Jump to content

Джон Гибсон (офицер Королевских ВВС)

Джон Альберт Аксель Гибсон
Лейтенант полета Джон Гибсон на крыле своего «Спитфайра», начало 1942 года.
Имя при рождении Аксель Джон Альберт фон Вихманн
Рожденный ( 1916-08-24 ) 24 августа 1916 г.
Брайтон , Англия
Умер 1 июля 2000 г. (01.07.2000) (83 года)
Ноттингем , Англия
Верность Великобритания
Услуга/ ветвь Королевские ВВС
Классифицировать Командир эскадрильи
Команды № 15-я эскадрилья РНЗАФ
Битвы/войны
Награды Орден за выдающиеся заслуги
Заслуженный летный крест
Другая работа Пилот и руководитель авиакомпании

Джон Альберт Аксель Гибсон , DSO , DFC (24 августа 1916 - 1 июля 2000) был офицером Королевских ВВС (RAF) и летным асом Второй мировой войны . На его счету уничтожение не менее 13 самолетов противника.

Гибсон родился в Брайтоне , Великобритания , и переехал в Новую Зеландию со своей матерью после того, как его родители развелись. В 1938 году он отправился в Англию, приняв его на службу в Королевские ВВС. Он летал в составе 501-й эскадрильи (графство Глостер) во время битвы за Францию ​​и последующей битвы за Британию . Награжденный крестом за выдающиеся летные заслуги в конце августа 1940 года, он провел большую часть 1941 года в качестве инструктора, а затем некоторое время служил в 457-й эскадрилье . В середине 1942 года он был отдан в аренду Королевским военно-воздушным силам Новой Зеландии (RNZAF) и служил в их 15-й эскадрилье , в том числе некоторое время в качестве ее командира во время кампании на Соломоновых островах в Тихом океане. он был награжден орденом «За выдающиеся заслуги» Позже за службу в эскадрилье . Он вернулся в Европу в 1945 году, служил в 80-й эскадрилье . После войны он перешел в РНЗАФ, но затем снова присоединился к Королевским ВВС. Он ушел из армии в конце 1954 года. В последние годы своей жизни он работал в гражданской авиации в Южной Африке и Родезии , а также летал во время Биафранская война и Родезийская война Буша . Он удалился в Англию, где и умер в возрасте 83 лет.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джон Гибсон родился Акселем Джоном Альбертом фон Вихманном в Брайтоне , Соединенное Королевство, 24 августа 1916 года и был единственным ребенком Вайолет Лилиан, урожденной Уэллс, и Акселя Чарльза фон Вихманна . Родители Гибсона развелись, и он уехал в Новую Зеландию со своей матерью и ее семьей в 1920 году. Его мать вышла замуж за Джеймса Гибсона, в то время как его отец, все еще находясь в Англии, позже перевел свою фамилию на английский язык на Викман и основал в Ковентри производителя станков AC Wickman из Брайтона. и Хоув. Гибсон получил образование в различных школах Окленда , в том числе в Оклендской гимназии , а затем поступил в Нью-Плимута среднюю школу для мальчиков . Хороший спортсмен, был чемпионом школы по стрельбе из винтовки. [ 1 ] [ 2 ]

Королевские ВВС

[ редактировать ]

В 1937 году Гибсон подал заявку в Королевские ВВС по краткосрочной службе (RAF) на комиссию . Когда его предварительно приняли, он отправился в Соединенное Королевство и покинул Новую Зеландию 7 апреля 1938 года на борту RMS Rangitata . Незадолго до того, как покинуть страну, он по результатам опроса изменил свое имя на Джон Альберт Аксель Гибсон. Он начал начальный летный курс на аэродроме Бро , учась летать на Blackburn B-2 учебно-тренировочном самолете . Пройдя курс, он был назначен исполняющим обязанности пилота-офицера 9 июля с испытательным сроком и отправился в Аксбридж для официального вступления в Королевские ВВС. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Гибсон поступил в летную школу № 3 в Южном Черни , летая на самолетах Hawker Harts и Audaxes , и получил крылья в ноябре. Его назначение было подтверждено 16 августа 1939 года, он стал армейским пилотом, летевшим из Фарнборо . [ 2 ] [ 5 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В мае 1940 года, когда Франция была оккупирована нацистской Германией , Гибсон был направлен в 501-ю эскадрилью (графство Глостер) . Его эскадрилья была отправлена ​​из ВВС Великобритании в Тангмере через Ла-Манш в Бетенивилль в качестве подкрепления для передовых ударных авиационных сил . В то время, когда он присоединился к эскадрилье, она летала на истребителях Hawker Hurricane , на которых Гибсон раньше не летал. Он быстро адаптировался и участвовал во многих боевых действиях, когда эскадрилья оказывала поддержку союзным войскам, отступавшим перед наступающими немцами. 27 мая эскадрилья столкнулась с 30 Heinkel He 111 средними бомбардировщиками ; Гибсон уничтожил один и участвовал в разрушении другого. Сам он затем был сбит и совершил аварийную посадку недалеко от Руана . Невредимый, он вскоре вернулся в строй. В последующие дни он сбил еще один He 111 и, вероятно, уничтожил еще два бомбардировщика, а также повредил еще три. Его снова сбили 10 июня над Ле-Маном , но не раньше, чем он уничтожил Мессершмитт Bf 109. боец. Через неделю его эскадра отошла на Джерси , откуда прикрывала эвакуацию британского экспедиционного корпуса из Шербура . [ 2 ] [ 3 ]

