для ночных истребителей. Тем не менее, Каннингем совершил перехват в ночь на 23 мая 1942 года. [62]
Применяя свою обычную тактику, Каннингем подошел сзади и снизу. Внезапно «Хейнкель» резко повернул влево, позволив артиллеристам открыть залп. Бомбардировщик исчез в тумане. Каннингем обратился за помощью к средствам наземного перехвата (GCI). Они отследили «Хейнкель», летевший на север возле Шефтсбери . Вновь вступив в бой, немецкий пилот сумел занять лобовую позицию и почти вверх тормашками пронырнуть мимо Каннингема. Он постоянно уклонялся от Каннингема, поворачивая под ним под почти невозможными углами. Каннингем и Ронсли поняли, что имеют дело не с новичком. Вскоре начался поворотный поединок, и тогда немец предпринял попытку спастись, извиваясь и ныряя. Каннингем заставил его опуститься на глубину 900 футов (270 метров), но Ронсли и GCI потеряли связь, когда помехи на земле скрыли сигнал «Хейнкеля». Каннингем вернулся на базу. Вскоре появились новости о том, что He 111 разбился на склонах Крэнборн-Чейз . Судя по всему, «Хейнкель» прорвался сквозь облака на высоте всего лишь ста футов и вертикально нырнул в землю недалеко от изолированной деревни Альведистон в 17:05. Позже разведка установила, что это был He 111H-6, Werknummer 4627, код 6N+FR, из 7./KGr 100. Бомбардировщик распался при ударе. Пилот штабфелькапитан (командир эскадрильи) гауптман Зигрид Лангер погиб вместе со своей командой, оберфельдфебелем Г. Шмидтом, фельдфебелем Д. Хоффманном, П. Гайдисом и гефрайтером В. Уоррингом. [63] Это была уникальная победа Каннингема. Он не стрелял из оружия во время 150-минутной погони. [64]
После этого эпизода 1 июня 1942 года Каннингем был назначен временным командиром звена , а после сбития его 16-го вражеского самолета 24 июля он получил отстранение от должности своего DSO, среди прочего, за «уничтожение вражеского самолета без стрельбы». одна пуля... нырнув сквозь облако на огромной скорости, повалила вражеский самолет на землю». [65] [66]
Каннингему и Ронсли вскоре было приказано занять позиции. Прежде чем покинуть Миддл-Уоллоп и 604-ю эскадрилью , у них была возможность испытать новый 4-дюймовый (10-сантиметровый) AI Mk. VIII радар , имевший дальность действия две или три мили (3–5 километров). Новый радар представлял собой радикальное усовершенствование. Вся информация отображалась на одной трубке. Эхо земли было уменьшено, но его все еще можно было увидеть на экране при низком полете, но это не мешало общей картине. Каннингем должен был занять пост директора всех учебных подразделений вместо Рори Чисхолма , который покинул 604, чтобы стать штабным офицером в штаб-квартире группы. Ронсли должен был устроиться на работу инструктором в 62-е подразделение оперативной подготовки (62 OTU) авиабазы Королевских ВВС Усворт . Каннингему удалось убедить CAS направить его в штаб 81-й группы RAF , учебной организации истребительного командования RAF . Ронсли также был повышен до командира эскадрильи и награжден медалью DFC и медалью за выдающиеся летные заслуги (DFM). Пара оставалась на земле в течение шести месяцев, до января 1943 года. [67]
Последний тур
[ редактировать ]В январе 1943 года Каннингему разрешили вернуться к боевым действиям. Ему было поручено командовать 85-й эскадрильей RAF . [2] оснащен самолетами de Havilland Mosquito NF.II и базируется на авиабазе RAF Hunsdon . Он выбрал Джимми Ронсли своим оператором. Новый радар отображал всю картину. Небольшая электронно-лучевая трубка, установленная на левой стороне приборной панели, давала Каннингему составное изображение. Дуэт решил, что Ронсли должен контролировать перехват на начальных этапах, пока они не достигнут точки, когда противник сможет предпринять действия по уклонению. Затем Каннингем возьмет на себя управление, а Ронсли объявит дальность и освободит пилота от необходимости смотреть на свою лучевую трубку. [ нужна ссылка ]
