HMS Арк Ройал (91)
![]() HMS Ark Royal в 1939 году, проводит летные операции на Swordfish . бипланах
| |
Обзор класса | |
---|---|
Предшественник | Мужественный класс |
Преемник | Прославленный класс |
История | |
![]() | |
Имя | Арк Роял |
Тезка | Арк Роял (1587) |
Заказал | Программа постройки 1934 года |
Строитель | Кэммелл Лэрд |
Заложен | 16 сентября 1935 г. |
Запущен | 13 апреля 1937 г. |
Введен в эксплуатацию | 16 декабря 1938 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 91 |
Девиз | Desire n'a pas Repos - «Рвение не дает покоя» |
Почести и награды |
|
Судьба | Потоплен U-81 14 ноября 1941 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Авианосец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 94 фута 9,6 дюйма (28,895 м) |
Черновик | 27 футов 9,6 дюйма (8,473 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 × вала; 3 × паровые турбины с редуктором |
Скорость |
|
Диапазон | 7600 миль (14100 км; 8700 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) |
Дополнить | 1580 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен |
|
Авиационные объекты | 2 × катапульты |
HMS Ark Royal ( вымпел номер 91) — авианосец Королевского флота , действовавший во время Второй мировой войны .
Разработанный в 1934 году в соответствии с ограничениями Вашингтонского военно-морского договора , «Арк Ройал» был построен компанией Cammell Laird в Биркенхеде , Англия, и завершен в ноябре 1938 года. Его конструкция отличалась от предыдущих авианосцев. «Арк Ройал» был первым кораблем, на котором ангары и полетная палуба были неотъемлемой частью корпуса, а не надстройкой или частью надстройки . Предназначенный для перевозки большого количества самолетов, он имел два уровня ангара. Он использовался в период, когда впервые широко использовалась военно-морская авиация; было разработано и усовершенствовано несколько тактик авианосцев На борту «Арк Ройал» .
Арк Ройал действовал на некоторых из наиболее активных военно-морских театров Второй мировой войны. Она участвовала в первых в войне воздушных победах подводных лодок, в операциях у берегов Норвегии , в поисках немецкого линкора «Бисмарк » и мальтийских конвоях . «Арк Ройал» пережил несколько аварий и завоевал репутацию «счастливого корабля». 13 ноября 1941 года он был торпедирован немецкой подводной лодкой U-81 и затонул на следующий день. Один из 1488 членов экипажа погиб. Ее затопление стало предметом нескольких расследований, и следователи стремились узнать, как авианосец был потерян, несмотря на попытки спасти корабль и отбуксировать его на военно-морскую базу в Гибралтаре . Они обнаружили, что к потерям способствовали несколько конструктивных недостатков, которые были исправлены в новых британских авианосцах.
Затонувший корабль был обнаружен в декабре 2002 года американской компанией по подводным исследованиям с использованием гидролокатора, установленного на автономном подводном аппарате по контракту с BBC на съемку документального фильма о корабле, на глубине около 3300 футов (1000 м) и примерно 30 морских миль (56 км; 35 миль) от Гибралтара.
Дизайн
[ редактировать ]В 1923 году Адмиралтейство подготовило 10-летнюю программу строительства, которая включала авианосец и 300 самолетов для авиации флота . [3] Экономический спад после Первой мировой войны заставил его отложить. В 1930 году директор военно-морского строительства начал сэр Артур Джонс обновлять планы авианосца, включая недавно разработанные технологии. [3] Его цель состояла в том, чтобы увеличить количество перевозимых самолетов за счет сокращения посадочной и взлетной дистанции самолетов с использованием тормозного устройства и паровых катапульт соответственно, что освободило бы больше места на палубе для хранения и подготовки самолетов. [3] [4] Наряду с наличием двух ангарных палуб это позволило Ark Royal перевозить до 72 самолетов, хотя разработка более крупных и тяжелых самолетов во время строительства авианосца означала, что фактическое количество перевозимых самолетов составляло от 50 до 60. [5] Ark Royal представила дизайн закрытого ангара [6] где летная палуба была «силовой палубой» [7] Он был прочным и имел стальную обшивку Ducol толщиной 0,75 дюйма (19 мм) . Таким образом, две ангарные палубы были заключены в балку корпуса, что также обеспечивало ангарам защиту от осколков. толщиной 4,5 дюйма (11,4 см) Машинные отделения были защищены поясной броней . [4] Три лифта перемещали самолеты между ангарами и кабиной экипажа. [4]

Еще одной особенностью была длина и высота полетной палубы. При высоте 800 футов (240 м) кабина экипажа была на 118 футов (36 м) длиннее киля; последнее продиктовано длиной сухих доков Королевского флота в Гибралтаре и на Мальте . [4] Благодаря сдвоенным ангарным палубам кабина экипажа поднималась на высоту 66 футов (20 м) над ватерлинией. [8]
Вашингтонский Лондонский и военно-морские договоры ограничили водоизмещение военных кораблей для ряда стран после окончания Великой войны, и срок действия обоих истекал к концу 1936 года. [а] Поскольку между Великобританией, Японией и Италией развивалась потенциальная гонка военно-морских вооружений, британское правительство добивалось заключения второго договора , который включал ограничение максимального водоизмещения авианосца до 23 000 длинных тонн (23 000 т ). Арк Ройал должен будет соответствовать этому ожидаемому пределу; для экономии веса броня была ограничена поясом, машинными отделениями и магазинами , а сварка вместо клепки 65% корпуса сэкономила 500 длинных тонн (510 т). [9] Установка бронированной кабины экипажа была невозможна, так как вес Арк Ройал превысил бы предложенный предел, одновременно снизив ее выносливость и устойчивость. [9] Корабль был спроектирован с трехслойной системой бортовой защиты, основанной на схеме «пустота-жидкость-пустота», очень похожей на ту, которая использовалась на King George V линкорах класса , и был спроектирован для защиты от торпед массой до 750 фунтов ( 340 кг) боевая часть. [10] [11]
Корабль был оснащен шестью котлами, которые приводили в действие три турбины с редуктором Парсонс. Турбины были соединены через три карданных вала с тремя гребными винтами диаметром 16 футов (4,9 м), чтобы обеспечить максимальную теоретическую скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). [12] [13] Скорость была важна, поскольку в случае с катапультами и тормозным механизмом «Арк Ройял» должен был развернуться против ветра, чтобы запустить и вернуть самолет. Чтобы не подвергать другие корабли опасности из-за частых изменений курса, связанных с выполнением полетов, «Арк Ройал» придется оторваться от сопровождающих кораблей и догнать их по завершении. Кроме того, поскольку авианосец не был вооружен для боя между кораблями, скорость была его основной защитой от боевых кораблей противника. [3]
Строительство
