Билл Кроуфорд-Комптон
Уильям Вернон Кроуфорд-Комптон | |
---|---|
![]() Кроуфорд-Комптон в кабине своего «Спитфайра», 1942 год. | |
Рожденный | Инверкаргилл , Новая Зеландия | 2 марта 1915 г.
Умер | 2 января 1988 г. Англия | ( 72 года
Верность | Новая Зеландия, Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1939–68 |
Классифицировать | Вице-маршал авиации |
Команды | № 22 Группа РАФ (1966–68) RAF Gamil (1956–59) РАФ Бриджес (1953–56) № 145 крыло RAF (1944–45) № 64-я эскадрилья RAF (1942–43) |
Битвы/войны | |
Награды | Кавалер Ордена Бани Кавалер Ордена Британской Империи Орден за выдающиеся заслуги и бар Заслуженный летный крест и планка Серебряная Звезда (США) |
Вице-маршал авиации Уильям Вернон Кроуфорд-Комптон , CB , CBE , DSO & Bar , DFC & Bar (2 марта 1915 — 2 января 1988) — новозеландский летный ас Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны . Ему официально приписывают уничтожение не менее 20 немецких самолетов.
Кроуфорд-Комптон родился в Инверкаргилле и вступил в ВВС Великобритании в 1939 году. В следующем году он получил квалификацию пилота и был отправлен в 603-ю эскадрилью . В марте 1941 года его перевели во вновь сформированную часть — 485-ю эскадрилью . Он участвовал в многочисленных операциях, в том числе во время Channel Dash , и ему приписывают сбитие нескольких самолетов. Оправившись от травм, полученных при аварийной посадке, служил командиром звена в 611-й эскадрилье . В конце 1942 года он получил командование 64-й эскадрильей и руководил ею в начале следующего года. После периода штабных обязанностей в середине 1943 года он стал командиром истребительного авиаполка Хорнчерч и руководил им до конца года. Он провел три месяца в Соединенных Штатах, читая лекции по операциям британских ВВС, прежде чем вернуться на действительную военную службу в качестве командира 145-го крыла . Он возглавлял крыло наступательных операций во Франции в преддверии и после операции «Оверлорд» . После войны он занимал ряд руководящих должностей в ВВС Великобритании, в том числе командовал аэродромом в Египте во время войны. Суэцкий кризис . Его последняя должность перед выходом на пенсию в конце 1968 года была командиром группы № 22 . Он умер в январе 1988 года в возрасте 72 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уильям Вернон Кроуфорд-Комптон родился в Инверкаргилле , Новая Зеландия, 2 марта 1915 года в семье Уильяма Гилберта Кроуфорд-Комптона и Этель ( урожденной Хорн ). [ 1 ] Позже семья переехала в Окленд , поселившись в Мишн Бэй . В 1938 году он работал кладовщиком в Вайуку , когда решил поступить на службу в Королевские ВВС (RAF). Он присоединился к команде кеча с намерением отправиться в Англию, где поступил на службу в Королевские ВВС. [ 2 ]
Яхта Land's End покинула Окленд и отправилась в плавание по южной части Тихого океана. После остановок в Тонге и Фиджи , когда они приближались к Новой Гвинее , «Лэндс-Энд» наткнулся на неизведанный риф. Четыре члена экипажа построили плот и смогли добраться до близлежащего острова Россель . Некоторое время они пробыли у местного племени, прежде чем отправиться в Самари в Новой Гвинее. Там Кроуфорд-Комптон устроился плотником на пароход, направлявшийся в Англию. В конце концов он прибыл в Ливерпуль 6 сентября 1939 года, когда началась Вторая мировая война . Он сразу же присоединился к Королевским ВВС в качестве летчика . [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Хотя Кроуфорд-Комптон был зачислен в ВВС в качестве наземного экипажа , позже он был выбран для летной подготовки. [ 3 ] Как только это было завершено, к концу 1940 года его направили в 603-ю эскадрилью , базировавшуюся в Хорнчерче , в качестве пилота-сержанта . В марте 1941 года его перевели в 485-ю эскадрилью . [ 2 ] Его новое подразделение, недавно сформированное в Дриффилде , имело штат опытных новозеландских пилотов. [ 4 ] После периода обучения эскадрилья вступила в строй 12 апреля, патрулируя на истребителях Supermarine Spitfire над Северным морем . [ 5 ]
Цирковое наступление
[ редактировать ]