Битва за Британию

[ редактировать ]

Заявив, что 45 немецких самолетов были уничтожены во время службы во Франции, 501-я эскадрилья 21 июня перегруппировалась в аэропорту Кройдон , где получила замену пилотам. С 4 июля он осуществлял патрулирование конвоев у острова Портленд , летевших из Уормвелла . [ 2 ] 9 июля он повредил He 111, пролетая над Портлендом, а несколько дней спустя уничтожил средний бомбардировщик Dornier Do 17 ; Идентификация бомбардировщика была подозрительной, и это мог быть Мессершмитт Bf 110 тяжелый истребитель . [ 6 ]

Позже в том же месяце эскадрилья Гибсона перебралась в Грейвсенд в Кенте , осуществляя патрулирование и перехватывая приближающиеся немецкие рейды. 29 июля он сбил Junkers Ju 87 пикирующий бомбардировщик над Дувром, один из группы Ju 87, сопровождаемых Bf 109. Он также повредил еще один Ju 87 в бою. Во время рейда на конвой возле Дила 12 августа Гибсон заявил, что Ju 87 уничтожен, наблюдая, как его пилот выпрыгнул с парашютом после атаки. Ему также приписывают уничтожение сопровождающего Bf 109. Вернувшись на свой аэродром, он разбил свой «Харрикейн» при приземлении, врезавшись в воронку, образовавшуюся в результате бомбардировки. Три дня спустя, возглавляя группу из трех «Харрикейнов», столкнувшихся с 20 Ju 87, он уничтожил один из пикирующих бомбардировщиков, увидев, как тот упал в море. Тем временем аэродром в Хокинге , с которого в то время действовала эскадрилья, подвергался атаке еще большего количества Ju 87. Гибсон и его подразделение вернулись, чтобы отразить атаку, и он повредил один из Ju 87. Его собственный самолет был поврежден и подожжен в ходе боя; находясь над населенным пунктом г. В Фолкстоне он оставался с «Харрикейном», пока тот не покинул город, прежде чем выпрыгнуть с парашютом. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]

В ходе другого бомбардировки Люфтваффе 24 августа более 50 бомбардировщиков Junkers Ju 88 были перехвачены 501-й эскадрильей над Рамсгейтом . Гибсон уничтожил один из Ju 88, увидев, как он упал в море недалеко от Маргейта . ему было присвоено звание исполняющего обязанности лейтенанта авиации На следующий день . Вечером 29 августа он сбил Bf 109, но затем был сбит сам. Он спрыгнул с парашютом в Ла-Манш и был спасен с помощью катера . На следующий день он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги за подвиги 15 августа. [ 2 ] [ 9 ] Опубликованная цитата гласила:

В августе во время наступательного патрулирования над Дувром этот офицер атаковал и уничтожил Юнкерс-87, а затем сам был сбит. Хотя его самолет горел, он увел его от города Фолкстон и не покидал самолет, пока он не снизился до высоты 1000 футов. Пилот-офицер Гибсон уничтожил восемь самолетов противника, проявив большое мужество и присутствие духа.

- Лондонская газета , № 34935, 30 августа 1940 г. [ 10 ]

Звание летного офицера Гибсона было повышено в начале сентября. [ 11 ] а несколько дней спустя, 7 сентября, Люфтваффе совершили первую крупномасштабную бомбардировку Лондона. Десять эскадрилий Королевских ВВС, в том числе № 501, были подняты на перехват. ВВС Великобритании атаковали более 100 самолетов противника; Гибсон заявил, что это возможно. [ 2 ] [ 12 ] Позже в том же месяце, теперь действуя из Кенли, он заявил, что Bf 109 и Do 17 повреждены. Сам он был ранен в одном из столкновений и госпитализирован. В течение следующих нескольких месяцев активность Люфтваффе постепенно снижалась, и в декабре 501-я эскадрилья вернулась в Филтон. [ 2 ]