[ редактировать ]Ухудшение международной ситуации к 1933 году, типичным примером которого было перевооружение Германии и экспансия Японии и Италии, убедило британцев объявить о выделении средств на строительство авианосца в бюджетных предложениях 1934 года. [14] Планы были завершены к ноябрю 1934 года и в феврале 1935 года были предложены на тендер компании Cammell Laird and Company Ltd. , которая подсчитала стоимость корпуса в 1 496 250 фунтов стерлингов (что эквивалентно 131 200 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [15] и основное оборудование примерно на 500 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 43 841 364 фунтам стерлингов в 2023 году). [12] [16] Общая стоимость оценивалась более чем в 3 миллиона фунтов стерлингов (что эквивалентно 263 миллионам фунтов стерлингов в 2023 году), что сделало Ark Royal самым дорогим нелинкором, заказанным Королевским флотом. [17] Строительство проекта № 1012 началось, когда «Арк Ройал » . 16 сентября 1935 года был заложен киль [18]

«Арк Ройал» провел почти два года на верфи строителя, прежде чем был спущен на воду 13 апреля 1937 года леди Мод Хоар , женой сэра Сэмюэля Хоара , тогдашнего Первого лорда Адмиралтейства . Бутылка шампанского, брошенная в нос «Арк Ройал » , не разбилась до четвертой попытки. [19] Авианосец потратил год на оснащение , был передан своему первому командиру капитану Артуру Пауэру 16 ноября 1938 года и вступил в строй 16 декабря. [18] Несмотря на то, что авианосец предназначался для Дальнего Востока, события в Европе во время строительства авианосца, включая итальянское вторжение в Абиссинию в 1935 году и гражданскую войну в Испании в 1936 году, заставили Адмиралтейство отметить его для использования в составе внутреннего и средиземноморского флотов . [20] После того, как ее команда присоединилась к нему в конце 1938 года, «Арк Ройал» прошел ходовые испытания для подготовки к эксплуатации, в ходе которых авианосец доказал способность двигаться со скоростью, превышающей теоретическую, достигая скорости более 31 узла (57 км/ч; 36 миль в час). [8] а на испытаниях в мае 1938 года Ark Royal развил скорость 31,2 узла (57,8 км / ч; 35,9 миль в час) при мощности на валу 103 012 лошадиных сил (76 816 кВт) при глубоком водоизмещении 27 525 длинных тонн (27 967 т). [21]
Вооружение и авиация
[ редактировать ]Ark Royal было Вооружение разработано с учетом противовоздушной борьбы , поскольку основной угрозой должны были быть самолеты; корабли и подводные лодки можно было обогнать или справиться с эскортом. [22] [23] Ее основным вооружением были шестнадцать скорострельных 4,5-дюймовых (110-мм) орудий двойного назначения в восьми двухбашенных башнях, по четыре с каждой стороны корпуса, управляемых четырьмя директорами с использованием системы управления большим углом . [4] Первоначальная конструкция располагала башни низко на корпусе, но позже была изменена, чтобы расположить их чуть ниже кабины экипажа, что увеличило зону обстрела каждой башни . [4] Шесть [2] 8-ствольные 2-фунтовые (40-миллиметровые (1,57 дюйма)) орудия «помпоны» располагались на кабине экипажа, перед и позади острова надстройки, а восемь 4-ствольных 0,50-дюймовых (12,7-мм) орудий пулеметы устанавливались на небольших выступающих платформах в передней и задней части кабины экипажа. [24]
было размещено шестнадцать эскадрилий авиации флота на борту «Арк Ройал» За время ее карьеры ; в среднем пять эскадрилий в любой момент времени. При поступлении на вооружение большая часть эскадрилий Арк Ройал была оснащена либо Blackburn Skuas , использовавшимися в качестве истребителей и пикирующих бомбардировщиков, либо Fairey Swordfish для разведки и торпедных бомбардировок. С апреля 1940 года эскадрильи, оснащенные «Поморниками», были модернизированы до Fairey Fulmars ; как и их предшественники, они использовались как истребители и бомбардировщики. Иногда авианосец эксплуатировал истребители-бомбардировщики Blackburn Roc (с апреля 1939 по октябрь 1940 г.) и Fairey Albacore торпедоносцы (октябрь 1941 г.); это были самолеты на замену, использовавшиеся для увеличения численности эскадрилий. [25] В июне 1940 года на «Арк-Рояле» располагалась 701-я военно-морская авиационная эскадрилья , учебная эскадрилья, которая эксплуатировала Supermarine Walrus разведывательные амфибии . [26]
Эскадрилья | Самолет эксплуатировался | Встал (с – по) | Примечания |
---|---|---|---|
800 | Блэкбернский поморник Mk. II | Январь 1939 г. - апрель 1941 г. | Переведен в Победоносный |
810 | Рыба-меч Фейри Mk. я | Январь 1939 г. - сентябрь 1941 г. | |
820 | Рыба-меч Фейри Mk. я | Январь 1939 г. - июнь 1941 г. | – |
821 | Рыба-меч Фейри Mk. я | Январь 1939 г. - апрель 1940 г. | Выведен из эксплуатации после поражения от Шарнхорста. |
803 | Блэкбернский поморник Mk. II Блэкберн Рок Мк. я |
Апрель 1939 г. - октябрь 1940 г. | – |
818 | Рыба-меч Фейри Mk. я | Август – октябрь 1939 г. Июнь – июль 1940 г. |
Эксплуатировался из Форсажа и наземных баз с октября 1939 по июнь 1940 года. |
801 | Блэкбернский поморник Mk. II | Апрель – май 1940 г. | Переведен в Форсаж |
807 | Фейри Фулмар Mk. II | Апрель – ноябрь 1941 г. | Приступил к погружению |
701 | Супермарин Морж Мк. я | июнь 1940 г. | Учебная эскадрилья |
808 | Фейри Фулмар Mk. II | Сентябрь 1940 г. - ноябрь 1941 г. | Приступил к погружению |
821X | Рыба-меч Фейри Mk. я | Декабрь 1940 г. - январь 1941 г. | Полет, собранный из выживших 821-й эскадрильи , позже включенной в 815-ю эскадрилью. |
800Y | Фейри Фулмар Mk. я | июнь 1941 г. | Полет из 800-й эскадрильи |
825 | Рыба-меч Фейри Mk. я | Июнь – ноябрь 1941 г. | Приступил к погружению |
816 | Рыба-меч Фейри Mk. я | Июль – ноябрь 1941 г. | Приступил к погружению |
812 | Рыба-меч Фейри Mk. я | Сентябрь – ноябрь 1941 г. | Приступил к погружению |
828 | Рыба-меч Фейри Mk. я Фейри Альбакор Мк. я |
Октябрь 1941 г. | Передислоцирован на Мальту |
История обслуживания
[ редактировать ]С группами охотников-убийц
[ редактировать ]
Начало Второй мировой войны 1 сентября 1939 года было предвестником того, что немецкий флот подводных лодок занял позиции у британского побережья, где они могли перехватить британские корабли. [27] Через несколько часов после начала войны пассажирский корабль SS Athenia был торпедирован U-30 , первым из более чем 65 000 тонн корабля, потопленного подводными лодками в первую неделю войны. [27] [28] Арк Ройал был развернут вместе с Флотом метрополии на северо-западных подходах как часть группы «охотников-убийц», состоящей из флотилии эсминцев и других противолодочных кораблей, сгруппированных вокруг авианосца; либо Отважный , либо Гермес , либо Арк Ройал . Авианосная авиация могла увеличить зону поиска подводных лодок, но делала авианосцы соблазнительной целью. [28]
