801-я военно-морская авиационная эскадрилья
801-я военно-морская авиационная эскадрилья | |
---|---|
![]() | |
Активный | 1933 - 9 марта 2007 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Роль | Морская забастовка |
Часть | Авиация флота |
Девиз (ы) | Они будут у нас (Они будут у нас). [ 1 ] |
Боевые почести |
|
801-я военно-морская авиационная эскадрилья (NAS) — авиационная эскадрилья Королевского флота, сформированная в 1933 году, сражавшаяся во Второй мировой войне , Корейской войне и Фолклендской войне .
Флотская авиация Королевских ВВС
[ редактировать ]Эскадрилья была сформирована 3 апреля 1933 года в составе авиации флота с повышением рейса № 401 до статуса эскадрильи. Эскадрилья была оснащена самолетами Fairey Flycatcher и Hawker Nimrod на борту HMS Hermes . В 1934 году «Мухоловки» были заменены « Hawker Osprey» , а «Nimrods» были сняты с вооружения в 1936 году. Эскадрилья была перевооружена на « Blackburn Skua» и «Gloster Gladiator» в 1939 году, незадолго до того, как эскадрилья была передана Адмиралтейству .
Вторая мировая война
[ редактировать ]В январе 1940 года 801 NAS базировался в RNAS Donibristle с Blackburn Skua , играя ключевую роль в начале войны, проводя операции в Норвегии при развертывании с авианосца HMS Ark Royal . В сентябре 801-я эскадрилья отправилась на «Фьюриес» для рейдов на северные части норвежского побережья. После атаки на Тронхейм 22 сентября Skua L2942, пилотируемый младшим лейтенантом Бернардом Виггинтоном, с ведущим летчиком Кеннетом Кингом в качестве стрелка, не смог найти свой авианосец и совершил аварийную посадку в нейтральной Швеции .
В 1943 году 880-я военно-морская авиационная эскадрилья сформировала 30-й морской истребительный авиаполк на корабле HMS Implacable . В июне 1945 года истребительные авиакрылья ВМФ были преобразованы в авианосные группы: 801 NAS, 828 NAS , 880 NAS и 1771 NAS стали 8-й авианосной авиагруппой . В августе 1941 года они перевооружились на «Си Харрикейны» в RNAS Yeovilton , капитан Джордж Клифтон Болдуин командовал станцией в 1966—1968 годах) Эскадрилья была переброшена в Средиземное море на борту «Аргуса» , затем на «Игл» . Во время этого развертывания 801 NAS заявила о тринадцати вражеских самолетах различных типов, потеряв три «Харрикейна» и четыре «Фулмара». Два «Фулмара» были сбиты дружественным огнем .
Корейская война
[ редактировать ]В марте 1951 года 801 NAS получила самолеты Hawker Sea Fury , и эта эскадрилья приняла действительную службу во время Корейской войны , летая с самолета Glory . «Слава» использовалась на театре военных действий с 3 апреля 1951 г. по 30 сентября 1951 г. и с 8 ноября 1952 г. в соответствии с Соглашением о перемирии в Корее от 27 июля 1953 г. 801 НАН был отправлен на второй срок службы.
В обоих случаях «Морские фурии» могли быть вооружены либо двумя бомбами, либо четырьмя ракетами и десантными баками. Самолеты в основном использовались в качестве штурмовиков, вооруженных бомбами и ракетами, но они также участвовали в боях воздух-воздух с гораздо более быстрыми МиГ-15 .

Эскадрилья потеряла семь человек. [ 2 ]
1960-е - 1980-е годы
[ редактировать ]18 марта 1962 года 801-я эскадрилья была переформирована в Лоссимауте для ударной роли вместе с Buccaneers . В июле 1962 года они отправили 10 самолетов в Победоносный на Дальний Восток. Впоследствии в 1967 году эскадрилья получила «Бойд Трофи», ежегодную награду лучшей эскадрильи ВВС флота, за усилия по вводу «Буканьера» на вооружение.
801 был передан Гермесу с 7 самолетами в 1968 году для дальнейшего пребывания в восточных водах. В марте 1969 года корабль вернулся домой, чтобы провести следующий год в родных и средиземноморских водах. В конце концов, эскадрилья была расформирована в Лоссимауте 21 июля 1970 года.
В январе 1981 года эскадрилья перевооружилась на Sea Harrier FRS.1 в авиабазе RNAS Yeovilton .