В первые несколько месяцев 1941 года эскадрилья переоборудовалась в истребители Supermarine Spitfire и начала подготовку к наступательным действиям. Однако в конце мая Гибсон, нуждавшийся в отдыхе, был направлен в отряд оперативной подготовки № 53 в Хестоне . инструктором [ 2 ] [ 13 ] Позже в том же году ему было повышено действующее звание летного лейтенанта. [ 14 ] В конце 1941 года он вернулся к боевым полетам в качестве звена командира 457-й эскадрильи , австралийской эскадрильи «Спитфайр», базирующейся на острове Мэн . До марта 1942 года эскадрилья участвовала в патрулировании конвоев над Ирландским морем , пока не перешла к наступательным операциям, совершая зачистки от Редхилла до оккупированной Франции. В конце мая эскадрилья была выведена из строя в ожидании переброски в Австралию. [ 2 ] [ 13 ]

Джон Гибсон сидит в кабине своего «Спитфайра» во время его облицовки, начало 1942 года.

Служба в Тихом океане

[ редактировать ]

В июне Гибсона отправили в Новую Зеландию для службы в Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) в аренде. Он присоединился к недавно сформированной 15-й эскадрилье , которая в то время базировалась в Венуапай , в качестве командира звена . В эскадрилье не хватало самолетов: предназначенные для нее истребители P-40 Kittyhawk были отправлены в подразделения союзников на Ближнем Востоке, которые отдали приоритет технике. Несмотря на нехватку самолетов, в конце октября эскадрилья отправилась на Тонгу , приняв на себя «Киттихауки» американской 68-й эскадрильи преследования . Помимо того, что экипаж проходил оперативную подготовку, первоначальными обязанностями эскадрильи была ответственность за оборону Тонги. Никаких столкновений с противником не было до того, как Гибсон вернулся в Новую Зеландию в конце года, чтобы занять штабную должность в штабе авиации группы управления. [ 2 ] [ 15 ] [ 16 ]

В мае 1943 года Гибсон, только что назначенный исполняющим обязанности командира эскадрильи , прошел курс обучения в армейском штабном колледже в военном лагере Линтон, прежде чем возобновить штабные обязанности. [ 2 ] В декабре он вернулся в 15-ю эскадрилью, в то время базировавшуюся в Нью-Джорджии на Соломоновых островах . Он сменил на посту командира эскадрильи Майкла Херрика . [ 17 ] В начале 1944 года эскадрилья прикрывала высадку на Бугенвиле , прежде чем начать операции с самого острова. Он уничтожил Zeke , вариант истребителя Mitsubishi A6M Zero , 23 января во время миссии по сопровождению пикирующих бомбардировщиков Grumman TBF Avenger над Рабаулом . В следующем месяце эскадра отправилась на отдых в Новую Зеландию. Он вернулся в южную часть Тихого океана для еще одного боевого тура, вылетев сначала с Гуадалканала, а затем с Бугенвиля. В августе командировка Гибсона в RNZAF закончилась, и вскоре после этого он вернулся в Европу. Его звание командира эскадрильи было подтверждено месяцем ранее. [ 2 ] [ 18 ]

Вернуться в Европу

[ редактировать ]

По возвращении в Соединенное Королевство Гибсон был направлен в 80-ю эскадрилью , которая эксплуатировала истребители Hawker Tempest . В то время эскадрилья входила в состав 2-й тактической воздушной армии и базировалась в Фолькеле , в Нидерландах. [ 2 ] Он проводил операции по атаке возможных наземных целей; транспорт, мосты и поезда. [ 19 ] 16 марта 1945 года он был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» в знак признания его «отваги и преданности долгу при выполнении воздушных операций в юго-западной части Тихого океана». [ 20 ] К этому времени он совершил 382 боевых вылета и налет на боевых действиях составил более 660 часов. [ 21 ]

Во время операции «Варсити» , состоявшейся 24 марта, 80-я эскадрилья летала в поддержку планеров, перевозящих воздушно-десантные войска в рамках переправы 21-й группы армий через Рейн . Возглавляя группу «Темпестов», нацеленных на немецкий транспорт, самолет Гибсона был поврежден зенитной артиллерией , и ему пришлось совершить вынужденную посадку. Раненный при приземлении, ему пришлось лечиться в Англии, закончив действительную военную службу. [ 2 ]

Гибсону приписывают двенадцать уничтоженных самолетов противника, один уничтоженный совместно, два неподтвержденных уничтоженных, один, вероятно, уничтоженный и одиннадцать поврежденных. [ 22 ]

Послевоенный период

[ редактировать ]