14 сентября «Арк Ройал» получил сигнал бедствия от SS Fanad Head , который находился в 200 морских милях (230 миль; 370 км) от преследования всплывшей U-30 . [29] Арк Ройал запустил самолет на помощь торговому кораблю, но был замечен U-39 , выпустившей две торпеды. [29] [30] Наблюдатели заметили следы торпед, и «Арк Ройал» повернул в сторону атаки, уменьшив свое поперечное сечение и заставив торпеды промахнуться и безвредно взорваться позади. [28] Три эсминца класса F, сопровождавшие авианосец, начали бомбить глубинной бомбой U-39 и вытолкнули ее на поверхность. [30] Немецкий экипаж покинул корабль до того, как затонула U-39 — первая подводная лодка, потерянная во время войны. [30] Арк Ройала достигли Самолеты мыса Фанад , который находился в руках немецкого абордажа. [29] «Поморники» атаковали U-30 неудачно : двое разбились, застигнутые взрывом собственных бомб. [29] Подводная лодка скрылась после спасения абордажа и пилотов сбитого самолета (оба наблюдателя утонули) и торпедировав « Фанад-Хед» . [29]
Арк Ройал вернулся на базу в Лох-Эве , где ее и ее команду проинспектировал Уинстон Черчилль . Гибель U-39 считалась важной для морального духа. Однако неудавшаяся атака на Арк Ройял и успешная атака на Отважный 17 сентября убедили Адмиралтейство, что рисковать авианосцами таким образом слишком опасно, и группы охотников-убийц, ориентированные на авианосцы, были оставлены. [28]
Еще один промах
[ редактировать ]
25 сентября 1939 года «Арк Ройал» помог спасти подводную лодку «Спирфиш» , поврежденную немецкими военными кораблями у Хорн-Рифов, в Каттегате . [31] При возвращении в порт с «Спирфишем» и линкорами «Нельсон» и «Родни» 26 сентября корабли были обнаружены тремя Люфтваффе Dornier Do 18 гидросамолетами . [12] «Арк Ройал» спустила на воду три «Блэкбернских поморника», чтобы разогнать их; один Дорнье был сбит в ходе события, пропагандируемого как первое поражение британцев с воздуха за всю войну (позже стало известно, что пилот Fairey Battle совершил первое поражение. [22]
Командир авиации на борту «Арк Ройал» , зная, что выжившие Дорнье сообщат о местонахождении британских кораблей, приказал захватить самолет и подготовить зенитное вооружение. [32] Четыре Юнкерс Ju 88 бомбардировщика [33] Люфтваффе . бомбардировочного крыла Вскоре появились KG 30 : три были отогнаны зенитным огнем, но четвертый сбросил по авианосцу бомбу массой 2200 фунтов (1000 кг) Арк Ройал резко повернул на правый борт, кренясь и уклоняясь от бомбы, которая приземлилась в океане в 100 футах (30 м) от носа ее правого борта и обрушила на корабль струю воды. Немецкие пилоты не увидели, был ли подбит авианосец, и позже разведывательный полет обнаружил два линкора, но не «Арк Ройал» . На основании этой информации немцы ошибочно утверждали, что «Арк Ройал» затонул. [34] Чтобы доказать ложность немецкой пропаганды, прежде чем она окажет негативное влияние на союзников Великобритании, Уинстон Черчилль заверил президента США Франклина Делано Рузвельта , что авианосец не поврежден, и пригласил военно-морского атташе США осмотреть «Арк Ройял» в доке. [34] Британскому военно-морскому атташе в Риме было поручено заверить премьер-министра Италии Бенито Муссолини , что корабль все еще находится в строю. [34] Это стало позором для Геббельса и нацистской пропаганды . [35]
Охота на графа Шпее
[ редактировать ]В октябре 1939 года «Арк Ройал» был передислоцирован во Фритаун для действий у африканского побережья в поисках немецкого торгового рейдера «Адмирала графа Шпее» . Авианосец был приписан к отряду «К» и вместе с линейным крейсером «Слава» отправился в Южную Атлантику. [12] 9 октября самолеты «Арк Ройал» заметили немецкий танкер «Альтмарк» , снабжавший «Граф Шпее» . Танкер был замаскирован под американское судно Delmar , что обманом заставило британцев пройти мимо него. [36] 5 ноября Арк Ройал захватил немецкого торговца SS Uhenfels , который пытался добраться до Германии. Позже корабль был принят на вооружение Великобритании в качестве грузового судна. [37] и переименован в Empireability . [38] Несколько нейтральных торговых судов также были замечены самолетами авианосца, что дважды заставило экипажи поверить в то, что они подверглись нападению, и покинуть корабль. [39] Записка с объяснением ситуации была брошена в сумку экипажу норвежского судна, и они снова поднялись на борт; попытка повторить это упражнение с бельгийским экипажем провалилась, когда мешок упал в трубу корабля. [39]
14 декабря 1939 года граф Шпее отправился в Монтевидео для устранения повреждений, полученных во время сражения у реки Плейт . Два крейсера Королевского флота последовали за рейдером и патрулировали вход в гавань, сообщая графа Шпее . флоту о местонахождении «Арк Ройал» и «Слава» были отправлены присоединиться к британским кораблям у гавани, но, поскольку до них оставалось 36 часов, британский военно-морской атташе придумал план, как заставить немцев поверить, что два крупных корабля уже прибыли. Заказ на топливо для Ark Royal был размещен в Буэнос-Айресе , в 140 милях (230 км) к западу от Монтевидео. Информация просочилась в прессу, была передана в посольство Германии в Монтевидео и передана графа Шпее Гансу капитану Лангсдорфу . [40] Это способствовало решению Лангсдорфа затопить свой корабль. [40]
Вернуться во флот
[ редактировать ]После «Графа Шпее» потопления «Арк Ройал» оставался в Атлантике на короткое время, прежде чем сопроводить поврежденный тяжелый крейсер «Эксетер» обратно на верфь Девонпорта , куда они прибыли в феврале. [12] После этого «Арк Ройал» направился в Портсмут, чтобы взять припасы и персонал, а затем отправиться в Скапа-Флоу . По прибытии она перевела свои «Блэкбернские поморники» на военно-морскую авиабазу Хатстон, чтобы укрепить оборону якорной стоянки. [41] Затем «Арк Ройал» был направлен в состав Средиземноморского флота для проведения учений, покинув Скапа-Флоу 31 марта 1940 года и направившись в Александрию на авианосце « Глориус» . [12] Авианосцы прибыли в Восточное Средиземноморье 8 апреля, однако через день учения были отменены. Корабли направились в Гибралтар в ожидании приказа. [41]
Немецкие войска вторглись в Норвегию в рамках операции Weserübung 9 апреля и захватили участки побережья. Попытки Королевского флота оказать поддержку британским войскам не увенчались успехом; воздушные атаки сокрушили корабли, потопив Гуркху и почти потопив Саффолк . Понимая, что британским кораблям требуется прикрытие с воздуха, но зная, что норвежское побережье находится вне досягаемости британской наземной авиации, Адмиралтейство отозвало «Арк Ройал» и «Глориус» из Средиземного моря. 16 апреля [41]
Норвежская кампания
[ редактировать ]Ark Royal и Glorious прибыли в Скапа-Флоу 23 апреля 1940 года и были немедленно передислоцированы в рамках операции DX, направляясь в Норвегию с крейсерами Curlew и Berwick и прикрытыми эсминцами Hyperion , Hereward , Hasty , Fearless , Fury и Juno . Это был первый случай, когда Королевский флот развернул авианосцы с основной целью обеспечения истребительной защиты других военных кораблей. [12] Корабли заняли позиции 25 апреля у берега; Арк Ройал расположился на расстоянии 120 морских миль (220 км; 140 миль) от берега, чтобы снизить вероятность воздушных атак. Авиация авианосца осуществляла противолодочное патрулирование, обеспечивала истребительную поддержку других кораблей, наносила удары по корабельным и береговым объектам. [12] [25] Арк Ройал вернулся в Скапа-Флоу 27 апреля для дозаправки и замены потерянных и поврежденных самолетов, а затем в тот же день отправился обратно в составе линкора «Валиант» в качестве эскорта. [12] Во время возвращения «Арк Ройал» подвергся воздушной атаке немецких бомбардировщиков Junkers Ju 88 и Heinkel He 111, действовавших из Норвегии. Авианосец не пострадал и вернулся на позицию 29 апреля. [42]