В ночь на 3 марта 1943 года Люфтваффе снова действовали. Каннингем поднялся слишком поздно, чтобы выйти на контакт с помощью наземного перехвата (GCI). Прожекторы работали в форме коробки, разделенной равномерно расположенными маркерами, и он полез к коробке. Каждому бойцу выдали коробочку и он полетел к отведенному ему маркерному маяку. Там он вращался по орбите до тех пор, пока огни не освещали цель или не образовывали конус, где он мог уловить радиолокационный контакт самолета-перехватчика (ИИ) . Вскоре у него появился контакт — Dornier Do 217 ; он приблизился, но его пушки заклинило. После того, как он некоторое время сидел за «Дорнье» и тщетно пытался вызвать огонь из орудий, немецкий экипаж внезапно почувствовал его присутствие и нырнул. Каннингем был в ярости: три четверти эскадрильи поднялись в воздух, но только он видел врага. Неудовлетворенный наземными и летными экипажами, он использовал свое влияние в небольшом сообществе ночных истребителей, чтобы привлечь персонал из своего старого подразделения 604, которое томилось в Корнуолле . Поскольку новый радар VIII стал единообразным, Каннингем взял на себя Mosquito NF.XII; первый Mosquito, у которого был гладкий «обтекаемый» носовой купол над тарельчатой антенной. [68] [69]
В это время Люфтваффе отправляло над Англией увеличенное количество истребителей Focke-Wulf Fw 190 ночью и на малых высотах. Они могли поражать береговые цели, а их скорость и маневренность означали, что их было трудно перехватить. Немецкие пилоты находились в невыгодном положении: в этих подразделениях не было опыта ночных полетов, а Fw 190 не имели радара и имели малую дальность полета. Если не считать небольшого зеркала, пилот не всегда мог достаточно хорошо видеть позади себя ночью. 16 мая 1943 года Fw 190 потеряли четыре и, вероятно, пятую часть 85-й эскадрильи. 13 июня 1943 года Каннингем перехватил Fw 190 недалеко от своего аэродрома в Вест-Маллинге . Диспетчер GCI позвонил в экипажную и сообщил, что командир приближается к вражескому самолету, направлявшемуся в Лондон. Они услышали оба самолета и короткую очередь огня, за которой последовал взрыв. К своему изумлению, Каннингем позже узнал пилота; Лейтнант Ульрих из 3./ Schnellkampfgeschwader 10 (Fast Bomber Wing 10, SKG 10) был брошен через фонарь как Fw 190A-5, Werknummer , 840047, код CO+LT, упал на землю. Он раскрыл парашют и со сломанной рукой был подобран прожекторной командой. [70] [71] [72] [53]
был захвачен Fw 190 В ночь на 23 августа у Дюнкерка , а 8/9 сентября 1943 года Fw 190A-5 у Олдебурга стал его 19-й победой и последней победой в этом году. [73] Береговая охрана видела, как Fw 190 упал в море. [74] Каннингем одержал свою 20-ю и последнюю воздушную победу в ночь со 2 на 3 января 1944 года. Он преследовал Мессершмитт Ме 410 во Франции, недалеко от Булони , прежде чем сбить его. Машина Werknummer 017, код U5+FE, принадлежавшая 14./Kampfgeschwader 2 (KG 2), разбилась в Маркизе . Оберлейтенант Гельмут Шульце и Хайнц Бегер были убиты. [75]
В январе 1944 года Люфтваффе начали операцию «Штайнбок» . Каннингем подал две претензии во время наступления, которое продолжалось до мая 1944 года. В ночь с 20 на 21 февраля 1944 года он заявил, что Junkers Ju 188 был поврежден в 22:09 возле Стейплхерста . Ju 188 был потерян, и его разрушение приписали другому пилоту. [76] В ночь с 23 на 24 февраля он заявил о вероятной победе над другим Ju 188 у Бичи-Хед . Один Ju 188E-1 приземлился в Куломье, пережив атаку ночного истребителя. Werknummer 260222, код U5+AN из 5./KG 2 вернулся с двумя ранеными членами экипажа; Унтер-офицер Иоганн Трибель и Вильгельм Шпенеманн. [77] Во время этих миссий Каннингема чуть не сбили. Подойдя к Ju 188 с кормы, артиллеристы внезапно открыли огонь, и «Юнкерс» предпринял маневр уклонения. Снаряд попал в лобовое стекло, чуть не разбив его. Осколки стекла попали Каннингему в лицо; Позже они были удалены в полевом госпитале. Позже пленный немецкий экипаж сообщил разведчикам, что новый радар «Нептун » используется в задней части немецких самолетов для обнаружения ночных истребителей. Таким образом, бомбардировщики стало труднее удивить. Последняя встреча Каннингема с врагом в 1944 году произошла при погоне за Me 410. Ему пришлось сдаться, когда его лобовое стекло обледенело недалеко от французского побережья. [78]
