Роберт Стэнфорд Так
Роберт Стэнфорд Так | |
---|---|
![]() Стэнфорд Так в кабине своего «Харрикейна » ок. 1940 год. | |
Псевдоним(а) | Боб |
Рожденный | Кэтфорд , Лондон | 1 июля 1916 г.
Умер | 5 мая 1987 г. Кентербери , Кент | ( 70 лет
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1935–1949 |
Классифицировать | Командир крыла |
Команды удержаны | Королевские ВВС Колтишалл (1947–48) № 257-й эскадрильи RAF (1940–42) |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Орден за выдающиеся заслуги Крест за выдающиеся заслуги и две планки Крест ВВС Упоминается в депешах (3) [1] [2] [3] Крест за выдающиеся заслуги перед полетом (США) |
Командир звена Роберт Роланд Стэнфорд Так , DSO , DFC и Two Bars , AFC (1 июля 1916 — 5 мая 1987) — британский летчик-истребитель , ас и летчик-испытатель . Так присоединился к Королевским ВВС (RAF) в 1935 году и впервые участвовал в боях во время битвы за Францию над Дюнкерком , одержав свои первые победы. В сентябре 1940 года его повысили до командира эскадрильи и он командовал эскадрильей Hawker Hurricane . В 1941–1942 годах Так участвовал в истребительных зачистках северной Франции. 28 января 1942 года он был сбит зенитным огнем , был вынужден приземлиться во Франции и попал в плен. На момент захвата Так заявил, что 29 самолетов противника уничтожены, два уничтожены совместно, шесть, вероятно, уничтожены, шесть повреждены и один поврежден совместно. [4]
Ранние годы
[ редактировать ]Так родился в Кэтфорде , на юго-востоке Лондона . После не слишком блестящей школьной карьеры он покинул колледж Св. Дунстана в Кэтфорде в 1932 году, чтобы присоединиться к торговому флоту в качестве морского кадета (номер увольнения моряка R112769) на борту SS Marconi с 19 мая 1933 года, прежде чем поступить в Королевские ВВС на краткосрочную службу. в качестве исполняющего обязанности летчика-офицера в 1935 году. [5] После летной подготовки Так присоединился к 65-й эскадрилье в сентябре 1935 года в качестве исполняющего обязанности пилота-испытателя. В сентябре 1936 года он стал летчиком-офицером с испытательным сроком. [6] а звание летчика-офицера было подтверждено в начале 1937 года. [7] (который был датирован декабрем 1936 года). [8] В сентябре 1938 года ему было присвоено звание летного офицера . [9] В составе 65-й эскадрильи он летал на бипланах Gloster Gauntlet , а затем на бипланах Gloster Gladiator . В январе 1938 года, тренируясь в полете строем на «Гладиаторе» над городом Акфилд в Восточном Суссексе, Так попал в фатальное столкновение в воздухе с другим пилотом. Сам он спасся на парашюте, потеряв два зуба и сильный порез на щеке. [10] В мае 1940 года его направили в 92-ю эскадрилью , базировавшуюся в Кройдоне , в качестве командира звена, летающего на «Спитфайрах» .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Битва за Францию
[ редактировать ]Так возглавил свой первый боевой патруль 23 мая 1940 года над Дюнкерком , заявив, что сбиты три немецких истребителя. На следующий день он сбил два немецких бомбардировщика, и по мере того, как в течение следующих двух недель воздушные бои усиливались, его счет быстро рос. Так был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед полетами (DFC) 11 июня. [11] и получил его от короля Георга VI в ВВС Великобритании в Хорнчерче 28 июня. В цитате об этой награде, опубликованной в The London Gazette , говорилось: «...этот офицер возглавил свое звено вместе со своей эскадрильей во время двух наступательных патрулей над Северной Францией. В результате одного из этих патрулей, в ходе которого эскадрилья вступила в бой с строем около 60 самолетов противника, командир эскадрильи позже был объявлен пропавшим без вести, а командир звена был ранен и находился в госпитале. Лейтенант Так принял на себя командование и на следующий день возглавил эскадрилью, состоящую всего из восьми самолетов, для дальнейшего патрулирования, вступая в бой с противником. формирование из пятидесяти самолетов. В ходе этих боев эскадрилья сбила десять самолетов противника и, возможно, еще двадцать четыре. На протяжении всего боя этот офицер проявил большую отвагу и храбрость. [11]
Битва за Британию
[ редактировать ]Его боевые успехи продолжались в июле и августе, когда битва за Британию набирала обороты, хотя сам он был вынужден спастись 18 августа. Атакуя строй Юнкерсов Ju 88 над Кентом , он сбил один и повредил другой. Однако во время лобовой атаки на Ju 88, когда он его обогнал, в его «Спитфайр» попали пушечные снаряды, и он был вынужден выпрыгнуть с парашютом возле Танбридж-Уэллса . Он упал в коттедже Такс, недалеко от Парк-Фарм, Хорсмонден . [Примечание 1] В другом инциденте, произошедшем 25 августа, «Спитфайр» Така был серьезно поврежден во время боя с бомбардировщиком Dornier Do 17 , который он уничтожил в 15 милях от побережья. У его самолета был неработающий двигатель, но он вернул его на сушу и совершил вынужденную посадку.