К этому моменту британское командование осознало, что не сможет сдержать немцев на юге Норвегии. эвакуация войск союзников из Молде и Ондалснеса Началась , а с 30 апреля Арк Ройал обеспечивал прикрытие с воздуха. 1 мая немцы попытались потопить авианосец, нанося в течение дня многочисленные воздушные атаки. Истребители « Арк Ройал » и сильный зенитный огонь отогнали врага, и хотя на авианосец было сброшено несколько бомб, ни одна не попала. [42] Эвакуация Молде и Андальснеса завершилась 3 мая, и авианосец был отозван в Скапа-Флоу для дозаправки и перевооружения. Находясь в порту, капитан Артур Пауэр покинул корабль для повышения в Адмиралтействе, и его заменил капитан Седрик Холланд . [43] По возвращении в Норвегию «Арк Ройял» было приказано обеспечить прикрытие с воздуха операций в районе Нарвика , включая высадку французских войск 13 мая. [44] 18 мая к ней присоединились авианосцы Glorious и Furious . [12]
Несмотря на эти усилия, к концу мая стало ясно, что французские войска находятся на грани краха, а Норвегия представляет собой второстепенную роль по сравнению с наступлением Германии к Ла-Маншу. [44] Операция «Алфавит» была инициирована для переброски войск союзников из Нарвика в Великобританию. «Арк Ройал» и «Глориус» под прикрытием эсминцев «Горец» , «Диана » , «Акаста» , «Ардент» и «Ашерон» вышли из Скапа-Флоу 1 июня для прикрытия эвакуации, которая началась на следующий день. Арк Ройал проводил воздушное патрулирование и бомбардировки с 3 по 6 июня, а затем передислоцировался в Нарвик 7 июня. На следующий день «Глориус» , «Акаста» и «Ардент» были потоплены немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» на обратном пути в Британию. Самолеты Арк Ройала не смогли обнаружить немецкие корабли, вернувшиеся в Тронхейм . [45]
Последняя эвакуационная колонна покинула Нарвик 9 июня. Прежде чем британские корабли смогли уйти, в ходе рейда на Тронхейм был обнаружен Шарнхорст . Нападение поморников компании Royal Ark произошло в полночь 13 июня. [46] Атака обернулась катастрофой: эсминцы эскорта «Антилопа» и «Электра» столкнулись, когда «Арк Ройал» в тумане запускал самолеты и вернулись в Англию для ремонта, восемь из пятнадцати атакующих «Поморников» были сбиты, а «Шарнхорст» избежал повреждений. [47] На следующий день «Арк Ройал» вернулся в Скапа-Флоу и был переведен в состав Средиземноморского флота. [48]
развертывание в Средиземноморье
[ редактировать ]Арк Ройал покинул Скапа-Флоу с линейным крейсером « Худ» и тремя эсминцами и прибыл в Гибралтар 23 июня 1940 года. Здесь он присоединился к отряду H под командованием сэра Джеймса Сомервилля . После капитуляции Франции существовали опасения, что французский флот в Мерс-эль-Кебире может попасть под контроль Оси и нарушить баланс сил в Средиземноморье, что повлияет на всю войну. [49] Капитан «Арк Ройал » Седрик Холланд был британским военно-морским атташе в Париже и был послан вести переговоры о капитуляции или затоплении французского флота. [50] Отряд H был развернут за пределами гавани, а когда французские адмиралы отказались согласиться на предложенные условия, открыли огонь по французским кораблям. Во время атаки на Мерс-эль-Кебир самолеты «Арк Ройал » предоставили информацию о целях британским кораблям. [51] Французскому линкору «Страсбург» удалось уйти, несмотря на атаки «Суордфиша» с корабля «Арк Ройал» . [52] Через два дня после атаки самолеты « Арк Ройял» вывели из строя французский линкор «Дюнкерк» , который был выброшен на берег во время первой атаки. [53]

Уменьшив вероятность нападения Франции в Средиземноморье, отряд H подготовился к атаке на итальянские цели и 8 июля вышел из Гибралтара. [54] Войска были атакованы итальянскими бомбардировщиками в течение восьми часов после вылета, и хотя Force H избежал повреждений, Сомервилль отменил налеты и приказал флоту отправиться в Гибралтар. [55] В июле британская колония Мальта подверглась нападению со стороны итальянских ВВС, и Force H было приказано доставить Hawker Hurricanes для усиления противовоздушной обороны острова. авианосец «Аргус» Отряд H был развернут с 31 июля по 4 августа, для доставки самолетов использовался , а «Арк Ройал» обеспечивал прикрытие флота с воздуха. [54] 2 августа «Арк Ройал» предпринял успешную воздушную атаку на итальянскую авиабазу в Кальяри . [56]
Отряд H оставался в Гибралтаре до 30 сентября, когда он сопровождал подкрепление для адмирала Эндрю Каннингема в Александрию. флота [57] По пути были запланированы отвлекающие атаки на итальянские авиабазы в Эльмасе и Кальяри, чтобы привлечь внимание как операции подкрепления, так и конвоя снабжения, направляющегося на Мальту . Атаки были успешно проведены 1 октября, и флот достиг Александрии без особого внимания со стороны итальянских ВВС. [58] Из Александрии Арк Ройял был отделен и отправлен в Западную Африку, чтобы поддержать попытки Великобритании побудить французские колонии Виши перейти на сторону Свободной Франции . В ходе переговоров несколько самолетов «Свободной Франции» вылетели из Арк-Рояля , но их экипажи были арестованы в Дакаре . Переговоры провалились, и бомбардировщики из «Арк Ройал» были направлены против военных объектов во время неудачной попытки британцев взять Дакар силой . [59] Затем Ark Royal вернулся в Великобританию для ремонта и пришвартовался в Ливерпуле 8 октября в сопровождении Fortune , Forester и Greyhound . [60] Ремонт, который длился до 3 ноября, включал ремонт ее оборудования и установку нового барьера кабины экипажа. [61]

Затем «Арк Ройал» в сопровождении Бархэма , Бервика и Глазго отплыл в Гибралтар и прибыл 6 ноября. [61] Они были развернуты вместе с остальной частью отряда H для сопровождения конвоев из Гибралтара в Александрию и Мальту, совершив несколько заходов, прежде чем 25 ноября их направили в операцию «Ошейник» , один из 35 конвоев, которые поддерживали Мальту в период с 1940 по 1942 год. итальянский флот во главе с линкорами «Джулио Чезаре» и «Витторио Венето» . На перехват конвоя был отправлен [62] Итальянский флот был обнаружен самолетом-разведчиком с корабля «Арк Ройял» , и авианосец запустил торпедоносцы «Свордфиш», в то время как крупные корабли группы H развернулись навстречу противнику. [63] Во время боя у мыса Спартивенто итальянский эсминец Lanciere был поврежден, хотя неясно, были ли виноваты торпеды бомбардировщиков или британский артиллерийский огонь. Британцы приняли «Лансьер» за крейсер, а итальянское командование получило неверные сообщения о том, что крейсер « Больцано» подбит. [64] Британские атаки не смогли повредить ни один другой итальянский корабль или потопить выведенный из строя эсминец, а в ответной атаке итальянских ВВС Арк Ройал стал объектом многочисленных бомбардировок, ни одна из которых не попала. [64] Бой не имел четкого результата, хотя британский конвой добрался до места назначения невредимым. [65]
