Джон Гибсон (офицер Королевских ВВС)
Джон Альберт Аксель Гибсон | |
---|---|
![]() Лейтенант полета Джон Гибсон на крыле своего «Спитфайра», начало 1942 года. | |
Имя при рождении | Аксель Джон Альберт фон Вихманн |
Рожденный | Брайтон , Англия | 24 августа 1916 г.
Умер | 1 июля 2000 г. Ноттингем , Англия | (83 года)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Команды | № 15-я эскадрилья РНЗАФ |
Битвы/войны | |
Награды | Орден за выдающиеся заслуги Заслуженный летный крест |
Другая работа | Пилот и руководитель авиакомпании |
Джон Альберт Аксель Гибсон , DSO , DFC (24 августа 1916 - 1 июля 2000) был офицером Королевских ВВС (RAF) и летным асом Второй мировой войны . На его счету уничтожение не менее 13 самолетов противника.
Гибсон родился в Брайтоне , Великобритания , и переехал в Новую Зеландию со своей матерью после того, как его родители развелись. В 1938 году он отправился в Англию, приняв его на службу в Королевские ВВС. Он летал в составе 501-й эскадрильи (графство Глостер) во время битвы за Францию и последующей битвы за Британию . Награжденный крестом за выдающиеся летные заслуги в конце августа 1940 года, он провел большую часть 1941 года в качестве инструктора, а затем некоторое время служил в 457-й эскадрилье . В середине 1942 года он был отдан в аренду Королевским военно-воздушным силам Новой Зеландии (RNZAF) и служил в их 15-й эскадрилье , в том числе некоторое время в качестве ее командира во время кампании на Соломоновых островах в Тихом океане. он был награжден орденом «За выдающиеся заслуги» Позже за службу в эскадрилье . Он вернулся в Европу в 1945 году, служил в 80-й эскадрилье . После войны он перешел в РНЗАФ, но затем снова присоединился к Королевским ВВС. Он ушел из армии в конце 1954 года. В последние годы своей жизни он работал в гражданской авиации в Южной Африке и Родезии , а также летал во время Биафранская война и Родезийская война Буша . Он удалился в Англию, где и умер в возрасте 83 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Гибсон родился Акселем Джоном Альбертом фон Вихманном в Брайтоне , Соединенное Королевство, 24 августа 1916 года и был единственным ребенком Вайолет Лилиан, урожденной Уэллс, и Акселя Чарльза фон Вихманна . Родители Гибсона развелись, и он уехал в Новую Зеландию со своей матерью и ее семьей в 1920 году. Его мать вышла замуж за Джеймса Гибсона, в то время как его отец, все еще находясь в Англии, позже перевел свою фамилию на английский язык на Викман и основал в Ковентри производителя станков AC Wickman из Брайтона. и Хоув. Гибсон получил образование в различных школах Окленда , в том числе в Оклендской гимназии , а затем поступил в Нью-Плимута среднюю школу для мальчиков . Хороший спортсмен, был чемпионом школы по стрельбе из винтовки. [ 1 ] [ 2 ]
Королевские ВВС
[ редактировать ]В 1937 году Гибсон подал заявку в Королевские ВВС по краткосрочной службе (RAF) на комиссию . Когда его предварительно приняли, он отправился в Соединенное Королевство и покинул Новую Зеландию 7 апреля 1938 года на борту RMS Rangitata . Незадолго до того, как покинуть страну, он по результатам опроса изменил свое имя на Джон Альберт Аксель Гибсон. Он начал начальный летный курс на аэродроме Бро , учась летать на Blackburn B-2 учебно-тренировочном самолете . Пройдя курс, он был назначен исполняющим обязанности пилота-офицера 9 июля с испытательным сроком и отправился в Аксбридж для официального вступления в Королевские ВВС. