Эдвард Уэллс (офицер RNZAF)
Эдвард Престон Уэллс | |
---|---|
![]() Уэллс сидит в кабине Spitfire Mk. Vb назван в честь одной из провинций Новой Зеландии. | |
Псевдоним(а) | Соколиный глаз |
Рожденный | Кембридж , Новая Зеландия | 26 июля 1916 г.
Умер | 4 ноября 2005 г. Англия | (89 лет)
Верность | Новая Зеландия |
Услуга/ | Королевские ВВС Новой Зеландии (1939–1947) Королевские ВВС (1947–1960) |
Классифицировать | Капитан группы |
Команды | РАФ Боудси Дневная школа лидеров истребителей Западное крыло Моллинга Детлинг Крыло Крыло Тангмер Кенли Уинг № 485 (Новая Зеландия) эскадрилья |
Битвы/войны | |
Награды | Орден за выдающиеся заслуги Заслуженный летный крест и планка |
Капитан группы Эдвард Престон Уэллс DSO , DFC и Bar (26 июля 1916 — 4 ноября 2005) был новозеландским летным асом Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) во время Второй мировой войны . Ему приписывают уничтожение двенадцати самолетов противника.
Уэллс родился в Кембридже , Новая Зеландия, и поступил на службу в RNZAF в 1939 году. После завершения летной подготовки его отправили в Великобританию для службы в Королевских ВВС (RAF). Он летал на Supermarine Spitfire в составе 41-й эскадрильи на поздних этапах битвы за Британию , а затем летал в составе 485-й (Новой Зеландии) эскадрильи , став ее командиром в ноябре 1941 года. Большую часть 1943–1944 годов он командовал истребительным авиаполком над Англией. и Франция. К концу войны он был командиром Школы дневных командиров истребителей. Он перешел в ВВС Великобритании в 1947 году, занимая ряд руководящих должностей до выхода на пенсию в 1960 году, после чего занялся сельским хозяйством. В более поздние годы он переехал в Испанию и занялся выращиванием фруктов и исследованиями. Он умер в 2005 году в возрасте 89 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эдвард Престон Уэллс родился в Кембридже , Новая Зеландия, 26 июля 1916 года в семье фермера Мервина Уэллса и его жены. Он получил образование в средней школе Кембриджа и после завершения образования занялся сельским хозяйством. В начале 1938 года он сменил профессию, переехав в Окленд , чтобы работать продавцом автомобилей. Позже в том же году он начал управлять Studebaker автостоянкой в Гамильтоне . Он был известным стрелком, выиграл чемпионат провинции Окленд по стендовой стрельбе и получил прозвище «Соколиный глаз». [ 1 ]
В октябре 1938 года Уэллс подал заявление о приеме на краткосрочную службу в Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF). Его заявление было принято в апреле 1939 года, и через шесть месяцев он явился на начальную подготовку. В следующем месяце он поступил в начальную летную школу № 2 в Нью-Плимуте и в летную школу № 2 в Вудборне в январе 1940 года. он обрел крылья . 23 апреля [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война была в самом разгаре, когда Уэллс завершил летную подготовку, и, теперь будучи офицером-пилотом , он был отправлен в Англию, чтобы присоединиться к Королевским ВВС (RAF). Вместе с 22 другими пилотами RNZAF, включая Роберта Спердла , который, как и Уэллс, впоследствии возглавил истребительную эскадрилью на войне, он отплыл из Новой Зеландии на борту RMS Rangitata в июне 1940 года. По прибытии его отправили в оперативный отряд № 7. Учебное подразделение в Гавардене для переоборудования в Supermarine Spitfires . Его первое оперативное назначение было в 266-ю эскадрилью , базировавшуюся в Виттеринге в конце августа. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]В то время, когда Уэллс присоединился к 266-й эскадрилье, она только что была выведена из Хорнчерча и находилась в процессе перехода на последнюю модель Spitfire. Он также патрулировал Лондон и Даксфорд . Уэллс пробыл в 266-й эскадрилье всего месяц, прежде чем 2 октября его отправили в 41-ю эскадрилью , вылетевшую из Хорнчерча. В составе группы № 11 это была гораздо более активная дислокация, и эскадрилья неоднократно поднималась в воздух для отражения приближающихся немецких набегов. На второй день его пребывания в эскадрилье его «Спитфайр» был сильно поврежден в столкновении с Мессершмиттами Bf 109 . [ 2 ] [ 6 ] участвовал в использовании Dornier Do 215 . В бою 7 октября он вместе с несколькими другими пилотами [ 7 ] На более поздних этапах битвы за Британию он сбил Bf 109 возле Булони 17 октября и, возможно, еще один 29 октября. Еще один Bf 109 был подтвержден как уничтоженный 2 ноября. [ 2 ] [ 6 ]
