Джон Брэм (офицер Королевских ВВС)
Джон Брэм | |
---|---|
![]() Брэм (справа) со своим многолетним радистом и радистом, командиром звена Биллом «Стиксом» Грегори, 1943 год. Грегори пережил войну и умер в 2001 году. [ 1 ] | |
Псевдоним(а) | Боб |
Рожденный | Холкомб, Сомерсет , Англия | 6 апреля 1920 г.
Умер | 7 февраля 1974 г. Новая Шотландия , Канада | ( 53 года
Верность | Соединенное Королевство (1937–52) Канада (1952–68) |
Услуга/ | Королевские ВВС Королевские ВВС Канады |
Лет службы | 1937–68 |
Классифицировать | Капитан группы |
Команды | № 141-я эскадрилья RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Орден «За выдающиеся заслуги» и две планки Крест за выдающиеся заслуги и две планки Крест ВВС Орден Короны (Бельгия) Военный крест (Бельгия) |
Джон Рэндалл Дэниел «Боб» Брэм , DSO & Two Bars , DFC & Two Bars , AFC , CD (6 апреля 1920 – 7 февраля 1974) был Королевских ВВС (RAF) пилотом ночного истребителя и асом-истребителем во время Второй мировой войны .
Брэм родился в апреле 1920 года. После окончания школы подростком он работал клерком в местной полиции. Устав от гражданской жизни, Брэм в декабре 1937 года поступил на пятилетнюю краткосрочную службу в Королевские ВВС. В марте 1938 года он начал базовую подготовку, а затем с августа по декабрь прошел повышение квалификации. По завершении летной подготовки его направили в 29-ю эскадрилью RAF, базирующуюся в RAF Debden , где он научился управлять самолетами Hawker Hurricane и Bristol Blenheim . В 1939 году эскадрилья начала формироваться как специализированное подразделение ночных истребителей .
К августу 1940 года Битва за Британию уже шла полным ходом. Свою первую победу он одержал 24 августа, которая осталась его единственным успехом в бою. В сентябре 1940 года 29-я эскадрилья была перевооружена на Bristol Beaufighter . Брэм продолжил операции во время « Блица », заявив об уничтожении еще двух самолетов противника. К концу 1940 года он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками (DFC).
Брэм продолжал действовать в качестве пилота по борьбе с вторжением после окончания молниеносной атаки в мае 1941 года. Он стал асом в сентябре 1941 года, одержав пять побед, и в ноябре 1941 года был награжден планкой своего DFC. В июне 1942 года ему было присвоено звание командир эскадрильи . К октябрю 1942 года Брэм заявил, что уничтожено 12 самолетов противника, и был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO). Брэм также выполнял миссии в составе берегового командования Королевских ВВС В это время и заявил, что подводная лодка повреждена, а электронная лодка уничтожена. Затем его повысили до командира крыла и возглавили 141-ю эскадрилью Королевских ВВС . В этот момент Брахам совершил больше вылетов в оккупированную немцами Европу и получил вторую планку к своему DFC в июне 1943 года, а к сентябрю 1943 года одержал еще семь побед, в том числе трех, а возможно, четырех асов немецких ночных истребителей . Следовательно, ему была присвоена планка для его DSO.
Вскоре эскадрилья была преобразована в De Havilland Mosquito , а в феврале 1944 года Брэхам был переведен в оперативный штаб 2-й группы RAF, но ему было разрешено выполнять одну операцию в неделю. Он одержал девять побед на «Москито», а в июне 1944 года получил вторую планку своего DSO. Война Брэхама подошла к концу 24 июня 1944 года, когда он был сбит парой одномоторных немецких истребителей Focke-Wulf Fw 190 . Брахам попал в плен и провел остаток войны в плену . Освобожден в мае 1945 года.
Брэм был самым титулованным летчиком истребительного командования Королевских ВВС . Он заявил об уничтожении 29 самолетов противника. Кроме того, он заявил еще о шести поврежденных и четырех вероятных победах. Одна из этих вероятных побед может быть подтверждена немецкими записями: неофициально всего уничтожено 30 самолетов противника. Девятнадцать были достигнуты ночью. Он был самым успешным британским пилотом двухмоторных самолетов. 19 побед, одержанных ночью, могли соперничать с результатом Джона «Кошачьего Глаза» Каннингема , и его превзошел только пилот ночного истребителя Брэнс Бербридж . [ 2 ]
После войны ему предложили постоянную комиссию, которую он сначала принял. Выйдя в отставку в марте 1946 года, он ненадолго вновь вступил в армию. Пытаясь найти карьеру, которая могла бы поддержать его семью, Брэм эмигрировал в Канаду со своей семьей и поступил на службу в Королевские ВВС Канады (RCAF) в 1952 году. Заняв должность в Верховном штабе союзных держав в Европе , Брэм ушел из военной службы и ушел из армии. начал работать гражданским лицом в Департаменте по делам индейцев и развитию Севера . Он продолжал работать там до своей смерти от невыявленной опухоли головного мозга в 1974 году в возрасте 53 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Брэм родился 6 апреля 1920 года в Холкомбе, Сомерсет . Его отец, Эрнест Гудолл Брэм, был методистским священником, получившим квалификацию в Бристольском и Ливерпульском университетах . Преподобный Брэм затем стал доктором богословия после обучения в Королевском колледже Лондона в 1935 году. Эрнест служил пилотом в Королевском летном корпусе (RFC) во время Первой мировой войны . [ 3 ]
Брэм получил образование в подготовительной школе в Бельмонте с 1930 года, а затем перешел в государственную школу в Тонтоне в Сомерсете. Он посещал школы на юге Англии, когда Брахамы переехали через всю страну в Лондон. Брахам был крепко сложен. К 15 годам его рост составлял 6 футов 1 дюйм (1,85 метра), весил от 12 до 13 стоунов (от 76 до 83 килограммов) и он использовал свои природные способности, чтобы стать успешным боксером . В 15 лет и восемь месяцев он получил школьный аттестат . Его дальнейшее образование в гимназии королевы Елизаветы в Блэкберне, Ланкашир, не шло хорошо. Он часто отсутствовал из-за министерских назначений своего отца, которые вынуждали семью постоянно переезжать, и, как следствие, его концентрация и успеваемость снизились. Он бросил гимназию в возрасте 16 лет всего через несколько месяцев и не вернулся. [ 3 ]
Брэм изо всех сил пытался найти работу в эпоху Великой депрессии . Он подумывал о переезде за границу, чтобы присоединиться к колониальной полиции на британских заморских территориях , и некоторое время проходил стажировку в качестве моряка в торговом флоте . Чтобы набраться опыта, он работал клерком в . полиции округа Уиган К 1937 году, устав от жизни административного клерка, Брэм обратился в британские вооруженные силы в поисках более успешной карьеры. [ 3 ]
Обучение РАФ
[ редактировать ]В возрасте 17 лет Брэм подал заявление о зачислении на краткосрочную службу в ВВС Великобритании, курс, который длился пять лет. Комиссия была создана для поиска молодых энтузиастов авиации с подходящими физическими и академическими качествами, чтобы стать летными офицерами. К удивлению Брэма, его заявление было принято. Его комиссия была датирована 7 марта 1937 года. [ 4 ] Его сервисный номер был 40667. [ 5 ] Комиссия позволила Брахаму поступить в звании пилота-офицера . Его обучение в основном заключалось в ознакомлении с полетами гражданских организаций, нанятых для этого Королевскими ВВС. Успешные кандидаты прошли военную подготовку. [ 6 ]
