Jump to content

М.В. Вильгельм Густлофф

Координаты : 55 ° 04'22 "N 17 ° 25'17" E  /  55,0729 ° N 17,4213 ° E  / 55,0729; 17.4213

«Вильгельм Густлофф» в качестве госпитального корабля перед переоборудованием в вооруженный военный транспорт. Пришвартован в Данциге 23 сентября 1939 года.
История
Германия
Имя Вильгельм Густлофф
Тезка Вильгельм Густлофф
Владелец Немецкий трудовой фронт
Оператор Гамбург Юг
Порт приписки Гамбург , Германия
Строитель Блом и Восс
Расходы 25 миллионов ℛ︁ℳ︁
Номер двора 511
Заложен 1 августа 1936 г.
Запущен 5 мая 1937 г.
Завершенный 15 марта 1938 г.
Первое путешествие 24 марта 1938 г.
В эксплуатации 1938–1939
Не работает 1 сентября 1939 г.
Идентификация Радио ID (DJVZ)
Судьба Реквизирован в Кригсмарине 1 сентября 1939 г.
Германия
Имя Лазаретшифф D (Корабль-госпиталь D )
Оператор Кригсмарине (ВМС Германии)
Приобретенный 1 сентября 1939 г.
В эксплуатации 1939–1940
Не работает 20 ноября 1940 г.
Примечания Начиная с 20 ноября 1940 года переоборудован в плавучие казармы , включая перекраску с цвета госпитального корабля на стандартный темно-серый.
Германия
Имя Вильгельм Густлофф
Оператор Военно-морской
Приобретенный 20 ноября 1940 г.
В эксплуатации 1940–1945
Не работает 30 января 1945 г.
Судьба Торпедирован и потоплен 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13.
Примечания Используется в качестве плавучих казарм для Второй учебной дивизии подводных лодок, пока судно не вернется в строй, переправляя гражданских и военных в рамках операции «Ганнибал».
Общие характеристики [1]
Класс и тип Круизный лайнер
Тоннаж 25 484 брт
Длина 208,5 м (684 футов 1 дюйм)
Луч 23,59 м (77 футов 5 дюймов)
Высота 56 м (183 фута 9 дюймов)
Черновик 6,5 м (21 фут 4 дюйма)
колоды 5
Установленная мощность 9500 л.с. (7100 кВт)
Движение
Скорость 15,5 узлов (28,7 км / ч; 17,8 миль в час)
Диапазон 12 000 миль (22 000 км) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час)
Емкость 1465 пассажиров (по проекту) в 489 каютах.
Экипаж
  • 417 круизный лайнер
  • 20 офицеров, 145 рядовых (военно-морской флот) [ нужна ссылка ]
Вооружение

MV Wilhelm Gustloff — немецкий военно-транспортный корабль, потопленный 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 в Балтийском море при эвакуации гражданского и военного персонала из Восточной Пруссии и оккупированных немцами стран Балтии , а также немецких военнослужащих из Готенхафена ( Гдыня ), по мере наступления Красной Армии . По одной из оценок, [3] [4] Погибло 9400 человек, что сделало это крупнейшей гибелью людей в результате затопления одного корабля в истории.

Первоначально построенный как круизный лайнер для нацистской организации « Сила через радость » ( Kraft durch Freude ) в 1937 году, «Вильгельм Густлофф» был реквизирован Кригсмарине ( он служил госпитальным кораблем. немецкий военно-морской флот) в 1939 году. В 1939 и 1940 годах использовался в качестве плавучей казармы для военно-морского персонала в Готенхафене, а затем был оснащен зенитными орудиями и введен в эксплуатацию для перевозки эвакуированных в 1945 году.

Строительство и наименование

[ редактировать ]

«Вильгельм Густлофф» был построен на верфях Blohm & Voss . Имея длину 208,5 м (684 фута 1 дюйм), ширину 23,59 м (77 футов 5 дюймов) и грузоподъемность 25 484 брутто-регистровых тонны , он был спущен на воду 5 мая 1937 года.