Завершив свою краткосрочную службу, Гибсон отказался от звания исполняющего обязанности командира эскадрильи и официально перешел в RNZAF 1 декабря 1945 года. [ 23 ] Однако в конце 1946 года он вернулся в ВВС Великобритании, вернувшись к своему основному званию летного лейтенанта, с продлением его полномочий на четыре года. [ 2 ] [ 24 ] Он служил пилотом фельдмаршала Бернарда Монтгомери , а затем с конца 1947 года был помощником и пилотом маршала Королевских ВВС Артура Теддера в течение 18 месяцев. [ 2 ] В 1951 году он получил постоянную комиссию в ВВС Великобритании, снова в звании летного лейтенанта. [ 25 ] 1 января 1953 года его снова повысили до командира эскадрильи. [ 26 ] Наконец он ушел из Королевских ВВС 31 декабря 1954 года. [ 27 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Гибсон поселился в Южной Африке со своей женой Изобель, урожденной Шарп; она была его второй женой. Брак военного времени с Этель Формби, сестрой Джорджа Формби , был расторгнут. От этих отношений был сын. Он управлял коммерческим самолетом Горнодобывающей палаты , базирующейся в Йоханнесбурге . В 1965 году Гибсон основал Bechuanaland National Airways , которая эксплуатировала самолеты Douglas DC-3 и Douglas DC-4 . Во время Биафрской войны 1969–70 годов Гибсон летал в авиакомпании Rhodesian Air Services , которой руководил его друг Джек Маллок . Действуя с взлетно-посадочной полосы, которая на самом деле была расширенной дорогой, и вместе со своим сыном Майклом в качестве второго пилота, он доставлял припасы и помогал эвакуировать детей-беженцев. Все полеты совершались ночью, часто с небольшим количеством навигационных средств. [ 2 ] [ 28 ]

Позже он основал чартерную авиакомпанию Jagair, базирующуюся на плотине Кариба в Родезии . Компания, чемодан, основанный на инициалах Гибсона, эксплуатировала Cessna 310 . Он прекратил свое участие в авиапредприятии в 1974 году, но затем летал в ВВС Родезии до конца Родезийской войны Буша в 1979 году. Он жил в Солсбери, Зимбабве . [ 2 ] работал операционным менеджером Министерства гражданской авиации до 1987 года, когда вышел на пенсию и вернулся в Соединенное Королевство. Он поселился в Ноттингеме . Он умер 1 июля 2000 года в возрасте 83 лет. [ 28 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Командир эскадрильи Джонни Гибсон» . «Дейли телеграф» . 19 июля 2000 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Винн 1981 , стр. 168–172.
  3. ^ Jump up to: а б Ламберт 2011 , стр. 52–54.
  4. ^ «№34535» . Лондонская газета . 26 июля 1938 г., стр. 4814–4815.
  5. ^ «№34713» . Лондонская газета . 20 октября 1939 г., стр. 7039–7040.
  6. ^ Франкс 2015 , с. 89.
  7. ^ Ламберт 2011 , стр. 132–133.
  8. ^ Фрэнкс 2015 , стр. 89–90.
  9. ^ Томпсон 1953 , стр. 86–87.
  10. ^ «№34935» . Лондонская газета . 30 августа 1940 г. с. 5289.
  11. ^ «№34949» . Лондонская газета . 20 сентября 1940 г., стр. 5582–5583.
  12. ^ Томпсон 1953 , стр. 90–91.
  13. ^ Jump up to: а б Франкс 2015 , с. 91.
  14. ^ «№35309» . Лондонская газета . 14 октября 1941 г. с. 5968.
  15. ^ Росс 1955 , стр. 139–141.
  16. ^ Броди, Ян. «Командир эскадрильи Джон Альберт Аксель Гибсон» . Новозеландский музей летчиков-истребителей. Архивировано из оригинала 28 декабря 2009 года . Проверено 6 ноября 2009 г.
  17. ^ Росс 1955 , стр. 325–326.
  18. ^ «№36618» . Лондонская газета (Приложение). 18 июля 1944 г. с. 3399.
  19. ^ Франкс 2015 , с. 93.
  20. ^ «№36986» . Лондонская газета (Приложение). 13 марта 1945 г. с. 1447.
  21. ^ Франкс 2015 , с. 92.
  22. ^ Спик 1997 , с. 210.
  23. ^ «№37497» . Лондонская газета (Приложение). 8 марта 1946 г. с. 1336.
  24. ^ «№38318» . Лондонская газета . 4 июня 1948 г. с. 3417.
  25. ^ «№39596» . Лондонская газета (Приложение). 11 июля 1952 г. с. 3809.
  26. ^ «№39739» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1952 г. с. 54.
  27. ^ «№40390» . Лондонская газета (Приложение). 21 января 1955 г. с. 502.
  28. ^ Jump up to: а б Фрэнкс, 2015 , стр. 93–94.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7bdf9f9d04ecc289e891e29a56f066b6__1725079260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/b6/7bdf9f9d04ecc289e891e29a56f066b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Gibson (RAF officer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)