Советский госпитальный корабль «Армения».
![]() Армения , до 1941 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Армения |
Тезка | Армения |
Строитель | Балтийский завод, Ленинград. |
Введен в эксплуатацию | 1928 |
Не работает | потоплен 7 ноября 1941 г. |
Судьба | Потоплен He 111. торпедоносцами |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Аджария -класс |
Тип | транспортное/госпитальное судно |
Тоннаж | 4727 брт [ 1 ] |
Длина | 112 м (367 футов) |
Луч | 15,5 м (51 фут) |
Черновик | 5,5 м (18 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность | Russkiy Dizel 2 × 1472 |
Движение | двойной вал, 105 об/мин |
Скорость | 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
Советский госпитальный корабль «Армения» ( русский : теплоход «Армения» , латинизированный : теплоход «Армения» ) — транспортное судно, эксплуатировавшееся Советским Союзом во время Второй мировой войны для перевозки раненых солдат и военных грузов. Первоначально он строился как пассажирское судно для операций на Черном море .
Армения была потоплена 7 ноября 1941 года немецкой авиацией при эвакуации мирных жителей и раненых солдат из Крыма . По оценкам, во время затопления погибло от 5000 до 7000 человек, что сделало это одну из самых смертоносных морских катастроф в истории. В живых осталось всего 8 человек.
Карьера
[ редактировать ]«Армения» , построенный в 1928 году на Балтийских верфях в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ), был одним из четырех пассажирских лайнеров класса «Аджария», специально спроектированных для использования на Черном море . Это были первые пассажирские суда, построенные в новообразованном Советском Союзе . [ 1 ] «Армения» представляла собой судно среднего размера, способное перевозить 1000 тонн груза, а также около 550 пассажиров в номерах первого, второго и третьего класса. В коротких рейсах он мог перевозить на палубе еще 400–500 человек. [ 1 ] Ее осадка в 5,5 метров позволяла заходить в мелководные порты Крымского полуострова . На протяжении 1930-х годов он и его однотипные корабли – «Грузия», «Аджария» , «Абхазия» и «Украина» – надежно переправляли пассажиров, почту и грузы между черноморскими портами, такими как Одесса , Мариуполь , Севастополь , Ялта и Батум .
После вторжения немецких войск в Советский Союз 22 июня 1941 г. [ 2 ] «Армения» была реквизирована ВМФ СССР для использования в качестве транспортного и госпитального корабля. немецкого вермахта К концу октября 1941 года 11-я армия под командованием генерала Эриха фон Манштейна отрезала Крымский полуостров и осадила Севастополь . Для Советов единственным способом войти в осажденный город или выйти из него было море. [ 3 ] В начале ноября Армении , украшенной большими красными крестами госпитального корабля, было поручено вывезти из Севастополя раненых российских солдат, медицинский персонал и мирных жителей. [ 4 ] [ самостоятельный источник ]
Тонущий
[ редактировать ]
В ночь с 6 на 7 ноября 1941 года Армения приняла тысячи пассажиров в Севастополе на фоне хаоса. Хотя городу в конечном итоге пришлось выдерживать немецкую осаду в течение девяти месяцев, прежде чем он пал, в то время захват противника казался неизбежным. Весь персонал советских больниц, гражданские чиновники и члены их семей были взяты на борт вместе с тысячами раненых и направлялись в город Туапсе , расположенный в 400 километрах (250 миль) от северо-восточного берега Черного моря. Покинув порт ранним утром 7-го числа, Армении капитан Владимир Плаушевский получил приказ зайти в Ялту, в нескольких километрах к востоку от Севастополя, где уже перегруженный корабль должен был принять еще больше пассажиров. Здесь не было предпринято никаких попыток зарегистрировать пассажиров; раненых солдат и мирных жителей просто набивали на палубы. Плаушевский очень хотел тронуться в путь, пока темнота еще обеспечивала некоторую защиту, но ему было приказано дождаться прибытия конвоя. В 07:00 Армения наконец покинула Ялту в сопровождении двух вооруженных катеров и двух истребителей. [ 4 ] [ самостоятельный источник ]
У немцев и их румынских и итальянских союзников на Черном море было всего несколько надводных кораблей; как таковой, он оставался по существу под советским контролем на протяжении всей Второй мировой войны. Однако в начале войны страны Оси имели полное превосходство в воздухе . Было потоплено более сотни советских торговых судов. [ 1 ] как и десятки военных кораблей. Только наиболее хорошо вооруженные и сопровождаемые корабли могли путешествовать днем с разумной надеждой на безопасность; корабли, застигнутые в одиночку или в порту в западной части Черного моря, с большой вероятностью могли подвергнуться нападению. [ 5 ]