В июне 485-я эскадрилья перешла к участию в наступлении Королевских ВВС в Цирке , выполняя зачистки французского побережья, а в следующем месяце действовала из Редхилла . [ 5 ] К этому времени Кроуфорд-Комптон был зачислен в добровольческий резерв Королевских ВВС (RAFVR) и проходил стажировку в качестве пилота-офицера . [ 6 ] Редхилл был аэродромом-спутником Кенли , и эта эскадрилья входила в состав крыла Кенли вместе с 452-й и 602-й эскадрильями . В июле он совершил 22 наступательные операции, в ходе которых погибло семь пилотов. [ 7 ] К сентябрю темп операций замедлился: эскадрилья провела всего семь операций. [ 8 ] Во время одного из них, 21 сентября, Кроуфорд-Комптон вступил в бой с истребителем Мессершмитт Bf 109 , заявив, что он, вероятно, уничтожен. В следующем месяце, прикрывая бомбардировщики, атаковавшие Сент-Омер 13 октября, он уничтожил Bf 109, заявив, что видел, как он разбился в воздухе. С наступлением зимы наступательные операции были сокращены, но в ходе одной из последних зачисток года, проведенной 6 ноября, он заявил, что еще один Bf 109, вероятно, был уничтожен возле Кап-Гри-Нез . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
12 февраля 1942 года 485-я эскадрилья была среди тех, кто поднялся в воздух во время перелета под Ла-Манш , причем Кроуфорд-Комптон возглавлял один из ее полетов. Он сбил один Bf 109, который разбился возле Остенде и повредил второй. [ 11 ] [ 12 ] Теперь, имея звание исполняющего обязанности летного лейтенанта он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги , в начале следующего месяца (DFC); цитата, опубликованная в The London Gazette , гласила:
Этот офицер участвовал в большом количестве оперативных вылетов. Он всегда проявлял большую смелость и решительность. Он уничтожил 2 и, вероятно, уничтожил еще 2 самолета противника.
- Лондонская газета , № 35483, 10 марта 1942 г. [ 13 ]
Крыло Кенли возобновило наступательные операции в следующем месяце, а 26 марта, сопровождая бомбардировщики «Дуглас Бостон», атакующие Гавр , эскадрилья столкнулась с большим количеством Bf 109. Кроуфорд-Комптон, возглавлявший эскадрилью в этой операции, во время боя сбил один из истребителей противника и вместе с пилотом-офицером Эваном Маки принял участие в уничтожении другого. Двумя днями позже он сбил истребитель «Фокке-Вульф Fw 190» , один из нескольких, выставленных Люфтваффе в ответ на зачистку, организованную Королевскими ВВС, которая охватывала французское побережье от Кап-Гри-Нез до Дюнкерка . [ 14 ] [ 15 ]

27 апреля Кроуфорд-Комптон попал в аварию, когда двигатель его «Спитфайра» заглох при приземлении после операции. Во время аварийной посадки он сломал запястье. Это отстранило его от полетов на время, пока он выздоравливал, и означало, что он пропустил командование 485-й эскадрильей, поскольку ее командир, командир эскадрильи Эдвард Уэллс , должен был быть назначен руководителем крыла Кенли. В августе, когда он оправился от травм, его направили в 611-ю эскадрилью , еще одно подразделение «Спитфайр», в качестве одного из командиров ее звена. [ 2 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Вскоре он вернулся в строй и 19 августа повредил Fw 190 во время одного из двух патрулей прикрытия, которые он выполнял во время рейда на Дьепп . Во время другого патруля он отделился от своей части, и его преследовали четыре Fw 190, которые прекратили погоню только на полпути через Ла-Манш . [ 19 ] [ 20 ] Пять дней спустя он уничтожил еще один Fw 190. Он утверждал, что сбил еще два 28 августа, когда его эскадрилья сопровождала Boeing B-17 Flying Fortress ВВС США (USAAF) во время бомбардировки самолета. фабрика в Меолте , недалеко от Амьена . В последующих операциях с сентября по начало ноября ему приписывают повреждение как минимум шести Fw 190. 9 ноября он заявил, что Fw 190 был уничтожен возле Кап-Гри-Нез. [ 21 ] [ 22 ] Еще один Fw 190, вероятно, был сбит к югу от Дюнкерка 6 декабря. [ 11 ] [ 23 ]
Кроуфорд-Комптон был назначен командиром 64-й эскадрильи , оснащенной «Спитфайрами» , на Рождество. [ 2 ] [ 11 ] [ 24 ] К этому времени он получил степень адвоката своего DFC; опубликованная цитата гласила:
Этот офицер с большим мастерством и успехом руководил своим звеном во многих боевых вылетах. С момента награждения Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками он уничтожил еще пять самолетов противника, в результате чего его общее количество побед достигло семи.
