Ньюэлл Ортон
Ньюэлл Ортон | |
---|---|
![]() Ортон, апрель 1940 г. | |
Псевдоним(а) | Фанни |
Рожденный | 1915 |
Умер | 17 сентября 1941 г. |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС (1937–1941) † |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Команды | № 54-я эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Заслуженный летный крест и планка |
Ньюэлл Ортон , DFC & Bar (1915 — 17 сентября 1941) — британский летный ас Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны . Ему официально приписывают уничтожение 17 самолетов противника.
Ортон родился в Уорике и служил в добровольческом резерве Королевских ВВС , прежде чем присоединиться к Королевским ВВС в 1937 году. Направленный в 73-ю эскадрилью , он был отправлен во Францию с этой эскадрильей в начале Второй мировой войны. Он много летал во время Странной войны и последующей битвы за Францию . Он был ранен 15 мая 1940 года, когда его истребитель Hawker Hurricane был сбит, и был репатриирован в Англию для лечения ожогов в больнице. В 1941 году, оправившись от травм, он был назначен командиром 54-й эскадрильи и до своей смерти участвовал в многочисленных операциях во время наступления Цирка .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ньюэлл Ортон по прозвищу Фанни родился в 1915 году в Уорике , Англия, получил образование в Королевской средней школе , а затем поступил в Лимингтонский технический колледж. Он вступил в добровольческий резерв Королевских ВВС в 1935 году и вскоре стал квалифицированным пилотом в звании сержанта. Два года спустя он получил краткосрочную службу в Королевских ВВС (RAF) и был направлен в 73-ю эскадрилью летным офицером . [ 1 ] В то время в эскадрилье использовались истребители Gloster Gladiators , но в июле 1938 года она была перевооружена истребителями Hawker Hurricane . [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]24 августа 1939 года, когда напряженность между Великобританией и Германией обострилась, 73-я эскадрилья была мобилизована на войну. Эскадрилью предполагалось отправить во Францию в качестве воздушного компонента Британского экспедиционного корпуса (BEF), обозначенного в составе 60-го мобильного крыла вместе с 1-й эскадрильей . 8 сентября 1939 года, во время Второй мировой войны, он был переброшен во Францию. [ 3 ] Действуя из Рувра , недалеко от границы с Германией, эскадрилья регулярно осуществляла постоянное патрулирование и нечасто участвовала в боях с Люфтваффе во время Странной войны . [ 1 ] [ 4 ] 23 ноября Ортон помог сбить Heinkel He 111 средний бомбардировщик и заявил, что еще один уничтожен. [ 5 ] [ 6 ] К концу года и в начале 1940 года погода часто влияла на выполнение полетов, и действий было мало. [ 7 ]
В феврале условия начали улучшаться, и в следующем месяце операции стали более частыми. [ 7 ] 26 марта Ортон сбил два Мессершмитт Bf 109 истребителя недалеко от Трира . Его собственный самолет был поврежден, как сообщается, немецким летчиком-асом Вернером Мёльдерсом . [ 8 ] [ 9 ] 21 апреля он уничтожил Bf 109, атаковавший его звено , преследовавшее два других истребителя противника. Позже в том же патруле он сбил Messerschmitt Bf 110 тяжелый истребитель , один из группы, перехватившей его полет, и повредил другой. [ 1 ] [ 10 ] Для эскадрильи день был удачным: было сбито несколько самолетов противника. Ортон также стал летным асом , на его счету пять уничтоженных немецких самолетов. Он был вторым военным асом эскадрильи, а его коллега-пилот Эдгар Кейн стал первым. [ 11 ]
Битва за Францию
[ редактировать ]
В день вторжения Германии во Францию Ортон и еще один пилот повредили средний бомбардировщик Dornier Do 17 , который атаковал аэродром в Рувре, но был вынужден катапультироваться после того, как его «Харрикейн» был поврежден. Вернувшись в эскадрилью, он в тот же день смог возобновить полеты. [ 1 ] [ 12 ] [ 13 ] Находясь недалеко от границы и подвергаясь бомбардировкам, эскадрилья была переброшена обратно, в Реймс-Шампань . [ 14 ] Ортон сразу же сбил Do 17 утром и Bf 110 днем. Остальные участники эскадрильи сбили еще четыре немецких самолета. [ 12 ] В течение следующих нескольких дней, когда воздушные операции были напряженными, он сбил еще больше самолетов противника. [ 1 ]
15 мая Ортон, летевший вместе с пятью другими «Харрикейнами» своей эскадрильи, был ранен во время воздушного боя с несколькими Bf 110. Сбив два Bf 110, его «Харрикейн» получил повреждения и загорелся. Выпрыгивая, Ортон при приземлении зацепился за деревья, и его пришлось спасать другому офицеру Королевских ВВС. Его раны, в том числе сильные ожоги, потребовали госпитализации и положили конец его участию в битве за Францию. К этому времени на его счету было уничтожено не менее 15 самолетов противника. [ 1 ] [ 15 ] Двумя днями позже, в знак признания его подвигов 21 апреля, он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками 17 мая (DFC); цитата, опубликованная в The London Gazette , гласила:
В апреле 1940 года этот офицер был командиром тылового отделения патруля из девяти самолетов, и на этой должности ему была поручена важная задача по охране тыла соединения. Пока два вражеских самолета преследовались в Германии, он заметил еще один вражеский самолет в левом тылу. Предупредив лидера формирования, он двинулся со своей частью в атаку на врага, которым оказались три Мессершмитта-109, один из которых он сбил в огне. Позже, во время того же патрулирования, соединение снова вступило в бой с 12 самолетами противника, и во время этого боя летный офицер Ортон атаковал Мессершмитт-109 и, как полагают, уничтожил его. Этот офицер продемонстрировал мастерство и решимость в ряде предыдущих боев.