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Гибсон поступил в летную школу № 3 в Южном Черни , летая на самолетах Hawker Harts и Audaxes , и получил крылья в ноябре. Его назначение было подтверждено 16 августа 1939 года, он стал армейским пилотом, летевшим из Фарнборо . [ 2 ] [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В мае 1940 года, когда Франция была оккупирована нацистской Германией , Гибсон был направлен в 501-ю эскадрилью (графство Глостер) . Его эскадрилья была отправлена из ВВС Великобритании в Тангмере через Ла-Манш в Бетенивилль в качестве подкрепления для передовых ударных авиационных сил . В то время, когда он присоединился к эскадрилье, она летала на истребителях Hawker Hurricane , на которых Гибсон раньше не летал. Он быстро адаптировался и участвовал во многих боевых действиях, когда эскадрилья оказывала поддержку союзным войскам, отступавшим перед наступающими немцами. 27 мая эскадрилья столкнулась с 30 Heinkel He 111 средними бомбардировщиками ; Гибсон уничтожил один и участвовал в разрушении другого. Сам он затем был сбит и совершил аварийную посадку недалеко от Руана . Невредимый, он вскоре вернулся в строй. В последующие дни он сбил еще один He 111 и, вероятно, уничтожил еще два бомбардировщика, а также повредил еще три. Его снова сбили 10 июня над Ле-Маном , но не раньше, чем он уничтожил Мессершмитт Bf 109. боец. Через неделю его эскадра отошла на Джерси , откуда прикрывала эвакуацию британского экспедиционного корпуса из Шербура . [ 2 ] [ 3 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]Заявив, что 45 немецких самолетов были уничтожены во время службы во Франции, 501-я эскадрилья 21 июня перегруппировалась в аэропорту Кройдон , где получила замену пилотам. С 4 июля он осуществлял патрулирование конвоев у острова Портленд , летевших из Уормвелла . [ 2 ] 9 июля он повредил He 111, пролетая над Портлендом, а несколько дней спустя уничтожил средний бомбардировщик Dornier Do 17 ; Идентификация бомбардировщика была подозрительной, и это мог быть Мессершмитт Bf 110 тяжелый истребитель . [ 6 ]
Позже в том же месяце эскадрилья Гибсона перебралась в Грейвсенд в Кенте , осуществляя патрулирование и перехватывая приближающиеся немецкие рейды. 29 июля он сбил Junkers Ju 87 пикирующий бомбардировщик над Дувром, один из группы Ju 87, сопровождаемых Bf 109. Он также повредил еще один Ju 87 в бою. Во время рейда на конвой возле Дила 12 августа Гибсон заявил, что Ju 87 уничтожен, наблюдая, как его пилот выпрыгнул с парашютом после атаки. Ему также приписывают уничтожение сопровождающего Bf 109. Вернувшись на свой аэродром, он разбил свой «Харрикейн» при приземлении, врезавшись в воронку, образовавшуюся в результате бомбардировки. Три дня спустя, возглавляя группу из трех «Харрикейнов», столкнувшихся с 20 Ju 87, он уничтожил один из пикирующих бомбардировщиков, увидев, как тот упал в море. Тем временем аэродром в Хокинге , с которого в то время действовала эскадрилья, подвергался атаке еще большего количества Ju 87. Гибсон и его подразделение вернулись, чтобы отразить атаку, и он повредил один из Ju 87. Его собственный самолет был поврежден и подожжен в ходе боя; находясь над населенным пунктом г. В Фолкстоне он оставался с «Харрикейном», пока тот не покинул город, прежде чем выпрыгнуть с парашютом. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]
В ходе другого бомбардировки Люфтваффе 24 августа более 50 бомбардировщиков Junkers Ju 88 были перехвачены 501-й эскадрильей над Рамсгейтом . Гибсон уничтожил один из Ju 88, увидев, как он упал в море недалеко от Маргейта . ему было присвоено звание исполняющего обязанности лейтенанта авиации На следующий день . Вечером 29 августа он сбил Bf 109, но затем был сбит сам. Он спрыгнул с парашютом в Ла-Манш и был спасен с помощью катера . На следующий день он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги за подвиги 15 августа. [ 2 ] [ 9 ] Опубликованная цитата гласила:
В августе во время наступательного патрулирования над Дувром этот офицер атаковал и уничтожил Юнкерс-87, а затем сам был сбит. Хотя его самолет горел, он увел его от города Фолкстон и не покидал самолет, пока он не снизился до высоты 1000 футов. Пилот-офицер Гибсон уничтожил восемь самолетов противника, проявив большое мужество и присутствие духа.