- Лондонская газета , № 35819, 11 декабря 1942 г. [ 25 ]
Кроуфорду-Комптону приписывают повреждение Fw 190 20 января 1943 года, а в следующем месяце он повредил еще один. 8 марта у него было подтверждено уничтожение двух Fw 190 возле Клера . Вскоре после этого он отказался от командования 64-й эскадрильей, после чего ему была назначена штабная должность в 11-й группе . Несмотря на свои обязанности, он все же время от времени участвовал в боевых действиях, и 13 марта во время полета в составе 122-й эскадрильи ему приписывают повреждение Bf 109. [ 11 ] [ 26 ] В июне он был назначен командиром истребительного авиаполка в Хорнчерче, в который входили 129-я и 222-я эскадрильи . Большая часть работы крыла заключалась в сопровождении бомбардировщиков ВВС США во время налетов на Францию. В знак признания этих усилий он был награжден Серебряной звездой , медалью США за доблесть. [ 27 ] [ 28 ] 27 июня он уничтожил Bf 109. [ 29 ] Еще один Bf 109 был уничтожен 19 августа, за ним последовали Fw 190 5 и 23 сентября. [ 30 ] Вскоре после этого было объявлено о его награждении Орденом за выдающиеся заслуги (DSO), опубликованная цитата гласила:
С момента награждения орденом Креста за выдающиеся заслуги этот офицер принял участие в большом количестве боевых вылетов над территорией противника. Своим виртуозным руководством, исключительным мастерством и доблестным примером он наделил эскадрилью, которой он командует, редкой эффективностью, редким интересом к бою в сочетании с высокой степенью оперативной эффективности. Наиболее ценную услугу оказал командир звена Кроуфорд-Комптон, уничтоживший не менее 13 самолетов противника и повредивший несколько других.
- Лондонская газета , № 36183, 24 сентября 1943 г. [ 31 ]
Через несколько дней после объявления своего DSO ему приписали повреждение Fw 190 возле Бове , а затем, 3 октября, уничтожение Bf 109 возле Нордвейка . [ 11 ] Позже в том же месяце его основное звание было повышено до командира эскадрильи. [ 32 ] В конце года Кроуфорд-Комптон был отстранен от действительной военной службы и отправлен в Соединенные Штаты для переговоров относительно операций Королевских ВВС. Вместе с другим опытным пилотом, командиром звена Рэймондом Харрисом , он провел три месяца в стране, читая лекции, прежде чем вернуться в Англию. [ 2 ]
Северо-Западная Европа
[ редактировать ]
В апреле 1944 года Кроуфорд-Комптон был назначен командиром летного крыла № 145 , имевшего две Свободной Франции эскадрильи «Спитфайров» . Под общим командованием командира крыла Алана Дира , а затем капитана группы Адольфа Малана , крыло входило в состав Вторых тактических воздушных сил . В прелюдии к операции «Оверлорд» , высадке в Нормандии , Кроуфорд-Комптон возглавил атаку на цели во Франции, включая транспортную инфраструктуру, места размещения летающих бомб и военные объекты в Па-де-Кале . [ 33 ]
После вторжения крыло Кроуфорда-Комптона проводило регулярное патрулирование над Нормандией и прикрывало силы союзников, удерживавшие плацдарм. На следующий день после высадки он перехватил и уничтожил средний бомбардировщик Юнкерс Ju 88 , один из пяти человек, атаковавших пляжи для высадки. Когда сухопутные войска союзников двинулись вглубь страны, авиакрыло начало действовать с временных взлетно-посадочных полос, созданных на плацдарме в Нормандии. Он выслеживал и атаковал немецкие транспорты на дорогах между Парижем и Каном , нарушая поток снабжения на линию фронта. [ 2 ] [ 11 ] [ 34 ] В конце месяца он уничтожил Bf 109 и Fw 190, только что взлетевшие с аэродрома Эвере, а на других пилотов в крыле приходилось еще четыре немецких самолета. [ 2 ] [ 35 ]