В декабре 1937 года он начал летную подготовку в начальной летной школе № 7 (EFS) Королевских ВВС Десфорд . Для пилотов было нормальным совершать самостоятельные полеты после восьми-одиннадцати часов двойного обучения со своим летным инструктором. Для Брэма прогресс был медленным, и он совершил свой первый самостоятельный полет после 14 часов двойного обучения. 9 марта 1938 года Брэм впервые полетел в одиночку на Tiger Moth . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] В мае 1938 года Брэм начал офицерскую подготовку в Королевских ВВС в Аксбридже . После завершения этого курса его перевели в Королевские ВВС Шобери, чтобы начать обучение управлению военными самолетами. Теперь, назначенный в EFS № 11, он решил стать летчиком-истребителем и начал обучение на Hawker Hart . Он завершил свою повышенную летную подготовку 20 августа 1938 года и приступил к заключительному этапу обучения на Hawker Fury . В течение следующих четырех месяцев он завершил обучение боевым полетам, пилотажу и артиллерийской практике, получив высшее образование в декабре 1938 года. [ 8 ]
Его первой эскадрильей была 29-я эскадрилья RAF , базировавшаяся на авиабазе RAF West Malling , летавшая на двухместных самолетах Hawker Demon . В феврале 1939 года 29-я эскадрилья была перевооружена на « Бристоль Бленхейм» . Брэм был разочарован тем, что не прошел обучение на Hawker Hurricane , и его реакцией на эту новость была просьба о переводе, в которой ему было отказано. Эскадрилья потратила три месяца на переоборудование на «Бленхейм». В августе 1939 года № 29 все же переоборудовали в «Харрикейн», но с началом войны эскадрилья была возвращена в «Бленхейм» в рамках ее переориентации на работу ночных истребителей, а не дневных истребителей. Вскоре Брэм получил прозвище «Боб», которое оставалось с ним на протяжении всей его служебной карьеры. Он выбрал это христианское имя в качестве своего позывного на радио, чтобы отличиться от множества других Джонов в отряде. [ 10 ] [ 11 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Некоторые эскадрильи Королевских ВВС начали оснащать свои самолеты радиолокационными устройствами. Это была новаторская технология, известная как радар перехвата самолетов (ИИ) . Неизвестно, когда и сколько самолетов 29-й эскадрильи «Бленхейм» были оснащены ими в 1940 году, поскольку эскадрилья продолжала практиковаться и бороться с адаптацией к тактике ночных истребителей. Очень многие пилоты полагались на базовую тактику, не связанную с искусственным интеллектом, которая обычно подразумевала взаимодействие с прожекторами и использование зрения экипажа для поиска злоумышленников. К тому времени, когда Брэхам и его эскадрилья были призваны защищать Великобританию от воздушных атак в августе 1940 года, после краха Нидерландов , Бельгии и Франции в мае-июне 1940 года, оборона британских ночных истребителей была очень слабой. [ 12 ]
Трудности ночных боев проявились в действиях эскадрилий ночных истребителей. Один Fairey Battle был сбит по ошибке самолетом «Бленхейм», который не смог правильно идентифицировать самолет; некоторые другие «Бленхеймы» разбились после того, как попали в яркий свет прожекторов на малой высоте, и ответный огонь немецких бомбардировщиков нанес по крайней мере одну потерю, в то время как 29-й эскадрилье удалось сбить только один немецкий самолет. Хотя устройства идентификации «свой-чужой» (IFF) были установлены на некоторых британских самолетах, они не всегда были включены. Брэм также столкнулся с техническими неисправностями в Бленхеймах, что побудило его поставить под сомнение их надежность. Однажды в Бленхейме, на котором он летел, сломалась гидравлическая труба, что привело к выходу из строя шасси и вынудило Брэхама совершить вынужденную посадку. В это время к нему присоединился его стрелок/наблюдатель Билл Грегори, с которым ему приходилось часто летать. [ 13 ]
Защита дома
[ редактировать ]К августу 1940 года битва за Британию обострилась. До сих пор большая часть боев велась днем, что расстраивало экипажи ночных истребителей. В настоящее время базирующееся в британских ВВС Дигби в Линкольншире и действующее с аэродрома-спутника в Веллингоре, это подразделение входило в состав 12-й группы Королевских ВВС, защищающей воздушное пространство Великобритании к северу от Лондона. В ночь на 24 августа 1940 года Брэм взлетел и патрулировал район Хамберсайда . «Бленхейм» пилотировал Брэм, на нем находились воздушный стрелок сержант Уилсдон, а также летчик и обученный оператор радара Н. Джейкобсон. Брэхама направили к самолету, освещенному прожекторами, но он приблизился слишком быстро и промахнулся. Его стрелку удалось достаточно повредить самолет, и экипаж прожектора увидел, как он упал в море. Он был идентифицирован как Heinkel He 111 . [ 14 ] Единственное другое взаимодействие Брахама с противником произошло в Тернхилле , когда Юнкерс Ju 88 сбросил бомбы на аэродром, уничтожив 13 Авро Ансонов и повредив еще 20. Брахам пережил нападение невредимым. [ 15 ]
В сентябре 1940 года 29-я эскадрилья начала переоборудоваться в Bristol Beaufighter , прочный и тяжеловооруженный двухмоторный самолет, оснащенный радаром перехвата самолетов (ИИ) в форме AI Mk. IV были установлены радары, как раз в тот момент, когда Люфтваффе начали кампанию против британских промышленных городов, известную как « Блиц ». К 29 ноября эскадрилья превратилась в подразделение, состоящее исключительно из истребителей Beaufighter. Брэм был одним из первых, кто управлял Бофайтером, и сделал это в сентябре. Однако почти весь месяц он провел в больнице после серьезной автомобильной аварии. Свою первую военную операцию он совершил на истребителе Beaufighter 17 ноября 1940 года. Миссию возглавил командир эскадрильи Гай Гибсон , позже известный своей ролью в операции Chastise . За этот месяц Брэм совершил девять операций и усовершенствовал свои навыки, пройдя курс слепого полета, на котором пилоты учились летать в условиях плохой видимости. За свою службу он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги (DFC). 17 января 1941 года [ 16 ] [ 17 ]

Сочетание этих разработок в конечном итоге привело к успеху. 13 марта 1941 года Брэм внезапно атаковал Dornier Do 17 , выведя из строя один из его двигателей до того, как заклинило пушки. Оператор его радара, сержант Росс, в конце концов вывел из строя три орудия. Вторая очередь Брэма взорвала бомбардировщик на расстоянии 60 ярдов, и Бофайтер едва избежал столкновения с обломками. Бой длился 13 минут. [ 18 ] 9 мая оба экипажа добились еще одного успеха. Подойдя немного ниже цели, Брэм следовал инструкциям оператора радара, пока не было сделано визуальное наблюдение. Опознав самолет по пятну затменных звезд, он мог занять позицию для атаки. Атакуя два He 111, он сбил один двумя короткими очередями с близкого расстояния. [ 19 ] Победа была подтверждена. He 111 разбился в соседнем Ричмонде , Лондон. погибшего пилота Железный крест ( Eisernes Kreuz ) был отправлен Брахаму и сувенир вместе с двумя спасательными жилетами Люфтваффе, которые он предпочел более громоздким британским образцам. Он носил спасательный жилет, пока его не сбили. [ 20 ]
