Jump to content

801-я военно-морская авиационная эскадрилья

801-я военно-морская авиационная эскадрилья
Активный 1933 - 9 марта 2007 г.
Страна  Великобритания
Ветвь  Королевский флот
Роль Морская забастовка
Часть Авиация флота
Девиз (ы) Они будут у нас
(Они будут у нас). [ 1 ]
Боевые почести
  • Дюнкерк 1940 г.
  • Атлантика 1940 г.
  • Норвегия 1940–4
  • Мальтийские конвои 1942 г.
  • Северная Африка 1942 - 3
  • Япония 1945 г.
  • Фолклендские острова 1982 г.

801-я военно-морская авиационная эскадрилья (NAS) — авиационная эскадрилья Королевского флота, сформированная в 1933 году, сражавшаяся во Второй мировой войне , Корейской войне и Фолклендской войне .

Флотская авиация Королевских ВВС

[ редактировать ]

Эскадрилья была сформирована 3 апреля 1933 года в составе авиации флота с повышением рейса № 401 до статуса эскадрильи. Эскадрилья была оснащена самолетами Fairey Flycatcher и Hawker Nimrod на борту HMS Hermes . В 1934 году «Мухоловки» были заменены « Hawker Osprey» , а «Nimrods» были сняты с вооружения в 1936 году. Эскадрилья была перевооружена на « Blackburn Skua» и «Gloster Gladiator» в 1939 году, незадолго до того, как эскадрилья была передана Адмиралтейству .

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В январе 1940 года 801 NAS базировался в RNAS Donibristle с Blackburn Skua , играя ключевую роль в начале войны, проводя операции в Норвегии при развертывании с авианосца HMS Ark Royal . В сентябре 801-я эскадрилья отправилась на «Фьюриес» для рейдов на северные части норвежского побережья. После атаки на Тронхейм 22 сентября Skua L2942, пилотируемый младшим лейтенантом Бернардом Виггинтоном, с ведущим летчиком Кеннетом Кингом в качестве стрелка, не смог найти свой авианосец и совершил аварийную посадку в нейтральной Швеции .

В 1943 году 880-я военно-морская авиационная эскадрилья сформировала 30-й морской истребительный авиаполк на корабле HMS Implacable . В июне 1945 года истребительные авиакрылья ВМФ были преобразованы в авианосные группы: 801 NAS, 828 NAS , 880 NAS и 1771 NAS стали 8-й авианосной авиагруппой . В августе 1941 года они перевооружились на «Си Харрикейны» в RNAS Yeovilton , капитан Джордж Клифтон Болдуин командовал станцией в 1966—1968 годах) Эскадрилья была переброшена в Средиземное море на борту «Аргуса» , затем на «Игл» . Во время этого развертывания 801 NAS заявила о тринадцати вражеских самолетах различных типов, потеряв три «Харрикейна» и четыре «Фулмара». Два «Фулмара» были сбиты дружественным огнем .

Корейская война

[ редактировать ]

В марте 1951 года 801 NAS получила самолеты Hawker Sea Fury , и эта эскадрилья приняла действительную службу во время Корейской войны , летая с самолета Glory . «Слава» использовалась на театре военных действий с 3 апреля 1951 г. по 30 сентября 1951 г. и с 8 ноября 1952 г. в соответствии с Соглашением о перемирии в Корее от 27 июля 1953 г. 801 НАН был отправлен на второй срок службы.

В обоих случаях «Морские фурии» могли быть вооружены либо двумя бомбами, либо четырьмя ракетами и десантными баками. Самолеты в основном использовались в качестве штурмовиков, вооруженных бомбами и ракетами, но они также участвовали в боях воздух-воздух с гораздо более быстрыми МиГ-15 .

Sea Fury FB.11 стартует с HMS Glory в 1951 году.

Эскадрилья потеряла семь человек. [ 2 ]

1960-е - 1980-е годы

[ редактировать ]

18 марта 1962 года 801-я эскадрилья была переформирована в Лоссимауте для ударной роли вместе с Buccaneers . В июле 1962 года они отправили 10 самолетов в Победоносный на Дальний Восток. Впоследствии в 1967 году эскадрилья получила «Бойд Трофи», ежегодную награду лучшей эскадрильи ВВС флота, за усилия по вводу «Буканьера» на вооружение.

801 был передан Гермесу с 7 самолетами в 1968 году для дальнейшего пребывания в восточных водах. В марте 1969 года корабль вернулся домой, чтобы провести следующий год в родных и средиземноморских водах. В конце концов, эскадрилья была расформирована в Лоссимауте 21 июля 1970 года.