- Лондонская газета , № 34935, 30 августа 1940 г. [ 10 ]
Звание летного офицера Гибсона было повышено в начале сентября. [ 11 ] а несколько дней спустя, 7 сентября, Люфтваффе совершили первую крупномасштабную бомбардировку Лондона. Десять эскадрилий Королевских ВВС, в том числе № 501, были подняты на перехват. ВВС Великобритании атаковали более 100 самолетов противника; Гибсон заявил, что это возможно. [ 2 ] [ 12 ] Позже в том же месяце, теперь действуя из Кенли, он заявил, что Bf 109 и Do 17 повреждены. Сам он был ранен в одном из столкновений и госпитализирован. В течение следующих нескольких месяцев активность Люфтваффе постепенно снижалась, и в декабре 501-я эскадрилья вернулась в Филтон. [ 2 ]
В первые несколько месяцев 1941 года эскадрилья переоборудовалась в истребители Supermarine Spitfire и начала подготовку к наступательным действиям. Однако в конце мая Гибсон, нуждавшийся в отдыхе, был направлен в отряд оперативной подготовки № 53 в Хестоне . инструктором [ 2 ] [ 13 ] Позже в том же году ему было повышено действующее звание летного лейтенанта. [ 14 ] В конце 1941 года он вернулся к боевым полетам в качестве звена командира 457-й эскадрильи , австралийской эскадрильи «Спитфайр», базирующейся на острове Мэн . До марта 1942 года эскадрилья участвовала в патрулировании конвоев над Ирландским морем , пока не перешла к наступательным операциям, совершая зачистки от Редхилла до оккупированной Франции. В конце мая эскадрилья была выведена из строя в ожидании переброски в Австралию. [ 2 ] [ 13 ]

Служба в Тихом океане
[ редактировать ]В июне Гибсона отправили в Новую Зеландию для службы в Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) в аренде. Он присоединился к недавно сформированной 15-й эскадрилье , которая в то время базировалась в Венуапай , в качестве командира звена . В эскадрилье не хватало самолетов: предназначенные для нее истребители P-40 Kittyhawk были отправлены в подразделения союзников на Ближнем Востоке, которые отдали приоритет технике. Несмотря на нехватку самолетов, в конце октября эскадрилья отправилась на Тонгу , приняв на себя «Киттихауки» американской 68-й эскадрильи преследования . Помимо того, что экипаж проходил оперативную подготовку, первоначальными обязанностями эскадрильи была ответственность за оборону Тонги. Никаких столкновений с противником не было до того, как Гибсон вернулся в Новую Зеландию в конце года, чтобы занять штабную должность в штабе авиации группы управления. [ 2 ] [ 15 ] [ 16 ]
В мае 1943 года Гибсон, только что назначенный исполняющим обязанности командира эскадрильи , прошел курс обучения в армейском штабном колледже в военном лагере Линтон, прежде чем возобновить штабные обязанности. [ 2 ] В декабре он вернулся в 15-ю эскадрилью, в то время базировавшуюся в Нью-Джорджии на Соломоновых островах . Он сменил на посту командира эскадрильи Майкла Херрика . [ 17 ] В начале 1944 года эскадрилья прикрывала высадку на Бугенвиле , прежде чем начать операции с самого острова. Он уничтожил Zeke , вариант истребителя Mitsubishi A6M Zero , 23 января во время миссии по сопровождению пикирующих бомбардировщиков Grumman TBF Avenger над Рабаулом . В следующем месяце эскадра отправилась на отдых в Новую Зеландию. Он вернулся в южную часть Тихого океана для еще одного боевого тура, вылетев сначала с Гуадалканала, а затем с Бугенвиля. В августе командировка Гибсона в RNZAF закончилась, и вскоре после этого он вернулся в Европу. Его звание командира эскадрильи было подтверждено месяцем ранее. [ 2 ] [ 18 ]
Вернуться в Европу