11 ноября во время патрулирования конвоя над Ла-Маншем Уэллс столкнулся с самолетами Corpo Aereo Italiano , формирования Regia Aeronautica (Королевских военно-воздушных сил Италии), участвовавших в битве за Британию. Некоторые Fiat CR.42 нырнули на его Spitfire, но он смог уклониться от них и предпринял собственную атаку, заявив, что один из них поврежден. Он был первым летчиком-истребителем, базирующимся в Великобритании, который вступил в бой с итальянцами. В тот же день он повредил Henschel Hs 126 . В конце месяца, летая ведомым летного офицера Джона Маккензи , он сбил Bf 109 недалеко от Димчерча . Это был один из 10 сбитых в тот день пилотами 41-й эскадрильи. 22 января 1941 года он повредил Heinkel He 111 . [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Цирковое наступление
[ редактировать ]В начале марта 1941 года Уэллс был направлен в 485-ю эскадрилью (Новая Зеландия) , базировавшуюся в Дриффилде , в Йоркшире . Это было недавно сформированное подразделение, летный состав которого составлял новозеландцы. Уэллс был одним из наиболее опытных пилотов, на его счету к этому времени подтверждено уничтожение трех самолетов противника. После первоначального периода обучения эскадрилья вступила в строй с середины апреля, выполняя патрулирование конвоев и время от времени выполняя миссии по перехвату, нацеленные на ночные налеты немецких бомбардировщиков. [ 11 ] [ 12 ] В следующем месяце Уэллса повысили до летного офицера. [ 13 ] Затем, в конце июня, эскадрилья начала проводить наступательные зачистки северной Франции в рамках наступления Королевских ВВС в Цирке . К этому времени оно действовало из Редхилла в составе Кенли крыла , в состав которого также входили 452-я и 602-я эскадрильи . [ 11 ] [ 12 ]

Сопровождая бомбардировщики «Шорт Стирлинг» во время налета на сталелитейный завод в Лилле 5 июля, Уэллс уничтожил Bf 109, первый истребитель противника, сбитый над Францией пилотом 485-й эскадрильи. Было замечено, что немец выпрыгнул с парашютом. Затем, на обратном пути в Англию, он встретил еще один Bf 109, и он тоже был уничтожен. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Позже в том же месяце, выполняя еще одну миссию по сопровождению, на этот раз в Шербур , он сбил Bf 109. На этом этапе войны Уэллс получил звание исполняющего обязанности лейтенанта 485-й эскадрильи и был одним из командиров звена . [ 13 ] [ 17 ] Bf 109 был признан поврежденным 16 августа. [ 16 ] а затем, три дня спустя, когда 485-я эскадрилья сопровождала «Бристоль Бленхейм» легкие бомбардировщики во время налета на Лилль, она оказалась вовлеченной в широкомасштабную рукопашную схватку от Дюнкерка до Кале после того, как была застигнута врасплох несколькими Bf 109. Уэллс сбил один Bf 109, нацеленный на другой «Спитфайр» эскадрильи, и повредил второй немецкий истребитель. [ 13 ] [ 18 ] [ 19 ]
Временами возникала напряженность между новозеландцами из 485-й эскадрильи и, как сообщается, более успешной австралийской 452-й эскадрильей, которая также входила в состав крыла Кенли. Были подозрения, что австралийцы преувеличивают свои заявления о воздушных победах, и Уэллсу пришлось пожаловаться командиру станции, командиру звена Прикману. Его жалоба была отклонена как кислый виноград. [ 20 ] В конце месяца Уэллс, самый успешный летчик-истребитель эскадрильи, одержавший на тот момент шесть воздушных побед, был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летными полетами (DFC). [ 13 ] [ 20 ] Цитата, опубликованная в The London Gazette, гласила:
Этот офицер служил в истребительных эскадрильях с мая 1940 года и принимал участие во многих боях с противником. Он уничтожил по меньшей мере пять их самолетов и повредил другие. Он во все времена проявлял величайшее мужество и решимость.