3 марта 1944 года ему была присвоена еще одна планка его DSO. В цитате говорится, что «его железная решимость и непоколебимая преданность долгу послужили примером выше всяких похвал». [79] 11 апреля 1944 года Каннингем был награжден Советским Союзом Орденом Отечественной войны 1-й степени. [80]
Капитан группы
[ редактировать ]В марте 1944 года Каннингем отказался от командования 85-й эскадрильей . Он был назначен капитаном группы (Gp Cpt) командующим ночными операциями в группе № 11 RAF . В 26 лет он был одним из самых молодых обладателей этого звания . [1] Маршал авиации Родерик Хилл попросил его явиться в де Хэвилленд вместе с Адольфом Маланом . Им предстояло совершить испытательный полет на самолете de Havilland Vampire . Каннингем отметил, что из этой машины мог бы получиться идеальный ночной истребитель . Хотя он не был знаком с работой турбореактивного двигателя De Havilland Goblin , он рекомендовал, чтобы, если кабину расширить для размещения штурмана и увеличить топливные баки, из этого типа можно было бы получить грозный перехватчик. Во время испытательных полетов Каннингем и Ронсли совершили боевой вылет над Нормандией с авиабазы британских ВВС в Аксбридже . Они пролетели над британским сектором 9 июня 1944 года, когда началась битва за Кан . Они были направлены на вражеские самолеты, но не смогли удержать свои контакты. [81]
13 июня 1944 года началось наступление летающих бомб Фау-1 , и Каннингему было поручено помочь в их перехвате. Он также координировал свои усилия с группой № 100 RAF , которая занималась вторжением в оккупированную Европу. Каннингем был обеспокоен использованием «Москитов» для перехвата Фау-1 из-за опасности взрыва бомбы и повреждения атакующего истребителя. Один из его бывших командиров и нынешний капитан группы Эдвард Крю ; ас, сбивший 15 вражеских самолетов и 31 Фау-1, был вынужден выпрыгнуть с парашютом, когда нос его Москита был расколот. Операции длились недолго, и к августу 1944 года «Москиты» вернулись к выполнению задач по поддержке бомбардировщиков. [82] 1 сентября 1944 года ему было присвоено звание командира крыла (Wg Cdr) (военное подразделение). [83]
Ближе к концу войны он большую часть времени летал по Европе и встречался с различными командирами и частями. Он воспользовался своим положением, чтобы управлять другими типами самолетов, которыми у него не было возможности управлять. он часто летал на Supermarine Spitfires В таких поездках . Вскоре после Нормандской кампании он взял отпуск, чтобы навестить свою мать в Ирландии . Она остановилась у его сестры Мэри (и его племянницы), чей муж погиб в бою в Анцио в Италии. Он оставался в 11-й группе до капитуляции Германии 8 мая 1945 года. [84]
В июле 1945 года его отправили на Дальний Восток . Была создана группа , которая представляла собой совокупность сил Королевских ВВС, которые должны были быть использованы для освобождения Сингапура от японцев. Каннингем и Ронсли вылетели в Рангун через Мальту , Каир , Багдад и Карачи . Вскоре после прибытия они узнали об атомной атаке на Японию . 2 сентября 1945 года Япония капитулировала, и Вторая мировая война закончилась. Каннингему предложили постоянную комиссию в Королевских ВВС; но он опасался, что его карьера, если он останется, увязнет в администрации , разработке политики, курсах для персонала и комитетах. Это означало бы, что полеты станут второстепенным занятием. Он решил вернуться в де Хэвилленд. Летом прошлого года компания просила Королевские ВВС освободить его, но получила отказ. Он был официально демобилизован в ноябре 1945 года и снова присоединился к де Хэвилленду 1 декабря. [85]
