Адриан Бойд
Адриан Бойд | |
---|---|
![]() Портрет Бойда, сделанный Катбертом Ордом в 1940 году. | |
Рожденный | Сиалкот , Британская Индия (ныне Пакистан) | 1 января 1913 г.
Умер | 21 января 1975 г. | (62 года)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевский флот Королевские ВВС |
Лет службы | 1924–1934 (РН) 1936–1947 (РАФ) |
Классифицировать | Командир крыла |
Единица | № 145-я эскадрилья |
Команды | № 281 Крыло № 501-я эскадрилья |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Орден за выдающиеся заслуги Заслуженный летный крест и планка Упоминание в депешах (2) |
Адриан Бойд , DSO , DFC и Bar (1 января 1913 — 21 января 1975) — британский летный ас , служивший в Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны. Ему приписывают сбитие не менее восемнадцати самолетов.
Бойд родился в Сиалкоте в Британской Индии . Первоначально он служил в Королевском военно-морском флоте , из которого он ушел в отставку в 1934 году. Два года спустя он присоединился к Королевским ВВС и служил в 65-й эскадрилье после завершения летной подготовки. Вскоре после начала Второй мировой войны Бойд был направлен в 145-ю эскадрилью, которая эксплуатировала Hawker Hurricane истребители . Он летал во время битвы за Францию и одержал ряд воздушных побед, за которые впоследствии был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летными полетами (DFC). Дальнейшие успехи последовали во время битвы за Британию , в том числе пять побед в воздухе за один день 8 августа 1940 года. Получив бар в DFC, в ноябре он получил отдых от своих обязанностей и провел несколько месяцев в качестве инструктора, прежде чем вернуться к боевым действиям с должность командира 501-й эскадрильи британских ВВС во время циркового наступления . Награжденный орденом «За выдающиеся заслуги» , позже он был командиром крыла и служил на Ближнем Востоке и в Италии. Он закончил свою службу в Королевских ВВС в 1947 году. Он умер в 1975 году в возрасте 62 лет.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Адриан Хоуп Бойд родился в Сиалкоте в Британской Индии (ныне Пакистан) 1 января 1913 года. Когда ему было тринадцать лет, он поступил на службу в Королевский флот кадетом. Он окончил Военно-морское училище в Дартмуте в мае 1930 года, а в январе следующего года был произведен в чин мичмана . В 1933 году ему было присвоено звание исполняющего обязанности младшего лейтенанта , но впоследствии он подал в отставку в мае следующего года. [ 1 ] [ 2 ]
Бойд вступил в Королевские ВВС (RAF) в июле 1936 года, получив краткосрочную службу. Назначенный в сентябре исполняющим обязанности пилота с испытательным сроком, он поступил в летную школу № 2 в Дигби . Получив крылья , Бойд в мае 1937 года был отправлен в 65-ю эскадрилью. Его новое подразделение, базировавшееся в Хорнчерче , было оснащено Gloster Gladiator истребителями . [ 2 ] 11 февраля 1938 года он попал в авиакатастрофу; один из трех истребителей совершил несанкционированную имитацию атаки на четвертый истребитель, два самолета столкнулись, в результате чего погиб пилот. ему было присвоено звание летного офицера . В январе 1939 года [ 1 ] [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В октябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война, Бойд был повышен до звания исполняющего обязанности летного лейтенанта и отправлен в 145-ю эскадрилью в качестве одного из командиров ее звеньев . [ 2 ] Эскадрилья базировалась в Кройдоне и эксплуатировала самолеты «Бристоль Бленхейм» в качестве дневных и ночных истребителей, но в марте 1940 года эскадрилья была преобразована в истребители Hawker Hurricane . [ 3 ]
Битва за Францию
[ редактировать ]Через неделю после вторжения во Францию 10 мая 1940 года 145-я эскадрилья начала совершать вылеты во Францию, поддерживая тамошние истребительные эскадрильи и помогая прикрывать отступление Британского экспедиционного корпуса (BEF). 22 мая Бойд уничтожил три Junkers Ju 87 пикирующих бомбардировщика возле Сен-Омера , хотя данные об одном из них не были подтверждены. К концу месяца его эскадрилья помогла обеспечить воздушное прикрытие эвакуации BEF, а 27 мая Бойд уничтожил два Messerschmitt Bf 110 тяжелых истребителя возле Дюнкерка . Позже в тот же день он сбил еще два Bf 110, но это не удалось проверить. На следующий день он был сбит в море недалеко от эвакуационных пляжей, но был подобран и возвращен в эскадру. 1 июня он уничтожил один Bf 110 и повредил второй севернее Дюнкерка, а также сбил Messerschmitt Bf 109 . в том же районе истребитель [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
После завершения эвакуации BEF 145-я эскадрилья перебазировалась на 11-й группы станцию в Тангмере . [ 3 ] Бойд, который в течение нескольких дней в середине июня некоторое время командовал эскадрильей в действующем качестве, был отмечен за свои успехи в боях над Францией наградой Креста за выдающиеся заслуги перед летными полетами (DFC) 21 июня. [ 2 ] Цитата, опубликованная в The London Gazette , гласила:
В течение четырнадцати дней лейтенант Бойд почти каждый день участвовал в наступательном патрулировании. Он уничтожил не менее шести самолетов противника и серьезно повредил еще несколько. Этот офицер проявлял мужество и решимость, часто атакуя превосходящие силы, и в каждом случае доводил до конца свои атаки.