Блиц закончился , когда Люфтваффе двинуло свои силы для поддержки операции «Барбаросса» и вторжения в Советский Союз в июне 1941 года, а воздушные налеты ослабли. Во второй половине 1941 года небольшое количество немецких самолетов наносило точечные удары по Великобритании, а немецкие ночные истребители пытались перехватить операции над Англией, чтобы сорвать бомбардировочным командованием британских ВВС бомбардировку Германии . 23 июня Брэм заявил о возможной атаке на He 111, крушение которого видел персонал Королевского наблюдательного корпуса . Но поскольку он потерял связь с наземным управлением (выйдя из зоны боевых действий № 29) и опасаясь потеряться или преследовать He 111 слишком низко в аэростатах заграждения , Брэм прекратил погоню и заявил о вероятном. Записи показывают, что только одно заявление было сделано той ночью истребителем Королевских ВВС, кроме Брэхама, а в немецких записях указано, что два бомбардировщика не вернулись. [ 21 ]
Билл Грегори стал постоянным оператором радара Брэма 6 июля 1941 года. [ 22 ] На следующий день, 7 июля 1941 года, он одержал еще одну победу, уничтожив Ju 88, а 12 сентября стал асом, сбив He 111, одержав свою пятую победу. 19 октября был заявлен Do 17, а 24 октября последовал еще один He 111. К 25 ноября 1941 года он уничтожил 7 самолетов противника и получил запрет на свой DFC. Затем ему было присвоено звание летного лейтенанта . [ 23 ] После небольшого отпуска в 1941 году Брэхам отдыхал, чтобы предотвратить утомление. он был отправлен в № 51 OTU (отдел оперативной подготовки) ВВС Крэнфилд . 28 января 1942 года [ 24 ]
Перед отъездом в Крэнфилд Брэм попал в еще одну автомобильную аварию, из-за которой он был отстранен от работы. Он получил травму, когда Austin 7 , на котором он ехал, на скорости вылетел с дороги. Он был на вечеринке, празднуя свой успех. Все пять пассажиров (три офицера и две девушки) получили ранения, но одна из женщин позже скончалась в больнице. [ 25 ] Выздоровев, Боб пережил два страха во время дежурства в Крэнфилде. 13 марта у Beaufighter отказали двигатели, что вынудило его совершить вынужденную посадку, и в тот же день его второй полет закончился возгоранием двигателей самолета. Брахаму удалось совершить благополучную посадку. [ 26 ]
В это время Брэм и Грегори часто посещали 29-ю эскадрилью в Вест-Маллинге . К этому моменту немцы посылали небольшие формирования для бомбардировки выбранных целей в Британии в так называемом Бедекерском блиц-налете . Действуя в ночь с 6 на 7 июня 1942 года на заимствованном истребителе Beaufighter, они уничтожили Dornier 217, совершавший набег на Кентербери , и вскоре после этого Брэхам был отправлен обратно в 29-ю эскадрилью из 51 OTU 24 июля 1942 года в качестве исполняющего обязанности командира эскадрильи и командира звена подразделения. . Повредив Ju 88 24 августа, он уничтожил еще один 28 августа, используя Mark VII AI. Свидетелями победы стали военнослужащие ВВС США , посетившие радиолокационную станцию недалеко от побережья. 29 августа он атаковал и уничтожил Ju 88, летевший на высоте 150 футов над Ла-Маншем . Умело «обнимая волну», пилот Ju 88 сумел совершить резкие маневры уклонения. Хотя немецкий самолет был поврежден, на мгновение Beaufighter пролетел над Ju 88 и был поражен залпом оборонительного огня, в результате чего загорелся левый двигатель, что привело к аварийной посадке возле Бичи-Хед. Ни он, ни его оператор на этом рейсе Гарри Джейкобс не пострадали, хотя было обнаружено, что пуля прошла через сиденье Брэма, миновав его на несколько дюймов. Он был награжден своим DSO 9 октября 1942 года, на его счету было уничтожено 10 самолетов противника. [ 27 ] [ 28 ]
После получения награды Брэм отправился праздновать в паб. Он пытался поехать домой в состоянии алкогольного опьянения и врезался в островок безопасности. Хотя вождение в нетрезвом состоянии не было уголовным преступлением, полиция обвинила его в нанесении ущерба общественной собственности и оштрафовала на 5 фунтов стерлингов , что эквивалентно недельному заработку. Это была его третья автокатастрофа. [ 29 ] Его успех не утих. Ju 88 и Do 217 были захвачены у берегов Англии в ночь с 26 на 31 октября 1942 года. [ 30 ]
Ночной злоумышленник
[ редактировать ]Брэм уничтожил 12 самолетов противника (один вероятный и четыре поврежденных) и был одним из самых успешных пилотов ночных истребителей британских ВВС. В знак признания его опыта 23 декабря 1942 года он был назначен командиром 141-й эскадрильи RAF на авиабазе RAF Ford в качестве 22-летнего командира крыла . С ним отправился его оператор искусственного интеллекта Грегори, ныне летный офицер, награжденный DFC и медалью «За выдающиеся летные заслуги» . Три недели спустя, 20 января 1943 года, Брэм забрал Do 217. [ 31 ] [ 32 ]
В феврале 1943 года истребители Beaufighter Mk.IF 141-й эскадрильи перебрались в Корнуолл для выполнения ночного патрулирования над Бретанью и Францией, а также дневного патрулирования над Бискайским заливом и подходами к Атлантическому океану для защиты самолетов прибрежного командования Королевских ВВС . 20 марта 1943 года он заявил, что локомотив уничтожен, и вскоре после этого был назначен исполняющим обязанности командира авиаполка. В апреле Брахам атаковал немецкую электронную лодку , выпустив по цели 500 выстрелов из 20-мм пушки, вызвав сильный пожар. В ходе других операций Брэхам повредил три электронные лодки, а также обстрелял и повредил подводную лодку . [ 33 ]
В мае 1943 года 141-я эскадрилья перебралась в авиабазу RAF Wittering . Она была выбрана в качестве первой специально созданной эскадрильи ночных истребителей, которая будет действовать над Германией и оккупированной Европой в качестве поддержки бомбардировщиков. Бофайтеры были оснащены новым радар-детектором Serrate немецкого ночного истребителя , который улавливал радиолокационные импульсы, излучаемые радаром Лихтенштейн . Ряд истребителей Beaufighter также был оснащен радаром Mk IV, но не более эффективным и недавно представленным Mark VII. Зубчатые операции начались в июне 1943 года и получили больший импульс по мере обострения битвы за Рур и увеличения потерь бомбардировочного командования от немецких ночных истребителей. Брахам добился немедленного успеха, уничтожив Мессершмитт Bf 110 над Нидерландами 14 июня и еще девять дней спустя. Также была подана претензия в отношении поврежденного Ju 88 после того, как орудия Брахама заклинило. В промежутке между этими двумя успехами 15 июня 1943 года Брэхам получил вторую планку своего DFC. [ 34 ] В течение июня 141-я эскадрилья заявила, что пять истребителей противника уничтожены и два повреждены, а один Beaufighter потерян. [ 35 ] [ 36 ] Брэм отметил, что непрерывные операции утомляют Грегори, и организовал ему отдых в качестве офицера оперативного планирования эскадрильи. Его заменой стал лейтенант Гарри «Джеко» Джейкобс. [ 37 ]