[ редактировать ]По возвращении в Соединенное Королевство Гибсон был направлен в 80-ю эскадрилью , которая эксплуатировала истребители Hawker Tempest . В то время эскадрилья входила в состав 2-й тактической воздушной армии и базировалась в Фолькеле , в Нидерландах. [ 2 ] Он проводил операции по атаке возможных наземных целей; транспорт, мосты и поезда. [ 19 ] 16 марта 1945 года он был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» в знак признания его «отваги и преданности долгу при выполнении воздушных операций в юго-западной части Тихого океана». [ 20 ] К этому времени он совершил 382 боевых вылета и налет на боевых действиях составил более 660 часов. [ 21 ]
Во время операции «Варсити» , состоявшейся 24 марта, 80-я эскадрилья летала в поддержку планеров, перевозящих воздушно-десантные войска в рамках переправы 21-й группы армий через Рейн . Возглавляя группу «Темпестов», нацеленных на немецкий транспорт, самолет Гибсона был поврежден зенитной артиллерией , и ему пришлось совершить вынужденную посадку. Раненный при приземлении, ему пришлось лечиться в Англии, закончив действительную военную службу. [ 2 ]
Гибсону приписывают двенадцать уничтоженных самолетов противника, один уничтоженный совместно, два неподтвержденных уничтоженных, один, вероятно, уничтоженный и одиннадцать поврежденных. [ 22 ]
Послевоенный период
[ редактировать ]Завершив свою краткосрочную службу, Гибсон отказался от звания исполняющего обязанности командира эскадрильи и официально перешел в RNZAF 1 декабря 1945 года. [ 23 ] Однако в конце 1946 года он вернулся в ВВС Великобритании, вернувшись к своему основному званию летного лейтенанта, с продлением его полномочий на четыре года. [ 2 ] [ 24 ] Он служил пилотом фельдмаршала Бернарда Монтгомери , а затем с конца 1947 года был помощником и пилотом маршала Королевских ВВС Артура Теддера в течение 18 месяцев. [ 2 ] В 1951 году он получил постоянную комиссию в ВВС Великобритании, снова в звании летного лейтенанта. [ 25 ] 1 января 1953 года его снова повысили до командира эскадрильи. [ 26 ] Наконец он ушел из Королевских ВВС 31 декабря 1954 года. [ 27 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Гибсон поселился в Южной Африке со своей женой Изобель, урожденной Шарп; она была его второй женой. Брак военного времени с Этель Формби, сестрой Джорджа Формби , был расторгнут. От этих отношений был сын. Он управлял коммерческим самолетом Горнодобывающей палаты , базирующейся в Йоханнесбурге . В 1965 году Гибсон основал Bechuanaland National Airways , которая эксплуатировала самолеты Douglas DC-3 и Douglas DC-4 . Во время Биафрской войны 1969–70 годов Гибсон летал в авиакомпании Rhodesian Air Services , которой руководил его друг Джек Маллок . Действуя с взлетно-посадочной полосы, которая на самом деле была расширенной дорогой, и вместе со своим сыном Майклом в качестве второго пилота, он доставлял припасы и помогал эвакуировать детей-беженцев. Все полеты совершались ночью, часто с небольшим количеством навигационных средств. [ 2 ] [ 28 ]
Позже он основал чартерную авиакомпанию Jagair, базирующуюся на плотине Кариба в Родезии . Компания, чемодан, основанный на инициалах Гибсона, эксплуатировала Cessna 310 . Он прекратил свое участие в авиапредприятии в 1974 году, но затем летал в ВВС Родезии до конца Родезийской войны Буша в 1979 году. Он жил в Солсбери, Зимбабве . [ 2 ] работал операционным менеджером Министерства гражданской авиации до 1987 года, когда вышел на пенсию и вернулся в Соединенное Королевство. Он поселился в Ноттингеме . Он умер 1 июля 2000 года в возрасте 83 лет. [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Командир эскадрильи Джонни Гибсон» . «Дейли телеграф» . 19 июля 2000 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Винн 1981 , стр. 168–172.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2011 , стр. 52–54.