В январе 1981 года эскадрилья перевооружилась на Sea Harrier FRS.1 в авиабазе RNAS Yeovilton .

Фолклендская война

[ редактировать ]

Эскадрилья эксплуатировала « Си Харриер», оснащенный радарами «Блю Фокс» на борту «Инвинсибла» во время Фолклендской войны . [ 3 ] Эскадрилья была дополнена пятью пилотами из 899 NAS и находилась под командованием лейтенант-коммандера Найджела «Шарки» Уорда . 18 мая еще четыре пилота 809 NAS перешли в эскадрилью с MV Atlantic Conveyor на своих четырех самолетах Sea Harrier FRS.1.

801 пилот NAS
  • Лейтенант-коммандер Найджел «Шарки» Уорд (командир)
  • Лейтенант-коммандер Дуг Гамильтон
  • Лейтенант Чарли Кантан
  • Лейтенант Алан Кертис (KIA), [ 4 ]
  • Лейтенант Брайан Хэй
  • Лейтенант Стивен Томас
  • Лейтенант полета Ян Мортимер
  • Лейтенант Майк Уотсон
899 пилотов НАН
  • Лейтенант-коммандер Робин Кент
  • Лейтенант-коммандер Джон Эйтон-Джонс (KIA) [ 5 ]
  • Лейтенант-коммандер Майк Бродуотер.
  • Лейтенант полета Пол Бартон

809 пилотов НАН

  • Лейтенант-коммандер Тим Гедж
  • Лейтенант-коммандер Дэйв Брейтуэйт
  • Лейтенант-коммандер Алистер Крейг
  • Лейтенант Дэйв Остин

801-я эскадрилья сбила 8 аргентинских самолетов. [ 6 ]

  • 1 мая 1982 г. — « Мираж III» группы FAA Grupo 8 сбит Бартоном к северу от Западного Фолкленда с помощью « Сайдвиндера» . Аргентинский пилот катапультировался.
  • 1 мая 1982 г. - Мираж III группы FAA Grupo 8 поврежден в том же инциденте к северу от Западного Фолкленда Томасом, использовавшим ракету класса «воздух-воздух» Sidewinder. Затем «Мираж» был сбит над Стэнли средствами ПВО Аргентины, в результате чего пилот погиб.
  • 1 мая 1982 г. - самолет Canberra B62 из группы FAA Grupo 2 был сбит Кертисом к северу от Фолклендских островов с помощью Sidewinder. Аргентинские пилоты катапультировались, но не были спасены.
  • 21 мая 1982 г. - Пукара из группы 3 FAA был сбит недалеко от Дарвина Уордом на одном из трех «Си Харриеров» огнем 30-мм пушки. Пилот катапультировался из самолета на высоте около 40 футов над землей, выжил и вернулся в Гуз-Грин. [ 7 ] [ 8 ]
  • 21 мая 1982 г. - три «Кинжала» из группы 6 FAA были сбиты к северу от Порт-Ховарда, Западный Фолкленд, с использованием «Сайдвиндеров», два - Томасом, а другой - Уордом. Все три аргентинских пилота успешно катапультировались.
  • 1 июня 1982 г. - самолет C-130E Hercules из транспортной группы 1 ФАУ был сбит в 50 милях к северу от острова Пеббл Уордом с помощью двух AIM-9 Sidewinders и пушки. Экипаж из семи человек погиб.

В ходе конфликта 801 NAS потеряла четыре самолета и двух пилотов. [ 9 ]

  • 6 мая 1982 г. — два самолета (XZ452 и XZ453) столкнулись в плохую погоду во время ночного вылета к юго-востоку от Восточного Фолкленда, исследуя радиолокационный контакт недалеко от сгоревшего корабля HMS Sheffield . Оба пилота - лейтенант Эйтон-Джонс на XZ452 и лейтенант Кертис на XZ453 - погибли, и никаких следов ни одного самолета обнаружено не было.
  • 29 мая 1982 г. - Sea Harrier ZA174 готовился к взлету и соскользнул с палубы, когда «Инвинсибл» резко повернул против ветра. Пилот - лейтенант-командир Бродуотер - катапультировался и был подобран.
  • 1 июня 1982 г. — XZ456 был сбит во время боевой разведки ракетой класса «земля-воздух» компании «Роланд» к югу от Порт-Стэнли , авиацией GADA 601 . Пилот, лейтенант Мортимер, катапультировался и был спасен кораблем Sea King с 820 NAS после девяти часов пребывания в воде.