Его самая успешная операция по вторжению состоялась в ночь с 17 на 18 августа 1943 года, когда он участвовал в поддержке 100-й группы бомбардировочного командования Королевских ВВС операции «Гидра» . Брэм решил, что лучше всего использовать британских ночных истребителей в качестве внештатных сотрудников. Вместо того, чтобы действовать над известными немецкими аэродромами, он решил разместить истребители Beaufighter между исходящим потоком бомбардировщиков и немецкими аэродромами в Нидерландах, Германии и Бельгии. Он надеялся, что эхо истребителей «Бофайтер» на немецком радаре Лихтенштейна привлечет вражеские самолеты и отвлечет их от бомбардировщиков. [ 38 ]
Брахам полетел в первой волне. Когда волна Брэма достигла Леувардена в Нидерландах, и хотя четыре из пяти истребителей британских ВВС не вступили в контакт, Брэхем привлек два ночных истребителя противника. Мессершмитты Bf 110 принадлежали IV./ Nachtjagdgeschwader 1 (1-1-й полк ночных истребителей NJG). Пятеро взлетели под командованием Хайнца-Вольфганга Шнауфера , который закончил войну как самый успешный ночной истребитель всех времен, одержав 121 воздушную победу. Шнауфер направился к эху, но сам повернул обратно из-за неисправности двигателя. Используя свой радар-детектор Serrate, Брэм и его оператор радара уловили излучения радара Лихтенштейна немецких истребителей . Он догнал и сбил фельдфебеля Георга Крафта , эксперта , одержавшего 15 воздушных побед из 4./NJG 1. Крафт был убит. Другой Bf 110 стал свидетелем боя и попытался вступить в бой с Брахамом, но его перехитрили и тоже отправили в бой. Его пилот, фельдфебель Хайнц Винке, был единственным выжившим членом его экипажа. Брэм подумывал о том, чтобы выстрелить в один член экипажа, вероятно, Винке, которого он видел, выпрыгивал с парашютом из самолета, но Билл Грегори убедил его не делать этого. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Beaufighter Брэма чуть не был поражен обломками последней жертвы. У Брахама была привычка открывать огонь с очень близкого расстояния, и в результате распада «Мессершмитта» обломки швырялись в следовавший за ним «Бофайтер». Одной из причин стрельбы с близкого расстояния была сильная усталость Брэма. В таком состоянии Брахам едва мог держать глаза открытыми. Всякий раз, когда он смотрел вперед, они болели и туманились. [ 42 ]
Брэхам не был удовлетворен своим текущим результатом и бездействием в сентябре 1943 года. Следовательно, он совершил ряд вылетов по наземным целям. Успешным пилотам ночных истребителей было приказано не заниматься такой деятельностью, которая подвергала бы их чрезмерному риску. Во время одной конкретной миссии он решил охотиться на железнодорожный транспорт противника, не сумев обнаружить вражеские самолеты. На линии Дьепп — Париж он перехватил локомотив, который взорвался после удара. Он атаковал другого, но врезался в несколько деревьев, повредив нижнюю часть фюзеляжа. Брэм сохранил контроль и улетел домой. Для него не было ничего необычного в том, чтобы вернуться со странными отклонениями, вызванными столкновениями с объектами. После одного вылета против корабля оружейники были залиты соленой водой и водорослями, когда открывали панель, в которой находились пушки, с намерением заменить израсходованные боеприпасы. [ 43 ]
Брэм получил первую награду своему DSO 24 сентября 1943 года. Четыре ночи спустя, 28/29 сентября, во время проведения операции по вторжению между Целле и Ганновером Брэм столкнулся с тем, что он определил как Do 217, который вступил с ним в воздушный бой. . Он сбил вражеский самолет, который ударился о землю и взорвался. Затем он получил еще один контакт с вражеским самолетом, но не смог его поймать, а затем стал свидетелем крушения или взрыва поблизости. Один источник предполагает, что жертвой крушения стал немецкий ас Ханс-Дитер Франк (55 побед), летавший на Heinkel He 219 , который столкнулся с другим немецким истребителем, пытаясь уклониться от Брахама. [ 44 ] [ 45 ] Уже следующей ночью он забрал Bf 110. Его жертвой оказался немецкий ас Август Гейгер из IV./NJG 1 (53 победы). Гейгер выбросился из своего истребителя с парашютом, но утонул. Через несколько минут Брахам обстрелял Ju 88, который, по его словам, был поврежден. [ 46 ] [ 47 ] Франк, Винке и Гейгер были 17-м, 18-м и 19-м наиболее успешными асами-истребителями Второй мировой войны (и ведения воздушной войны ). [ 48 ]
Против своего желания Брэхам был отдохнул от боевых действий и 1 октября 1943 года был отправлен из 141-й эскадрильи для прохождения курсов штабных офицеров в Камберли . Брэм сопротивлялся этому шагу, как мог. Он пожаловался непосредственно маршалу авиации Родерику Хиллу , командующему в то время истребительным командованием. Хилл отказался удовлетворить просьбу Брэма и отклонил его просьбу о последней операции. Через несколько дней Брэхам был переведен в 9-ю группу RAF . [ 49 ]
Злоумышленник дневного света
[ редактировать ]В течение трех месяцев Брахам оставался бездействующим. В феврале 1944 года его направили во 2-ю группу Королевских ВВС в качестве «командира звена ночных операций» при 2-й группе легких бомбардировщиков Вторых тактических ВВС Королевских ВВС . Несмотря на то, что Брэхам был штабным офицером в штаб-квартире, он смог с настойчивостью убедить своего командира, вице-маршала авиации Бэзила Эмбри , позволить ему «внештатно» проводить операции по взлому, используя De Havilland Mosquito, позаимствованный у одной из различных эскадрилий в группу при условии, что он заранее спросит у него разрешения. Брэхам также приказал перевести своих бывших операторов радаров в штаб группы, чтобы он мог летать вместе с ними. Он часто брал самолеты в аренду у 613-й эскадрильи RAF . [ 50 ]
28 февраля 1944 года он взлетел и заявил, что немецкий грузовик был уничтожен к югу от Парижа в ходе дневного вылета. [ 50 ] «Москиты» не имели радара, но были оснащены навигационными средствами Gee . Это позволяло обеспечить точную навигацию, но ночные вылеты были бы бесполезны, поскольку определение местоположения самолетов противника было бы исключительно трудным. Для Брахама охота при дневном свете была странным опытом. 5 марта 1944 года он вместе с Биллом Грегори совершил 900-мильное путешествие по северной Франции. Погода препятствовала его попыткам обстреливать аэродромы в Орлеане и Бурже , поэтому он направился на аэродром в Шатодане . Он заметил Heinkel He 177 , летевший на посадочной схеме на высоте 800 футов. Он быстро приблизился и одержал на нем свою 20-ю воздушную победу. Брэхаму было отказано в возможности работать пилотом ночного истребителя в то время, когда наблюдалась интенсивная активность. В январе 1944 года Люфтваффе начало операцию «Штайнбок» — серию ударов по британским городам в ответ на британское наступление на Германию. В ходе операции немецкая авиация понесла серьезные потери. [ 51 ]