По мере продвижения союзников в Нормандию 145-е крыло продолжало оказывать поддержку, выполняя истребительно-бомбардировочные операции в котле Фалез , а 9 июля Кроуфорд-Комптон уничтожил Bf 109. К концу года его командование было работает из Антверпена . [ 2 ] [ 35 ] По завершении службы в начале 1945 года ему была присвоена коллегия адвокатов, и он был направлен в штаб группы № 11 штабным офицером. [ 11 ] [ 36 ] Он закончил войну, совершив не менее 517 боевых вылетов, и ему приписывают уничтожение не менее 20, а возможно, 21 немецкого самолета. Он также участвовал в уничтожении еще одного самолета, заявил о трех вероятных и доле в четвертом, а также о повреждении тринадцати самолетов. [ 11 ] [ 37 ] [ 38 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В послевоенный период Кроуфорд-Комптон поступил в штабной колледж Королевских ВВС. [ 11 ] после чего формально перешел из РАФВР в штатные РАФ. С 1 сентября 1945 года ему было предоставлено постоянное звание командира эскадрильи, хотя он оставался в звании исполняющего обязанности командира авиаполка. [ 39 ] После периода службы в штаб-квартире Ближневосточного командования в Каире он некоторое время работал атташе по авиации в Осло , Норвегия. Затем он командовал базой Королевских ВВС в Брюггене в Западной Германии. [ 11 ] [ 38 ] В январе 1955 года ему было присвоено звание капитана группы. [ 40 ]
Во время Суэцкого кризиса он был командиром аэродрома Гамиль в Египте, и за свои заслуги в честь дня рождения королевы в следующем году Кроуфорд-Комптон был назначен кавалером Ордена Британской империи . [ 41 ] [ 42 ] В июле 1960 года ему было присвоено постоянное исполняющее обязанности коммодора авиации . [ 43 ] Через три года ему было присвоено звание вице-маршала авиации , уже месяц продержав это звание в действующем качестве. [ 44 ] [ 45 ]
На церемонии вручения новогодних наград 1965 года Кроуфорд-Комптон был назначен кавалером Ордена Бани . [ 46 ] До декабря 1965 года он был старшим офицером штаба Ближневосточных ВВС , базирующихся на Кипре . [ 47 ] Затем в январе 1966 года он сменил вице-маршала авиации Альберта Кейса на посту командира группы № 22 Королевских ВВС , входящей в состав командования технической подготовки . [ 45 ] [ 48 ] Это было последнее назначение Кроуфорда-Комптона, поскольку он ушел из Королевских ВВС в ноябре 1968 года. [ 49 ] Он умер в Англии 2 января 1988 года. [ 1 ] [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Запись кенотафа: Уильям Вернон Кроуфорд-Комптон» . Онлайн Кенотаф . Оклендский музей . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Митчелл 1945 , стр. 170–175.
- ^ Ламберт 2011 , с. 261.
- ^ Уэллс 1984 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Уэллс 1984 , стр. 23–24.
- ^ «№35176» . Лондонская газета . 30 мая 1941 г. с. 3101.
- ^ Уэллс 1984 , стр. 33–36.
- ^ Уэллс 1984 , с. 41.
- ^ Уэллс 1984 , стр. 44–45.
- ^ Моррис 2000 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шорс и Уильямс 1994 , стр. 195–196.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 336–337.
- ^ «№35483» . Лондонская газета . 10 марта 1942 г. с. 1116.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 340–341.
- ^ Уэллс 1984 , стр. 53–54.