- Лондонская газета , № 34878, 21 июня 1940 г. [ 5 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]145-я эскадрилья участвовала в воздушных боях над Ла-Маншем на начальном этапе битвы за Британию . Действуя теперь из Уэстгемпнетта , эскадра выполняла задачи по перехвату вдоль Ла-Манша. [ 6 ] 3 июля Бойд участвовал в неподтвержденном уничтожении Heinkel He 111 среднего бомбардировщика примерно в 25 милях (40 км) от Шербура . Он заявил, что Bf 110 был уничтожен к юго-западу от Селси Билла 11 июля, но это не подтвердилось. Он участвовал в уничтожении He 111 в 20 милях (32 км) к югу от Богнора , а три дня спустя за этим последовало участие в уничтожении среднего бомбардировщика Dornier Do 17 возле Селси Билл. 8 августа в ходе трех боевых вылетов он уничтожил пять самолетов Люфтваффе , все южнее острова Уайт ; два Bf 109, два Bf 110 и Ju 87. Он также повредил второй Ju 87. [ 4 ]
На следующей неделе 145-я эскадрилья двинулась на север, в Дрем , в Шотландии, на период отдыха и выполнения легких обязанностей. [ 3 ] 20 августа Бойд был награжден баром своего DFC. Опубликованная цитата гласила:
Этот командир звена активно участвовал в летных действиях против противника с начала боевых действий. Благодаря прекрасному руководству и бесстрашному духу он позволил своему отряду уничтожить большое количество вражеских самолетов, из которых он сам сбил или серьезно повредил не менее двенадцати.
- Лондонская газета , № 34927, 20 августа 1940 г. [ 7 ]
Совершив ночной вылет вечером 26 августа, Бойд уничтожил He 111 к востоку от Сент-Эббс-Хед . [ 4 ] Через неделю ему было повышено действующее звание летного лейтенанта. [ 8 ] В октябре 145-я эскадрилья, которой теперь снова командовал Бойд в действующем качестве, вернулась в сектор группы № 11 и начала операции из Тангмера. Бойд участвовал в уничтожении Arado Ar 196 наблюдательного гидросамолета , который был перехвачен в 12 милях (19 км) к югу от Сент-Кэтринс-Пойнт 12 октября, а затем, три дня спустя, он сбил Bf 109 над Иглами , что стало его последней воздушной победой. года. [ 4 ]
Позже военная служба
[ редактировать ]В конце ноября Бойд отдохнул от операций и был отправлен в Экспериментальный центр самолетов и вооружения в Боскомб-Дауне . В следующем месяце его направили в группу оперативной подготовки в качестве инструктора. В июне 1941 года вернулся в строй с назначением командиром 501-й эскадрильи . [ 2 ] [ 4 ] Он базировался в Колерне и был оснащен истребителями Supermarine Spitfire и проводил операции в оккупированной Франции в рамках наступления Цирка . [ 9 ] В ночь на 7 июля Бойд перехватил средний бомбардировщик Junkers Ju 88 к югу от Портсмута и сбил его в Ла-Манш. 24 июля, сопровождая бомбардировщики, атакующие цели в Ла-Паллисе и Бресте , он уничтожил пару Bf 109, один над Сен-Ренаном , а другой после того, как пересек французское побережье на обратном пути в Англию. [ 4 ] [ 10 ]
В начале августа Бойд был назначен руководителем крыла группы № 10 « Миддл Уоллоп» . Свой последний иск он подал 13 октября в отношении Bf 109, который был поврежден над Аркесом при поддержке Цирка, установленного Группой № 11. [ 4 ] [ 11 ] В начале декабря он был награжден орденом «За заслуги» . [ 2 ] Опубликованная цитата гласила:
С августа 1941 года этот офицер неоднократно руководил подразделением, отличившись во всем. Его превосходные лидерские и тактические способности имели большое значение, когда сталкивались с трудностями. Командир звена Бойд уничтожил не менее 16 самолетов противника.