Армении как Статус госпитального судна оказался под угрозой. Хотя ее бока и верх были расписаны большими символами красного креста, она имела легкое зенитное вооружение, ранее перевозила войска и военные запасы, а утром 7 ноября путешествовала в сопровождении военного эскорта, хотя и недостаточного. [ 4 ] [ самостоятельный источник ]
В 11:30 примерно в 40 км (25 милях) от Ялты Армения была атакована средним бомбардировщиком Heinkel He 111 из 1.Staffel (Lufttorpedo)/ KG 28 , [ 6 ] под командованием Эрнста-Августа Рота , сбросившего две торпеды. Одна торпеда промахнулась; другой нанес прямое попадание. Корабль разломился на две части и затонул в течение четырех минут. Спасено было всего восемь человек. [ 7 ]
Даже по самой низкой оценке в около 5000 погибших, затопление Армении остается самой смертоносной морской катастрофой в российской и советской истории. По количеству человеческих жертв при затоплении одного корабля его часто называют третьим худшим в мировой истории после затопления « Вильгельма Густлофа» и « Гойи» , немецких военно-морских кораблей, перевозивших военный персонал и гражданских беженцев, которые были торпедированы Советские подводные лодки в Балтийском море в 1945 году. [ 8 ]
В 2014 году австралийская компания GeoResonance заявила, что в 2005 году обнаружила останок Армении на глубине 520 метров. [ 9 ] используя нераскрытую технику дистанционного зондирования. Однако это утверждение не было подтверждено. Все четыре однотипных корабля Армении затонули во время войны.

В 2020 году Русское географическое общество заявило, что обнаружило громаду Армении. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Андрей Нелогов, Потери советского торгового флота во Второй мировой войне (Черное море). Архивировано 28 марта 2019 г. в Wayback Machine , Корабли Ностальгия, 11 ноября 2012 г.
- ^ Вторая мировая война, CL Sulzberger, с. 249, Паб «Американское наследие». Компания, 1966 г.
- ^ К. Питер Чен. «Битва за Севастополь | База данных Второй мировой войны» . www2db.com . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с админ (7 ноября 2011 г.). «Корабль-госпиталь, торпедированный нацистами – история затопления Армении за час» . Historyinanhour.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2018 года . Проверено 18 февраля 2016 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ «Советский шторм: Вторая мировая война - На Востоке. Гл.3. Оборона Севастополя» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 5 июля 2016 г. - через YouTube.
- ^ де Зенг, HL; Крик, Эдди Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.; Справочный источник, Vol . Издательство Иэна Аллана. п. 86. ИСБН 978-1-85780-279-5 .
- ^ «МЕСТО КРУШЕНИЯ – ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО АРМЕНИЯ 1928–1941» . Wrecksite.eu . 27 октября 2014 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ "Wreck Wrak Epave Wrack Pecio" . Wrecksite.eu . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ «Проекты георезонансных исследований» . Georesonance.com . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ "На дне Черного моря обнаружили теплоход "Армения" " . ТАСС .
Библиография
[ редактировать ]- Боллинджер, Мартин Дж. (2012). От революции к холодной войне: История советского торгового флота с 1917 по 1950 год . Виндзор, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-9560769-4-6 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. III: Вспомогательные военно-морские силы. Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-3990-2281-1 .
44 ° 15' с.ш. 34 ° 17' в.д. / 44,250 ° с.ш. 34,283 ° в.д.
- Океанский лайнер класса «Крым».
- Военные корабли Советского Союза времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Черном море
- Морские инциденты в ноябре 1941 г.
- Пароходы Советского Союза
- Корабли, потопленные немецкой авиацией
- Морские инциденты в Советском Союзе
- Госпитальные корабли Советского Союза и России.
- Вспомогательные корабли ВМФ СССР
- Корабли, построенные на Балтийском заводе
- 1941 год в Советском Союзе.
- Госпитальные корабли во Второй мировой войне
- Военные преступления нацистов на Украине
- Нападения на больницы во время Второй мировой войны