Послевоенная деятельность
[ редактировать ]Каннингем официально отказался от своей должности в Королевских ВВС 1 августа 1946 года, сохранив звание капитана группы (Gp Cpt), но оставшись в воссозданных Вспомогательных ВВС (AAF) с постоянным званием командира эскадрильи (Sqn Ldr). [86] Он реформировал свою старую вспомогательную эскадрилью по просьбе Министерства авиации в 1946 году, но не принимал активного участия в ее работе, прослужив офицером запаса в Королевских вспомогательных военно-воздушных силах (RAuxAF) до своего выхода на пенсию с должности командира резервной эскадрильи 1 августа. 1967. [87]
В «Де Хэвилленде» ему назначили зарплату в размере 1500 фунтов стерлингов в компании, которая сильно расширилась за время войны. Число сотрудников выросло с 5 000 до 38 000. Оборот компании увеличился с 1,5 миллиона фунтов стерлингов до войны до 25 миллионов фунтов стерлингов, и теперь его поддерживали около 100 фабрик. Каннингем получил звание главного летчика-испытателя компании de Havilland Engine Company под руководством Джеффри де Хэвилленда-младшего . Каннингем служил пилотом и консультантом в ряде сделок с ВВС Швеции и Швейцарии . Обе страны стремились нанять его, но Каннингем приехал только для того, чтобы доставить и проконсультировать по проекту de Havilland Vampire и британского радара с искусственным интеллектом. В 1990 году швейцарцы подарили ему лопату от штурвальной колонки, установленную на деревянной подставке, когда выводили последнего из своих «Вампиров». Когда шведы сняли этот тип самолета в 1997 году, его пригласили отпраздновать 50-летие шведской службы. [88]
27 сентября 1946 года Джеффри де Хэвилленд-младший погиб во время испытательного полета на DH.108 Swallow над устьем Темзы . [1] [2] В то же время Каннингем отправился доставлять первого вампира в Швейцарию . Каннингем узнал только на следующее утро из швейцарских газет за завтраком в Женеве О том, что де Хэвилленд пропал, . Каннингем хорошо знал семью и связался с отцом де Хэвилленда, чей другой сын, Джон, погиб в результате столкновения во время полета на «Москито» в 1943 году. С согласия де Хэвилленда-старшего Каннингем занял пост Джеффри-младшего за 2000 фунтов стерлингов в год. . [89]
В марте 1948 года он установил мировой рекорд высоты полета - 59 430 футов (18 114 метров) на Vampire с двигателем Ghost . [1] Полет длился 45 минут, достигнув высоты 50 000 футов (15 000 метров) за 13,5 минут. В следующем году он продолжил испытания de Havilland Comet , первого в мире реактивного авиалайнера , который совершил первый полет 27 июля 1949 года. [2] [3] В 1951 году Каннингем стал офицером Британской империи (OBE), а в 1963 году был повышен до командующего Британской империей (CBE). [1] 23 мая 1952 года он совершил на «Комете», ставшей теперь весьма успешной экспортной компанией, на борту которой недавно овдовевшая королева-мать и принцесса Маргарет четырехчасовой тур по Альпам . В какой-то момент он руководил королевой-матерью, когда она взяла на себя управление. Позже тем же вечером она должна была пообедать с членами 600-й эскадрильи Королевских вспомогательных ВВС, и ей не терпелось сказать, что она пилотировала самолет. Каннингем продолжал тестировать прототипы, такие как модернизированные Comet 3 и 4, в конце 1950-х годов. В 1955 году он был награжден золотой медалью Королевского аэроклуба . 23 октября 1956 года он отправился в Соединенные Штаты и получил Трофей Хармона от президента Дуайта Д. Эйзенхауэра . Это был самый престижный американский трофей за заслуги перед гражданской авиацией. [90]