Первоначально предполагалось, что корабль будет называться «Адольф Гитлер», был назван в честь Вильгельма Густлофа , лидера швейцарского отделения нацистской партии , который был убит еврейским студентом-медиком в 1936 году . но вместо этого он вдове Густлова во время его поминальной службы. [5] После завершения ходовых испытаний в Северном море с 15 по 16 марта 1938 года был передан владельцам. [6]

Круизный лайнер

[ редактировать ]

Wilhelm Gustloff специально построенным был первым круизным лайнером, для Немецкого трудового фронта ( Deutsche Arbeitsfront , DAF) и использовавшимся дочерней организацией Strength Through Joy ( Kraft durch Freude , KdF). Ее целью было обеспечить развлекательные и культурные мероприятия для немецких функционеров и рабочих, включая концерты, круизы и другие праздничные поездки, а также служить инструментом связей с общественностью, который представлял бы «более приемлемый имидж Третьего рейха ». [7] Она была флагманом круизного флота KdF, ее последняя гражданская роль до весны 1939 года.

Корабль совершил свой неофициальный первый рейс с 24 по 27 марта 1938 года на борту австрийцев, пытаясь убедить их проголосовать за аннексию Австрии Германией. [8] 29 марта он отправился в свой второй рейс, перевозя рабочих и их семьи с верфи Blohm & Voss в трехдневный круиз. [8]

Спасение Пегауэя

[ редактировать ]

В свой третий рейс Вильгельм Густлофф покинул Гамбург 1 апреля 1938 года под командованием Карла Люббе, чтобы присоединиться к кораблям KdF Der Deutsche , Oceania и Sierra Cordoba в групповом круизе по Северному морю. [8] 3 апреля разразился шторм с ветром до 100 километров в час (62 мили в час), который разбил четыре корабля. Между тем, угольное грузовое судно Pegaway водоизмещением 1836 тонн , отправившееся 2 апреля из Тайна в Гамбург, также попало в шторм. Груз и оборудование были смыты с палуб « Пегауэя » , а корабль потерял маневренность, поскольку шторм усилился. К 4 апреля он набрал воду и медленно затонул.

В 4 часа утра капитан Г.В. Уорд из Пегауэя подал сигнал SOS , когда корабль находился в 20 морских милях (37 км) к северо-западу от острова Терсхеллинг , у побережья Нидерландов. [8] Ближайшим из кораблей, ответивших на сигнал бедствия, был «Вильгельм Густлофф» , который достиг Пегауэя в 6 утра. Она спустила на воду свою спасательную шлюпку № 1 с экипажем из двенадцати человек под командованием второго помощника Мейера. Спасательная шлюпка с веслами не смогла отойти от Пегауэя в сильном волнении и, похоже, нуждалась в спасении. Затем была спущена спасательная шлюпка № 6 с экипажем из десяти человек под командованием второго офицера Шюрмана. Поскольку у него был мотор, он лучше справлялся с волнами.

Вильгельм Густлофф , 1940 год.

После первой помощи своим товарищам по спасательной шлюпке № 1 вернуться к Вильгельму Густлоффу , Шюрманн смог добраться до Пегауэя . Один за другим 19 человек на Пегавее прыгнули в море и были переброшены на спасательную шлюпку № 6, причем они и команда спасательной шлюпки вернулись в Вильгельм Густлофф к 7:45 утра. [8] голландский буксир К этому времени прибыл , но не смог спасти «Пегауэй» , который вскоре откатился влево и затонул. Спасательная шлюпка № 1 была настолько сильно повреждена волнами, что после того, как ее команда поднялась по лестницам в безопасное место на своем корабле, она была брошена по течению, а затем 2 мая ее выбросило на берег Терсхеллинга.

Вильгельм Густлофф , 1940 год.