11 сентября, в разгар битвы за Британию, Так был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи и назначен командовать Hawker Hurricane , оснащенной 257-й эскадрильей RAF , базирующейся в RAF Coltishall (его основное звание было повышено до летного лейтенанта на 3 сентября [13] ). Он вел свою эскадрилью в бой до сентября и продолжал одерживать дальнейшие победы. Его последние две официальные победы в битве были одержаны 28 октября, когда он одержал победу на двух «вероятных» Bf 109 . 25 октября он получил коллегию адвокатов в своем DFC. [14] Официальная цитата о его втором DFC, опубликованная в London Gazette, гласит:
Лейтенант полета Роланд Роберт Стэнфорд ТАК, DFC (37306).
С 11 июня 1940 года этот офицер уничтожил шесть самолетов противника и, вероятно, уничтожил или повредил еще шесть. Однажды в августе 1940 года он атаковал три Юнкерса 88, уничтожил два и повредил третий. Позже в том же месяце он перехватил два Ju 88 на высоте 15 000 футов и в лобовой атаке уничтожил один. При аналогичной атаке второго снарядом пушки снесло ему бак с маслом и гликолем и кусок винта, но он достиг берега и приземлился на парашюте. В сентябре 1940 года он сбил один Мессершмитт-110 и, возможно, Мессершмитт-109, а неделю спустя уничтожил над морем Bf-109. Лейтенант Так продемонстрировал отважное и решительное руководство. [14]
Один источник полагает, что эта более поздняя победа, достигнутая 23 сентября 1940 года, принадлежит будущему немецкому асу Гансу-Иоахиму Марселю . На Bf 109 E-7, Werknummer (W.Nr) 5094, Марсель преследовался до района Кап-Гри-Нез недалеко от Кале , Франция, и был вынужден сесть на парашют. Позже его спас Heinkel He 59 гидросамолет . Таку приписывают уничтожение W.Nr. 5094, пилот которого Марсель был единственным зарегистрированным немецким летчиком, спасенным в этом месте в тот день. [15] Официальное заявление Така касалось уничтожения Bf 109 у побережья Гриз-Нез в 09:45 — единственного пилота, подавшего заявление в этом месте. [16] Другой источник утверждает, что пилот-офицер Джордж Беннионс из 41-й эскадрильи Королевских ВВС отправил Марсель. Тот же источник приписывает Таку победу над оберлейтенантом Уолтером Рэдликом из III. Группа Jagdgeschwader 53 . [17]
Истребитель зачистки
[ редактировать ]В январе 1941 года Так был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO). [18] а цитата, опубликованная в London Gazette, гласит:
Исполняющий обязанности командира эскадрильи Роланд Роберт Стэнфорд ТАК, DFC (37306), 257-я эскадрилья.