Награды за галантность

[ редактировать ]

Лейтенант-коммандер Уорд и лейтенант Томас были награждены Крестом за выдающиеся заслуги за свое поведение и лидерство на протяжении всей кампании. Лейтенант-коммандер Кент и лейтенант Мортимер упоминались в донесениях. Лейтенант Кертис был посмертно упомянут в депешах.

1982-2000-е годы

[ редактировать ]

В марте 1997 года 801 NAS был развернут на борту HMS Illustrious в составе авианосной оперативной группы, приписанной к патрулю Армилла , когда тот принимал участие в операции «Юрал» по обеспечению соблюдения запретной для полетов зоны над южным Ираком . Оснащенная «Си Харриерами» FA2, эскадрилья действовала вместе с «Харриерами» GR7 из 1-й эскадрильи Королевских ВВС , которые присоединились к ним на авианосце в течение месяца совместных учений и операций. С 7 по 12 марта «Харриеры» совершили 28 боевых вылетов (18 над территорией Ирака). [ 10 ]

Вывод из эксплуатации

[ редактировать ]
Си Харриер из 801 НАН

Во вторник, 28 марта 2006 года, в авиабазе RNAS Йовилтон состоялась церемония с участием командира AJW Рэя в качестве последнего командира эскадрильи Sea Harrier, посвященная выводу из эксплуатации самолетов Sea Harrier FA2 Королевского флота. Последний «Си Харриер» был выведен из эксплуатации 31 марта 2006 года на авиабазе Йовилтон, а эскадрилья расформирована. Перед выводом из эксплуатации все самолеты использовали символ омеги на хвостовом оперении в знак признания того, что 801 NAS был последним оператором полностью британского истребителя. Это восходит к использованию этого символа 892-й военно-морской авиационной эскадрильей , чьи McDonnell Douglas Phantom FG.1 были последними обычными самолетами, использовавшимися авиацией флота .

801 NAS должен был быть вновь введен в строй в марте 2007 года под командованием командира К. Сеймура для эксплуатации самолетов Harrier GR7 и GR9 из Королевских ВВС Коттсмор . Однако из-за нехватки рабочей силы весь бывший личный состав 801-й и 800-й NAS (их родственной эскадрильи) сформировал « Ударное крыло ВМФ » в составе RAF Cottesmore, тем самым разорвав все оставшиеся связи со своим бывшим домом в RNAS Yeovilton. [ 11 ] 1 апреля 2010 года ударное крыло ВМФ вернуло себе название 800-й морской авиационной эскадрильи. [ 12 ]

Самолет летал

[ редактировать ]

За время своего существования 801-я эскадрилья летала на четырнадцати различных типах самолетов: [ 13 ]

  1. Это был сплоченный клич маршала Петэна в Вердене в 1916 году.
  2. ^ «Списки потерь Королевского флота в 1953 году» . Проверено 23 июня 2009 г.
  3. ^ Нортон-Тейлор, Ричард. Рецензия: Несколько секретов в море прозы мальчика , The Guardian, 28 января 1997 г.
  4. ^ «Лейтенант В. А. Кертис» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 4 июля 2009 г.
  5. ^ «Лейтенант-коммандер Дж. Э. Эйтон-Джонс» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 4 июля 2009 г.
  6. ^ «Список уничтоженных аргентинских самолетов» . Архивировано из оригинала 29 мая 2009 года . Проверено 22 июня 2009 г.
  7. ^ «Пукара майора Карлоса Томбы» . Новости Би-би-си . Проверено 24 июня 2009 г.
  8. ^ «Найдена потерянная аргентинская пукара» . Проверено 24 июня 2009 г.
  9. ^ «Потери 801-й эскадрильи НАН» . Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 24 июня 2009 г.
  10. ^ Робертс, Джон (2009). Защита нации: история современного Королевского флота . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1591148128 .
  11. ^ «Ударное крыло ВМФ (Новый Южный Уэльс)» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 года . Проверено 24 июня 2009 г.
  12. ^ «800-я морская авиационная эскадрилья» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 20 сентября 2011 года . Проверено 19 июня 2011 г.
  13. ^ Стертивант, Балланс 1994 , стр. 130.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a82e46dc11fc60c1d41fe8ac477df63__1720020060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/63/7a82e46dc11fc60c1d41fe8ac477df63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
801 Naval Air Squadron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)