8 апреля 1938 года «Вильгельм Густлофф» под командованием капитана Люббе отправился из Гамбурга в Англию, где бросил якорь на расстоянии более 5,6 км (3 морских миль) от берега Тилбери , чтобы оставаться в международных водах. Это позволило ей действовать как плавучий избирательный участок для граждан Германии и Австрии, проживающих в Англии, которые хотели проголосовать на приближающемся плебисците по вопросу объединения Германии с Австрией. В течение 10 апреля 1172 немца и 806 австрийских избирателей, имеющих право голоса, были переправлены между доками Тилбери на корабль, где 1968 голосов было отдано за профсоюз и десять проголосовали против. [9] После завершения голосования Вильгельм Густлофф уехал и 12 апреля прибыл в Гамбург.

Совершив дальнейшее путешествие с 14 по 19 апреля 1938 года, корабль отправился в Остерфарт (Пасхальное путешествие) перед своим фактическим официальным первым рейсом, который был предпринят с 21 апреля по 6 мая 1938 года, когда он присоединился к Der Deutsche , Океании и Сьерра-Кордове. в групповом круизе на острова Мадейра . На второй день плавания 58-летний капитан Люббе скончался на мостике от сердечного приступа. Его заменил Фридрих Петерсен, который командовал Вильгельмом Густлоффом до конца круиза. Петерсен покинул корабль, пока не вернулся в качестве капитана в ее роковое путешествие. [10]

Кондор Легион

[ редактировать ]

С 20 мая по 2 июня 1939 года «Вильгельм Густлофф» был отвлечен от прогулочных круизов. Вместе с семью другими кораблями флота KdF она перевезла Легион Кондор обратно в Германию из Испании после победы националистических сил под командованием генерала Франсиско Франко в гражданской войне в Испании .

С 14 марта 1938 года по 26 августа 1939 года корабль принял более 80 000 пассажиров, совершив в общей сложности 60 рейсов по всей Европе. [6]

Военная карьера

[ редактировать ]
Немецкие солдаты, раненые под Нарвиком, переправляются в Германию на корабле «Вильгельм Густлофф» в июле 1940 года.

С сентября 1939 по ноябрь 1940 года «Вильгельм Густлофф» служил госпитальным кораблем , официально получившим обозначение «Lazarettschiff . Начиная с 20 ноября 1940 года с корабля было снято медицинское оборудование, и он был перекрашен из цвета госпитального корабля из белого с зеленой полосой в стандартный темно-серый. [11] В результате блокады союзниками немецкого побережья он использовался в качестве казармы примерно для 1000 курсантов подводных лодок 2-й учебной дивизии подводных лодок (2. Unterseeboot-Lehrdivision ) в порту Гдыня , оккупированном Германии и переименован в Готенхафен , расположенный недалеко от Данцига ( Гданьск ). Вильгельм Густлофф просидел там на скамье подсудимых более четырех лет. В 1942 году SS Cap Arcona использовался в качестве дублера RMS Titanic в немецкой киноверсии катастрофы . В фильме, снятом в Готенхафене, в массовке выступала 2-я дивизия подготовки подводных лодок. В конце концов, «Вильгельм Густлофф» вернулся в строй для перевозки гражданских лиц и военного персонала в рамках операции «Ганнибал».

Операция Ганнибал - эвакуация

[ редактировать ]

Операция «Ганнибал» представляла собой морскую эвакуацию немецких войск и гражданского населения из Восточной Пруссии и оккупированных немцами стран Балтии по мере продвижения Красной Армии с востока. Последнее путешествие Вильгельма Густлофа заключалось в эвакуации гражданского населения, немецкого военного персонала и технических специалистов из Курляндии , Восточной Пруссии и Данцига-Западной Пруссии . Многие из них работали на передовых оружейных базах в Прибалтике. [12] от Готенхафена до Киля . [13]