14 декабря 1940 года Арк Ройал и Force H были переброшены из Гибралтара в Атлантику для поиска на Азорских островах коммерческих рейдеров. Арк Ройал вернулся в Средиземное море 20 декабря и до 27 декабря сопровождал линкор «Малайя» и торговые суда с Мальты. [66] Затем отряд H был задействован в операции «Эксцесс» — плане перемещения конвоев через Средиземное море для поддержки Западных сил пустыни , которые пытались вытеснить итальянские сухопутные войска из Египта в Ливию. В течение следующего месяца британский контроль над Средиземноморским театром военных действий был ослаблен, особенно из-за входа Люфтваффе и почти потери авианосца «Илластриус» . [67] Средиземноморский флот находился под давлением сил Оси в Восточном Средиземноморье, а британский порт в Гибралтаре, вероятно, был бы потерян, если бы испанцы предпочли вступить в союз с немцами вместо того, чтобы оставаться нейтральными . Чтобы облегчить Средиземноморский флот и продемонстрировать испанцам британскую силу, Адмиралтейство и адмирал Каннингем планировали использовать Ark Royal бомбардировщики Swordfish компании в налетах на итальянские цели при поддержке бомбардировок тяжелых подразделений флота. Первая бомбардировка плотины Тирсо на Сардинии 2 января оказалась неудачной, но Ark Royal бомбардировщики Swordfish компании добились большего успеха 6 января, когда они бомбили портовый город Генуя . [68] Самолеты авианосца также прикрывали линейный крейсер « Слава» и линкор «Малайя» , когда они обстреливали порт в ходе операции «Грог» . 9 января «Арк Ройал» запустил самолет для бомбардировки нефтеперерабатывающего завода в Специи и установки мин в гавани. Обе операции прошли успешно. [69]
В поисках Шарнхорста и Гнейзенау
[ редактировать ]В начале февраля 1941 года линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» направились в Атлантику в ходе операции «Берлин» по приказу гросс-адмирала Эриха Редера командующего ВМС Германии . Они должны были нарушить судоходство союзников и привлечь крупные корабли из других районов. 8 марта Force H и Ark Royal были направлены на Канарские острова для поиска линкоров и прикрытия конвоев, идущих из Соединенных Штатов. [70] Арк Ройал использовала свою авиацию для поиска захваченных кораблей, возвращающихся в Германию под контролем призовых экипажей . 19 марта были обнаружены три корабля: два затопились, а третий — « Поликарп » — достиг Франции. [71]
Вечером 21 марта 1941 года «Фейри Фулмар» из «Арк Ройал» наткнулся на Шарнхорст и Гнейзенау в море. Из-за неисправности радио экипажу пришлось вернуться в Арк-Ройал для доклада, к этому времени немецкие корабли уже скрылись в тумане. [72] На следующий день Арк Ройал возобновил воздушное патрулирование в надежде отогнать рейдеров. Днем из-за неисправности катапульты была уничтожена «Рыба-меч Фейри»; швырнув фюзеляж в море впереди авианосца. Не имея возможности остановиться, Арк Ройал наехал на «Рыбу-меч» и находился над головой, когда взорвались глубинные бомбы самолета. [73] «Шарнхорст» и «Гнейзенау» достигли Бреста без притеснений со стороны Великобритании, а «Арк Ройал» вернулся в Гибралтар для ремонта и прибыл 24 марта. [74]
Мальтийские конвои и операция «Тигр»
[ редактировать ]
«Арк Ройал» провел апрель, попеременно прикрывая конвои и доставляя самолеты на Мальту, и совершая набеги в Атлантику для охоты на коммерческих рейдеров. К маю 1941 года Роммеля Эрвина Африканский корпус двигался через Северную Африку к Суэцкому каналу , оттесняя перед собой силы Западной пустыни. Поскольку британские силы были близки к краху, а стратегические объекты находились под угрозой, британское верховное командование рискнуло отправить конвой с подкреплением через Средиземное море в Александрию. Конвой состоял из пяти больших транспортных кораблей, сопровождаемых «Арк Ройял» , линейным крейсером «Слава» « , линкором Куин Элизабет» , крейсерами «Шеффилд» , «Наяда» , «Фиджи» и «Глостер » и прикрытым эсминцами 5-й флотилии эсминцев. [75] Перед отъездом Арк Ройала капитан Холланд ушел, чтобы восстановиться после стресса и плохого здоровья, и его заменил капитан Лобен Маунд . [76] Конвой покинул Гибралтар 6 мая и был обнаружен итальянскими самолетами. Конвой, скорость которого была ограничена 14 узлами (26 км/ч; 16 миль в час) и сопровождался таким большим количеством крупных кораблей, был настолько заманчивой целью, что были мобилизованы итальянские и немецкие самолеты. [77]

8 мая британский конвой подвергся воздушной атаке сначала итальянских ВВС, затем немецких Люфтваффе . В течение дня 12 самолетов Ark Royal Fairey Fulmars компании (максимальное доступное количество) отогнали более 50 самолетов с помощью прицельной информации с Шеффилда радара и зенитного огня эскорта. [78] [79] Во время первых волн был потерян один Фулмар, в результате чего погибли лейтенант Руперт Тиллард и лейтенант Марк Сомервилл; другой был уничтожен, а экипаж выздоровел, а несколько других были повреждены. [80] Следовательно, только семь человек смогли противостоять основным силам Люфтваффе из 34 самолетов, а атака незадолго до наступления темноты была отражена двумя самолетами и сильным огнем кораблей. [80] Конвой уцелел без серьезных повреждений: единственными жертвами стали мины: « Империя Сонг» затонула, а «Нью-Зеланд Стар» была повреждена, но смогла добраться до порта. [81] Арк Ройал подвергся еще одной воздушной атаке 12 мая, когда возвращался в Гибралтар. Позже в том же месяце она и ее коллега-авианосец Furious доставили Hawker Hurricanes для поддержки Мальты. [82]
Охота на Бисмарка
[ редактировать ]18 мая 1941 года немецкий линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» начали операцию «Рейнюбунг» , ворвавшись в Атлантику для совершения набегов на суда. Потопив линейный крейсер «Худ» и повредив линкор «Принц Уэльский» в ходе битвы в Датском проливе , «Бисмарк» стряхнул преследователей и направился к французскому побережью Атлантического океана. [83] «Арк Ройал» , «Ринаун » и «Шеффилд» — в сопровождении эсминцев «Фолкнор» , «Форсайт » , «Фостер» , «Форчун » , «Фоксхаунд» и «Фьюри» — были отправлены в Атлантику 23 мая на поиски линкора. [84] 26 мая «Рыба-меч» с корабля «Арк Ройял» обнаружила «Бисмарк» и начала следить за ним, в то время как Флот Метрополии был мобилизован для преследования. [85]