12 марта Брэм и Грегори возвращались из 1000-мильного путешествия и попали под обстрел с земли над Байе . Они доставили «Москито» обратно в Англию на одном двигателе — другой сгорел. Всего два дня спустя он посетил Букингемский дворец вручил ему вторую степень DFC , где Георг VI . На мероприятии присутствовали жена Брэма Джоан и его отец. [ 51 ]
Десять дней спустя он получил разрешение на еще один дневной вылет. Командир эскадрильи Робертсон присоединился к нему в этом случае в качестве бортинженера. Он прилетел в Лэшэм, чтобы забрать Комара. Его целью в данном случае будет Дания . Люфтваффе держало в этом регионе несколько оперативных подразделений, поэтому он вылетел в Колтишолл в Норфолке, чтобы быть ближе к пункту назначения и сэкономить топливо во время вылета. Около Ольборга он заметил два самолета. Так далеко от зоны боевых действий немцы не ожидали нападения противника. Ни один из них не предпринял особых попыток защитить себя. Первый, транспортный Юнкерс W 34 , был сбит, а второй, Юнкерс Ю 52 , попытался совершить аварийную посадку, но перевернулся и помял крылья. Брэм обстрелял его, чтобы обеспечить разрушение. Камеры его оружия засняли действие, во время которого он произвел 320 выстрелов. 4 апреля он вернулся во Францию. Не имея радара, Брэм искал большие аэродромы, чтобы быть уверенным в перехвате вражеского самолета. Он прилетел в Бордо в поисках He 177, которые, по предположениям разведки, действовали против атлантических конвоев из Бордо-Мериньяк . Брахам столкнулся только с Bücker Bü 131 , который пал жертвой после короткой очереди. [ 52 ]
Девять дней спустя Брахам вернулся в Данию. На этот раз 305-я польская бомбардировочная эскадрилья « у поляков была позаимствована Москит». Во время миссии он столкнулся с He 111 возле Эсберга . Он кружил над маяком на высоте 300 футов. Брэм произвел трехсекундную очередь, He 111 загорелся и нырнул носом в море, взорвавшись при ударе. Учебно -тренировочный самолет Focke-Wulf Fw 58 стал его второй победой в этом задании. Тем временем немцы отследили «Москит» с помощью радара. два Мессершмитта Bf 109 Вскоре после этого на сцене появились . Основание облака находилось всего на высоте 1000 футов, и ему удалось спастись, спрятавшись в его складках. Один из Bf 109 произвел несколько безрезультатных очередей по Брахаму, а также он столкнулся с легким огнем с земли. Он вылетел прямо в штаб-квартиру группы в Бенсоне . На следующий день он вернул «Москито». Несколько дней спустя Брэм вернулся в 305-й дивизион, чтобы забрать «Москито», и присоединился к 107-й эскадрилье Королевских ВВС в рейде на Париж, хотя у него не было формальной подготовки пилотов бомбардировщиков. Девять дней спустя рядом Пуатье , Брахам участвовал в штурмовой операции. Он заметил на малой высоте «Фокке-Вульф Fw 190» с подвесным баком и ракетами под крылом. Он выстрелил на 600 ярдов, когда противник ускорился, чтобы уйти. Его огонь замедлил Fw 190; догнав его, Fw 190 снова получил удар и разбился: его обломки разбросаны по трем полям. «Фокке-Вульф» стал его 27-й победой. [ 53 ]
Были свидетельства того, что суждение Брахама ухудшалось. Он не брал много отпусков с тех пор, как в 1939 году началась война, и признался, что стал вспыльчивым по отношению к своей семье и окружающим. Большую часть предыдущих двух лет он провел, руководя фронтом и выполняя длительные и опасные операции над территорией противника. 7 мая 1944 года он забрал штурмана лейтенанта Дональда Уолша из штаба группы. Он одолжил «Москито» у 21-й эскадрильи в Грейвсенде . Он прилетел в Норфолк для дозаправки, провел время в своем старом подразделении, 141-й эскадрилье, и провел ночь в Вест-Рейнхэме . Над Роскилле , Дания, после 10-минутной погони он поймал Ju 88 и сбил его – это его 28-я победа. 12 мая Брахам повторил операцию. На этот раз он взял с собой Билла Грегори. Действуя над линией Ольборг – Копенгаген, он заметил Fw 190 возле Хернинга. Преследуя его, Брэм оказался под атакой Bf 109 — его присутствие четко обнаружил немецкий радар. Его «Москит» попал в левое крыло, и топливопровод был разорван. Затем Bf 109 исчез. Не обращая внимания на повреждения, он приблизился к Fw 190. На нуле футов его «Москит» отскочил от насыпи, но ему удалось поразить вражеский самолет, который загорелся, остановился и разбился недалеко от Ольборга. Расстояние было настолько близким — около 100 ярдов, — что «Фокке-Вульф» едва не столкнулся с Брэхэмом. Потеря топлива в результате погони и повреждения в сочетании с повреждением винтов при столкновении с землей означали, что шансы добраться до Англии были невелики. Он поднялся на большую высоту в 70 милях от берега и передал полученное экстренное сообщение. Он выбросил Москито, который сломался пополам. Они взяли шлюпку и наблюдали, как ее хвост и крылья остаются на плаву. Его вместе с Грегори подняли спасательной службой воздух-море. Траулеры Королевского флота потопили оставшиеся на плаву секции самолетов. Независимо от предприятия, 13 июня 1944 года он получил свою последнюю награду — вторую планку к своему DSO. [ 54 ] [ 55 ]
Брэхама вызвали к Бэзилу Эмбри. Командир заставил Брахама подождать, пока он примоется и оденется должным образом. Эмбри строго упрекнул Брэхама за то, что он так рисковал собой. Он не дал своего согласия на операцию, и Брэхам улетел прежде, чем успел дать окончательный ответ. Тем не менее, его 29-я победа сняла напряжение, и Эмбри пригласил его в бар на примирительную кружку пива. Билл Грегори больше не летал с Бобом Брэмом. Его DFC и бар в DFM отражали его вклад в успех Брэма. Возможно, он также воспринял события 12 мая 1944 года как предупреждение. Для Брэма азарт от операций рейнджеров вызывал привыкание. 25 мая 1944 года он предпринял еще одну попытку, но из-за плохой погоды повернул назад. Его последние боевые действия были совершены с Эмбри и Уолшем 6 июня 1944 года во время высадки в Нормандии . Западный фронт , бездействующий с 1940 года, теперь вновь активизировался. В июне 1944 года Брэм несколько раз пролетал над Нормандией с группами бомбардировщиков «Москито». Это считались его последними успешными операциями. [ 56 ]
Военнопленный
[ редактировать ]В отличие от Грегори, Брэма не волновали события 12 мая 1944 года. [ 57 ] Брахам считал, что, пока продолжается война, обученный боевой пилот должен любой ценой вступить в бой с противником. Его опыт давал ему больше шансов выжить, чем новому пилоту, но он признал, что его состояние не может длиться вечно. Брэхам продолжал проводить операции глубоко в воздушном пространстве противника над Данией, в одиночку и при дневном свете. [ 57 ]