В списках экипажа и пассажиров корабля указано 6050 человек на борту, но в их число не входят многие люди, которые поднялись на борт корабля, не будучи указаны в официальных протоколах посадки. Хайнц Шён, немецкий архивариус и выживший в Густлове , исследовал затопление в 1980-х и 1990-х годах. Он пришел к выводу, что на корабле находился экипаж из 173 человек (вспомогательные силы ВМФ); 918 офицеров, унтер-офицеров и солдат 2-й Unterseeboot-Lehrdivision ; 373 женщины-помощницы военно-морского флота; 162 раненых солдата; и 8 956 гражданских лиц, всего 10 582 пассажира и экипажа. [13] Среди пассажиров, помимо гражданских лиц, были сотрудники гестапо , члены организации Тодта и нацистские чиновники со своими семьями. [14] [15] Судно было переполнено, и из-за высокой температуры и влажности внутри многие пассажиры проигнорировали приказ не снимать спасательные жилеты . [16] Помимо этнических немцев, на борту находились литовцы, латыши, поляки, эстонцы и хорваты, некоторые из которых стали жертвами нацистской агрессии. [17]

Корабль вышел из Готенхафена в 12:30 30 января 1945 года в сопровождении двух торпедных катеров и пассажирского лайнера «Ганза» , перевозившего гражданских лиц и военнослужащих. У «Ганзы» и одного торпедного катера возникли механические проблемы, и они не смогли продолжить движение, оставив «Вильгельму Густлоффу» один эскортный миноносец « Лёве» (бывший «Гиллер» ). [18] На борту корабля было четыре капитана ( «Вильгельма Густлофа капитан », два капитана торгового флота и капитан подводной лодки, находившейся на судне), и они не пришли к единому мнению о том, как лучше всего действовать для защиты от атак подводных лодок. Вопреки совету военачальника, капитан-лейтенанта Вильгельма Зана (подводника, который выступал за курс на мелководье близко к берегу и без огней), капитан «Вильгельма Густлофа » Фридрих Петерсен решил взять курс на глубокую воду, о которой было известно быть разминированным . Когда он получил загадочное радиосообщение о приближающемся конвое немецких тральщиков , Петерсен решил активировать красные и зеленые навигационные огни своего корабля , чтобы избежать столкновения в темноте, что позволило Вильгельма Густлоффа легко обнаружить в темноте.

Поскольку «Вильгельм Густлофф» был оснащен зенитными орудиями , а немцы не отмечали его как госпитальный корабль, никаких уведомлений о его работе в качестве госпиталя не было. [ нужна ссылка ] Поскольку он перевозил военнослужащих, никакой защиты в качестве госпитального корабля по международным соглашениям он не имел. [19]

Вильгельм Густлофф вскоре был замечен советской подводной лодкой С-13 под командованием капитана Александра Маринеско . Датчик подводной лодки на борту миноносца сопровождения замерз, что сделало его неработоспособным, как и ее зенитные орудия, оставив корабли беззащитными. Маринеско следовал за кораблями по правому борту (в сторону моря) в течение двух часов, прежде чем сделать смелый шаг, всплыв на поверхность своей подводной лодки и направив ее вокруг кормы «Вильгельма Густлоффа » , чтобы атаковать ее с левого борта, ближе к берегу, откуда будет осуществляться атака. менее ожидаемо. Около 21:00 ( центральноевропейское время ) Маринеско приказал своей команде запустить четыре торпеды по Вильгельма Густлоффа » левому борту « , примерно в 30 км (16 морских миль; 19 миль) от берега, между Гроссендорфом и Лебой . [ нужна ссылка ]

Все три успешно выпущенные торпеды попали в Вильгельма Густлофа с левого борта. корабля Первый попал в носовую часть , в результате чего водонепроницаемые двери закрыли зону, где спали неработающие члены экипажа. Второй удар попал в жилые помещения женского военно-морского флота, расположенные в осушенном плавательном бассейне корабля. Он сместил плитку бассейна на высокой скорости, что привело к большому числу жертв; только три из 373 расквартированных там женщин выжили. Третья торпеда попала прямо в машинное отделение, расположенное на миделе корабля , отключив все электропитание и связь.