- Лондонская газета , № 35260, 29 августа 1941 г. [ 21 ]
Уэллс повредил Bf 109 17 сентября, а на следующий день во время очередной миссии по сопровождению эскадрилья снова была атакована несколькими Bf 109. Уэллс сбил один из восьми Bf 109, заявленных пилотами эскадрильи в бою. Через несколько дней эскадрилья снова завязала воздушный бой, когда он пришел на помощь своему ведомому, самолет которого был поврежден. Уэллс уничтожил Bf 109, собиравшийся атаковать борющийся «Спитфайр». [ 13 ] [ 18 ] На обратном пути в Англию он неоднократно подвергался атакам четырех Bf 109. Во время этого боя он сбил один Bf 109, пилот которого допустил ошибку, и подверг свой самолет обстрелу из орудий Уэлла. Ему удалось уйти от оставшихся преследователей над Ла-Маншем. [ 22 ] Bf 109 был заявлен как вероятный 2 октября, когда он атаковал его во время патрулирования эскадрильи, прикрывающего Дюнкерк до Остенде . [ 23 ] К началу ноября Уэллс все еще оставался ведущим асом 485-й эскадрильи и выполнил 46 вылетов в оккупированную немцами Францию. Ему была вручена коллегия адвокатов DFC, которую он получил несколькими месяцами ранее. [ 6 ] [ 24 ] Опубликованная цитата гласила:
Этот офицер совершил 46 боевых вылетов над территорией противника. Он великолепный командир, а также самый решительный и умелый летчик-истребитель, чья энергичность в действии подает великолепный пример. Лейтенант Уэллс определенно уничтожил 13, вероятно, уничтожил 5 и повредил еще 8 самолетов противника.
- Лондонская газета , № 35341, 7 ноября 1941 г. [ 25 ]
Уэллс принял командование 485-й эскадрильей в конце ноября, получив звание исполняющего обязанности командира эскадрильи . [ 6 ] 485-я эскадрилья теперь базировалась в Кенли, и 12 февраля 1942 года она выполнила задание по нацеливанию на истребительную завесу, установленную Люфтваффе для прикрытия Ла-Манша немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . Эскадрилья была разделена на три звена, одно из которых возглавлял Уэллс. Два других звена были отправлены для борьбы с немецкими истребителями, замеченными между кораблями и бельгийским побережьем, в то время как звено Уэллса летел с морской стороны линкоров. Не встретив ни одного истребителя противника, он своим звеном атаковал один из E-лодок, прикрывавших линкоры. [ 23 ] [ 26 ]
В действиях эскадрильи над Францией она теперь начинала встречаться с новыми истребителями «Фокке-Вульф Fw 190» . Уэллс уничтожил один 16 апреля, а затем еще один 24 апреля. На следующий день был поврежден еще один Fw 190. В следующем месяце он был назначен исполняющим обязанности командира крыла и получил командование крылом Кенли. [ 23 ] Во время полета на этом крыле 24 мая он повредил Bf 109, а в следующем месяце уничтожил Fw 190. [ 27 ] В августе 1942 года было объявлено о награждении Уэллса Орденом « За выдающиеся заслуги» (DSO). Опубликованная цитата гласила:
Этот офицер совершил множество боевых вылетов. Он уничтожил 11, вероятно, уничтожил 3 и повредил еще множество самолетов противника. Его смелость, мастерство и инициатива стали источником вдохновения для его коллег, а его прекрасное руководство внесло существенный вклад в многочисленные успехи, достигнутые этим крылом.