1 декабря 1958 года он был назначен членом совета директоров de Havilland, но в 1960 году компания была продана и объединена с Hawker Siddeley . Вместе с компанией Siddeley он сыграл важную роль в разработке Hawker Siddeley Trident в 1962 году. [2] Каннингем работал под руководством управляющего директора Арнольда Александра Холла , с которым он впервые встретился в 1940 году, чтобы устранить неисправности прицела Beaufighter. Позже Каннингем выступал консультантом и советником правительства Китая с 1972 по 1979 год, поскольку компания стремилась увеличить свои доходы за счет продажи самолетов в Китай . По их настоянию он отложил выход на пенсию на три года, чтобы завершить серию продаж самолетов. 1 мая 1975 года британское правительство объявило о национализации отрасли, и British Aerospace (BAe) поглотила всех производителей страны. [91]
Во время полета Каннингем попал в одну серьезную аварию. 20 ноября 1975 года на аэродроме Дансфолд в графстве Суррей несколько птиц были проглочены двигателями самолета British Aerospace BAe 125 сразу после взлета. Вынужденный совершить вынужденную посадку, Каннингем посадил самолет на взлетно-посадочную полосу на скорости 130 миль в час (210 километров в час), но он пересек дорогу общего пользования, где столкнулся с автомобилем, в котором находились шесть человек, которые погибли; на борту HS-125 никто не погиб. Каннингем получил перелом двух позвонков , но оставался главным летчиком-испытателем компании Hawker Siddeley до 1978 года, когда была основана компания British Aerospace. Он ушел из британской аэрокосмической отрасли в 1980 году. [92]
Выйдя на пенсию, Каннингем посвятил себя авиационным делам благотворительного характера, одновременно создавая для себя пенсионный фонд. В 1980 году он был назначен председателем Летного фонда сэра Джеффри де Хэвилленда, благотворительной организации, занимающейся помощью молодым людям, стремящимся к авиации. На протяжении ряда лет бывшие старшие офицеры Королевских ВВС привлекались к инвестированию в Lloyd's of London как «имя» Lloyd's. Обязательства Каннингема заключались в неограниченной ответственности, и поэтому, когда в 1988 году у Lloyd's возникли финансовые трудности, он столкнулся с огромными долгами. Он был вынужден жить экономно до конца своей жизни. [2] [93] Никогда не женатый, Джон Каннингем умер холостяком в возрасте 84 лет 21 июля 2002 года. [1]
Почести и награды
[ редактировать ]В знак признания его военных подвигов [ нужна ссылка ] и его вклад в гражданскую авиацию, он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE) в честь Дня Рождения 1963 года . [1] [94] В 1978 году он был награжден Трофеем Сегрейва за свои заслуги. [95] Он указан на мемориальной доске в честь бывших учеников школы Уитгифт, которые были пилотами битвы за Британию; Мемориальная доска была открыта в школе в 2006 году. [96]
Продажа медалей
[ редактировать ]После смерти Каннингема в 2002 году его медали за службу и летные памятные вещи перешли в трест de Havilland Aircraft Company Trust. [ нужна ссылка ] Впоследствии медали были проданы 6 сентября 2012 года за 384 000 фунтов стерлингов, чтобы помочь собрать средства для образовательного центра, музея и стипендий для молодых людей от имени трастового обращения Bentley Priory Battle of Britain. [97] [98]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фонтан, Найджел (29 июля 2002 г.). «Джон Каннингем: герой ночных истребителей военного времени и послевоенный летчик-испытатель авиалайнера Comet» . TheGuardian.com . Guardian News and Media Limited . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Джон «Кошачий глаз» Каннингем – военное время и летчик-испытатель» . Harpenden-History.org.uk . История Харпендена - дом Харпенденского и районного краеведческого общества. нд . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кингсли-Джонс, Макс (29 июля 2019 г.). «Ретроспектива: Как пресса пропустила первый полет кометы» . FlightGlobal.com . ДВВ Медиа Интернэшнл Лимитед . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Голли 1999 , стр. 7–11.