Сообщается, что удалось спустить только девять спасательных шлюпок; остальные замерзли в шлюпбалках , и их пришлось высвобождать. Примерно через двадцать минут после попадания торпеды Вильгельм Густлофф внезапно так резко накренился влево, что спасательные шлюпки, спущенные на высоком правом борту, врезались в накренившийся борт корабля, разрушив множество спасательных шлюпок и высыпав находившихся в них людей. [16]

Многие погибшие были вызваны либо непосредственно торпедами, либо утоплением в набегающей воде. Некоторые погибшие произошли из-за первоначальной давки, вызванной паникующими пассажирами на лестницах и палубах. Многие пассажиры прыгнули в ледяную Балтику. Температура воды в Балтийском море в конце января обычно составляет около 4 ° C (39 ° F); однако это была особенно холодная ночь с температурой воздуха от -10 до -18 ° C (от 14 до 0 ° F), а льдина поверхность покрывала . Большинство погибших скончались от воздействия ледяной воды. [20]

Менее чем через 40 минут после удара Вильгельм Густлофф лежала на боку. Десять минут спустя она затонула носом вперед на глубине 44 м (144 фута).

Немецким войскам удалось спасти 1252 человека: торпедный катер Т36 спас 564 человека; миноносец Löwe , 472; тральщик М387 , 98; тральщик М375 , 43; тральщик М341 , 37; пароход «Геттинген» , 28; катер-торпедоносец ( Torpedofangboot ) TF19,7 ; грузовое судно «Готенланд» — два; и патрульный катер ( Vorpostenboot ) V1703 , один малыш. [16] Тринадцать из выживших позже умерли. Все четыре капитана корабля «Вильгельм Густлофф» пережили ее затопление; Официальное военно-морское расследование было возбуждено только против лейтенанта-коммандера Зана. Однако степень его ответственности так и не была определена из-за краха нацистской Германии в 1945 году. [21]

По данным исследования Хайнца Шена, потери в результате затопления « Вильгельма Густлоффа» составили «9 343 мужчины, женщины и дети». [22] Его более поздние исследования подкреплены оценками, полученными другим методом. Эпизод «Неразгаданная история» , вышедший в эфир в марте 2003 года. [3] на канале Discovery провел компьютерный анализ затопления. Используя программное обеспечение Maritime Exodus , [23] По оценкам, из более чем 10 600 человек, находившихся на борту, погибло 9600 человек, если принять во внимание плотность пассажиров, основанную на отчетах очевидцев, а также моделирование путей эвакуации и живучести с учетом графика затопления. [24]

Последствия

[ редактировать ]

Многие корабли были потоплены во время войны союзниками и державами Оси . [25] Однако, судя по последним оценкам количества пассажиров и тех, кто, как известно, был спасен, затопление «Вильгельма Густлофа» остается, безусловно, самой крупной гибелью людей в истории мореплавания в результате затопления одного судна.

Около 1000 немецких военно-морских офицеров и моряков находились на борту и погибли при затоплении « Вильгельма Густлофа» . Женщины, находившиеся на борту корабля во время затопления, были ошибочно описаны советской пропагандой как « сотрудники СС из немецких концентрационных лагерей ». [26] Однако среди пассажиров было 373 женщины-вспомогательного военно-морского флота, из которых выжили только трое.

В ночь с 9 на 10 февраля, всего через одиннадцать дней после затопления, С-13 потопила еще один немецкий корабль «Генерал фон Штойбен» , унеся жизни около 4500 человек.

