Рональд Катберт Хэй
Рональд Катберт Хэй | |
---|---|
![]() Рональд Катберт Хэй | |
Псевдоним(а) | Ронни |
Рожденный | Перт , Шотландия | 4 октября 1916 г.
Умер | 22 ноября 2001 г. Уилтшир , Англия | (85 лет)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевская морская пехота (1935–51) Королевский флот (1951–66) |
Лет службы | 1935–1966 |
Классифицировать | Командир |
Единица | Авиация флота |
Команды | 809-я военно-морская авиационная эскадрилья 47-й морской истребительный авиаполк |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Орден за выдающиеся заслуги Крест и планка за выдающиеся заслуги |
Рональд Катберт Хэй , DSO , DSC & Bar (4 октября 1916 — 22 ноября 2001) — британский военно-морской летчик и единственный Королевской морской ас-истребитель пехоты . [ 1 ] Он присоединился к Королевской морской пехоте в 1935 году, а затем служил летчиком в авиации флота . В 1940 году он присоединился к 801-й военно-морской авиационной эскадрилье на двухместном самолете Blackburn Skua на HMS Ark Royal во время норвежской кампании , одержав свою первую победу в своем первом боевом полете. Принимал участие в операциях по прикрытию эвакуации британского экспедиционного корпуса с пляжей Дюнкерка . Летая на Fairey Fulmar , он присоединился к 808-й военно-морской авиационной эскадрилье во время битвы за Британию .
В 1944 году Хэй стал командиром крыла 47- го военно-морского истребительного авиаполка , летая на Vought F4U Corsair на борту HMS Victorious на Дальнем Востоке . Он возглавлял крыло во время многих крупных британских воздушных атак на японцев на Суматре . К концу войны он заявил, что четыре самолета были уничтожены в одиночку, а девять - совместно. [ 2 ] После войны он перешел в Королевский флот , дослужившись до звания командующего, прежде чем выйти в отставку в 1966 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рональд Катберт Хэй родился 4 октября 1916 года в Перте, Шотландия , и был одним из пяти детей (трех девочек и двух мальчиков) капитана Катберта Джозефа Хэя и Летиции Гриффит Фоссет. [ 3 ] Он получил образование в колледже Амплфорт в Йоркшире . [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Слишком стар для кадетства в Королевском флоте , Хэй пошел добровольцем в Королевскую морскую пехоту в 1935 году и прослужил год в море на крейсере HMS Devonshire . В 1938 году он добровольно пошел на летную службу в авиацию флота и был направлен в недавно реформированную 801-ю военно-морскую авиационную эскадрилью , приписанную к авианосцу HMS Ark Royal и оснащенную двухместными Blackburn Skua и Blackburn Roc . истребителями [ 5 ] Его первая победа в ходе операции над Норвегией была 27 апреля 1940 года, которую он позже подробно описал:
Мы столкнулись с бомбардировщиком Heinkel He 111 , лейтенант Билл Чёрч атаковал его с кормы, и бомбардировщик спикировал до уровня моря. Они перестрелялись, и когда Билл поднялся вверх, чтобы отразить атаку, его самолет получил удар в брюхо и рухнул в море, никто не выжил. Я усвоил свой первый урок воздушного боя с удвоенной силой: никогда не отрывайся вверх. Поэтому я сел на хвост бомбардировщика и стрелял короткими очередями, пока он не рухнул в море. [ 5 ]
31 мая 801-я эскадрилья присоединилась к 806-й морской авиационной эскадрилье в Детлинге для прикрытия эвакуации британского экспедиционного корпуса с пляжей Дюнкерка . В основном они использовали Skua в роли пикирующего бомбардировщика , который не мог сравниться с немецкими Messerschmitt Bf 109 . [ 6 ] После одного вылета самолет Хэя был только одним из четырех, вернувшихся на базу, остальные были сбиты. Эскадрилья оставалась в Кенте до 27 июня. Затем Хэй был переведен в Fairey Fulmar, оснащенную 808-ю военно-морскую авиационную эскадрилью, базирующуюся в Уике, Западный Суссекс . Эта эскадрилья была одной из двух истребительных эскадрилий ВВС флота, сражавшихся в битве за Британию под контролем истребительного командования Королевских ВВС . [ 7 ]