- ^ Бейкер 1962 , с. 57.
- ^ Газета и 34292 .
- ^ Голли 1999 , стр. 12–13.
- ^ Газета и 34480 .
- ^ Перейти обратно: а б Голли 1999 , стр. 14–18.
- ^ Голли 1999 , стр. 20, 24.
- ^ Голли 1999 , стр. 19–23.
- ^ Голли 1999 , с. 24.
- ^ Голли 1999 , стр. 27–31.
- ^ Голли 1999 , стр. 32–33.
- ^ Газета и 34876 .
- ^ Голли 1999 , стр. 33–35.
- ^ Гудрам 2005 , стр. 10–11.
- ^ Голли 1999 , с. 36.
- ^ Голли 1999 , стр. 36–37.
- ^ Гудрам 2005 , с. 172.
- ^ Спунер 1997 , с. 70.
- ^ Мейсон 1969 , с. 474.
- ^ Госс 2010 , стр. 54–55.
- ^ Голли 1999 , с. 38.
- ^ Форман 2003 , с. 303.
- ^ Рэмси 1988 , с. 284.
- ^ Яркий 2005 , с. 100.
- ^ Томас 2005 , с. 9.
- ^ Госс 2010 , стр. 60–61.
- ^ Госс 2010 , стр. 63–64.
- ^ Госс 2010 , с. 65.
- ^ Газета и 35057 .
- ^ Боуман 2005 , с. 19.
- ^ Голли 1999 , стр. 39–40.
- ^ Томас 2005 , с. 4.
- ^ Госс 2010 , с. 80.
- ^ Форман 1993 , стр. 146–147.
- ^ Томас 2005 , стр. 12–13.
- ^ Форман 1993 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б «Архив Крекера Люфтваффе: силы оси пилотов и экипажа» . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Госс 2010 , стр. 112, 237.
- ^ Перейти обратно: а б с Голли 1999 , с. 219.
- ^ Госс 2010 , с. 133.
- ^ Голли 1999 , стр. 49–50.
- ^ Холл и Куинлан 2000 , с. 93.
- ^ Бисселл 2001 , стр. 106–108.
- ^ Рэмси 1988 , с. 532.
- ^ Газета и 35148 .
- ^ Бейкер 1962 , с. 58.
- ^ Air Pictorial 1992, с. 107.
- ^ Голли 1999 , стр. 52–53.
- ^ Газета и 35187 .
- ^ Перейти обратно: а б Томас 2005 , с. 16.
- ^ Голли 1999 , стр. 41–42.
- ^ Голли 1999 , с. 42.
- ^ Рэмси 1988 , с. 285.
- ^ Спунер 1997 , стр. 51, 113, 114.
- ^ Перейти обратно: а б Голли 1999 , с. 54.
- ^ Голли 1999 , стр. 56–59.
- ^ Рэмси 1990 , с. 68.
- ^ Газета и 35279 .
- ^ Голли 1999 , стр. 60–64.
- ^ Рэмси 1990 , с. 132.
- ^ Голли 1999 , стр. 62–63.