25 июня 1944 года он забрал «Москито» из 21-й эскадрильи и австралийского штурмана Дона Уолша, а затем вылетел в Норфолк для дозаправки в Вест-Рейнхеме. Они взлетели и направились к датскому побережью. В море он заметил и, вероятно, был замечен немецкими прибрежными кораблями. Приближаясь к земле, Брэм и Уолш заметили в динамиках радио самолета легкий вой, означающий, что «Москит» отслеживается радаром. Чтобы противнику было трудно его выследить, он часто менял курс. Операции рейнджеров зависели от внезапности, но она явно была проиграна. Облака рассеялись, и видимость улучшилась. Брэм решил, что продолжать было глупо, и решил отправиться домой. Пролетая над островом Фюн , он заметил здание с большим флагом со свастикой, свисающим с шеста. У входа стояла машина. Полагая, что там может находиться кто-то важный, он нырнул, чтобы атаковать, обстрелял здание и уничтожил машину. [ 58 ]
Покинув этот район, он достиг западного побережья, но Брахам слонялся слишком долго. Он заметил два Fw 190, быстро приближавшихся с востока. Брэм сбил две такие машины на «Москито», но он не был уверен в том, насколько опытными были эти пилоты. Облачности не было, и «Москито» не мог долго обогнать более быстрые и маневренные одномоторные истребители. Он решил повернуться и сражаться, пока еще может. При лобовой атаке первый пилот Fw 190 промахнулся, но второй попал в левое крыло и двигатель пушечным огнем, вызвав сильный пожар. Приборная панель и окно кабины были прострелены, и Уолша и Брэма не хватило на несколько дюймов. Брэм нырнул в море, уровень которого упал ниже 100 футов. Он пытался помощью огнетушителя остановить пожар с . Немецкий пилот разделял философию Брэма, заключавшуюся в том, чтобы обеспечить поражение, стреляя по вражескому самолету до тех пор, пока он не упадет. В «Москито» снова ударили, и Брэм совершил аварийную посадку своего самолета на пляж на скорости 150 миль в час . [ 59 ]

Брэм и Уолш выбрались из «Москита» и спрятались за песчаной дюной. При этом взорвались топливные баки самолета. Пилот Fw 190 пролетел на высоте 20 футов, и на мгновение они подумали, что он собирается стрелять по ним. К их облегчению, он помахал рукой и пролетел мимо. Они собирались бежать, но тут же к ним побежали немецкие солдаты. Они совершили аварийную посадку возле радиолокационной станции, и солдаты противника очень быстро оказались на месте крушения. Немцы произвели в их сторону несколько выстрелов, но ни один не попал в цель. Их схватили и обыскали. Немцы нашли пистолет Маузер , который Брахам взял с разбившегося немецкого бомбардировщика. Это не было хорошо встречено его похитителями. Брахам считал, что они могут напасть на него, и думал о том, чтобы схватить пистолет, сразиться с немецкими охранниками, найти дружелюбного датчанина и каким-то образом добраться до Швеции . Напряжение спало, когда его отвели в казарму и предложили синтетический немецкий кофе. Вскоре прибыла пара офицеров Люфтваффе и сопроводила его в камеру на аэродроме неподалеку. Эсберг . [ 59 ]
Брахама и Уолша переправили через границу поездом в Германию и отправили в центр допросов Люфтваффе в Оберурзеле , недалеко от Франкфурта . По пути поезд днем и ночью останавливался из-за воздушных налетов. Немецкие охранники ясно дали понять, что презирают британских летчиков. Когда мирные жители видели их в вагонах и на вокзалах, в их адрес выкрикивались оскорбления и угрозы расправы. Йозеф Геббельс , имперский министр пропаганды , назвал всех британских и союзных летчиков «летчиками-террористами», и его послание нашло отклик у гражданского населения. В какой-то момент группа пьяных немецких солдат угрожала им штыками и попыталась прорваться в вагон переполненного поезда. Брахам опасался за свою жизнь, но ситуация была восстановлена, когда молодой офицер СС отдал приказ и положил этому конец. [ 59 ]
В следственном изоляторе его плохо кормили и он был физически ослаблен. Это была часть немецкой методики ослабления сопротивления допросу. Немцы подготовили досье на всех известных военнослужащих Королевских ВВС на основе информации из британских газет. Они знали большую часть того, что произошло в его карьере и личной жизни. Там его допрашивал помощник рейхсмаршала Герман Геринг . Немец расспросил его о британской обороне и Supermarine Spitfires , поскольку он собирался возобновить боевые действия на Ju 88. В шутку Брэм посоветовал ему держаться подальше от «Спитфайров». сбивший его пилот — лейтенант Роберт Спрекельс из Jagdgeschwader 1 В Оберурзеле его встретил (JG 1 — 1-й истребительный авиаполк). Брахам был одной из его 12 воздушных побед; цифру 45 часто неправильно цитируют. Был предоставлен переводчик. Брэм пообещал купить ему виски , когда союзники выиграют войну. Это заявление стало шоком для Шпрекельса, который твердо верил в победу Германии . Брэм стал уважать Спрекелсов, не обращая внимания на их разногласия. Он узнал, что Спрекельс потерял своих родителей в результате британской воздушной атаки, и был удивлен, когда немец отверг этот факт словами «это война». Оба летчика-истребителя отмежевались от бомбардировочной войны. Они пожали друг другу руки и разошлись. [ 59 ]
Летчиков отправили в Шталаг Люфт III , лагерь для военнопленных Люфтваффе недалеко от Сагана в Германии, недалеко от польской границы. Они оставались там до 27 января 1945 года, когда наступление Красной Армии вынудило их пройти через Германию. Их кормили посылками Красного Креста и гражданским населением, которое также бежало от Советов. Около деревни Ямлиц танковая дивизия , недавно вышедшая из строя, поделилась с ними пайками. 2 февраля 1945 года они достигли Шпремберга , где получили продовольствие и горячую воду со склада 8-й танковой дивизии . Они достигли Бремена 5 февраля 1945 года. Успех британской армии в северо-западной Европе потребовал их эвакуации в Любек 10 апреля. Они были освобождены частями британской армии 2 мая 1945 года. [ 60 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]Возвращение Брэма в Великобританию не было долгожданным. Его семье было чрезвычайно трудно жить с ним. Его вспыльчивость и агрессивность проявились, когда журналисты пришли в дом семьи в Лестершире в поисках военной истории для печати. Брахам, презиравший публичность, физически выгнал их из своей собственности. Его решение исключить средства массовой информации из своей жизни, вероятно, объясняет, почему, даже будучи одним из самых успешных асов, он был практически неизвестен в Британии за пределами Королевских ВВС. Брэм также впал в уныние по поводу политического климата в стране, которая низвела Уинстона Черчилля до лидера оппозиции , где черный рынок был процветающим, а нормирование должно было стать неопределенной особенностью послевоенной Британии в 1950-е годы. [ 61 ]