- Лондонская газета , № 35364, 2 декабря 1941 г. [ 12 ]
Упомянутый в депешах на новогодних почестях 1943 года , Бойд впоследствии служил на Ближнем Востоке в составе группы № 210 . [ 4 ] [ 13 ] ему было присвоено звание исполняющего обязанности командира авиаполка . В начале 1944 года [ 14 ] и руководил ВВС Балканских 281-м крылом из Италии. [ 4 ] 10 декабря 1944 года ему было присвоено звание командира авиаполка. [ 15 ] Он был упомянут в депешах во второй раз на праздновании Дня рождения 1945 года . [ 16 ]
Когда война закончилась в августе 1945 года, Бойду приписывают сбитие восемнадцати самолетов, три из которых были разделены с другими пилотами. Ему также приписывают четыре неподтвержденные воздушные победы, одна из которых была разделена, две, вероятно, уничтожены и четыре повреждены. [ 4 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Бойд оставался в Королевских ВВС до 1947 года, после чего покинул службу в звании командира звена. Он умер 21 января 1975 года. [ 1 ] [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Истории летчиков - старший лейтенант А. Х. Бойд» . Памятник Битве за Британию в Лондоне . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Винн 2015 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Роулингс 1976 , стр. 282–284.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шорс и Уильямс 1994 , с. 142.
- ^ «№34878» . Лондонская газета . 21 июня 1940 г. с. 3784.
- ^ Роулингс 1976 , стр. 282–283.
- ^ «№34927» . Лондонская газета . 20 августа 1940 г. с. 5091.
- ^ «№34976» . Лондонская газета . 22 октября 1940 г. с. 6139.
- ^ Роулингс 1976 , стр. 455–457.
- ^ Франкс 2016 , стр. 127–128.
- ^ Франкс 2016 , стр. 213–214.
- ^ «№35364» . Лондонская газета . 2 декабря 1941 г. с. 6887.
- ^ «№35841» . Лондонская газета (Приложение). 1 января 1943 г. с. 36.
- ^ «№36340» . Лондонская газета (Приложение). 21 января 1944 г. с. 308.
- ^ «№36888» . Лондонская газета (Приложение). 12 января 1945 г. с. 348.
- ^ «№37119» . Лондонская газета (Приложение). 14 июня 1945 г. с. 2990.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнкс, Норман (2016). Воздушная война истребительного командования 1941 года: цирковые операции британских ВВС и истребительные зачистки против Люфтваффе . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-47384-722-4 .
- Роулингс, Джон (1976). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Макдональд и Джеймс. ISBN 0-354-01028-Х .
- Шорс, Кристофер; Уильямс, Клайв (1994). Aces High: дань уважения самым выдающимся летчикам-истребителям Великобритании и Сил Содружества во Второй мировой войне . Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-8-9869-7000 .
- Винн, Кеннет Г. (2015). Участники битвы за Британию: биографический справочник немногих . Барнсли: Передовые книги. ISBN 978-1-39901-465-6 .
- 1913 рождений
- 1975 смертей
- Офицеры Королевских ВВС
- Офицеры Королевского флота
- Выпускники Британского королевского военно-морского колледжа
- Командиры крыльев Королевских ВВС
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Несколько
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Персонал Королевских ВВС времен Второй мировой войны