Этот офицер с большим успехом командовал своей эскадрильей, а его выдающиеся лидерские качества, мужество и мастерство нашли отражение в ее высоком моральном духе и эффективности. С 4 октября 1940 года он уничтожил четыре самолета противника, в результате чего его общее количество побед достигло как минимум восемнадцати. [18]
В марте 1941 года Так был удостоен второй степени адвоката своего DFC. [19] цитата, опубликованная в London Gazette, гласит:
Исполняющий обязанности командира эскадрильи Роланд Роберт Стэнфорд ТАК, DSO, DFC (37306), 257-я эскадрилья.
Этот офицер проявил выдающуюся храбрость и инициативу при поиске и атаке вражеских рейдеров, зачастую в сложных погодных условиях. С декабря 1940 года он уничтожил три вражеских бомбардировщика и один истребитель, доведя таким образом общее количество своих побед до двадцати двух. [19]
В июне 1941 года Так выжил, будучи сбитым над Ла-Маншем, и его спасла угольная баржа Грейвсенд. Так заявил, что на «Хоукер Харрикейн» в общей сложности семь уничтоженных, четыре вероятных и два поврежденных. [20]
Таку повезло, когда он перехватил немецкий бомбардировщик, направлявшийся в сторону Кардиффа . Он стрелял с большой дистанции при плохом освещении, в результате чего бомбы сбрасывались на открытую местность, а не на город. Последняя бомба попала в угол армейского тренировочного лагеря и убила одного солдата. Солдат был мужем сестры Така. [21]
Уже будучи героем одного из знаковых портретов Катберта Орда , нарисованных углем в сентябре 1940 года, Так позировал для второй картины Орда – на этот раз полноцветной картины маслом – в 1941 году.
В июле 1941 года Так был назначен исполняющим обязанности командира крыла и назначен командиром крыла в ВВС Великобритании в Даксфорде , где он руководил истребительными зачистками на севере Франции . После короткой поездки в Америку с Адольфом Маланом и Гарри Бродхерстом для оценки самолетов, полученных по ленд-лизу , и обучения американских пилотов, [22] [23] он вернулся на должность в ВВС Великобритании в Биггин-Хилл в качестве командира крыла, откуда он выполнял свои последние вылеты.
военнопленный
[ редактировать ]Последняя военная миссия Така произошла 28 января 1942 года, когда он был сбит над Северной Францией во время пролета истребителя на малой высоте, известного как миссия « Ревень » над северной Францией. После того, как его «Спитфайр» был сбит вражеской наземной зенитной артиллерией недалеко от Булони, вынудив его совершить аварийную посадку. [24] он был схвачен немецкими войсками, по которым вел огонь, незадолго до того, как его самолет был сбит.
Позже Так записал, что опасается за свою жизнь, поскольку их настроение было очень враждебным. Однако он отметил, что его «удача Така» пришла ему на помощь, когда его похитители заметили, что по замечательной случайности один из снарядов его 20-мм пушки попал точно в ствол наземного орудия аналогичного размера, прежде чем взорваться. В результате ствол немецкой пушки раскрылся «как банан». Немецкие солдаты сочли это настолько забавным, что, с энтузиазмом хлопая его по спине и поздравляя со словами «Хорошо стреляешь, Томми!», они фактически топтали тела своих мертвых товарищей.