Фолклендская война
[ редактировать ]Эскадрилья эксплуатировала « Си Харриер», оснащенный радарами «Блю Фокс» на борту «Инвинсибла» во время Фолклендской войны . [ 3 ] Эскадрилья была дополнена пятью пилотами из 899 NAS и находилась под командованием лейтенант-коммандера Найджела «Шарки» Уорда . 18 мая еще четыре пилота 809 NAS перешли в эскадрилью с MV Atlantic Conveyor на своих четырех самолетах Sea Harrier FRS.1.
- 801 пилот NAS
- Лейтенант-коммандер Найджел «Шарки» Уорд (командир)
- Лейтенант-коммандер Дуг Гамильтон
- Лейтенант Чарли Кантан
- Лейтенант Алан Кертис (KIA), [ 4 ]
- Лейтенант Брайан Хэй
- Лейтенант Стивен Томас
- Лейтенант полета Ян Мортимер
- Лейтенант Майк Уотсон
- 899 пилотов НАН
- Лейтенант-коммандер Робин Кент
- Лейтенант-коммандер Джон Эйтон-Джонс (KIA) [ 5 ]
- Лейтенант-коммандер Майк Бродуотер.
- Лейтенант полета Пол Бартон
809 пилотов НАН
- Лейтенант-коммандер Тим Гедж
- Лейтенант-коммандер Дэйв Брейтуэйт
- Лейтенант-коммандер Алистер Крейг
- Лейтенант Дэйв Остин
801-я эскадрилья сбила 8 аргентинских самолетов. [ 6 ]
- 1 мая 1982 г. — « Мираж III» группы FAA Grupo 8 сбит Бартоном к северу от Западного Фолкленда с помощью « Сайдвиндера» . Аргентинский пилот катапультировался.
- 1 мая 1982 г. - Мираж III группы FAA Grupo 8 поврежден в том же инциденте к северу от Западного Фолкленда Томасом, использовавшим ракету класса «воздух-воздух» Sidewinder. Затем «Мираж» был сбит над Стэнли средствами ПВО Аргентины, в результате чего пилот погиб.
- 1 мая 1982 г. - самолет Canberra B62 из группы FAA Grupo 2 был сбит Кертисом к северу от Фолклендских островов с помощью Sidewinder. Аргентинские пилоты катапультировались, но не были спасены.
- 21 мая 1982 г. - Пукара из группы 3 FAA был сбит недалеко от Дарвина Уордом на одном из трех «Си Харриеров» огнем 30-мм пушки. Пилот катапультировался из самолета на высоте около 40 футов над землей, выжил и вернулся в Гуз-Грин. [ 7 ] [ 8 ]
- 21 мая 1982 г. - три «Кинжала» из группы 6 FAA были сбиты к северу от Порт-Ховарда, Западный Фолкленд, с использованием «Сайдвиндеров», два - Томасом, а другой - Уордом. Все три аргентинских пилота успешно катапультировались.
- 1 июня 1982 г. - самолет C-130E Hercules из транспортной группы 1 ФАУ был сбит в 50 милях к северу от острова Пеббл Уордом с помощью двух AIM-9 Sidewinders и пушки. Экипаж из семи человек погиб.
Потери
[ редактировать ]В ходе конфликта 801 NAS потеряла четыре самолета и двух пилотов. [ 9 ]
- 6 мая 1982 г. — два самолета (XZ452 и XZ453) столкнулись в плохую погоду во время ночного вылета к юго-востоку от Восточного Фолкленда, исследуя радиолокационный контакт недалеко от сгоревшего корабля HMS Sheffield . Оба пилота - лейтенант Эйтон-Джонс на XZ452 и лейтенант Кертис на XZ453 - погибли, и никаких следов ни одного самолета обнаружено не было.
- 29 мая 1982 г. - Sea Harrier ZA174 готовился к взлету и соскользнул с палубы, когда «Инвинсибл» резко повернул против ветра. Пилот - лейтенант-командир Бродуотер - катапультировался и был подобран.
- 1 июня 1982 г. — XZ456 был сбит во время боевой разведки ракетой класса «земля-воздух» компании «Роланд» к югу от Порт-Стэнли , авиацией GADA 601 . Пилот, лейтенант Мортимер, катапультировался и был спасен кораблем Sea King с 820 NAS после девяти часов пребывания в воде.
Награды за галантность
[ редактировать ]Лейтенант-коммандер Уорд и лейтенант Томас были награждены Крестом за выдающиеся заслуги за свое поведение и лидерство на протяжении всей кампании. Лейтенант-коммандер Кент и лейтенант Мортимер упоминались в донесениях. Лейтенант Кертис был посмертно упомянут в депешах.