Прежде чем потопить «Вильгельма Густлофа» , капитан Маринеско предстал перед военным трибуналом из-за проблем с алкоголем и за то, что его поймали в борделе , когда он и его команда были не на дежурстве. Советское правительство сочло Маринеско «не подходящим для роли героя». Вместо присвоения звания Героя Советского Союза за затопление он был награжден меньшим орденом Красного Знамени . В октябре 1945 года он был понижен в звании до лейтенанта и с позором уволен из ВМФ СССР .

В 1960 году Маринеско был восстановлен в звании капитана третьего класса и получил полную пенсию ; в 1963 году ему была вручена традиционная церемония звания капитана по успешному возвращению с задания. Он умер три недели спустя в возрасте 50 лет от рака. посмертно удостоил Маринеско звания Героя Советского Союза В 1990 году Генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев . [27]

Писатель Гюнтер Грасс сказал в интервью, опубликованном The New York Times в апреле 2003 года: «Одной из многих причин, по которой я написал «Крабволк», было желание отвести тему от крайне правых... Они сказали, что трагедия Вильгельма Густлофа была военным преступлением. Это было не так. Это было ужасно, но это был результат войны, ужасный результат войны». [28]

Иллюминатор работы , Вильгельма Густлофа спасенный в 1988 году, на корабле-музее Альбатрос [ де ] в Дампе, Германия, в 2000 году.
Модель Вильгельма Густлофа на Военно-морском мемориале Лабое.

На польских навигационных картах отмечен как «Препятствие № 73». [29] и классифицирован как военная могила , Вильгельм Густлофф покоится в 55 ° 04'22 "N 17 ° 25'17" E  /  55,0729 ° N 17,4213 ° E  / 55,0729; 17,4213 , примерно в 19 морских милях (35 км; 22 мили) от берега, к востоку от Лебы и к западу от Владыславово (бывшие Леба и Гроссендорф соответственно). Это одно из крупнейших кораблекрушений на дне Балтийского моря, которое вызвало большой интерес со стороны охотников за сокровищами, ищущих затерянную Янтарную комнату . Чтобы защитить имущество, находящееся на борту военной могилы, а также сам затонувший корабль и окружающую среду, Польское морское ведомство в Гдыне запретило дайвинг в радиусе 500 м (1600 футов) от затонувшего корабля. [30]

В 2006 году колокол, извлеченный из места крушения и впоследствии использованный в качестве украшения в польском ресторане морепродуктов, был передан в аренду частной выставке «Вынужденные пути» в Берлине . [31]