- ^ Уэллс 1984 , с. 68.
- ^ Моррис 2000 , с. 192.
- ^ Роулингс 1976 , с. 497.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 350–351.
- ^ Моррис 2000 , с. 196.
- ^ Томпсон 1953 , с. 352.
- ^ Моррис 2000 , стр. 197–198.
- ^ Моррис 2000 , с. 199.
- ^ Роулингс 1976 , стр. 154–155.
- ^ «№35819» . Лондонская газета . 11 декабря 1942 г. с. 5391.
- ^ Моррис 2000 , с. 200.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 180–181.
- ^ «№36100» . Лондонская газета . 20 июля 1943 г. с. 3278.
- ^ Моррис 2000 , с. 202.
- ^ Моррис 2000 , стр. 206–208.
- ^ «№36183» . Лондонская газета (Приложение). 24 сентября 1943 г. с. 4245.
- ^ «№36299» . Лондонская газета (Приложение). 24 декабря 1943 г. с. 5590.
- ^ Томпсон 1956 , с. 263.
- ^ Томпсон 1956 , стр. 299–300.
- ^ Jump up to: а б Моррис 2000 , с. 214.
- ^ «№36910» . Лондонская газета (Приложение). 26 января 1945 г. с. 580.
- ^ Спик 1997 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б МакГиббон 2000 , стр. 122–123.
- ^ «№37812» . Лондонская газета (Приложение). 10 декабря 1946 г. с. 6016.
- ^ «№40363» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1954 г. с. 7361.
- ^ Шорс 1999 , с. 67.
- ^ «№41092» . Лондонская газета (Приложение). 13 июня 1957 г. с. 3416.
- ^ «№42080» . Лондонская газета (Приложение). 1 июля 1960 г. с. 4577.
- ^ «№43019» . Лондонская газета (Приложение). 4 июня 1963 г. с. 4854.
- ^ Jump up to: а б «№43044» . Лондонская газета (Приложение). 2 июля 1963 г. с. 5637.
- ^ «№43529» . Лондонская газета (Приложение). 1 января 1965 г. с. 3.
- ^ «№43844» . Лондонская газета (Приложение). 21 декабря 1965 г. с. 11987.
- ^ «Группа № 20–29» . Воздух власти – история организации RAF . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ «№44770» . Лондонская газета (Приложение). 21 января 1969 г. с. 733.
Ссылки
[ редактировать ]- Ламберт, Макс (2011). День за днем: новозеландцы в истребительном командовании . Окленд: Издательство HarperCollins. ISBN 978-1-86950-844-9 .
- МакГиббон, Ян , изд. (2000). Оксфордский справочник военной истории Новой Зеландии . Окленд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-558376-0 .
- Митчелл, Алан В. (1945). Новозеландцы в воздушной войне . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания OCLC 1079233416 .
- Моррис, Джерард С. (2000). Спитфайр: Новозеландская история . Окленд: Reed Books. ISBN 0-7900-0696-0 .
- Роулингс, Джон (1976) [1969]. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты (2-е изд.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd. Лондон: ISBN 0-354-01028-Х .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .
- Шорс, Кристофер (1999). Aces High: еще одна дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и сил Содружества во Второй мировой войне: Том. 2 . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .
- Спик, Майк (1997). Союзные истребители-асы: тактика и приемы воздушного боя Второй мировой войны . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-282-3 .
- Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. И. Веллингтон: Отделение военной истории. ОСЛК 270919916 .
- Томпсон, Х.Л. (1956). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. II. Веллингтон: Отделение военной истории. ОСЛК 271476032 .
- Уэллс, Кевин В. (1984). Иллюстрированная история новозеландской эскадрильи «Спитфайр» . Окленд: Hutchinson Group. ISBN 0-09-159360-3 .
- 1915 рождений
- 1988 смертей
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Кавалеры Ордена Бани
- Новозеландские командиры
- Новозеландские пилоты времен Второй мировой войны
- Новозеландские летающие асы времен Второй мировой войны
- Люди из Инверкаргилла
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Обладатели Серебряной Звезды
- Маршалы авиации Королевских ВВС
- Персонал добровольческого резерва Королевских ВВС времен Второй мировой войны