Генерал СС фон Штойбен
54 ° 41' с.ш. 16 ° 51' в.д. / 54,683 ° с.ш. 16,850 ° в.д.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |
![]() Генерал СС фон Штойбен
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() ![]() | |
Имя |
|
Тезка | Фридрих Вильгельм фон Штойбен |
Владелец | Северо-Германский Ллойд |
Строитель | AG Vulcan Штеттин , Германия |
Запущен | 1922 |
Первое путешествие | 23 июня 1923 г. |
В эксплуатации | 23 июня 1923 г. |
Не работает | 10 февраля 1945 г. |
Переименован | 1930 |
Судьба | Потоплен, 10 февраля 1945 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Пассажирское судно |
Тоннаж | 14 660 регистровых тонн брутто |
Длина | 168 м |
Луч | 19,8 м |
колоды | 6 |
Движение | Паропоршневой, выхлопная турбина, сдвоенные гребные винты |
Скорость | 16 узлов |
Емкость | 793 (214 салонного класса, 358 туристического класса, 221 третьего класса) |
SS General von Steuben — немецкий пассажирский лайнер , а затем вооруженный транспортный корабль затонувший ВМС Германии, в Балтийском море во время Второй мировой войны . Он был спущен на воду в 1923 году как «Мюнхен» (в честь немецкого города , иногда называемого «Мюнхен» ), переименован в «Генерал фон Штойбен» в 1930 году (в честь знаменитого немецкого офицера, участвовавшего в американской войне за независимость ), и переименован в Штойбен в 1938 году.
Во время Великой Отечественной войны корабль служил судном для размещения войск, а с 1944 года — как вооруженный транспорт. 10 февраля 1945 года при эвакуации немецких военнослужащих, раненых солдат и гражданских беженцев во время операции «Ганнибал» корабль был торпедирован советской подводной лодкой С-13 и затонул. По оценкам, в результате затопления погибло 4000 человек.
Ранняя история
[ редактировать ]
В 1923 году «Мюнхен» стал первым немецким трансатлантическим пассажирским лайнером, спущенным на воду, а также первым, вошедшим в гавань Нью-Йорка после окончания Первой мировой войны. Он прибыл в июле 1923 года в свой первый трансатлантический рейс. [ 1 ]
1930 год: пожар и затопление
[ редактировать ]11 февраля 1930 года, после того как «Мюнхен» пришвартовался в Нью-Йорке и высадил пассажиров и большую часть своего экипажа из рейса из Бремена , Германия, в шкафчике для краски на борту вспыхнул пожар, который быстро распространился на другой складской отсек. В результате мощного пожара и взрыва сработало пять сигналов тревоги , и все пожарное оборудование города было отправлено на горящий корабль. Пожар не удалось контролировать, и корабль затонул рядом с причалом, к которому он пришвартовался. [ 1 ]
В ходе одной из крупнейших операций по спасению судов своего времени «Мюнхен» был поднят, отбуксирован в сухой док , отремонтирован и возвращен в строй. [ 2 ] Вскоре после этого владелец корабля переименовал его в генерала фон Штойбена. [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Корабль, ныне называющийся Штойбен , был введен в эксплуатацию в 1939 году как жилой корабль Кригсмарине . В 1944 году его использовали в качестве вооруженного транспортного корабля, доставляющего немецкие войска в порты восточной Балтики и возвращающего раненых в Киль .
Операция Ганнибал
[ редактировать ]Вместе с « Вильгельмом Густловом» и многими другими судами «Штойбен» участвовал в крупнейшей морской эвакуации в наше время. Эвакуация операции «Ганнибал» превзошла британскую эвакуацию в Дюнкерке как по масштабу операции, так и по количеству эвакуированных людей.
К началу января 1945 года гросс-адмирал Карл Дёниц понял, что Германия вскоре будет побеждена. Желая спасти своих подводников, он 23 января 1945 года передал по радио закодированное сообщение в на Балтийском море порт Готенхафен (польский город и порт Гдыня , находящийся под немецкой оккупацией) об эвакуации на Запад под кодовым названием «Операция Ганнибал» .
В то время подводники проходили обучение и размещались на кораблях, плававших в портах Балтики, большинство из которых находились в Готенхафене. Среди кораблей были «Дойчланд» , «Гамбург» , «Ганза» и «Вильгельм Густлофф» .
Несмотря на потери, понесенные во время операции, более двух миллионов человек были эвакуированы перед наступлением Красной Армии в Восточную Пруссию и Данциг (ныне Гданьск, Польша ).
Зимой 1945 года беженцы из Восточной Пруссии направились на запад, подальше от города Кенигсберг , опережая советское наступление в страны Балтии и Восточную Пруссию. Тысячи людей бежали в балтийский порт Пиллау (ныне Балтийск , Россия), надеясь сесть на корабли, которые доставят их в относительную безопасность Западной Германии. Штойбен был частью флота, посланного для этой цели.