- Лондонская газета , № 34852, 17 мая 1940 г. [ 16 ]
Ортон был репатриирован в Англию и провел следующие несколько недель в больнице, пропустив битву за Британию . [ 1 ] В период выздоровления он был награжден запретом в DFC 16 июля, первым во время Второй мировой войны для пилота 73-й эскадрильи. [ 9 ] [ 17 ] После выздоровления его направили в отряд оперативной подготовки № 59 . [ 1 ] В сентябре ему было присвоено звание лейтенанта авиации . [ 18 ]
Цирковое наступление
[ редактировать ]направили в 242-ю эскадрилью Ортон вернулся к активным действиям в июле 1941 года, когда его на краткосрочной основе . Он заявил, что Bf 109, вероятно, был уничтожен во время его службы в эскадрилье, и в конце месяца получил командование 54-й эскадрильей , действовавшей из Хорнчерча . Теперь, имея звание командира эскадрильи , он регулярно летал с зачистками во Францию в рамках циркового наступления британских ВВС . [ 1 ] 12 августа его эскадрилья летела в качестве сопровождения бомбардировщиков Хэндли Пейдж-Хэмпден, атакующих аэродром в Сент-Омере . Беспрепятственно пересекая Ла-Манш над Францией, они были перехвачены группой Bf 109. В завязавшемся воздушном бою Ортон заявил, что два из них уничтожены. [ 19 ] 17 сентября эскадрилья, летавшая в составе крыла Хорнчерч, участвовала в крупном бою примерно с 50 Bf 109 возле Ле-Туке . Ортон был одним из трех пилотов эскадрильи, сбитых и убитых. Считается, что перед своей смертью он, вероятно, уничтожил один Bf 109. [ 1 ] [ 20 ]
У Ортона, пережившего свою жену Хелен, нет известной могилы, и его память увековечена на Мемориале Раннеймид . [ 21 ] Ему приписывают уничтожение 17 самолетов, восемь, вероятно, уничтоженных и четырех поврежденных. [ 9 ] [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бойер 2001 , стр. 188–189.
- ^ Бернс 1992 , с. 29.
- ^ Кэффри 1990 , стр. 17–18.
- ^ Бернс 1992 , стр. 50–51.
- ^ Форман 2003 , с. 13.
- ^ Бернс 1992 , стр. 64–65.
- ^ Перейти обратно: а б Бернс 1992 , стр. 85–87.
- ^ Форман 2003 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Шорс и Уильямс 1994 , стр. 473–474.
- ^ Форман 2003 , стр. 20–21.
- ^ Бернс 1992 , стр. 119–120.
- ^ Перейти обратно: а б Форман 2003 , с. 28.
- ^ Бернс 1992 , с. 126.
- ^ Бернс 1992 , с. 127.
- ^ Форман 2003 , с. 15.
- ^ «№34852» . Лондонская газета . 17 мая 1940 г. с. 2967.
- ^ «№34898» . Лондонская газета . 16 июля 1940 г. с. 4361.
- ^ «№34989» . Лондонская газета . 12 ноября 1940 г. с. 6493.
- ^ Франкс 2016 , с. 139.
- ^ Франкс 2016 , стр. 192–193.
- ^ «Подробности о пострадавшем: командир эскадрильи Ньюэлл Ортон» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Бертлз 2003 , с. 37.
Ссылки
[ редактировать ]
- Бертлз, Филип (2003). Ураганные эскадрильи Второй мировой войны: в фокусе . Уолтон-на-Темзе: Красный коршун. ISBN 0-9538061-5-4 .
- Бойер, Чаз (2001) [1984]. Летчики-истребители Королевских ВВС: 1939–1945 гг . Барнсли: Лео Купер. ISBN 0-85052-786-4 .
- Бернс, Майкл (1992). Коббер Кейн: История новозеландского летающего героя . Окленд: Случайный век. ISBN 1-86941-120-Х .
- Кэффри, Кейт (1990). Боевой отчет: RAF и падение Франции . Суиндон: Crowood Press. ISBN 1-85223-564-0 .
- Форман, Джон (2003). Заявления истребительного командования о воздушных боях 1939–1945 гг . Уолтон-на-Темзе: Красный коршун. ISBN 0-9538061-8-9 .
- Фрэнкс, Норман (2016). Воздушная война истребительного командования 1941 года: цирковые операции британских ВВС и истребительные зачистки против Люфтваффе . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-47384-722-4 .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-898697-00-0 .