- ^ «№34535» . Лондонская газета . 26 июля 1938 г., стр. 4814–4815.
- ^ «№34713» . Лондонская газета . 20 октября 1939 г., стр. 7039–7040.
- ^ Франкс 2015 , с. 89.
- ^ Ламберт 2011 , стр. 132–133.
- ^ Фрэнкс 2015 , стр. 89–90.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 86–87.
- ^ «№34935» . Лондонская газета . 30 августа 1940 г. с. 5289.
- ^ «№34949» . Лондонская газета . 20 сентября 1940 г., стр. 5582–5583.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 90–91.
- ^ Jump up to: а б Франкс 2015 , с. 91.
- ^ «№35309» . Лондонская газета . 14 октября 1941 г. с. 5968.
- ^ Росс 1955 , стр. 139–141.
- ^ Броди, Ян. «Командир эскадрильи Джон Альберт Аксель Гибсон» . Новозеландский музей летчиков-истребителей. Архивировано из оригинала 28 декабря 2009 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ Росс 1955 , стр. 325–326.
- ^ «№36618» . Лондонская газета (Приложение). 18 июля 1944 г. с. 3399.
- ^ Франкс 2015 , с. 93.
- ^ «№36986» . Лондонская газета (Приложение). 13 марта 1945 г. с. 1447.
- ^ Франкс 2015 , с. 92.
- ^ Спик 1997 , с. 210.
- ^ «№37497» . Лондонская газета (Приложение). 8 марта 1946 г. с. 1336.
- ^ «№38318» . Лондонская газета . 4 июня 1948 г. с. 3417.
- ^ «№39596» . Лондонская газета (Приложение). 11 июля 1952 г. с. 3809.
- ^ «№39739» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1952 г. с. 54.
- ^ «№40390» . Лондонская газета (Приложение). 21 января 1955 г. с. 502.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс, 2015 , стр. 93–94.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнкс, Норман (2015). Иглы Даудинга: отчеты двадцати пяти ветеранов битвы за Британию . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-47384-420-9 .
- Ламберт, Макс (2011). День за днем: новозеландцы в истребительном командовании . Окленд: Издательство HarperCollins. ISBN 978-1-86950-844-9 .
- Росс, JMS (1955). Королевские ВВС Новой Зеландии . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Веллингтон: Отделение исторических публикаций. OCLC 912824475 .
- Спик, Майк (1997). Союзные истребители-асы: тактика и приемы воздушного боя Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Greenhill Books. ISBN 1-85367-282-3 .
- Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. И. Веллингтон: Отделение военной истории. ОСЛК 270919916 .
- Винн, Кеннет Г. (1981). Застежка для «немногих»: новозеландцы с застежкой «Битва за Британию» . Окленд: Кеннет Г. Винн. ISBN 0-86-465-0256 .
- 1916 рождений
- 2000 смертей
- Военные из Брайтона
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Новозеландские авиаторы
- Новозеландские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Руководители эскадрилий Королевских ВВС
- Новозеландские летающие асы времен Второй мировой войны
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Несколько
- Коммерческие авиаторы