Последнее путешествие
[ редактировать ]9 февраля 1945 года 14 660-тонный «Штойбен» отплыл из Пиллау, недалеко от Кенигсберга на побережье Балтийского моря, в Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце , Польша). В официальных отчетах указано 2800 раненых немецких солдат; 800 гражданских лиц; 100 вернувшихся солдат; 270 военно-морских медицинских работников (включая врачей, медсестер и вспомогательный персонал); 12 медсестер из Пиллау; 64 экипажа корабельных зенитных орудий, 61 военнослужащий, радисты, связисты, механизаторы и администраторы, а также 160 членов экипажа торгового флота, всего на борту 4267 человек. [ 4 ] Из-за быстрой эвакуации перед наступлением Красной Армии многие беженцы из Восточной Германии и Балтии поднялись на борт « Штойбена» без регистрации, в результате чего число находившихся на борту примерно до 5200 человек.
Незадолго до полуночи 9 февраля советская подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско выпустила две торпеды с интервалом в 14 секунд по Штойбену ; оба попали в ее правого борта носовую часть , чуть ниже мостика , где спали многие члены экипажа. Большинство из них погибли от попадания торпед. По словам выживших, « Штойбен» затонул носом и сильно накренился на правый борт, прежде чем сделать последний прыжок примерно через 20 минут после попадания торпеды. По оценкам, в результате затопления погибло 4500 человек. Немецкий миноносец Т-196 поспешно подъехал к Штойбену затонувшему ; его команда вытащила около 300 выживших прямо с наклонной палубы Штойбена и доставила их в Кольберг в Померании (сегодня Колобжег , Польша). Всего с « Штойбена» было спасено 650 человек .
Крушение
[ редактировать ]
Steuben был Затонувший корабль обнаружен и опознан в мае 2004 года ВМС Польши гидрографическим судном ORP Arctowski . Изображения и графика появились в статье National Geographic за 2005 год . [ 5 ]
Обломок лежит на левом борту на глубине около 70 метров (230 футов), а глубина корпуса достигает 50 метров (160 футов). На момент обнаружения корабль был практически неповрежденным.
В июле 2021 года немецкий новостной журнал Der Spiegel сообщил, что затонувший корабль был разграблен и серьезно поврежден. Место крушения является официальным военным захоронением , и вход туда запрещен. В соответствии с международными договорами затонувший корабль остается собственностью немецкого государства, но ответственность за его защиту несет Польша. [ 6 ] За последнее десятилетие грабежи стали одной из главных причин ухудшения состояния кораблекрушений в Балтийском море. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Кап Аркона
- Iosif Stalin
- Гойя
- Германия
- Тильбек
- М.В. Вильгельм Густлофф
- Армения
- Список по числу погибших кораблей, потопленных подводными лодками
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (река Гудзон), лайнер MUENCHEN Fire». Архивировано 20 июля 2017 года в Wayback Machine Associated Press , 11 февраля 1930 года.
- ^ «Корабль, который вернулся к жизни» , «Популярная механика» , июнь 1930 г.
- ^ Гросс, Пол (30 апреля 2017 г.). Морская война на Балтике 1939-1945 гг . Издательство Сифорт. п. 473. ИСБН 9781526700025 . Проверено 23 февраля 2018 г.
- ^ Кобургер, Чарльз В., Стальные корабли, железные кресты и беженцы , Praeger Publishers, Нью-Йорк, 1989, стр.7. Кобургер также отмечает, что другие столь же надежные источники оценивают общее количество отправленных судов в 3300 человек.
- ^ Марцин Ямковски [автор] и Кристоф Геригк [фотограф], (2005, февраль), Найден корабль-призрак, National Geographic 207 (2), 32–51. См. примечание в разделе «Ссылки».
- ^ Сольвейг Гроте (10 июля 2021 г.), Die Baltische Titanic [ Балтийский Титаник ] (на немецком языке), Der Spiegel, стр. 46–48.
- ^ Михаэль Кирштейн (26 августа 2021 г.), «Мародерство и кислород: вот причины плохого состояния многих затонувших кораблей в Балтийском море», shz.de (на немецком языке)
Ссылки
[ редактировать ]- краткий технический паспорт парохода «Генерал фон Штойбен»
- National Geographic История Журнал National Geographic , февраль 2005 г., Марцин Ямковски
- Уильямс, Дэвид, Военные катастрофы на море , Патрик Стивенс Лтд., Йовил, Великобритания, 1997, с. 228.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- корабли 1922 года
- Корабли, построенные в Штеттине
- Торговые суда Германии
- Пароходы Германии
- Морские инциденты 1930 года
- Пассажирские корабли Германии времен Второй мировой войны
- Вспомогательные корабли Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- Корабли, потопленные советскими подводными лодками
- Отношения Германии и Советского Союза
- Морские инциденты в феврале 1945 г.
- Корабли Северо-Германского Ллойда
- Вспомогательные корабли Кригсмарине
- Кораблекрушения Польши