- ^ Газета и 35618 .
- ^ Газета и 35643 .
- ^ Голли 1999 , стр. 64–68.
- ^ Боуман 2010 , стр. 42–43.
- ^ Голли 1999 , стр. 74–76.
- ^ Голли 1999 , стр. 77–81.
- ^ Боуман 2010 , с. 47.
- ^ Боуман 2005 , с. 43.
- ^ Боуман 2005 , стр. 174–175.
- ^ Голли 1999 , с. 87.
- ^ Хутон 2010 , с. 50.
- ^ Маккей 2011 , с. 155.
- ^ Маккей 2011 , с. 171.
- ^ Голли 1999 , стр. 88–92.
- ^ Газета и 36406 .
- ^ Газета и 36463 .
- ^ Голли 1999 , стр. 99–102.
- ^ Голли 1999 , стр. 103–104.
- ^ Газета и 36722 .
- ^ Голли 1999 , стр. 104–105.
- ^ Голли 1999 , стр. 105–108.
- ^ Газета и 37724 .
- ^ Бюллетень и 44376 .
- ^ Голли 1999 , стр. 108–111.
- ^ Голли 1999 , стр. 112–113.
- ^ Голли 1999 , стр. 118, 116, 150, 127–152, 166.
- ^ Голли 1999 , стр. 171–199.
- ^ Голли 1999 , стр. 197–199.
- ^ Голли 1999 , стр. 215–216.
- ^ «№43010» . Лондонская газета (Приложение). 31 мая 1963 г. с. 4802.
- ^ «Трофеи и награды: Трофей Сигрейва: прошлые победители» . Королевский автомобильный клуб . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ «Истории летчиков - флайт-лейтенант Дж. Каннингем» . Памятник Битве за Британию . Памятник Битве за Британию . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ «Медали аса ночного истребителя Джона «Кошачьего Глаза» Каннингема уйдут с молотка» . Дейли Телеграф . 23 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2012 года . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ «Медали, врученные легенде авиации Джону «Кошачий глаз» Каннингему, вдвое превышают предпродажную оценку, собрав 384 000 фунтов стерлингов на благотворительность» . Спинк и сын . Проверено 11 июля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Воздушная живопись (1992). Февраль, Том 54, Выпуск 2. Воздушная лига Британской империи.
- Бейкер, Эдгар Чарльз Ричард (1962). Асы-истребители Королевских ВВС . Уильям Кимбер. ASIN B003KD343E (15 февраля 2019 г.).
- Брайт, Пол (2005). Воздушная война над Восточным Йоркширом во время Второй мировой войны . Йоркшир , Англия: Самописец полета. ISBN 978-0-9545605-7-7 .
- Бисселл, Эндрю (2001). «Дети блица» Саутгемптона . Лондон , Англия: Книги Красной Почты. ISBN 978-1-901533-01-9 .
- Боуман, Мартин (2005). де Хэвилленд Комар . Серия Crowood Aviation. Рамсбери , Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 978-1-86126-736-8 .
- Боуман, Мартин (2010). Комариный хаос: деревянное чудо де Хэвилленда в действии в WII . Барнсли , Англия: Перо и меч . ISBN 978-1-84884-323-3 .
- Форман, Джон (1993). Воздушная война 1941 года: поворотный момент: Часть первая: Ежедневный отчет о воздушных операциях над северо-западной Европой: от битвы за Британию до блиц-налета . Лондон , Англия: Публикации исследований авиации. ISBN 978-1-871187-22-9 .
- Форман, Джон (2003). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне: Часть первая, 1939–1940 гг . Красный коршун. ISBN 0-9538061-8-9 .
- Голли, Джон (1999). Джон «Кошачий Глаз» Каннингем: Легенда авиации . Шрусбери , Англия: Издательство Airlife Publishing . ISBN 978-1-84037-059-1 . ОЛ 3148053W .