На момент обнаружения британские корабли находились на расстоянии 130 морских миль (240 км; 150 миль) и не смогли догнать «Бисмарк» до того, как он достигнет Сен-Назера , благополучно поместив его под прикрытие с воздуха Люфтваффе , когда он находился в пределах досягаемости и во время ремонта в Сухой док Нормандии. Пятнадцать бомбардировщиков Swordfish были вооружены торпедами и отправлены, чтобы задержать корабль. Шеффилд , также следивший за Бисмарком , находился между Арк Ройял и Бисмарком . Самолет принял британский крейсер за свою цель и выпустил торпеды. Торпеды были оснащены ненадежными магнитными детонаторами, из-за которых большая часть из них взрывалась при контакте с водой, а Шеффилда . остальные ускользали от [86] Осознав свою ошибку, один из пилотов подал Шеффилду сигнал: «Извините за лосось» . [87]
По возвращении на авианосец «Суордфиш» были перевооружены торпедами с контактной боевой частью и запущены в 19:15 для второй атаки; обнаружить и атаковать Бисмарка незадолго до заката. В линкор попали три торпеды: две взорвались в носовой части машинного отделения, а третья попала в рулевое отделение правого борта и заклинила руль направления при повороте влево на 15°. [88] «Бисмарк» был вынужден плыть по кругу до тех пор, пока не была найдена комбинация переменных скоростей гребных винтов, которая удерживала бы его на достаточно устойчивом курсе, что при преобладающем ветре силой 8 баллов и волнении моря вынуждало его плыть к британским военным кораблям почти без возможности маневрирования. . [89] Немецкий линкор подвергся преследованиям со стороны британских эсминцев в ночь с 26 на 27 мая, а на следующее утро подвергся сильной атаке и окончательно затонул 27 мая в 10:39. [90] [91]
Сопровождение мальтийских конвоев
[ редактировать ]
Арк Ройял и корабли отряда H вернулись в Гибралтар 29 мая 1941 года. Несмотря на повышение боевого духа союзников после затопления линкора «Бисмарк» , война в Средиземном море шла против союзников. Греция и Крит пали под натиском держав Оси, и Африканский корпус готовился нанести последний удар по Египту . Мальта оставалась важным оплотом в Средиземноморье, но подвергалась растущему давлению со стороны итальянских и немецких воздушных атак и больше не могла снабжаться с востока после битвы за Крит . [92]
Ark Royal был введен в эксплуатацию, доставляя самолеты на Мальту во время нескольких рейсов снабжения в течение июня и июля, а также сопровождая конвои операции «Субстанция» в июле и операции «Алебарда» в сентябре. Несмотря на некоторые потери, конвоям удалось обеспечить снабжение Мальты и вести боевые действия. [93] Продолжающееся присутствие союзников на Мальте было серьезной проблемой для Роммеля в Африке, который терял до ⅓ своих поставок из Италии из-за базировавшихся там подводных лодок и бомбардировщиков. [94] Адольф Гитлер решил послать флотилию подводных лодок в Средиземное море для нападения на корабли союзников, вопреки совету гросс-адмирала Редера. [94]
Последний рейс и затопление
[ редактировать ]10 ноября 1941 года «Арк Ройал» переправил еще несколько самолетов на Мальту, а затем вернулся в Гибралтар. Адмирала Сомервилля предупредили о подводных лодках у берегов Испании, и он напомнил отряду H о необходимости быть бдительным. [95] Также в море находилась Фридриха Гуггенбергера , U-81 получившая сообщение о том, что Force H возвращается в Гибралтар. [94]
13 ноября в 15:40 оператор гидролокатора на борту эсминца «Легион» зафиксировал неопознанный звук, но предположил, что это были винты близлежащего эсминца. Через минуту «Арк Ройал» был поражен торпедой в миделе корабля. [96] между топливными бункерами и складом бомб и прямо под островом моста. [97] Взрыв заставил «Арк Ройал» трястись, подбросил в воздух загруженные торпедоносцы и убил 44-летнего матроса Эдварда Митчелла, единственного человека, погибшего при затоплении. [97] Торпеда пробила дыру размером 130 × 30 футов (40 × 9 м) в днище и правом борту корабля ниже ватерлинии после того, как прошла глубоко и попала в трюмный киль внутри системы бортовой защиты. [98] Удар вызвал затопление котельной правого борта, главного распределительного щита , нефтяных цистерн и более 106 футов (32 м) трюма правого борта корабля. Взрыв вывел из строя все внутренние коммуникации и силовую установку правого борта, в результате чего потеряла мощность задняя половина корабля. [99]

Сразу после торпедного удара капитан Маунд приказал полностью остановить двигатели, но при отключенной связи пришлось отправить бегуна в машинное отделение. [100] Продолжающееся движение корабля увеличило дыру в корпусе, и к тому времени, когда «Арк Ройал» остановился, он набрал много воды и начал крениться на правый борт, достигнув 18 ° от центра за 20 минут. [100] Принимая во внимание список авианосца, а также тот факт, что другие авианосцы, в том числе «Отважный» и «Славный» , быстро затонули с большими человеческими жертвами, Маунд отдал приказ покинуть корабль. Экипаж собрался в кабине экипажа, чтобы определить, кто останется на борту и попытается спасти корабль, в то время как Легион прибудет рядом, чтобы снять остальных. В результате комплексные меры по устранению ущерба были приняты только через 49 минут после нападения. Наводнение беспрепятственно распространялось, усугубляясь тем, что крышки и люки оставались открытыми во время эвакуации нижних палуб. [101]
Вода распространилась на центральную котельную, которая начала затоплять снизу, и электричество было потеряно по всему кораблю, когда водозаборники котла засорились; У Арк Ройала не было резервных дизель-генераторов. [102] Примерно через полчаса после взрыва авианосец, похоже, стабилизировался. Адмирал Сомервилль, полный решимости спасти «Арк Ройал» , приказал группам устранения повреждений вернуться на авианосец, прежде чем направить линкор «Малайя» в Гибралтар для организации спасательных работ. Аварийные группы повторно зажгли котел, восстановив подачу электроэнергии к трюмным насосам. Эсминец «Лафори» прибыл рядом, чтобы обеспечить электроэнергию и дополнительные насосы, а самолеты «Суордфиш» из Гибралтара пролетели над головой, чтобы дополнить противолодочное патрулирование. [103] Буксир «Темза» прибыл из Гибралтара в 20:00 и прикрепил буксирный трос к «Арк Ройал» , но из-за наводнения корабль стал сильнее крениться. Поднимающаяся вода достигла вентиляторного отсека котельной, непрерывного отсека, занимающего ширину корабля. Это привело к остановке восстановленного котла. [104]

В период с 02:05 по 02:30 крен достиг 20°, а когда в 04:00 снова было объявлено «покинуть корабль», он достиг 27°. [105] Подразделение Арк Ройала было эвакуировано в Легион к 04:30; за исключением Митчелла, погибших не было. 1487 офицеров и экипаж были доставлены в Гибралтар. [106] Крен достиг 45°, прежде чем «Арк Ройал» перевернулся и затонул в 06:19 14 ноября. [107] Свидетели сообщили, что авианосец перевернулся на 90°, где оставался в течение трех минут, прежде чем перевернуться. Затем «Арк Ройал» раскололся на две части, кормовая часть затонула за пару минут, а за ней и носовая часть. [108]
Расследование