1982-2000-е годы
[ редактировать ]В марте 1997 года 801 NAS был развернут на борту HMS Illustrious в составе авианосной оперативной группы, приписанной к патрулю Армилла , когда тот принимал участие в операции «Юрал» по обеспечению соблюдения запретной для полетов зоны над южным Ираком . Оснащенная «Си Харриерами» FA2, эскадрилья действовала вместе с «Харриерами» GR7 из 1-й эскадрильи Королевских ВВС , которые присоединились к ним на авианосце в течение месяца совместных учений и операций. С 7 по 12 марта «Харриеры» совершили 28 боевых вылетов (18 над территорией Ирака). [ 10 ]
Вывод из эксплуатации
[ редактировать ]
Во вторник, 28 марта 2006 года, в авиабазе RNAS Йовилтон состоялась церемония с участием командира AJW Рэя в качестве последнего командира эскадрильи Sea Harrier, посвященная выводу из эксплуатации самолетов Sea Harrier FA2 Королевского флота. Последний «Си Харриер» был выведен из эксплуатации 31 марта 2006 года на авиабазе Йовилтон, а эскадрилья расформирована. Перед выводом из эксплуатации все самолеты использовали символ омеги на хвостовом оперении в знак признания того, что 801 NAS был последним оператором полностью британского истребителя. Это восходит к использованию этого символа 892-й военно-морской авиационной эскадрильей , чьи McDonnell Douglas Phantom FG.1 были последними обычными самолетами, использовавшимися авиацией флота .
801 NAS должен был быть вновь введен в строй в марте 2007 года под командованием командира К. Сеймура для эксплуатации самолетов Harrier GR7 и GR9 из Королевских ВВС Коттсмор . Однако из-за нехватки рабочей силы весь бывший личный состав 801-й и 800-й NAS (их родственной эскадрильи) сформировал « Ударное крыло ВМФ » в составе RAF Cottesmore, тем самым разорвав все оставшиеся связи со своим бывшим домом в RNAS Yeovilton. [ 11 ] 1 апреля 2010 года ударное крыло ВМФ вернуло себе название 800-й морской авиационной эскадрильи. [ 12 ]
Самолет летал
[ редактировать ]За время своего существования 801-я эскадрилья летала на четырнадцати различных типах самолетов: [ 13 ]
- BAE Sea Harrier FRS.1 и FA.2
- Блэкберн Бакканир S.1 и S.2
- Хоукер Морской ураган Ia и Ib
- Блэкберн Скуа II
- Блэкберн Рок I
- Фейри Мухоловка I
- Глостерский морской гладиатор
- de Havilland Sea Hornet PR.22 и F.20
- Хоукер Нимрод I
- Хокер Оспри
- Hawker Sea Fury FB.11 и T.20
- Hawker Sea Hawk FGA.4 и FGA.6
- Supermarine Seafire Ib, IIc, L.IIe, L.III и F.XV
- Супермарин Спитфайр Va и Vb
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Это был сплоченный клич маршала Петэна в Вердене в 1916 году.
- ^ «Списки потерь Королевского флота в 1953 году» . Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ Нортон-Тейлор, Ричард. Рецензия: Несколько секретов в море прозы мальчика , The Guardian, 28 января 1997 г.
- ^ «Лейтенант В. А. Кертис» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ «Лейтенант-коммандер Дж. Э. Эйтон-Джонс» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ «Список уничтоженных аргентинских самолетов» . Архивировано из оригинала 29 мая 2009 года . Проверено 22 июня 2009 г.
- ^ «Пукара майора Карлоса Томбы» . Новости Би-би-си . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ «Найдена потерянная аргентинская пукара» . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ «Потери 801-й эскадрильи НАН» . Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ Робертс, Джон (2009). Защита нации: история современного Королевского флота . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1591148128 .
- ^ «Ударное крыло ВМФ (Новый Южный Уэльс)» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 года . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ «800-я морская авиационная эскадрилья» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 20 сентября 2011 года . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Стертивант, Балланс 1994 , стр. 130.
Библиография
[ редактировать ]- Стертивант, Р; Балланс, Т (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж , Кент , Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-223-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги (Великобритания)
- Эскадрильи ВВС флота серии 800
- Воинские части и соединения Великобритании в Фолклендской войне
- Воинские части и соединения Великобритании в Корейской войне
- Воинские части и соединения, созданные в 1933 году.
- Воинские части и соединения, расформированные в 2007 году