- Гудрам, Аластер (2005). Нет места рыцарству: ночные истребители Королевских ВВС защищают восток Англии от немецких ВВС в двух мировых войнах . Лондон , Англия: Груб-стрит. ISBN 978-1-904943-22-8 .
- Госс, Крис (2010). Блиц Люфтваффе: внутренняя история, ноябрь 1940 г. - май 1941 г. Манчестер , Англия: Crecy Publishing. ISBN 978-0-85979-148-9 .
- Холл, Стив; Куинлан, Лайонел (2000). КГ 55 . Суррей , Англия: Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-0-2 .
- Хутон, скорая помощь (2010). Люфтваффе: исследование авиации, 1933–1945 гг . Классические публикации. ISBN 978-1-906537-18-0 .
- Маккей, Рон (2011). Последний налет: операция «Штайнбок», последний налет Люфтваффе на Британию – с января по май 1944 года . Красный коршун. ISBN 978-0-9554735-8-6 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон , Англия: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Рэмси, Уинстон (1988). Блиц тогда и сейчас, Том 2 . После битвы; Издание первого издания. ISBN 978-0-90091-354-9 .
- Рэмси, Уинстон (1990). Блиц тогда и сейчас, Том 3 . После битвы; Издание первого издания. ISBN 978-0-900913-58-7 .
- Спунер, Тони (1997). Ас ночного истребителя . Phoenix Mill, Страуд , Великобритания: Sutton Publishing . ISBN 978-0-7509-3473-2 .
- Томас, Эндрю (2005). Бофайтеры-асы Второй мировой войны . Оксфорд , Англия, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-846-5 .
- «№34292» . Лондонская газета . 9 июня 1936 г. с. 3667.
- «№34480» . Лондонская газета . 8 февраля 1938 г. с. 813.
- «№34876» . Лондонская газета . 18 июня 1940 г. с. 3711.
- «№35057» . Лондонская газета . 28 января 1941 г. с. 561.
- «№35148» . Лондонская газета (Приложение). 29 апреля 1941 г. с. 2445.
- «№35187» . Лондонская газета . 10 июня 1941 г. с. 3327.
- «№35279» . Лондонская газета . 19 сентября 1941 г. с. 5420.
- «№35618» . Лондонская газета . 3 июля 1942 г. с. 2933.
- «№35643» . Лондонская газета . 21 июля 1942 г. с. 3239.
- «№36406» . Лондонская газета (Приложение). 29 февраля 1944 г. с. 1059.
- «№36463» . Лондонская газета (Приложение). 7 апреля 1944 г. с. 1674.
- «№36722» . Лондонская газета . 26 сентября 1944 г. с. 4486.
- «№37724» . Лондонская газета (Приложение). 13 сентября 1946 г. с. 4622.
- «№44376» . Лондонская газета (Приложение). 28 июля 1967 г. с. 8447.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Госс, Крис (2000). Битва за Британию бомбардировщиков Люфтваффе . Манчестер , Англия: Crecy Publishing. ISBN 978-0-947554-82-8 .
- Пенни, Джон (2010). Бристоль на войне . Лондон , Англия: DB Publishing. ISBN 978-1-8598387-2-3 .
- Ронсли, CF; Райт, Роберт (1998). Ночной боец . Crecy Publishing Ltd. ISBN 978-0-907579670 . ОСЛК 42042200 . ОЛ 8294491М .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каннингем, Джон (устная история) - интервью Имперского военного музея с Джоном Каннингемом 13 июня 1989 г. (каталожный номер 10729)
- 1917 рождений
- 2002 смертей
- Победители Britannia Trophy
- Рекордсмены британской авиации
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Де Хэвилленд
- Де Хэвилленд Комета
- Английские летчики-испытатели
- Несколько
- Рекордсмены высоты полета
- Иностранные лауреаты Серебряной Звезды
- Обладатели Хармон Трофи
- Люди, получившие образование в школе Уитгифт
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Капитаны групп Королевских ВВС
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Обладатели Segrave Trophy
- Военные из Суррея
- Люди из Кройдона