Впервые Така отправили в Шталаг Люфт III в Жагане (Саган), где он участвовал в некоторых ранних планах Великого побега, но был переведен в Беларию, дополнительный лагерь Шталаг Люфт III, прежде чем в марте 1944 года произошел массовый побег. [25] Он оставался в Беларии до тех пор, пока наступающие русские войска не вынудили немцев эвакуировать лагерь в марте 1945 года. марш на запад. Кустржинского В конце концов они обнаружили наступающую линию фронта русских, где русский язык , выученный им с детства в Москве, где его отец был сотрудником польского посольства, имел решающее значение для их принятия утомленными боями русскими солдатами. Им пришлось сражаться бок о бок с российскими войсками, пока их в конечном итоге не перевезли в Одессу, где они погрузились на корабль, направлявшийся в Саутгемптон , Англия. [26]
Послевоенная карьера в Королевских ВВС
[ редактировать ]Звание командира эскадрильи Така стало постоянным в сентябре 1945 года. [27] и он стал временным командиром крыла в апреле 1946 года. [28] Свою последнюю награду - Американский крест за выдающиеся летные заслуги он получил 14 июня 1946 года. [29] до того, как он ушел из Королевских ВВС и поступил на действительную службу 13 мая 1949 года, [30] в июле 1947 года ему было присвоено постоянное звание командира авиаполка. [31] Его последние зарегистрированные воздушные убийства насчитывали 27 (плюс два общих) уничтоженных, один (плюс один общий) неподтвержденных уничтоженных, шесть вероятных и шесть (плюс один общий) поврежденных. [32]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После выхода на пенсию Так продолжил летать в качестве летчика-испытателя, в том числе работал на самолете English Electric Canberra , который долгое время служил в ВВС Великобритании .
В 1953 году он и его жена Джойс, на которой он женился в 1945 году, переехали в The Lynch at Eastry со своими двумя сыновьями. Он разработал грибную ферму в сотрудничестве с Дугласом Миллером и выращивал грибы более 20 лет. Он ушел на пенсию в Сэндвич-Бэй в 1970-х годах, где был членом гольф-клуба Сент-Джордж . [33]
Он был героем фильма «Это твоя жизнь» в 1956 году, когда его удивил Имонн Эндрюс в телевизионном театре BBC. [ нужна ссылка ]
Книга Ларри Форрестера «Лети ради своей жизни» представляет собой биографию его жизни.
Так также работал техническим консультантом в фильме «Битва за Британию» (1969). Он уже подружился с немецким асом-истребителем Адольфом Галландом , который также был техническим консультантом фильма. [34] Свидетельством этой дружбы является тот факт, что Так был крестным отцом сына Галланда Андреаса Хубертуса, родившегося 7 ноября 1966 года. [35]
Роберт Стэнфорд Так умер 5 мая 1987 года в возрасте 70 лет.
Мемориалы
[ редактировать ]
9 мая 2008 года в приходской церкви Святого Климента в Сэндвиче , Кент , была открыта мемориальная доска в память о Таке . [36] Там написано: «В память о командире звена Роланде Роберте Стэнфорде-Таке DSO DFC** DFC (США) AFC RAF. 1916–1987. Мужественный офицер, который защищал эту страну в небе над Кентом во время битвы за Британию в 1940 году и чей останки похоронены вместе с останками его любимой жены Джойс на кладбище».
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Газета и 35107 .
- ^ Газета и 35284 .
- ^ Газета и 37598 .
- ^ Прайс 1997 , с. 90.
- ^ Газета и 34205 .
- ^ Газета и 34339 .
- ^ Газета и 34390 .
- ^ Газета и 34427 .
- ^ Газета и 34558 .
- ^ В кабине пилота величайшего в мире самолета , 1991, стр. 111-13, ISBN 1851707190.
- ^ Перейти обратно: а б Газета и 34870 .
- ^ Форрестер 2005 , с. 132.
- ^ Газета и 34989 .
- ^ Перейти обратно: а б Газета и 34978 .
- ^ Мейсон 1969 , с. 408.
- ^ Форман 2003 , с. 244.
- ^ Бергстрем 2015 , стр. 227, 228.
- ^ Перейти обратно: а б Газета и 35037 .
- ^ Перейти обратно: а б Газета и 35134 .
- ^ Холмс 1998 , с. 81.
- ^ Форрестер 2001 [ нужна страница ]
- ^ Стаут 2010 , стр. 206–207.
- ^ Тан 2016 , с. 144.
- ^ «Миссии 234-й эскадрильи» . 234squad.org.uk . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Форрестер 2005 , стр. 333–334.
- ^ «Памятник Битве за Британию в Лондоне – Ф/ОЗ Кустржински» . bbm.org.uk. Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Газета и 37590 .
- ^ Газета и 37560 .
- ^ Газета и 37610 .
- ^ Газета и 38611 .
- ^ Газета и 38020 .