[ редактировать ]комиссия по расследованию Для расследования пропажи была создана . На основании его выводов капитан Лобен Маунд предстал перед военным трибуналом в феврале 1942 года. Он был признан виновным по двум пунктам обвинения в халатности: один из них - неспособность обеспечить, чтобы должным образом сформированные группы по устранению аварий остались на борту после общей эвакуации, а другой - неспособность обеспечить чтобы убедиться, что корабль находится в состоянии достаточной готовности к возможным повреждениям. [109] Правление смягчило свое суждение, признав, что от Маунда ожидали высоких стандартов и что он в первую очередь заботился о благополучии своей команды. [109]
Комитет Бакнилла, созданный для расследования гибели крупных военных кораблей, также представил отчет. В этом отчете говорилось, что отсутствие резервных источников питания было серьезным проектным провалом, который способствовал потерям: «Арк Ройал» большую часть своей работы зависела от электричества, а как только котлы и паровые динамо-машины были выведены из строя, произошла потеря электроэнергии. затруднил контроль ущерба. Комитет рекомендовал улучшить конструкцию переборок и воздухозаборников котлов, чтобы снизить риск массового затопления котельных и машинных помещений, в то время как бесперебойное строительство котельной подверглось критике. Конструктивные недостатки были исправлены на « Прославленный » и «Неумолимый авианосцах классов » , строившихся в то время. [110] [111]
Комиссия по расследованию завершила свой отчет наблюдением, что «Арк Ройал» затонул в 22 морских милях (25 миль; 41 км) к востоку от мыса Европа , самой южной оконечности Гибралтара. Это место считалось местом крушения на протяжении 60 лет. [112]
повторное открытие
[ редактировать ]Местоположение затонувшего корабля оставалось неопределенным до середины декабря 2002 года, когда затонувший корабль был обнаружен подводной исследовательской компанией C&C Technologies, Inc с использованием автономного подводного аппарата, оборудованного гидролокатором, на расстоянии 30 морских миль (35 миль; 56 км). от Гибралтара, на глубине около 3300 футов (1000 м). [113] [114] Компания заключила контракт с BBC на создание документального фильма о морской археологии, связанной с крупными сражениями Королевского флота. [114] Затонувший корабль Ark Royal состоит из двух основных частей: кормовая часть стоит вертикально, а носовая часть перевернута. 66 футов (20 м) носовой части отделено от остальной части корпуса корабля. Между двумя секциями корпуса находится большое поле обломков, включающее воронку и остров мостика, части корабля, оторвавшиеся при затоплении авианосца, и самолеты из ангаров. Анализ показал, что первым о дно ударился левый борт корабля. [115]
Обломки корабля были найдены восточнее, чем ожидалось. Первоначально исследователи полагали, что во время затопления затонувший корабль был унесен течениями дальше в Средиземное море — что корабль прошел под водой на восток, прежде чем достичь морского дна. [116] Присутствие возле корпуса обломков других обломков, в том числе бомбардировщика Swordfish, который вылетел из кабины экипажа до того, как корабль перевернулся, доказало, что это ложь. Если бы течение затонуло, отодвинуло части корпуса на значительное расстояние в сторону, обломки были бы разбросаны по гораздо большей площади. Однако, похоже, что восточные течения повлияли на ее продвижение к Гибралтару во время буксировки. [117]
Исследование места крушения также показало, что перезапуск двигателей для обеспечения мощности увеличил нагрузки на корпус, что привело к затоплению. Как только электричество было потеряно, невозможно было предотвратить затопление корабля — его судьба была скорее результатом ошибок конструкции, чем действий капитана. [117]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Вашингтонский военно-морской договор (подписанный в феврале 1922 года) наложил ограничение на общее водоизмещение британских авианосцев в 135 000 тонн, при этом ни одному кораблю не разрешалось превышать 33 000 тонн, и только двум кораблям - более 27 000 тонн. [118] Лондонский военно-морской договор (подписанный в апреле 1930 года) запрещал подписавшим его сторонам строить новые крупные корабли или переоборудовать существующие крупные корабли в авианосцы до 1937 года. [119]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дэвид А. Томас, «Битвы и почести Королевского флота», издание Kindle
- ^ Перейти обратно: а б Фридман, Британская авианосная авиация , Приложение А. Арк Ройал поступил на вооружение с четырьмя 8-ствольными установками, но к октябрю 1941 года все шесть установок были на месте.
- ^ Перейти обратно: а б с д Росситер. Арк Роял . стр. 43–44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Епископ и Чант. Авианосцы . п. 45.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 48–51.
- ^ Фридман. Когда кабина экипажа становится силовой, ангары для самолетов заключаются внутри конструкции корпуса. Термины «закрытые» и «открытые» ангары, строго говоря, относятся не к ангару, закрытому или открытому по бокам, а скорее к тому, находится ли ангар соответственно ниже или выше силовой палубы.
- ^ Фридман. Кабина экипажа была спроектирована из стали Ducol толщиной 0,75 дюйма. Для конструкции закрытого ангара требовалась палуба примерно такой толщины, чтобы обеспечить достаточную целостность корпуса, поэтому ограниченная броневая защита была побочным продуктом конструкции закрытого ангара. Прочная палуба предназначена для того, чтобы нести структурную нагрузку в сочетании с корпусной балкой, а также бортовой и днищевой обшивкой. Конструкция корабля над силовой палубой называется «надстройкой». Сталь Ducol представляла собой усовершенствованный тип высокопрочной стали, которая имела большую прочность и часто использовалась для создания брони для защиты от осколков.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймсон. Арк Роял . п. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . стр. 48–49.
- ^ Гарцке. Линкоры союзников . стр. 364–365.
- ^ Фридман. Британская авианосная авиация . п. 121.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 47.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 45.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 45–46.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Колледж и Варлоу. Корабли Королевского флота . п. 21.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 41.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 61–62.
- ^ Фридман, с. 123
- ^ Перейти обратно: а б Вествуд. Боевые корабли Второй мировой войны . п. 66.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 47.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . п. 112.
- ^ Коричневый; и др. Операции перевозчика . п. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс. Дёниц и волчьи стаи . п. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Росситер. Арк Роял . стр. 74–77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Росситер. Арк Роял . стр. 75–78.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс. Дёниц и волчьи стаи . п. 87.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 81.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 82.