[ редактировать ]
  • Книги:
    • Гюнтер Грасс : Im Krebsgang , что переводится на английский как Crabwalk . Сочетает в себе исторические элементы, такие как затопление « Вильгельма Густлофа» , с вымышленными элементами, такими как главные персонажи и события книги.
    • Рута Сепетис : Соль для моря . Историческая фантастика для молодежи о жизни четырех вымышленных персонажей во время эвакуации Восточной Пруссии и затопления корабля «Вильгельм Густлов» . Обладатель медали Карнеги (2017).
    • « В автобиографии американского актера немецкого происхождения Эрика Бредена , опубликованной издательством Harper Collins в 2017 году, рассказывается о том, как он выжил после затопления теплохода Вильгельм Густлофф» .
    • В прологе « Полярного сдвига» рассказывается о затоплении корабля, на борту которого находится боец ​​Сопротивления, пытающийся вывезти ученого из рук нацистов.
    • Роман «Другая сторона молчания» . Лондон: «Кверкус» Филипа Керра включает в свой сюжет затопление теплохода « Вильгельм Густлофф» , сочетая точные исторические факты и вымышленных персонажей.
    • «Med Ilden I ryggen», датская книга, написанная в 1999 году, вымышленные персонажи рассказывают, каково было на корабле «Вильгельм Густлофф» во время затопления. [ нужна ссылка ]
  • Фильмы:
  • Документальные фильмы:
    • «Подводная лодка-убийца», эпизод сериала « Тайны истории » , 1999 год.
    • Великий побег. Большой побег. Затопление Вильгельма Густлофа , 2001.
    • «Затопление «Вильгельма Густлофа», Морские охотники (телепрограмма), 2002 г.
    • «Вильгельм Густлофф: самая смертоносная морская катастрофа в мире», «Неразгаданная история » (телепрограмма), 2003.
    • Призраки Балтийского моря, 2006.
    • Тонущий суперкорабль Гитлера, 2008. Документальный фильм National Geographic, в котором использованы обширные кадры из немецкого мини-сериала 2008 года.
    • Триумф и трагедия Вильгельма Густлофа , 2012.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Грёнер 1988 , стр. 33–35.
  2. Прибрежные силы Кригсмарине Гордон Уильямсон, стр. 39, Osprey Publishing, 2009 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Вильгельм Густлофф: самые смертоносные морские катастрофы в мире». Неразгаданная история , канал Discovery. Сезон 1, серия 14. (Исходная дата выхода в эфир: 26 марта 2003 г.)
  4. ^ Бегли, Сара (29 января 2016 г.). «Забытая морская трагедия, которая была в 6 раз смертоноснее Титаника» . Время . Проверено 1 июня 2018 г.
  5. ^ "Вы знали?" . www.wilhelmgustloff.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 15 февраля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  6. ^ Jump up to: а б «Путешествие на борту «Вильгельма Густлофа и Роберта Лей» . Музей Вильгельма Густлофа . Проверено 14 марта 2019 г.
  7. ^ Уильямс, Дэвид, Катастрофы на море во время войны , Патрик Стивенс Лимитед, Nr Yeovil, Великобритания, 1997, стр. 227.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Петрушкевич, Эдвард (ноябрь 2018 г.), «Спасатель Северного моря», отгрузки ежемесячно : 24–31.
  9. ^ «Лондонский избирательный участок: аннексия Австрии» . Музей Вильгельма Густлофа . Проверено 14 марта 2019 г.
  10. ^ «Официальное» первое плавание «Вильгельма Густлова» 21 апреля 1938 г. – 6 мая 1938 г.» . Музей Вильгельма Густлофа . Проверено 17 марта 2019 г.
  11. ^ «2-я дивизия подготовки подводных лодок» . wilhelmgustloffmuseum.com . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  12. ^ Подводные лодки российского и советского военно-морского флота, 1718–1990 , Фон Норман Полмар, Юрриен Нут, стр. 190, Naval Institute Press (1991).
  13. ^ Jump up to: а б Пайпс, Джейсон. Мемориал Вильгельму Густлову
  14. ^ Принс, Кэтрин Дж. (2012). Смерть на Балтике: затопление корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 119.
  15. ^ Рипер, Э. Вторая мировая война в Балтийском море . стр. 614.
  16. ^ Jump up to: а б с «Тонущий» . www.wilhelmgustloff.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2015 года . Проверено 12 ноября 2019 г. . {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  17. ^ «Забытая морская трагедия, более смертоносная, чем Титаник» . Время . Проверено 21 ноября 2018 г.