В октябре 1940 года 808-я эскадрилья и Хэй воссоединились с « Арк Ройял», направлявшимся в Средиземное море . Хэй оставался на действительной службе до начала 1941 года, забрав несколько итальянских гидросамолетов. В мае 1941 года они сопровождали «Тигр» конвой из Гибралтара в Египет. Подойдя к Сардинии 8 мая, они дважды подверглись атаке итальянских ВВС. Во время второй атаки Хэй, возглавлявший свою группу самолетов, сбил Savoia-Marchetti SM.79 и одержал шестую подтвержденную победу. [ 8 ] После того, как «Арк Ройал» был торпедирован и затоплен в ноябре 1941 года, Хэй был отправлен на берег в качестве летного инструктора в 759-ю и 761-ю учебные эскадрильи. Он также был награжден Крестом за выдающиеся заслуги (DSC) за свои подвиги в Средиземноморье. [ 4 ] [ 9 ]
присвоено звание исполняющего обязанности капитана . В мае 1942 года [ 10 ] ему было поручено командовать 809-й военно-морской авиационной эскадрильей , которая была закреплена за авианосцем HMS Victorious . [ 4 ] Хэй командовал эскадрильей во время высадки «Факела» в Северной Африке и в то же время получил звание основного капитана. [ 4 ] [ 10 ] Время командования Хэем 809-й эскадрильей длилось недолго, поскольку вскоре в апреле 1943 года его отправили на Цейлон в качестве исполняющего обязанности майора . Именно на Цейлоне он познакомился и женился на третьем офицере Женской королевской военно-морской службы Барбаре Грейндж . [ 4 ] [ 10 ]
Дальний Восток
[ редактировать ]
В августе 1944 года Хэй принял на себя командование 47-м военно-морским истребительным авиаполком, который состоял из двух эскадрилий Vought F4U Corsairs на борту HMS Victorious . [ номер 1 ] Их первая операция была против Никобарских островов в октябре 1944 года.
В декабре 1944 года ему было присвоено звание исполняющего обязанности подполковника. В том же месяце четыре авианосца, «Викториус» , «Илластриус» , «Неукротимый» и «Неутомимый» , были назначены в 1-ю эскадрилью авианосцев под командованием адмирала Филипа Виана .
4 января 1945 года Хэй возглавил операцию «Меридиан» — крупный воздушный налет на нефтеперерабатывающие заводы и аэродромы вокруг Палембанга на Суматре — за что он был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» . Это должна была быть одна из крупнейших операций авиации флота за всю историю, в которой приняли участие 56 «Корсаров» и 45 «Grumman Avengers» с кораблей «Викториус» и HMS «Илластриус» . Во время «Меридиана» истребители Хэя сбили восемь японских самолетов, потеряв один «Корсар». [ 12 ] В их число входили два самолета, сбитые самим Хэем; Накадзима Ки-43 и Накадзима Ки-44 . [ 12 ]
В конце января крыло Хэя вновь было задействовано в операциях по уничтожению суматранских нефтяных месторождений. Хэй одержал еще одну победу 29 января, когда в качестве координатора удара он участвовал в сбивании Накадзимы Ки-43 и Накадзимы Ки-44 . [ 2 ] Затем крыло Хэя участвовало в операциях на островах Сакисима в период с марта по июнь 1945 года в поддержку американского вторжения на Окинаву . Хэй был награжден баром своего DSC за руководство этими атаками. [ 4 ] В конце Второй мировой войны Хэй, все еще находившийся на борту «Викториуса» , участвовал в воздушных ударах по материковой части Японии до 11 августа 1945 года, когда «Викториус» был отозван в Сидней для ремонта. [ 13 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После войны Хэй продолжал летать, но был ранен в результате несчастного случая при посадке Supermarine Seafire . Он вернулся к своему боевому званию капитана и был отправлен обратно в Королевскую морскую пехоту. Затем он служил в составе 40 коммандос на Мальте, Кипре, Гонконге и Малайе. [ 4 ] Недовольный Королевской морской пехотой, Хэй подал заявление и был переведен в Королевский флот в 1951 году в звании лейтенант-коммандера . Хэй служил на авианосце HMS Indomitable , затем занимал ряд должностей на берегу. В период с 1955 по 1957 год он служил в RNAS Stretton в качестве командира (авиации), затем в штабном колледже в Латимере , а затем отправился в Германию на свое первое в НАТО назначение . После этого он вернулся в Объединенный военный штаб , а затем отправился в Турцию на другую должность в НАТО.