- Лондонская газета , № 35658, 7 августа 1942 г. [ 28 ]
Позже военная служба
[ редактировать ]
К моменту получения звания DSO Уэллс был отстранен от оперативной службы. Он провёл непрерывную действительную службу в течение двух лет, в том числе 133 вылета во Францию. В сентябре 1943 года его отправили обратно в Новую Зеландию в отпуск. Там его попросили взять на себя работу в военных органах Новой Зеландии. Он отказался, предпочтя служить в Европе. Через шесть месяцев он вернулся в Англию через США, где посетил авиационные заводы. [ 23 ] [ 29 ] К апрелю 1943 года Уэллс вернулся в Англию. После прохождения курса в штабном колледже Королевских ВВС он возобновил командование крылом Кенли. В середине августа он женился в Лондоне на голландке Мэри Доротее, урожденной де Буй . [ 30 ] Тремя годами ранее она, ее сестра и родители бежали в Англию из оккупированных нацистами Нидерландов на рыбацкой лодке. [ 31 ]
В ноябре 1943 года Уэллс был направлен в штаб группы № 11 в качестве командира учебного подразделения. Он оставался на этой должности до марта 1944 года, когда его направили в Тактические ВВС , где он командовал крылом Тангмер . Через несколько дней после прибытия он уничтожил Мессершмитт Ме 410 застигнутый им на земле . Затем он принял на себя командование Детлингским крылом , состоящим из трех эскадрилий «Спитфайров», недавно переброшенных из Сицилии. Последовал период командования Западным крылом Маллинга . [ 29 ] [ 32 ] [ 33 ] В ноябре 1944 года он был назначен командиром дневной школы командиров истребителей Центрального истребительного учреждения в Виттеринге. Он оставался в этой роли до конца Второй мировой войны. [ 32 ]
Уэллс закончил войну, имея на официальном счету 13 уничтоженных самолетов противника, три, вероятно, уничтоженных и 15 поврежденных. [ 32 ] Однако более поздние исследования пересмотрели результаты Уэллса; Историки авиации Кристофер Шорс и Клайв Уильямс предполагают, что на счету Уэллса было 12 уничтоженных, четыре вероятных и шесть поврежденных с половиной доли в еще одном поврежденном самолете противника, а также уничтоженный на земле Me 410. [ 34 ] Майк Спик приписывает Уэллсу аналогичный результат: 12 уничтоженных, четыре вероятных и семь поврежденных. [ 35 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]В сразу послевоенный период Уэллс продолжал командовать Школой дневных истребителей. Затем, в 1947 году, Уэллс ушел из RNZAF, чтобы перейти в RAF, получив постоянную комиссию. Он провел ряд должностей в истребительном командовании Королевских ВВС , а к 1954 году был командиром Королевских ВВС Боудси , радиолокационной станции противовоздушной обороны в Саффолке . Позже он служил в Объединенном штабе планирования Министерства обороны, а в июне 1960 года вышел в отставку в звании капитана группы . [ 36 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Выйдя на пенсию, Уэллс начал заниматься сельским хозяйством недалеко от Вудбриджа в Саффолке, но в более поздние годы переехал с женой в Испанию. У пары был фруктовый сад , и впоследствии Уэллс проявил живой интерес к фруктам и болезням, которые их поражали. Он умер в Англии 4 ноября 2005 года, у него остались двое детей. Его жена умерла на четыре года раньше него. [ 37 ] [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Винн 1981 , с. 419.
- ^ Перейти обратно: а б с Винн 1981 , с. 420.
- ^ Эшкрофт 2012 , с. 142.
- ^ Ламберт 2011 , с. 213.
- ^ Ламберт 2014 , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эшкрофт 2012 , с. 143.
- ^ Моррис 2000 , стр. 183–184.
- ^ Винн 1981 , стр. 420–421.
- ^ Ламберт 2011 , стр. 140–141.