  18. ^ «Торпедный катер Lion 1940–1959 класса Слейпнера» .
  19. ^ Проект Авалон - Законы войны: адаптация к морской войне принципов Женевской конвенции (Гаага X); 18 октября 1907 г. Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Роджер Мурхаус (19 июня 2013 г.): Смерть в истории Балтии сегодня , получено 19 июня 2013 г.
  21. ^ «Зан» . www.wilhelmgustloff.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 12 ноября 2019 г. . {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  22. ^ Пайпс, Джейсон. В «Мемориале трубкам Вильгельма Густлова» Шён сообщает в «Катастрофе Густлова» , что погибло 9 343 человека.
  23. ^ Группа инженеров пожарной безопасности, Гринвичский университет. морское программное обеспечение EXODUS. Текущий исход продуктов . В частности: maritimeEXODUS Модель эвакуации для морской среды.
  24. ^ Майкл Лея, Ссылки (источник на немецком языке)
  25. Морские катастрофы Джорджа Мартина во время Второй мировой войны. Архивировано 27 января 2008 года в Wayback Machine.
  26. ^ «Потопленный миф» . Архивировано из оригинала 15 августа 2009 года . Проверено 12 марта 2008 г.
  27. ^ "Перевод страницы Маринеско с сайта www.warheroes.ru" .
  28. ^ Верховая езда, Алан. «Все еще заинтригован тенями истории; Гюнтер Грасс обеспокоен последствиями войны». «Нью-Йорк Таймс» , 8 апреля 2003 г.
  29. ^ на Ирвина Дж. Каппеса Ссылки
  30. ^ «ПРИКАЗ № 9 ДИРЕКТОРА МОРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГДЫНЕ от 23 мая 2006 года о запрете дайвинга на затонувшие корабли - военные могилы» . МОРСКОЙ ОФИС В ГДЫНЕ . Архивировано из оригинала 30 января 2020 года . Проверено 30 января 2020 г.
  31. Марк Ландлер Поляки возмущены берлинской выставкой, первоначально опубликованной в The New York Times , 30 августа 2006 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Добсон, Кристофер; Миллер, Джон; Пейн, Рональд (1979). Самая жестокая ночь . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN  0-340-22720-6 .
  • Грёнер, Эрих (1988). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. (на немецком языке). Том V: Вспомогательные суда II: госпитальные суда, жилые суда, учебные корабли, исследовательские машины, транспортные средства портовых операций. Кобленц: Бернард и Грефе . ISBN  3-7637-4804-0 .
  • Хит, Тим и Коколин, Микела; Потерянное государство Гитлера: падение Пруссии и трагедия Вильгельма Густлофа (Pen and Sword Military, 2020).
  • Каппес, Ирвин Дж.; Величайшая морская катастрофа в истории... и почему вы, вероятно, никогда о ней не слышали. Архивировано 28 августа 2011 года в Wayback Machine , 2003 год.
  • Лея, Майкл; Die letzte Fahrt der «Wilhelm Gustloff» ; ZDF (1 августа 2005 г.) сообщает, что более ранние оценки примерно в 6000 утонувших были пересмотрены более поздними источниками в сторону увеличения до примерно 9300. Статья на немецком языке.
  • Мурхаус, Роджер; Корабль судьбы: История теплохода «Вильгельм Густлофф» (независимое издание, 2018).
  • Нивен, Билл; «Хороший капитан и плохой капитан: «Die Gustloff» Йозефа Вильсмайера и эрозия сложности» в журнале German Politics & Society Vol. 26, № 4 (89), Специальный выпуск: Динамика памяти в Германии XXI века (зима 2008 г.), стр. 82–98.
  • Пайпс, Джейсон; Мемориал Вильгельму Густлову .
  • Принс, Кэтрин Дж.; Смерть на Балтике: затопление корабля «Вильгельм Густлофф» во время Второй мировой войны (St. Martin's Press, 2013).
  • Отлично, Хайнц; Катастрофа Густлова (Motorbuch Verlag, Штутгарт, 2002 г.).
  • Селлвуд, А.В.; Проклятые не тонут (TBS The Book Service Ltd, Лондон, 1974).
  • Уильямс, Дэвид; Катастрофы военного времени на море (Patrick Stephens Limited, Nr Yeovil, Великобритания, 1997) ISBN   1-85260-565-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

55 ° 04'22 "N 17 ° 25'17" E  /  55,0729 ° N 17,4213 ° E  / 55,0729; 17.4213

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aca97a50ac30d296275872d3055f3c0b__1719266160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/0b/aca97a50ac30d296275872d3055f3c0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
MV Wilhelm Gustloff - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)