Хэй ушел из военно-морского флота в 1966 году и следующие десять лет провел, работая на чартерных судах в Средиземноморье. Он также провел время, ремонтируя старую мельницу в Эймсбери , недалеко от Стоунхенджа . Он появился в нескольких телевизионных документальных фильмах о Второй мировой войне. [ нужна ссылка ]
Хэй умер в Уилтшире 22 ноября 2001 года в возрасте 85 лет, у него остались четверо детей. [ 4 ] [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]В мае 2010 года Филателистическое бюро Фолклендских островов выпустило серию марок в честь битвы за Британию. Фейри Фулмар лейтенанта Хэя был изображен как символ британских самолетов, принимавших участие в бою. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас (2007), с. 87.
- ^ Jump up to: а б «Aces High» Шорс и Уильямс, 1994, стр. 318.
- ^ «Капитан Катберт Джозеф Хэй» . Пэрство . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Некролог, командир Ронни Хэй» . «Дейли телеграф» . Лондон. 24 декабря 2001 года . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Томас (2007), стр. 10–12.
- ^ Томас (2007), с. 17
- ^ «Эскадрильи истребительного командования в битве за Британию» . Королевские ВВС . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Томас (2007), стр.30.
- ^ «№35357» . Лондонская газета . 21 ноября 1941 г. с. 6771.
- ^ Jump up to: а б с д «Офицеры Королевской морской пехоты (РМ) 1939–1945» . Истории частей и офицеров времен Второй мировой войны . Проверено 27 октября 2010 г.
- ^ Тиллман (2002), стр. 95–97.
- ^ Jump up to: а б Тиллман (2002), с. 98
- ^ Стиль (1995), с. 73
- ^ «Немногие» . Филателистическое бюро Фолклендских островов . Проверено 28 октября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кокер, Морис (2008). Авианесущие корабли Королевского флота . Страуд, Глостершир: The History Press. ISBN 978-0-7524-4633-2 .
- Стиль, Марк (1995). Корсары-асы Второй мировой войны . Osprey Самолет асов, Том 8. Osprey Publishing. ISBN 978-1-85532-530-2 .
- Тилламн, Барретт (2002). Corsair: F4U во Второй мировой войне и в Корее . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-994-8 .
- Томас, Эндрю (27 марта 2007 г.). Асы Королевского флота Второй мировой войны . Лондон: Оспри. ISBN 978-1-84603-178-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1916 рождений
- 2001 смертей
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги (Великобритания)
- Люди, получившие образование в колледже Амплфорт
- Персонал Королевской морской пехоты Второй мировой войны
- Британские летающие асы времен Второй мировой войны
- Шотландские летающие асы
- Офицеры Королевского флота
- Военнослужащие из Перта, Шотландия
- Авиаторы ВВС флота
- Несколько
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Лидеры крыла
- Личный состав авиации флота Второй мировой войны