- ^ Моррис 2000 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон 1953 , стр. 211–212.
- ^ Перейти обратно: а б Уэллс 1984 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Винн 1981 , с. 421.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 234–235.
- ^ Уэллс 1984 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Моррис 2000 , с. 188.
- ^ Купер 2016 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Моррис 2000 , с. 189.
- ^ Купер 2016 , стр. 125–126.
- ^ Перейти обратно: а б Купер 2016 , с. 179.
- ^ «№35260» . Лондонская газета . 29 августа 1941 г. с. 5021.
- ^ Купер 2016 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б с д Винн 1981 , с. 422.
- ^ Купер 2016 , с. 195.
- ^ «№35341» . Лондонская газета (Приложение). 7 ноября 1941 г. с. 6491.
- ^ Томпсон 1953 , стр. 336–337.
- ^ Моррис 2000 , с. 194.
- ^ «№35658» . Лондонская газета (Приложение). 7 августа 1942 г. с. 3451.
- ^ Перейти обратно: а б Эшкрофт 2012 , с. 144.
- ^ «Новозеландский летчик женился в Лондоне» . Нажимать . Том. LXXIX, нет. 24027. 16 августа 1943 года . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ «Истории летчиков - П / ОЭП Уэллс» . Монумент Битвы за Британию в Лондоне . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Винн 1981 , с. 423.
- ^ Томпсон 1956 , с. 264.
- ^ Шорс и Уильямс 1994 , с. 624.
- ^ Спик 1997 , стр. 218–219.
- ^ Эшкрофт 2012 , стр. 144–145.
- ^ Эшкрофт 2012 , с. 145.
- ^ «Некролог: Билл Уэллс» . Новозеландский Вестник . 12 ноября 2005 г. Проверено 28 октября 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эшкрофт, Майкл (2012). Герои неба: удивительные правдивые истории о мужестве в воздухе . Лондон: Издательство Headline. ISBN 978-0-7553-6389-6 .
- Купер, Энтони (2016). «Пэдди» Финукейн и легенда о крыле Кенли: 452-я (австралийская) эскадрилья, 485-я (Новая Зеландия) эскадрилья и 602-я (город Глазго) эскадрилья с крылом Кенли, 1941 год . Страуд: Фонтхилл. ISBN 978-1-78155-512-5 .
- Ламберт, Макс (2011). День за днем: новозеландцы в истребительном командовании . Окленд: Издательство HarperCollins. ISBN 978-1-86950-844-9 .
- Ламберт, Макс (2014). Победа: новозеландские летчики и падение Германии . Окленд: Издательство HarperCollins. ISBN 978-1-77554-043-4 .
- Моррис, Джерард С. (2000). Спитфайр: Новозеландская история . Окленд: Reed Books. ISBN 0-7900-0696-0 .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и Сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .
- Спик, Майк (1997). Союзные истребители-асы: тактика и приемы воздушного боя Второй мировой войны . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-282-3 .
- Томпсон, Х.Л. (1953). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. И. Веллингтон: Отделение военной истории. ОСЛК 270919916 .
- Томпсон, Х.Л. (1956). Новозеландцы с Королевскими ВВС . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. II. Веллингтон: Отделение военной истории. OCLC 300089346 .
- Уэллс, Кевин В. (1984). Иллюстрированная история новозеландской эскадрильи «Спитфайр» . Окленд: Hutchinson Group. ISBN 0-09-159360-3 .
- Винн, Кеннет Г. (1981). Застежка для «немногих»: новозеландцы с застежкой «Битва за Британию» . Окленд: Кеннет Г. Винн. ISBN 0-86-465-0256 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1916 рождений
- смертей в 2005 г.
- Персонал Королевских ВВС Новой Зеландии
- Новозеландские летающие асы времен Второй мировой войны
- Новозеландские пилоты времен Второй мировой войны
- Новозеландские кавалеры Ордена за выдающиеся заслуги
- Люди из Кембриджа, Новая Зеландия
- Несколько
- Новозеландские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Лидеры крыла
- Военнослужащие из Вайкато