- ^ Беккер. Дневники войны Люфтваффе . стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б с Росситер. Арк Роял . стр. 84–85.
- ^ Бальфур. Пропаганда в войне 1939–1945 гг . стр. 158–159.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 88–89.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 53.
- ^ Митчелл. Корабли Империи . п. 431.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймсон. Арк Роял . п. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . стр. 94–96.
- ^ Перейти обратно: а б с Росситер. Арк Роял . п. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймсон. Арк Роял . п. 97.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . п. 119.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 120–121.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 137.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 140–141.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 128.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 154.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 132.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 136.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 138.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 170.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . п. 179.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 180.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 185–187.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 192–193.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 190.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 212–15.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 222–225.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . п. 192.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 230.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 236–258.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймсон. Арк Роял . п. 239.
- ^ О'Хара. Борьба . стр. 72–74.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 210.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 218–219.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 222–226.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 228–230.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 259–260.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 260.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 260–262.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 242.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 243.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 268–269.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 266.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 269.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 271–274.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 258.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . п. 249.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 274.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 276–277.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 279–290.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 294.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 296.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 299–300.
- ^ Стивен. Морские сражения . п. 90.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 303–305.
- ^ Гарцке. Линкоры Оси . стр. 235–236.
- ^ Уильямсон. Немецкие линкоры . стр. 33–34.
- ^ Ровер. Хронология . п. 74.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 316–317.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 318.
- ^ Перейти обратно: а б с Росситер. Арк Роял . п. 327.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 337.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 329.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . п. 332.
- ^ Фридман. Британская авианосная авиация . п. 126.
- ^ Патерсон. Подводные лодки . п. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймсон. Арк Роял . п. 338.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 338–340.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 345.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 342.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . стр. 343–345.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 346.
- ^ Даффи. Нацельтесь на Америку . п. 136.
- ^ Джеймсон. Арк Роял . п. 348.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 375–376.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . стр. 372–437.
- ↑ Документы адмирала сэра Хью Бинни, отчеты Второго комитета Бакнилла, касающиеся потери HMS Prince of Wales и HMS Ark Royal, 1941–1942 гг ., Хранящиеся в Центре военных архивов Лидделла Харта, Королевский колледж Лондона.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 374.
- ^ Росситер. Арк Роял . п. 30.
- ^ Уоррен, Дэниел; Черч, Роберт; Дэйви, Рик (сентябрь 2004 г.). «Открытие HMS Ark Royal» (PDF) . Гидро Интернэшнл . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Киногруппа обнаружила обломки «Арк Ройял»» . Новости Би-би-си . 19 декабря 2002 г.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 368–369.
- ^ Росситер. Арк Роял . стр. 168–169.
- ^ Перейти обратно: а б Росситер. Арк Роял . п. 377.
- ^ Документы, касающиеся международных отношений Соединенных Штатов . стр. 247–66.
- ^ Воспроизведено в Гольдман. Затонувшие договоры . стр. 307–19.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бальфур, Майкл (1979). Пропаганда в войне 1939–1945: организация, политика и общественность в Великобритании и Германии . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-0193-2 . OCLC 5373844 .
- Беккер, Кайус (1969). Дневники войны Люфтваффе . Зильгер, Франк (пер.). Лондон: Корги. ISBN 0-552-08236-8 . ОСЛК 30270475 .
- Бишоп, Крис; Чант, Кристофер (2004). Авианосцы: величайшие военно-морские корабли мира и их самолеты . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зенит. ISBN 0-7603-2005-5 . OCLC 56646560 . Проверено 22 июля 2008 г.
- Браун, Дэвид; Браун, доктор юридических наук; Хоббс, Дэвид (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Шено, Роджер (1984). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-902-2 . ОСЛК 11018793 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Даффи, Джеймс П. (2006) [2004]. Мишень для Америки: план Гитлера по нападению на Соединенные Штаты (3-е изд.). Нью-Йорк: Лион. ISBN 1-59228-934-7 . OCLC 70264388 .
- Эдвардс, Бернард (1999) [1996]. Дёниц и волчьи стаи: подводные лодки на войне (2-е изд.). Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35203-9 . OCLC 41465151 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Гарцке, Уильям; Джон Дулин (1990). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. младший; Уэбб, Томас Г. (1980). Линкоры союзников во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-100-5 .
- Гольдман, Эмили О. (1994). Затонувшие договоры: контроль над военно-морскими вооружениями между войнами . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Университет штата Пенсильвания. ISBN 0-271-01034-7 . OCLC 28723444 .
- Джеймсон, Уильям (1 апреля 2004 г.) [1957]. Арк Ройал: Жизнь авианосца на войне 1939–41 (2-е изд.). Издательство Перископ. ISBN 1-904381-27-8 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-277-7 .
- Митчелл, Уильям Гарри; Сойер, Леонард Артур (1990). Корабли Империи: отчет о торговых кораблях, построенных и приобретенных британцами во время Второй мировой войны . Ллойд из Лондонской прессы. ISBN 1-85044-275-4 .
- О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Срединное море . Том. 1. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-648-3 .
- «Конференция по ограничению вооружений» . Документы, касающиеся международных отношений Соединенных Штатов . Том. И. Вашингтон: Генеральная прокуратура США, 1922 г., стр. 247–66. ОСЛК 24045525 . Проверено 4 июня 2010 г.
- Патерсон, Лоуренс (2007). Подводные лодки в Средиземном море, 1941–1944 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-893-7 .
- Пулман, Кеннет (1956). Арк Роял : Wm Kimber & Co Ltd.
- Ровер, Дж. (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Росситер, Майк (2007) [2006]. Арк Ройал: жизнь, смерть и новое открытие легендарного авианосца времен Второй мировой войны (2-е изд.). Лондон: Книги Корги. ISBN 978-0-552-15369-0 . OCLC 81453068 .
- Салливан, Дэвид М. и Стертон, Ян (2010). «Необычайные виды на HMS Glorious и HMS Ark Royal». Военный корабль Интернешнл . XLVII (3): 257–62. ISSN 0043-0374 .
- Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Том. 1. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6 .
- Вествуд, Дж. Н. (1975) [1971]. Боевые корабли Второй мировой войны . Лондон: Сиджвик и Джексон (для Book Club Associates). ISBN 0-283-98287-Х . ОСЛК 2090062 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-498-6 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Киногруппа обнаружила обломки «Арк Ройял»» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 19 декабря 2002 года . Проверено 4 июня 2010 г.
- Мейсон, Джеффри Б. (2003). «HMS Ark Royal — авианосец флота» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Военно-морская история.Net. Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 года . Проверено 4 июня 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- HMS Ark Royal – эксплуатационная история и фотографии
- Видео, на котором HMS Ark Royal поражает бомбардировщики высокого уровня своим зенитным вооружением
- Фотография тонущего корабля Ark Royal с рыбой-мечом на палубе.
36 ° 3' с.ш., 4 ° 45' з.д. / 36,050 ° с.ш., 4,750 ° з.д.
- корабли 1937 года
- Авианосцы Королевского флота
- Морские инциденты в ноябре 1941 г.
- Корабли, построенные на реке Мерси
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море
- Археологические открытия 2002 г.