- ^ Форрестер 2005 , с. 192.
- ^ Уэлби 1978 , с. [ нужна страница ] .
- ↑ Битва за битву за Британию: создание фильма , 2004.
- ^ Толивер и Констебль 1999 , стр. 190.
- ^ «Кентская церковь вспоминает своего аса битвы за Британию» . Defense News , Министерство обороны Великобритании, 9 мая 2008 г. Дата обращения: 24 февраля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Оксфорд, Великобритания: Каземат. ISBN 978-1612-00347-4 .
- DVD «Битва за битву за Британию: Создание фильма» (выпущен вместе с DVD «Битва за Британию» ). МГМ Интертеймент, 2004.
- Форман, Джон (2003). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне: Часть первая, 1939–1940 гг . Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-8-8 .
- Форрестер, Ларри (2005) [1956]. Летайте ради своей жизни: история Р. Р. Стэнфорда Така, DSO, DFC . Судьбы войны. Лондон: Издательство Цербер. ISBN 978-1-84145-025-4 .
- Холмс, Тони (1998). Ураган Эйс 1939–1940 гг . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-597-5 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Прайс, Альфред (1997). Spitfire Mark V Aces, 1941–45 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-635-4 .
- Стаут, Джей А. (2010). Люди, которые убили Люфтваффе: Военно-воздушные силы армии США против Германии во Второй мировой войне . Книги Стэкпола. ISBN 978-0-8117-0659-9 . Проверено 25 февраля 2018 г. .
- Тан, Джон ЕС (2016). Асы, летчики и крыло Биггин-Хилл: коллективные мемуары 1941–1942 гг . Pen & Sword Books Limited. ISBN 978-1-4738-8172-3 . Проверено 25 февраля 2018 г. .
- Толивер, Раймонд Ф.; Констебль, Тревор Дж. (1999). Генерал-истребитель: Жизнь Адольфа Галланда. Официальная биография . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 978-0-7643-0678-5 .
- Уэлби, Дуглас (1978). Кентишская деревня Истри 1800–2000 гг . ISBN 978-0-906124-22-2 .
- «№34205» . Лондонская газета . 8 октября 1935 г. с. 6302.
- «№34339» . Лондонская газета . 10 ноября 1936 г. с. 7232.
- «№34390» . Лондонская газета . 20 апреля 1937 г. с. 2557.
- «№34427» . Лондонская газета . 17 августа 1937 г. с. 5269.
- «№34558» . Лондонская газета . 4 октября 1938 г. с. 6202.
- «№34870» . Лондонская газета . 11 июня 1940 г. с. 3517.
- «№34978» . Лондонская газета . 25 октября 1940 г. с. 6193.
- «№34989» . Лондонская газета . 12 ноября 1940 г. с. 6492.
- «№35037» . Лондонская газета . 7 января 1941 г. с. 150.
- «№35107» . Лондонская газета (Приложение). 14 марта 1941 г. с. 1574.
- «№35134» . Лондонская газета . 11 апреля 1941 г. с. 2114.
- «№35284» . Лондонская газета (Приложение). 23 сентября 1941 г. с. 5571.
- «№37560» . Лондонская газета (Приложение). 7 мая 1946 г. с. 2236.
- «№37590» . Лондонская газета (Приложение). 31 мая 1946 г. с. 2674.
- «№37598» . Лондонская газета (Приложение). 4 июня 1946 г. с. 2817.
- «№37610» . Лондонская газета (Приложение). 11 июня 1946 г. с. 3007.
- «№38020» . Лондонская газета (Приложение). 18 июля 1947 г. с. 3418.
- «№38611» . Лондонская газета (Приложение). 17 мая 1949 г. с. 2395.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1916 рождений
- 1987 смертей
- Люди, получившие образование в колледже Святого Данстана
- Командиры крыльев Королевских ВВС
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (США)
- Люди из Кэтфорда
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Несколько
- Военнослужащие из лондонского района Льюишем
- Английские авиаторы
- Английские летчики-испытатели
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Лидеры крыла
- Кавалеры Креста ВВС (Великобритания)