Брэм остался в Королевских ВВС и присоединился к отделу разработки ночных истребителей Центрального истребительного учреждения , где тестировал и разрабатывал существующее и новое ночное боевое оборудование. Массовое разоружение и сокращение ВВС Великобритании, имитирующее ситуацию начала 1920-х годов, еще больше разочаровали Брахама. В целях экономии полеты сократили, а также исключили единственный вид деятельности, который привлек его в Королевские ВВС в 1937 году. Первоначально он все еще осуществлял регулярные полеты в Бельгию , где Королевские ВВС сохранили большие базы. Там он был награжден Орденом Короны и Военным крестом с пальмовой ветвью за свою работу в военное время. Эта договоренность просуществовала недолго, когда Центральное истребительное учреждение сократилось вдвое. В сочетании с нормированием, снижением уровня жизни и низкой заработной платой Брэм ушел из Королевских ВВС в марте 1946 года и подал заявление о вступлении в Родезийскую колониальную полицию. Билл Грегори узнал о решении Брэма и связался с Бэзилом Эмбри, бывшим командиром Брэма. Вскоре Эмбри убедил его вернуться в ВВС Великобритании в звании летного лейтенанта с зарплатой исполняющего обязанности командира крыла. Последовал период двух лет нелетных назначений в Министерство авиации в Лондоне. [ 61 ]
В мае 1952 года он во второй раз ушел из Королевских ВВС. Брэм решил, что не может позволить себе оплачивать частное образование своих трех сыновей на зарплату командира звена в Великобритании. Он поступил на службу в Королевские ВВС Канады (RCAF) в звании командира крыла и с гораздо более высокой оплатой. 6 июня 1952 года «Брэмы» отплыли в Канаду, и Брэхам был немедленно назначен штабным офицером по операциям и обучению в ПВО недалеко от Монреаля . Он учил экипаж летать, осуществлять перехваты и вести бой в любую погоду. летал на быстром Avro Canada CF-100 Canuck Он 39 раз , на North American F-86 Sabre, а также на Lockheed T-33 . Всего он совершил 193 полета в составе RCAF. Следующим его назначением стал CFB North Bay , в 200 милях к северу от Торонто , в подразделении всепогодной (истребительной) оперативной подготовки № 3 . [ 61 ]
С октября 1957 года по июль 1960 года Брэм командовал 432-й эскадрильей на самолетах Avro Canada CF-100 . Там он попал в столкновение в воздухе, потерял крыло и не смог сбросить купол. Он катапультировался через купол, спрыгнув с парашютом в безопасное место, но получил травмы спины и головы. Летом 1960 года семья переехала в Париж, где он был назначен старшим офицером Верховного штаба союзных держав в Европе (SHAPE). Брахам летал, когда мог. Он патрулировал небо над Бельгией, Западной Германией и Люксембургом на вариантах Lockheed F-104 Starfighter и English Electric Lightning . Его срок полномочий в SHAPE закончился в 1964 году. [ 61 ]
В 1961 году он принял приглашение от Роберта Шпрекелса, победителя воздушного боя 25 июня 1944 года, в Германию. Спрекелс несколько лет пытался найти Брэхама. Находясь в Англии по делам гамбургской судоходной фирмы, он узнал, что Брэм пережил войну и все еще жив. Он убедил немецкого консула в Бате переслать ему письмо. Переписка последовала с 1956 года, но только в 1961 году обстоятельства позволили встретиться. Спрекелс выучил английский в достаточной степени, чтобы общаться могли двое. Брэм написал в Scramble : «Роберт Спрекелс, несмотря на мировую напряженность и ненависть, стал одним из моих друзей». [ 61 ]
Оставшуюся часть своей карьеры Брэхам летал по всему миру, но в 1968 году политика Канады указала на объединение всех канадских вооруженных сил. Что еще хуже, отмена Avro Canada CF-105 Arrow положила конец плану Канады по созданию собственных истребителей, что ограничило амбиции Брэма как летчика-испытателя. Он ушел из RCAF в январе 1968 года и поселился в Новой Шотландии со своей женой и тремя сыновьями. Он налетал 5370 часов на 66 типах самолетов в составе RCAF. [ 61 ]
Ему было всего 48 лет, и Брахам не хотел уходить на пенсию. Он всегда интересовался историей и поэтому поступил на работу в отдел исторических памятников Департамента по делам индейцев и развитию Севера . Он стал районным суперинтендантом и прослужил пять лет. В декабре 1973 года у него внезапно начались головные боли и он пожаловался на тошноту. Его госпитализировали, но его здоровье резко ухудшилось. Боб Брэм умер от опухоли головного мозга 7 февраля 1974 года в возрасте 53 лет. [ 61 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Отец Брэма, преподобный доктор Э. П. Брэм, был капелланом Королевских ВВС. Его мать была домохозяйкой, но внезапно заболела пневмонией и умерла 13 декабря 1941 года. По совпадению, в ту же ночь Брэм попал в автокатастрофу, в которой погибла молодая женщина. В 1941 году Брэм встретил на вечеринке Джоан Хайд. Через несколько месяцев они поженились отцом Брэма в Даксфорде 15 апреля 1941 года, всего через девять дней после его 21-летия. Бофайтерам из 29-й эскадрильи было разрешено отпраздновать прошлое на низком уровне. Они планировали провести медовый месяц в Сомерсете , но война прервала его, и Брэма вернули в его часть. Преподобный Брэм умер примерно в 60 лет в 1951 году. В браке с Джоан родилось трое сыновей. Старший, Майкл, поступил в Королевский военный колледж Канады и стал капитаном Королевского военно-морского флота Канады , вышел в отставку в 1987 году и начал двадцатилетнюю карьеру в качестве гражданского лица в Министерстве национальной обороны. Роберт стал офицером колониальной полиции в Южной Родезии , а затем офицером Королевской канадской конной полиции, как и его младший сын Дэвид. [ 62 ] Джоан Брэм умерла в январе 2012 года.
Список побед
[ редактировать ]Хроника воздушных побед |
---|
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Билл «Стикс» Грегори» . «Дейли телеграф» . Лондон. 9 октября 2001 года . Проверено 29 августа 2013 г.
- ^ Спунер 1997 , стр. 42, 147, 166, 167.
- ^ Перейти обратно: а б с Спунер, 1997 , стр. 1–5.
- ^ Спунер 1997 , с. 5.
- ^ Спунер 1997 , с. 6.
- ^ Спунер 1997 , с. 7.
- ^ Брахам 1961, с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Бойер 1984 , с. 117.
- ^ Спунер 1997 , с. 8.
- ^ Брахам 1961, с. 41.
- ^ Бойер 1984 , с. 119.
- ^ Спунер 1997 , стр. 15, 18–20.
- ^ Спунер 1997 , стр. 19–20.
- ^ Спунер 1997 , стр. 21–22.
- ^ Спунер 1997 , с. 24.
- ^ Спунер 1997 , стр. 28–31.
- ^ Бойер 1984 , стр. 118–119.
- ^ Спунер 1997 , с. 34.
- ^ Спунер 1997 , стр. 28, 39.
- ^ Спунер 1997 , с. 40.
- ^ Спунер 1997 , стр. 42, 45.
- ^ Спунер 1997 , с. 45.
- ^ Брахам 1961, с. 107
- ^ Спунер 1997 , стр. 50, 54.
- ^ Спунер 1997 , с. 49.
- ^ Спунер 1997 , с. 55.
- ^ Брахам 1961, с. 125.
- ^ Спунер 1997 , стр. 56–57, 60–65.
- ^ Спунер 1997 , с. 68.
- ^ Бойер 1984 , стр. 121–122.
- ^ Брахам 1961, стр. 133–136.
- ^ Спунер 1997 , стр. 80, 82.
- ^ Спунер 1997 , стр. 86–88, 90.
- ^ Спунер 1997 , стр. 92–93, 96–97.
- ^ Боуман и Кушинг 2005 , с. 10.
- ^ Спунер 1997 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Бойер 1984 , с. 123.
- ^ Спунер 1997 , с. 107.
- ^ Миддлбрук 2006 , стр. 97–98.
- ^ Air Pictorial , 1991, том 53, с. 88.
- ^ Хитон и Льюис 2008 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с Спунер 1997 , с. 108.
- ^ Спунер 1997 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Спунер 1997 , с. 114.
- ^ Air Pictorial , 1991, том 53, с. 89.
- ^ Боуман и Кушинг 2005 , с. 15.
- ^ Скаттс 1998 , с. 61.
- ^ Спунер 1997 , стр. 118–119.
- ^ Перейти обратно: а б Спунер 1997 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Спунер 1997 , с. 138.
- ^ Спунер 1997 , стр. 139–140.
- ^ Спунер 1997 , стр. 140–142.
- ^ Брахам 1961, стр. 234–239.
- ^ Спунер 1997 , стр. 143–144.
- ^ Спунер 1997 , стр. 145–147.
- ^ Перейти обратно: а б Спунер 1997 , с. 148.
- ^ Спунер 1997 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с д Спунер 1997 , стр. 150–152.
- ^ Спунер 1997 , стр. 152–158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Спунер 1997 , стр. 159–165.
- ^ Спунер 1997 , стр. 6, 38, 49, 163.
- ^ Мейсон 1969 , с. 299.
- ^ Бергстрем 2015 , с. 151.
- ^ Холл и Куинлан 2000 , с. 89.
- ^ Госс 2000, с. 123.
- ^ Гудрам 2005 , стр. 67–68.
- ^ Форман 2005 , с. 24.
- ^ Госс 2010 , с. 106.
- ^ Гудрам 2005 , стр. 78–79.
- ^ Форман 2005 , с. 43.
- ^ Рэмси 1990 , с. 603.
- ^ Форман 2005 , с. 73.
- ^ Рэмси 1990 , с. 53.
- ^ Форман 2005 , с. 99.
- ^ Форман 2005 , с. 113.
- ^ Форман 2005 , с. 115.
- ^ Рэмси 1990 , с. 77.
- ^ Форман 2005 , с. 165.
- ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 33.
- ^ Форман 2005 , с. 181.
- ^ «Воздушная война над Данией» . 2004–2013 гг . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 253.
- ^ Рэмси 1990 , с. 167.
- ^ Спунер 1997 , с. 169.
- ^ Рэмси 1990 , с. 182.
- ^ Форман 2005 , с. 206.
- ^ де Зенг, Stanket & Creek 2007 , стр. 28, 33, 62.
- ^ Форман 2005 , с. 216.
- ^ Голос 1997 , стр. 152.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 86.
- ^ Форман 2005 , стр. 250–251.
- ^ Голос 1997 , стр. 157–158.
- ^ Спунер 1997 , стр. 99–100.
- ^ Голос 1997 , с. 181.
- ^ «Архив Люфтваффе Крекера: пилоты и экипаж стран Оси» . 2004–2013 гг . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Боуман и Кушинг 2005 , стр. 13–14.
- ^ Бойер 1984 , с. 124.
- ^ Боуман и Кушинг 2005 , с. 14.
- ^ Скаттс 1998 , с. 54.
- ^ Скаттс 1998 , стр. 54–55.
- ^ «Быть асом НахтЯгда» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2013 года . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Маккей 2010 , с. 212.
- ^ Спунер 1997 , стр. 168–169.
- ^ «Ассоциация вынужденных посадок» . 2003 . Проверено 29 августа 2013 г.
- ^ Томас 2005 , с. 44.
- ^ «Воздушная война над Данией» . 2004–2013 гг . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ «Архив Люфтваффе Крекера: пилоты и экипаж стран Оси» . 2004–2013 гг . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «Воздушная война над Данией» . 2004–2013 гг . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Спунер 1997 , с. 171.
- ^ «Воздушная война над Данией» . 2004–2013 гг . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ Источник использует «LBUK: отчеты Гражданской противовоздушной обороны, Ригсаркивет».
- ^ Колдуэлл 1998 , стр. 249–250.
- ^ Спунер 1997 , с. 141.
- ^ «Воздушная война над Данией» . 2004–2013 гг . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ Томас 2005 , с. 45.
Библиография
[ редактировать ]- Балсс, Майкл (1997). Немецкая ночная охота. Материальные потери при обучении и развертывании Дополнения к потерям личного состава при обучении и развертывании (на немецком языке). ВДМ Хайнц Никель. ISBN 978-3-925480-36-2 .
- Бергстрем, Кристер (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Оксфорд, Великобритания: Каземат. ISBN 978-1612-00347-4 .
- Брэм, Джон Рэндалл Дэниэл. (1962). Ночной боец . Нью-Йорк: Нортон. LCCN
- Брэм, Джон Рэндалл Дэниэл. (1984). Ночной боец . Нью-Йорк: Bantam Books. ISBN 0-553-24127-3 .
- Брэм, Джон Рэндалл Дэниэл. (1985) Схватка! . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0587-6 .
- Боуман, Мартин; Кушинг, Том (2005). Смешение Рейха: секретная война электронного противодействия британских ВВС во Второй мировой войне . Лондон: Перо и меч. ISBN 978-1-84415-124-0 .
- Бойер, Чаз (1984). Летчики-истребители ВВС Великобритании, 1939–1945 гг . William Kimber & Co Ltd. Лондон: ISBN 978-0-7183-0519-2 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1998). Военный дневник JG 26, том второй, 1943–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-898697-86-2 .
- де Зенг, HL; Станкет, Д.Г.; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник . Том. Один. Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- Форман, Джон (2005). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне: Часть вторая, 1 января 1941 г. - 30 июня 1943 г. Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-8-8 .
- Форман, Джон; Мэтьюз, Йоханнес; Парри, Саймон (2004). Заявления Люфтваффе о ночных истребителях 1939–1945 гг . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-4-0 .
- Гудрам, Аластер (2005). Нет места рыцарству: ночные истребители Королевских ВВС защищают восток Англии от немецких ВВС в двух мировых войнах . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-904943-22-8 .
- Госс, Крис (2010). Блиц Люфтваффе: внутренняя история, ноябрь 1940 г. - май 1941 г. Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN 978-0-85979-148-9 .
- Холл, Стив; Куинлан, Лайонел (2000). KG55: Фотоистория знаменитого бомбардировщика Люфтваффе . Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-0-2 .
- Хитон, Колин; Льюис, Энн-Мари (2008). Ночные истребители: воздушные бои Люфтваффе и британских ВВС над Европой, 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-360-4 .
- Маккей, Рон (2010). Последний налет: операция «Штайнбок», последний налет Люфтваффе на Великобританию — с января по май 1944 года . Красный коршун. ISBN 978-0-9554735-8-6 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Миддлбрук, Мартин (2006). Рейд на Пенемюнде: ночь с 17 на 18 августа 1943 года . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84415-336-7 .
- Рэмси, Уинстон (1990). Блиц тогда и сейчас . После битвы; Издание первого издания. Том. 3. ISBN 978-0-900913-58-7 .
- Скаттс, Джерри (1998). Немецкие ночные истребители-асы Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-696-5 .
- Спунер, Тони (1997). Ас ночного истребителя . Phoenix Mill, Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN 978-0-7509-3473-2 .
- Томас, Эндрю (2005). Москитные асы Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-878-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейкер, ECR (1962). Асы-истребители Королевских ВВС . Уильям Кимбер. Нет ISBN
- Форман, Джон (2003). Заявления истребительного командования Королевских ВВС о победе во Второй мировой войне: Часть первая, 1939–1940 гг . Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-8-8 .
- Прайс, доктор Альфред (1994). Spitfire Mark V Aces, 1941–1945 , Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey. ISBN 1-85532-635-3 .
- Шорс, Кристофер Ф. и Клайв Уильямс (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и Сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .
- 1920 рождений
- 1974 смертей
- Военные из Сомерсета
- Люди из района Мендип
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Капитаны групп Королевских ВВС
- Офицеры Королевских ВВС Канады
- Кавалеры Креста ВВС (Великобритания)
- Кавалеры Ордена Короны (Бельгия)
- Лауреаты Croix de guerre (Бельгия).
- Несколько
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Английские эмигранты в Канаде
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Выпускники Колледжа персонала в Кемберли.
- Выпускники Королевского колледжа Лондона
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Смертность от рака мозга в Канаде